СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "Краски осени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проект "Краски осени"»


Аннотация

Осень – прекрасное время года. Изменение окраски листьев - одна из первых примет осени. Много ярких красок в осеннем лесу. Березы, клёны желтеют, пунцово-красными становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными листья осин. В это время года я вместе с мамой люблю гулять по осеннему парку или лесу, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, собирать букеты из опавших листьев, любуясь желтыми, багряными, лиловыми красками.

Актуальность: однажды осенью, я собирала красивые листья для уроков технологии. Рассматривая их, я задалась вопросом: почему листья изменили цвет? Почему окраска с зелёного изменилась на жёлтую и красную? Почему летом листья все зелёные, я осенью разноцветные? Эти вопросы интересуют и моих одноклассников.

Практическая значимость: дополнить знания одноклассников об изменении окраски листьев в осеннее время. Этот материал может использоваться на уроках окружающего мира, технологии, изобразительного искусства.

Изучив научную литературу, наблюдая за осенними листьями, а также проведя опыт, я получила следующий результат: в листьях изначально содержатся различные красящие вещества. Хлорофилл придает листьям зеленый цвет, ксантофилл – желтый, антоцианы – красные оттенки, каротин – оранжевые. Осенью хлорофилл разрушается, а оранжевые, желтые и красные пигменты сохраняются и становятся заметными.









Паспорт проекта

Тема: «Разнообразие красок осени»

Объект исследования: краски осени

Предмет исследования – причины окраски листьев.

Цель: найти научные доказательства причин изменения окраски листьев.

Объект, предмет и цель исследования обусловили постановку следующей гипотезы: допустим листья меняют цвет от нехватки солнечного света.

Задачи:

1.Изучить специальную литературу, найти причины изменения цвета листьев;

2.Ответить на вопрос: почему одни листья краснеют, а другие желтеют;

3.С учителем биологии провести опыт по выявлению из зелёного листа жёлтые, оранжевые, красные оттенки.

4.Сделать поделки и рисунки, чтобы сохранить воспоминания об осени.

Методы исследования: анализ; опрос; наблюдение, опыт.

Сроки реализации: сентябрь, октябрь, ноябрь – 2017 год.

Обобщённые выводы по исследованию:

Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания – узнала, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировала свою наблюдательность, училась работать самостоятельно, попробовала свои силы в работе на компьютере и творческой работе с сухими листьями. Совместно с учителем биологии провела опыт по содержанию в листе ксантофилла и каротина. Полученные знания я применила на уроках окружающего мира и технологии.

В ходе работы над проектом я научилась работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и учителями, делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.

Считаю, что поставленной цели я достигла.

План работы.

1 этап - теоретический (сентябрь).

2 этап - организационный (октябрь).

3 этап практический (ноябрь).

4 этап итоговый (ноябрь).







































Описание работы

1 этап - теоретический (сентябрь). Основной метод – изучение литературы и поиск информации в интернете.

В XVIII в. женевский пастор Жан Сенебье задумался над вопросом: почему этот мир зелен? Изучив действие солнечного света, он показал, что благодаря процессу образования кислорода и поглощения углекислого газа, происходящему в зеленом листе, питается растение, а через него и животный мир. Но вопрос о зеленой окраске листьев так и остался открытым.

Ученые-естествоиспытатели всего мира искали на него ответ. Более 35 лет отдал великий русский ученый Климент Аркадьевич Тимирязев изучению зеленого листа, запасающего впрок солнечные лучи. Была открыта важнейшая роль пигмента хлорофилла в процессе фотосинтеза и значение растений на Земле.

Учёные об изменении окраски листьев.  

Изучив научную литературу выяснили, что в листьях изначально содержатся такие вещества, как - хлорофилл, ксантофилл, каротин, антоцианы.

Зелёное вещество, содержащееся в листьях деревьев, называется хлорофиллом. Летом совместно хлорофилл и солнечный свет помогают деревьям перерабатывать их основной источник питания - углекислый газ. Солнечный свет и хлорофилл помогают деревьям поглощать воздух, который мы выдыхаем, а он помогает деревьям расти большими и сильными. Хлорофилл легко разрушается. Но летом под воздействием солнечных лучей он быстро восстанавливается.

Когда наступает осень и света становится все меньше и меньше, хлорофилл разрушается и не успевает восстановиться. Листья избавляются от зеленого пигмента, и на некоторое время проявляется их истинный цвет. Вещество ксантофилл придает листьям желтый цвет, каротин – оранжевый. Яркие красные, багровые оттенки придают листьям пигменты антоцианы. Летом эти пигменты не видны, мы видим только зеленый хлорофилл. С наступлением холодов питательные вещества, собранные в листьях деревьев, поступают в ветви и ствол. Так как зимой выработка питательных веществ прекращается, хлорофилл разлагается. С его исчезновением прочие пигменты, которые постоянно присутствовали в листе, становятся видимыми. И мы наслаждаемся разнообразием окраски деревьев.

Вывод: в листьях изначально содержатся различные красящие вещества. Хлорофилл придает листьям зеленый цвет, ксантофилл – желтый, антоцианы – красные оттенки, каротин – оранжевые. Осенью хлорофилл разрушается, а оранжевые, желтые и красные пигменты сохраняются и становятся заметными.

Новое об изменении окраски листьев. В Интернете мы нашли новые факты по данному вопросу. Профессор-биолог лондонского университета Империал Колледж Томас Деринг в ходе исследований об изменении осенней окраски листьев пришел к выводу, что тем самым растения пытаются защитить себя от ряда опасных вредителей. Изучая цвета, которые «предпочитают» насекомые-вредители, в первую очередь тля, ученый установил, что они, при откладывании яиц осенью, избегают красной гаммы. При этом предпочтение у вредителей вызывает зеленый и желтый цвет. Более того, Деринг установил, что при повышенной концентрации вредителей листья могут краснеть даже у тех деревьев, которые обычно имеют осенью желтую листву. Традиционно красный цвет в природе обозначает опасность.

А вот ученые из университета Северной Каролины в Шарлотте под руководством Эмили Хабинк выяснили, что все дело в почве. Если земля бедна азотом, листья будут производить больше красного пигмента. С его помощью листва дольше продержится на ветках, и дерево сумеет забрать из нее больше полезных веществ. Таким образом, оно хоть немного восполнит дефицит азота. А вот, когда дереву такая подпитка не нужна, то природа оставляет листья желтыми. Благодаря этому открытию ученых, по цвету листьев теперь можно будет определить качество почвы. Если осенью лес окрасился в красивые красные тона - значит, с землей в этих местах не все благополучно. Вывод: существуют другие теории учёных об изменении окраски листьев осенью.

2 этап - организационный. Методы данного этапа: наблюдение, опрос. Систематическое наблюдение за изменением окраски листьев на деревьях позволило сделать вывод: цвет листьев меняется у разных деревьев по – разному. У рябины, осины красный, оранжевый, бордовый цвет; у берёзы, ивы жёлтый.

Опросив одноклассников, выясняла, что они не знают почему осенью листья меняют цвет.

3 этап - практический. Опыт-вместе с учителем биологии выявили содержание в зелёном листе ксантофилла и каротина.




Взяла лист традесканции и хлорофитума, растёрла до образования сока.







В пробирку с помощью шприца налили 2 миллилитра вытяжки из листьев. Затем добавили 2 миллилитра бензина и 2 капли воды.








Закрыв пальцем пробирку, взболтали в течение 3 минут, и поставили отстояться.







Через некоторое время жидкость разделилась на 2 слоя: бензин, как более лёгкий, наверху, спирт – внизу. Оба слоя приобрели различную окраску: бензиновый – зелёную, спиртовой – жёлтую. Жёлтый цвет придаёт пигмент ксантофилл. В бензиновом слое находятся 2 пигмента: хлорофилл и каротин, который не заметен из-за интенсивного зелёного хлорофилла.

Ещё я рассмотрела под микроскопом пигмент хлорофилла, они похожи на маленькие крупинки.


Проведя опыт, я ещё раз убедилась, что в зелёном листе есть и другие пигменты.




Свою работу я дополнила поделками из опавших листьев которые напоминают мне яркую, красочную осень.

Полученные мной сведения легли в основу выступления.

4 этап - итоговый. Основной метод – анализ результатов проведенной работы.

Вначале проекта, я высказала предположение, что листья меняют цвет от нехватки солнечного света. Мои предположения подтвердились.

Я выяснила, что осенью, по мере угасания деятельности листа в нем замедляется, а затем, совсем прекращается образование хлорофилла, в результате лист теряет свою зеленую окраску, и желтые - красные пигменты проявляются.

Я нашла научные доказательства причин изменения окраски листьев, то есть поставленная мною цель достигнута.

















Конечный результат

Работа над данным проектом дала мне возможность прочитать интересный материал о природе, я приобрела новые знания - узнала, что такое хлорофилл и для чего он нужен, тренировала свою наблюдательность, училась работать самостоятельно, попробовала свои силы в работе на компьютере и творческой работе с сухими листьями. Проведя опыт, убедилась в том, что кроме зелёного цвета в листьях содержится жёлтый и оранжевый. Полученные знания я применила на уроках окружающего мира и технологии.

В ходе работы над проектом я научилась работать с различными источниками информации, оценивать качество своей работы, которое считаю хорошим, работать в сотрудничестве с мамой и учителями, делать выводы на основе полученных данных. Также работа над проектом помогла развить мой личный интерес к изучению природы и природных явлений.

Считаю, что поставленной цели я достигла. В дальнейшем хочу узнать используется ли хлорофилл в медицине, промышленности.


Список литературы

  1. Т.Д. Нуждина Энциклопедия для малышей «Чудо – всюду. Мир животных и растений», Ярославль Академия Холдинг 2003

  2. Сеть интернет – сайт http://pochemu.su/pochemu-zhelteyut-listya/ Почему желтеют листья

  3. сайт http://allforchildren.ru/why/why89.php Почему осенью листья желтеют и краснеют

  4. сайт http://www.qhhq.ru/detskie/4-pocemu-zeltejut-listja.html Детские вопросы

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki Википедия

  6. http://otvet.mail.ru/question/19777250
































Приложение1

Сказка

Почему листья меняют осенью цвет?

Наступила осень. Листья на деревьях стали желтеть и падать.

Как-то сидела Маринка под дубом, смотрела на пожелтевшие листья и думала:

- Листья желтеют от холода. Они дрожат, съеживаются, а налетит ветер - и сорвались с веток листочки, улетели. Только на дубе листья еще держались, но и на нем их оставалось с каждым днем все меньше.

Однажды Маринка - добрая душа - не выдержала: взяла дома клей, нитки и побежала к своему любимому старому дубу. Стала последние листочки к веткам привязывать да приклеивать, чтобы ветер не оборвал. Может, 20 листьев привязала и приклеила девочка, а может, и все 30. И еще бы уберегла, да только руки совсем замерзли. Села Маринка, прижала руки ко рту, дышит в кулачки: то в один, то в другой. Тут опять прилетел ветер - и вдруг показалось Маринке, что зашептались, зашушукались листья над головой. Потом дуб вроде бы потянулся со скрипом, зевнул и сказал тихонько:

- Ты ш-што тут делаешь-шь, несмысленыш-ш-ш? Что ты мне спать мешаешь-шь?

- Я не хотела вас будить, - смутилась Маринка. - Я вам листочки подклеиваю, а то и последние проспите.

- Эх, малыш-ш! Я свои дела-заботы закончил, пора и отдохнуть. Гляди, какие я вырастил желуди, красота! Авось, новые дубки вырастут. Но это потом, а сейчас - дни все короче, света все меньше, значит, пора деревьям спать. В листьях крохотные зеленые зернышки, живые заводики, исчезли-растворились, как сахар в воде. Не стало зеленых зернышек, и сделались листья желтыми.

- Но почему желтыми, а не белыми или прозрачными? - удивилась Маринка.

- Потому что кроме зеленых зернышек в листьях есть еще и другие - желтые. Пока в листьях работали зеленые зернышки-заводики, желтых видно не было, но растворились зеленые зернышки - и остались только желтые. Вот листья и пожелтели. А потом они высыхают и падают.

- Но как же так? ! - заволновалась девочка. - Что вы будете делать без этих заводиков, без листьев? Кто вас всю зиму будет кормить?

- А я ни есть, ни пить не хочу, - прошептал дуб и протяжно зевнул. - Меня в сон клонит. Зимой так спится - благодать. Зимой мы, деревья, не растем, не цветем. - Дуб вздохнул и умолк.

- Эй! - Маринка тихонько постукала по морщинистой коре. -

- Я хочу спросить: может, все-таки лучше, если бы листья остались? Они хоть и сухие, желтые, но с ними дерево гораздо красивее.

- Не-е, - зевнул дуб. - Зимой нам не до красоты. Мы, деревья, сами сбрасываем листья. Если все листья оставить, зимой на ветках вырастут такие сугробы, что не выдержат они, сломаются от тяжести.

- А я-то думала, что листья ветер обрывает.

- Можно и без ветра, - прошептал дуб. - Мы между черешком листка и веткой специально тоненькую перегородку наращиваем, которая не пропускает ни соки, ни воду. Растет перегородка и отделяет лист от ветки. Как только листу не за что будет держаться, оторвется он и полетит. Упадут листья на землю и корни от мороза укроют… Эх-хе-хе…

Девочка хотела спросить у дуба еще о коре, о почках, о желудях, но тут снова налетел ветер, и ей почудилось, что старое дерево тихонько похрапывает.



8