Муниципальное казённое учреждение
«Управление образования Шарыповского муниципального округа»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Шушенская средняя общеобразовательная школа № 8
Принята на заседании педагогического совета: | Утверждаю: |
Протокол № ___от «_____» ______2021 г. | директор МБОУ Шушенской СОШ № 8 _____________________Е.А.Голубидо Приказ от «___» ____2021 г. №_______ |
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
общеинтеллектуальной направленности
«Мир Логики»
Возраст обучающихся: 14 – 15 лет
Срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Конозакова Вера Александровна,
Учитель математики
с. Шушь, 2021г.
1. Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка
Программа составлена на основе следующих нормативных документов:
Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в РФ».
Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
Программа «Мир Логики» имеет общеинтеллектуальную направленность. Программа направлена на развитие культуры мышления и культуры речи, развитию интеллектуальных способностей и интуиции при решении нестандартных задач. Изучение логики позволит учащимся научиться мыслить последовательно, судить доказательно, строить гипотезы и опровергать неправильные выводы, а также усвоить универсальные приемы получения знаний в самых различных сферах своей деятельности.
Новизна программы заключается в использовании интерактивных методов обучения, игровых приемов проведения занятий, которые не требуют специальной подготовки от детей и дают возможность ощутить себя творческой личностью.
Актуальность программы в потребности развития пространственного и логического мышления современного ребенка, а также в использовании полученных знаний и опыта исследовательской работы в будущей практической деятельности. Проблема возможностей усвоения школьниками формальной логики как учебного предмета имеет сегодня особую актуальность в связи с ориентацией современной системы образования на реализацию идей и положений концепции развивающего обучения. Одним из главных направлений этой концепции является развитие у учащихся теоретического мышления в процессе преподавания различных учебных предметов и, прежде всего, основ формальной логики. Справедливо считается, что овладение знаниями в области формальной логики может в значительной степени способствовать развитию теоретического мышления учащихся и подготавливает их к более сложному обучению на последующих этапах школьного образования.
Отличительной особенностью дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мир Логики» является создание системы личностно-ориентированного обучения детей, закладываются первоначальные представления о значении науки, современных технологий и производства в жизни человека и общества; формируется ценностное отношение к образованию; закладываются навыки учебного сотрудничества
и организации познавательной деятельности; освоение программы способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека и прививает желание учащихся содержательно и творчески подходить к процессу обучения. Занятия охватывают материалы смежных дисциплин: математики, информатики, а также истории, литературы.
Адресаты программы - обучающиеся в возрасте 14 - 15 лет.
Программа рассчитана на 1 год. Общее количество часов, необходимых для освоения программы – 68: из расчёта – 2 часа в неделю.
Форма обучения – очная.
Образовательный процесс организуется в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями обучающихся, сформированных в разновозрастные группы.
Режим занятий: занятия осуществляются по отдельному расписанию: один раза в неделю - четверг, 2 часа в день, в период с 14:00 до 16:00 часов. Педагог может варьировать и модифицировать программу, увеличивая или сокращая время на изучение темы в зависимости от уровня подготовки обучающихся, сроков проведения мероприятий, к которым идет подготовка. Педагог определяет систему изучения материалов программы и индивидуальный образовательный проектный маршрут каждого обучающегося, согласно возрасту, уровню подготовки, индивидуальных качеств, степени обучаемости, интересов и мотивов.
Цель – способствовать формированию и развитию нестандартного мышления, расширению кругозора, культуры речи, стимулированию познавательных интересов и обучению учащихся учиться с увлечением.
Программа предусматривает решение следующих задач:
Образовательные:
- способствовать развитию культуры логического мышления;
- формировать мотивацию к работе на результат;
- формирование у обучающихся основные логические операции:
сравнение, анализ, синтез, абстрагирование и обобщение;
- формирование умения решать задачи.
Метапредметные:
- осваивать способы решения проблем поискового характера; определять
наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
- осознанно строить речевое высказывание, овладевать логическими
действиями: обобщение, классификация, построение рассуждения;
- учиться использовать различные способы анализа, передачи и
интерпретации информации в соответствии с задачами.
Личностные:
- развивать самостоятельность и личную ответственность в
информационной деятельности;
- формировать личностный смысл учения;
- формирование основы культуры общения.
Содержание программы
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/ контроля |
Всего | Теория | Практика |
1 | Сущность логики | 4 | 1 | 3 | Текущий: беседа, практическая работа |
2 | История логики | 4 | 2 | 2 | Текущий: опрос, практическая работа |
3 | Традиционная логика | 10 | 2 | 8 | Текущий: беседа, решение занимательных задач, парадоксы |
4 | Классическая математическая логика | 30 | 5 | 25 | Текущий: беседа, игры, фокусы |
5 | Неклассические логики | 10 | 2 | 8 | Текущий: беседа, математические рассказы, головоломки, кроссворды |
6 | Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия | 10 | 2 | 8 | Текущий: семинар, проведение конкурса |
Содержание учебного плана
Раздел 1. Сущность логики (4ч.)
Теория (1ч.): введение в предмет «Логика», правила сравнения, анализа, синтеза.
Практика (3ч.): Кроссворды, ребусы и правила их разгадывания. Интеллектуальные головоломки. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Раздел 2. История логики (4 ч.)
Теория (2ч.): Зарождение логики. Логика в Древнем Китае. Индийская логика. Логика античности. Логика в Средневековье. Логика в в эпоху Возрождения и в Новое время. Современная логика.
Практика (2ч.): Логические задачи (переправы, переезды, задачи на соответствия). Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Раздел 3. Традиционная логика (10ч.)
Теория (2ч.): индуктивное и дедуктивное рассуждение в традиционной логике. Законы логики.
Практика (8ч.): Задачи о лжецах и правдолюбцах, задачи на соответствие. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Раздел 4. Классическая математическая логика (30ч.)
Теория (5ч.): Аппарат математической логики. Пропозициональная логика. Логика предикатов. Исчисления и логические методы. Теория моделей. Теория доказательств. Теории логического вывода.
Практика (25ч.): Задачи со спичками. Задачи на перебор. Круги Эйлера и диаграммы Вена. Решение задач табличным способом. Построение и заполнение таблиц истинности. Решение логических задач с использованием и анализом таблиц истинности. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Раздел 5. Неклассические логики (10ч.)
Теория (2ч.): Логики с неклассическим пониманием следования. Логики, отменяющие закон исключённого третьего. Логики, меняющие таблицы истинности. Логики, расширяющие состав высказывания.
Практика (8ч.): Различные логические задачи. Игры, фокусы, парадоксы. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Раздел 6. Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия (10ч.)
Теория (1ч.): Рефлексия. Обобщение пройденного. Итоговый тест.
Практика (9ч.): подготовка и проведение «Конкурса смекалистых» для учащихся 1-4 классов и 5-8 классов. Работа на платформах: UCHI.RU и logiclike.
Планируемые результаты
В результате изучения дисциплины обучающиеся научатся:
- строить логические цепочки при решении различных проблем и задач;
- правильно выражать свои мысли, уметь отстаивать свою точку зрения посредством суждений, аргументации и доказательства;
- решать логические задачи различного уровня сложности;
- обосновывать на основе логических приемов свои суждения и умозаключения;
- свободно держаться во время ответа;
- правильно воспринимать и оценивать критические замечания одноклассников.
Предметные результаты:
Знание фактов из истории и развитии Логики как науки.
Знание основных логических операций: сравнение, анализ, синтез,
обобщение, ограничения, абстрагирование;
Метапредметные результаты:
Самостоятельная организация и проведение мероприятий;
Работа с научно-популярной и справочной литературой, периодическими
изданиями, ИКТ, другими источниками информации;
Выступления перед аудиторией, ведения дискуссии;
Самоанализ результатов выполнения задания и его презентации в
сопоставлении с поставленной целью.
Личностные результаты:
- Сформированность гражданской идентичности; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- Сформированность готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, построению дальнейшей индивидуальной траектории на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
-Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
- Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
- Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
- Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
2. Комплекс организационно-педагогических условий
2.1. Календарный учебный график
№ п/п | Месяц | Число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
Сущность Логики (4 ч) |
1 | Сентябрь | 02 | 14.00-15.00 15.00-16.00 | Лекция Решение задач ( ребусы, головоломки) | 1 1 | Введение в предмет «Логика» | Учебный кабинет | Входной: беседа, практическая работа |
2 | Сентябрь | 9 | 14.00-16.00 | Практикум (кроссворды, ребусы, головоломки) | 2 | Правила сравнения, анализа, синтеза. | Учебный кабинет | Текущий: опрос, решение проблемных задач |
История Логики (4 ч) |
3 | Сентябрь | 16 | 14.00-16.00 | Лекция Практикум (парадоксы) | 1 1 | Зарождение Логики. Логика в Древнем Китае, индийская Логика | Учебный кабинет | Текущий: решение занимательных задач |
4 | Сентябрь | 23 | 14.00-16.00 | Лекция Игры, фокусы | 1 1 | Логика в эпоху Возрождения и в Новое время. Современная логика. | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
Традиционная Логика (10 ч) |
5 | Сентябрь | 30 | 14.00-16.00 | Мозговой штурм | 2 | Индуктивное рассуждение | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
6 | Октябрь | 07 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Дедуктивные рассуждения | Учебный кабинет | Текущий:решение занимательных задач |
7 | Октябрь | 14 | 14.00-16.00 | Решение Логических задач | 2 | Законы Логики Задачи о лжецах и правдолюбцах | Учебный кабинет | Текущий: решение задач |
8 | Октябрь | 21 | 14.00-16.00 | Решение Логических задач | 2 | Законы Логики Задачи на соответствие | Учебный кабинет | Текущий: решение задач |
9 | Октябрь | 28 | 14.00-16.00 | Решение Логических задач | 2 | Законы Логики Задачи на соответствие | Учебный кабинет | Текущий: зачет |
Классическая математическая Логика (30 ч) |
10 | Ноябрь | 11 | 14.00-16.00 | Лекция Решение задач | 2 | Аппарат математической Логики | Учебный кабинет | Текущий:беседа |
11 | Ноябрь | 18 | 14.00-16.00 | Лекция Решение задач | 2 | Пропозициональная логика | Учебный кабинет | Текущий: практическая работа |
12 | Ноябрь | 25 | 14.00-16.00 | Лекция Решение задач | 2 | Логика предикатов | Учебный кабинет | Текущий: собеседование |
13 | Декабрь | 02 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Логика предикатов | Учебный кабинет | Текущий: логические игры |
14 | Декабрь | 9 | 14.00-16.00 | Лекция Практикум | 2 | Исчисления и логические методы | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
15 | Декабрь | 16 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Исчисления и логические методы | Учебный кабинет | Текущий: занимательные фокусы |
16 | Декабрь | 23 | 14.00-16.00 | Тренинг | 2 | Исчисления и логические методы | Учебный кабинет | Текущий: решение задач |
17 | Январь | 13 | 14.00-16.00 | Лекция Практикум | 2 | Теория моделей | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
18 | Январь | 20 | 14.00-16.00 | Эксперимент | 2 | Теория моделей | Учебный кабинет | Текущий: игры |
19 | Январь | 27 | 14.00-16.00 | Лекция Практикум | 2 | Теория доказательств | Учебный кабинет | Текущий: практическая работа |
20 | Февраль | 03 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Теория доказательств | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
21 | Февраль | 10 | 14.00-16.00 | Семинар | 2 | Теория доказательств | Учебный кабинет | Текущий: тестирование |
22 | Февраль | 17 | 14.00-16.00 | Лекция Практикум | 2 | Теория логического вывода | Учебный кабинет | Текущий: собеседование |
23 | Февраль | 24 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Теории логического вывода | Учебный кабинет | Текущий: самостоятельная работа |
24 | Март | 03 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Теории логического вывода | Учебный кабинет | Текущий: практикум |
Неклассические логики (10 ч) |
25 | Март | 10 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Логики с неклассическим пониманием следования | Учебный кабинет | Текущий: беседа |
26 | Март | 17 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Логики, отменяющие закон исключенного третьего | Учебный кабинет | Текущий: практическая работа |
27 | Март | 31 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Логики, меняющие таблицы истинности | Учебный кабинет | Текущий:опрос |
28 | Апрель | 07 | 14.00-16.00 | Беседа Практикум | 2 | Логики, расширяющие состав высказывания | Учебный кабинет | Текущий: опрос |
29 | Апрель | 14 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Обобщение темы | Учебный кабинет | Текущий: тестирование |
Рефлексия. Подготовка общешкольного мероприятия (10 ч) |
30 | Апрель | 21 | 14.00-16.00 | Рефлексия | 2 | Обобщение пройденного материала | Учебный кабинет | Итоговый тестирование |
31 | Апрель | 28 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Подготовка материалов конкурса | Учебный кабинет | Текущий: работа с информацией |
32 | Май | 05 | 14.00-16.00 | Практикум | 2 | Подготовка материалов конкурса | Учебный кабинет | Текущий: практическая работа |
33 | Май | 12 | 14.00-16.00 | Мероприятие | 2 | «Конкурс смекалистых» | Учебный кабинет 1-4 кл | Итоговый: зачёт |
34 | Май | 19 | 14.00-16.00 | Мероприятие | 2 | «Конкурс смекалистых» | Учебный кабинет 5-8 кл | Итоговый: зачёт |
2.2. Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение: персональный компьютер с выходом в интернет, интерактивная доска, проектор, комплекс методической литературы для реализации программы.
2.3. Формы аттестации
Практико-теоретическая
Теоретические сведения о предмете сообщаются в форме познавательных бесед, кратких лекций. Это беседы (лекции) с одновременной демонстрацией материалов, с вопросами и ответами.
Практическая
Реализация приобретенных теоретических знаний в процессе практической работы, проведении мероприятий.
Индивидуальная
Разновозрастный коллектив предполагает разноуровневое обучение, поэтому задания подбираются индивидуально с тем, чтобы обеспечить ситуацию успешности каждому обучающемуся.
Формы отслеживания и фиксации образовательных результатов: аналитический материал, грамота, готовая работа, журнал посещаемости.
Формы предъявления и демонстрации образовательных результатов: диагностическая карта, защита творческих работ, контрольная работа.
2.4. Оценочные материалы
Входной контроль применяется при поступлении обучающегося в коллектив и на вводном занятии последующих учебных годов в форме собеседования, решения шуточных задач и вопросов.
Текущий контроль проводится на каждом занятии в форме наблюдений, устных рекомендаций педагога, в форме коллективного обсуждения.
Промежуточный контроль проводится в рамках аттестации обучающихся в формах: набор задач, викторина, кроссворд.
Итоговый контроль проводится в конце учебного года и по окончанию образовательной программы в форме: защита индивидуального, авторского, или коллективного творческого проекта.
2.5. Методические материалы
Организация образовательного процесса: очная
Методы обучения: Репродуктивный основополагающий метод обучения.
Диалогический – предполагает объяснение теоретического материала в виде познавательных лекций. Лекции сопровождаются демонстрацией материалов работ обучающихся. Обучающиеся, в дальнейшем, имеют возможность принять участие в обсуждении темы.
Поисковый (творческий) – применяется при решении логических задач.
Педагогические технологии: технология коллективного взаимообучения, технология блочно-модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения. Для обеспечения безопасности обучающихся и сохранности их здоровья в процессе работы используются здоровьесберегающие технологии.
Формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая.
Алгоритм учебного занятия
Блоки | Этап учебного занятия |
Подготовительный | Организационный. |
Эмоциональный. |
Основной | Информационный (ознакомление с новым) |
Усвоение новых знаний и способов действий в ходе решения задач. |
Оценочный |
Итоговый | Рефлексивный |
Информационный |
Дидактические материалы – раздаточные материалы, инструкционные, интернет - ресурсы.
Список литературы
1. Н.Н.Аменский, И.П. Сахаров «Забавная арифметика», М. Просвещение, 2008.
2. Старинные задачи.
3. Г.Л. Бузук, "Логика и компьютер", Финансы и статистика, Москва, 1995
4 Н.К. Винокурова . Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М. Астр-Пресс, 2000.
5. Т.Д.Гаврилова. Занимательная математика. 5-11классы. Волгоград.2008г.
6. Я.И.Перельман. Живая математика (рассказы и головоломки). Екатеринбург. 1994г.
7. А.В.Спивак. Тысяча и одна задача по математике. М.Просвещение. 2005г.
8. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. М., Омега, 2004г
9. Ю.В.Нестеренко, С.Н.Олехник. Задачи на смекалку. Дрофа. Москва. 2005г.
10.. И.Л. Никольская, Е.Е. Семенов, "Учимся рассуждать и доказывать", Просвещение,
Москва, 1989.
11. И.В. Шарыгин, А.В. Шевкин, «Задачи на смекалку 5-6», Просвещение, Москва, 2003.
Интернет-ресурсы
https://uchi.ru
https://logiclike.com
Super-positive.ru