
Пояснительная записка
1. Цель и задачи, реализуемые рабочей программой
Цель: Создание условий для самореализации и самоутверждения личности средствами физической культуры; сохранение и укрепление здоровья учащихся, и их дальнейшее вовлечение в активные занятия физической культурой и спортом.
Основные задачи:
Воспитание сознательного и активного отношения к здоровью и здоровому образу жизни как к ценностям.
Содействие гармоничному физическому развитию, всесторонней физической подготовленности и укреплению здоровью учащихся.
Воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями.
Достижение высоких показателей в физической и технической подготовках.
Повышение культуры движений, обогащение двигательного опыта упражнениями базовых видов спорта (гимнастика, акробатика, легкая атлетика, кроссовая подготовка, спортивные игры).
Освоение комплекса знаний о физической культуре, ее истории и формах организации, связи с культурой здоровья.
Формирование нравственных и волевых качеств личности, интереса к регулярным занятиям физической культурой.
Нормативные документы, используемые при разработке рабочей программы
Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования;
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Дугинской СШ;
Учебный план МКОУ Дугинской СШ на 2018-2019 учебный год;
Список учебников ОУ, соответствующий Федеральному перечню учебников, утвержденных, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях на 2018-2019 уч.год, реализующих программы общего образования;
Оценка достижения планируемых результатов;
Локальные акты МКОУ Дугинской СШ, обеспечивающие реализацию внеурочной деятельности в рамках федерального государственного образовательного стандарта
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, по 2 часа в неделю, 34 учебные недели. Срок реализации программы: 1 год.
В секцию принимаются обучающиеся 5-11 классов, имеющие разрешение родителей и допущенные медицинским работником к занятиям физической культурой. В дальнейшем они проходят медицинский контроль 2 раза в год.
4. Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Программа курса дополнительного образования «ОФП» составлена с целью дальнейшей мотивации к познанию и творчеству обучаемых, создание условий для развития и укрепления психического и физического здоровья. Дополнительные занятия предоставляют уникальные возможности не только для физического, но и для нравственного воспитания: развития познавательных процессов, выработки воли и характера, воспитания чувства коллективизма.
Программа направлена на углубленное изучение предмета с применением специальных упражнений на развитие скоростно-силовых и координационных способностей, владение техникой двигательных действий и тактическими приёмами по изучаемым видам спорта.
Ведущим принципом при реализации программы является дифференцированный подход, дозирование нагрузки на занятиях с учетом индивидуальных особенностей и способностей обучаемых.
Изучение теоретического материала осуществляется в форме коротких бесед, которые проводятся в начале и в ходе занятий.
Главными отличительными особенностями программы являются требования к проведению занятий: прикладная направленность, систематическое и комплексное воспитание двигательных качеств, достижение закаливающего эффекта (проведение занятий на открытом воздухе), воспитание привычки самостоятельно заниматься физическими упражнениями, индивидуальный подход к учащимся. Для успешного овладения программным материалом занятия в секции сочетаются с самостоятельной работой.
При реализации программы создаются оптимальные условия для формирования и развития личностных компетенций ребенка: познавательных, регулятивных, коммуникативных.
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа ориентирована на достижение следующих результатов:
Выпускник научится:
рассматривать физическую культуру как явление культуры, выделять исторические этапы ее развития, характеризовать основные направления и формы ее организации в современном обществе;
характеризовать содержательные основы здорового образа жизни, раскрывать его взаимосвязь со здоровьем, гармоничным физическим развитием и физической подготовленностью, формированием качеств личности и профилактикой вредных привычек;
раскрывать базовые понятия и термины физической культуры, применять их в процессе совместных занятий физическими упражнениями со своими сверстниками, излагать с их помощью особенности техники двигательных действий и физических упражнений, развития физических качеств;
разрабатывать содержание самостоятельных занятий с физическими упражнениями, определять их направленность и формулировать задачи, рационально планировать режим дня и учебной недели;
руководствоваться правилами профилактики травматизма и подготовки мест занятий, правильного выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий;
руководствоваться правилами оказания первой помощи при травмах и ушибах во время самостоятельных занятий физическими упражнениями; использовать занятия физической культурой, спортивные игры и спортивные соревнования для организации индивидуального отдыха и досуга, укрепления собственного здоровья, повышения уровня физических кондиций;
составлять комплексы физических упражнений оздоровительной, тренирующей и корригирующей направленности, подбирать индивидуальную нагрузку с учетом функциональных особенностей и возможностей собственного организма;
классифицировать физические упражнения по их функциональной направленности, планировать их последовательность и дозировку в процессе самостоятельных занятий по укреплению здоровья и развитию физических качеств;
самостоятельно проводить занятия по обучению двигательным действиям, анализировать особенности их выполнения, выявлять ошибки и своевременно устранять их;
тестировать показатели физического развития и основных физических качеств, сравнивать их с возрастными стандартами, контролировать особенности их динамики в процессе самостоятельных занятий физической подготовкой;
выполнять комплексы упражнений по профилактике утомления и перенапряжения организма, повышению его работоспособности в процессе трудовой и учебной деятельности;
выполнять общеразвивающие упражнения, целенаправленно воздействующие на развитие основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации движений);
выполнять акробатические комбинации из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять гимнастические комбинации на спортивных снарядах из числа хорошо освоенных упражнений;
выполнять легкоатлетические упражнения в беге и в прыжках (в длину и высоту);
выполнять спуски и торможения на лыжах с пологого склона;
выполнять основные технические действия и приемы игры в футбол, волейбол, баскетбол в условиях учебной и игровой деятельности;
выполнять передвижения на лыжах различными способами, демонстрировать технику последовательного чередования их в процессе прохождения тренировочных дистанций;
выполнять тестовые упражнения для оценки уровня индивидуального развития основных физических качеств.
Выпускник получит возможность научиться:
характеризовать цель возрождения Олимпийских игр и роль Пьера де Кубертена в становлении современного олимпийского движения, объяснять смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
характеризовать исторические вехи развития отечественного спортивного движения, великих спортсменов, принесших славу российскому спорту;
определять признаки положительного влияния занятий физической подготовкой на укрепление здоровья, устанавливать связь между развитием физических качеств и основных систем организма;
вести дневник по физкультурной деятельности, включать в него оформление планов проведения самостоятельных занятий с физическими упражнениями разной функциональной направленности, данные контроля динамики индивидуального физического развития и физической подготовленности;
проводить занятия физической культурой с использованием оздоровительной ходьбы и бега, лыжных прогулок и туристических походов, обеспечивать их оздоровительную направленность;
проводить восстановительные мероприятия с использованием банных процедур и сеансов оздоровительного массажа;
выполнять комплексы упражнений лечебной физической культуры с учетом имеющихся индивидуальных отклонений в показателях здоровья;
преодолевать естественные и искусственные препятствия с помощью разнообразных способов лазания, прыжков и бега;
осуществлять судейство по одному из осваиваемых видов спорта;
выполнять тестовые нормативы Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»;
выполнять технико-тактические действия национальных видов спорта
Содержание учебного материала
Теоретическая подготовка:
значение занятий физкультурой и спортом в жизни человека;
влияние физических упражнений на организм человека, тренировка как процесс совершенствования функций организма; ЗОЖ, гигиена, врачебный контроль и самоконтроль, режим дня и питания, профилактика травматизма;
техника безопасности на занятиях и оказание первой медицинской помощи;
история олимпийского движения;
основы методики обучения и тренировки, порядок обучения технике и тактике;
правила игры, организация и проведение соревнований;
тактические планы игры, установка на игры и их разбор, индивидуальные и командные действия в процессе соревнований и контрольных игр.
Средства физической культуры в регулировании работоспособности.
Инструкторско-судейская практика: Организация и проведение подвижных игр и игровых заданий, приближенных к содержанию разучиваемой игры, помощь в судействе. Самостоятельное комплектование команды. Правила и организация игры, по выбранному виду спорта (под контролем педагога).
Практическая подготовка:
Легкая атлетика:
Легкоатлетические упражнения: упражнения в беге, прыжках и метаниях.
Бег: 20,30,60 м, повторный бег - два-три отрезка по 20-30 м (с 12 лет) и по 40 м (с 14 лет), три отрезка по 50-60 м (с 16 лет). Бег с низкого старта 60 м (с 13 лет), 100 м (с 15 лет). Эстафетный бег с этапами до 40 м (10-12 лет), до 50-60 м (с 13 лет). Бег с горизонтальными и вертикальными препятствиями. Бег или кросс 500-1000 м.
Прыжки: через планку с прямого разбега; в высоту с разбега; в длину с места; тройной прыжок с места; в длину с разбега.
Метания: малого мяча с места в стенку или щит на дальность отскока; на дальность; метание гранаты (250-700 г) с места и с разбега; толкание ядра весом 3 кг (девочки 13-16 лет), 4 кг (мальчики 13-15 лет), 5 кг (юноши 16 лет);
Многоборья: спринтерские, прыжковые, метательные, смешанные - от 3 до 5 видов.
Подвижные игры. Индивидуальные тактические действия и простейшие взаимодействия игроков. Подвижные игры: «Гонка мячей», «Салки» («Пятнашки»), «Невод», «Метко в цель», «Подвижная цель», «Эстафета с бегом», «Эстафета с прыжками», «Мяч среднему», «Охотники и утки», «Перестрелка», «Перетягивание через черту», «Вызывай смену», «Эстафета футболистов», «Эстафета баскетболистов», «Эстафета с прыжками чехардой», «Встречная эстафета с мячом», «Ловцы», «Борьба за мяч», «Мяч ловцу», «Перетягивание», «Катающаяся мишень». Упражнения для овладения навыками быстрых ответных действий.
Упражнения для развития прыгучести: Приседание и резкое выпрямление ног со взмахом руками вверх; то же с прыжком вверх; то же с набивным мячом (двумя) в руках (до 3 кг).
Многократные броски набивного мяча (1-2 кг) над собой в прыжке и ловля после приземления.
Прыжки на одной и на обеих ногах на месте и в движении лицом вперед, боком и спиной вперед. То же с отягощением. Напрыгивание на тумбу (сложенные гимнастические маты), постепенно увеличивая высоту и количество прыжков подряд. Прыжки в глубину с гимнастической стенки на гимнастические маты (для мальчиков). Спрыгивание (высота 40-80 см) с последующим прыжком вверх. Прыжки на одной и обеих ногах с преодолением препятствий (набивные мячи и т.п.). Прыжки с места вперед, назад, вправо, влево, отталкиваясь обеими ногами. Прыжки вверх с доставанием подвешенного мяча, отталкиваясь одной и обеими ногами. То же, но делая разбег в три шага. Прыжки с места и с разбега с доставанием теннисных (набивных, волейбольных) мячей, укрепленных на разной высоте.
Прыжки опорные, прыжки со скакалкой, разнообразные подскоки. Многократные прыжки с места и с разбега в сочетании с ударом по мячу. Бег по крутым склонам. Прыжки через рвы, канавы. Бег по лестнице вверх, ступая на каждую ступеньку.
Упражнения для развития координационных способностей: разнообразные общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (с большими и малыми мячами), сочетание движений ног, туловища с одноименным и разноименным движением рук. Прыжки через скакалку и т. д. Для формирования осанки ходьба с предметами на голове.
Упражнения для развития скоростных способностей. По зрительному сигналу рывки с места с максимальной скоростью на отрезках 5.10.15…..30м. Рывки с изменением исходных положений: стойка лицом, спиной, боком к стартовой линии; сидя, лежа на спине; то же, но перемещение приставными шагами. Стартовые рывки с мячом, без мяча, в соревнованиях с партнером, вдогонку за партнером, вдогонку за катящимся или летящим мячом и т.д. Бег с остановкой и резким изменением направления движения. Челночный бег 5х5 м, 3х10 м и т.д. Отрезки пробегаются лицом вперед, спиной вперед, приставными шагами. Бег с изменением скорости и способа передвижения в зависимости от зрительного, звукового сигналов и т.д.
Упражнения для развития скоростно-силовых способностей: прыжки на заданную длину по ориентирам. Метания мяча. Броски набивного мяча о груди от головы, из-за головы, снизу и т.д.
Упражнения на преодоление собственного веса: Выполнение упражнений для укрепления и коррекции мышечного корсета. Для мышц верхнего плечевого пояса: мальчики - сгибание и разгибание рук, в упоре лежа, подтягивание из виса на перекладине; девочки - сгибание и разгибание рук в упоре лежа на скамейке, на полу и т.д. Продвижение вперед в упоре лежа 3-5 м. Для мышц туловища - упражнения для мышц брюшного пресса и спины в висе на гимнастической стенке, лежа на матах (в т.ч. в парах). Для мышц нижних конечностей - приседания на одной или двух ногах, для мышц голени - поднимание и опускание на передней части стопы, то же, стоя на возвышенности.
Упражнения для развития выносливости. Равномерный бег в режиме умеренной интенсивности, чередующийся с ходьбой, с ускорениями. Кросс по слабопересеченной местности до 6-8 минут. Повторный бег с максимальной скоростью на дистанцию 30 м с уменьшающимся интервалом отдыха.
Гимнастика с основами акробатики:
Гимнастические упражнения подразделяются на три группы: первая - для мышц рук и плечевого пояса, вторая - для мышц туловища и шеи; третья - для мышц ног и таза.
Упражнения выполняются без предметов и с предметами, на гимнастических снарядах, в парах, методом круговой тренировки и т.д.
Акробатические упражнения включают группировки и перекаты в различных положениях, стойка на лопатках, стойка на голове и руках, кувырки вперед и назад; соединение нескольких акробатических упражнений в несложные комбинации. Лазание по канату, висы, упоры, упражнения в равновесии.
Упражнения для развития гибкости: общеразвивающие упражнения с повышенной амплитудой для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных суставов и позвоночника. Упражнения на гимнастических снарядах, упражнения с предметами. Упражнения в парах. Круговая тренировка.
Спортивные игры:
Настольный теннис. Правила игры. Стойка игрока. Продвижение шагами, выпадами, прыжками, способы держания ракетки. Удары по мячу. Подачи. Удар без вращения мяча («толчок») справа, слева. Удар с верхним вращением («накат»), справа, слева. Удар с нижним вращением («подрезка»), справа слева. Разновидности ударов: нападающие и защитные, по прямой и косые, короткие и средние, длинные, с низким, средним, высоким отскоком, быстрые, средней силы, медленные. Использование тех или иных ударов в зависимости от техники игры соперника. Выбор позиции. Игра на счет.
Футбол. Правила игры. Передвижения и прыжки. Удары по мячу ногой: удар носком, внутренней стороной стопы, удары после остановки, ведения, удары по мячу серединой, внутренней и внешней частью подъема, удары на точность, удары с места по катящемуся мячу, удары по мячу головой. Остановка катящегося мяча подошвой и внутренней стороной стопы. Остановка опускающегося мяча внутренней и внешней стороной, серединой подъема, бедром. Вбрасывание мяча из-за боковой линии. Ведение мяча внутренней и внешней частью подъема. Ведение мяча, меняя направление. Отбор мяча. Перехват. Выбивание мяча. Финты. Техника игры вратаря. Основная стойка вратаря. Передвижения и прыжки. Ловля мяча. Тактика игры в защите; выбор места, способа противодействия нападающему, страховка. Участие в соревнованиях с другими группами.
Баскетбол. Правила игры. Передвижения. Остановка шагом и прыжком. Поворот на месте. Передача мяча двумя руками от груди и ловля мяча двумя руками на месте и в движении. Ведение мяча. Броски мяча в корзину одной рукой от плеча с поддержкой другой. Ловля и передача мяча двумя руками. Броски мяча в корзину после ведения. Выбивание мяча при ведении. Борьба за мяч. Выбор места. Тактика игры в нападении. Тактика игры в защите - личная система защиты.
Волейбол. Правила игры. Перемещения из стойки. Перемещения по площадке. Броски, ловля мяча двумя руками. Передача мяча сверху и снизу двумя руками, одной рукой. Подачи мяча сверху, снизу. Тактические действия в нападении. Тактические действия в защите. Учебные игры. Участие в соревнованиях с другими группами.
Лыжная подготовка: Совершенствование техники лыжных ходов. Прохождение дистанции 3-5км. Преодоление спусков и подъемов. Преодоление бугров и впадин. Преодоление полосы препятствий. Подвижные игры на лыжах.
Кроссовая подготовка: Равномерный бег до 15мин. Прохождение различных дистанций. Преодоление препятствий. Бег по виражу. Бег с ускорениями. Эстафетный бег. РДК скоростной выносливости.
Атлетическая гимнастика: Техника подъема одной гири. Техника подъема двух гирь. Техника выполнения становой тяги. Техника выполнения жима лежа. Круговая тренировка.
III. Тематическое планирование
Вид программного материала | Количество уроков |
Основы знаний по физической культуре | В процессе занятий |
Легкая атлетика | 9 |
Гимнастика | 10 |
Баскетбол | 7 |
Кроссовая подготовка | 4 |
Лыжная подготовка | 8 |
Волейбол | 11 |
Атлетическая гимнастика | 6 |
Футбол | 8 |
Настольный теннис | 5 |
Всего | 68 |
IV. Система оценивания
Для контроля над ходом учебно-воспитательного процесса планируются контрольные упражнения, которые выполняются по мере овладения навыками занимающимися.
Обучаемые, занимающиеся в группах дополнительного образования, должны иметь прирост показателей общей и специальной подготовленности после окончания учебного года и стремиться показывать результаты не ниже среднего уровня. А так же, выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гимнастике, лыжам, с учетом состояния здоровья и функциональных возможностей своего организма.
Обучаемые, по мере освоения учебного материала, могут принимать участие в соревнованиях по выбранному виду спорта.
V. Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Физическая культура. 5-7 классы : учеб. для общеобразоват. организаций / (М.Я.Виленский, И.М.Туревский, Т.Ю.Торочкова и др.) ; под ред. М.Я.Виленского. – 3-е изд. – М.; Просвещение, 2014. – 239с.; ил.
Физическая культура. 1-11 классы : комплексная программа физического воспитания учащихся В.И.Ляха, А.А.Зданевича /авт.-сост. А.Н.Каинов, Г.И.Курьерова. – Изд. 3-е, испр. – Волгоград : Учитель, 2014. – 169