СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочное планирование по ОБЖ 8 класс

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поурочное планирование по ОБЖ 8 класс                                                                                                                                                                                                                                                                                                          \

Просмотр содержимого документа
«Поурочное планирование по ОБЖ 8 класс»

Планы уроков на весь год, на сайте http://planypofizkulture.jimdo.com/

Контакты сот. +77751084573 VK - https://vk.com/taran_310


Урок 1-4. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения.


Цель урока. Познакомить учащихся с понятиями «радиаци­онно опасный объект», «ионизирующее излучение», «радиоак­тивное загрязнение окружающей среды». Дать общее представле­ние о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека. Сформировать у учащихся понимание неизбежности развития ядерной энергетики; познакомить с политикой радиационной безопасности.

Изучаемые вопросы

1.           Радиационно опасные объекты.

2.           Возможные последствия аварии на радиационно опас­ном объекте.

3.           Влияние ионизирующего излучения на организм человека.

4.           Развитие ядерной энергетики и обеспечение радиационной безопасности.

5.           Нормы радиационной безопасности, установленные на территории России.

6.           Рекомендации специалистов МЧС России по правила поведения населения, проживающего в непосредственной близости от радиационно опасных объектов.

 

Изложение учебного материала

1.            Познакомить учащихся с особенностями радиационно опасных объектов, дать представления об ионизирующих излу­чениях. Назвать типы радиационно опасных объектов.

2.            Познакомить учащихся с классификацией тяжести ава­рий на АЭС, в основе которой лежит специальная шкала, раз­работанная МАГАТЭ. Шкала имеет 7 категорий тяжести по­следствий аварий и происшествий на АЭС и предназначена для оценки серьезности происшедшего, быстрого оповещения и выбора адекватных мер безопасности.

3. Дать информацию об ионизирующем излучении, спо­собном привести к развитию лучевой болезни. Рассказать о стадиях лучевой болезни и ее последствиях.

В заключение урока отметить, что без ядерной энергетики человечеству, вероятно, не обойтись. Поэтому в настоящее время проводятся интенсивные исследования с целью повышения безопасности реакторов АЭС, усиления средств их защиты, в том числе и от ошибочных действий обслуживающего персонала, принимаются меры повышения уровня общей культуры в области безопасности у населения, проживающего в зонах АЭС.

4. Еще раз подчеркнуть, что развитие ядерной энергетики в мире неизбежно; объяснить почему. Специально подчерк­нуть, что в режиме нормальной работы АЭС не представляют опасности для здоровья персонала и населения. Опасности при использовании ядерной энергетики возникают при авариях на АЭС. Поэтому в целях обеспечения радиационной защиты на­селения нашей страны в 1995 г. был принят Федеральный за­кон «О радиационной безопасности населения».

5. Проинформировать учащихся о нормах радиационной безопасности, установленных на территории нашей страны.

В сумме эффекты от всех естественных и искусственных ис­точников излучений в настоящее время в среднем составляют 0,25 бэр в год. Следовательно, все люди на Земле получают в среднем по 0,25 бэр в год. Это и принято за начальную точку отсчета при установлении допустимых уровней облучения ор­ганизма человека.

6.Обсудить с учащимися рекомендации специалистов МЧС России по обеспечению радиационной безопасности:

—    при проживании в непосредственной близости от радиационно опасных объектов;

—    при получении сигнала оповещения о радиационной аварии;

—    при подготовке к возможной эвакуации;

—    при проживании на радиационно-загрязненной местности.

Контрольные вопросы

1.            Какие объекты относятся к радиационно опасным?

2.            Какое событие понимается как радиационная авария?

3.            Какие вещества относятся к радиоактивным?

4.            Что такое ионизирующее излучение и каково его влияние на организм человека?

5.            Какими величинами определяется степень воздействия ионизирующего излучения на организм человека?

6.            Какими факторами можно объяснить необходимость развития ядерной энергетики?

7.            Когда и какие нормативы (допустимые пределы доз) об­лучения населения установлены в Российской Федерации?

8.            Какие меры предусмотрены в нашей стране для защиты населения в случае возникновения радиационной аварии?

9.            Что такое естественный радиационный фон?

10.     Что такое радиационная авария?

Домашнее задание

Изучите § 5.2, 5.3  учебника.

Урок 5-6. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия


Цель урока. Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека, о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости знать правила пожарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Изучаемые вопросы

1.  Значение огня в жизнедеятельности человека.

2.            Пожары в жилом секторе и их последствия.

3.            Основные причины возникновения пожаров в жилом секторе.

Изложение учебного материала

1. Используя материалы курса истории, обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества.

Овладение огнем дало человеку возможность обеспечивать свои возрастающие потребности. Огонь помог ему расселиться по Земле. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.

Сегодня невозможно представить жизнь человека без ис­пользования огня. Он нужен всюду: в домах, в школах, на заво­дах и фабриках, в сельском хозяйстве. Все блага цивилизации стали возможными благодаря освоению и умелому примене­нию могучей силы огня.

2. Прежде чем рассмотреть особенности пожаров в жилом сек­торе, дать определение пожару, поговорить о том, что пожары воз­никают, когда огонь выходит из-под контроля человека и процесс горения становится неуправляемым, неподвластным человеку.

Особенность пожаров в жилом секторе, а также в общест­венных местах (в местах массового скопления людей) — в их наибольшей опасности. Замкнутость горящих помещений и связанная с этим чрезмерная скученность людей, возможная паника, вертикальное распространение огня, ядовитые вещест­ва, выделяющиеся при горении синтетических материалов, — все это приводит к наиболее трагическим последствиям.

3. Наиболее распространенные причины пожаров в быту

1)             Неосторожное обращение с огнем.

2)      Неправильная эксплуатация печного отопления.

3)             Шалости детей.

 

В заключение урока необходимо отметить, что полностью избежать возникновения пожаров в быту невозможно, но умень­шить вероятность возгораний за счет снижения отрицательного влияния человеческого фактора необходимо. Для этого каждый человек должен знать общие правила поведения в области по­жарной безопасности и соблюдать их в повседневной жизни.

Контрольные вопросы

1.            В чем значение огня в жизни человека?

2.            Где наиболее часто возникают пожары? Объясните по­чему.

3.            Перечислите основные причины возникновения пожа­ров в повседневной жизни.

4.            Приведите примеры возникновения пожара из-за не­осторожного обращения с огнем.

5.            Какие неисправности электропроводки могут привести к пожару?

Домашнее задание

1.            Изучите § 1.1 учебника.

2.            Приведите известные вам примеры возникновения по­жара по причине человеческого фактора, случившиеся за по­следние годы в районе вашего проживания.





























Урок 7-9. Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение


Цель урока. Познакомить учащихся с правилами оказания первой помощи и средствами, которые могут быть использова­ны при этом. Сформировать у них убеждение в том, что каж­дый человек должен владеть приемами в оказании первой ме­дицинской помощи пострадавшим.

Изучаемые вопросы

1.            Первая медицинская помощь и ее предназначение.

2.            Общие правила оказания первой медицинской помощи.

3.            Средства, используемые при оказании первой медицин­ской помощи.

Изложение учебного материала

1.         Рассмотреть случаи оказания медицинской помощи. Попросить учащихся сформулировать предназначение первой ме­дицинской помощи.

В зависимости от обстоятельств и конкретной обстановки первую медицинскую помощь могут оказывать врачи, средний медицинский персонал, а также в порядке само- и взаимопомо­щи люди, имеющие соответствующую медицинскую подготовку.

Далее необходимо подчеркнуть, что первая медицинская помощь, как правило, оказывается на месте происшествия и может включать в себя проведение следующих мероприятий:

•   временная остановка кровотечения;

•   наложение специальных повязок на раны и ожоги;

•   иммобилизация (наложение шин или подручных средств) при переломах, вывихах и ушибах;

•   искусственное дыхание и непрямой массаж сердца;

•   профилактика лучевых поражений путем использования медицинских средств из индивидуальной аптечки (АИ-2);

•   помощь при отравлениях, укусах ядовитыми змеями и насекомыми.

2.         Разобрать с учащимися общие правила оказания первой медицинской помощи.

Все приемы первой медицинской помощи должны быть щадящими. Грубые, насильственные вмешательства могут по­вредить пострадавшему и ухудшить его состояние.

Если первую медицинскую помощь оказывают двое или несколько человек, то надо действовать слаженно. В этом случае один из оказывающих помощь должен быть старшим и руково­дить выполнением всех приемов первой медицинской помощи.

Приступая к оказанию первой медицинской помощи, вна­чале необходимо определить последовательность отдельных ее приемов. Сначала необходимо выполнить те приемы, от вы­полнения которых зависит сохранение жизни пострадавшего, или те, без которых невозможно выполнить последующие приемы первой медицинской помощи. Так, при открытом пе­реломе бедра и наличии артериального кровотечения сначала надо остановить опасное для жизни кровотечение, затем на рану наложить стерильную повязку и только потом на ногу на­ложить специальную шину или подручные средства для обес­печения неподвижности конечности в месте перелома.

3.         Средства, используемые при оказании первой медицинской помощи: табельные (перевязочный материал, кровоостанавливающие жгуты, некоторые медикаменты, специальные шины); подручные (чистая простыня, рубашка, ткани (лучше нецветные), брючный ремень, закрутка из ткани, полоски твердого картона и фанеры, доски, палки и др.).

В заключение урока необходимо отметить, что в соответст­вии с Федеральным законом «О защите населения и предпри­ятий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного ха­рактера» граждане Российской Федерации обязаны изучить основные приемы оказания первой медицинской помощи по­страдавшим и постоянно совершенствовать свои знания и практические навыки в данной области.

Контрольные вопросы

1.            Каково основное предназначение первой медицинской помощи и кто ее оказывает?

2.            Какие основные медицинские мероприятия могут про­водиться при оказании первой медицинской помощи?

3.            Как определяется последовательность оказания первой медицинской помощи?

4.            Какие подручные средства могут использоваться при оказании первой медицинской помощи?
















Урок 10-11. Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе




Цель урока. Познакомить учащихся с общими понятиями о ВИЧ-инфекции и СПИДе, обратить внимание на основные при­чины распространения ВИЧ-инфекции в нашей стране. Сфор­мировать убеждение в том, что соблюдение норм здорового об­раза жизни — единственная профилактика ВИЧ-инфекции.

Изучаемые вопросы

1.            Общие понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

2.            Основные причины распространения ВИЧ-инфекции.

3.            Профилактика ВИЧ-инфекции.

Рекомендации по изложению учебного материала

1.   Раскрыть учащимся понятия «ВИЧ-инфекция» и «СПИД».

Отметить, что половина случаев заражения ВИЧ-инфекци­ей приходится на возрастную группу от 15 до 24 лет. Большин­ство зараженных ВИЧ-инфекцией остаются внешне здоровы­ми, т. е. вирус многие годы может не проявлять себя, и только специальные анализы крови выявляют заболевание у человека. Человек может и не знать, что он заражен, передавая вирус другим людям.

Отметим, что многие симптомы СПИДа присущи таким за­болеваниям, как злокачественные опухоли, пневмония, диарея (понос) и др. Главной причиной смерти людей является не сам вирус, а другие инфекции и заболевания, которым организм не может сопротивляться в результате ВИЧ-инфекции и постоян­ного снижения иммунитета.

2.         Подчеркнуть, что источником возбудителя инфекции является человек в любой стадии инфекционного процесса. За­разиться вирусом можно при половом сношении, переливании крови и ее компонентов, использовании медицинского инструмента, загрязненного кровью, содержащей возбудителей.

Передача вируса при поцелуях в губы маловероятна. Воз­можность передачи вируса в быту при пользовании общими столовыми приборами, туалетом, полотенцем и т. п. была от­вергнута на основании результатов долговременного наблюде­ния за семьями инфицированных.

Передача вируса при переливании зараженной крови при­водит к заражению в 80—100% случаев. Большой риск зараже­ния имеют внутривенные инъекции, вводимые нестерильными иглами и шприцами, которыми перед этим проводили такую же процедуру инфицированному человеку. Наиболее высокая вероятность заражения таким путем существует у наркоманов.

3. Обсудить с учащимися общие меры по профилактике ВИЧ-инфекции.

Вакцины, предохраняющей от заражения ВИЧ-инфекцией, нет. Радикального способа лечения СПИДа также нет. Это за­болевание неизлечимо и неизбежно ведет к смерти.

Здоровый образ жизни и разум человека — лучшее средство для профилактики против заражения ВИЧ-инфекцией.

Контрольные вопросы

1.           Что представляют собой ВИЧ-инфекция и СПИД?

2.           Как происходит заражение ВИЧ-инфекцией?

3.           Что является причиной смерти людей, больных СПИДом?

4.           Какие меры профилактики необходимо соблюдать, что­бы избежать ВИЧ-инфекции?



Урок 12. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека




Цель урока. Показать учащимся пагубность для здоровья курения и употребления алкоголя, опасность привыкания к ку­рению и употреблению алкоголя. Сформировать у них убежде­ние, что курение и употребление алкоголя — это не привычка, а болезненное пристрастие, фактически неизлечимое.

Изучаемые вопросы

1.     Вредные привычки, общие понятия.

2.     Курение и его последствия для здоровья.

3.     Влияние алкоголя на здоровье человека.

Изложение учебного материала

1. Обратить внимание учащихся на то, что человек — вели­кое чудо природы. Эволюция обеспечила организм человека неисчерпаемыми резервами прочности и надежности, которые обусловлены избыточностью элементов всех его систем, их взаимодополняемостью,   взаимодействием,   способностью   к адаптации и компенсации.

Природа создала человека для долгой и счастливой жизни. Однако ряд привычек, которые человек приобретает еще в школьные годы и от которых потом не может избавиться в те­чение всей жизни, серьезно вредят его здоровью. Они способствуют быстрому расходованию всего потенциала возможно­стей человека, преждевременному старению и приобретениюустойчивых заболеваний. К таким привычкам прежде всего от­носят курение и употребление алкоголя.

2.  Обратить внимание на влияние, которое оказывает курение на здоровье подростка.

Активным началом табачного дыма является никотин, ко­торый практически мгновенно попадает в кровь через легкие.

Основное действие на организм человека при курении ока­зывает никотин. Его смертельная доза для человека составляет I мг на 1 кг массы тела, т. е. около 70 мг для подростка. Смерть может наступить, если подросток сразу выкурит полпачки си­гарет. Согласно данным ВОЗ, ежегодно во всем мире от болез­ней, связанных с курением, умирает 2,5 млн человек.

Необходимо также отметить, что вдыхание задымленного табачного воздуха (так называемое пассивное курение) вызыва­ет те же болезни, которыми страдают курильщики.

3.  Показать пагубность алкоголя на здоровье человека в любых дозах.

Алкоголь, или этиловый спирт, является наркотическим ядом. Он действует прежде всего на клетки головного мозга, парализуя их. Доза 7—8 г чистого спирта на 1 кг веса тела явля­ется смертельной для человека. По данным ВОЗ, алкоголизм ежегодно уносит около 6 млн человеческих жизней.

Вывод: профилактика курения и употребления спиртных напитков одна — не начинать пробовать. Научиться говорить твердое «Нет!» любому, кто предложит попробовать закурить или выпить спиртное. Жизнь дороже!

Контрольные вопросы

1.     Какое влияние на здоровье человека оказывает пристрастие к курению?

2.     Почему начать курить легко, а бросить трудно?

3.     Какое влияние на здоровье оказывает пристрастие к ал­коголю?

Домашнее задание

1.     Изучите § 6.4 учебника.



















Урок 13-15. Здоровый образ жизни и его составляющие



Цель урока. Сформировать у учащихся целостное пред­ставление о здоровом образе жизни как индивидуальной систе­ме поведения человека в повседневной жизни.

Изучаемые вопросы

1.           Духовная составляющая здорового образа жизни.

2.           Физическая составляющая здорового образа жизни.

3.           Социальная составляющая здорового образа жизни.

Изложение учебного материала

1. В вводной части урока подчеркнуть, что здоровый образ жизни можно характеризовать как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, которая обеспечи­вает ему духовное, физическое и социальное благополучие, а также снижает факторы риска последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и соци­ального характера.

Здоровый образ жизни способствует формированию у чело­века общей культуры в области безопасности жизнедеятельно­сти. Человек индивидуален по своим наследственным качест­вам, стремлениям и возможностям.

Далее обратить внимание учащихся на то, что основные со­ставляющие здорового образа жизни носят общий характер, поэтому каждый человек, ориентируясь на них, строит свою систему здорового образа жизни с учетом индивидуальных осо­бенностей.

Обсудить с учащимися основные направления поведения человека для формирования духовного благополучия:

•    научиться жить с собой в согласии и управлять своими эмо­циями, адекватно реагировать на стрессовые нагрузки;

•    сформировать психологическую уравновешенность и со­хранять ее в любых жизненных ситуациях;

•    иметь четко сформулированную цель жизни, выработать у себя положительное отношение к жизни, ставить перед собой достижимые задачи;

•    не драматизировать неудачи, помнить, что совершенство в принципе недостижимая вещь;

•    развивать в себе чувство самоуважения, осознание того, что вы не зря живете, что все задачи, стоящие перед вами, вы в со­стоянии решить и знаете, как это сделать;

•    воспринимать каждый день как маленькую жизнь;

•    научиться каждый день получать от жизни хоть маленькие радости;

•    стремиться быть хозяином своей жизни, радоваться успехам, так как во всех человеческих начинаниях успех порождает успех;

•    постоянно совершенствовать свой образ жизни, создавая свою индивидуальную систему здорового образа жизни;

•    выработать у себя отрицательное отношение к употребле­нию алкоголя, наркотиков и курению табака.

2.         Обсудить с учащимися основные направления формиро­
вания физического благополучия:

•    выработать в себе постоянную привычку к занятиям физи­ческой культурой и спортом с учетом своих возможностей и по­требностей;

•    выработать в себе привычку к систематическому выполне­нию закаливающих процедур;

•    выработать наиболее приемлемый режим дня, в котором рационально сочетаются труд и отдых, физическая и умственная нагрузка, занятия физической культурой и спортом, соблюдается режим питания и сна;

•    придерживаться системы рационального питания;

•    выработать привычку соблюдения правил личной гигиены;

•    выработать привычку к самоконтролю за своим состояни­ем (самочувствие, работоспособность, сон, аппетит, определе­ние появления переутомления, меры его профилактики);

•    выработать умение оказания первой медицинской помощи и самопомощи при неотложных состояниях.

3.         Обсудить с учащимися основные направления обеспече­ния социального благополучия:

•    уметь жить в согласии с окружающими людьми;

•    формировать умение предвидеть возникновение опасной ситуации в процессе жизнедеятельности;

•    анализировать складывающуюся обстановку и находить наиболее безопасный выход из опасной ситуации;

•   стремиться постоянно изучать необходимые правовые акты в области безопасности жизнедеятельности и соблюдать их требования в повседневной жизни и в различных опасных и чрез­вычайных ситуациях;

•   воспитывать в себе наиболее значимые человеческие каче­ства — ответственность, исполнительность и силу воли;

•   постоянно воспитывать в себе потребность в сохранении окружающей природной среды и личного здоровья — как инди­видуальной, так и общественной ценности;

•   формировать чувство ответственности за обеспечение лич­ной безопасности и безопасности общества и государства.

В заключение урока подчеркнуть, что индивидуальное здо­ровье человека более чем на 50% зависит от его образа мышле­ния и поведения.

Контрольные вопросы

1.            Почему здоровый образ жизни является индивидуальной системой поведения человека?

2.            Какое значение имеет здоровый образ жизни в форми­ровании у человека общей культуры в области безопасности жизнедеятельности?

3.            Какие факторы поведения человека оказывают влияние на формирование его духовного благополучия?

4.            Какие факторы способствуют формированию физиче­ского благополучия человека?

5.            Какой образ поведения человека обеспечивает формиро­вание его социального благополучия?