Педагогический опыт. Формы, методы, технологии обобщения и презентации педагогического опыта
Мастерство, эрудиция, опыт, качество никогда не приходят сами собой. Качество – всегда результат количества – прочитанного, осмысленного, проверенного на практике.
Педагог в современную эпоху не может работать, руководствуясь лишь собственной интуицией и опытом.
Накопленный опыт, если он не сочетается с повседневным самообразованием, повышением педагогической эрудиции, овладением новыми знаниями, может со временем стать тормозом на пути к требованиям, предъявляемым жизнью.
Изучение и обобщение педагогического опыта – вид методической деятельности, предполагающий выбор и изучение какого-либо конкретного опыта, осмысление, анализ и обоснование, обобщенное систематизированное его описание.
Выделяют три основных подхода в трактовке педагогического опыта:
как образец хорошей работы;
как деятельность, воплощающая в жизнь выводы научных исследований, благодаря чему достигаются принципиально новые результаты;
как новаторство с его педагогическими находками, открытиями нового, оригинального знания.
То есть обобщить опыт своей работы могут педагоги, имеющие любой стаж работы.
Педагогический опыт:
Одно из высших проявлений педагогической культуры
Состоявшаяся практика в различных формах
Средство фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности повышения эффективности образовательного процесса
Средство целенаправленного повышения эффективности образовательного процесса
Понятия «педагогический опыт» и "передовой педагогический опыт"
К передовому педагогическому опыту в более узком смысле относят такую практику, которая содержит в себе элементы творческого поиска, новизны, оригинальности, то, что иначе называется новаторством.
Между простым мастерством и новаторством часто бывает трудно провести границу, потому что, овладев известными в науке принципами и методами, педагог обычно не останавливается на достигнутом. Находя и используя всё новые и новые оригинальные приёмы или по-новому, эффективно сочетая старые, педагог-мастер постепенно становится подлинным новатором. Из этого следует, что распространять и внедрять в практику нужно любой положительный опыт, но особенно глубоко и всесторонне анализировать, обобщать и распространять опыт педагогов-новаторов.
В педагогическом словаре под редакцией Г.М. Коджаспирова педагогический опыт определяется как "активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учётом конкретных условий, особенностей детей, детского коллектива и собственной личности; передовой опыт характеризуется тем, что педагог получает лучшие результаты за счёт усовершенствования имеющихся средств, оптимальной организации педагогического процесса.
Классификация передового педагогического опыта:
Комплексный (взята за основу широта содержания)
Коллективный, групповой и индивидуальный, в зависимости от того, кто является его автором.
Дающий высокие результаты по признаку эффективности
Исследовательский, частично поисковый, репродуктивный - определяется по степени новизны. поисковом опыте вносятся элементы нового в известный опыт., исследовательский (новаторский) - это когда педагог предполагает новые пути решения учебно-воспитательных задач, экспериментально доказывая их.
Эмпирический, научно-теоретический - определяется по степени научной обоснованности
Психолого-педагогический, практический - определяется по характеру научной обоснованности.
Длительный, кратковременный - по продолжительности во времени
Классификация передового педагогического опыта
0. профессию лучше оставить
1. педагог – стажер (после ВУЗа)
2. педагог
3. педагог – мастер
4. педагог – новатор
5.Педагог – исследователь
6. Педагог – суперпрофессионал
Критерии (показатели) отбора передового педагогического опыта
Первым важным признаком или критерием ППО является его соответствие тенденциям общественного развития, социальному заказу. Передовые педагоги чутко реагируют на требования общества к обучению и воспитанию подрастающего поколения и находят эффективные пути совершенствования, модернизации педагогического процесса в соответствии с этими требованиями. Новизна (её уровень может быть различным)
Второй признак ППО - высокая результативность и эффективность педагогической деятельности. ППО должен давать "обильный урожай", высокое качество знаний, значительные сдвиги в уровне воспитанности, в общем, и специальном развитии детей. Причём результаты педагогов должны существенно отличаться по качеству при сравнении с результатами массового опыта деятельности педагогов и коллективов
Третий показатель ППО - оптимальное расходование сил и средств педагогов и детей для достижения устойчивых положительных результатов обучения, воспитания и развития.
Четвёртый показатель ППО - стабильность результатов учебно-воспитательного процесса. Сохранение заданного уровня результатов при изменяющихся условиях, а также достижение положительных результатов на протяжении достаточно длительного времени.
Не следует увлекаться поисками только «ультранового», педагогических новаций и проходить мимо обычной добросовестной работы педагогов, своих коллег, секрет успеха которых в систематическом воплощении важнейших дидактических и методических принципов и правил, как традиционных, так и новых.
Педагог, не создавший нового, но грамотно и эффективно использовавший ранее достигнутое, может служить образцом для подражания и быть передовым для тех, кто не достиг еще требуемого уровня в своей работе.
Опираясь на опыт других, нужно искать самим, в поиске рождается своя система работы, не скопированная. Самое опасное – это формализм, а простая «пересадка» чужого опыта, его механическое перенесение на свою почву в конечном итоге приведёт к его отторжению. Поэтому при использовании чужого опыта необходима избирательность, внесение своего, учет имеющихся условий и внесение изменений под эти условия.
При этом двигаясь в ногу со временем, применяя новые технологии, не следует разрушать старого, именно того, что многократно себя оправдало.
Работа по изучению, обобщению и распространению ППО - это не временная кампания, не эпизодическое мероприятие, проводимое раз в году в виде педагогических чтений, а обязательный элемент повседневной деятельности педагогов.
Поскольку от правильной постановки этого дела в значительной степени зависит эффективность и качество работы всего ОУ, его нельзя пускать на самотёк, а необходимо осуществлять "поэтапно", в определённой последовательности.
Основные этапы работы по изучению и обобщению ППО (по Р.Г. Амосову):
Определить цель изучения опыта
Сопоставить план изучения опыта
Выдвинуть гипотезу, объясняющую продуктивность данного опыта
Зафиксировать все условия, в которых развивается процесс
Обобщить сходные формы ППО и выведение достоверных количественных и качественных характеристик
Провести анализ полученных результатов, учёт вклада в полученный результат всех звеньев образовательного процесса.
Первое, с чего следует начать обобщение педагогического опыта нужно определиться с выбором темы. Возьмите ту, которая на ваш взгляд более важная и полезная, по которой у вас больше всего материалов (наглядные пособия, методические разработки и т.д.). Поэтому очень важно сохранять и накапливать материалы, отражающие опыт Вашей работы: планы, конспекты, дидактические пособия, анкеты обучающихся, свои наблюдения за духовным развитием обучающихся и т.п.
Тема должна быть сформулирована конкретно, с использованием корректных педагогических и психологических терминов.
Затем необходимо определиться с формой, в которой будет представлен ваш опыт.
Выделяются три вида обобщения педагогического опыта: рассказ, показ, описание. Наибольшее затруднение у педагогов-практиков вызывает описание своего педагогического опыта: подготовка требует более длительного времени, больше требований предъявляется к письменному варианту, чем к устному изложению. Описание - наиболее высокий, аналитический уровень обобщения.
Формы обобщения и распространения:
доклад (на ПЦК, педсовете, педчтениях и т.д.);
статья (в журнале, сборниках и т.д.);
наглядные формы (проведение мастер-классов, открытых занятий, массовых мероприятий);
рабочие планы, конспекты занятий с методическими выводами;
отчёт об опытно – экспериментальной работе (если она ведётся);
тематическая выставка методических материалов из опыта работы (стенды, альбомы, дидактические материалы, наглядные пособия).
Опыт и мастерство.
Педагогическое мастерство – высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей, добивающемуся с помощью системы педагогических средств наилучших результатов в обучении, развитии и воспитании обучающихся
ОСНОВНЫЕ КРИТЕРИИ - ПОКАЗАТЕЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА
Уверенное владение современными методами, формами и средствами воспитания и обучения
Умение убеждать, словом и делом
Собственный стиль педагогической деятельности
Требовательность, справедливость, доброжелательность
Умение устанавливать и поддерживать нормальные взаимоотношения с обучающимися
Высокий уровень педагогической техники
Педагогический такт
Развитое чувство нового, постоянная творческая активность