СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа для ЛДП

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка программы по оздоровлению детей и подростков в ЛДП.

Просмотр содержимого документа
«Программа для ЛДП»

«Утверждаю»

директор МОБУ лицея с. Булгаково

Н.А. Полищук

приказ № 49 ОД от 15.03.2017 г

«Согласовано»

Начальник ОО администрации МР

Уфимский район РБ

Гуссамова Г.Р

____________________




Ааа




















Программа

детского оздоровительного учреждения лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи»

муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей

с. Булгаково муниципального района Уфимский район

Республики Башкортостан

на период летних каникул

на 2016-2017 учебный год
















































2017 г



СОДЕРЖАНИЕ



Паспорт программы 3

Программа «Волшебные лучи» 5

1. Название программы 4

2. Срок реализации 4

3. Пояснительная записка 5

4. Организаторы программы 6

5. Участники программы 7

6. Цель 7

7. Задачи 7

8. Этапы реализации программы 10

9. Содержание деятельности 11

10. Механизмы реализации программы 15

11. Условия реализации программы 16

12. Методическое обеспечение 16

13. Ожидаемые социальные результаты 17

14. Критерии и показатели эффективности 17

15. Мониторинг реализации проекта 18

16. Факторы риска 18

17. Список литературы 19

18. План работы лагеря………………………………………………………………………..20
















ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ


Номинация, по которой предоставляется программа

Программа по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних.

Полное название программы

Комплексная краткосрочная программа детского оздоровительного учреждения лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения лицей с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан на период летних каникул

Адресат проектной деятельности

- обучающиеся от 7 до 14 лет МОБУ лицей с. Булгаково;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учетных категорий;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- 315 человек- на период летних каникул.

Сроки реализации программы

Июнь 2017 г.

Цель программы

Организация досуга обучающихся, укрепление физического здоровья детей, воспитание эстетического, нравственного и практичного отношения к природе, своей Родине.

Задачи

организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;


реализовать умения и навыки, полученные во время учебно – воспитательного процесса, в практической деятельности и получить углубленные знания в различных предметных областях;


обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;


создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей;


обеспечить охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха;

оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных семей;


проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;


преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью;

развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.;

создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления;

выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях;

Краткое содержание программы

Содержание деятельности лагеря направлено на реализацию интеллектуального, гражданско-патриотического, досугового, физкультурно-оздоровительного, направлений, экологического и художественно – эстетического воспитания, реализацию игрового сюжета смены и программ разновозрастных отрядов.

Ожидаемый результат

развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

реализация умений и навыков, полученных в лицее, в практической деятельности и получение углубленных знаний в различных областях;

сохранение и укреплению здоровья детей и подростков;

повышение уровня воспитанности;

занятость детей, состоящих на различных видах учёта в летний период.

Название организации




Авторы программы

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей с. Булгаково муниципального района Уфимский район Республики Башкортостан


Педагогический коллектив МОБУ лицей с. Булгаково

Почтовый адрес учреждения, телефон

450501, ул. Дружбы, д. 2, с. Булгаково, Уфимский район, Республика Башкортостан, 8(347)270-82-36

ФИО руководителя учреждения

Полищук Наталья Александровна

ФИО автора программы

Филипова Лидия Васильевна,

педагогический коллектив лицея с. Булгаково

Финансовое обеспечение программы

МОБУ лицей с. Булгаково, фонд социального страхования , родители обучающихся.



1. Название программы: «Волшебные лучи».


2. Срок реализации: краткосрочная – июнь 2017 г., комплексная.













3. Пояснительная записка.

Организация отдыха, оздоровления и занятости детей является одной из важнейших задач государства. Государственная политика в сфере оздоровления и отдыха детей в последние годы строится так, чтобы дети были максимально охвачены организованными формами отдыха, оздоровления и труда, чтобы сам отдых стал процессом, обеспечивающим преемственность с обучением и воспитанием, носил не только оздоровительный, но и познавательно-творческий характер.

     Система образования по-прежнему остается главным организатором занятости, отдыха и оздоровления детей.

Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием – это учреждение, предназначенное для обеспечения полноценного отдыха и оздоровления детей в стенах образовательного учреждения, создания благоприятных условий для их всестороннего духовного - нравственного, гражданско-патриотического и физического развития, выработки первичных трудовых навыков через привлечение к общественно полезной работе, отвлечения подростков от пагубного влияния улиц. Деятельность воспитанников лагеря отлична от типовой учебной деятельности образовательного и воспитательного процесса школы, а система работы лагеря направлена на создание оптимальных условий для полноценного отдыха детей. Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием дает возможность любому ребенку раскрыться, достичь высокого уровня самоуважения и самореализации. На реализацию данных задач направлена вся работа детского оздоровительного лагеря.

Детский оздоровительный лагерь с дневным пребыванием «Волшебные лучи» организуется на базе МОБУ лицей с. Булгаково. Участниками лагерной смены являются педагогический коллектив и учащиеся начальной школы МОБУ лицей с. Булгаково. Возраст детей от 7 до 14 лет. Продолжительность смены 21 день (во время летних каникул). Одним из условий эффективности работы центра является использование воспитательного потенциала игры.

Летний оздоровительный центр с дневным пребыванием детей на базе МОБУ лицей с. Булгаково на протяжении многих лет успешно выполняет свои функции: участвует в процессе оздоровления детей, продолжает формирование трудовых навыков у школьников, развивает у ребят чувство коллективизма, творческие способности и т.д. Он является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности коммуникативной и физической деятельности. Центр является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.

Комплектование отрядов осуществляется с учетом возраста и интересов детей. Обязательным является вовлечение в лагерь трудных детей, детей – сирот, ребят из многодетных и малообеспеченных семей.

В лагере формируется 12 отрядов по 25 человек.


Сроки действия программы

С 01.06.17 г. по 21.06.17 г.


В связи с тем, что 2017 год объявлен годом Экологии, при разработке программы основное внимание уделяется экологическому и художественно – эстетическому воспитанию. Следует учитывать, что общество отпраздновало 56 - летие со дня первого полета в космос Гагарина Ю.А., 72 годовщина Победы в Великой Отечественной Войне, поэтому одним из основных направлений – гражданско – патриотическое. Результаты анкетирования показывают, что у детей и родителей высокий уровень удовлетворённости организацией летнего оздоровительного лагеря 2017 г .

В лагере дневного пребывания на базе лицея получили возможность отдохнуть дети различных категорий: дети в трудной жизненной ситуации, опекаемые, дети-инвалиды, дети из многодетных и малообеспеченных семей. На особом контроле стояла занятость несовершеннолетних, состоящих на различных видах учёта.

категория детей

2012- 2013

2013-2014

2014-2015

2015-2016

ВШУ

3

2

2

3

дети в трудной жизненной ситуации

14

15

15

15

опекаемые

2

1

2

2

дети-инвалиды

1

2

1

3


Исходя из вышеперечисленного следует, что проведённая работа имеет хорошие результаты, но анализ возрастного состава обучающихся занятых на базе летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием показывает, что большая их часть – это дети начального звена.

Итоги анкетирования родителей и обучающихся позволил определить приоритетные направления – интеллектуальное и физкультурно-оздоровительное, художественно- эстетическое, духовно – нравственное, гражданско-патриотическое, экологическое и досуговое направления. При проведении лагерной смены большой акцент будет учитываться гражданско-патриотическому направлению, так как оно является одним из приоритетных в программе воспитания и социализации обучающихся лицея.


направление

обучающиеся

родители

интеллектуальное - познавательное

18%

31%

гражданско-патриотическое

9%

10%

духовно – нравственное

24%

20%

досуговое

21%

12%

экологическое

5%

8%

физкультурно-оздоровительное

16%

15%

художественно-эстетическое

7%

4%


Кроме того, выбор направлений обусловлен следующими причинами:

1. поиск новых способов организации летнего отдыха ребёнка, испытывающего потребность отдыхать с пользой для себя и социума, в поиске механизмов, позволяющих реализовать данную потребность;

2. создание таких условий, которые позволили бы создать мотивацию у обучающихся для продолжения и дальнейшего углубления в той или иной области знаний;

3. продолжить реализацию программы лицея «одаренные дети» в рамках летнего оздоровительного лагеря;

4. продолжить деятельность предметных кружков и студий, действовавших на базе МОБУ лицея с. Булгаково в течение 2016-2017 уч. г.;

5. повышение качества образования и воспитания.


4. Организаторы программы:


- администрация МОБУ лицей с. Булгаково;

- педагогический коллектив МОБУ лицей с. Булгаково;

- родители МОБУ лицей с. Булгаково.





Сотрудничество:


При организации и проведении летнего отдыха планируется использование ресурсов Уфимского района и села Булгаково. Это сотрудничество с Домом Культуры с. Булгаково, районным отделом молодежи, детской общественной организацией «Звездочка», Военно – патриотическим клубом «Русь», молодежным объединением «Мы», районной газетой «Уфимские нивы», районным музеем войны и труда, школьным музеем, сельской библиотекой и ДЮСШОР.

На уровне республики уже традиционным является сотрудничество с Башкирской государственной филармонией, Кукольным театром «Маскарад», Уфимским планетарием, государственным академическим русским драматическим театром, и др. культурно – досуговыми учреждениями города Уфы.


5. Участники программы:


- обучающиеся МОБУ лицей с. Булгаково, НОШ д. Стуколкино, НОШ д. Камышлы в возрасте от 7 до 14 лет;

- дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;

- дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также, находящиеся под опекой граждан;

- дети различных учетных категорий;

- дети с ограниченными возможностями здоровья;

- 315 человек

6. Цель: организация досуга обучающихся, укрепление физического здоровья детей, воспитание эстетического, нравственного и практичного отношения к природе, своей Родине.

7. Задачи:

организовать отдых детей в летний период и расширить кругозор через создание комплекса условий, способствующих развитию интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

реализовать умения и навыки, полученные во время учебно – воспитательного процесса, в практической деятельности и получить углубленные знания в различных предметных областях;

обеспечить комплекс условий, способствующих сохранению и укреплению здоровья детей и подростков;

создать условия, способствующие нравственному и гражданско-патриотическому, экологическому воспитанию детей;

обеспечить охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха;

оказать социальную поддержку детям из малообеспеченных и многодетных семей;

проводить профилактические оздоровительные мероприятия по укреплению иммунной и нервной системы;

преодолеть разрыв между физическим, интеллектуальным и духовным развитием детей средством игры, познавательно-исследовательской и трудовой деятельностью;

развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры и др.;

создание условий для самореализации и самовыражения, атмосферы творчества и сотрудничества через вовлечение воспитанников лагеря в творческие виды деятельности и развитие творческого мышления;

выявить одаренных и талантливых детей, привлечь их к участию в различных мероприятиях.

Методическое проектирование программы детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» опирается на признанные достижения современной отечественной и зарубежной педагогики.

При создании концепции программы оздоровительного лагеря преследовались следующие идеи:

1.  Идея первичности личности по отношению к обществу (А. Маслоу, Д. Грин, К. Роджерс, Б. Ананьев).

2.  Идея опоры на базовые потребности ребенка (В. Сухомлинский, Ш. Амонашвили).

3.  Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).

4.  Идея развития личности в процессе воспитания (В. Бехтерев, И. Блонский, Л. С. Выготский)

5.  Идея совместной деятельности взрослых и детей в процессе воспитания (В. Сухомлинский, А. С.Макаренко).

Принципы программы

Программа детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием «Волшебные лучи» опирается на следующие принципы:

Принцип гуманизации отношений

Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.

Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности

Результатом деятельности воспитательного характера в детском оздоровительном лагере с дневным пребыванием «Волшебные лучи» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.

Принцип демократичности

Участие всех детей и подростков в программе развития творческих способностей «Радужное творчество».

Принцип дифференциации воспитания

Дифференциация в рамках детского оздоровительного лагеря с дневным пребыванием предполагает:

·  отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;

·  создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);

·  взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;

·  активное участие детей во всех видах деятельности.

Принцип творческой индивидуальности

Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.

Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка.

Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:

·  необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;

·  оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.

Принцип гармонизации сущностных сил ребёнка, его интеллектуальной, физической, эмоционально-волевой сфер с учётом его индивидуальных и возрастных особенностей.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·  вариантности выбора способа реализации в различных видах деятельности;

·  сочетание форм работы, учитывающих возрастные особенности детей;

·  постоянной коррекции воздействий на каждого ребёнка с учётом изменений, происходящих в его организме и психике.

Принцип интегративно-гуманитарного подхода.

Этот принцип определяет пять «граней»:

·  грань личностного восприятия («это затрагивает или может затрагивать лично меня»);

·  грань сопричастности («этого достигли ребята, это им нужно – значит, это доступно и нужно мне»);

·  грань глобального восприятия («это нужно знать всем – значит это важно и для меня; это относится к общечеловеческим ценностям»);

·  грань ориентации на консенсус («Я признаю за другим право иметь свою точку зрения, я могу поставить себя на место других, понять их проблемы»);

·  грань личной ответственности («я отвечаю за последствия своей деятельности для других людей и для природы»).

Принцип личностного « Я»

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·  при развитии детского самоуправления;

·  при наличии перечня реальных социально-значимых задач, в решении которых может принять участие как каждый ребёнок в отдельности, так и группа.

·  при наличии системы стимулов, поддерживающих инициативу и самостоятельность детей.

Принцип уважения и доверия.

Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:

·  добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;

·  доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;

·  в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов


8. Этапы реализации программы:


мероприятие

сроки проведения

1. Подготовительный:

разработка программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

март 2017

утверждение программы директором лицея, рассмотрение на педагогическом совете, согласование на заседании Управляющего совета

апрель 2017

подбор методического материала на основе учета тематики смен и интеллектуального направления

март-май 2017


оформление помещений

май-июнь 2017

обучение педагогов и воспитателей, помощников организаторов досуга формам и методам работы с детьми и подростками

апрель 2017

формирование пакета психолого-педагогических диагностик и анкет для детей разных категорий и их родителей

апрель-май 2017

психолого-педагогические семинары для педагогического коллектива, (помощников организаторов досуга)

апрель-май 2017

изготовление атрибутики на каждую смену

апрель-май 2017

установление внешних связей с социальными учреждениями, учреждениями культуры (заключение договоров, писем)

апрель-май 2017

проведение родительских собраний

апрель-май 2017

оформление информационных стендов для обучающихся, родителей

апрель-май 2017

размещение информации об организации летнего отдыха обучающихся на школьном сайте

май 2017

2. Организационный этап:

встреча детей, формирование детских коллективов

начало смены

запуск игровой модели

начало смены

знакомство с законами, традициями и правилами жизнедеятельности лагеря

начало смены

организация первичной диагностики уровня индивидуального здоровья

начало смены

проведение анкетирования и тестирования детей с целью определения их психического состояния и зон тревожности

начало смены

организация в каждом отряде организационных сборов, «огоньков знакомств»

начало смены

презентация комплекса услуг системы дополнительного образования – кружков:

начало смены

открытие смены

начало смены

3.Основной этап – реализация программы:

реализация основной идеи программы

июнь 2017

проведение познавательных, развлекательных, спортивно-массовых мероприятий

июнь 2017

ежедневное наблюдение за состоянием детей со стороны педагогов, психолога, медицинских работников, куратора подпрограммы, воспитателей с занесением соответствующих записей в дневники

июнь 2017

4. Заключительный этап - подведение итогов:

награждение наиболее активных участников смены и вручение благодарственных писем родителям и грамот с символикой лагеря

конец смены

проведение прощальных отрядных "Огоньков"

конец смены

заключительный гала-концерт

конец смены

экскурсии по "Аллее творчества" (презентация и защита проектов по отрядам)

конец смены

итоговое анкетирование и психологическое тестирование, диагностика психического и физического уровня здоровья детей и подростков, уровня развития социальной активности личности

конец смены

5. Итоговый этап.

анализ данных психолого-педагогических диагностик

1неделя июля 2017

определение результативности проведения смены согласно критериям и показателям

1 неделя июля 2017

составление итоговой документации

1 неделя июля 2017

проведение педагогического совета

август 2017

коррекция подпрограмм, разработка рекомендаций для педагогов и воспитателей

август 2017

анализ предложений по дальнейшему развитию, внесенных детьми, родителями, педагогами

август 2017

определение перспективных задач

август 2017


9. Содержание деятельности:

Основные направления деятельности лагеря:

- художественно-эстетическое;

- гражданско-патриотическое;

- интеллектуально-познавательное;

- физкультурно-оздоровительное;

- духовно – нравственное;

- экологическое;

- досуговое.

Деятельность отрядов летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей будет выстроена с учётом интеллектуального направления, реализация

которого будет осуществляться путём создания образовательной развивающей среды:

- интеллектуальные развивающие занятия (УУД);

- развивающая игровая деятельность;

- интеллектуальные викторины, конкурсы и игры;

- развивающие кружки;

- создание проектов;

- КТД.

Физкультурно–оздоровительное направление

1 БЛОК «В здоровом теле - здоровый дух » осуществляется через:

вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;

выработку и укрепление гигиенических навыков;

расширение знаний об охране здоровья.

Основные формы организации:

Утренняя гимнастика (зарядка);

спортивные игры на стадионе, спортивной площадке (футбол, волейбол, теннис, пионербол, лапта, бадминтон);

подвижные игры на свежем воздухе «Охотники и гуси», «Белые медведи», «Перестрелка», «Коршун и наседка», «Часики», «Вышибалы», «Цепи»;

эстафеты («Веселые старты», «Зов Джунглей», «Быстрее, сильнее, выше», «Эстафетный бег», «Большие гонки», «Спортивная эстафета по ПДД»);

часы здоровья;

закаливающие процедуры (Ежедневное мытье ног в прохладной воде по правилам закаливания);

солнечные ванны (ежедневно);

воздушные ванны (ежедневно).

В летнем оздоровительном лагере вся работа направлена на сохранение и укрепление здоровья детей. Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемом спортивном зале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.

Спортивные соревнования, веселые эстафеты, дни здоровья, различные беседы о здоровом образе жизни, психологические тренинги, беседы с врачом, спортивные праздники развивают у детей ловкость и смекалку, помогают им развивать различные двигательные способности и реализуют потребность детей в двигательной активности, приобщают воспитанников к здоровому образу жизни. Для максимального достижения результата при проведении спортивных мероприятиях присутствует дух соревнования и реализуется принцип поощрения. После конкурсов, которые развивают не только физическое состояние детей, но и укрепляют их дух, дети получают призы.

В свободную минуту воспитанники принимают участие в подвижных играх, включающих все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.

В лагере уделяется большое место пропаганде правильного питания и формированию навыков здорового образа жизни. Тесно сотрудничаем с врачом. Проводятся беседы «Оказание первой доврачебной помощи», «Осанка – основа красивой походки», «Твой режим дня на каникулах», выпускаются профилактические газеты.

Обязательно проводятся оздоровительные процедуры: закаливание, воздушные ванны, солнечные ванны. Закаливание проходит ежедневно Для солнечных ванн подходит лужайка. Чтобы дети дышали свежим воздухом, максимальное количество мероприятий и режимных моментов проходит на улице.

Художественно – эстетическое направление

2 БЛОК «Цветик - Семицветик» осуществляется через:

изобразительная деятельность (конкурсы рисунков «Мы за безопасное движение», «Наша школьная страна», «Лето – это …», «Все обо всем», «Мой край родной»;

конкурсные программы (по плану и клуба «Романтик»)

творческие конкурсы ( «Коллективное панно»);

игровые творческие программы («Огонек знакомств», «Угадайка», «Компас», «Знатоки пословиц», «Знатоки русской народной сказки», «Если был бы я волшебником»);

Концерты («Алло! Мы ищем таланты.»);

творческие игры («Если был бы я волшебником»);

праздники (День защиты детей, День независимости, Закрытие лагерной смены);

выставки рисунков отчетов «Мой лагерный день»

Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.

Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии. Участвуя в конкурсе «Мой лагерный день» дети учатся передавать свои эмоции через рисунок.

Экологическоеое направление

3 БЛОК «Экологический десант» осуществляется через:

выполнение трудовых обязанностей (дежурство в столовой, дежурство в спальнях, работа на школьной клумбе);

коллективные трудовые дела .

Работа направлена на развитие трудовой активности и приобщение детей к труду.

Гражданско-патриотическое направление

4 БЛОК «Я-гражданин» осуществляется через:

вовлечение наибольшего количества ребят в различные формы организации досуга;

организацию деятельности творческих мастерских, направленных на формирование патриотизма.

В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идёт закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.

Интеллектуальное направление

5 БЛОК «Интеллектуалы» осуществляется через:

проведение интеллектуальных игр посещение музеев (музей Боевой славы);

организация работы библиотеки, проведение тематических библиотечных часов (по плану сельской библиотеки);

игровая программа по ПДД;

Викторины, интеллектуальные марафоны.

Организация игр «Что? Где? Когда?»

Заседания Клуба юных интеллектуалов.

В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда. Поэтому интеллектуальная работа направлена на расширение кругозора, развитие интеллекта воспитанников и их познавательной деятельности, развитие мышления, памяти, внимания, формирование положительных эмоций от обучения и потребности в непрерывном образовании.

Очень важно индивидуализировать работу, изменить форму общения педагога и участника смены, помочь ребятам реализовать творческий и интеллектуальный потенциал в областях математики, литературы, иностранных зыков, используя необычные и нестандартные методы.

Каждый отряд имеет свою специфику – направление деятельности. Для её реализации ежедневно проводятся двухчасовые занятия:

1ч. – школа занимательных уроков «Умники и умницы»;

1ч.– час творчества «Творческая копилка».

Всё остальное время дня участники отрядов живут по общему плану лагеря, участвуют во всех общелагерных мероприятиях, выездах. В конце смены каждый отряд представляет проект согласно специфике своего отряда.

При подборе, разработке и проведении лагерных мероприятий учитываются интеллектуально-познавательное, экологическое и досуговое, художественно-эстетическое, гражданско-патриотическое и физкультурно-оздоровительное направления.

Все лагерные мероприятия проводятся с учетом основной тематики – год Экологии и 72- летия Победы в Великой Отечественной Войне. В конце каждой смены на заключительном мероприятии подводятся итоги.

В течение летней кампании педагогический коллектив использует следующие формы проведения мероприятий: праздники, интеллектуальные конкурсы, марафоны, викторины, игры-путешествия, походы, экскурсии, дискуссии, ситуационно - ролевые игры, просмотр кино-, видеофильмов, спортивные соревнования и мероприятия. Также проводятся акции, выставки, шефская работа над ветеранами ВОВ, выпускаются листовки, газеты и т.д.

При разработке плана мероприятий учитываются памятные даты.

Физкультурно-оздоровительное направление реализуется через проведение спортивных мероприятий, турниров, соревнований, спортивных кружков, а также соблюдение режима дня, правильного питания и санитарно-гигиенических условий.

В лагере создаются условия не только для обучения, но и для отдыха и развлечений. Планируется экскурсионная деятельность.

Важным направлением воспитательной работы в лагере является кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Она носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Кружковая деятельность включает в себя развитие детей средствами совместного творчества, в процессе которого идёт закрепление норм поведения и правил этикета, знакомство с новыми предметами и явлениями, воспитание бережного отношения к природе, любви к труду.

В рамках лагеря будут осуществлять свою деятельность следующие кружки:

  • «Веселый английский»;

  • «Умницы и умники»;

  • «Оригами»;

  • «Футбол»;

  • «ЮИД»;

  • «Театр, кино и творчество»

  • «Мастерская творчества»

  • «Я - исследователь»


10. Механизмы реализации программы.

«Волшебные лучи» - смена лагеря дневного пребывания. Этапы реализации программы:

1.Подготовительный (май):

-подбор кадров;

-проведение стажерской площадки для работников лагеря;

-подготовка методических материалов;

-подготовка материально-технической базы.

2. Организационный:

-формирование отрядов;

-знакомство с режимом работы лагеря и правилами;

-оформление уголков отрядов.

3. Основной (21 день):

-образовательная деятельность;

-оздоровительная деятельность;

-культурно-досуговая деятельность;

-методическая работа с воспитателями.

4. Заключительный:

-закрытие смены (последний день смены);

-сбор отчетного материала;

-анализ реализации программы и выработка рекомендаций;

-выпуск видеодневника (презентации).

Образовательная деятельность в рамках смены «Волшебные лучи» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с историей добровольческой деятельности в России, изучением духовно нравственных традиций и истории родного края.

Образовательная деятельность также предусматривает знакомство с миром движения, звуков, красок, ощущений. На основе развития навыков моделирования, изготовления поделок из различных материалов, в процессе продуктивной творческой деятельности дети знакомятся с единой картиной мира.

Оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона.

Культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, частушек; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы и т. д.).

Получение новых знаний при подготовке к мероприятиям различной направленности (викторинам, конкурсам и т. п.) приводит к обогащению мировоззрения ребенка, что, в свою очередь, сказывается на изменении личностного поведения каждого члена коллектива.

Система контроля за исполнением программы

мероприятие

Дата проведения

рассмотрение программы на МО классных руководителей

февраль 2017

утверждение программы на педагогическом совете

февраль 2017

рассмотрение вопроса об подготовке летней кампании на совещание при директоре

март 2017

планёрки учителей, временно исполняющих обязанности воспитателей и помощников организаторов досуга

июнь, июль 2017 (ежедневно)

контроль санитарного состояния помещений

июнь, июль 2017

мониторинговые исследования

июнь, июль 2017

анализ проведения лагерных смен

июнь, июль 2017

экран достижений

июнь, июль 2017 (ежедневно)

подведение итогов, анализ результатов летней кампании (совещание при директоре)

август 2017


11. Условия реализации программы

а). Кадровое обеспечение программы:
- учитель, временно исполняющий обязанности начальника лагеря обеспечивает функционирование лагеря; - учитель, временно исполняющий обязанности старшего воспитателя обеспечивают организацию и проведение культурно-массовых мероприятий; - учителя, временно исполняющие обязанности воспитателей организуют работу отрядов; - педагоги проводят занятия, кружковую работу;
- помощники организаторов досуга помогают учителям, временно исполняющим обязанности воспитателей;
- физкультурный работник организует спортивно-оздоровительную работу; - медицинский работник оказывает медицинскую помощь. б). Материально-техническая база: - кабинеты для занятий; - кабинеты для отрядов; - кабинеты для игр; - столовая; - актовый зал; - компьютерный класс; - спортивная площадка; - библиотека; - игровая площадка; - спортивный зал; 12. Методическое обеспечение. Созданная в лагере система повышения профессионального мастерства педагогов позволяет целенаправленно подходить к вопросам воспитания, развития и оздоровления личности ребенка. Учет возрастных особенностей, знания об индивидуальном уровне физического и психического развития, анализ интересов и потребностей детей разных категорий позволяет целесообразно использовать в практической деятельности педагогические технологии, способствующие самопознанию и самоопределению детей и подростков:
  • методы разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю отдыхающих (беседа, диспут, убеждение и т.п.);

  • методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (педагогическое требование, поручение, создание воспитывающей ситуации, общественное мнение);

  • методы регулирования, коррекции и стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, оценка);

  • методы формирования сознания личности (идеалы, убеждения, моральные принципы и ценности).

Методическое обеспечение профильной программы «Колесо истории» обеспечивает заместитель директора по воспитательной работе совместно с административным аппаратом. В лагере ведется целенаправленная работа по подбору, приобретению и накоплению разработок передового отечественного и международного опыта (участие в семинарах муниципального и областного уровней), выписывается периодическая печать. В методическом кабинете имеются энциклопедии, методическая литература, разработки для проведения общелагерных мероприятий и отрядной работы, есть возможность получать информацию в библиотеках города, через Интернет.

Методическая работа осуществляется посредством следующих форм:

педагогический совет;

малый педагогический совет;

ежедневные планерки (в период смены);

теоретические и практические семинары;

творческие мастерские;

образовательные лаборатории;

презентация работы воспитателей и вожатых;

психолого-педагогический консилиум;

индивидуальные и групповые тематические консультации.


13. Ожидаемые социальные результаты

развитие интеллектуальных и творческих способностей ребёнка;

применение умений и навыков, полученных в лицее, в практической деятельности и получение углубленных знаний в различных областях;

сохранение и укреплению здоровья детей и подростков;

повышение уровня гражданско-патриотического воспитанию детей;

охват обучающихся «группы риска» организованными формами отдыха.


14. Критерии и показатели эффективности.


Критерии

Показатели

Методы

Формирование социально-активной личности
  1. Реализация творческих способностей ребенка.

  2. Развитие интеллектуальных способностей ребёнка.


  1. Количество и качество проводимых познавательных, развлекательных, социально значимых мероприятий.

  2. Личная заинтересованность (% участия) детей и подростков в организации и проведении КТД.

  3. Количественный показатель участия детей в студиях и кружках.

  4. Реализация социально-значимых проектов (профильные отряды).

  1. Анкетирование.

  2. Наблюдение.

  3. Итоговая выставка детских, творческих работ.

  4. Навыки самообслуживания

  5. Участие в заключительном гало – концерте.

  6. Рейтинг популярности творческих мероприятий, клубов, студий.

  7. Уровень удовлетворённости детским оздоровительным лагерем (дети, родители).

Сохранение и укрепление здоровья обучающихся

Сохранение и укрепление здоровья

  1. Соблюдение режима дня.

  2. Сбалансированное питание.

  3. Участие детей в спортивно – массовых мероприятиях.

  4. Эффективность целостного здоровья детей и подростков, % детей посетивших: бассейн.

  1. Анкетирование.

  2. Диагностика индивидуального здоровья детей и подростков.

  3. Качество питания.

  4. Собеседование.

  5. Отсутствие травм.

  6. Анализ проведения мероприятий.

Повышение уровня гражданско-патриотического, хужожественно - эстетического воспитания

Уровень гражданско-патриотического воспитания.

  1. Участие детей в мероприятиях по данному направлению (%).

  1. Диагностика уровня воспитанности.

  2. Уровень удовлетворенности

Развитие коммуникативных навыков и толерантности

1.Приобретение практических умений и навыков эффективной коммуникации, самоконтроля


1. Умение слушать и слышать собеседника (толерантность).

  1. Бесконфликтное общение.

  2. Рефлексия.

  3. Навыки психологической защиты, самоконтроля.

  4. Самооценка.

  5. Коммуникабельность.

  6. Формирование ценностных ориентаций.

  7. Эмоциональная устойчивость.

  8. Наличие мотивации на познавательную деятельность.

  9. Отсутствие конфликтов.

  1. Анкетирование.

  2. Наблюдение.

  3. Сюжетно – ролевые игры.

  4. Социально – психологическое консультирование.

  5. Психологический тренинг (самопознания, общения, личностного роста, коммуникативных умений).

  6. Психологические игры, индивидуальные занятия, часы общения.

  7. Деятельность органов детского самоуправления.

Охват обучающихся, состоящих на различных видах учёта организованными формами отдыха.

1.Занятость обучающихся, состоящих на различных видах учёта в летний период.

1.Снижение асоциального поведения обучающихся.

2.Отсутствие конфликтных ситуаций.

3.Отсутствие правонарушений.

1. Метод наблюдения (наличие или отсутствие фактов).


15. Мониторинг реализации проекта:

  • анализ проведения лагерных смен, эффективность проведения;

  • анализ состояния здоровья (рост, вес) в начале и конце каждой смены;

  • входное анкетирование, итоговое анкетирование детей и родителей;

  • диагностика уровня воспитанности в начале и в конце смены;

  • диагностика уровня интеллектуального развития в начале и в конце смены;

  • мониторинг занятости детей в течении лета (количество обучающихся, охваченных различными формами занятости);

  • мониторинг трудоустройства обучающихся в течение лета.


16. Факторы риска


Фактор риска

Меры профилактики

низкая активность детей в реализации программы

Выявление индивидуальных способностей и интересов ребенка для приобщения и занятости другой деятельностью (социально-значимой, спортивной, организационной и т.д.)

неблагоприятные погодные условия

Организация мероприятий согласно тематике смен в 2-х вариантах (на основе учета погоды: на свежем воздухе – в хорошую погоду, в помещениях лагеря на плохие погодные условия)

недостаточная психологическая компетентность воспитательского коллектива

Проведение инструктивно-методических сборов с теоретическими и практическими занятиями. Планирование взаимозаменяемости воспитателей педагогами лагеря. Индивидуальная работа с воспитателями по коррекции содержания работы.



Список литературы.


1.   «Летний оздоровительный лагерь» нормативно-правовая база. Волгоград. 2006

2. «Школьная площадка» А.Н. Никульников, Новосибирск. 2009.

3.   «С игрой круглый год» М.С. Коган. Сибирское университетское издательство. Новосибирск. 2006.

4.    Серия: «Праздник в школе». Минск. «Красико-Принт». 2007.

5. «Летний лагерь на базе школы». Москва. «Вако». 2013

6.  «Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере». Москва. «Вако». 2007

7.   Газета: «Последний звонок» за 2011-2012 год.

8.   Научно-практический журнал «Завуч начальной школы», №2 – 2013.

9.   «Необычные праздники дома¸ в школе и во дворе». Л. Соколова. Новосибирск. 2007.

10. Коган М.С. С игрой круглый год [Текст]: для воспитателей, классных руководителей, вожатых, социальных педагогов и педагогов дополнительного образования/ М. С. Коган. - Новосибирск: Сибирское университетское издание, 2008. – 152 с.

  1. Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2009 г

  2. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2008 г.

  3. Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2013 г.

  4. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2007 г.

  5. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2014 г.





19