Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 Адмиралтейского района Санкт-Петербурга
«Детское экспериментирование
Занимательные опыты и эксперименты для детей подготовительной к школе группы
автор:
воспитатель подготовительной группы Вареник Светлана Викторовна
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития» Н.Н. Поддьяков
С введением Федеральных Государственных требований меняются требования к самому воспитателю и методам обучения и воспитания дошкольников.
Позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания.
Развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира.
Умение изобретать.
Создает творческую личность.
Мир вокруг ребёнка разнообразен, все явления в нём связаны в сложную систему, элементы которой изменчивы и зависимы друг от друга.
И очень важно научить ребёнка находить в знакомых предметах неизвестные свойства, а в незнакомых, наоборот, отыскивать давно знакомое и понятное .
Экспериментальная деятельность
Педагоги
Родители
Дети
Китайская пословица гласит:
«Расскажи – и я забуду,
Покажи – и я запомню,
Дай попробовать – и я пойму».
Старший дошкольный возраст – это самоценный этап развития познавательной активности ребенка, под которым понимается не только процесс усвоения знаний, умений и навыков, а главным образом, поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или совместно с взрослым под его тактичным руководством. Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования.
Цель:
Развитие познавательной активности
детей в процессе
экспериментирования
Задачи:
Образовательные задачи:
Познакомить детей со свойствами предмета исследования;
Формировать умение делать открытия и выводы;
Обучать плавному направленному выходу на предмет.
Развивающие задачи:
Развивать экспериментальную деятельность;
Развивать речь детей;
Развивать сенсорные способности, тактильные ощущения, мелкую моторику;
Развивать внимание, мышление, память
Воспитательные задачи:
Воспитывать самостоятельность и активность
Воспитывать умение слушать друг друга, чувство взаимопомощи, умение работать в коллективе, доброжелательность и отзывчивость.
Воспитывать аккуратность в работе.
Алгоритм организации
- Выбор объекта исследования.
- Предварительная работа (экскурсии, наблюдения, беседы, чтение, рассматривание иллюстративных материалов, зарисовки отдельных явлений, фактов и пр.) по изучению теории вопроса.
- Определение типа, вида и тематики занятия-экспериментирования.
- Выбор цели, задач работы с детьми.
- Выбор и подготовка пособий и оборудования с учетом сезона, возраста детей, изучаемой темы.
- Уточнение, каким будет эксперимент – кратковременным или долговременным.
- Прогнозирование результата.
Формы работы
- занятия;
- беседы;
- экспериментирование, исследовательская деятельность;
- дидактические и развивающие игры, упражнения;
- конструирование ;
-рассматривание ;
- наблюдения за живыми объектами и явлениями природы;
- экскурсии и целевые прогулки;
- работа в уголках природы;
- экологическая тропа ;
- создание коллекций;
-проектная деятельность,
-проблемные ситуации.
Правила ТБ:
- Перед началом работы надевать халаты, фартуки, нарукавники.
- Во время опыта не разбрасывать песок, не тереть глаза грязными руками;
- Аккуратно пользоваться емкостью для воды;
- Своевременно поддерживать порядок на рабочем месте (подтирать разлитую на пол или стол воду);
- Нельзя брать в рот полученные в ходе опыта приготовленные растворы;
- На пипетку не следует давить сильно, может треснуть стекло;
- Раствор из пипетки необходимо аккуратно капать в стаканчик, не разбрызгивать;
- Нельзя брать в рот лед;
- Чужие узоры изо льда нельзя ломать и портить;
- Неизвестные семена не стоит пробовать на вкус;
- Опыты с огнем можно проводить только под руководством взрослых, имея для этого специальное оборудование;
- После опыта убирать
Правила техники безопасности
при проведении опытов.
.
Аккуратно пользоваться с емкостью для воды.
Своевременно поддерживать порядок на рабочем столе
Работать аккуратно, результат опыта зависит от чистоты проведения эксперимента.
Не пробовать на вкус вещества
При разбавлении кислот (уксуса) подходить к столу нельзя.
Нельзя наклоняться над сосудом, в котором происходит реакция.
Работа с родителями
Анкетирование
Памятки
Консультации
Презентации
Консультации для родителей.
- Научите ребенка любить живую природу”
- Страничка юного исследователя.
- Организация детского экспериментирования в
домашних условиях.
Спасибо за внимание !