Проектная деятельность на уроках географии.
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу это запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
и это станет моим навсегда.
(Древняя мудрость)
При реализации Федеральных Государственных Образовательных стандартов второго поколения приоритетом становится введение проектной деятельности, так как она направлена на решение практических задач, мотивирует учащихся на приобретение новых знаний.
В наше время, в условиях развития рыночной экономики, когда наблюдается небывалый рост объема информации, от каждого человека требуется высокий уровень профессионализма и такие деловые качества как предприимчивость, способность ориентироваться, принимать решения, а это невозможно без умения работать творчески. В целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества образования необходимо использование деятельностного подхода в обучении.География это один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Трудно назвать другой школьный предмет, который обладал бы таким широким, как география, диапазоном межпредметных связей, имел бы такое разнообразие форм и средств обучения.
Обучая своему предмету, формирую у учащихся осознанное отношение к географии, и это отношение стало важным результатом моей работы, от которого зависит качество овладения самим предметом. Процесс формирования познавательного интереса к предмету географии происходит под влиянием многих факторов. Одним из этих факторов являются межпредметные связи.
Целью современного образования является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у школьника активной, творческой жизненной позиции. В проектной работе целью обучения становится, прежде всего, развитие у школьников учебно-познавательной активности, направленной на освоение нового опыта. Работая над проектом, школьники учатся проводить исследования, вынуждены систематически и четко излагать свои мысли, ориентироваться в большом числе текстовой, графической и цифровой информации, анализировать результаты и представлять новые идеи. Особое внимание в методике проектирования уделяется организации взаимодействия учащихся при проведении исследовательской деятельности.
Внедрение проектной деятельности учащихся на моих уроках географии организованно с ориентацией на личность каждого ребенка. Уроки проводятся в системе развивающего обучения школьников. Комплексно использую современные педагогические технологии, приоритет отдаю самостоятельной познавательной деятельности учащихся - проектной деятельности. В связи с этим наблюдается повышенный интерес к занятиям с применением ИКТ в проектной деятельности. Внедряя в педагогическую практику технологию проектной деятельности, обращаю внимание на всестороннее развитие личности ученика. Целью этой работы считаю:
• выявление талантливых детей;
• активизация учебного процесса;
• формирование у учащихся интереса к научной работе;
• формирование навыков публичного выступления;
• профессиональной ориентации учащихся.
В ходе работы над проектом учитываю: учебный проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутого результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели задачи, когда результат этой деятельности - найденный способ решения проблемы - носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Применяя проектный метод обучения, считаю необходимым развивать навыки исследовательской деятельности и формировать положительную мотивацию к географии.
Уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе уроков лежит деятельностный способ обучения, т.е. личностное включение школьника в процесс. Использование этого метода считаю целесообразным применять при изучении таких фундаментальных тем как “Оболочки Земли”, “Глобальные проблемы человечества”, “Народы и страны”. В любой науке, при исследовании какого-либо предположения, необходимы различные методы.
В учебном исследовании, как и в научном, велика роль гипотезы. Выдвижению гипотез учу с помощью познавательных вопросов, обучая их постановке. Объясняю, что такое познавательный вопрос и зачем он необходим. Опыт показывает, что простого требования ставить вопросы по карте или тексту учебника недостаточно. Оно стимулирует лишь выяснение фактического материала, иногда особенностей изучаемого. Нужны вопросы “Почему…”, “Чем объяснить…”, свидетельствующие о понимании самого главного в теме.
Данные методы научного исследования очень эффективны, в дальнейшем позволяют учащимся выходить с работами на более высокий уровень.
Развитие навыков исследовательской деятельности осуществляю через технологию проблемного обучения. Характерным признаком данной технологии является самостоятельная познавательная деятельность учащихся. Результатом является то, что у каждого ученика развивается стремление к самостоятельному поиску, формируется умение обращаться с картами, приборами и другим оборудованием при выполнении практических работ.
Конечно, стержнем проблемного обучения является индивидуальный подход. Создавая психолого-педагогические условия для развития каждого ребенка, формирую у него самостоятельность, творчество, исследовательские навыки, толерантность.
Развитию навыков исследовательской деятельности способствуют нетрадиционные формы занятий: уроки-лекции, уроки-семинары, уроки-зачеты, уроки-практикумы.
Осуществляю проектную деятельность не только на уроках, но и во внеурочное время. Особый интерес вызывают проекты, связанные с изучением экономических, экологических и демографических ситуаций в нашем поселении, районе, например: «Анализ экологической ситуации в Смоленской области», «Анализ демографической ситуации в нашем городе», «Реки нашего края», «Сохраним природу нашего края» Всё это закладывает основы критического мышления, способствует усвоению социального опыта, формированию личностных оценок происходящему.
Необходимо направить ребёнка делать не только оценочные суждения, но и заниматься поиском нового решения проблемы. Отсюда, идея проводить опрос школьников по определенной теме. В результате получаются очень интересные работы. По ходу работы подводятся промежуточные итоги.
Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых.
Создание в школе условий для проектной работы способствует активному вовлечению детей в творческий поиск, увеличивает объём знаний, добытых самостоятельно; возрастает интерес среди обучающихся, которые недостаточно активно проявляют себя в привычной для них урочной системе. Проектная работа становится средством индивидуализации образовательного процесса.
Интерес к данному виду деятельности поддерживается также с помощью проведения внутришкольных мероприятий, участия в конкурсах на различных уровнях.
Постигая методику экологического и географического исследования, ученики выясняют содержание таких понятий как: источник, материал, последовательность, причина-следствие, часть-целое, композиция, логика, аргументация, вывод.
Получив первоначальные навыки исследовательской и научной работы, ученики закрепляют их написанием рефератов, проведением социологических мини-исследований, мини-проектов
В процессе работы над проектом присваиваются не только способы деятельности, но и новые знания, полученные в ходе самостоятельного добывания и освоения информации. При формировании проектной деятельности учителю, безусловно, необходимо особое мастерство. Можно начать с самого простого, например, учитель объявляет на уроке цель урока, а ученики, находясь в пассивной позиции, не замечают, что учитель демонстрирует формулирование цели. Но если поставить ученика в активную позицию, начать с аргументации объяснить причину рассмотрения этого явления, то сформулированная затем цель учебного занятия как следствие из сказанного дает смысловой акцент на целеполагание. Если учитель не будет торопиться формулировать цель сам, а попросит сделать это детей вместе с ним, тем самым переведет детей в активную позицию, начнется формирование универсального умения целополагания. Шаг за шагом в подобные ситуации позволят ученикам все более уверенно включиться целополагание по различным поводам: формулировать цель своей работы по ожидаемым результатам, формулировать цель решение проблемы и т.д.
При организации проектной деятельности учителям географии, необходимо иметь в виду, что:
содержание проекта дополняет, углубляет основной курс географии;
оно должно одновременно учитывать различные начала естествознания: географическое, экологическое, биологическое, что позволит решить проблему межпредметного взаимодействия;
содержание обучения должно быть ориентировано на формирование новой деятельности образованной выявленными существенными отношениями элементов материала.
В результате работы над проектом учитель географии перестает быть предметником, становится разносторонним консультантом. Проект всегда имеет сложный, вариативный, комплексный характер, он учит школьника мобилизовать, обобщать интегрировать свои знания и умения, и втягивать в проект значительно больший объем знаний, чем те, что дает школа.
Кроме этого в ходе проектной деятельности возникает новая – образовательная ситуация, которая значительно шире той обычной учебной, которая выстраивается учителем в ходе урока.
Методика организации работы над проектом предусматривает следующие этапы:
1.Подготовка – определение темы и цели проекта. Учитель знакомит школьников со смыслом проектного подхода и мотивирует учащихся, помогает им в постановке целей.
2.Планирование:
определение источников информации определение способов сбора и анализа информации;
определение способа представления информации;
определение критерии оценки руководителей.
Учитель предлагает идеи, высказывает предложения, и учащиеся разрабатывают план действий, формулирует задачи, выдвигает гипотезы.
3.Исследование – это стадия сбора информации, решения промежуточных задач. Результаты и выводы.
4.Представление результатов – формы представления результатов разнообразны: презентация, устный отчет, письменный отчет, представление модели.
5.Оценка результата и процесса – обучающиеся принимают участие в оценке проекта, они обсуждают его и дают самооценку. Учитель помогает оценивать деятельность школьников.
Организация проектной деятельности способствует созданию в классе особой образовательной атмосферы, дающей детям возможность попробовать себя в различных направлениях учебной деятельности. Она позволяет: повысить мотивацию изучения данного предмета, реализовать комплексное восприятие географии; принимать самостоятельные решения; поверить в свои силы.
Реализованные проекты:
«Наш край»
«Путешествия путешественников»
«Путешествия по природным зонам России»
«Путешествия по пушкинским местам»
«Использование нетрадиционных энергоресурсов»
«Необычайные памятники мира»;
«Анализ экологической ситуации в Смоленской области»
«Анализ демографической ситуации в нашем городе»
«Сохраним природу нашего края»
Проблемы развития и использования метода проектов
работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это — поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому стараюсь избегать больших временных затрат, проекты на уроках провожу нечасто, не «давлю» на учащегося, строю отношения сотрудничества;
иногда учащиеся с желанием, интересом начинают работу, но постепенно, столкнувшись с трудностями, бросают проект. Поэтому стараюсь анализировать причины неудач;
совсем недостаточно современной научной литературы в школьном библиотечном фонде, что влечет за собой трудности при подготовке к проектам;
недостаточное владение компьютерной грамотностью;
самым сложным является выполнение роли независимого консультанта, очень трудно удержаться от подсказки. Однако необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно.
Но, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.