Программа LEGO
в детском саду
воспитателя: Кузьмичёвой Е.В.
2016 год
Содержание:
1.Целевой раздел:
2.Содержательный раздел.
3.Организационный раздел:
Перспективное планирование с детьми средней группы.
Перспективное планирование с детьми старшей группы.
Перспективное планирование с детьми подготовительной группы.
Целевой раздел.
Пояснительная записка.
ФГОС дошкольного образования среди условий, необходимых для создания социальной ситуации развития детей, соответствующих специфике дошкольного возраста, предполагает построение вариативного развивающего образования. Ориентированного на уровень развития, проявляющегося у ребёнка в совместной деятельности со взрослым, но не актуализирующийся в его индивидуальной деятельности (зона ближайшего развития) отмечает:
создание условий для овладения культурными средствами деятельности;
организацию видов деятельности, способствующих развитию мышления, речи, общения, воображения и детского творчества, личностного, физического и художественного эстетического развития детей;
поддержку спонтанной игры детей, её обогащение, обеспечение игрового времени и пространства;
взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Под деятельностью понимается специфическая форма отношения к окружающему миру. Деятельность - это необходимое условие существования общества.
Детская игра и конструирование, как одни из ведущих и предпочитаемых дошкольниками видов деятельности, занимают достойное место как в методологии, так и в практике дошкольного образования.
Родоначальником теории игры в отечественной науке считается педагог К.Д. Ушинский, который утверждал, что «лишение ребёнка игры как сознательной деятельности - есть самое страшное наказание для него».
В конструировании дети практически действуют с реальными предметами. Но эта деятельность существенно отличается от предметного манипулирования на более ранних этапах детства. В конструкторской деятельности отдельные действия ребёнка подчинены основной цели – сделать заранее задуманный предмет.
Одними из самых востребованных в мире современных конструкторов, органично сочетающих в себе игру и конструирование, являются конструкторы LEGO.
LEGO (Leg Godt – с датского – «играй хорошо») – серии игрушек, представляющие наборы деталей для сборки и моделирования разнообразных предметов. Наборы LEGO выпускает группа компаний Lego Group, головной офис находится в Дании.
Основой наборов LEGO является кирпичик – деталь, представляющая собой полый пластмассовый блок, соединяющийся с другими такими же кирпичиками на шипах. В наборы также входит множество других деталей: фигуры людей и животных, колёса, окна и т.д.
LEGO воплощает идею модульности, наглядно демонстрирующую детям то, как можно решать некоторые технические проблемы, а также формирует навыки сборки, ремонта и разборки техники.
В 2014 году компания LEGO Group стала мировым лидером по производству игрушек.
Играя, дети развивают свои творческие способности и получают ценные навыки. Главный девиз компании LEGO – невозможно играть, не получая знаний, как и невозможно учиться без игры.
LEGO Education (образовательные решения Лего) –подразделение LEGO, успешно разрабатывающее в течении 30 лет наборы на базе конструкторов LEGO, а также специальные образовательные методики и программное обеспечение для педагогического применения в образовательных организациях, в том числе и дошкольных. Наборы предназначены для детей от 1,5 до 16 лет.
Серия «LEGO Elucation» для дошкольников делится на 4 блока:
Наборы для малышей состоят из крупных элементов DUPLO, а старшие дошкольники работают с деталями стандартного размера, которые кроме основных задач, способствуют развитию мелкой моторики, концентрации внимания и памяти.
Кроме традиционных кирпичиков и строительных плат, играющих роль основания для конструкции, включают в себя тематические декорации, фигурки людей, животных и растений. Это даёт детям возможность воспроизводить разные объекты: дома, замки, фермы, пожарные части, зоопарки.
Юные конструкторы вместе со взрослыми разыгрывают интересные сюжеты, как сказочные, так и вполне реалистичные.
LEGO DUPLO – это серия конструкторов LEGO, специально созданная для малышей – различные наборы отдельно для девочек и для мальчиков.
Детали вдвое крупнее обычных, поэтому традиционно используется для работы с детьми раннего и младшего дошкольного возраста. Кроме того тематическая подборка максимально соответствует жизненному опыту и возрастным характеристикам развития малышей.
LEGO System – серия конструкторов для старших дошкольников со стандартными размерами деталей.
Впервые упоминание о LEGO в нашей стране дано в книге Парамоновой Л.А. «Детское творческое конструирование». В результате многолетнего исследования автор делает вывод о том, что конструирование – это не только практическая творческая деятельность, но и универсальная умственная способность, проявляющаяся в других видах деятельности (изобразительной, игровой, речевой), направленных на создание новых целостностей (рисунка, сюжета).
Парамонова сделала кардинальный поворот от репродуктивной деятельности к творческому конструированию. С целью преодоления в конструировании из деталей конструкторов подражательной основы и для развития деятельности творческого характера была разработана система творческого конструирования, которая состоит из трёх этапов.
1 этап – организация широкого самостоятельного детского экспериментирования с новым материалом.
2 этап – решение детьми проблемных задач двух типов: на развитие воображения и на формирование обобщённых способов конструирования, которое предполагает использование умения экспериментировать с новыми материалами и в новых условиях.
3 этап – организация конструирования по собственному замыслу детей.
Авторы программы «Развитие» ( Венгер Л.А.) основной задачей развития умственных и художественных способностей считают развитие способности к наглядному моделированию. По мнению авторов, эта задача решается путём формирования у детей действий по построению и использованию наглядных моделей различных типов – начиная от осмысления пространственных отношений при решении конструкторских задач в младшем дошкольном возрасте и до интериоризации ( переведении во внутренний план) действий моделирования. Само овладение построением моделей включает два последовательных этапа: построение моделей по наличной ситуации и по собственному замыслу.
Таким образом, вышеперечисленные научно – теоретические аспекты развития игровой деятельности и конструирования дошкольников легли в основу разработки программы «LEGO в детском саду».
Что же позволяет считать образовательные решения «LEGO Education» соответствующими принципам современного дошкольного образования:
1.Конструкторы LEGO одинаково интересны и детям, и взрослым, что соответствует принципам сотрудничества детей и взрослых, в том числе родителей воспитанников в рамках образовательного процесса.
2.LEGO в основу работы с конструкторами закладывает метод познавательного и художественного поиска, что соответствует алгоритму организации проектной деятельности.
3.LEGO гармонично сочетает конструирование и сюжетную игру.
4.LEGO, являясь средством индивидуального и творческого развития, тем не менее, является мощным средством коммуникации, так как предполагает не только обсуждение и сравнение индивидуально созданных моделей, но и совместного их усовершенствования и преобразования для последующей игры.
Поэтому целью программы «LEGO в детском саду» является интеллектуальное и творческое развитие дошкольников через решение локальных задач, возникающих в процессе организации деятельности детей с конструкторами LEGO.
Качества | Критерии |
Интеллектуальная компетентность. | Уровень мыслительной активности; интерес к причинно – следственным связям; владение способами построения замысла; владение способами элементарного планирования; уровень овладения родным языком. |
Воображение. | |
Планируемые результаты освоения программы «LEGO» в детском саду.
В работе с младшими дошкольниками акцент сделан на развитие интеллектуальной компетентности и воссоздающего воображения, представленных следующими критериями:
Базисные качества личности | Показатели |
Социальная компетентность. | Интерес и потребность в общении со сверстниками; осознание своего положения среди них; овладение способами взаимодействия; ориентировка в человеческих отношениях, эмоциональных состояниях других людей. |
Эмоциональность. | |
Креативность. | |
Инициативность. | Активность в выборе тематики игр; активность в вопросах и обращениях; активность в конструкторской деятельности. |
Самостоятельность. | |
Свобода поведения. | Стремление совершать независимые поступки; стремление выбирать деятельность, её средства, партнёров; стремление защищать свою позицию; чувство свободы и состояние эмоционального раскрепощения. |
В старшем дошкольном возрасте интеллектуальная компетентность ребёнка представлена другими критериями, и на смену воссоздающему воображению приходит воображение творческое:
Качества | Критерии отслеживания формируемых качеств |
Интеллектуальная компетентность. | Способность к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно – следственных связей, речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности; умение группировать предметы; умение проявлять осведомлённость в разных сферах жизни; знание и умение пользоваться универсальными знаковыми системами (символами); свободное владение родным языком (грамматический строй речи, фонетическая система). |
Воображение. | Умение создавать новые образы, фантазировать, использовать аналогию и синтез; Уровень овладения умением акцентирования, схематизации, типизации. |
Базисные качества личности | Показатели |
Социальная компетентность. | Понимание характера отношений к нему окружающих и своего отношения к ним, выбор соответствующей линии поведения; умение замечать изменения настроения других, учитывать их желания и потребности. |
Коммуникативная компетентность. | Способность к установлению устойчивых контактов со сверстниками; умение вести свободный диалог со сверстниками и взрослыми, выражать свои чувства и намерения с помощью речевых и неречевых средств; проявление чувства собственного достоинства; умение отстаивать свою позицию. |
Эмоциональность. | Наличие разнообразия и глубины переживаний разнообразия их проявлений , одновременно - сдержанность эмоций; эмоциональное предвосхищение; действенный характер эмпатии. |
Креативность. | Способность к оригинальности, вариативности, гибкости. готовность к спонтанным решениям. |
Инициативность. | Активность во всех видах деятельности; любознательность, пытливость ума, изобретательность. |
Самостоятельность и ответственность. | |
Свобода поведения. | Состояние внутренней раскованности, открытости в общении. искренность в выражении чувств, правдивость; проявление разумной осторожности, предусмотрительности; следование выработанным правилам поведения. |
Самооценка. | |
Индивидуальный подход в организации деятельности с конструкторами LEGO – основное условие успешного развития дошкольника.
Содержательный раздел.
Название набора | Описание набора | Образовательные задачи |
Детская площадка DUPLO | Представляет собой атрибуты для сюжетно – ролевой игры, в которую включаются элементы конструирования детской площадки: горка, качели, карусель, качалка, домик, машинки, игра в классики, газон, подвесной мост. Набор состоит из 104 элементов. | Способствовать развитию игрового сюжета в соответствии с темой набора. Помогать в освоении принципа соединения деталей для создания игровых атрибутов. |
Большая ферма DUPLO | Представляет собой набор для конструирования разных элементов фермы: дом, загоны для животных, птичник, будка для собаки. Набор состоит из 154 элементов. | Создавать условия для приобретения навыков совместной ролевой игры и готовности к совместной конструкторской деятельности для обыгрывания сюжета. |
Гигантский набор DUPLO | Представляет собой набор для конструирования любых построек и воссоздания разнообразных моделей окружающей среды. Набор состоит из 562 элементов. | Способствовать освоению норм общения с взрослыми и сверстниками. Формирует сенсорные эталоны. |
Космос и аэропорт System | Представляет собой набор для конструирования по темам аэропорт, воздушный транспорт, космос. Набор состоит из 1 176 элементов: строительные кирпичики LEGO System. | Помогать в освоении соотношения трёхмерных конструкций с их графическим изображением. |
Общественный транспорт System | Представляет собой набор для конструирования автотранспорта разного назначения. Набор состоит из 934 элементов. | Развивать диалогическую и монологическую речь. Расширять словарный запас в рамках лексической темы. Способствовать освоению грамматических норм речи. |
Городская жизнь System | Представляет собой набор для конструирования любых построек: заданий, создание различных сюжетов, позволяет создать любую обстановку, ситуации и персонажей. Набор состоит из 1907 элементов. | Формировать элементарные математические представления. |
Набор с трубками DUPLO | Представляет собой набор, содержащий трубки, при соединении образующие желоб, шары для скатывания и специальные элементы, позволяет наглядно демонстрировать понятие силы тяжести. Набор состоит из 147 элементов. | |
Первые конструкции System | Представляет собой набор для конструирования различных сооружений (башни, мосты, стены) для изучения силы равновесия, прочности, устойчивости, создания подвижных элементов. Набор состоит из 107 элементов. | Создавать условия для знакомства с принципами строительства из кубиков LEGO System. Помогать овладению способами крепления деталей, монтажа несложных конструкций. Способствовать сенсорному развитию. Развивать пространственное мышление. Развивать интерес к причинно – следственным связям. |
Тематический план 1-ый год обучения (средняя группа)
Месяц | Тема занятия |
Октябрь | 1.Знакомство с конструктором LEGO и способом крепления деталей. 2.Постройка башен разной высоты. 3.Постройка лестниц. 4.Конструирование мебели для кухни и комнаты. |
Ноябрь | 1.Разноцветные дома. 2.Машина для Айболита. 3.Комната для трёх медведей. 4.Строим загоны для животных. |
Декабрь | 1.Моделирование деревьев. 2.Путешествие в Африку. 3.Путешествие на Север. 4.Игрушка на ёлку. |
Январь | 1.Моделирование персонажей сказки «Заюшкина избушка». 2.Животные на ферме. 3.Моделирование фигуры девочки. |
Февраль | 1.Моделирование фигуры мальчика. 2.Моделирование снеговиков. 3.Игра «Угадай мою модель». 4.Строительство простейших моделей самолётов. |
Март | 1.Подарок для мамы. Цветок. 2.Создание модели блина по образцу. 3.Конструирование ворот. 4.Конструирование кораблика. |
Апрель | 1.Моделирование арены цирка по образцу. 2.Зоопарк. 3.Постройка модели космической ракеты. 4.Конструирование птиц по образцу и замыслу. |
Тематический план 1-ый год обучения (старшая группа).
Месяц | Тема занятия |
Октябрь | 1.Знакомство с конструктором Lego Duplo. Способом крепления деталей. Конструирование по замыслу. 2.Жил на свете один человечек. Моделирование фигуры человека. 3.Осенний лес. Деревья. 4.Детская площадка. |
Ноябрь | 1.Деревенское подворье. 2.Моя улица. 3.Моделирование персонажей сказки «Теремок». 4.Постройка модели теремка. |
Декабрь | 1.Птицы. 2.Кормушка для птиц. 3.Создание модели любимого животного. 4.Подарок для Деда Мороза. |
Январь | 1.Мой любимый сказочный герой. 2.Угощение для сказочных героев. 3.Зимний городок. |
Февраль | 1.Домик трёх поросят. 2.Мост для пешехода. 3.Аэропорт. 4.Военная техника. |
Март | 1.Букет для мамы. 2.Моделирование фигурки белочки. 3.Конструирование домика для белочки. 4.Скворечник для птиц. |
Апрель | 1.На арене цирка. 2.Больница Айболита. 3.Космическая станция. 4.Конструирование по замыслу. |
Тематический план 1-ый год обучения (подготовительная группа)
Месяц | Тема занятия |
Октябрь | 1.Знакомство с конструктором Lego. Конструирование по замыслу. 2.Конструирование весёлых аттракционов с шарами. 3.Создание моделей экзотических животных. 4.Постройка модели русского терема по иллюстрациям к сказкам. |
Ноябрь | 1.Городской пейзаж. 2.Конструирование моделей наземного и воздушного транспорта. 3.Моделирование любимого сказочного героя. 4.Моделирование динозавров. |
Декабрь | 1.Дворец Снежной королевы. 2.Создание моделей Деда Мороза и Снегурочки. 3.Новогодние фантазии. Моделирование игрушек. 4.Подарки для Деда Мороза и Снегурочки. |
Январь | 1.Конструирование снегокатов, санок. 2.Мы дизайнеры. Детское кафе. 3.Я – архитектор. Постройка моста. |
Февраль | 1.Я – архитектор. Постройка башни. 2.Создание моделей роботов. 3.Наша армия сильна – военная техника. 4.Создание модели самолёта. |
Март | 1.Букет для мамы. 2.Мой дом. 3.Моделирование клоунов. 4.Клоуны в цирке. |
Апрель | 1.Звездолёт. 2.Путешествие на Луну. 3.Аэропорт. 4.Моделирование жар – птицы. |