СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку русского языка в 7 классе по теме "Частица как часть речи".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Автор:  Мельник Юлия Анатольевна

Полное название образовательного учреждения

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Корсаково – 1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края.

Тип урока:  Урок объяснения нового материала с применением

авторского медиапродукта и заданий из коллекции ЦОР.

Предмет:  Русский язык

Класс: 7 класс

Тема урока «Частица как часть речи. Разряды частиц»:

Цель урока:  Введение понятия о частице как о части речи; характеризовать частицы.

Задачи занятия:

1. Образовательные:

• Закрепление знаний о самостоятельных и служебных частях

речи;

• Формирование навыка нахождения частиц, определения их

функции, разряда;

• Освоение типовых характеристик данной части речи.

2. Воспитательные:

• Воспитание языковой культуры и интереса к родному слову;

• Стимулирование познавательной активности и

самостоятельности в поиске решений.

3. Развивающие:

• Развитие языкового мышления путём применения

этимологических экскурсов и метода сравнительного

языкознания;

• Развитие коммуникативной компетенции и навыков проектно-

исследовательской деятельности;

• Развитие логистики, доказательности, способности к выводам и

обобщениям;

Учебно-методическое обеспечение:

• учебник «Русский язык», 7 класс, под ред. М.М.Разумовской и

П.А.Леканта, М, 2010 с мультимедийным приложением;

• методический комплект «Опорные конспекты на уроках русского

языка», Меженко Ю.С., «Русский язык и литература в средних

заведениях УССР», 1989, № 1-12;  «Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М. М. Разумовской) Автор-составитель О. А. Финтисова.

Применяемые методики:

• «Интенсификация обучения на основе блоковой подачи

материала» Шаталова – Меженко;

• ИКТ, программы Microsoft PowerPoint, Word;

• технологии компетентностного подхода (эвристическая беседа,

презентация мини-проекта, лингвистические задачи).

Время реализации занятия: 40 минут.

Авторский медиапродукт:

• презентация 10  слайдов (среда PowerPoint, Word);

• оформление Листа опорного сигнала по теме «Частица…» в логике

учебного комплекса М.М. Разумовской.

Описание медиапродукта:

- среда: программа для создания презентаций Microsoft PowerPoint,

текстовый редактор Microsoft Word;

- наглядная презентация учебного материала;

- схема взаимосвязи кадров презентации: цепочка слайдов. Переход от

слайда к слайду по щелчку. Информация на слайдах открывается после

предыдущего и по щелчку – в зависимости от обучающей потребности;

- структура медиапродукта (содержание кадров):

1) Тема урока.

2) Постановка целей урока учащимися.

3) Актуализация опорных знаний. Таблица «Самостоятельные и служебные

части речи».

4)  Морфологическая разминка. Определение самостоятельных и служебных частей речи.

5) Физкультминутка.

6)  Иллюстративный материал к эвристической беседе: «Зачем нужны частицы» (http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2e21f7af-8312-4cba-a7c0-f8980431b8d2/%5BRUS7_151%5D_%5BMA_073%5D.swf).

*  Презентация мини-проекта, выполненного учащейся 7 а  класса Кудиной Нелли.

7) Выводы.

8) Раздаточный материал  к лингвистической задаче  «Разряды частиц» (Работа в парах). Исследование языкового материала . Отрабатывание навыка узнавать частицы в тексте, определять их разряд.

9) Итоги урока. Обобщение узнанного в Листе опорного сигнала «Частицы. Разряды частиц».

10)  Итоги урока, домашнее задание. Отметки за урок.

Необходимое оборудование и материалы для урока-занятия:

компьютер, проектор, экран.

Целесообразность использования медиапродукта:

1. Недостаточное количество информационного материала по теме;

2. Отсутствие в электронном виде Листов опорных сигналов;

3. Интенсификация учебно-воспитательного процесса, увеличение

количества предлагаемой информации, уменьшение времени подачи

материала;

4. Повышение эффективности усвоения учебного материала за счёт

одновременного изложения учителем необходимых сведений и показа

демонстрационных фрагментов;

5. Формирование информационной культуры и компетентности

школьников;

6. Развитие образного мышления за счёт повышения уровня и качества

оформления наглядности.

План проведения урока:

п/п

Этапы урока

Временная реализация

1

Организационный момент (приветствие,  оформление записей в тетрадях; целевая

установка)

5 мин..

2

Повторение теоретических сведений. Таблица «Части речи».

5 мин..

3

Актуализация опорных знаний («Морфологическая

разминка»). 

5 мин..

4

Физкультминутка

2 мин..

4

Изучение нового материала (эвристическая

беседа «Чему служат частицы»).

6  мин..

5

Изучение нового материала (лингвистическая

задача  «Разряды частиц»).

5 мин..

6

Первичное обобщение и закрепление материала

(Лист опорного сигнала «Частица. Разряды частиц»).

8 мин..

7

Подведение итогов урока, домашнее задание.

4 мин..

Ход урока:

1. Организационный момент.

  • Приветствие,
  •  оформление записей в тетрадях (число, вид работы, тема урока),
  • этап целеполагания (постановка целей урока учащимися).

2.  Морфологическая разминка:

  • Повторение теоретических сведений с помощью таблицы «Части речи».
  • Работа со стихотворением-загадкой (определить части  речи, отгадать загадку).

3.  Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения. 

1). Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный. 2). Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный. 3). Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево. 4). Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.

4.  Изучение теоретического материала:

  • Работа с учебником (чтение лингвистического материала на стр. 157 – 158)
  • Выполнение упражнения № 346 на стр. 158.  По 2 примера из каждой строчки письменно, остальные устно. Работа по цепочке. Определяем значение частиц.

5. Решение лингвистической задачи. ЦОР. Определить разряд частиц.

  • «Значение частицы –нибудь». Мини-проект Кудиной Нелли.

1. слайд.

Значение частицы -нибудь.

ФИО

класса, школы.

2. слайд.

·        Толковый словарь для школьников Т. И. Козлова. 9-е издание, Москва, АЙРИС ПРЕСС 2012 г.

Что-либо (чего-либо), что-нибудь (чего-нибудь) — неопределенное местоимение. Какой-нибудь предмет (явление, вещь), безразлично какой.

·        По материалам статьи Кобозевой И. М. Опыт прагматического анализа -то и -нибудь местоимений // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. Т. 40. №2. С. 165-173.

Морфологические и синтаксические свойства

Словообразовательная единица (постфикс). Отделяется дефисом от предшествующего местоимения.

Значение

1.   служит для образования местоимений со значением неопределённости, указывая на то, что говорящему безразличен выбор в имеющемся множестве вариантов ? что → что-нибудь ? какой → какой-нибудь ? где → где-нибудь

Синонимы

1.   частичные: -то-либо

Антонимы

Нет.

Этимология

Происходит от ни + гл. быть, далее от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. бъіти, русск. быть, укр. бути, сербохорв. би?ти, словенск. bíti, чешск. být, польск. by?, в.-луж. by?, н.-луж. by?.

3. слайд.

Спасибо за внимание!

  • Сделать вывод (письменно), для чего нужны частицы, используя схему (слайд 7).

6. Первичное обобщение и закрепление материала  (Лист опорного сигнала «Частица. Разряды частиц»). Работа в парах  (раздаточный материал). Найти частицы, определить разряд. Для учащихся по программе  7 вида необходимо определить разряд выделенных частиц, используя учебник, ЛОС.

7. Итоги урока:

•      Что нового узнали на уроке? (Используем ЛОС).

•      Что понравилось?

•      Что было трудно?

•      Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?

•      Домашнее задание: Параграф 26 + ЛОС, упр. 351 (у); письменная часть на выбор:    1) упр. 350 (спишите, подчеркните частицы, охарактеризуйте их) или  2) выпишите 7 – 8 предложений с разными частицами из сказок А. С. Пушкина.

•      Отметки за урок:

ФИО

Отметка