Профессиональная деятельность педагогов
Социальный заказ общества, производство, культура и наука являются важнейшими компонентами современных условий развития среднего и высшего профессионального образования в России и в других странах. Это предполагает изменение и расширение возможностей профессиональным образовательным учреждениям. В подготовку специалистов, бакалавров, магистров и аспирантов вводятся новые направления и профили. Постоянно изменяется профессиональное поле деятельности не только студентов – будущих профессионалов, но и педагогов в профессиональных учебных заведениях.
Профессиональная деятельность педагогов усложняется за счет одновременных изменений в ней со стороны:
– преподавания, так как педагогическая наука и практика развиваясь, предлагает новые методы, средства, формы, технологии и методики обучения и воспитания;
– будущей профессии студента, изменяющихся видов его профессиональной деятельности, так как присутствует историко-эволюционное закономерное изменение профессиональной деятельности человека в профессиональных сферах и даже замена этих сфер;
– осознания и практической реализации педагогами взаимосвязи изменений в профессиональных видах деятельности студентов и изменений в своих педагогических компетенциях и умениях.
Изучая профессии, профессиональные квалификации, профессиональную ориентацию и адаптацию, профессиональные качества личности и другие проблемы ученые и преподаватели учреждений профессионального образования всегда обращаются к профессиональной деятельности. Именно знание ее содержания, способов осуществления, функций позволяют правильно решать вопросы профориентации, развивать профессиональную культуру, выстраивать обоснованные квалификации, разрабатывать стандарты образования.
Глубокое знание профессиональной деятельности и ее перспективных изменений, по сути, является профессиологическим фундаментом для организации эффективного профессионального образования. Установлено, что профессиональная деятельность характеризуется не совокупностью выполняемых функций, а типом организации, включающей в себя отношение субъекта к деятельности и отношение работников друг к другу при взаимном обмене опытом деятельности.
Понятие «деятельность» с античных времен разрабатывалось в идеалистической философии и особенно глубоко в немецкой философии (Кант, Фихте, Гегель, Шеллинг). В трудах Гегеля по диалектической логике были представлены всеобщие схемы деятельности, ее историческое развитие в процессах преобразования природы человеком и самого себя. Сущность деятельности в конце XIX века рассматривалась как деятельность человека, изменяющая природу и использующая при этом свойства одних природных вещей в качестве орудий воздействия на другие вещи, превращая их тем самым в объект своей деятельности. При этом воздействуя на природу и изменяя ее, человек в то же время изменял и свою собственную природу. Под созидательной деятельностью, осуществляемой в рамках общественных связей и отношений, понималась творческая деятельность. Таким образом, деятельность логически изменяется, выполняя изменения природы, общества, науки с которыми она связана.
Все педагогические профессии требуют от педагога специальных знаний, но успешная профессиональная деятельность зависит, в первую очередь, от склонности и умения его работать с людьми, анализировать их поведение, замечать особенности их характера и состояния.
Преподавателю учреждения профессионального образования, необходима четкость и чистота речи, высокая культура поведения и общения, чуткость, внимательность, вежливость, выдержка, уравновешенность, умение сохранять дистанцию при общении, твердость и настойчивость.
Учеными выделено три аспекта проявления активности человека в профессиональной деятельности. Первый аспект связан с функционированием человека в технологическом процессе и характеризует его деятельность как реализацию определенных функций. Второй аспект обусловлен функционированием человека в системе профессиональных отношений и характеризуется состоянием дисциплины, уровнем бережливости по отношению к предметам и средствам деятельности. Третий аспект отражает функционирование субъективно регулирующего механизма деятельности. Он характеризуется соотношением различных мотивов деятельности, системой ценностных ориентаций, направленностью потребностей и интересов. Наивысшая эффективность профессиональной деятельности достигается тогда, когда деятельность действительно становится внутренней потребностью человека, основным способом реализации его способностей. Только при этом условии он может рассматриваться как подлинно творческий процесс.
В этом отношении профессиональная деятельность характеризуется не совокупностью выполняемых функций, а типом организации, включающей в себя отношение субъекта к деятельности и отношение работников друг к другу при взаимном обмене опытом деятельности. Таким образом, теоретические исследования доказали, что профессиональная деятельность – это категория, обуславливающая изучение видов деятельности в совокупности со средой окружения человека и с появлением новых видов деятельности.
Практические исследования доказали, что профессиональная деятельность педагога в настоящее время не только изменяется под влиянием современных условиях, но она еще и постепенно усложняется, так как происходит изменение нормативной базы, появляются новые подходы в образовании, ведется отслеживание результатов обучения и индивидуальных достижений студентов. Все это ведет к постоянному и своевременному обновлению учебно-программной документации и учебно-методических комплексов, к освоению нового лексического и терминологического материала.
Реализация Федеральных государственных образовательных стандартов среднего и высшего профессионального образования, основанная на компетентностном подходе, требует системно-моделирующей продуктивной деятельности от преподавателей. При этом результаты наблюдений и анкетирования показывают, что у более 46% преподавателей преобладает репродуктивный уровень педагогической деятельности.
Изменяется сама модель выпускника учреждений среднего и высшего профессионального образования, в тоже время и работодатели повышают требования к уровню квалификации будущего специалиста. В этих условиях профессиональная деятельность преподавателей обогащается педагогической поддержкой абитуриентов и студентов учреждений среднего и высшего профессионального образования в их профессиональном самоопределении.
В настоящее время возрастают требования к уровню квалификации преподавателей. Они должны иметь высшее образование, наличие стажировки и квалификационного разряда с учетом отрасли деятельности учреждения среднего и высшего профессионального образования, квалификационную категорию. Это требует выполнения не только деятельности организационного и методического характера преподавателем, а так же деятельности проектировочного, технологического и научно-методического характера.
Современный учебно-воспитательный процесс изменяет позицию преподавателя, который должен сопровождать этот процесс. Сейчас для студентов становятся чрезвычайно важны личностные качества преподавателя (доброжелательность, организованность, активность, оптимизм и т. п.).
Использование современных технологий в различных отраслях экономики и применение новых технологий в обучения студентов, в том числе студентов с ограниченными возможностями здоровья, требует от преподавателей своевременного овладения соответствующими технологиями. Однако, результаты анкетирования преподавателей и наблюдения за их профессиональной деятельностью доказывают наличие ряда объективных затруднений в решении этого вопроса. Преподаватели отмечают, что освоению новых технологий мешает: ухудшение обучаемости в связи с возрастом, недостаточное финансирование и наличие соответствующей материально-технической базы. По экспериментальным данным исследования только 34% преподавателей считают, что для них значимы такие компетенции как: владение технологией научного исследования и компьютерными и интерактивными технологиями.
Указанные затруднения не являются непреодолимыми. Для их снижения необходимо налаживание постоянно действующей системы повышения квалификации для преподавателей в каждом учебном заведении профессионального образования, включающей службу психологической поддержки.
Открытость каждого профессионального образовательного учреждения требует такого же подхода к своей профессиональной деятельности, как со стороны педагогов, так и в целом от всех участников образовательного процесса, а именно распространение личного опыта, обмен педагогическим опытом, участие в конкурсной и научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов. Готовность к организации творческой, исследовательской, проектной, конкурсной, олимпиадной и других видов деятельности студентов. В настоящее время в профессиональных учебных заведениях преподаватели обычно только в особых случаях взаимодействуют с родителями обучающихся, что не всегда оправданно, та как именно родители могут стать активными участниками образовательного процесса, могут оказывать влияние на содержание и расписание как образовательной, так и внеурочной деятельности студентов.
Кроме того, меняется и взаимодействие между педагогами, интеграционные связи в процессе обучения заставляют согласовывать работу преподавателя с работой коллег (межпредметные уроки, проекты), что требует владения управленческой и проектной видами деятельности. Необходимость сохранения и укрепления здоровья студентов во время обучения позволяет говорить о том, что требуются новые подходы не просто в их образовании, а в сбережении их здоровья. В этой связи такой вид деятельности преподавателя как планирование образовательного процесса обогащается проведением мероприятий, направленных на укрепление здоровья обучаемых.
После проведенных исследований профессиональной деятельности педагогов можно сказать что:
1) профессиональная деятельность педагогов постоянно изменяется и усложняется за счет одновременных изменений в педагогической науке, изменений в будущей профессиональной деятельности студента и умения педагогов внедрять в свою деятельность происходящие изменения в виде новых видов деятельности, инноваций;
2) изучению деятельности педагогов и принятию мер по изменению видов их деятельности нужно уделять постоянное внимание, так как эффективность работы педагогов являет собой один из системообразующих элементов процесса формирования конкурентоспособного выпускника, а также гарантирует педагогам совершенствование профессионализма деятельности;
3) профессиональная деятельность педагогов – это деятельность сложной системы «человек-человек», отсюда для ее изучения и характеристики недостаточно знать функции преподавания, нужно изучать особым педагогическим инструментарием ход и результаты совместной деятельности – деятельности преподавателя и студента, деятельности преподавателя и других преподавателей;
4) формирование в процессе профессионального образования компетентностей у выпускников базируется на продуктивной деятельности педагогов, что обязывает развивать систему повышения квалификации педагогических кадров в каждом учебном заведении. При этом важно больше обращать внимание на обучение педагогов интеграционным и творческим видам деятельности; формировать у них положительную мотивацию к освоению новых технологий обучения и образования.
Выявленными перспективными исследованиями являются: создание прогностической модели профессиональной деятельности педагогов среднего и высшего профессионального образования, которая бы указывала тенденции развития деятельности педагогов, изменения и скорость изменения в видах их деятельности, а также позволяла бы представить необходимые системные требования к изменению содержания и учебного процесса подготовки и повышения квалификации педагогов в учреждениях профессионального образования.