СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Произношение имен существительных.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 6 классе по теме "Произношение имен существительных"

Просмотр содержимого документа
«Произношение имен существительных 6 классе»

Урок по русскому языку

6 класс



Тема: «Произношение имён существительных»















Учитель русского языка и литературы

МБОУ «СОШ № 2» Чаниева Т.М.































Тема урока: Произношение существительных


Цель урока: познакомить с основными орфоэпическими нормами употребления существительных, формирующими навыки правильного произношения слов и построения грамотной речи.


Задачи:

  1. отработать произношение трудных слов-терминов, а также существительных, которые входят в орфоэпический словарик учебника;

  2. познакомить с произношением словоформ «предлог +существительное», также с произношением заимствованных слов;

  3. способствовать развитию языкового кругозора учащихся за счет знакомства с новыми словами;

  4. развивать умение логически излагать свои мысли, используя литературный язык;

  5. развивать умение аргументировать, доказывать;

  6. развивать умение слушать и распределять внимание во время слушания;

  7. мотивировать к учебной деятельности, воспитывая чувство интереса к предмету, культуре общения.

  8. Формировать УУД:

- Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности;

- Регулятивные УУД: оценивать результаты деятельности (своей – чужой), анализировать собственную работу, планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей, определять цель учебной деятельности (этапа) в сотрудничестве с учителем;

- Коммуникативные УУД: слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию, с точностью и достаточной полнотой выражать свои мысли;

- Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить нужную информацию, работать с разными по уровню заданиями, уметь составлять алгоритмы деятельности при решении проблемы.



Оборудование: компьютер, проектор, экран, орфоэпические, толковые словари, раздаточный материал, учебники, рабочие тетради, тетради для теоретического материала.

Методы работы: постановка проблемного вопроса, столкновение разных точек зрения, выстраивание диалога учителя и учащихся, друг с другом, использование технологии критического мышления.

Формы работы: индивидуальная, парная, групповая, исследовательская работа (опрос), творческое самовыражение.

Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала.

Этапы урока:

1. Организационный этап

2. Этап проверки домашнего задания.

3. Этап изучения нового материала.

- постановка проблемного вопроса (сценка)

- работа с учебником

- первичное закрепление знаний (работа в группах и в парах)

- физкультминутка (гимнастика для глаз)

- отработка основных умений и навыков по данной теме (работа в группах)

4. Подведение итогов урока (рефлексия)

5. Этап информации учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.



Ход урока.

I. Организационный момент. Приветствие, установление зрительного контакта с учащимися, проверка присутствующих.

II. Проверка домашнего задания.

1. Что значит правильно произнести слово?

2. Всегда ли произношение слов совпадает с их написанием? Приведите примеры.

3. Можно ли произнести букву? А записать звук?

4. Задумываетесь ли вы, как произнести то или иное слово? А может быть, говорите не задумываясь?

5. Замечаете ли вы ошибки в произношении звуков и в выборе места ударения в словах? Если да, то как вы относитесь к ошибкам (безразлично, отмечаете про себя, поправляете того, кто допустил ошибку)?

6. Где и у кого можно узнать (проверить) правильность произношения слова в случае затруднений?

III. Изучение нового материала.

  1. Постановка проблемного вопроса

А) Сценка.

Встречаются две подружки (Марина и Анастасия):

- Привет, Марина!

- Привет, Настя!

- Как провела выходные?

- Я помогала бабушке перебирать свеклУ, сушить щАвель и рЕвень.

- Так это же зд`орово! СвЁкла, щавЕль и ревЕнь – витамины! А мы всей семьёй уезжали за гОрод в двадцати килОметрах от дома.

- А моему папе, к сожалению, нужно было срочно составить договорА на поставку компью[т’е]ров.

- Да, договОры дороже денег, особенно компью[тэ]ры. Может, зайдём в ка[ф’е] и съедим чего-нибудь вкусненького?

- В ка[фэ] c удовольствием пойду, если это не за двадцать киломЕтров! Очень хочется кусочек вкусного тортА.

- Ах, как я люблю тОрты!



Б) Выявление противоречия:

- Ребята, что вам показалось странным и непонятным в разговоре девочек?

- К какой части речи относятся эти слова? Слайд № 1

- Как же должны произноситься эти существительные? (дети испытывают затруднение)

- А ответить на этот вопрос нам поможет сегодняшний урок.

В) Формулирование темы урока, постановка цели и задач учащимися.

- Какова же тема нашего урока? Что вы можете узнать и чему научиться на уроке? (запись темы урока в тетради) Слайд № 2, 3

Г) Лексико-орфографическая работа.

- Что такое ревень? Слайд № 4

- Заглянем же, как Пушкин встарь, в толковый наш словарь.

Рев`ень – это травянистое растение семейства гречишных с толстым корневищем и крупными листьями, употребляется в медицине, в кулинарии. Слайд № 5

д) Составление кластера (грозди) Слайд № 6

Задание: сформулировать и записать вопросы, которые вы хотели бы задать, изучая данную тему.

Цель: сориентировать учащихся на конкретные вопросы при изучении темы, способствовать развитию критического мышления, формировать умение ставить вопросы к теме, умение выстраивать коммуникации в группе (6 групп) Слайд № 7

- К кластеру вернёмся в конце урока.

2. Работа с учебником.

- Прочитайте текст упр. 159 с. 70-71

- Вспомните основные орфоэпические нормы, присущие русскому литературному языку.

- Слайд № 8

(- в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п[а]ра;


- парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду[п];


- парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про[з’]ба;


- в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука;

- в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится [ца];

- на месте сочетаний –чн-, -чт- произносится [ш])


  1. Первичное закрепление.


А) Работа в группах.

Задание: прочитать предложения в соответствии с орфоэпическими нормами, употребляя правильное ударение.

Цель: сформировать навыки соблюдения норм орфоэпии русского литературного языка.

1группа:

«Не спится, няня: здесь так душно!

Открой окно да сядь ко мне».

- Что, Таня, что с тобой? – «Мне скучно.

Поговорим о старине».

(А.С. Пушкин)


…Конечно,

Не надо было б мысли грешной

Дорогу в сердце пролагать…

(М.Ю. Лермонтов)


2 группа:

Скучная картина!

Тучи без конца,

Дождик так и льётся,

Лужи у крыльца…

Чахлая рябина

Мокнет под окном;

Смотрит деревушка

Сереньким пятном.

Что ты рано в гости,

Осень, к нам пришла?

Ещё просит сердце

Света и тепла!

(А.Н. Плещеев)

3 группа:

На деревья снег ложится,

Всё в сугробах, всё в снегу.

И от зверя и от птицы

Я на лыжах убегу!

(С. Михалков)

Что это значит? Как понять?

Ему на месте не сидится,

Он хочет встать!

Его с трудом удерживает

Львица.

(С. Михалков)

4 группа:

Всё в тающей дымке:

Холмы, перелески.

Здесь краски не `ярки,

И звуки не р`езки.

…Здесь мало увидеть,

Здесь нужно всмотреться,

Чтоб ясной любовью

Наполнилось сердце.

(Н. Рыленков)

5 группа:

Чем чаще празднует лицей

Свою святую годовщину, -

Тем робче старый круг друзей

В семью стесняется едину,

Тем реже он, тем праздник наш

В своём веселии мрачнее,

Тем глуше звон заздравных чаш,

И песни наши тем грустнее.

(А.С. Пушкин)

6 группа:

Посмотрю на юг-

Нивы зрелые,

Что камыш густой,

Тихо движутся;

Мурава лугов

Ковром стелется,

Виноград в садах

Наливается…

(И.С. Никитин)

4. Физкультминутка для глаз.

5. Отработка основных умений и навыков.

А) Работа в парах.

Задание: проставить ударение в словах, прочитать их, соблюдая нормы произношения и при необходимости пользуясь орфоэпическим словарём; ответ оценивается соседом по парте (работа в парах).

Цель: отработать навыки правильного произношения существительных, сформировать умение пользоваться орфоэпическим, толковым словарём.

1 вариант

Монолог, алфавит, щавель, тефтели, дефис, упрочение, бассейн, крем, квартал, РФ.

2 вариант

Диалог, свекла, случай, творог, обеспечение, термин, лотерея, каталог, километр, МТС.

Б) Задание учителя:

- Найдите среди представленных правил те, которыми объясняется произношение этих существительных.

Слайд № 9 (таблица-обобщение «Правила произношения существительных»)


В) Исследовательская работа.

- Группа учеников провела небольшое исследование на тему: «Правильно ли мы говорим?»

- (выступление ученицы) Цель нашего исследования: определить уровень орфоэпической грамотности учеников и педагогов нашей школы. По результатам нашей работы выяснили, что уровень достаточно высокий.

(видео)

г) Работа с учебником (упр. 228)

Дифференцированное задание: среднего уровня учащиеся выполняют упр. 228 по заданию, слабые – выписывают форму множественного числа этих слов из орфоэпического словарика учебника, сильные – составляют предложения со словами в форме мн. числа.

Цель: отработать навыки правильного употребления окончаний существительных м.р. 2 скл. в Им. падеже мн. ч., закрепляя навык верного произношения. (правило)

г) Групповая работа (по карточкам)

- «Возьмите на заметку!» с. 96

Задание: образуйте сочетание предлога с существительным в указанном падеже, поставьте ударение, произнесите правильно.

Цель: сформировать умение образовывать словоформы (предлоги с существительными), указывая верное ударение; работать со словарями.

1 группа. 2 группа 3 группа

стена слово ветер

на берег за нос по двор

(вин. п.) голова (вин. п) сердце (дат. п.) небо

гора душа снег

4группа 5 группа 6 группа

нога рука море

под рука за город по пол

(вин. п.) гора (вин. п.) река (дат. п.) лес

вечер граница поле


IV. Подведение итогов урока (рефл`ексия).

- Вернёмся к кластеру. Подведём итог урока. Слайд № 10


- Слово учителя.

Нарушение правил устной речи ведет к непониманию говорящими друг друга, делает речь некрасивой и невыразительной.

Грамотная речь является показателем образованности, воспитанности и облегчает взаимопонимание людей в устном общении.

Нужно чаще заглядывать в орфоэпические словари русского языка, прислушиваться к образцовой речи учителей, актёров, чтецов, лингвистов. В распространении правильного произношения большую роль играют школа, телевидение, радиовещание, кино, театр (ролик из передачи новостей)

- Является речь диктора образцовой?

-Произношение каких существительных вы заметили? Они были произнесены верно?



V. Информация о домашнем задании (дифференцированное), инструктаж по выполнению.

1. «Сильным» ученикам: подберите из хрестоматии по литературе для 6 класса два отрывка – стихотворный и прозаический, в которых были бы «трудные» с точки зрения произношения и ударения слова. Прочитайте их правильно и выразительно.

2. Среднего уровня: понаблюдайте за речью окружающих. Какие орфоэпические ошибки заметили? А какие слова допускают варианты правильного произношения и (или) ударения? Поделитесь своими наблюдениями в классе, приводя конкретные примеры, обязательно ссылаясь на орфоэпический словарь.

3. «Слабым» - в орфоэпическом словарике учебника найдите слова, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнесите их несколько раз правильно.













Просмотр содержимого презентации
«презентиция Произношение имен существительных 6 классе»

свекла – свёкла  щ`авель – щав`ель  р`евень – рев`ень  кил`ометр – килом`етр  догов`оры – договор`а  торт`ы – т`орты  компью[т’э]ры – компью[тэ]ры  за г`ород – з`а город

свекла – свёкла щ`авель – щав`ель р`евень – рев`ень кил`ометр – килом`етр догов`оры – договор`а торт`ы – т`орты компью[т’э]ры – компью[тэ]ры за г`ород – з`а город

Тема урока: «Произношение существительных»

Тема урока: «Произношение существительных»

Цель урока: познакомить с основными орфоэпическими нормами употребления существительных Задачи: 1. Отработать произношение существительных, входящих в орфоэпический словарик учебника; 2. Отработать произношение трудных слов-терминов; 3. Познакомить с произношением словоформ «предлог + существительное», заимствованных слов; 4. Способствовать развитию языкового кругозора; 5. Мотивировать к учебной деятельности, культуре общения; 6. Формировать навыки работы в группе.

Цель урока: познакомить с основными орфоэпическими нормами употребления существительных

Задачи:

1. Отработать произношение существительных, входящих в орфоэпический словарик учебника;

2. Отработать произношение трудных слов-терминов;

3. Познакомить с произношением словоформ «предлог + существительное», заимствованных слов;

4. Способствовать развитию языкового кругозора;

5. Мотивировать к учебной деятельности, культуре общения;

6. Формировать навыки работы в группе.

Лексико-орфографическая работа Что такое рев`ень?

Лексико-орфографическая работа

Что такое рев`ень?

Рев`ень – травянистое растение семейства гречишных с толстым корневищем и крупными листьями, употребляется в медицине и кулинарии.

Рев`ень – травянистое растение семейства гречишных с толстым корневищем и крупными листьями, употребляется в медицине и кулинарии.

Произношение существительных

Произношение

существительных

Какие существуют правила ? Произношение существительных Есть ли исключения? Кто (что) является образцом? К чему приводит нарушение правил?

Какие существуют правила ?

Произношение

существительных

Есть ли исключения?

Кто (что) является образцом?

К чему приводит нарушение правил?

1) в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п[а]ра;   2) парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду[п];   3) парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про[з’]ба;   4) в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука; 5) в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится [ца]; 6) на месте сочетаний –чн-, -чт- произносится [ш])  

1) в безударном положении не произносится звук о : в первом предударном слоге, после твердых согласных, а также в начале слова на месте буквы о произносится а : п[а]ра;

 

2) парные звонкие согласные на конце слова и перед глухим согласным оглушаются: ду[п];

  3) парные глухие согласные перед звонким согласным озвончаются: про[з’]ба;

 

4) в сочетаниях согласных –стн-, -здн- происходит выпадение звука;

5) в возвратных глаголах на конце пишется – тся, -ться, а произносится [ца];

6) на месте сочетаний –чн-, -чт- произносится [ш])

 

1) заимствованные из французского языка: парте́р, жалюзи́, диспансе́р  2) -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л  3) -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ; 4) -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение:  ба́рмен , феномен  5) -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение . 6) -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́. 7) -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та . 8) -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, моноло́г, диало́г ( исключение – ана́лог ); 9) -лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ; 10) -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр 11) -́метр (измерительные приборы): баро́метр, хроно́метр .  Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

1) заимствованные из французского языка: парте́р, жалюзи́, диспансе́р

2) -а́л (в иноязычных словах): пена́л, фина́л, порта́л, фиска́л, кварта́л

3) -прово́д (в сложных словах): газопрово́д, мусоропрово́д, нефтепрово́д , но: электропро́вод ;

4) -ме́н (в заимствованиях из английского языка, где -мен дословно переводится как «человек»): полисме́н, джентльме́н . Исключение: ба́рмен , феномен

5) -ие (ударение в отглагольном существительном обычно совпадает с ударением в однокоренном глаголе): сосредото́чить → сосредото́чение; обеспе́чить → обеспе́чение .

6) -ота́ (существительные, образованные от прилагательных): полный → полнота́, немой → немота́.

7) -о́та (существительные, образованные от глаголов): дремать → дремо́та; зевать → зево́та; ломать → ломо́та .

8) -ло́г (неодушевлённые объекты): катало́г, моноло́г, диало́г ( исключениеана́лог );

9) -лог (наименования лиц по роду занятий): фило́лог, зоо́лог, ихтио́лог ;

10) -ме́тр (единицы измерения): киломе́тр, сантиме́тр, дециме́тр

11) -́метр (измерительные приборы): баро́метр, хроно́метр . Исключения: амперме́тр, вольтме́тр.

Какие существуют правила ? Произношение существительных Есть ли исключения? Кто (что) является образцом? К чему приводит нарушение правил?

Какие существуют правила ?

Произношение

существительных

Есть ли исключения?

Кто (что) является образцом?

К чему приводит нарушение правил?

Домашнее задание на выбор 1. Подберите из хрестоматии по литературе для 6 класса два отрывка – стихотворный и прозаический, в которых были бы «трудные» с точки зрения произношения и ударения слова. Прочитайте их правильно и выразительно, запишите в тетради.   2. Понаблюдайте за речью окружающих. Какие орфоэпические ошибки заметили? А какие слова допускают варианты правильного произношения и (или) ударения? Поделитесь своими наблюдениями в классе, приводя конкретные примеры, обязательно ссылаясь на орфоэпический словарь.   3. В орфоэпическом словарике учебника найдите слова, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнесите их несколько раз правильно и запишите.

Домашнее задание на выбор

1. Подберите из хрестоматии по литературе для 6 класса два отрывка – стихотворный и прозаический, в которых были бы «трудные» с точки зрения произношения и ударения слова. Прочитайте их правильно и выразительно, запишите в тетради. 2. Понаблюдайте за речью окружающих. Какие орфоэпические ошибки заметили? А какие слова допускают варианты правильного произношения и (или) ударения? Поделитесь своими наблюдениями в классе, приводя конкретные примеры, обязательно ссылаясь на орфоэпический словарь. 3. В орфоэпическом словарике учебника найдите слова, которые вы произносите не так, как там рекомендовано. Произнесите их несколько раз правильно и запишите.