Пояснительная записка
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Планета игр» предназначена для обучения учащихся 3-го класса общеобразовательной четырёхлетней начальной школы. Она составлена на основе закона «Об образовании» Российской Федерации, Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 г. № 373, зарегистрирован в Минюсте России 22.12.2011г.; регистрационный № 19707 от 22.09.2011 г. № 2357, зарегистрирован в Минюсте России 12.12.2011.; регистрационный № 22540).
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от обучающихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости обучающихся, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих обучающихся, поступающих в первый класс, дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии или продолжали существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения обучающихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе;
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается;
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности.
Ценностными ориентирами содержания данного кружка являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
развитие познавательной активности и самостоятельности обучающихся;
привлечение обучающихся к обмену информацией в процессе свободного общения на занятиях.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать.
Метапредметными результатами является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
проговаривать последовательность действий во время занятия;
учиться работать по определенному алгоритму.
Познавательные УУД:
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации;
формирование навыков позитивного коммуникативного общения.
Планируемый результат:
у выпускника начальной школы выработается потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями и подвижными играми;
сформировано начальное представление о культуре движения;
младший школьник сознательно применяет физические упражнения для повышения работоспособности, организации отдыха и укрепления здоровья;
обобщение и углубление знаний об истории, культуре народных игр;
умение работать в коллективе.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Формированию у детей ключевых компетенций способствуют единые подходы (культорологический, информационный, познавательно-коммуникативный) и принципы (развития, вариативности, концентричности).
Виды контроля: текущий, итоговый.
Формы контроля: индивидуально-групповой, зачет.
Формы занятий
При проведении занятий в основном используются игровой и соревновательные методы, что является отличительной чертой от уроков физической культуры. Основное время отводится на игры и игровые задания с целью воспитания физических качеств и совершенствования двигательных навыков. А также с целью удовлетворения индивидуальных двигательных потребностей учащихся разного возраста используются самостоятельные игры и спортивные развлечения.
Описание места курса в учебном плане
Занятия проводятся 1 раз в неделю, всего 35 часов в год.
Материально – техническое обеспечение:
Малые и большие мячи, скакалки, скамейки гимнастические, обручи, гантели 1 кг, диски СD с фонограммами, музыкальный центр.
Литература
Баранцев С.А. Физкультурно-оздоровительная работа в школе. – М.: Просвещение, 2008.
Былеев Л.В. Сборник подвижных игр. – М.: Просвещение, 2000.
Васильков Г.А. От игр к спорту. – М.: Просвещение, 2005.
Глязер С. Зимние игры и развлечения. – М.: Просвещение, 2003.
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М.: Просвещение, 2010.
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М.: Просвещение, 2010.
Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2005.
Коростелев Н. Б. Воспитание здорового школьника: Пособие для учителя / Под ред. В.Н. Кардашенко. – М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
Коротков М.И. Подвижные игры детей. М.: Просвещение, 2007.
Кенеман А.В. Детские подвижные игры народов СССР. – М.: Просвещение, 1988.
Патрикеев А.Ю. Подвижные игры.1-4 класса. М.: Вако, 2007. – 176 с.
Степанов П.В., Сизяев С.В., Сафронов Т.С. Программы внеурочной деятельности. Спортивно-оздоровительная деятельность. – М.: Просвещение, 2011.
Содержание программы
Игры народов России (17 ч.)
Башкирская народная игра «Юрта». Техника безопасности на занятиях в кружке: в игре участвуют четыре подгруппы детей, каждая из которых образует круг по углам площадки. В центре каждого круга стоит стул, на котором повешен платок с национальным узором. Взявшись за руки, все идут четырьмя кругами переменным шагом и поют: «Мы, веселые ребята, соберемся все в кружок. Поиграем, и попляшем, и помчимся на лужок».
На мелодию без слов ребята переменным шагом перемещаются в общий круг. По окончании музыки они быстро бегут к своим стульям, берут платок и натягивают его над головой в виде шатра (крыши), получается юрта. Выигрывает группа детей, первой построившая юрту.
Правила поведения на занятиях в кружке.
Башкирская народная игра «Медный пень»: играющие парами располагаются по кругу. Дети, изображающие медные пни, сидят на стульях. Дети-хозяева становятся за стульями.
Под башкирскую народную мелодию водящий–покупатель двигается по кругу переменным шагом, смотрит внимательно на детей, сидящих на стульях, как бы выбирая себе пень. С окончанием музыки останавливается около пары и спрашивает у хозяина:
«– Я хочу у вас спросить,
Можно ль мне ваш пень купить?»
Хозяин отвечает:
«– Коль джигит ты удалой,
Медный пень тот будет твой»
После этих слов хозяин и покупатель выходят за круг, встают за выбранным пнем друг к другу спиной и на слова: «Раз, два, три - беги!» - разбегаются в разные стороны. Добежавший первым игрок, встает за медным пнем. Бежать только по сигналу. Победитель становится хозяином.
Бурятская народная игра «Ищем палочку»: участники игры становятся по обе стороны бревна (скамейки), закрывают глаза. Ведущий берет короткую палочку (10 см) и бросает подальше в сторону. Все внимательно слушают, стараются отгадать, куда упала палочка. По команде «Ищите!» игроки разбегаются в разные стороны, ищут палочку. Выигрывает тот, кто найдет ее, незаметно подбежит к бревну и постучит палочкой. Если же другие игроки догадались, у кого находится палочка, то стараются догнать его и запятнать. Тогда палочка переходит к другому игроку, который догнал. Теперь уже он убегает от остальных.
Правила игры: осаленный должен быстро передать палочку.
Дагестанская народная игра «Выбей из круга»: чертят круг диаметром 30 см. На расстоянии 3-4 м от него проводят линию. Играют пять – шесть детей. У каждого игрока имеется плоский камень диаметром 5 см и двадцать маленьких камешков (или косточек). Каждый игрок кладет в круг определенное количество камешков (от двух до пяти – по договору играющих). С помощью считалки определяют, кому начинать игру. Тот, кого выбрали, бросает свой плоский камень в круг, стараясь попасть в кучу маленьких камешков. В случае промаха камень остается лежать на месте. Если никто не попадет в круг, то тот игрок, чей камень находится ближе к кругу, должен разбить кучу камешков, бросив в круг свой плоский камень с того места, где он лежал. За ним бросает следующий, у кого лежит камень ближе к кругу. Итак, каждый бросает свой плоский камень в круг до тех пор, пока не будут выбиты все камешки. Выигрывает тот, кто выбьет из круга наибольшее количество камешков.
Правила игры:
Бросать камни надо только от линии или от того места, куда он упал. Если у двоих игроков камень упадет на одинаковом расстоянии от круга, игру начинают заново.
Дагестанские народная игра «Подними платок»: игроки становятся в круг, в центре его кладут головной платок. Звучит национальная мелодия, все танцуют дагестанскую лезгинку. ( Если нет возможности танцевать под музыку – можно музыку заменить хлопками в ладоши). После окончания танца каждый играющий старается поднять платок первым.
Правила игры:
Нельзя тянуться за платком и выходить из круга раньше, чем прекратится музыка или хлопки.
Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой»: играющие делятся на две команды по 5—8 человек. По жребию определяют, в какой команде будет бурка (национальный вид одежды). Старший (тамада) садится на землю, укрывшись буркой, а игроки этой команды располагаются вокруг, охраняя его. Другая команда, водящая, отходит от них на 20—30 м.
По указанию тамады от водящих к соперникам идут два игрока. Увидев их, охрана спрашивает: «Кто идет?» Если идущие не отвечают, то вопрос задается повторно с целью заставить их говорить. Не доходя 2—3 м до бурки, ходоки останавливаются и по очереди отвечают: «Гости». «Если гости — проходите. Добро пожаловать!» — говорит тамада под буркой. Продвигаясь ближе к бурке, пришедшие говорят: «Мы не гости, мы медведь и волк». После этого тамада, не снимая бурки, пытается угадать, кто подошел, и говорит с возмущением: «Так вы не гости, вы обманщики! Медведь — это … (называет имя игрока), а волк … (имя игрока)».
Если пришедших узнали, они сразу убегают, а охрана их догоняет. Кого охрана «осалит», тот становится пленником тамады.
Далее водящая команда может посылать еще двух игроков к бурке. Когда тамада под буркой ошибается, то двое пришедших спокойно забирают двух игроков из его охраны и возвращаются к своим. Если угадывается имя только одного пришедшего, охрана устремляется за ним с целью его пленить, а другой (неузнанный) забирает с собой одного из охранников. Отгаданного охранник преследует до тех пор, пока он не добежит до своей команды, которая, став в круг, имитирует крепость с одними воротами, образованными с помощью поднятых рук. Когда преследуемый уже в кругу, все опускают руки. Если охранники по инерции заскакивают в крут, они становятся пленными. Пленные обеих команд принимают участие в игре своей новой команды. Игра заканчивается, когда одна из групп пленила всех рядовых игроков.
Правила игры: идущая пара игроков заранее договаривается, кто из них волк, а кто — медведь. Первым на вопросы должен отвечать медведь, а вторым волк; сидящий под буркой тамада соответственно называет сначала имя медведя, затем волка; охрана должна стоять на линии рядом с буркой и бросаться в погоню за гостями только тогда, когда те начинают убегать.
Калмыцкая народная игра «Прятки»: играющие оговаривают, где можно прятаться: за кустами, бугорком, деревьями и т.п. Образуются две группы, одна из которых разбегается врассыпную и прячется, а другая пускается на поиск спрятавшихся. В дальнейшем игроки меняются местами.
Правила 1: Нельзя подсматривать, пока одна группа играющих прячется.
Правила 2: Можно оговорить время, в течение которого следует найти всех игроков ( например, досчитав до 10).
Калмыцкие народная игра «Альчик!»: каждый из участников игры ставит на землю условленное количество альчиков в стоячем положении в один ряд так, чтобы образовалась линия длиной до 1 м. Игроки отходят от этого места на значительное расстояние (до 10—15 м) и оттуда бросают биты с таким расчетом, чтобы выбить альчик из образованного ряда на расстояние шага (не менее 50 см).
Игральными костями (альчиками) служат овечьи, редко козьи астраганы. Коровьи астраганы выступают в роли биты.
Правила игры:
Бросать биту следует поочередно.
Выигравшим считается тот, кто выбил три альчика подряд. Он забирает либо все кости, поставленные на кон, либо те из них, которые он сумел выбить.
Карельская народная игра «Мяч»: играющие делятся на две команды. Игроки одной команды рисуют для себя на площадке крепость - квадрат, каждая сторона которого равна пяти шагам. Игроки другой команды находятся в поле. Они подходят к крепости не ближе чем на пять шагов. У одного из нападающих в руках мяч. Он бросает его в защитников крепости. Тот, в кого попали, поднимает мячик и бросает его в наступающих, а те, в свою очередь, снова бросают мячик в защитников крепости. Промахнувшийся выбывает из игры.
Правила игры. Наступающие бросают мяч с определенного расстояния, не ближе. Они могут увертываться от мяча защитников только в пределах поля, а защитники - в пределах крепости.
Карельские народная игра «Я есть!»: для игры выбирают площадку длиной 50 - 60 м и шириной не более 10 м. Играет четное количество детей. Они распределяются на две равные команды, договариваются или решают по жребию, какая будет водить. На середине площадки на расстоянии 2 - 3 м качаются две линии, за которыми строятся две друг против друга шеренги. Игроки убегающей команды дружно все вместе хлопают в ладоши, поворачиваются и быстро бегут к своему краю площадки. Водящая команда бежит за ними, стараясь осалить хоть одного из убегающих прежде, чем они пересекут линию, очерчивающую площадку. Тот игрок, кого осалили, должен громко крикнуть: «Оленпа!» («Я есть!»). После этого он и вся его команда поворачиваются и ловят игроков водящей команды, которые стремятся убежать за черту на конце своей площадки.
Игра продолжается до тех пор, пока одной из команд не удастся в полном составе убежать за черту неосаленной.
Ее считают победительницей. Затем водит другая команда.
Правила игры. Ловить можно любого игрока. Осаленный обязательно должен крикнуть: «Я есть!» Не разрешается убегать за боковую линию площадки.
Игра народа Коми «Невод»: играющие выбирают рыбу. На голову ей надевают платок или венок из цветов и помещают в центр хоровода, изображающего невод. На расстоянии 2-3 м от хоровода устанавливаются четыре украшенных лентами шеста. Рыба, пробравшись сквозь невод (под руками играющих), бежит к одному из шестов. Игроки догоняют ее. Если рыбу не догнали и она спряталась за шестом, она остается рыбой, если поймают, то она возвращается в хоровод. Рыбой становится тот, кто ее догнал.
Правила:
1. Игроку, выбегающему из-под невода, надо проявлять ловкость, а не силу.
2. Разрывать круг нельзя.
Игра народа Коми «Стой, олень!»: среди играющих выбирают двух пастухов, остальные участники- олени. Они становятся внутри очерченного круга. Пастухи находятся за кругом, друг против друга. По сигналу ведущего «Раз, два, три - лови!» пастухи по очереди бросают мяч в оленей, а те убегают от мяча. Олень, в которого попал мяч, считается пойманным. После четырех-пяти повторений подсчитывается количество пойманных оленей.
Правила:
Игра начинается по сигналу ведущего.
Бросать мяч можно только в ноги играющих.
Засчитывается прямое попадание, а не после отскока.
Марийская народная игра «Катание мяча»: играющие договариваются, в каком порядке они будут катить свалянный из шерсти мяч. На ровной площадке на расстоянии 3 - 5 м от черты, за которой располагаются играющие, вырывается небольшая ямка (диаметр и глубина ее чуть больше мяча). Первый игрок катит мяч, стараясь попасть в ямку. Если попадет, он получает одно очко и катит мяч еще раз. Если же игрок промахнется и не попадет в ямку, катит следующий по очереди.
Победит тот, кто первым наберет условное количество очков.
Правила игры. Мяч надо катить, а не бросать в ямку. Нельзя заступать за черту, от которой катят мяч.
Татарская народная игра «Серый волк»: одного из играющих выбирают серым волком. Присев на корточки, серый волк прячется за чертой в одном конце площадки (в кустах или в густой траве). Остальные играющие находятся на противоположной стороне. Расстояние между проведенными линиями 20–30 м. По сигналу все идут в лес собирать грибы, ягоды. Навстречу им выходит ведущий и спрашивает (дети хором отвечают):
Вы, друзья, куда спешите?
В лес дремучий мы идем.
Что вы делать там хотите?
Там малины наберем.
Вам зачем малина, дети?
Мы варенье приготовим.
Если волк в лесу вас встретит?
Серый волк нас не догонит!
После этой переклички все подходят к тому месту, где прячется серый волк, и хором говорят:
Соберу я ягоды и сварю варенье,
Милой моей бабушке будет угощенье.
Здесь малины много, всю и не собрать,
А волков, медведей вовсе не видать!
После слов не видать серый волк встает, а дети быстро бегут за черту. Волк гонится за ними и старается кого-нибудь запятнать. Пленников он уводит в логово – туда, где прятался сам. Правила игры. Изображающему серого волка нельзя выскакивать, а всем игрокам убегать раньше, чем будут произнесены слова не видать. Ловить убегающих можно только до черты дома.
Якутская народная игра «Сокол и лиса»: среди игроков выбираются ведущий, сокол и лиса, остальные играющие — соколята. Сокол учит своих соколят летать. Он бегает в разных направлениях и одновременно производит руками разные летательные движения (вверх, в стороны, вперед) и еще придумывает какое-нибудь сложное движение руками. Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями. Они должны точно повторять движения сокола. В это время вдруг вскакивает из норы лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила.
Правила игры:
- время появления лисы определяется сигналом ведущего;
- лиса ловит тех, кто не присел.
Якутская народная игра «Пятнашки»: двое играющих кладут руки друг другу на плечи и, подпрыгивая, попеременно ударяют правой ногой о правую, а левой о левую ногу напарника.
Игра ведется ритмично в виде танца.
Правила игры. Ритмичность движений, их мягкость соблюдать обязательно.
Удмуртская народная игра «Водяной»: очерчивают круг – это пруд или озеро, река. Выбирается ведущий – водяной. Играющие бегают вокруг озера и повторяют слова: «Водяного нет, а людей-то много». Водяной бегает по кругу (озеру) и ловит играющих, которые подходят близко к берегу (линии круга). Пойманные остаются в кругу. Игра продолжается до тех пор, пока не будет поймано большинство игроков.
Правила игры. Водяной ловит, не выходя за линию круга. Ловишками становятся и те, кого поймали. Они помогают водяному.
Удмуртская народная игра «Серый зайка»: на площадке чертится квадрат (6х6 метров) – это забор. У одной из сторон забора сидит зайка. Собаки (10 игроков) располагаются полукругом в 3-5 му противоположной стороны забора. Участвующие в игре дети говорят: «Зайчонок, зайчонок, почему в огород заходил? Почему мою капусту ел?» На последние слова зайка делает прыжок от забора и старается убежать. Собаки ловят его, окружая сцепленными руками.
Правила игры:
- заяц считается пойманным при полном смыкании круга;
- зайцу нельзя выбегать из-под рук при сомкнутом круге.
Чечено-ингушская игра «Чиж»: на ровной площадке чертится квадрат (50х50 см). В середине квадрата роют ямку глубиной 3 см, диаметром 10 см. На ямку накладывается брусок длиной 12 см, шириной 2,5 см. Дается бита длиной 40 см. На противоположной стороне квадрата на расстоянии десяти шагов чертится линия.
Играют четыре человека, которые делятся на две группы. У одной из сторон квадрата стоят двое играющих, двое других располагаются с противоположной стороны на линии в десяти шагах от квадрата. По договоренности те дети, которые стоят у квадрата, начинают игру, т.е. дважды выбивают палочку из ямки. Дети на противоположной стороне ловят палочку. Если они сумеют поймать ее одной рукой, то набирают пять очков; если поймали двумя руками, то одно очко.
Затем дети бросают палочку обратно, в квадрат. Если попадают в квадрат, засчитывается одно очко, если не попадают, очко не засчитывается.
Затем группы меняются местами и игра продолжается. Через некоторое время подсчитываются очки.
Правила игры. Ловить палочку надо, не мешая другому игроку. При ловле палочки можно сходить с места. Игрок, не выбивший палочку за пределы квадрата, пропускает ход.
Тувинская народная игра «Стрельба в мишень»: играющие делятся на две команды. На свободном месте ставится пенек (стульчик, любой деревянный предмет). На пенек кладут колобок, скатанный из козьего пуха или шерсти овцы, так, чтобы при попадании в него тупой стрелой или мячом он откатился. На расстоянии 4–5 м от пенька чертится линия. Игроки по очереди поражают цель. Выигрывает тот, кто наберет наибольшее число попаданий.
Правила игры. Поражение цели производить из лука или мячом строго от черты.
Тувинская народная игра «Борьба»: все выстраиваются кому как удобно и передвигаются по площадке, исполняя танец орла, а затем кланяются и идут обратно в танце. Затем борцы делятся на две равные группы и усаживаются на видном месте. Борются попарно, выставляя от каждой команды по борцу. По окончании борьбы каждая пара исполняет танец орла (руки разводят в стороны и прыжками с одной стороны на другую продвигаются вперед).
Перед игрой борцы друг другу кланяются в знак уважения и начинают борьбу. Существует много основных приемов, но дети исполняют наиболее легкие:
Тевери – удар ногой (подсечка).
Катай кагары – удар ногой по обеим ногам (сильная подсечка с отрывом от земли).
Буттаары – хватать за ногу.
Чая-тудары – боковой прием.
Тары кылаары – круговой прием (вращение).
Былдаары – обман (увертывание).
Правила игры. При выполнении последнего приема выигрывает тот, кто первым коснется любой части тела, кроме коленей. Каждый игрок имеет право использовать любой прием. Для борьбы желательно иметь спортивный камзол с рукавами (с национальным орнаментом) и трусы. Победа встречается детьми радостно, какая бы команда ни выиграла, дети хлопают в ладоши, раздаются радостные крики. Победитель встает, традиционно похлопывает себя по бедрам, небольшими прыжками обегает вокруг побежденного и уходит на место.
Для личного успеха борца немаловажную роль играет секундант. Он поддерживает его дух, настроение и сопровождает его в течение всей игры. Тому, кто побеждает неоднократно, присваивают почетные титулы: пар – тигр; арзолан – лев; чаан – слон; начын – богатырь и т.д. Дети рисуют эмблемы и выдают всем борцам на память. Игра проводится один раз.
Мордовская народная игра «Котел»: в земле роется глубокая ямка (диаметром около 50 см). Вокруг нее роют небольшие ямочки (десять — двенадцать штук), которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50 — 60 см, диаметром 2,5 см. Ведущий с расстояния 2 — 3 м бросает небольшой мяч в яму-котел. Играющие должны выбить оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющие палками мешают попаданию мяча в ямку.
Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.
Правила игры:
- играющие должны выбивать мяч, не сходя с места;
- переходить от ямки к ямке можно только тогда, когда мяч попал в котел.
Мордовская народная игра «Круговой»: играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто – за кругом. Те, кто остаётся за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удаётся поймать мяч, он старается попасть им в любого ребёнка за кругом. Если ему удаётся, то у него в запасе очко, если промахнётся, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.
Правила игры. Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли – не считается. Остальные выходят из круга. Ребёнок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остаётся в кругу.
Северо-осетинская игра «Борьба за флажки»: в игре участвуют две команды. Количество участников может быть любым, но равным в обеих командах. У каждой команды имеется флажок, который устанавливается на видном месте и охраняется одним из игроков. Остальные члены команды делятся на защитников и нападающих. Цель игры – завладеть флажком противника, сохранив свой. В процессе игры разрешается передавать флажок другому играющему, убегать с флажком.
Правила игры. Начинать игру надо по сигналу; в борьбе за флажок нельзя допускать грубых действий.
Чувашская игра «Рыбки»: на площадке чертят или вытаптывают в снегу две линии на расстоянии 10–15 м друг от друга. По считалке выбирается водящий – акула. Остальные игроки делятся на две команды и становятся лицом друг к другу за противоположными линиями. По сигналу играющие одновременно перебегают с одной черты на другую. В это время акула салит перебегающих. Объявляется счет осаленных из каждой команды.
Правила игры. Перебежка начинается по сигналу. Проигрывает команда, в которой осалено условленное число игроков, например пять. Осаленные не выбывают из игры.
Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз»: играющие встают парами лицом друг к другу и хлопают в ладоши, приговаривая:
Холодные льдинки,
Прозрачные льдинки,
Сверкают, звенят
Дзинь, дзинь...
Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны и договариваются, кто с кем будет строить круг – большую льдинку. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.
Правила игры. Выигрывают те дети, у которых в кругу оказалось большее число игроков. Договариваться надо, тихо о том, кто с кем будет строить большую льдинку. Договорившиеся берутся за руки. Менять движения можно только по сигналу «Ветер!» или «Мороз!». В игру желательно включать разные движения: поскоки, легкий или быстрый бег, боковой галоп и т.д.
Эстафеты (7 ч.)
Эстафета «Вызов номеров»: играющие рассчитываются по порядку номеров в каждой колонне - команде. Учитель вызывает игроков по номерам, чередуя их по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему к финишу первым записывается выигрышное очко. Побеждает команда, набравшая большее количество победных очков.
Эстафета по кругу: все играющие делятся на три—пять команд и встают в середине зала наподобие спиц колеса, повернувшись правым (или левым) боком к центру круга. Получается своеобразное солнышко с лучами. Каждый луч — шеренга является командой. Игроки, стоящие крайними от центра круга, держат в правой руке эстафетную палочку (городок, теннисный мяч). Содержание игры. По сигналу учителя те игроки, у которых в руках эстафетная палочка (городок или теннисный мяч), бегут по кругу (с внешней его стороны) мимо остальных «спиц» к своей спице и передают эстафету ожидающему с краю игроку, после чего встают на другой конец своей шеренги (ближе к центру). Все игроки делают полшага от центра. Получивший эстафету также обегает круг и передает ее третьему номеру и т.д. Когда начинавший игру окажется с края и ему принесут предмет, он поднимает его вверх, возвещая об окончании игры его командой.
Побеждает команда, закончившая эстафету раньше.
Правила игры:
1. Во время бега запрещается касаться стоящих игроков, а тем — мешать игрокам, совершающим перебежки.
2. За нарушения правил начисляются штрафные очки. «Эстафету по кругу», как и «Встречную эстафету», описанную выше, можно проводить с ведением баскетбольного.
Эстафета с обручем: на дорожке проводятся две линии на расстоянии 20 - 25 м одна от другой. Каждый игрок должен прокатить обруч от первой до второй линии, вернуться обратно и передать обруч своему товарищу. Выигрывает та команда, которая раньше завершит эстафету.
Эстафета с мячом: бег с предметом (мяч) в руках до отметки, обмен на другой предмет (кеглю), возвращаются обратно передают предмет в руки игрока своей команды.
Эстафета «Быстрые и ловкие»: по сигналу, первый участник прыгает на двух ногах до обруча, перебрасывает обруч через себя, добегает до скакалки и прыгает через скакалку до поворотного пункта, а при возвращении обратно берёт сложенную вдвое скакалку в одну руку и вращают ее под ногами горизонтально, возвращается до команды. Выигрывает команда, которая раньше закончит эстафету.
Эстафета «Встречная»: в эстафете участвуют две команды, каждая делится пополам. Половинки команд выстраиваются друг против друга на разных сторонах площадки в колонны по одному. Игрокам, возглавляющим команды на одной стороне площадки, дается по эстафетной палочке. По команде они начинают перебежку. Подбежав к головным игрокам противостоящих половин команд, передают им эстафетную палочку и встают в конец колонны. Получивший эстафетную палочку участник бежит вперед и передает ее следующему игроку, стоящему напротив.
Игра продолжается до тех пор, пока половинки не поменяются местами полностью. Выигрывает команда, закончившая перебежки первой.
Эстафета «Весёлые старты»: участники строятся в колонну по одному. Линии старта и финиша отмечаются на расстоянии 10 м одна от другой. Направляющие колонн зажимают между ногами (выше коленей) волейбольный мяч. По сигналу направляющие начинают продвигаться вперед прыжками и, достигнув противоположной линии берут мяч в руки и бегом возвращаются назад. Так действуют все игроки. Если мяч упал на пол, его нужно подобрать, зажать ногами и только тогда продолжить эстафету. Участники, закончившие эстафету, становятся в конец колонны. Выигрывает команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.
Русские народные игры (11 ч.)
Русская народная игра «Я еду»: количество играющих любое. В ходе игры все становятся в круг таким образом, чтобы было пустое место, которое может занять человек. Игру начинает тот, кто стоит слева от пустого места. Он делает шаг вправо и говорит: 1 Я еду... , второй делает тоже шаг и говорит: 2 Я тоже..., третий делает шаг за вторым и говорит: 3 а я зайцем..., а вот четвёртый должен сказать: ... 4 а я еду с ...(можно называть имена, фамилии, отчество, цвет волос и т. д.) Николаевичами, и все играющие, носящие это отчество встают за ним. Там где образовалась пустота, оттуда вновь начинают игру.
Русская народная игра «Платочек»: дети стоят в кругу. Водящий обходит круг сзади. Он незаметно подкладывает платок за кем-нибудь из круга. Тот, кому подложили платок, хватает его и догоняет водящего, а водящий старается оббежать круг и занять свободное место. Если водящего успели догнать и осалить раньше, то платок кидают и бегут дальше - на своё место. Если нет, то водящим становится опоздавший игрок.
Русская народная игра «Мазай»: по считалочке выбирается «Мазай». Играющие договариваются какое движение будут показывать «Мазаю» (например: рубка дров, собирание ягод, и т. п.), подходят к нему и поют:
- Здравствуй дедушка Мазай, из коробки вылезай! Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем! Затем показывают несколько раз движение. Если «Мазай» отгадывает, то они разбегаются, а «Мазай» их догоняет. Кого первого поймает, тот становится новым «Мазаем», а игра повторяется.
Русская народная игра «Горячее место»: смысл игры заключается в том, что в центре площадки обозначается место, которое будет называться горячим. «Вода» должен стараться поймать участников, стремящихся попасть в это место. Тот, кого ловят, помогает «воде». Если игроку удается достигнуть «горячего места», он может там отдыхать сколько пожелает, однако, выйдя за его пределы, вновь должен будет убегать от «воды». Игра длится до тех пора, пока не поймают всех игроков.
Русская народная игра «Репа»: все участники становятся в круг и начинают водить хоровод. В его центре находится ребенок - «репка», а за кругом «мышка». Все игроки во время хоровода напевают такую песню:
«Расти ре-понь-ка!
Расти кре-понь-ка!
Ни мала, ни велика,
До мышиного хвоста!»
Пока звучит песня, репка постепенно «растет», то есть поднимается. После окончания песни мышка должна постараться проникнуть в круг и поймать репку. Остальные участники могут ей либо мешать, либо помогать. После того, как мышка поймает репку, выбираются новые игроки.
Существует еще одна вариация этой игры.
Игроки становятся друг за другом и обхватывают руками талию предыдущего участника. Первый из игроков должен крепко держаться за ствол дерева. Игра начинается тогда, когда «дед» пытается отцепить крайнего участника от остальной команды и так, пока «репка» не будет полностью «вытянута».
Русская народная игра «Медвежонок»: вначале необходимо нарисовать на земле два круга. В одном из них будет находиться «берлога» с «медвежонком», а в другой — дом для остальных участников. Игроки выходят из «домика» и напевают: «Грибочки, ягодки беру. А медведь не спит и на нас рычит». После того, как они допели, медвежонок с рычанием выбегает из своей берлоги и старается догнать остальных игроков. Тот, кого поймают, сам становится медвежонком.
Русская народная игра «Алёнушка и Иванушка»: играющие встают в круг и берутся за руки. Выбираются Алёнушка и Иванушка, им завязывают глаза. Они находятся внутри круга. Иванушка должен поймать Алёнушку. Чтобы это сделать он может звать её: «Алёнушка!». Алёнушка обязательно должна отвлекаться: «Я здесь, Иванушка!». Как только Иванушка поймал Алёнушку, их место занимают другие ребята и игра начинается с начала.
Русская народная игра «Посади-собери»: на определённом расстоянии от стартовой линии рисуют мелом два небольших круга. Играют две команды. Они выстраиваются на стартовой линии двумя колоннами. Первым номерам каждой команды, дают по небольшому мешочку. Предварительно в мешочки укладывают по 5-10 предметов (кубиков, мячиков,..). По сигналу первые номера бегут каждый к своему кругу и раскладывают «сажают» то, что находится в мешочке, так, чтобы все предметы находились в круге. Затем они бегут к своим командам и отдают пустые мешочки вторым номерам. Те, в свою очередь, бегут и собирают в мешочки предметы находящиеся в круге. И так, до тех пор, пока не пройдёт вся команда. Выигрывает команда, быстрее закончившая игру.
Учебно-тематическое планирование
рабочей программы кружка внеурочной деятельности
«Планета игр»
для 3 «з» класса
№ п/п | Тема | Кол-во часов |
| Игры народов России | 17 |
1 | Башкирские народные игры «Юрта», «Медный пень». Техника безопасности на занятиях в кружке | 1 |
2 | Бурятская народная игра «Ищем палочку» | 1 |
3 | Дагестанские народные игры «Выбей из круга», «Подними платок» | 1 |
4 | Кабардино-балкарская народная игра «Под буркой» | 1 |
5 | Калмыцкие народные игры «Прятки», «Альчик!» | 1 |
6 | Карельские народные игры «Мяч», «Я есть!» | 1 |
7 | Игры народа Коми «Невод», «Стой, олень!» | 1 |
8 | Марийская народная игра «Катание мяча» | 1 |
9 | Татарская народная игра «Серый волк» | 1 |
10 | Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки» | 1 |
11 | Удмуртские народные игры «Водяной», «Серый зайка» | 1 |
12 | Чечено-ингушская игра «Чиж» | 1 |
13 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 |
14 | Тувинские народные игры «Стрельба в мишень», «Борьба» | 1 |
15 | Северо-осетинская игра «Борьба за флажки» | 1 |
16 | Чувашская игра «Рыбки» | 1 |
17 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» | 1 |
| Эстафеты | 7 |
18 | Эстафета «Вызов номеров» | 1 |
19 | Эстафета по кругу | 1 |
20 | Эстафета с обручем | 1 |
21 | Эстафета с мячом | 1 |
22 | Эстафета «Быстрые и ловкие» | 1 |
23 | Эстафета «Встречная» | 1 |
24 | Эстафета «Весёлые старты» | 1 |
| Русские народные игры | 11 |
25 | Русская народная игра «Я еду» | 1 |
26 | Русская народная игра «Платочек» | 1 |
27 | Русская народная игра «Мазай» | 1 |
28 | Русская народная игра «Горячее место» | 1 |
29-30 | Русская народная игра «Репа» | 2 |
31-32 | Русская народная игра «Медвежонок» | 2 |
33-34 | Русская народная игра «Алёнушка и Иванушка» | 2 |
35 | Русская народная игра «Посади-собери» | 1 |
| Итого | 35 |