СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Это мое выступление на педагогическом совете из опыта работы

Просмотр содержимого документа
«Педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя»

Педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя  Пахолкина Людмила Александровна,  учитель иностранных языков  МБОУ «Лицей №1 им. академика  Б.Н.Петрова» г. Смоленска  3 ноября 2015 года

Педагогический анализ урока как средство повышения педагогического мастерства учителя

Пахолкина Людмила Александровна,

учитель иностранных языков

МБОУ «Лицей №1 им. академика

Б.Н.Петрова» г. Смоленска

3 ноября 2015 года

Профессиональная компетентность: совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.

Профессиональная компетентность:

  • совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Профессионально компетентный учитель:  на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность, педагогическое общение, достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.

Профессионально компетентный учитель:

  • на достаточно высоком уровне осуществляет педагогическую деятельность,
  • педагогическое общение,
  • достигает стабильно высоких результатов в обучении и воспитании учащихся.
Развитие профессиональной компетентности –  это развитие творческой индивидуальности, формирование восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде. От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Развитие профессиональной компетентности –

  • это развитие творческой индивидуальности,
  • формирование восприимчивости к педагогическим инновациям,
  • способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
  • От профессионального уровня педагога напрямую зависит социально-экономическое и духовное развитие общества.

Примерная схема самоанализа урока .

  • 1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе. Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки.
  • 2. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся данного класса. Какие особенности учащихся были учтены при планировании урока. Была ли опора на диагностику общеучебных, специальных умений.
  • 3. Какие задачи я решаю на уроке, были ли они решены:
  • а) Общеобразовательные
  • б) Воспитательные
  • в) Развивающие
  • Какие задачи были главными, стержневыми и как при этом учитывались особенности класса и отдельных групп школьников.
  • 4. Рациональность выбранной структуры урока. Рациональность распределения времени для опроса, изучения нового материала, закрепления, разбора домашнего задания. Логическая связь между различными этапами урока.
  • 5. На каком содержании (понятиях, идеях, положениях, фактах) делается главный акцент на уроке и почему? Выделен ли ясно и чётко объект прочного усвоения, чтобы дети не потерялись в объеме второстепенного?
  • 6. Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала.
  • 7. Как был организован контроль усвоения знаний, умений, навыков учащихся. В каких нормах, и какими методами он осуществлялся.
  • 8. Как использовался на уроке учебный кабинет и его возможности. Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности.
  • 9. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока.
  • 10. Как на уроке поддерживалась психологическая атмосфера, в чём конкретно проявилась культура общения учителя с классом.
  • 11. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки.
  • 12. Какие были продуманны запасные ходы для непредвиденных ситуаций. Были ли предусмотрены методические варианты проведения урока.
  • 13. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи. Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?
 Типы анализа урока 1 - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы; 2 - краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества; 3 - комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока. 4 - аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.

Типы анализа урока

  • 1 - полный - проводится с целью контроля за качеством организации учебно-воспитательного процесса, для изучения стиля деятельности учителя, опыта его работы;
  • 2 - краткий - отражает основные дидактические категории, с целью общей оценки его качества;
  • 3 - комплексный - предполагает всестороннее рассмотрение в единстве и взаимосвязи целей, содержания, методов и форм организации урока.
  • 4 - аспектный - используется при необходимости более глубокого рассмотрения какой-то одной стороны урока с целью выявления недостатков или установления эффективности отдельных приемов деятельности учителя.
Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения) Психологический анализ предполагает изучение главным образом психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учащихся Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся. Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся Анализирующий рассматривает совокупность приемов и методов деятельности учителя и учащихся
  • Дидактический анализ предполагает анализ урока по основным дидактическим категориям (постановка целей урока, соблюдение дидактических принципов, логики учебного материала, логики процесса обучения, применения средств и методов обучения)
  • Психологический анализ предполагает изучение главным образом психологического климата на уроке, отношений между учителем и учащимися, отношений между учащимися, вопросов педагогического такта учителя, степени его личного влияния на учащихся
  • Воспитательный анализ проводится с целью изучения степени воспитательного воздействия урока на учащихся.
  • Методический анализ урока предусматривает изучение деятельности учителя и учащихся
  • Анализирующий рассматривает совокупность приемов и методов деятельности учителя и учащихся
Учителя кафедры анализируют уроки, проведенные в рамках методических декад лицея, уроки и мастер-классы, проведенные на разных уровнях, они владеют анализами уроков разного типа
  • Учителя кафедры анализируют уроки, проведенные в рамках методических декад лицея, уроки и мастер-классы, проведенные на разных уровнях, они владеют анализами уроков разного типа
«Урок – это педагогическое произведение». Конечно, успех зависит от множества факторов – от знания учителем предмета и общей эрудиции, даже от человеческого обаяния, другими словами – от личности учителя. Но этого мало – нужно еще и владение методическим мастерством, тем более это необходимо учителю иностранного языка.
  • «Урок – это педагогическое произведение». Конечно, успех зависит от множества факторов – от знания учителем предмета и общей эрудиции, даже от человеческого обаяния, другими словами – от личности учителя. Но этого мало – нужно еще и владение методическим мастерством, тем более это необходимо учителю иностранного языка.
Основные пути развития профессиональной компетентности педагога   Работа в методических объединениях, творческих группах; Исследовательская , экспериментальная деятельность; Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий; Различные формы педагогической поддержки; Активное участие в педагогических конкурсах,  мастер-классах, форумах и фестивалях; Обобщение собственного педагогического опыта; Использование ИКТ.

Основные пути развития профессиональной компетентности педагога

  • Работа в методических объединениях, творческих группах;
  • Исследовательская , экспериментальная деятельность;
  • Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
  • Различные формы педагогической поддержки;
  • Активное участие в педагогических конкурсах,
  • мастер-классах, форумах и фестивалях;
  • Обобщение собственного педагогического опыта;
  • Использование ИКТ.