«Утверждаю»
директор МОБУ лицея с. Булгаково
Н.А. Полищук
приказ № 49 ОД от 15.03.2017 г
«Согласовано»
Начальник ОО администрации МР
Уфимский район РБ
Гуссамова Г.Р
____________________
Ааа
Программа
детского оздоровительного учреждения лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи»
муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей
с. Булгаково муниципального района Уфимский район
Республики Башкортостан
на период летних каникул
на 2016-2017 учебный год
2017 г
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт программы 3
Программа «Волшебные лучи» 5
1. Название программы 4
2. Срок реализации 4
3. Пояснительная записка 5
4. Организаторы программы 6
5. Участники программы 7
6. Цель 7
7. Задачи 7
8. Этапы реализации программы 10
9. Содержание деятельности 11
10. Механизмы реализации программы 15
11. Условия реализации программы 16
12. Методическое обеспечение 16
13. Ожидаемые социальные результаты 17
14. Критерии и показатели эффективности 17
15. Мониторинг реализации проекта 18
16. Факторы риска 18
17. Список литературы 19
18. План работы лагеря………………………………………………………………………..20
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Номинация, по которой предоставляется программа | Программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних. |
Полное название программы | Комплексная краткосрочная программа детского оздоровительного учреждения лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на период летних каникул |
Адресат проектной деятельности | - обучающиеся от 7 до 14 лет МОБУ лицей с. Булгаково; - дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации; - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан; - дети различных учетных категорий; - дети с ограниченными возможностями здоровья; - 315 человек- на период летних каникул. |
Сроки реализации программы | Июнь 2017 г. |
Цель программы | Организация досуга обучающихся, укрепление физического здоровья детей, воспитание эстетического, нравственного и практичного отношения к природе, своей Родине. |
Задачи | организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка; реализовать умения и навыки, полученные во время учебно – воспитательного процесса, в практической деятельности и получить углубленные знания в различных предметных областях; обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков; создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей; обеспечить охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха; оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей; проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы; преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью; развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.; создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления; выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях; |
Краткое содержание программы | Содержание деятельности лагеря направлено на реализацию интеллектуального, гражданско-патриотического, досугового, физкультурно-оздоровительного, направлений, экологического и художественно – эстетического воспитания, реализацию игрового сюжета смены и программ разновозрастных отрядов. |
Ожидаемый результат | развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка; реализация умений и навыков, полученных в лицее, в практической деятельности и получение углубленных знаний в различных областях; сохранение и укреплению здоровья детей и подростков; повышение уровня воспитанности; занятость детей, состоящих на различных видах учёта в летний период. |
Название организации Авторы программы | Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан Педагогический коллектив МОБУ лицей с. Булгаково |
Почтовый адрес учреждения, телефон | 450501, ул. Дружбы, д. 2, с. Булгаково, Уфимский район, Республика Башкортостан, 8(347)270-82-36 |
ФИО руководителя учреждения | Полищук Наталья Александровна |
ФИО автора программы | Филипова Лидия Васильевна, педагогический коллектив лицея с. Булгаково |
Финансовое обеспечение программы | МОБУ лицей с. Булгаково, фонд социального страхования , родители обучающихся. |
1. Название программы: «Волшебные лучи».
2. Срок реализации: краткосрочная – июнь 2017 г., комплексная.
3. Пояснительная записка.
Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и труда, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и познавательно-творческий характер.
Система образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей.
Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного - нравственного, гражданско-патриотического и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа детского оздоровительного лагеря.
Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Волшебные лучи» организуется на базе МОБУ лицей с. Булгаково. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся начальной школы МОБУ лицей с. Булгаково. Возраст детей от 7 до 14 лет. Продолжительность смены 21 день (во время летних каникул). Одним из условий эффективности работы центра является использование воспитательного потенциала игры.
Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием детей на базе МОБУ лицей с. Булгаково на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: участвует в процессе оздоровления детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Центр является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Комплектование отрядов осуществляется с учетом возраста и интересов детей. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
В лагере формируется 12 отрядов по 25 человек.
Сроки действия программы
С 01.06.17 г. по 21.06.17 г.
В связи с тем, что 2017 год объявлен годом Экологии, при разработке программы основное внимание уделяется экологическому и художественно – эстетическому воспитанию. Следует учитывать, что общество отпраздновало 56 - летие со дня первого полета в космос Гагарина Ю.А., 72 годовщина Победы в Великой Отечественной Войне, поэтому одним из основных направлений – гражданско – патриотическое. Результаты анкетирования показывают, что у детей и родителей высокий уровень удовлетворённости организацией летнего оздоровительного лагеря 2017 г .
В лагере дневного пребывания на базе лицея получили возможность отдохнуть дети различных категорий: дети в трудной жизненной ситуации, опекаемые, дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей. На особом контроле стояла занятость несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта.
категория детей | 2012- 2013 | 2013-2014 | 2014-2015 | 2015-2016 |
ВШУ | 3 | 2 | 2 | 3 |
дети в трудной жизненной ситуации | 14 | 15 | 15 | 15 |
опекаемые | 2 | 1 | 2 | 2 |
дети-инвалиды | 1 | 2 | 1 | 3 |
Исходя из вышеперечисленного следует, что проведённая работа имеет хорошие результаты, но анализ возрастного состава обучающихся занятых на базе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием показывает, что большая их часть – это дети начального звена.
Итоги анкетирования родителей и обучающихся позволил определить приоритетные направления – интеллектуальное и физкультурно-оздоровительное, художественно- эстетическое, духовно – нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое и досуговое направления. При проведении лагерной смены большой акцент будет учитываться гражданско-патриотическому направлению, так как оно является одним из приоритетных в программе воспитания и социализации обучающихся лицея.
направление | обучающиеся | родители |
интеллектуальное - познавательное | 18% | 31% |
гражданско-патриотическое | 9% | 10% |
духовно – нравственное | 24% | 20% |
досуговое | 21% | 12% |
экологическое | 5% | 8% |
физкультурно-оздоровительное | 16% | 15% |
художественно-эстетическое | 7% | 4% |
Кроме того, выбор направлений обусловлен следующими причинами:
1. поиск новых способов организации летнего отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность;
2. создание таких условий, которые позволили бы создать мотивацию у обучающихся для продолжения и дальнейшего углубления в той или иной области знаний;
3. продолжить реализацию программы лицея «одаренные дети» в рамках летнего оздоровительного лагеря;
4. продолжить деятельность предметных кружков и студий, действовавших на базе МОБУ лицея с. Булгаково в течение 2016-2017 уч. г.;
5. повышение качества образования и воспитания.
4. Организаторы программы:
- администрация МОБУ лицей с. Булгаково;
- педагогический коллектив МОБУ лицей с. Булгаково;
- родители МОБУ лицей с. Булгаково.
Сотрудничество:
При организации и проведении летнего отдыха планируется использование ресурсов Уфимского района и села Булгаково. Это сотрудничество с Домом Культуры с. Булгаково, районным отделом молодежи, детской общественной организацией «Звездочка», Военно – патриотическим клубом «Русь», молодежным объединением «Мы», районной газетой «Уфимские нивы», районным музеем войны и труда, школьным музеем, сельской библиотекой и ДЮСШОР.
На уровне республики уже традиционным является сотрудничество с Башкирской государственной филармонией, Кукольным театром «Маскарад», Уфимским планетарием, государственным академическим русским драматическим театром, и др. культурно – досуговыми учреждениями города Уфы.
5. Участники программы:
- обучающиеся МОБУ лицей с. Булгаково, НОШ д. Стуколкино, НОШ д. Камышлы в возрасте от 7 до 14 лет;
- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;
- дети различных учетных категорий;
- дети с ограниченными возможностями здоровья;
- 315 человек
6. Цель: организация досуга обучающихся, укрепление физического здоровья детей, воспитание эстетического, нравственного и практичного отношения к природе, своей Родине.
7. Задачи:
организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
реализовать умения и навыки, полученные во время учебно – воспитательного процесса, в практической деятельности и получить углубленные знания в различных предметных областях;
обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;
создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей;
обеспечить охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха;
оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных и многодетных семей;
проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;
преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью;
развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.;
создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления;
выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях.
Методическое проектирование программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.
При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:
1. Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).
2. Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).
3. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
4. Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)
5. Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).
Принципы программы
Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений
Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности
Результатом деятельности воспитательного характера в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Волшебные лучи» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности
Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Радужное творчество».
Принцип дифференциации воспитания
Дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием предполагает:
· отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
· создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
· взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
· активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности
Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.
Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
· необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
· оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;
· сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;
· постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.
Принцип интегративно-гуманитарного подхода.
Этот принцип определяет пять «граней»:
· грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);
· грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);
· грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);
· грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);
· грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).
Принцип личностного « Я»
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· при развитии детского самоуправления;
· при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.
· при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.
Принцип уважения и доверия.
Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
· добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
· доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
· в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов
8. Этапы реализации программы:
мероприятие | сроки проведения |
1. Подготовительный: |
разработка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей | март 2017 |
утверждение программы директором лицея, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании Управляющего совета | апрель 2017 |
подбор методического материала на основе учета тематики смен и интеллектуального направления | март-май 2017 |
оформление помещений | май-июнь 2017 |
обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками | апрель 2017 |
формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей | апрель-май 2017 |
психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива, (помощников организаторов досуга) | апрель-май 2017 |
изготовление атрибутики на каждую смену | апрель-май 2017 |
установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров, писем) | апрель-май 2017 |
проведение родительских собраний | апрель-май 2017 |
оформление информационных стендов для обучающихся, родителей | апрель-май 2017 |
размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте | май 2017 |
2. Организационный этап: |
встреча детей, формирование детских коллективов | начало смены |
запуск игровой модели | начало смены |
знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря | начало смены |
организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья | начало смены |
проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности | начало смены |
организация в каждом отряде организационных сборов, «огоньков знакомств» | начало смены |
презентация комплекса услуг системы дополнительного образования – кружков: | начало смены |
открытие смены | начало смены |
3.Основной этап – реализация программы: |
реализация основной идеи программы | июнь 2017 |
проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий | июнь 2017 |
ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, куратора подпрограммы, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники | июнь 2017 |
4. Заключительный этап - подведение итогов: |
награждение наиболее активных участников смены и вручение благодарственных писем родителям и грамот с символикой лагеря | конец смены |
проведение прощальных отрядных "Огоньков" | конец смены |
заключительный гала-концерт | конец смены |
экскурсии по "Аллее творчества" (презентация и защита проектов по отрядам) | конец смены |
итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика психического и физического уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности | конец смены |
5. Итоговый этап. |
анализ данных психолого-педагогических диагностик | 1неделя июля 2017 |
определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям | 1 неделя июля 2017 |
составление итоговой документации | 1 неделя июля 2017 |
проведение педагогического совета | август 2017 |
коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей | август 2017 |
анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами | август 2017 |
определение перспективных задач | август 2017 |
9. Содержание деятельности:
Основные направления деятельности лагеря:
- художественно-эстетическое;
- гражданско-патриотическое;
- интеллектуально-познавательное;
- физкультурно-оздоровительное;
- духовно – нравственное;
- экологическое;
- досуговое.
Деятельность отрядов летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей будет выстроена с учётом интеллектуального направления, реализация
которого будет осуществляться путём создания образовательной развивающей среды:
- интеллектуальные развивающие занятия (УУД);
- развивающая игровая деятельность;
- интеллектуальные викторины, конкурсы и игры;
- развивающие кружки;
- создание проектов;
- КТД.
Физкультурно–оздоровительное направление
1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:
вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
выработку и укрепление гигиенических навыков;
расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка);
спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, лапта, бадминтон);
подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;
эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);
часы здоровья;
закаливающие процедуры (Ежедневное мытье ног в прохладной воде по правилам закаливания);
солнечные ванны (ежедневно);
воздушные ванны (ежедневно).
В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.
В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты.
Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Закаливание проходит ежедневно Для солнечных ванн подходит лужайка. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.
Художественно – эстетическое направление
2 БЛОК «Цветик - Семицветик» осуществляется через:
изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;
конкурсные программы (по плану и клуба «Романтик»)
творческие конкурсы ( «Коллективное панно»);
игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);
Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»);
творческие игры («Если был бы я волшебником»);
праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);
выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.
Экологическоеое направление
3 БЛОК «Экологический десант» осуществляется через:
выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в спальнях, работа на школьной клумбе);
коллективные трудовые дела .
Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.
Гражданско-патриотическое направление
4 БЛОК «Я-гражданин» осуществляется через:
вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;
организацию деятельности творческих мастерских, направленных на формирование патриотизма.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Интеллектуальное направление
5 БЛОК «Интеллектуалы» осуществляется через:
проведение интеллектуальных игр посещение музеев (музей Боевой славы);
организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов (по плану сельской библиотеки);
игровая программа по ПДД;
Викторины, интеллектуальные марафоны.
Организация игр «Что? Где? Когда?»
Заседания Клуба юных интеллектуалов.
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.
Очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в областях математики, литературы, иностранных зыков, используя необычные и нестандартные методы.
Каждый отряд имеет свою специфику – направление деятельности. Для её реализации ежедневно проводятся двухчасовые занятия:
1ч. – школа занимательных уроков «Умники и умницы»;
1ч.– час творчества «Творческая копилка».
Всё остальное время дня участники отрядов живут по общему плану лагеря, участвуют во всех общелагерных мероприятиях, выездах. В конце смены каждый отряд представляет проект согласно специфике своего отряда.
При подборе, разработке и проведении лагерных мероприятий учитываются интеллектуально-познавательное, экологическое и досуговое, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое и физкультурно-оздоровительное направления.
Все лагерные мероприятия проводятся с учетом основной тематики – год Экологии и 72- летия Победы в Великой Отечественной Войне. В конце каждой смены на заключительном мероприятии подводятся итоги.
В течение летней кампании педагогический коллектив использует следующие формы проведения мероприятий: праздники, интеллектуальные конкурсы, марафоны, викторины, игры-путешествия, походы, экскурсии, дискуссии, ситуационно - ролевые игры, просмотр кино-, видеофильмов, спортивные соревнования и мероприятия. Также проводятся акции, выставки, шефская работа над ветеранами ВОВ, выпускаются листовки, газеты и т.д.
При разработке плана мероприятий учитываются памятные даты.
Физкультурно-оздоровительное направление реализуется через проведение спортивных мероприятий, турниров, соревнований, спортивных кружков, а также соблюдение режима дня, правильного питания и санитарно-гигиенических условий.
В лагере создаются условия не только для обучения, но и для отдыха и развлечений. Планируется экскурсионная деятельность.
Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Она носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.
Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.
В рамках лагеря будут осуществлять свою деятельность следующие кружки:
10. Механизмы реализации программы.
«Волшебные лучи» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:
1.Подготовительный (май):
-подбор кадров;
-проведение стажерской площадки для работников лагеря;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
2. Организационный:
-формирование отрядов;
-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
-оформление уголков отрядов.
3. Основной (21 день):
-образовательная деятельность;
-оздоровительная деятельность;
-культурно-досуговая деятельность;
-методическая работа с воспитателями.
4. Заключительный:
-закрытие смены (последний день смены);
-сбор отчетного материала;
-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;
-выпуск видеодневника (презентации).
Образовательная деятельность в рамках смены «Волшебные лучи» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.
Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.
Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.
Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).
Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.
Система контроля за исполнением программы
мероприятие | Дата проведения |
рассмотрение программы на МО классных руководителей | февраль 2017 |
утверждение программы на педагогическом совете | февраль 2017 |
рассмотрение вопроса об подготовке летней кампании на совещание при директоре | март 2017 |
планёрки учителей, временно исполняющих обязанности воспитателей и помощников организаторов досуга | июнь, июль 2017 (ежедневно) |
контроль санитарного состояния помещений | июнь, июль 2017 |
мониторинговые исследования | июнь, июль 2017 |
анализ проведения лагерных смен | июнь, июль 2017 |
экран достижений | июнь, июль 2017 (ежедневно) |
подведение итогов, анализ результатов летней кампании (совещание при директоре) | август 2017 |
11. Условия реализации программы
а). Кадровое обеспечение программы:
- учитель, временно исполняющий обязанности начальника лагеря обеспечивает функционирование лагеря; - учитель, временно исполняющий обязанности старшего воспитателя обеспечивают организацию и проведение культурно-массовых мероприятий; - учителя, временно исполняющие обязанности воспитателей организуют работу отрядов; - педагоги проводят занятия, кружковую работу;
- помощники организаторов досуга помогают учителям, временно исполняющим обязанности воспитателей;
- физкультурный работник организует спортивно-оздоровительную работу; - медицинский работник оказывает медицинскую помощь. б). Материально-техническая база: - кабинеты для занятий; - кабинеты для отрядов; - кабинеты для игр; - столовая; - актовый зал; - компьютерный класс; - спортивная площадка; - библиотека; - игровая площадка; - спортивный зал; 12. Методическое обеспечение. Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);
методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);
методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);
методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).
Методическое обеспечение профильной программы «Колесо истории» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.
Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:
педагогический совет;
малый педагогический совет;
ежедневные планерки (в период смены);
теоретические и практические семинары;
творческие мастерские;
образовательные лаборатории;
презентация работы воспитателей и вожатых;
психолого-педагогический консилиум;
индивидуальные и групповые тематические консультации.
13. Ожидаемые социальные результаты
развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;
применение умений и навыков, полученных в лицее, в практической деятельности и получение углубленных знаний в различных областях;
сохранение и укреплению здоровья детей и подростков;
повышение уровня гражданско-патриотического воспитанию детей;
охват обучающихся «группы риска» организованными формами отдыха.
14. Критерии и показатели эффективности.
Критерии | Показатели | Методы |
Формирование социально-активной личности |
Реализация творческих способностей ребенка. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка. | Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД. Количественный показатель участия детей в студиях и кружках. Реализация социально-значимых проектов (профильные отряды). | Анкетирование. Наблюдение. Итоговая выставка детских, творческих работ. Навыки самообслуживания Участие в заключительном гало – концерте. Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий. Уровень удовлетворённости детским оздоровительным лагерем (дети, родители). |
Сохранение и укрепление здоровья обучающихся |
Сохранение и укрепление здоровья | Соблюдение режима дня. Сбалансированное питание. Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях. Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей посетивших: бассейн. | Анкетирование. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков. Качество питания. Собеседование. Отсутствие травм. Анализ проведения мероприятий. |
Повышение уровня гражданско-патриотического, хужожественно - эстетического воспитания |
Уровень гражданско-патриотического воспитания. | Участие детей в мероприятиях по данному направлению (%). | Диагностика уровня воспитанности. Уровень удовлетворенности |
Развитие коммуникативных навыков и толерантности |
1.Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля | 1. Умение слушать и слышать собеседника (толерантность). Бесконфликтное общение. Рефлексия. Навыки психологической защиты, самоконтроля. Самооценка. Коммуникабельность. Формирование ценностных ориентаций. Эмоциональная устойчивость. Наличие мотивации на познавательную деятельность. Отсутствие конфликтов. | Анкетирование. Наблюдение. Сюжетно – ролевые игры. Социально – психологическое консультирование. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений). Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения. Деятельность органов детского самоуправления. |
Охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха. |
1.Занятость обучающихся, состоящих на различных видах учёта в летний период. | 1.Снижение асоциального поведения обучающихся. 2.Отсутствие конфликтных ситуаций. 3.Отсутствие правонарушений. | 1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов). |
15. Мониторинг реализации проекта:
анализ проведения лагерных смен, эффективность проведения;
анализ состояния здоровья (рост, вес) в начале и конце каждой смены;
входное анкетирование, итоговое анкетирование детей и родителей;
диагностика уровня воспитанности в начале и в конце смены;
диагностика уровня интеллектуального развития в начале и в конце смены;
мониторинг занятости детей в течении лета (количество обучающихся, охваченных различными формами занятости);
мониторинг трудоустройства обучающихся в течение лета.
16. Факторы риска
Фактор риска | Меры профилактики |
низкая активность детей в реализации программы | Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.) |
неблагоприятные погодные условия | Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия) |
недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива | Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы. |
Список литературы.
1. «Летний оздоровительный лагерь» нормативно-правовая база. Волгоград. 2006
2. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2009.
3. «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.
4. Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.
5. «Летний лагерь на базе школы». Москва. «Вако». 2013
6. «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере». Москва. «Вако». 2007
7. Газета: «Последний звонок» за 2011-2012 год.
8. Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2013.
9. «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.
10. Коган М.С. С игрой круглый год [Текст]: для воспитателей, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования/ М. С. Коган. - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 152 с.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2013 г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2014 г.
19