Администрация Чебоксарского района Чувашской Республики
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кугесьский лицей» Чебоксарского района Чувашской Республики
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей Руководитель ШМО ________ Протокол № от | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МБОУ «Кугесьский лицей» _________ « » 2022 г. | УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУ «Кугесьский лицей» _______ Григорьева А.И. Приказ № от « » 2022г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
по социальному направлению
«Мы – твои друзья»
(начальное общее образование)
начальные классы
Срок реализации 2022-2023 учебный год
Составители: учителя начальных классов
п.Кугеси, 2022 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мы – твои друзья» составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы внеурочной деятельности А. Г. Макеевой В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова.
Реализуется на основании письма ФГБОУ ДПО «Федеральный детский эколого-биологический центр» от 08 февраля 2021 года №106 «О реализации образовательной программы «Мы – твои друзья», приказа БУ ЧР ДПО «ЧРИО» Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики» от 14.10.2022г. №Б22-244 «О реализации образовательной программы «Мы – твои друзья»
Общая характеристика курса
Данная программа предназначена для организации внеурочной деятельности обучающихся начальной школы.
Участники программы - обучащиеся начальных классов, учителя начальных классов. Следует отметить, что поскольку программа посвящена взаимоотношениям с домашними питомцами, ее участниками становятся и члены семей младших школьников.
Цель программы: сформировать у школьников ответственное отношение к домашним животным. Оно базируется на осведомленности учащихся о нуждах и потребностях четвероногих друзей, понимании о том, какую роль играет человек в их жизни, готовности заботиться и бережно относиться к питомцам.
Основными задачами программы являются:
формирование представлений об универсальной ценности домашних животных как представителей мира живой природы, понимания связи человека и природы;
развитие устойчивого познавательного, эстетического и практического интереса к домашним животным;
вовлечение учащихся в реальную деятельность по уходу за домашними питомцами.
Актуальность. Центральный объект программы - взаимоотношения человека с домашними животными.
Основной акцент сделан на формировании ценностного, глубоко-эмоционального отношения детей к животным. Важно, чтобы ребенок воспринимал животное не только как объект наблюдения и изучения, но и понимал, что перед ним живое существо, которое может испытывать боль и радость, страх и удовольствие, резвиться и недомогать.
Домашний питомец способен быть преданным и надежным другом, вызывать восхищение своей особой красотой, удивлять физическими способностями.
Основное содержание программы посвящено различным аспектам содержания кошек и собак, так как эти животные являются наиболее распространенными среди домашних питомцев. При этом в программе уделяется внимание и другим животным. Это дает возможность педагогу определять направление беседы с детьми в зависимости от их интересов (какие именно домашние питомцы есть в семьях учащихся, какие животные им интересны и т.д.).
Программа носит интегрированный характер. Будучи направленной на решение конкретных педагогических задач, она создает своеобразное поле проблем, для решения которых требуются определенные знания из различных предметных областей и курсов, изучаемых в начальной школе: окружающего мира, литературного чтения, изобразительного искусства, музыки.
Содержание программы строится на основе деятельностного подхода. Основное условие ее эффективной реализации заключается в постоянном вовлечении учащихся в различные виды деятельности, позволяющей им приобретать новые знания, формировать суждения, осваивать практические навыки. Все это, в свою очередь, становится базой для формирования основ экологической ответственности как одной из наиболее важных черт личности.
Предлагаемые формы реализации программы создают условия не только для восприятия и усвоения знаний, но и побуждают школьников высказывать свои оценки и суждения, анализировать ситуации с использованием нравственных, эстетических категорий, с интересом и вниманием относиться к мнениям и оценочным суждениям других людей.
Воспитательный эффект программы не ограничивается лишь формированием бережного и ответственного отношения к домашним животным. Она создает условия для формирования ценностного отношения младших школьников к миру живой природы развивает экологическую культуру личности.
Сроки реализации программы: 1 год. Курс рассчитан на 1 час в неделю. Всего 34 часа.
Методы и приемы. Для реализации программы предполагается организация следующих видов внеурочной деятельности младших школьников: игровой, познавательной, развлекательной (досуговое общение), трудовой, спортивно-оздоровительной; проблемно-ценностного общения; социального и досугового художественного творчества; деятельностный, поисковый, эвристический, исследовательский, практический, наглядный, самостоятельный; метод создания игровых ситуаций, метод проектов, метод программированного обучения; разноуровневое обучение, индивидуальное обучение, обучение в сотрудничестве:
а) совместное обучение в малых группах;
б) обучение в командах на основе игры, турнира;
в) индивидуальное обучение в командах.
Формы обучения
беседа, диалог, дискуссия; дидактические, сюжетно-ролевые игры;
тренинги и арт-технологии; конкурсы, викторины, турниры, проектные работы;
тематические занятия; игровые уроки; практические занятия; конкурсы, соревнования;
подготовка и проведение игр и праздников;
просмотр видеоматериалов; организация экскурсий.
Возможно проведение занятий блоками в рамках тематической недели или месячника, фестивалей, олимпиад и т.п. Например, 1 марта - международный День кошек, накануне этого дня в течение недели проводятся тематические уроки и внеурочные мероприятия. Аналогичные мероприятия могут проводиться в рамках других памятных дней: Всемирный день защиты животных (4 октября), международный День собак (1 июня), День кинолога (21 июня) и др.
Такой подход расширяет рамки программы - от мероприятий, в которых принимают участие ученики одного класса, до вовлечения в программу учеников параллели классов, всей начальной школы, а в некоторых случаях и всех учащихся образовательного учреждения.
Средства контроля
организация тестирования и контрольных опросов;
проведение викторин, смотров знаний;
организация игр-тренингов.
Программа данного курса предусматривает знакомство младших школьников с различными домашними питомцами, особенностями их строения и поведения, элементарными правилами ухода за кошками и собаками.
Планируемые результаты
Программа «Мы – твои друзья» направлена на воспитание ответственного отношения к домашним животным. Предполагает на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты:
развитие любознательности и формирование интереса к изучению домашних животных (на примере собак и кошек);
развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к домашним животным различными средствами (художественное слово, рисунок, живопись, различные жанры декоративно-прикладного искусства, музыка и т.д.);
осознание необходимости внимательного, ответственного отношения к домашним животным; проявление чувств сопереживания, сострадания, сочувствия по отношению к домашним животным;
формирование мотивации дальнейшего изучения вопросов, связанных с происхождением, особенностями строения, поведения, воспитания домашних животных.
Метапредметные результаты:
овладение элементами самостоятельной организации деятельности (например, при выполнении наблюдений, проектов, презентаций и т.п.): умения ставить цель, планировать деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; давать самооценку личных достижений;
освоение элементарных приёмов исследовательской деятельности: формулирование с помощью учителя цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование простых измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования;
формирование приёмов работы с информацией: умения правильно выбирать источники информации, находить в них и отбирать информацию в соответствии с учебной задачей; понимать информацию, представленную в различной знаковой форме - в виде текстов, таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.;
развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации, корректное ведение диалога и участие в дискуссии; участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью.
Предметные результаты:
в ценностно-ориентационной сфере - сформированность представлений об экологии как одном из важнейших направлений изучения взаимосвязей и взаимодействий между природой и человеком, как важнейшем элементе культурного опыта человечества;
в познавательной сфере - расширение представлений о взаимосвязи человека и домашних животных; освоение элементарных естественнонаучных знаний, необходимых для понимания важности соблюдения правил содержания домашних животных (кормление, выгул, обустройство мест содержания и т.д.); понимание зависимости внешнего вида животного и его физического состояния; применение полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за питомцами; для осознанного соблюдения норм и правил безопасного поведения при встрече с чужими или бездомными животными;
в трудовой сфере - владение навыками ухода за домашними питомцами;
в эстетической сфере - умение видеть красоту и выразительность домашних животных;
в сфере физической культуры - элементарные представления о значении совместных прогулок, игр с домашними питомцами, о пользе нормированной физической нагрузки на здоровье, выносливость, эмоциональный настрой (свой и своего питомца).
К концу курса обучения учащиеся узнают:
о домашних животных как особой группе в животном мире, их разнообразии и роли в жизни человека;
об ответственности человека за домашних животных и формах проявления этой ответственности;
историю одомашнивания животных, причины одомашнивания;
о разнообразии животных, особенностях их внешнего строения и особенностях содержания.
К концу курса обучения учащиеся научатся:
основным принципам ухода за домашними питомцами;
основным правилам обучения домашнего животного;
навыкам соблюдения личной гигиены при общении с аквариумными рыбками, домашними грызунами, кроликами;
правилам правильного кормления домашних питомцев;
пользоваться различными справочниками по уходу за домашними питомцами.
Содержание программы
Программа построена с учетом следующих принципов:
доступность знаний, их расшифровка и конкретизация с учетом особенностей познавательной деятельности детей 8-9 лет;
личностно-ориентированная направленность курса;
актуализация знаний и умений, мотивированность всех предлагаемых учебных ситуаций с точки зрения реальных потребностей ребенка данного возраста;
линейно-концентрическое расположение учебного материала, которое позволяет последовательно формировать представления с опорой на уже имеющиеся, постепенно углубляя и усложняя их;
деятельностная основа процесса обучения, его практико-ориентированная направленность, удовлетворение потребности детей в игровой деятельности и эмоционально - наглядной опоре познавательной деятельности.
С учетом этих принципов в программе выделены следующие разделы:
Обязательный объем знаний - перечень необходимых для усвоениям младшим школьником дидактических единиц, выраженных в формулировках, доступных для каждого обучающегося.
Обязательный минимум содержания обучения обеспечивает возможности для развития мотивированной самостоятельной деятельности в условиях учебных и реальных ситуаций.
Ориентирование в понятиях - номенклатура основных понятий, которые младший школьник может освоить и сознательно использовать для решения различных учебных задач в практической, интеллектуальной и творческой деятельностях.
Программа построена по модульному принципу.
В основе программы 6 разделов, изучение которых предполагается в рекомендованной последовательности: от знакомства с историей взаимоотношений человека и домашних животных к усвоению младшими школьниками основных навыков общения и ухода за домашними питомцами - кошками и собаками.
Темы включают информационные блоки и комплекс заданий, помогающих учащимся осваивать полученные знания.
Раздел 1. Давай познакомимся. Ролевая игра «Знакомься – домашние животные». Какие бывают домашние питомцы. Животные зоопарка. Животные в цирке.
Раздел 2. Как мы появились в доме человека. Мы очень разные. Почему люди заводят домашних животных. Как правильно выбрать и где приобрести домашнего питомца. Зоомагазин.
Раздел 3.Как мы устроены и как за нами ухаживать. Выбор питомца - очень ответственный шаг. Особенности внешнего строения тела домашних питомцев (птиц, аквариумных рыбок, грызунов). Особенности содержания молодых и взрослых животных: кормление, общение и игры, посещение ветеринара.
Раздел 4. Школа для животных: как правильно воспитывать питомцев. Приручение волнистых попугайчиков и обучение разговору. Дрессировка декоративного кролика. С чего начинается дрессировка хомячка. Дрессировка и приручение морских свинок. Первые шаги аквариумиста – с чего начать?
Раздел 5. На приёме у Айболита. Если питомец заболел? Ветеринарные услуги. Заболевания аквариумных рыбок. Советы рыбьего доктора. Доктор Айболит для домашних грызунов. Ветеринар – ратолог. Болезни волнистых попугаев и их лечение в домашних условиях.
Раздел 6. Мы с тобой - друзья! Мини-проект «Образ медведя в художественной литературе». Книги знаменитых дрессировщиков - Владимира Дурова «Мои звери», Натальи Дуровой «Мой дом на колесах». Игровая карусель «Зоопарк в моей квартире». Мой питомец – самый лучший! Выставка рисунков.
Календарно-тематическое планирование по программе «Мы – твои друзья» на 1 учебный год (36 учебных часов) |
Разделы | Часы | Тема | Форма | Основное содержание | Основные ресурсы | Дополнительные ресурсы |
Введение (1 час) | 1 | Введение | Беседа-опрос | Беседа на тему: Для чего нужна программа «Мы-твои друзья». Оценка уровня знаний, отношения учащихся к домашним животным, их вовлеченности в уход за домашними питомцами. Проведение анкетирования среди учеников. | Методическое пособие, стр.4-16 Рабочая тетрадь, Стр. 1. | Анкета - опросник о том, что дети уже знают об уходе за домашними питомцами (доступна на сайте) |
Раздел 1. Давайте познакомимся (7 часов) | 1 | Домашние животные – кто это? | Занятие-беседа | Беседа по главе: Знакомься – домашние животные План беседы: - Какие основные различия между домашними животными и дикими? - Где они живут? - Чем питаются? - Как размножаются? - Как относятся к человеку? Самостоятельная работа учащихся в тетради. | Методическое пособие, стр. 25-35 Рабочая тетрадь, стр. 2-6 Учебная презентация 1.1. Давай познакомимся. Вместе нам лучше https://www.pet-school.ru/materials | Картинки с изображением диких животных, сельскохозяйственных животных, животных компаньонов |
| 1 | | Ролевая игра | Игра проводится на материалах выполнения заданий 1-7 темы рабочей тетради «Вместе нам лучше», раздел «Знакомься – домашние животные» Учащиеся готовят сообщения о разных домашних животных, затем по очереди представляют их. | Методическое пособие, стр. 25-35 Рабочая тетрадь, стр. 2-8 Учебная презентация 1.1. Давай познакомимся. Вместе нам лучше https://www.pet-school.ru/materials | Музыка или видеоролик для веселой физкультминутки. Зарядка для хвоста: https://www.youtube.com/watch?v=xao0QPDVxiQ |
| 1 | Почему люди заводят домашних питомцев? | Занятие - беседа | Беседа по главе: Почему люди заводят домашних питомцев План беседы: - Почему домашние животные появились в доме человека. - Какие питомцы самые популярные в России. - Экзотические питомцы. Самостоятельная работа учащихся в тетради. | Методическое пособие, стр. 25-35 Рабочая тетрадь, стр. 6-8 Учебная презентация 1.1. Давай познакомимся. Вместе нам лучше https://www.pet-school.ru/materials | Музыка или видеоролик для веселой физкультминутки: Танец маленьких утят: https://www.youtube.com/watch?v=hroHApWK578 |
| 1 | | Викторина | Викторина «Карнавал животных» готовится на основании заданий 1-7 (стр. 5-8) Рабочей тетради. Возможно включение в викторину музыкальных отрывков из сюиты «Карнавал животных» Камиля Сен-Санса. | | Ссылка на фильм, снятый по сюите «Карнавал животных» К. Сен-Санса: https://www.youtube.com/watch?v=xY4i2OqUA4k |
| 1 | Как выбрать домашнего питомца | Дискуссия | Беседа по главе: Как выбрать себе питомца? Чтение отрывка из сказки А. Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Принц и Лис. Обсуждение с учащимися отрывка. Почему человек несет ответственность за прирученных животных. | | Отрывок из книги Антуана Де Сент-Экзюпери «Маленький принц» - Маленький принц и лис |
| 1 | | Занятие-беседа | Беседа по главам: Какого питомца выбрать? Кто может помочь в выборе питомца? Самостоятельная работа учащихся в тетради. | Методическое пособие, стр. 25-35 Рабочая тетрадь, стр. 10 -13 Учебная презентация 1.2. Давай познакомимся. Первый шаг очень ответственный. https://www.pet-school.ru/materials | - картинки с домашним питомцами (См. Приложение 1 к учебным материалам к презентации 1.2.); - анкета для учеников (См. Приложение 2 к учебным материалам к презентации 1.2.) |
| 1 | | Выставка литературы | Любимая книга о домашних животных Выставка литературы проводится совместно со школьной библиотекой. Учащимся предлагается представить на выставке свою любимую книгу о домашних животных и приготовить специальные иллюстрации для своего выступления. | | |
Раздел 2. Как мы появились в доме человека? (6 часов) | 1 | Родословное древо собак и кошек, и как кошки и собаки появились в доме человека | Занятие-беседа | Беседа по главам: Про наших родственников. Как человек нас приручил. План беседы: - Какие представители семейства кошачьих и собачьих являются предками домашних кошек и собак. - Виды семейств кошачьих и собачьих, занесенные в Красную книгу. Почему важно сохранить природное многообразие нашей планеты. - Что объединяет наших домашних питомцев с их родственниками. - Зачем человек стал одомашнивать животных. - Когда и как в доме человека появилась собака и кошка. Самостоятельная работа учащихся с рабочей тетрадью с последующим обсуждением. | Методическое пособие, стр. 36-48 Рабочая тетрадь, стр. 14-19 Учебная презентация 2.1. Как мы появились в доме человека. Знакомимся с родословным деревом кошек и собак. https://www.pet-school.ru/materials Обучающее видео: Об истории одомашнивания кошек: https://www.youtube.com/watch?time_continue=2&v=gwyTdInnkXk Об истории одомашнивания собак: https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=Ld0IR2a21jk | Мультфильм или отрывок из мультфильма А. Зориной по мотивам сказки Р. Киплинга «Кот, который гулял сам по себе»: https://www.youtube.com/watch?v=h2P_kWj8bJQ Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Проектная деятельность | «Удивительные факты про кошачьих и собачьих» Проводится на материалах выполнения заданий темы «Знакомимся с родословным деревом собак и кошек». На специальном стенде учащиеся размещают информацию об интересных фактах, связанных с представителями семейства кошачьих и собачьих, которые им удалось найти. В течение нескольких дней учащиеся знакомятся с информацией и с помощью специальных значков («смайлик», «восклицательный знак» и т. п.) отмечают те факты, которые их наиболее заинтересовали. По итогам проекта проводится обсуждение, в ходе которого учащиеся и педагог делятся своими впечатлениями, рассказывают о том, что их больше всего удивило, показалось необычным и т. д. | | |
| 1 | Разнообразие пород кошек и собак | Занятие-беседа | Беседа по главе: Породы кошек и породы собак. План беседы: - Разнообразие пород. - Чем разные породы отличаются друг от друга. - Разные породы-разные условия существования Самостоятельная работа учащихся в тетради. | Методическое пособие, стр. 36-48 Рабочая тетрадь, стр. 20-24 Учебная презентация: 2.2. Как мы появились в доме человека. Такие разные собаки, такие разные кошки. https://www.pet-school.ru/materials | |
| 1 | | Выставка | «Такие разные и такие прекрасные!» Учащиеся готовят фотографии и короткие рассказы о кошках и собаках разных пород. Оформляется выставка «Такие разные и такие прекрасные!» | Методическое пособие, стр. 40-41 | |
| 1 | Как грамотно выбрать питомца | Занятие-беседа | Беседа по главам: Как выбрать питомца. Где взять питомца. План беседы: - Как выбрать домашнего питомца? - Что надо учитывать при его выборе? - Чем приют отличается от ассоциации? - Можно ли смело брать питомца из приюта, почему? - Есть ли в нашем городе приют для бездомных животных? - Нуждается ли он в помощи? Как ему можно помочь? Возможная форма: Встреча с кинологом или представителями приютов для собак. | Методическое пособие, стр. 36-48 Рабочая тетрадь, стр. 24 – 25 Учебная презентация: 2.2. Как мы появились в доме человека. Такие разные собаки, такие разные кошки. https://www.pet-school.ru/materials | |
| 1 | | Проект | Газета про хвостатых-полосатых. Педагог предлагает учащимся подготовить газету, посвященную разным породам собак и кошек. Выбирается группа художников, редактор, группы журналистов. Группы журналистов работают над заметками, посвященными тем породам кошек или собак, которые вызвали наибольший интерес во время «Выставки». | | |
Раздел 3 Как мы устроены, и как за нами ухаживать? (6 часов) | 1 | Строение тела и особенности восприятия окружающего мира у кошек и собак | Занятие-беседа | Беседа по главам: Четыре лапы, хвост и не только. Как мы воспринимаем мир. План беседы: - Чем организм животного отличается от организма человека? Сходства и отличия. - Особенности строения организма животных. - Органы чувств кошек и собак. Самостоятельная работа учащихся с заданиями из рабочей тетради с последующим обсуждением. | Методическое пособие, стр. 49-59 Рабочая тетрадь, стр. 26-31 Учебная презентация 3.1. Как мы устроены и как за нами ухаживать. Четыре лапы, хвост и не только https://www.pet-school.ru/materials Обучающее видео: Удивительные способности кошек: https://www.youtube.com/watch?v=_8iE5DCRopE Удивительные способности собак: https://www.youtube.com/watch?v=2gu_asBmsko | Наглядная таблица, где буквам алфавита соответствуют их номера (для Рефлексии) Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Коллективная проектная деятельность | «Удивительные факты про кошачьих и собачьих» Занятие проводится на основе материалов заданий в рабочей тетради. Учащиеся оформляют собранные ими факты о способностях кошек и собак в виде коротких презентаций. Презентации вывешиваются в классе. Педагог предлагает с помощью специальных значков-наклеек отмечать те материалы, которые вызвали у ребят наибольший интерес. | | |
| 1 | Образ жизни домашних питомцев и основные правила ухода за ними | Занятие-беседа | Беседа по главам: Наш образ жизни. Как мы питаемся. На прогулку выходи. План беседы: - Как проходит день питомца? - Что ест питомец в течение дня? - Чистота — дело серьезное! Важные правила: чистая шерсть, чистые лапы, чистый дом. - Правила выгула собак. | Методическое пособие, стр. 49-59 Рабочая тетрадь, стр. 32 - 37 Учебная презентация 3.2. Как мы устроены и как за нами ухаживать. https://www.pet-school.ru/materials Обучающие видео: Гигиена для кошки https://www.youtube.com/watch?time_continue=30&v=X7HHq4W7IO0 Зарядка для собаки https://www.youtube.com/watch?v=H2GcbM8iz08 | Aудио-запись песни «Жил да был Брадобрей» из к/ф “Мэри Поппинс, до свидания!» Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Проект | Как я ухаживаю за своим питомцем. Учащиеся (те, у кого есть дома питомцы) готовят небольшие выступления, посвященные уходу за животным. | | |
| 1 | Бездомные животные | Занятие-беседа | Беседа по главе: Бездомные животные. План беседы: Как бездомные животные оказываются на улице? Чем тяжела жизнь бездомного животного? Чем опасны бездомные животные? Кто, как и где может помочь бездомным животным? Возможная форма: Встреча с кинологом или представителями приютов для собак. | Методическое пособие, стр. 49-59 Рабочая тетрадь, стр. 37 - 39 Учебная презентация 3.2. Как мы устроены и как за нами ухаживать. https://www.pet-school.ru/materials | Аудио-запись песни «Собака бывает кусачей» С. Никитин |
| 1 | | Выставка | «Каждой кошке и собаке нужен дом» Учащимся предлагается нарисовать плакаты, призывающие ответственно относиться к домашним питомцам, помогать бездомным животным. | | |
Раздел 4 Школа для животных: Как правильно воспитывать питомцев (6 часов) | 1 | «Язык» животных. | Занятие-беседа | Беседа по главам: Пойми меня. Наш язык. Как разговаривать при помощи позы. План беседы: - Общение в жизни человека: зачем мы общаемся, каким образом, может ли человек прожить без общения. - Общаются ли животные, если да, то каким образом, что общего и различного в способах общения людей между собой и животных между собой. - Обмен мнениями по теме «Почему важно уметь понимать своих домашних питомцев?». Самостоятельная работа учащихся в рабочей тетради с последующим обсуждением | Методическое пособие, стр. 60-70 Рабочая тетрадь, стр. 40-47 Учебная презентация 4.1. Школа для животных. Как общаются животные. https://www.pet-school.ru/materials Обучающие видео: Язык кошек: https://www.youtube.com/watch?time_continue=1&v=iNBWGBVTY0E Язык собак: https://www.youtube.com/watch?v=flWnuHoih24 | Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Занятие – игра | «Пойми меня». Для этого занятия необходимо подготовить нарезку видеофрагментов из художественных и/или мультипликационных фильмов, где действующими лицами являются собаки и кошки. Командам учащихся предлагаются видеофрагменты. Нужно определить настроение питомца и «озвучить» видео – придумать текст от имени питомца. | | Мультфильм «Каштанка»: https://www.youtube.com/watch?v=o__gm_4buxU |
| 1 | Правила обучения домашних питомцев | Занятие – беседа | Беседа по главам: Как учатся животные. В какие игры можно играть со своими питомцами? План беседы: - Как учатся люди, и как учатся животные? - Что такое воспитание и обучение домашнего животного? Понятие дрессировки. - В какие игры можно играть с домашним питомцем. | Методическое пособие, стр. 60-70 Рабочая тетрадь, стр. 48 - 53 Учебная презентация 4.2. Школа для животных. Всем нужно учиться. https://www.pet-school.ru/materials | |
| 1 | | Занятие - игра | «Кинофестиваль» учащиеся демонстрируют короткие видео о своих питомцах и рассказывают о том, чему и как они смогли их обучить. | | |
| 1 | Правила безопасного поведения | Занятие - беседа | Беседа по главе: Как вести себя при встрече с незнакомыми кошками и собаками. План беседы: - Почему нужно опасаться незнакомых животных без хозяев? - Чего категорически нельзя делать при встрече с незнакомыми животными? - Каким правилам поведения нужно следовать при встрече с незнакомыми животными? | Методическое пособие, стр. 60-70 Рабочая тетрадь, стр. 54 - 55 Учебная презентация 4.2. Школа для животных. Всем нужно учиться. https://www.pet-school.ru/materials Обучающее видео: Незнакомая собака- как правильно себя вести. https://www.youtube.com/watch?v=hx7lo5-W9V4 | Видеофрагменты из фильмов, иллюстрирующих неправильное поведение с домашними животными (человек пытается погладить незнакомое агрессивное животное, сам проявляет агрессию и т.д.) Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Творческий проект | Создание плакатов «Важные правила» о том, как вести себя с незнакомыми животными. | | |
Раздел 5 На приёме у Айболита (4 часа) | 1 | Помощь больному питомцу | Занятие - беседа | Беседа по главам: Как ты себя чувствуешь. Поможет ветеринар. План беседы: - Что такое здоровье, когда о человеке можно сказать, что он здоров. - Признаки, по которым можно определить, что собака или кошка здоровы. - Признаки ухудшения состояния здоровья домашнего питомца. - Как поступать в случае обнаружения признаков заболевания или травмы кошки или собаки. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях с последующим обсуждением. | Методическое пособие, стр. 71-78 Рабочая тетрадь, стр. 56-61 Учебная презентация 5. На приёме у Айболита. https://www.pet-school.ru/materials | |
| 1 | Правила безопасного поведения | Беседа, практическая работа | «Невидимые, но опасные: кого можно увидеть с помощью микроскопа» Беседа по главе: Как избежать опасности? План беседы: - Кто такие паразиты? Практическая работа: Для проведения практической работы больше всего подойдет электронный микроскоп, который в отличие от оптического микроскопа не требует точной настройки. Кроме того, достаточно одного цифрового микроскопа, чтобы продемонстрировать изображение изучаемого объекта на монитор компьютера, электронную доску и экран. Как правило, в стандартный набор готовых микропрепаратов входят следующие препараты: острицы, яйца аскарид, ротовой аппарат клеща, собачья блоха и другие. | Методическое пособие, стр. 75-78 Рабочая тетрадь, стр. 61-63 Учебная презентация 5. На приёме у Айболита. https://www.pet-school.ru/materials | |
| 1 | | Конкурс плакатов | «Важные правила» Группы учащихся готовят плакаты о правилах безопасного поведения с домашними питомцами. | | |
| 1 | | Ролевая игра | «На приеме у Айболита» С профессией ветеринара дети могут познакомиться во время сюжетно-ролевой игры, которая проводится по сказке К. И. Чуковского «Айболит». Наиболее удачен вариант, при котором этой игре предшествует встреча с настоящим «Айболитом» — ветеринарным врачом. | | Мультфильм: Доктор Айболит https://www.youtube.com/watch?v=dDRqhwHdpe8&list=PLYymTuJXocGL-D_R7nAQhnoqAFWGa0Ovd |
Раздел 6 Мы с тобой – друзья (6 часов) | 1 | Произведения живописи и скульптуры, посвященные домашним животным | Занятие-беседа | Беседа по главе: Удивительная выставка. План беседы: - Кто такие анималисты? - Почему люди изображают домашних питомцев? - Героями каких картин и скульптур являются домашние питомцы? - Изображения животных на предметах быта. - Обожествление животных. - Символическое значение животных в Средние века. - Знаменитые картины и скульптуры с изображением животных. Самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях с последующим обсуждением | Методическое пособие, стр. 79-92 Рабочая тетрадь, стр. 64-67 Учебная презентация 6.1. Мы с тобой друзья. Необычная прогулка. https://www.pet-school.ru/materials | Иллюстрации картин и скульптур с изображением животных (в том числе диких) –«Утро в сосновом лесу», И. Шишкина и К. Савицкого, «Грачи прилетели» А.Саврасова, «Иван Царевич на сером волке» В. Васнецова, «Три богатыря» В. Васнецова; «Спаситель» Э.Ландсира, «Лучший друг человека» И. Репин и проч. (См. Методическое пособие, стр. 84 –89) |
| 1 | | Коллективный проект | «Удивительная выставка» Проводится на материалах выполнения заданий одноименной темы из рабочей тетради. Учащиеся, ознакомившись с информацией, которую рассказал педагог, и выполнив задания в рабочей тетради, рисуют тех животных, которые произвели на них наибольшее впечатление — знаменитых кошек, собак-героев, образы из литературных и музыкальных произведений, своих домашних любимцев. Это задание может быть интегрировано в учебный процесс — уроки ИЗО и музыки или как домашнее задание. По итогам проекта проводится обсуждение, в ходе которого учащиеся и педагог делятся своими впечатлениями. | | |
| 1 | Домашние животные в литературе и музыке | Занятие-беседа | Беседа по главам: Книги про хвостатых и усатых. Музыка в стиле мяу – гав. План беседы: - Героями каких литературных и музыкальных произведения являются кошки и собаки? - Почему домашние питомцы вдохновили стольких творческих людей на создание произведений искусства? - Басни о животных. - Писатели, которые писали о животных. - Домашние питомцы и музыка. - Музыкальные произведения про домашних животных. | Методическое пособие, стр. 79-92 Рабочая тетрадь, стр. 68-72 Учебная презентация 6.2. Мы с тобой друзья. Книги про хвостатых и усатых. https://www.pet-school.ru/materials | Книги о животных, аудио и видео фрагменты литературных и музыкальных произведений (см. Методическое пособие, стр. 90-92). Книга E.И. Чарушина, чтобы показать детям иллюстрации, которые он создавал. Музыкальный фрагмент: Джоаккино Россини «Комический дуэт котов». Отрывок из балета П.И. Чайковского «Спящая красавица» -Танец кошки и кота. Можно попросить детей принести свои любимые книги про котов и собак. Бланк викторины (Задание 2 стр. 69 в Рабочей тетради) можно найти в Приложении 1 к Учебной презентации 6.2. Бланк доступен для распечатки. |
| 1 | | Литературная мастерская | Эта форма работы может быть организована через интеграцию с уроками курса «Литературное чтение» и «Окружающий мир» и проводиться на материалах выполнения заданий темы рабочей тетради «Книги про хвостатых и усатых». Школьники читают отрывки из полюбившихся сказок, рассказов, стихов о животных. | | |
| 1 | Профессии домашних питомцев. Из роль в науке и истории. | Занятие-беседа | Беседа по главам: Собачья и кошачья работа. Наш календарь. Кошачьи и собачьи звезды. План беседы: - Профессии кошек и собак - Праздники, связанные с кошками и собаками. - Подвиги животных и их роль в истории и науке. | Методическое пособие, стр. 79-92 Рабочая тетрадь, стр. 72-78 Учебная презентация 6.3. Мы с тобой друзья. Про наши праздники и будни. https://www.pet-school.ru/materials Обучающее видео Работа для собак: https://www.youtube.com/watch?time_continue=4&v=2UeaY1JqjTE | Обучающая игра: Школа заботы о питомцах: https://www.pet-school.ru/about_program |
| 1 | | Конкурс | Конкурс знатоков в формате игры «Что? Где? Когда?». Тематика вопросов связана с материалами 6-го раздела рабочей тетради. Игра проводится между двумя командами. Вопросы могут быть в форме музыкальной и литературной «угадайки». Участники могут зачитать отрывок из литературного произведения, подготовить слайды с репродукциями картин, названия и авторов которых члены другой команды должны угадать, а также могут продемонстрировать отрывки из художественных или мультипликационных фильмов. Члены жюри оценивают не только правильность ответов, но и оригинальность вопросов и заданий. | | |
Итоговое занятие (1 час) | 1 | Подведение итогов обучения | Занятие –обсуждение/ Итоговое анкетирование | Беседа по главе: Подводим итоги Учитель вместе с детьми обсуждает итоги обучения (важность и значимость курса, наиболее интересные темы, польза и т.д.) Проводится анкетирование (см. Вводное занятие). | | Анкета - опросник о том, что дети уже знают об уходе за домашними питомцами (доступна на сайте) |
Материально-техническое обеспечение:
Макеева А.Г. Методическое пособие для учителей начальной школы «Мы – твои друзья» / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.,2021
Макеева А.Г. «Мы – твои друзья» Рабочая тетрадь для школьников / А. Г. Макеева, В. А. Самкова, Е. М. Клемяшова. – М.,2022