Результаты изучения предмета «Литература»
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования предметными результатами изучения предмета «Литература» являются:
осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, как в способе своего эстетического и интеллектуального удовлетворения;
восприятие литературы как одной из основных культурных ценностей народа (отражающей его менталитет, историю, мировосприятие) и человечества (содержащей смыслы, важные для человечества в целом);
обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;
воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать свое мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развернутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать свое досуговое чтение;
развитие способности понимать литературные художественные произведения, воплощающие разные этнокультурные традиции;
овладение процедурами эстетического и смыслового анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т. п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отраженную в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.
Конкретизируя эти общие результаты, обозначим наиболее важные предметные умения, формируемые у обучающихся в результате освоения программы по литературе основной школы (в скобках указаны классы, когда эти умения стоит активно формировать; в этих классах можно уже проводить контроль сформированности этих умений):
определять тему и основную мысль произведения (5–6 кл.);
владеть различными видами пересказа (5–6 кл.), пересказывать сюжет; выявлять особенности композиции, основной конфликт, вычленять фабулу (6–7 кл.);
характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики (5–6 кл.); оценивать систему персонажей (6–7 кл.);
находить основные изобразительно-выразительные средства, характерные для творческой манеры писателя, определять их художественные функции (5–7 кл.); выявлять особенности языка и стиля писателя (7–9 кл.);
определять родо-жанровую специфику художественного произведения (5–9 кл.);
объяснять свое понимание нравственно-философской, социально-исторической и эстетической проблематики произведений (7–9 кл.);
выделять в произведениях элементы художественной формы и обнаруживать связи между ними (5–7 кл.), постепенно переходя к анализу текста; анализировать литературные произведения разных жанров (8–9 кл.);
выявлять и осмыслять формы авторской оценки героев, событий, характер авторских взаимоотношений с «читателем» как адресатом произведения (в каждом классе – на своем уровне);
пользоваться основными теоретико-литературными терминами и понятиями (в каждом классе – умение пользоваться терминами, изученными в этом и предыдущих классах) как инструментом анализа и интерпретации художественного текста;
представлять развернутый устный или письменный ответ на поставленные вопросы (в каждом классе – на своем уровне); вести учебные дискуссии (7–9 кл.);
собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, тезисного плана, конспекта, доклада, написания аннотации, сочинения, эссе, литературно-творческой работы, создания проекта на заранее объявленную или самостоятельно/под руководством учителя выбранную литературную или публицистическую тему, для организации дискуссии (в каждом классе – на своем уровне);
выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения (в каждом классе – на своем уровне);
выразительно читать с листа и наизусть произведения/фрагменты
произведений художественной литературы, передавая личное отношение к произведению (5-9 класс);
ориентироваться в информационном образовательном пространстве: работать с энциклопедиями, словарями, справочниками, специальной литературой (5–9 кл.); пользоваться каталогами библиотек, библиографическими указателями, системой поиска в Интернете (5–9 кл.) (в каждом классе – на своем уровне).
В результате изучения литературы на необходимом (базовом) уровне ученик должен:
– осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения, сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
– выделять нравственную проблематику фольклорных текстов как основу для развития представлений о нравственном идеале народа, для формирования представлений о русском национальном характере;
– видеть черты русского национального характера в героях русских сказок и былин, видеть черты национального характера других народов в героях народного эпоса;
– выбирать фольклорные произведения для самостоятельного чтения;
– использовать малые фольклорные жанры в своих устных и письменных высказываниях;
– выразительно читать сказки и былины, соблюдая соответствующую интонацию «устного высказывания»;
– пересказывать сказки, используя в своей речи художественные приёмы, характерные для народных сказок;
– выявлять в сказках характерные художественные приемы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной;
– осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания;
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ, интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своё отношение к ней, и на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других искусствах;
На повышенном уровне:
– сравнивать сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
– сочинять сказку (в том числе и по пословице), былину и/или придумывать сюжетные линии;
– сравнивать произведения героического эпоса разных народов, определять черты национального характера;
– выбирать произведения устного народного творчества разных народов для самостоятельного чтения, руководствуясь конкретными целевыми установками;
– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и оформлять её результаты в разных форматах (работа исследовательского характера, реферат, проект).
Содержание тем учебного курса
Введение
Писатели о роли книги в жизни человека. Книга как духовное завещание одного поколения другому. Структурные элементы книги (обложка, титул, форзац, сноски, оглавление); создатели книги (автор, художник, редактор, корректор, наборщик). Учебник литературы и работа с ним.
Устное народное творчество
Фольклор – коллективное устное народное творчество. Преображение действительности в духе народных идеалов. Вариативная природа фольклора. Исполнители фольклорных произведений. Коллективное и индивидуальное в фольклоре. Малые жанры фольклора. Детский фольклор (колыбельные песни, пестушки, приговорки, скороговорки, загадки)
Теория литературы. Фольклор. Устное народное творчество (развитие представлений).
Русские народные сказки
Сказки как вид народной прозы. Сказки о животных, волшебные, бытовые. Нравоучительный и философский характер сказок.
«Царевна-лягушка». Народная мораль в характере и поступках героев. Образ невесты-волшебницы… Иван-царевич – победитель житейских невзгод. Животные-помощники. Особая роль чудесных противников – Бабы-яги, Кощея Бессмертного. Поэтика волшебной сказки. Связь сказочных формул с древними мифами. Фантастика в волшебной сказке.
«Иван - крестьянский сын и чудо-юдо». Волшебная богатырская сказка героического содержания. Тема мирного труда и защиты родной земли. Иван – крестьянский сын как выразитель основной мысли сказки. Нравственное превосходство главного героя.герои сказки в оценке автора-народа. Особенности жанра.
«Журавль и цапля», «Солдатская шинель» - народное представление о справедливости, добре и зле в сказках о животных и бытовых сказках.
Теория литературы. Сказка. Виды сказок (закрепление представлений). Постоянные эпитеты. Гипербола (начальное представление). Сказочные формулы. Вариативность народных сказок (начальное представление). Сравнение.
Из древнерусской литературы
Начало письменности у восточных славян и возникновение древнерусской литературы. Культурные и литературные связи Руси с Византией. Древнехристианская книжность на Руси.
«Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Отзвуки фольклора в летописи. Герои старинных «Повестей…» и их подвиги во имя мира на родной земле.
Теория литературы. Летопись (начальное представление).
Из литературы XVIII века
Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ о жизни писателя. Ломоносов – ученый, поэт, художник, гражданин.
«Случились вместе два астронома в пиру…» - научные истины в поэтической форме. Юмор стихотворения.
Теория литературы. Роды литературы: эпос, лирика, драма. Жанры литературы (начальное представление).
Из литературы XIX века
Русские басни.
Жанр басни. Истоки басенного жанра (Эзоп, Лафонтен, русские баснописцы XVIII века).
Иван Андреевич Крылов. Краткий рассказ о баснописце. «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Свинья под дубом». Осмеяние пороков – грубой силы, жадности, неблагодарности, хитрости. «Волк на псарне» - отражение исторических событий в басне; патриотическая позиция автора.
Рассказ и мораль в басне. Аллегория. Выразительное чтение басен (инсценирование).
Теория литературы. Басня (развитие представления), аллегория (начальное представление), понятие об эзоповом языке.
Василий Андреевич Жуковский. Краткий рассказ о поэте.
«Спящая царевна». Сходные и различные черты сказки Жуковского и народной сказки. Герои литературной сказки, особенности сюжета.
«Кубок». Благородство и жестокость. Герои баллады.
Теория литературы. Баллада (начальное представление).
Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ о жизни поэта (детство, годы учения).
Стихотворение «Няне» - поэтизация образа няни; мотивы одиночества и грусти, скрашиваемые любовью няни, её сказками и песнями.
«У лукоморья дуб зеленый…». Пролог к поэме «Руслан и Людмила» - собирательная картина сюжетов, образов и событий народных сказок, мотивы и сюжеты пушкинского произведения.
«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» - её истоки (сопоставление с русским народными сказками, сказкой Жуковского «Спящая царевна», со сказками братьев Гримм; «бродячие сюжеты»). Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица и царевна, мачеха и падчерица. Помощники царевны. Елисей и богатыри. Соколко. Сходство и различие литературной пушкинской сказки и сказки народной. Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом, гармоничность положительных героев. Поэтичность, музыкальность пушкинской сказки.
Теория литературы. Лирическое послание (начальные представления). Пролог (начальные представления).
Антоний Погорельский. «Черная курица, или Подземные жители». Сказочно-условное, фантастическое и достоверно-реальное в литературной сказке. Нравоучительное содержание и причудливый сюжет произведения.
Теория литературы. Литературная сказка (начальные представления). Стихотворная и прозаическая речь. Ритм, рифма, способы рифмовки. «Бродячие сюжеты» сказок разных народов.
Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о поэте.
«Бородино» - отклик на 25-летнюю годовщину Бородинского сражения (1837). Историческая основа стихотворения. Воспроизведение исторического события устами рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с патриотическим пафосом стихотворения.
Теория литературы. Сравнение, гипербола, эпитет (развитие представлений), метафора, звукопись, аллитерация (начальное представление).
Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе.
«Заколдованное место» - повесть из книги «Вечера на хуторе близ Диканьки». Поэтизация народной жизни, народных преданий, сочетание светлого и мрачного, комического и лирического, реального и фантастического.
«Ночь перед Рождеством». (Для внеклассного чтения). Поэтические картины народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Фольклорные мотивы в создании образов героев. Изображение конфликта темных и светлых сил.
Теория литературы. Фантастика (развитие представлений). Юмор (развитие представлений).
Николай Алексеевич Некрасов. Краткий рассказ о поэте.
«На Волге». Картины природы. Раздумья поэта о судьбе народа. Вера в потенциальные силы народ, лучшую его судьбу. (Для внеклассного чтения).
«Есть женщины в русских селеньях…». Поэтический образ русской женщины.
Стихотворение «Крестьянские дети». Картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, приобщение к труду взрослых. Мир детства – короткая пора в жизни крестьянина. Речевая характеристика персонажей.
Теория литературы. Эпитет (развитие представлений).
Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (детство и начало литературной деятельности).
«Муму» - повествование о жизни в эпоху крепостного права. Духовные и нравственные качества Герасима: сила, достоинство, сострадание к окружающим, великодушие, трудолюбие. Немота главного героя – символ немого протеста крепостных.
Теория литературы. Портрет, пейзаж (начальное представление). Литературный герой (начальное представление).
Афанасий Афанасьевич Фет. Краткий рассказ о поэте. Стихотворение «Весенний дождь» - радостная, яркая, полная движения картина весенней природы. Краски, звуки, запахи как воплощение красоты жизни.
Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе.
«Кавказский пленник». Бессмысленность и жестокость национальной вражды. Жилин и Костылин – два разных характера, две разные судьбы. Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов.
Теория литературы. Сравнение (развитие представлений). Сюжет (начальное представление).
Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе.
«Хирургия» - осмеяние глупости и невежества героев рассказа. Юмор ситуации. Речь персонажей как средство их характеристики.
Теория литературы. Юмор (развитие представлений), речевая характеристика персонажей (начальные представления). Речь героев как средство создания комической ситуации.
Поэты XIX века о Родине и родной природе
Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится», «Как весел грохот летних бурь», «Есть в осени первоначальной»; А.Н. Плещеев «Весна», И.С. Никитин «Утро», «Зимняя ночь в деревне»; А.Н. Майков «Ласточки»; И.З. Суриков «Зима». Выразительное чтение наизусть стихотворений (по выбору учителя и учащихся).
Теория литературы. Стихотворный ритм как средство передачи эмоционального состояния, настроения.
Из литературы XX века
Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе.
«Косцы». Восприятие прекрасного. Эстетическое и этическое в рассказе. Кровное родство героев с бескрайними просторами русской земли, душевным складом песен и сказок. Рассказ «Косцы» как поэтическое воспоминание о Родине. Рассказ «Подснежник». (Для внеклассного чтения.) Тема исторического прошлого России. Праздники и будни в жизни главного героя.
Владимир Галактионович Короленко. Краткий рассказ о писателе.
«В дурном обществе». Жизнь детей из благополучной и обездоленной семей. Их общение. Доброта и сострадание героев повести. Образ серого сонного города. Равнодушие окружающих людей к беднякам. Вася, Валек, Маруся, Тыбурций. Отец и сын. Размышления героев. Взаимопонимание – основа отношений в семье.
Теория литературы. Портрет (развитие представлений). Композиция литературного произведения (начальное представление).
Сергей Александрович Есенин. Рассказ о поэте. Стихотворение «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» - поэтическое изображение родной природы. Образы малой родины, родных людей как изначальный исток образа Родины, России. Своеобразие языка есенинской лирики.
Русская литературная сказка ХХ века (обзор)
Павел Петрович Бажов. Краткий рассказ о писателе.
«Медной горы Хозяйка». Реальность и фантастика. Честность, добросовестность, трудолюбие и талант главного героя. Стремление к совершенному мастерству. Тайны мастерства. Своеобразие языка, интонации сказа.
Теория литературы. Сказ как жанр литературы (начальное представление). Сказ и сказка (общее и различное).
Константин Георгиевич Паустовский. Краткий рассказ о писателе.
«Теплый хлеб», «Заячьи лапы». Доброта и сострадание, реальное и фантастическое в сказках Паустовского.
Самуил Яковлевич Маршак. Краткий рассказ о писателе.
«Двенадцать месяцев» - пьеса-сказка. Положительные и отрицательные герои. Победа добра над злом – традиция русских народных сказок. Художественные особенности пьесы-сказки.
Теория литературы. Драма как род литературы (начальное представление). Пьеса-сказка.
Андрей Платонович Платонов. Краткий рассказ о писателе.
«Никита». Быль и фантастика. Главный герой рассказа, единство героя с природой, одухотворение природы в его воображении – жизнь как борьба добра и зла, смена радости и грусти, страдания и счастья. Оптимистическое восприятие окружающего мира.
Теория литературы. Фантастика в литературном произведении (развитие представлений).
Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе.
«Васюткино озеро». Бесстрашие, терпение, любовь к природе и ее понимание, находчивость в экстремальных обстоятельствах. Поведение героя в лесу.основные черты характера героя. «Открытие» Васюткой нового озера. Становление характера юного героя через испытания, преодоление сложных жизненных ситуаций.
Теория литературы. Автобиографичность литературного произведения (начальное представление).
«Ради жизни на Земле…»
Стихотворные произведения о войне. Патриотические подвиги в годы Великой Отечественной войны. К.М.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете»; А.Т.Твардовский «Рассказ танкиста».
Война и дети – трагическая и героическая тема произведений о Великой Отечественной войне.
Произведения о Родине и родной природе
И.Бунин «Помню долгий зимний вечер…»; А.Прокофьев «Аленушка»; Д.Кедрин «Аленушка»; Н.Рубцов «Родная деревня»; Дон Аминадо «Города и годы». Конкретные пейзажные зарисовки и обобщенный образ России. Сближение образов волшебных сказок и русской природы в лирических стихотворениях.
Писатели улыбаются
Н.А.Тэффи. «Валя» (для внеклассного чтения), Саша Черный. «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». Образы и сюжеты литературной классики как темы произведений для детей.
Теория литературы. Юмор (развитие понятия).
Из зарубежной литературы
Роберт Льюис Стивенсон. Краткий рассказ о писателе.
«Вересковый мед». Подвиг героя во имя сохранения традиций предков.
Теория литературы. Баллада (развитие представлений).
Даниэль Дефо. Краткий рассказ о писателе.
«Робинзон Крузо». Жизнь и необычайные приключения Робинзона Крузо, характер героя. Гимн неисчерпаемым возможностям человека.
Ханс Кристиан Андерсен. Краткий рассказ о писателе.
«Снежная королева». Символический смысл фантастических образов и художественных деталей в сказке. Кай и Герда. Мужественное сердце Герды. Поиски Кая. Помощники Герды (цветы, ворон, олень, Маленькая разбойница и др.). Снежная королева и Герда – противопоставление красоты внутренней и внешней. Победа добра, любви и дружбы.
Теория литературы. Художественная деталь (начальные представления).
Марк Твен. Краткий рассказ о писателе.
«Приключения Тома Сойера». Том и Гек. Дружба мальчиков. Игры, забавы, находчивость, предприимчивость. Черты характера Тома, раскрывающиеся в отношениях с друзьями. Том и Беки, их дружба. Внутренний мир героев М. Твена. Причудливое сочетание реальных жизненных проблем и игровых приключенческих ситуаций.
Изобретательность в играх – умение сделать окружающий мир интересным.
Джек Лондон. Краткий рассказ о писателе.
«Сказание о Кише» - сказание о взрослении подростка, вынужденного добывать пищу, заботиться о старших. Уважение взрослых. Характер мальчика – смелость, мужество, изобретательность, смекалка, чувство собственного достоинства – опора в трудных жизненных обстоятельствах. Мастерство писателя в поэтическом изображении жизни северного народа.
Тематическое планирование по литературе для 5 класса
№ урока | Тема | Часы |
1 | Введение. Роль книги в жизни человека. Книга и ее компоненты. Учебник литературы. Выявление уровня литературного развития учащихся в начальной школе. | 1 |
Устное народное творчество 10 ч |
2 | Устное народное творчество. Понятие о фольклоре. Детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни. | 1 |
3 | Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. «Царевна – лягушка» | 1 |
4 | «Царевна-лягушка». Иван Царевич, его противники и помощники. | 1 |
5 | Облик волшебницы Василисы Премудрой. Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки. | 1 |
6 | Художественный мир волшебной сказки. | 1 |
7 | «Иван - крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания. Особенности сюжета и героев сказки. | 1 |
8 | Образ главного героя. Особенности сюжета. Герои сказки в оценке автора – народа. | 1 |
9 | Сказки о животных. «Журавль и цапля». Народное представление о справедливости. | 1 |
10 | Бытовые сказки. «Солдатская шинель». Народные представления о добре и зле в бытовых сказках. | 1 |
11 | Р.Р. Мои любимые русские народные сказки. Обучение домашнему сочинению «Мой любимый герой народной сказки». | 1 |
Из древнерусской литературы 2 ч |
12 | Возникновение древнерусской литературы. Русское летописание. Начало письменности на Руси. «Повесть временных лет». Отзвуки фольклора в летописи. | 1 |
13 | Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Герои летописного сказания. | 1 |
Из литературы XVIII века 2 ч |
14 | Из русской литературы 18 века. Роды и жанры литературы. | 1 |
15 | М.В. Ломоносов. Стихотворение «Случились вместе два астронома в пиру…» | 1 |
Из русской литературы XIX века 43 ч |
16 | Басня как лирический жанр. Истоки басенного жанра. И.А. Крылов. Слово о баснописце. Обличение человеческих пороков в басне «Волк и Ягнёнок». Понятие об аллегории и морали. | 1 |
17 | И.А.Крылов. «Ворона и Лисица», «Свинья под дубом». Понятие об аллегории и морали. | 1 |
18 | Аллегорическое отражение исторических событий в баснях. «Волк на псарне» как басня о войне1812 года | 1 |
19 | Понятие об эзоповом языке. Конкурс инсценированной басни. | 1 |
20 | В.А. Жуковский. Слово о поэте. Жуковский – сказочник. Сказка «Спящая царевна». | 1 |
21 | В.А. Жуковский. «Спящая царевна». Сюжет и герои. Черты литературной и народной сказки. | 1 |
22 | В.А.Жуковский «Кубок». Понятие о балладе. Герои баллады. Нравственно-психологические проблемы баллады | 1 |
23 | Р.р Сопоставление сюжета и героев народной и литературной сказки. | 1 |
24 | А.С.Пушкин. Детские и лицейские годы жизни поэта. «Няне» как поэтизация образа Арины Родионовны. | 1 |
25 | Пролог к поэме «Руслан и Людмила» как собирательная картина народных сказок. | 1 |
26 | А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета сказки. | 1 |
27 | Противостояние добрых и злых сил в «Сказке о мёртвой царевне» А.С.Пушкина. | 1 |
28 | Инсценирование фрагментов сказки. Создание иллюстраций к сказке. | 1 |
29 | Р.Р. Сходство и различие литературной и народной сказки. «Бродячие сюжеты». Поэтичность и музыкальность пушкинской сказки. | 1 |
30 | Р.Р.Стихотворная и прозаическая речь. Рифма, ритм, строфа. Обучение домашнему сочинению | 1 |
31 | Вн. чт. Мои любимые сказки А.С.Пушкина. Художественный мир пушкинских сказок. | 1 |
32 | Тест с ответом на проблемный вопрос по прочитанным сказкам | |
33 | Русская литературная сказка. А.Погорельский. «Чёрная курица или подземные жители. Сюжет сказки. | 1 |
34 | Сказочно - условное, фантастическое и достоверно-реальное в сказке. | 1 |
35 | В.М.Гаршин. «Attalea Princeps». Героическое и обыденное в сказке. Пафос произведения. | 1 |
36 | Вн. чт. П. П. Ершов «Конек-горбунок» | |
37 | М.Ю.Лермонтов. Слово о поэте. «Бородино» историческая основа и патриотический пафос стихотворения. | 1 |
38 | Изобразительно-выразительные средства языка стихотворения «Бородино». | 1 |
39 | Н.В.Гоголь. Слово о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки». «Заколдованное место». Поэтизация народной жизни в повести. | 1 |
40 | Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место». Понятие о фантастике. | 1 |
41 | Вн. чт. Моя любимая повесть из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки» | 1 |
42 | Н.А.Некрасов. Слово о поэте. «На Волге». Раздумье поэта о судьбе народа. Развитие понятия об эпитете. | 1 |
43 | Н.А.Некрасов. «Есть женщины в русских селеньях…» - отрывок из поэмы «Мороз, красный нос». Поэтический образ русской женщины. | 1 |
44 | Мир детства в стихотворении «Крестьянские дети». Речевая характеристика героев. | 1 |
45 | И.С.Тургенев. Слово о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня. | 1 |
46 | Герасим и барыня. Герасим и Татьяна. | 1 |
47 | Нравственный облик Герасима. Протест Герасима против барыни и её челяди. | 1 |
48 | Нравственное превосходство Герасима. Осуждение крепостничества. | 1 |
49 | Р.Р. Тургенев – мастер портрета и пейзажа. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу «Муму». «Что воспевает Тургенев в образе Герасима?», «Друзья и враги Герасима», «В чём вина и беда барыни?» | 1 |
50 | Контрольная работа по творчеству А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова | 1 |
51 | А.А.Фет. Слово о поэте. «Весенний дождь». Обучение выразительному чтению. Природа и человек в стихотворении. | 1 |
52 | Л.Н.Толстой. Слово о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы. | 1 |
53 | Р.Р. Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев и подготовка к сочинению по рассказу. «Жилин и Костылин: разные судьбы», «Друзья и враги пленного Жилина», «Гуманистические мысли Л.Н.Толстого в рассказе «Кавказский пленник» | 1 |
54 | Р.Р. Сочинение по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». | 1 |
55 | А.П.Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ. | 1 |
56 | Р.Р. Обучение киносценарию по рассказу Чехова «Хирургия». | 1 |
57 | Вн. чт. Рассказы Антоши Чехонте. | 1 |
58 | Урок контроля. Письменные ответы или тестирование. | 1 |
Поэты XIX века о Родине и родной природе 2 ч |
59 | Лирика Ф.И.Тютчева. Стихотворный ритм как средство передачи чувств и настроений. | 1 |
60 | Урок-концерт по творчеству Ф.И.Тютчева, И.С.Никитина, А.Н.Плещеева, А.Н.Майкова, И.З.Сурикова, А.В.Кольцова | 1 |
Из литературы XX века 30 ч |
61 | И.А.Бунин. Слово о писателе. «Косцы». Восприятие прекрасного героями рассказа. | 1 |
62 | В.Г.Короленко. Слово о писателе. «В дурном обществе». Вася и его отец. Развитие их отношений. | 1 |
63 | Жизнь семьи Тыбурция. | 1 |
64 | Общение Васи с Валеком и Марусей. Доброта и сострадание героев повести. | 1 |
65 | Р.Р.Изображение города и его обитателей в повести Короленко В.Г. «В дурном обществе». Анализ портретных характеристик героев и определение их роли в повести. | 1 |
66 | Р.Р. Обучение домашнему сочинению по повести В.Г.Короленко «В дурном обществе»: «Почему Вася подружился с Валеком и Марусей»?, «Два отца: Тыбурций и судья», «Маруся и Соня: два детства» | 1 |
67 | Контрольный тест по повести с ответом на проблемный вопрос. | 1 |
68 | С.А.Есенин. Слово о поэте. Поэтическое изображение Родины и родной природы в стихотворениях «Я покинул родимый дом…», «Низкий дом с голубыми ставнями…» | 1 |
69 | Русская литературная сказка XX века (обзор)П.П.Бажов. Слово о писателе. «Медной горы Хозяйка». Трудолюбие и талант Данилы-мастера. | 1 |
70 | Образ Хозяйки Медной горы в сказе П.П.Бажова. Понятие о сказе. Сказ и сказка. | 1 |
71 | К.Г.Паустовский. Слово о писателе. Герои и их поступки в сказке «Тёплый хлеб». | 1 |
72 | Роль пейзажа в сказке К.Г. Паустовского «Тёплый хлеб». Нравственные проблемы произведения | 1 |
73 | Вн.чт. К.Г.Паустовский «Заячьи лапы». Природа и человек в произведении Паустовского К.Г. | 1 |
74 | С.Я.Маршак. Слово о писателе. Пьеса-сказка «Двенадцать месяцев». Драма как род литературы. | 1 |
75 | Положительные и отрицательные герои пьесы «Двенадцать месяцев». Столкновение добра и зла. | 1 |
76 | Р.Р. Художественные особенности пьесы-сказки. Юмор в сказке. | 1 |
77 | Р.Р. Подготовка к домашнему сочинению по пьесе-сказке С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев»: «падчерица и Королева в сказке», «Добро и зло в сказке С.Я.Маршака». | 1 |
78 | А.П.Платонов. Слово о писателе. «Никита». Быль и фантастика. | 1 |
79 | Душевный мир главного героя рассказа А.П.Платонова «Никита». Оптимистическое восприятие окружающего мира. | 1 |
80 | Урок контроля. Контрольная работа или тестирование. | 1 |
81 | В.П.Астафьев. Слово о писателе. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу. | 1 |
82 | «Открытие» Васюткой нового озера. Понятие об автобиографическом произведении. | 1 |
83 | Р.Р. Классное сочинение: «Поэтизация русской природы в литературе XX века», «Какие поступки сверстников вызывают моё восхищение?» | 1 |
84 | Русские поэты XX века о Родине и родной природе: И.А.Бунин, Дон-Аминадо | 1 |
85 | Русские поэты о родной природе: А.А.Прокофьев, Д.Б. Кедрин, Н.М.Рубцов. Образ Родины в стихах о природе. | 1 |
86 | Р.Р.Обучающее домашнее сочинение по анализу лирического произведения (на материале стихотворений русских поэтов XX века) | 1 |
87 | Саша Чёрный. Слово о писателе. Образы детей в рассказах «Кавказский пленник», «Игорь-Робинзон». | 1 |
88 | Образы и сюжеты литературной классики в произведениях Саши Чёрного. Юмор в его рассказах. | 1 |
89 | К.Симонов. Слово о поэте. «Майор привёз мальчишку на лафете». Война и дети. | 1 |
90 | А.Т.Твардовский. Слово о поэте. «Рассказ танкиста». Патриотические подвиги детей в годы Великой Отечественной войны. | 1 |
Из зарубежной литературы 15 ч |
91 | Р.Стивенсон. Слово о писателе. «Вересковый мёд». Бережное отношение к традициям предков. Развитие понятия о балладе. | 1 |
92 | Д.Дефо. Слово о писателе. «Робинзон Крузо» - произведение о силе человеческого духа. Необычайные приключения Робинзона Крузо. | 1 |
93 | Характер главного героя романа Д.Дефо «Робинзон Крузо». Гимн неисчерпаемым возможностям человека. | 1 |
94 | Х.К.Андерсен. Слово о писателе. «Снежная королева»: реальное и фантастическое в сказке. Кай и Герда. | 1 |
95 | В поисках Кая. Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини | 1 |
96 | Р.Р. Любимые сказки Андерсена. Подготовка к сочинению по сказкам: «Геда против Снежной Королевы», «Добро и зло в сказках Андерсена», «О чем мечтал Андерсен в своих сказках?», | 1 |
97 | Р.Р. Сочинение по сказкам Андерсена | 1 |
98 | ВН. чт. « О чём говорят цветы». Спор героев о прекрасном. | 1 |
99 | М.Твен. Слово о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. | 1 |
100 | Том и Гек в романе М.Твена «Приключения Тома Сойера». Том и Бекки. Внутренний мир героев М.Твена | 1 |
101 | Дж.Лондон. Слово о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. | 1 |
102 | Становление характера героя. Мастерство Дж. Лондона в изображении жизни северного народа. | 1 |
103, 104 | Проектная работа (составление электронного альбома) «Сюжеты и герои русских летописей», «М. В. Ломоносов – великий россиянин», «Герои басен И. А. Крылова в иллюстрациях», «События и герои сказок А. С. Пушкина в книжной графике», | 2 |
105 | Итоговый урок-праздник «Путешествие по стране Литературии 5класса». Выявление уровня литературного развития учащихся. Задание на лето. | 1 |