СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа курса "Тексты вокруг нас"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс поможет сформировать коммуникативные умения при работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Программа курса "Тексты вокруг нас"»





ПРОГРАММА

интегрированного спецкурса
« ТЕКСТЫ ВОКРУГ НАС»

для 11 класса

на 2013 – 2014 учебный год.

Учитель – Бердникова Светлана Семёновна




















Пояснительная записка.

Цель: формирование коммуникативных умений учащихся при работе над текстом.

Планируемые результаты.


Личностные результаты освоения спецкурса

  • в результате изучения курса учащиеся овладеют умением анализировать текст и высказывать свою собственную точку зрения на проблему, поставленную в данном тексте;

Метапредметные результаты освоения спецкурса

  • научатся работать над сжатием исходного текста;

  • смогут проводить различные виды анализа текста.

  • получат новые знания из области лингвистики и литературоведения;


Содержание спецкурса

1. Язык и речь (5 ч.)

Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная. Монолог. Диалог. Полилог.

2. Единицы языка (3 ч.)

Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

3. Текст и его основные понятия (7 ч.)

Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Цепная и параллельная связь. Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

4. Стили речи (15 ч.)

Разговорный, Официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.
Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.
Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.
Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.
Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи. Составление высказывания на лингвистическую тему. Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

5. Система работы над текстом (4 ч.)

Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Тезистирование. Аннотирование. Редактирование.


Формы работы: лекции и практические занятия, сочетание групповой и индивидуальной форм работы.

Методы и приемы:

  • лекция;

  • беседа;

  • объяснение учителя;

  • исследование;

  • наблюдение;

  • сопоставление и анализ.

Виды деятельности учащихся:

  • контрольное списывание;

  • сжатие исходного текста;

  • редактирование текста;

  • составление текста по образцу;

  • составление обрамлений к рассказу;

  • восстановление частей текста;

  • составление устных и письменных высказываний на лингвистическую тему;

  • анализ текста художественного и публицистического стилей;

  • конспектирование;

  • работа с научной и публицистической литературой;

  • составление схем, таблиц алгоритмов.






Тематическое планирование.

№ п/п

Номер урока внутри раздела, тема урока

Количество часов

1.

Язык и речь.(5 часов)

1. Почему человек умеет говорить. Язык как знаковая система, обслуживающая сознание. Мыслительный комплекс и слово. Слово и понятие.

1

2-3

2 – 3 Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка.

2

4.

4. Речь устная и письменная, общее и отличное.

1

5.

5. Монолог. Диалог. Полилог. Анализ примеров из художественных текстов. Понятие внутреннего монолога.

1

6-7.

Единицы языка (3ч.)

1 -2. Слово как универсальная единица языка. Прямое и переносное значение слов. Виды переносных значений.

2

8

3. Предложение как единица языка. Слова-предложения и их роль в тексте.

1

9.

Текст и его основные понятия (7 ч.)

1.Текст. Тема текста. Микротема и абзац.  Темы широкие и узкие.

1

10.



2. Основная мысль. Контекст. Подтекст. Затекст. Проблема.

1

11.

3.Средства связи предложений в тексте

1

12-13

4 – 5. Типы связи. Цепная и параллельная связь.

2

14-15.

6 – 7.Интонация и логическое ударение. Смысловая связь.

2

16.

Стили речи (15 ч.) 1.Разговорный, официально-деловой, публицистический, научный, художественный стили и их особенности.

1

17-18.

2 - 3. Публицистический стиль. Его структура. Анализ текста публицистического стиля. Проблема и аргументы в текстах публицистического характера

2

19.

4. Сочинение-рецензия по тексту публицистического стиля.

1

20.

5. Художественный стиль речи и его структура. Основная мысль в художественном тексте.

1

21-22.

6 – 7. Изобразительно-выразительные средства языка в тексте: фонетические, лексические, морфологические, синтаксические, стилистические.

2

23-24

8 – 9. Сжатие текста художественного стиля. Составление текста по образцу

2

25.

10. Сочинение-рассуждение по художественному тексту. Рецензия на написанное произведение.

1

26

11.Научный стиль речи и его структура. Термины в научном стиле речи.

1

27.

12. Составление высказывания на лингвистическую тему.

1

28.

13.Типы речи.
Повествование, описание, рассуждение. Тексты смешанного типа.

1

29-30

14-15. Сочинение-повествование. Сочинение-описание. Сочинение-рассуждение.

2

31.

Система работы над текстом (4 ч.)

1. Виды анализа прозаического текста. Лингвистический анализ.
Анализ поэтического текста.

1

32.

2. Сравнительно-сопоставительный анализ. Лексико-семантический анализ. Анализ произведения в контексте.

1

33-34.

3-4. Система работы над анализом текста. Конспектирование. Аннотирование. Редактирование

2