СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект " Математика в профессиях"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В проекте доказывается, что математика необходима в выборе профессии.

Просмотр содержимого документа
«Проект " Математика в профессиях"»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

«ЦЕНТР НЕПРЕРЫВНОГО ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ «ПЕДАГОГ 13.РУ»

УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ДЛЯ ДЕТЕЙ





ПРОЕКТ

НА ТЕМУ:

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ «МАТЕМАТИКА В ПРОФЕССИЯХ»







Автор проекта: Н.Г.Щукарева,

учитель математики МОУ «Лицей №31»,

слушатель курсов повышения квалификации

по проблеме «Психолого-педагогическое сопровождение профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывного образования»













Саранск 2024


Пояснительная записка

В наши дни каждый школьник получает первичные знания по математике. Ещё до школы ребята учатся считать, а затем на уроках получают представление о неограниченности числового ряда, об элементах геометрии, о дробных и иррациональных числах. Эти знания абсолютно необходимы каждому молодому человеку, независимо от того, кем он станет в будущем: рабочим, инженером, механизатором, врачом, офицером или учёным. Конечно, не многие ученики в дальнейшем примут участие в решении проблем научно-технического прогресса, например, будут конструировать новые самолеты, космические станции, исследовать законы природы и использовать их для нужд практики, но это не отдалит их от желания в будущем заниматься любимым делом, приобрести любимую профессию.

Развитие современного общества требует внедрения новых педагогических технологий. Новые технологии нацелены на индивидуальное развитие личности, развитие творческого потенциала, самостоятельности мышления, умения мыслить и принимать решения в нестандартных ситуациях. Нести ответственность за принятые решения, формирование у обучающихся умения ставить и решать задачи в профессиональной деятельности и повседневной жизни. Очень важно научить обучающихся самостоятельно добывать и применять знания, обрабатывать информацию, проводить исследовательскую работу. Внеурочная деятельность создает условия для решения многих задач, расширяет кругозор обучающихся, формирует умения устанавливать закономерности, фантазировать, способствует формированию интереса к определенному виду профессиональной деятельности.

Актуальность проекта определяется тем, что создаются условия развития интеллектуальных способностей и формирования профессионального интереса. Очень важно сформировать у обучающихся интерес к тому или иному виду профессиональной деятельности на раннем этапе обучения: способствует повышению мотивации к обучению, сознательному выбору профессии.

 Цель работы. Доказать необходимость изучения математики для овладения любой профессией.

Задачи :

•изучить в каких профессиях математические знания более востребованы;

•отобрать задачи, связанные с различными профессиями; узнать, какие математические задачи решают в профессиональной деятельности;

•доказать важность владения математическими знаниями, обеспечивающими успешность, благополучие в профессиональной деятельности.

Объект исследования: математика в профессиях.

Гипотеза: математика необходима людям любой профессии.

Методы :

•поиск информации о профессиях из различных источников;

•работа с задачами из школьного курса и сочиненными детьми;

•наблюдения.










Введение.

Чтоб водить корабли,

Чтобы в небо взлететь,

Надо многое знать,

Надо много уметь.

И при этом, и при этом,

Вы заметьте-ка,

Очень важная наука

А-риф-ме-ти-ка!

 Математика - царица наук. Математика - гимнастика ума. С этими мудрыми высказываниями мы знакомы с детства. Нам часто говорят, математика нужна всем людям на свете. Без математики человек не сможет решать, мерить и считать. Без математики невозможно построить дом, сосчитать деньги в кармане, измерить расстояние.

Если бы человек не знал математики, он бы не смог изобрести самолёт и автомобиль, стиральную машину и холодильник, телевизор и компьютер, а также любимые компьютерные игры. А, действительно, так ли важна математика в жизни человека? Ведь часто можно услышать высказывания типа: вот работает мой папа на заводе - он что, там задачки решает?

Чтобы ответить на этот вопрос, и было проведено дополнительное занятие по теме «Математика в профессиях».

II. Основная часть. Математика в профессиях.

Математика – один из наиболее важных школьных предметов. Она имеет большое значение в связи с ростом науки и технического прогресса.

Но дети не всегда хотят в школе учить математику, считая, что она в будущем им не пригодится. Часто можно услышать от учеников: «Да не нужна нам эта математика. Вот вырастим, пойдем работать… , а там математика не нужна!». Это мнение ошибочно, ведь на данный момент профессии, связанные с математикой, широко распространены. И это я попытаюсь доказать в своей работе.

Не каждый из учеников, знает, какую профессию он приобретет в будущем. Но кем бы ни стали, какую бы профессию не выбрали можно с уверенностью сказать, повторяя слова М.В.Ломоносова, что «математику уж затем учить надо, что она ум в порядок приводит». Ведь не существует профессий, в которых не применялись бы математические знания, приобретенные в школе.

В начале проекта было проведено анкетирование. Как оказалось, что среди родителей учащихся есть водители, швеи, повара, автослесари, инженеры, осветители и т.д

А как же применяется математика в этих и других профессиях? Для этого я проштудировала справочники, книги о профессиях, использовала ресурсы Интернета.

Описание некоторых профессий, в которых необходимо знание математики.

Бухгалтер.

Немаловажную роль математика играет в бухгалтерии. Она вообще не мыслима без основ математики. Так как необходимо производить оплату услуг партнеров, поставок различных материалов, делать начисления заработной платы и тут уж точно без математики никуда, ведь надо произвести сотни тысяч арифметических действий.

Вся эта забота отнимала бы огромное количество времени, если бы проводилась без помощи вычислительной техники. 

Например, необходимо сложить множество больших чисел. Если вести подсчеты в столбик на бумаге. То на это, скорее всего, уйдет уйма времени. Опытный бухгалтер справится с этим заданием с применение счет за более короткий промежуток времени. А электронно-вычислительной машине необходимо для такой работы всего лишь доли секунды. Более того, она проверяет вычисления несколько раз. Современные компьютеры в сотни тысяч раз быстрее работают, чем человек.А вот создание и управление такими машинами было бы невозможно без математики.

Программист - операционщик. Можно сравнить работу компьютера с музыкальным инструментом, например, с пианино. Прежде чем вы начнете играть на нем, пианино построили опытные мастера, а композиторы создали музыку, используя нотные знаки, которые не понятны каждому из нас. Такие же действия производят с компьютерами. Существуют люди, которые создают аппарат и те, которые создают музыку - компьютерные программы. Это осуществляется благодаря специальным языкам, при помощи которых отдается команда на компьютер. Создают такие компьютерные языки такая профессия, как трансляторщики или другими словами, специалисты в области программирования. Область применения машин практически безгранична.  И любая такая машина подчиняется математическим законам, но создана она именно людьми, которые обладают высокими математическими познаниями.

Архитектор.

Застывшей музыкой называют архитектуру, и зодчий - творец этой музыки. Если же вы заглянете в словарь, то там архитектор определен как главный строитель. Действительно, в древности разницы между ними не было. Все строительство зодчий вел сам. Современный архитектор разрабатывает только проект здания в виде чертежей или макета.

Основанием для начала проектирования служат материалы изысканий. Это глубина промерзания грунта, максимальные и минимальные температуры воздуха, скорость и направление ветров, количество людей (больных, пассажиров, жильцов, зрителей) и пр. На их основании архитектор производит расчеты глубины заложения фундаментов, толщины стен, требуемых объемов здания.

Токарь.Токарь выполняет на токарном станке операции по обработке и расточке разнообразных поверхностей, торцевых плоскостей, а также нарезание резьбы, сверление, зенкерование, калибровку, используя в качестве заготовок металл и другие материалы.

Обеспечивает соответствие детали размерам, указанным на чертеже, заданную чистоту и точность. Применяет оснастку, измерительный инструмент, в том числе сложные приборы (индикаторы, микрометры). Поэтому токарю необходима хорошая подготовка по арифметике и геометрии, в области физики (механика, электротехника).

Водитель грузовых машин. Во время рейсов наблюдает за показаниями приборов, следит за работой всех агрегатов. Должен иметь хорошую подготовку по математике, физике, черчению и географии в пределах школьной программы, а также знать правила дорожного движения, устройство автомобиля, порядок и периодичность выполнения работ по техобслуживанию.

Автомеханик. Должен обладать достаточно высокой техникой вождения автомобиля, уметь проводить работу по техническому обслуживанию и ремонту. Необходимо уметь рассчитывать количество топлива, знать решение задачи на движение, проценты, площади и объемы, составление уравнений и систем уравнений. 

Продавец. Рекламирует имеющийся товар, предлагает взаимозаменяемый товар, подсчитывает его стоимость, проверяет реквизиты чека, упаковывает товар, выдает покупку. Подсчитывает чеки (деньги), сдает их в установленном порядке и т.п. Может работать за кассовым аппаратом. Должен иметь хорошие навыки устного счета, а также в зависимости от специализации знания по физике (радиомагазины), химии (хозяйственные магазины) и т.п., знания в области товароведения.

Инженер.  Инженер - специалист с техническим образованием Ему нужна математика, потому, что надо делать расчёты. Название профессии имеет древние корни. Произошло оно от латинского слова. В переводе звучит как «изобретательность». Профессия инженер представлена во всех отраслях народного хозяйства, военного дела, транспорта и многих других направлениях производства. Инженеры трудятся в научно-технических институтах. Кроме того, инженеры знают, как воплотить свои проекты и разработки в реальность. Профессия инженер не видится без математики.

Таким образом, можно сделать вывод, что существует ряд профессий, которым математика нужна в «чистом» виде. Это : бухгалтер, архитектор, водитель, экономист, тракторист, продавец, токарь и многие другие профессии. Им необходимо умение вычислять, пользоваться различными формулами и т.д. А есть ряд профессий, которым, на первый взгляд, математика совсем не нужна. Например : милиционерам, врачам, художнику, повару, спортсмену и т. д. Но, если более внимательно изучить эти профессии, то окажется, что математика необходима людям любой профессии.

Эколог . Эколог - сотрудник, в обязанности которого входит влиять словом или делом на сохранность природы, создавать экологические программы, которые смогли бы минимизировать пагубное влияние на природу от работы предприятия. Он исследует источники загрязнения окружающей среды, разрабатывает методы контроля, производит оценку (расчеты) воздействия вредных выбросов на атмосферу, почву, водные объекты.

Повар. Математика повару нужна для калькуляции блюда, расчета калорийности порции, времени приготовления блюда, расчета дневной нормы питания в процентах,  объёма посуды. Надо уметь решать  задачи для нахождения площадей и объёмов. Для этой профессии важны задачи на проценты,

Кондитер — это профессиональный повар, создающий кондитерские изделия, десерты, и другую запечённую еду. Кондитер занимается приготовлением различных видов теста, начинок, кремов по заданной рецептуре, выпекает и украшает продукцию. Помимо этого, кондитер обязан знать сроки и условия хранения ингредиентов и готовых продуктов. Также нужно учитывать, что масса готового изделия всегда больше массы использованной для изготовления изделия муки. Отношение разности массы выпеченного изделия и взятой при его замесе муки к массе муки называют припёком. Его - то и надо уметь высчитать, в зависимости от качества муки. А также хороший специалист умеет высчитать количество продуктов для получения конечного продукта и их количества. Математика в этой профессии играет ведущую роль.

Врач — лицо, посвящающее свои знания и умения предупреждению и лечению заболеваний, сохранению и укреплению здоровья человека. Врачу конечно нужна математика, как он без нее будет просчитывать, сколько нужно лекарства, когда лучше сделать операцию, и т.д. Кроме того, высококвалифицированный врач, например хирург, работает со сложной медицинской техникой, читает различные графики состояния больного (ЭКГ).

Математика и медицина часто требуют одних и тех же приемов: прежде всего - это наблюдения, анализ, диагностика, неоднократная проверка полученных результатов. Внимание, терпение и настойчивость, - вот качества, необходимые врачу и математику.

 Парикмахер, парикмахер-стилист — специалист в области создания стиля человека с помощью причёски.

Геометрия стрижки. Это понятие включает стрижку контрольной полосы с параметрами, основные из которых — это угол оттяжки пряди волос, длина прядей и угол среза. Также надо правильно развести краску для волос, соблюдая указания инструкции.

Психолог  — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности для решения научно-исследовательских и прикладных задач, а также с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.«В области психологии математика необходима для проведения научных исследований. Каждый психолог проводит математическую обработку данных (считает, сравнивает), для того, чтобы подтвердить свою гипотезу. Без знания математики психолог не может сделать выводы об изучаемой проблеме».

Художник. Художнику необходимы основы стереометрии, хорошо развитое пространственное воображение, которое развивается на уроках геометрии.

Тренер. Хороший спортсмен, как правило, становится тренером, и в его работе, на первый взгляд, нет места математике. Однако, каждый тренер задается вопросом: как выбрать оптимальную тактику на игру в зависимости от предматчевого расклада шансов? Укрепить ли оборону за счет ослабления атаки, или, наоборот? Ведь все это «чисто» математические задачи. И если бы тренер знал вероятности успеха, при том или ином способе действий, он бы, как мне кажется, более осознанно принимал свои решения, и сбросив с себя груз размышлений о том, что делать, смог бы более качественно продумать как делать!

Массажист .Так называется специалист, владеющий искусством профессионально массажа. Приблизительно около 450 мышц, прикрепленных симметрично к костям, сокращаясь, способствуют движению нашего тела. «Массаж - не гадание на кофейной гуще. Массаж - это точная наука, это математика тела». И.Нусинович. Например: точечный массаж, нужно знать конкретно, сколько и где расположены те или иные точки, сколько по времени на них можно воздействовать. Рассчитать курс массажа.

На свете существует много профессий, обо всех рассказать невозможно, но я убедился, во всех профессиях знанием математики необходимо.



Некоторые задачи, которые заставляет решать профессия.

1. Задача. Мама Оли работает в швейной мастерской. Она швея. Ее бригада шьет бронежилеты для нашей армии. В куске 252 метра материи. Из 7/12 куска сшили бронежилеты. Сколько метров материи осталось?

Решение.252:12*7=147(м) израсходовали на жилеты. 2) 252-147=105(м) ткани осталось в куске.

Ответ. 105 м материи осталось.

2. Задача. Папа Линьковой Даши- водитель. От Пскова до Великих Лук 275 км папа ехал 1,5 часа со скоростью 90км\ч. Потом он сделал остановку на 30 минут, затем поехал дальше со скоростью 80 км/ч. Сколько всего ему потребовалось времени, чтобы приехать домой в Великие Луки?

Решение.

1)90*1,5=135(км) проехал до остановки. 2)275-135=140(км) осталось проехать. 3)140:80= 1,75(ч) затратил на остальной путь. 4) 1,5+0,5+1,75=3,75(ч) потребовалось на всю поездку.

Ответ. 3,75 часа

3. Задача. Мама Саши Мешиной - слесарь-сборщик.

За два рабочих дня мама собирает 320 распределительных коробок для сигнализации, что составляет 2/5 нормы всей рабочей недели. Сколько коробок должна собрать мама по плану за 5 рабочих дней?

Решение. 1) 320:2*5= 800 (шт.) распределительных коробок надо собрать по плану.

Ответ. 800 штук коробок по плану.

4. Задача. Сидорова Кирилла папа часто ездит в Москву в командировку

 Водителю необходимо преодолеть путь из города Саранска до Москвы, протяженность этого пути 600 км. Машина расходует 10 литров бензина на 100 км. Сколько потребуется бензина для преодоления пути в Москву и обратно? Чему равна стоимость этой поездки, если 1л бензина стоит 46 рублей?

Решение. 1)600*2=1200 (км) весь путь .

2)1200:100*10=120(л) бензина потребуется.

3)120*46=5520 (руб.) стоимость поездки.

Ответ. 5520рублей

5.Папа Артамонова Миши – машинист копра. Он забивает сваи для строительства домов. Работа машиниста копра - филигранное искусство. Только представьте, какой точностью движений, глазомером и знанием техники надо обладать, чтобы вывести на цель многотонную конструкцию, а затем «забить» ее точно вертикально в грунт.

Задача.Машинисту копра по плану в неделю надо забить 30 свай. В день он забивает 1/5 от плана. Сколько свай в день он забивает?

Решение.

1)30:5*1=6 (шт.) свай забивает ежедневно.

Ответ. 6 свай в день.

III. Заключение.

Работая над этим проектом, я поняла, как лучше рассказать детям, что математика пригодится не только в профессии, а, практически, во всей их будущей жизни. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, пользоваться вычислительной техникой, находить и применять нужные формулы, владеть приемами геометрических измерений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, составлять несложные алгоритмы. Изучение математики развивает логическое мышление, приучает человека к точности, к умению видеть главное. в данном случае, в выборе будущей профессии.

Я считаю, что в современном мире математика очень нужна, пожалуй, как никогда раньше. Ведь нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры. Мир входит в новую эпоху - эпоху цифр. Мы неразрывно связаны с математикой.

Изучая различные источники, я более подробно познакомилась с профессиями и рассказала об этом детям.

В результате проведённого исследования гипотеза подтвердилась: людям различных профессий необходимо знание математики. Для того, чтобы овладеть той или иной профессией необходимо изучать математику в школе.

Наука в школе есть одна.

Во всех профессиях нужна

Учителям, врачам и поварам.

Бухгалтерам, певцам и продавцам.

Всем математика важна.

Царица всех наук она.

И пусть пора сейчас настала,

Компьютер знает наш немало.

Но, если сам всё будешь знать,

Успешным в жизни можешь стать.




Список литературы

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

2. Джуди Галенс, Нэнси Пир. Книга ответов для почемучки. Книжный клуб, Харьков, 2006

3. Ризванова Х.Я. Книга для внеклассного чтения по математике. – Уфа: Китап, 1998.

4. Шпорер З. Ох, эта математика! – М.: педагогика, 1985.

5. Энциклопедический словарь юного математика / cост. Савин А.П. – М.: Педагогика, 1989.