МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВИДНОВСКАЯ ГИМНАЗИЯ»
-
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор МАОУ «Видновская гимназия»
______________________/Анашкина Т.В../
«30» августа 2017 года
-
-
-
-
-
-
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по проектной деятельности учащихся «Методы рационального чтения»
учителя русского языка
Лоскутовой Е.В.
в 6 «Г» классе
на 2017/2018 учебный год
-
-
-
-
-
2017 г.
-
-
- Пояснительная записка
Цель спецкурса: научить шестиклассников рациональным приемам восприятия и переработки информации, содержащейся в текстах различного характера, в зависимости от содержания и коммуникативной задачи.
Задачи:
1. Обучение методам комплексного восприятия и поэтапного осмысления текста.
2. Развитие интереса к чтению и изучению лучших произведений русской и мировой литературы.
3. Воспитание внимания к художественному слову, любви к книге и потребности в чтении;
4. Повышение качества чтения.
5. Формирование умений интерпретировать изучаемые произведения.
6. Повышение общекультурного уровня учащихся.
В ходе обучения чтению ученики должны овладеть различными видами чтения. К видам чтения относятся: ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, направленное на извлечение, вычерпывание пол ной и точной информации с последующей интерпретацией со держания текста; поисковое/просмотровое чтение, направленное на нахождение конкретной информации, конкретного факта; выразительное чтение отрывка из художественного произведения.
Существенным в организации рационального чтения является ПОСТЕПЕННОЕ вхождение в процесс чтения. Это особенно важно в тех случаях, когда читать надо напряженно в течение длительного времени. Слишком быстрый «старт» приведет к менее быстрому перенапряжению нервной системы и зрения уже на первом этапе. Плавность вхождения в нормальный ритм работы важна не только в самом начале, но и на всех последующих этапах работы с текстом.
Правильное распределение времени в процессе чтения, поэтапность и последовательность в усвоении сложного материала способствуют наиболее полному и глубокому его пониманию.
- Прежде всего, необходимо рассмотреть ее построение. На обложке или на первой странице (титульный лист) указаны автор книги, ее заглавие, редактор (переводчик), год и место издания. Эти сведения выписываются в конспект, или на карточки, или в особый список источников. Излагая чьи-либо мысли и рассуждения, всегда нужно точно указывать, кому, они принадлежат и из какой работы взяты.
- После этого следует ознакомиться с оглавлением книги. Оно помогает уяснить структуру книги и найти в ней нужный материал. Если имеется предисловие, его нужно обязательно прочесть, так как оно вводит читателя в круг рассматриваемых вопросов, знакомит с методами исследования.
- Последним этапом предварительного ознакомления с книгой является первичное ее чтение. Оно дает общее представление о книге, но обязательно требует повторной проработки по частям. Не всегда, конечно, нужно предварительно читать всю книгу. При проработке учебника это нецелесообразно, так как содержание последующих глав может быть понято лишь в результате глубокого изучения и усвоения предыдущих. То же относится к книгам, рассчитанным на более или менее подготовленного читателя.
В процессе первичного чтения необходимо уточнить понимание иностранных слов и специальных терминов, встречающихся в тексте. Объяснение некоторых из них можно найти в самой книге, но в большинстве случаев приходиться обращаться к словарям иностранных слов, энциклопедическому, философскому и другим.
Способы чтения
Важным этапом работы с книгой является выбор оптимального способа чтения книги, он осуществляется в зависимости от целей чтения.
Список литературы:
Алексеев А. В. Себя преодолеть. М., 1982.
Банное Б. Фразоскоп: Прибор для обучения быстрому чтению // Наука и жизнь. 1986. № 9. С. 196-198.
Беляев Г. С., Лобзан В. С., Копылова И. А. Психологическая саморегуляция. М., 1978.
Васильченко Г. Где и когда нужно динамическое чтение? // Наука и жизнь. 1971. № 9. С. 112.
Вормсбехер В. Ф., Кабин В. А. 100 страниц в час. 2-е изд., перераб. и доп. Кемерово, 1980.
Воробьев Г. Г. Человек — человек. М» 1979. Гецов Г. Г. Рациональные приемы работы с книгой. М., 1975 Левитов Н. Элементы методики чтения: Теория и практика амер. школы. 2-е изд. М., 1927.
Линдеман К. Аутогенная тренировка. М., 1985. Кузнецов О. А. Обучение быстрому чтению — средство повышения эффективности научно-информационной деятельности // НТИ. 1971 Сер. 1. № 1. С. 14-18.
Кузнецов О. А. Быстрое чтение // Наука и техника. Рига. 1973. № 2. С 15-16.
Кузнецов О. А- Обучение быстрому чтению // Вестн. высш. шк. 1973. № 8. С. 80-88.
Кузнецов О. А., Хромов. Л. И. Быстрое чтение. М.,1975. Кузнецов О. Л.., Коренев А. И., Хромое Л. Н. Быстрое чтение: Разработка модели и практика обучения // Вопр. психологии. 1976. № 4. С. 80-82.
Поварнин С. И. Как читать книги. М., 1976.
Постоловский И. 3. Семенов Е. Г. Проблемы ускоренного чтения в США // Вопр. психологии. 1971. № 6. С. 169-180.
Ребельский И. В. Азбука умственного труда. 8-е изд. М., 1928. Ршиодо Ф., Гоклен М., Гоклен Ф. Курс быстрого чтения // Методика преподавания иностранных языков за рубежом. М., 1976. Вып. 2. С. 275 — 379.
Рубакин Н. А. Избранное: В 2 т. М., 1975.
Урсул А. Д. Проблема информации в современной науке. М., 1975.
Франц Лезер. Рациональное чтение. М., 1980.
Тематическое планирование
№ занятия | Тема | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1 | Что такое рациональное чтение? Три вида текстовой информации: фактуальная, концептуальная и подтекстовая | 05.09 08.09 | |
2 | Общее представление о разных типах речи: повествование (рассказ), описание (портрет, пейзаж, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог героев) | 12.09 15.09 | |
3 | Что такое текст. Тема и основная мысль текста. Текст и заголовок текста. Ключевые (опорные) слова. Красная строка и абзацные отступы как смысловые сигналы частей текста | 19.09 22.09 | |
4 | Прогнозирование содержания книги перед чтением и в процессе чтения | 26.09 29.09 | |
5 | Тема текста. Способы связи предложений в тексте | 03.10 06.10 | |
6 | Определение, от какого лица ведется повествование (осознание образа рассказчика), способность представление образа автора на основе его произведения. Выявление роли авторского присутствия в произведении | 10.10 13.10 | |
7 | Характеристика героя произведения (нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие.) Анализ причины поступка персонажа | 17.10 20.10 | |
8 | Выявление особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка, структура (композиция), жанр, народное или авторское произведение | 24.10 27.10 | |
9 | Сжатое изложение с элементами сочинения по тексту художественного стиля | 07.11 10.11 | |
10 | Языковый анализ. Работа с предложением и текстом. Составление текста по его началу | 14.11 17.11 | |
11 | Творческий проект. Создание диафильма по рассказам Р.Э. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена» (по выбору)
| 21.11 24.11 | |
12 | Творческая работа. Письмо от имени героя произведения | 28.11 01.12 | |
13 | Творческая работа. Рассказ от лица героя о событиях, не рассказанных автором | 05.12 08.12 | |
14 | Зимний пейзаж в литературе, музыке, живописи | 12.12 15.12 | |
15 | Создание собственного текста на основе художественного произведения. | 19.12 22.12 | |
16 | Сочинение по пословице: Человек без друга, что земля без воды | 26.12 12.01 | |
17 | Эссе «Что такое милосердие?» | 16.01 19.01 | |
18 | Презентация книги (по выбору учащихся) | 23.01 26.01 | |
19 | Аннотация к прочитанному произведению | 30.01 02.02 | |
20 | Текст. Тема и микротема. Определение микротем текста как частей общей темы | 06.02 09.02 | |
21 | Практическая работа. Диагностика грамотности чтения | 13.02 16.02 | |
22 | Что такое несплошной текст? | 20.02 27.02 | |
23 | Учебная игра «Я деловой человек». | 02.03 06.03 | |
24 | Понятие об учебном научно-познавательном тексте. Стилевые и структурные особенности этих текстов | 09.03 13.03 | |
25 | Типы научно-познавательных текстов | 16.03 20.03 | |
26 | Собственно-научный стиль. Характеристика стиля. Создание высказывания научного стиля | 23.03 03.04 | |
27 | Научно-лингвистический текст. Роль прилагательных в тексте | 06.04 10.04 | |
28 | Рассуждение – доказательство в информативной речи. | 13.04 17.04 | |
29 | Чтение учебно-научного текста «Морские черепахи» с пометками INSERT | 20.04 24.04 | |
30 | Изучающее чтение научно-познавательного текста | 27.04 04.05 | |
31 | Сочинение-рассуждение «Кто читает и записывает, тот читает дважды» | 08.05 11.05 | |
32 | Как работать с газетой, с журналом? | 15.05 18.05 | |
33 | Сочинение-размышление:«Кого можно назвать талантливым читателем и талантливый ли читатель я?» | 22.05 25.05 | |
34 | Публичное выступление на данную тему | 29.05 | |
35 | Публичное выступление на данную тему | 29.05 | |
«РАССМОТРЕНО»
Протокол заседания
методического объединения учителей-словесников
от ___28.08.2017 года
«СОГЛАСОВАНО»
Заместитель директора по УВР
__________________/Черкасова Т.М./
«__30__» августа 2017 года