Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Корсаково – 1 Хабаровского муниципального района Хабаровского края.
Тип урока: Урок объяснения нового материала с применением
авторского медиапродукта и заданий из коллекции ЦОР.
Предмет: Русский язык
Класс: 7 класс
Тема урока «Частица как часть речи. Разряды частиц»:
Цель урока: Введение понятия о частице как о части речи; характеризовать частицы.
Задачи занятия:
1. Образовательные:
• Закрепление знаний о самостоятельных и служебных частях
речи;
• Формирование навыка нахождения частиц, определения их
функции, разряда;
• Освоение типовых характеристик данной части речи.
2. Воспитательные:
• Воспитание языковой культуры и интереса к родному слову;
• Стимулирование познавательной активности и
самостоятельности в поиске решений.
3. Развивающие:
• Развитие языкового мышления путём применения
этимологических экскурсов и метода сравнительного
языкознания;
• Развитие коммуникативной компетенции и навыков проектно-
исследовательской деятельности;
• Развитие логистики, доказательности, способности к выводам и
обобщениям;
Учебно-методическое обеспечение:
• учебник «Русский язык», 7 класс, под ред. М.М.Разумовской и
П.А.Леканта, М, 2010 с мультимедийным приложением;
• методический комплект «Опорные конспекты на уроках русского
языка», Меженко Ю.С., «Русский язык и литература в средних
заведениях УССР», 1989, № 1-12; «Уроки русского языка в 7 классе. Поурочные планы (по программе М. М. Разумовской) Автор-составитель О. А. Финтисова.
Применяемые методики:
• «Интенсификация обучения на основе блоковой подачи
материала» Шаталова – Меженко;
• ИКТ, программы Microsoft PowerPoint, Word;
• технологии компетентностного подхода (эвристическая беседа,
* Презентация мини-проекта, выполненного учащейся 7 а класса Кудиной Нелли.
7) Выводы.
8) Раздаточный материал к лингвистической задаче «Разряды частиц» (Работа в парах). Исследование языкового материала . Отрабатывание навыка узнавать частицы в тексте, определять их разряд.
оформление записей в тетрадях (число, вид работы, тема урока),
этап целеполагания (постановка целей урока учащимися).
2. Морфологическая разминка:
Повторение теоретических сведений с помощью таблицы «Части речи».
Работа со стихотворением-загадкой (определить части речи, отгадать загадку).
3. Физкультминутка для улучшения мозгового кровообращения.
1). Исходное положение – сидя на стуле. 1–2. Плавно наклонить голову назад, наклонить голову вперед, не поднимая плеч. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
2). Исходное положение – сидя, руки на поясе. 1. Поворот головы вправо. 2. Исходное положение. 3. Поворот головы влево. 4. Исходное положение. Повторить 6–8 раз. Темп медленный.
3). Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1–2. Взмахом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть влево.
4). Исходное положение. 4–5. То же повторить правой рукой, поворачивая голову вправо. 6. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.
4. Изучение теоретического материала:
Работа с учебником (чтение лингвистического материала на стр. 157 – 158)
Выполнение упражнения № 346 на стр. 158. По 2 примера из каждой строчки письменно, остальные устно. Работа по цепочке. Определяем значение частиц.
5. Решение лингвистической задачи. ЦОР. Определить разряд частиц.
· По материалам статьи Кобозевой И. М. Опыт прагматического анализа -то и -нибудь местоимений // Изв. АН СССР. Сер. лит. и яз. 1981. Т. 40. №2. С. 165-173.
Морфологические и синтаксические свойства
Словообразовательная единица (постфикс). Отделяется дефисом от предшествующего местоимения.
Значение
1. служит для образования местоимений со значением неопределённости, указывая на то, что говорящему безразличен выбор в имеющемся множестве вариантов ? что → что-нибудь ? какой → какой-нибудь ? где → где-нибудь
Происходит от ни + гл. быть, далее от праславянской формы, от которой в числе прочего произошли: ст.-слав. бъіти, русск. быть, укр. бути, сербохорв. би?ти, словенск. bíti, чешск. být, польск. by?, в.-луж. by?, н.-луж. by?.
3. слайд.
Спасибо за внимание!
Сделать вывод (письменно), для чего нужны частицы, используя схему (слайд 7).
6. Первичное обобщение и закрепление материала (Лист опорного сигнала «Частица. Разряды частиц»). Работа в парах (раздаточный материал). Найти частицы, определить разряд. Для учащихся по программе 7 вида необходимо определить разряд выделенных частиц, используя учебник, ЛОС.
7. Итоги урока:
• Что нового узнали на уроке? (Используем ЛОС).
• Что понравилось?
• Что было трудно?
• Достигли ли вы целей, поставленных в начале урока?
• Домашнее задание: Параграф 26 + ЛОС, упр. 351 (у); письменная часть на выбор: 1) упр. 350 (спишите, подчеркните частицы, охарактеризуйте их) или 2) выпишите 7 – 8 предложений с разными частицами из сказок А. С. Пушкина.