Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия №1»
УТВЕРЖДЕНА
Приказом от_________ № __________
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
(базовый уровень)
для 2 класса
Составитель
Крупнова Лидия Владимировна.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2016 год
Данная рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» во 2 классе разработана в соответствии с законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012; ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373, в редакции от 31.12. 2015 г № 1576); «Методическими указаниями по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области» (Протокол №1 от 08.04.16г.); ООП НОО МОУ «Гимназия №1»; основе примерной программы по курсу «Литературное чтение» в 1-4 классах, разработанной автором Лазаревой В.А. (система развивающего обучения Л. В. Занкова).
Цель программы :нравственно-эстетическое воспитание и развитие учащихся в процессе формирования способности личностно, полноценно и глубоко воспринимать художественную литературу на базе изучения основ её теории и практики анализа художественного текста.
Задачи курса:
- формирование навыка беглого, осознанного и выразительного чтения учащимися разных видов текстов и прежде всего – художественного; совершенствование читательских навыков как основы глубокого и полноценного восприятия детьми художественного текста; формирование читательского кругозора и основ библиографической культуры, умения искать и выбирать нужную книгу;
- ознакомление учащихся с основами теории литературы, способами создания художественного образа, умением извлекать из разных текстов информацию разного вида: от понятийной до эмоционально-образной; формирование на этой основе навыков и простейших способов самостоятельного анализа художественных произведений разных родов и жанров; создание собственных текстов с использованием художественных средств.
- развитие речи учащихся через формирование умений выражать свои мысли и чувства литературным языком, в разных формах устной и письменной речи и на разных уровнях самостоятельности и креативности;
- формирование личности гражданина России, его нравственного сознания через осмысление, эмоциональное принятие и освоение учениками-читателями нравственных ценностей, содержащихся в художественных произведениях; развитие нравственных представлений и качеств личности ребёнка и формирование нравственных понятий.
Второй год обучения литературному чтению базируется на литературных знаниях и читательских умениях первого класса, но представления учащихся о природе художественного текста, о способах создания художественного образа в произведениях разных видов и жанров расширяются и углубляются. В этом учебном году сохраняется проблемно-тематический подход, но очевидной «сюжетной» основой программы становится система нравственных проблем, связанных с детством, школой, друзьями, родными и природой. Работа над текстом направляется ответами на два ключевых вопроса: «Что читаем? Как это изображено».
На уроках литературного чтения во втором классе дети читают более сложные и объёмные произведения: «Чук и Гек» А.П. Гайдара, «Ещё мама» А.П. Платонова, «Белогрудка» В.П. Астафьева, рассказы М.М. Пришвина, В.Ю. Драгунского, В.К. Железникова, А.И. Приставкина и др. Наряду с народными сказками вводятся авторские сказки А.С. Пушкина, М. Горького, Д.С. Самойлова, Б.В.Заходера, Г.М. Цыферова. Расширяется круг авторов поэтических текстов: дети знакомятся со стихотворениями Ф.И. Тютчева, И.С. Никитина, Н.М. Рубцова, А.А. Ахматовой, Саши Чёрного, а также стихами современных поэтов, пишущих для детей. В процессе практической работы по инсценированию сказки Д.С.Самойлова «Слонёнок пошёл учиться» происходит знакомство учащихся с драматическим текстом.
Продолжая совершенствовать навыки чтения, во втором классе дети учатся осознанно ивыразительно читать вслух, делить тексты на смысловые части, озаглавливать их, находить по заданию учителя и в подтверждение своей позиции отрывки в тексте. Усложнение художественных текстов, их разносторонность, введение в программу литературных произведений 19 века определяет этимологическую направленность работы над словом.
В этом учебном году начинается работа по формированию у детей навыков написания собственных творческих работ. Сначала это работа «по образцу», вхождение в авторскую модель: развитие авторского сюжета, рассказ по картине художника и т д. Затем дети будут создавать свои первые творческие работы: основываясь на собственных наблюдениях и чтении образцовых текстов, сочинять «осенние этюды», рассказы по пословице, о своём любимом домашнем животном и др. Расширяются и углубляются теоретико-литературные представления учащихся. Дети получают представление о прозе, рассказе, выходят на осмысление особенностей авторской сказки, учатся определять тему произведения, без введения термина работают над идеей произведения как главной мыслью автора. Расширяются и конкретизируются представления учеников-читателей о способах создания героев произведения, о возможностях художников слова в воссоздании художественной картины мира и изображении настроения и чувств человека. В итоге учебно-познавательной деятельности по анализу художественных произведений, изучающихся во втором классе, учащиеся овладевают следующими терминами:поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, юмор, диалог, монолог, сравнение.
Учащиеся второго класса знакомятся с произведениями, понятными и близкими им по тематике и проблемам: это школьная жизнь детей, жизнь семьи, жизнь природы. В процессии чтения и анализа произведений дети размышляют над проблемами взаимоотношений людей, человека и природы, начинают осмысливать нравственные представления людей о настоящей дружбе и коллективизме, о великодушии человечности, о смелости как преодолении страха, об ответственности за другого человека.
Усложняются виды самостоятельных работ учеников-читателей с текстом: они впервые занимаются сопоставительным анализом лирических произведений, составляют характеристику героя, учатся пересказывать текст от имени героя, от чтения по ролям переходят к инсценировке.
Во втором классе дети заучивают наизусть не менее 15 стихотворений, что способствует расширению их литературного богатства, развитию памяти, воображения, формированию коммуникативных навыков.
При разработке данной учебной программы предмета «Литературное чтение» во 2 классе, кроме авторской программы курса, мною был использован учебник В.А. Лазаревой «Литературное чтение. 2 класс». Учебник соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования, рекомендован Министерством образования и науки Российской Федерации, включен в Федеральный перечень. Учебник разработан в соответствии с программой и нацелен на общее развитие каждого ребёнка. Календарно-тематическое планирование составлено в соответствии с материалами учебника.
Книга состоит из пяти тематических разделов – «В начале жизни школу помню я…», «Друзья-товарищи», «Дети и взрослые», «Сказка- ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», «Человек и природа».
Количество часов по каждому разделу в календарно-тематическом планировании соответствует количеству часов программного материала курса «Литературное чтение».
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение предмета «Литературное чтение» во втором классе отводится 4 ч в неделю, всего 136 часов.
Содержание программы
2 класс (136 часов)
Содержание программы составлено на основе авторской и не содержит изменений.
Круг детского чтения
1. «В начале жизни школу помню я…»
М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…», И.З. Суриков «Детство»; С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука» (отрывок); Т.М. Белозёров «Пельмени»; С.В. Михалков «Несбывшиеся мечты»; А.Л. Барто «Первый урок», «Почему телефон занят»; В.В. Голявкин «Как я под партой сидел», «Крути снежные вертя»; В.Д. Берестов «Устный счёт», «Урок рисования», «А дальше, ребята, урок листопада…»; А.П. Платонов «Ещё мама»; И.А. Бунин «Листопад» (отрывок); А.С. Пушкин «Осень» (отрывок); «Осень (по С.Т. Аксакову); В.А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово»; А.А. Ахматова «Мурка, не ходи, там сыч…»; Э.Э. Мошковская «Разговор с учителем во сне».
2. Друзья-товарищи
С.Я. Маршак «Друзья-товарищи»; И П. Токмакова «Я могу и в углу постоять…»; В.А. Осеева «Три товарища»; Я.Л. Аким «Жадина»,«Друг»; О.Е. Григорьев «Кто прав?»; И.М. Пивоварова «Вежливый ослик», Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клён»; В.Ю. Драгунский «Он живой и светится»; В.Д. Берестов «Если хочешь пить…»; А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!»; И.А. Мазнин «Давайте будем дружить друг с другом…».
3. Дети и взрослые
Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок); Н.М. Артюхова «Большая берёза»; А.Л. Барто «Перед сном»; Э.Н. Успенский «Всё в порядке»; А. Милн «Непослушная мама»; В.К. Железников «Солдат на посту»; Н.А. Некрасов «Крестьянские дети» (отрывок), «Мороз, Красный нос»; Л.Н. Толстой «Прыжок» (быль), «Правда всегда дороже»; А.И. Приставкин «Портрет отца»; В.Д. Берестов «Бабушка Катя»; А.С. Пушкин «Зимний вечер», «Вот ветер тучи нагоняя…»; Р. Сеф «На свете все на всё похоже…»; И.З. Суриков «Зима»; К.Г. Паустовский «Прощание с летом» (отрывок); И.С. Никитин «Встреча зимы» (отрывок); А.П. Гайдар «Чук и Гек» (отрывок); К.Д. Ушинский «Лес и ручей»; Э.Э. Мошковская «Счастливый остров»; В.А. Осеева «Печенье»; В.Н. Орлов «Если бы», Л.Д. Каминский «Про бабушку и про бегемота Борю»
.
4. «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок»
«Хаврошечка», «Гуси-лебеди» , (русские народные сказки); «Три дочери» (татарская народная сказка); Братья Гримм «Три брата»; А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»; М. Горький «Воробьишко»; Б.В. Заходер «Серая Звёздочка»; Н.А Юсупов «Серый волк и серенькие козлики»; Г.А. Ладонщиков «В старой сказке»; Ч. Янчарский «В магазине игрушек» (отрывок); В.Ю. Драгунский «Друг детства» (отрывок).
5. Человек и природа
Саша Чёрный «Что кому нравится»; А.Л. Барто «Думают ли звери?»; Б.В. Заходер «Куда спешат головастики», «Про сома», «Кискино горе», «Собачкины огорчения»; Г.М. Цыферов «Цыплёнок», «Как лягушки чай пили»; М.М. Пришвин «О чём шепчутся раки», «Лисичкин хлеб»; Н.М. Рубцов «Ласточка» «Воробей», «Про зайца»; Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы» (отрывок); Л.Н. Толстой «Орёл» (быль), «Лев и собачка» (быль); В.Д. Берестов «Знакомый»; Я.Л. Аким «Мой верный чиж»; И.П. Токмакова «Мне грустно - я лежу больной…»; С.А. Махотин «Жук», «Ручей»; В.А. Сухомлинский «Старый Пёс»; В.П. Астафьев «Белогрудка»; Б Брехт «Зимний разговор через форточку»; А.С. Пушкин «Птичка»; М.И Вейцман «Лилия»; О.О. Вациетис «Подснежник»; СЯ. Маршак «Чернеет лес, теплом разбуженный…»; Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза»; Г.А. Скребицкий «На пороге весны», А.К.Толстой «Колокольчики мои…»; Г.М. Новицкая «Крылатый луг»; Г.В. Сапгир «Душа природы», А.Н. Майков «Ласточки» (отрывок); Л. Заковоротная «Четыре времени года» (отрывок); Э.Э. Мошковская «Снова со всех дорожек…»; Дж. Чиарди «Нам книгу закрывать пора…».
Техника чтения
Осмысленное, правильное, выразительное чтение текста целыми словами; темп чтения вслух ориентировочно 35-55 слов в минуту. Про себя ориентировочно 45-65 слов в минуту; смысловое понимание текста.
Развитие речи, формирование речевой творческой деятельности
Работа над умением находить точное и выразительное слово. Деление текста на смысловые части, озаглавливание их и пересказ. Сочинение устных рассказов и небольших текстов на заданную тему и по плану. Работа над выразительным чтением диалогов. Чтение по ролям.
Тематическое планирование
2 класс (136 часов)
Глава 1. « В начале жизни школу помню я…» | 26 ч |
«Весело текли вы, детские года…» | 5 ч |
Смешно о серьёзном | 4 ч |
Работа по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка» | 1 ч |
Стихи В.Д. Берестова о школе | 1 ч |
Изучение рассказа А. Платонова «Ещё мама» | 6 ч |
«Унылая пора! Очей очарованье!» | 7 ч |
Контрольная работа | 2 ч |
Глав 2. Друзья-товарищи | 12 ч |
Дружба, друзья, друг | 4 ч |
Сердечность, забота друг о друге, верность, как основа дружбы | 3 ч |
Работа над рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» | 3 ч |
Чтоб потянулись путники к тебе | 1 ч |
Контрольная работа и её анализ | 1 ч |
Глава 3. Дети и взрослые | 30 ч |
Образ матери в художественных произведениях | 3 ч |
Мамы и папы, обладающие чувством юмора | 2 ч |
Образ отца в художественных произведениях | 7 ч |
Самые добрые, самые близкие – бабушки, нянюшек | 3 ч |
Изображение зимы в разных видах искусства | 5 ч |
Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | 7 ч |
Работа над притчей К.Д. Ушинского «Лес и ручей» | 1 ч |
Контрольная работа | 2 ч |
Глава 4. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» | 21 ч |
Изучение русских народных сказок «Хаврошечка» и «Гуси-лебеди» | 3 ч |
Сказки разных народов | 4 ч |
Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина | 6 ч |
Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок | 6 ч |
Контрольная работа | 2 ч |
Глава 5. Человек и природа | 34 ч |
«Думают ли звери?» | 3 ч |
Работа над сказками Г.М. Цыферова | 3 ч |
Изображение природы и человека в рассказах М.М. Пришвина | 3 ч |
Отношение к природе – проба на человечность | 7 ч |
Мой верный чиж, пёс… | 3 ч |
«Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи…» (по рассказу В.П. Астафьева «Белогрудка») | 5 ч |
«Не нужно было лилию срывать…» | 3 ч |
Весна, весна и все ей радо…» | 5 ч |
Контрольная работа | 2 ч |
Итоговые уроки | 9 ч |
Чтение и инсценирование сказки Д.С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться» | 7 ч |
Урок- концерт «Любимые страницы учебника» | 2 ч |
Резерв | 4 ч |
Требования к уровню подготовки учащихся к концу 2 класса
Планируемые результаты освоения обучающимися программы
по литературному чтению
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-положительное отношение к освоению содержания предмета «Литературное чтение»;
-основы для эмоционального переживания художественного текста;
-начальные представления о нравственных понятиях, отражённых в литературных текстах
(родной дом, родители, малая Родина, ответственность за родных, своё дело; забота о других, смелость как преодоление страха, верность в дружбе);
-эстетические чувства при восприятии красоты родной природы, отражённой в художественных произведениях;
-понимание своих чувств на основе восприятия чувств героев литературных произведений.
Обучающийся получит возможность для формирования:
-интереса к чтению как особому способу изображения действительности;
-мотивации к самовыражению в выразительном чтении, творческой и игровой деятельности;
-основы для эмоционального переживания и осознания основной мысли художественного текста;
-эмоционального отношения к поступкам героев литературных произведений доступных жанров и форм;
-любви к родному дому, малой Родине;
-представлений об оценке литературного героя произведения по его поступкам;
-первоначального уровня рефлексии и адекватной самооценки;
-стремления к успешности учебной деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
-принимать алгоритм выполнения учебной задачи;
-менять позиции слушателя и читателя в зависимости от учебной задачи;
-участвовать в обсуждении плана выполнения заданий;
-работать со словарём и с материалом предварительного чтения;
-выполнять учебные действия в устной, письменной речи и оценивать их;
-ориентироваться в принятой системе знаков.
Обучающийся получит возможность научиться:
- осуществлять самоконтроль и самопроверку усвоения учебного материала каждого раздела программы
- соотносить внешнюю оценку и самооценку;
-самостоятельно работать с учебником во внеурочное время;
-корректировать выполнение заданий на основе понимания его смысла;
-выполнять самостоятельную работу по Хрестоматии и в тетради по литературному чтению;
-выбирать книги для внеклассного чтения.
Познавательные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- читать тексты, понимать их содержание, выделять и сравнивать основные части текста;
- пользоваться словарями учебника, материалом Хрестоматии;
- воспринимать смысл слов и словообразования в процессе предварительного чтения;
- понимать вопросы к тексту;
- ориентироваться в содержании учебника, осуществлять поиск произведений;
- анализировать доступные по содержанию художественные тексты;
- сравнивать художественный и научно-популярный тексты.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;
-видеть особенности народного и авторского текста, в том числе с учётом представления
о подробности в художественном изображении;
-осознавать роль названия произведения;
-понимать информацию, заложенную в выразительных средствах произведения;
-сочинять небольшие тексты на заданную тему.
Коммуникативные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- участвовать в выразительном чтении по ролям, в инсценировках;
-реализовать потребность в общении со сверстниками;
-проявлять интерес к общению и групповой работе;
-воспринимать мнение собеседников;
-следить за действиями других участников в процессе коллективной творческой работы;
-действовать в соответствии с коммуникативной ситуацией.
Обучающийся получит возможность научиться
-корректировать действия участников коллективной творческой деятельности;
-ориентироваться в нравственном содержании понятий: дружба, дружеские отношения,
семейные отношения, близкие родственники;
-понимать и учитывать коммуникативную позицию взрослых собеседников;
-понимать контекстную речь взрослых;
- эмоционально воспринимать содержание высказываний собеседника.
Виды речевой и читательской деятельности
Обучающийся научится:
-читать тексты вслух и про себя, понимать содержание текста, находить в тексте отрывки по заданию (выборочное чтение);
-выразительно читать диалоги по ролям;
-выделять главную мысль прочитанного произведения;
-отвечать на вопросы по содержанию текста;
-пересказывать текст, формулировать несложные выводы;
-соотносить иллюстративный материал и содержание литературного произведения;
-строить высказывания по образцу и в свободной форме;
-находить в тексте с помощью учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
-составлять краткое описание природы, предметов.
Обучающийся получит возможность научиться:
-понимать значимость чтения для современного человека;
-пересказывать текст подробно и выборочно;
-определять тему произведения;
-сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану;
-формулировать несложные выводы;
-высказывать оценочные суждения, рассуждать, доказывать свою позицию;
-понимать роль подробности в художественном изображении.
Круг детского чтения
Обучающийся научится:
-пользоваться в учебнике словарём;
-ориентироваться в структуре учебника, находить главы, иллюстрации, обложку учебника;
-осуществлять поиск произведений в дополнительной литературе;
-находить в учебнике произведения одной тематики, указанного автора;
-находить произведения в Хрестоматии.
Обучающийся получит возможность научиться:
-осознавать значение книги в жизни человека;
-находить произведения определённой тематики в дополнительной литературе;
-создавать свои иллюстрации к литературным произведениям;
-сравнивать иллюстрации и содержание произведений;
-иметь представление о справочной, периодической литературе; осуществлять поиск тематических журналов;
-находить стихотворения по теме в других книгах;
-находить произведения, с фрагментами которых знакомились в учебнике;
-определять любые произведения, помещённые в учебнике.
Литературоведческая пропедевтика
Обучающийся научится:
-сопоставлять небольшие по объёму тексты: поэтический и прозаический; сказочный и реалистический;
-понимать следующие понятия: поэзия, проза, рассказ, тема, портрет, диалог, монолог, сравнение;
-различать диалогический и монологический характер произведения;
-различать рассказ автора и рассказ героя о событии;
-воспринимать развитие действия и случайность как одно из средств развития сюжета.
Обучающийся получит возможность научиться:
-находить в тексте изобразительные средства: подробность, сравнение;
- выделять поступок как проявление характера героя;
-воспринимать и оценивать выразительное начало художественного текста, использовать понятия: смена картин, изображение чувств, стихи весёлые, смешные, юмор;
-воспринимать изобразительные возможности ритма в замедлении и ускорении действия;
-пользоваться понятиями: речь, поступок, портрет героя;
-определять особенности народной сказки.
Творческая деятельность
Обучающийся научится:
-воспринимать эмоциональное содержание художественного текста;
-читать по ролям, передавая основное настроение произведения;
-подбирать и (или) создавать иллюстрации к литературному произведению.
Обучающийся получит возможность научиться:
-использовать при чтении паузы, логические ударения, выбирать темп речи;
-находить точное и выразительное слово;
-читать диалоги, пересказывать небольшие тексты;
-сочинять устные рассказы и небольшие тексты на заданную тему и по плану.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директор по УВР
_________/ Микрюкова И.Н.
«_____» ____________ 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
На заседании ШМО
Протокол № _____ от «____» ___________ 2016 г.
___________/ Бардадимова Н.В.
Календарно-тематическое планирование
по литературному чтению
на 2016-2017 учебный год
2 класс
4 часа * 34 нед. = 136 часов
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 триместр Глава I. « В начале жизни школу помню я…» (26 часов) Весело текли вы детские года (5 ч.) . |
1. | 1. | Весело текли вы детские года М.В. Шестериков «Детство, детство, заря туманная…» | 01.09-09.09 | |
2. | 2. | Весело текли вы детские года И.З. Суриков «Детство» | | |
3. | 3. | Весело текли вы детские года С.Т. Аксаков «Детские годы Багрова-внука (Отрывок) | | |
4. | 4. | Весело текли вы детские года Т.М. Белозёров «Пельмени» | | |
5. | 5. | Весело текли вы детские года С.В. Михалков «Несбывшиеся мечты» | | |
Смешно о серьёзном (4 ч.) |
6. | 6(1). | Смешно о серьёзном А.Л. Барто «Первый урок» | 12.09-16.09 | |
7. | 7(2). | Смешно о серьёзном А.Л. Барто «Почему телефон занят» | | |
8. | 8(3). | Смешно о серьёзном В.В. Голявкин«Как я под партой сидел» | | |
9. | 9(4). | Смешно о серьёзном В.В. Голявкин «Крути снежные вертя» | | |
10. | 10. | Работа по картине Ф.П. Решетникова«Опять двойка» | 19.09-23.09 | |
11. | 11. | Стихи В.Д. Берестова. о школе «Устный счёт», «Урок рисования», «Кто живёт в портфеле», «А дальше, ребята, урок рисования» | | |
Изучение рассказа А. П. Платонова (6 ч.) |
12. | 12(1). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама» | | |
13. | 13(2). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама» | | |
14. | 14(3). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама» | 26.09-31.09 | |
15. | 15(4). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама» | | |
16. | 16(5). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама» | | |
17. | 17(6). | Изучение рассказа А.П. Платонова «Ещё мама». Подумаем вместе. (Обобщающий урок) | | |
«Унылая пора! Очей очарованье!» (7 ч.) |
18. | 18(1). | «Унылая пора! Очей очарованье!» В.Д. Берестов «А дальше, ребята, урок листопада…» | 03.10-10.10 | |
19. | 19(2). | «Унылая пора! Очей очарованье!» И.А. Бунин «Листопад» | | |
20. | 20(3). | «Унылая пора! Очей очарованье!» С.Т. Аксаков «Осень, глубокая осень…» | | |
21. | 21(4). | «Унылая пора! Очей очарованье!» Сопоставительный анализ поэзии ипрозы (на примере произведений И.А. Бунина «Листопад» и С.Т. Аксакова «Осень, глубокая осень…») | | |
22. | 22(5). | «Унылая пора! Очей очарованье!» Работа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | | |
23. | 23(6). | «Унылая пора! Очей очарованье!» Н.А. Некрасов «Перед дождём» | 17.10-21.10 | |
24. | 24(7). | «Унылая пора! Очей очарованье!» А В. А. Сухомлинский «Я хочу сказать своё слово».Анализ сочинений детей. | | |
25. | 25. | В начале жизни школу помню я. Отличие монолога от диалога. | | |
26. | 26. | В начале жизни школу помню я. Отличительные признаки стихотворных строк. | | |
Глава II. «Друзья- товарищи» (12 часов) Дружба, друзья, друг (4 ч.) |
27. | 1. | Дружба, друзья, друг С.Я Маршак «Друзья-товарищи» И П. Токмакова «Я могу и в углу постоять…» | 24.10-28.10 | |
28. | 2. | Дружба, друзья, друг В.А. Осеева «Три товарища» | | |
29. | 3. | Дружба, друзья, друг Я.Л. Аким «Жадина» | | |
30. | 4. | Дружба, друзья, друг О.Е. Григорьев «Кто прав?» | | |
Сердечность, забота друг о друге, верность как основа дружбы (3 ч.) |
31. | 5(1). | Сердечность, забота друг о друге. верность как основа дружбы Я.Л. Аким «Друг» | 31.10-03.11 | |
32. | 6(2). | Сердечность, забота друг о друге. верность как основа дружбы И.М. Пивоварова «Вежливый ослик» | | |
33. | 7(3). | Сердечность, забота друг о друге. верность как основа дружбы Ю.Ф. Ярмыш «Добрый Клён» | | |
34. | 8. | Работа над рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» | | |
35. | 9. | Работа над рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» | 07.11-11.11 | |
36. | 10. | Работа над рассказом В.Ю. Драгунского «Он живой и светится…» | | |
37. | 11. | Чтоб потянулись путники к тебе… В.Д. Берестов «Если хочешь пить» | | |
38. | 12. | Друзья-товарищи. А.П. Кешоков «Мне больно, мальчики!», И.А. Мазнин» «Давайте будем дружить друг с другом…». Тема и главная мысль произведения. | | |
Глава III. «Дети и взрослые» (30 часов) Образ матери в художественных произведения. |
39. | 1. | Образ матери в художественных произведениях. Ю.Я. Яковлев «Мама» (отрывок) | 14.11-21.11 | |
40. | 2. | Образ матери в художественных произведениях. Н. М. Артюхова «Большая берёза». | | |
41. | 3. | Образ матери в художественных произведениях. А.Л. Барто «Перед сном». | | |
Мамы и папы, обладающие чувством юмора (2 ч.) |
42. | 4(1). | Мамы и папы, обладающие чувством юмора. Э.Н. Успенский «Всё в порядке» | | |
43. | 5(2). | Мамы и папы, обладающие чувством юмора. А. Милн «Непослушная мама» | | |
Образ отца в художественных произведениях (7 ч.) |
44. | 6(1). | Образ отца в художественных произведениях.В.К. Железников «Солдат на посту». | 28.11-02.12 | |
45. | 7(2). | Образ отца в художественных произведениях. Работа над отрывком из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». | | |
46. | 8(3). | Образ отца в художественных произведениях. Работа над отрывком из стихотворения Н. Н.А. Некрасова «Крестьянские дети». | | |
47. | 9(4). | Образ отца в художественных произведениях. Л.Н. Толстой «Прыжок». | | |
48. | 10(5). | Образ отца в художественных произведениях. Л.Н. Толстой «Прыжок». | 05.12-09.12 | |
49. | 11(6). | Образ отца в художественных произведениях. А.И. Приставкин «Портрет отца». | | |
50. | 12(7). | Образ отца в художественных произведениях. А.И. Приставкин «Портрет отца». | | |
Самые добрые, самые близкие – бабушки, нянюшки (3ч.) |
51. | 13(1). | Самые добрые, самые близкие – бабушки, нянюшки. В.Д. Берестов «Бабушка Катя». | | |
52. | 14(2). | Самые добрые, самые близкие – бабушки, нянюшки. А.С. Пушкин «Зимний вечер». | 12.12-16.12 | |
53. | 15(3). | Сравнение. Р. Сеф «На свете всё на всё похоже…» | | |
Изображение зимы в разных видах искусства (5 ч.) |
54. | 16(1). | Изображение зимы в разных видах искусства. Работа над стихотворениемИ.З. Сурикова «Зима» и по картинеИ.И. Шишкина «Зима». | | |
55. | 17(2). | Изображение зимы в разных видах искусства. К.Г. Паустовский «Однажды ночью я проснулся…» | | |
56. | 18(3). | Изображение зимы в разных видах искусства. Работа по картине Н.С. Крылова «Зимний пейзаж» и над стихотворением И.С. Никитина «Встреча зимы». | 19.12-23.12 | |
57. | 19(4). | Изображение зимы в разных видах искусства. Анализ отрывка из поэмыА.С. Пушкина «Вот север, тучи нагоняя…». | | |
58. | 20(5). | Изображение зимы в разных видах искусства. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос». | | |
Работа над отрывком из повести А. П. Гайдара «Чук и Гек» (7 ч.) |
59. | 21(1). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | | |
60. | 22(2). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | 26.12-30.12 | |
61. | 23(3). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | | |
62. | 24(4). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | | |
63. | 25(5). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | | |
64. | 26(6). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | 09.01-13.01 | |
65. | 27(7). | Работа над отрывком из повести А.П. Гайдара «Чук и Гек» | | |
66. | 28. | Работа над притчей К.Д. Ушинского «Лес и ручей» | | |
67. | 29. | Дети и взрослые. Сравнение. | | |
68. | 30. | Дети и взрослые. Юмор. | 16.01-20.01 | |
Глава IV. «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок» (21 час) |
69. | 1. | Изучение русской народной сказки «Хаврошечка». | | |
70. | 2. | Изучение русской народной сказки «Гуси-лебеди». | | |
71. | 3. | Осмысление ответственности старшихдетей в семье. Сопоставление иллюстрации сказки «Гуси-лебеди» с картиной К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | | |
Сказки разных народов (4 ч.) |
72. | 4(1). | Сказки разных народов. «Три дочери»(Татарская народная сказка). | 23.01-27.01 | |
73. | 5(2). | Сказки разных народов. «Три дочери»(Татарская народная сказка). | | |
74. | 6(3). | Сказки разных народов. Братья Гримм «Три брата» | | |
75. | 7(4). | Сказки разных народов. Братья Гримм «Три брата» | | |
Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (6ч.) |
76. | 8(1). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | 30.01-03.02 | |
77. | 9(2). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | | |
78. | 10(3). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | | |
79. | 11(4). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | | |
80. | 12(5). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | 06.02-10.02 | |
81. | 13(6). | Изучение «Сказки о рыбаке и рыбке» А. А.С. Пушкина. | | |
Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок (6 ч.) |
82. | 14(1). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок. М. Горький «Воробьишко» | | |
83. | 15(2). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок. М. Горький «Воробьишко» | | |
84. | 16(3). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок.Б.В. Заходер «Серая Звёздочка». | 13.02-20.02 | |
85. | 17(4). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок.Б.В. Заходер «Серая Звёздочка». | | |
86. | 18(5). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок.Б.В. Заходер «Серая Звёздочка». | | |
87. | 19(6). | Художественные особенности и нравственные уроки авторских сказок.Н.А. Юсупов «Серый волк и серенькие козлики». | | |
88. | 20. | Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Отличительные признаки сказки. | | |
89. | 21. | Сказка -ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок. Отличие сказок от рассказов. | 28.02-03.03 | |
Глава V. «Человек и природа» (34 часа) Думают ли звери? (3 ч.) |
90. | 1. | Думают ли звери? Саша Чёрный «Что кому нравится». А.Л. Барто «Думают ли звери?» | | |
91. | 2. | Думают ли звери? Б.В. Заходер «Куда спешат головастики?» «Про сома», «Кискино горе», «Собачкины огорчения». | | |
92. | 3. | Думают ли звери? Г,Я. Снегирёв «Михаил», С.В. Сичелин «Крепкий орешек». | | |
Работа над сказками Г.М. Цыферова (3ч.) |
93. | 4(1). | Работа над сказкой Г.М. Цыферова «Как лягушки чай пили». | 06.03-10.03 | |
94. | 5(2). | 3 триместр Работа над сказкой Г.М. Цыферова «»Как лягушки чай пили». | | |
95. | 6(3). | Работа над сказкой Г.М. Цыферова «Как лягушки чай пили». | | |
Изображение природы и человека в рассказах М.М. Пришвина (3 ч.) |
96. | 7(1). | Изображение природы и человека. в рассказах М.М. Пришвина «О чём шепчутся раки?» | | |
97. | 8(2). | Изображение природы и человека. в рассказах М.М. Пришвина «О чём шепчутся раки?» | 13.03-17.03 | |
98. | 9(3). | Изображение природы и человека в рассказах М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб». | | |
Отношение к природе – проба на человечность (7 ч.) |
99. | 10(1). | Отношение к природе – проба на человечность. Н.М. Рубцов «Ласточка», «Воробей», «Про зайца», | | |
100. | 11(2). | Отношение к природе – проба на человечность. Работа по картине И.И. Левитана «Весна. Большая вода». | | |
101. | 12(3). | Отношение к природе – проба на человечность. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | 20.03-24.03 | |
102. | 13(4). | Отношение к природе – проба на человечность. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | | |
103. | 14(5). | Отношение к природе – проба на человечность. Анализ стихотворения Н.А. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы». | | |
104. | 15(6). | Отношение к природе – проба на человечность. Л.Н. Толстой «Орёл» (Быль) | | |
105. | 16(7). | Отношение к природе – проба на человечность. Л.Н. Толстой «Лев и собачка» (Быль) | 27.03-31.03 | |
Мой верный чиж, пёс… (3 ч.) |
106. | 17(1). | Мой верный чиж, пёс… Я.Л. Аким «Мой верный чиж» В.Д. Берестов «Знакомый». | | |
107. | 18(2). | Мой верный чиж, пёс… И.П. Токмакова «Мне грустно – я лежубольной,…», С.А. Махотин «Жук». | | |
108. | 19(3). | Мой верный чиж, пёс… В.А. Осеева «Добрая хозяюшка» В.А. Сухомлинский «Старый Пёс» | | |
«Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи…» (5 ч.) |
109. | 20(1). | «Я хожу, учусь у леса жить по- человечьи…» В.П. Астафьев «Белогрудка» | 03.04-10.04 | |
110. | 21(2). | «Я хожу, учусь у леса жить по- человечьи…» В.П. Астафьев «Белогрудка» | | |
111. | 22(3). | «Я хожу, учусь у леса жить по- человечьи…» В.П. Астафьев «Белогрудка» | | |
112. | 23(4). | «Я хожу, учусь у леса жить по- человечьи…» В.П. Астафьев «Белогрудка» (Подумаем вместе) | | |
113. | 24(5). | Я хожу, учусь у леса жить по- человечьи» В.П. Астафьев «Белогрудка» | | |
«Я хожу, учусь у леса жить по-человечьи…» (5 ч.) |
114. | 25(1). | «Не нужно было лилию срывать…»Б.Брехт «Зимний разговор через форточку», А.С. Пушкин «Птичка». | 17.04-21.04 | |
115. | 26(2). | «Не нужно было лилию срывать…» М.И. Вейцман «Лилия». | | |
116. | 27(3). | «Не нужно было лилию срывать…»О.О. Вациетис «Подснежник», С.А. Махотин «Ручей». | | |
«Весна, весна, и все ей радо…» (3 ч.) |
117. | 28(1). | «Весна, весна, и все ей радо…» Анализ стихотворения С.Я. Маршака«Чернеет лес…» | | |
118. | 29(2). | «Весна, весна, и все ей радо…» Ф.И. Тютчев «Весенние воды», «Весенняя гроза». Работа по картине В.Н. Бакшеева «Голубая весна». | 14.04-28.04 | |
119. | 30(3). | «Весна, весна, и все ей радо…» Работа по картине И.И. Шишкина «Перед грозой», Г.А. Скребицкий «На пороге весны». | | |
120. | 31. | «Весна, весна, и все ей радо…» А.К. Толстой «Колокольчики мои…», Г.М. Новицкая «Крылатый луг» | | |
121. | 32. | «Весна, весна, и все ей радо…» Г.В. Сапгир «Душа природы» Дж. Чиарди «…Нам книгу закрывать пора» | | |
122. | 33. | «Человек и природа». Отличие художественного текста от научного. | 02.05-05.05 | |
123. | 34. | «Человек и природа». Отличие сказок от рассказов. | | |
Итоговые уроки (9 ч.) | | Контрольная работа по теме «Человек и природа» |
124. | 1. | Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». | | |
125. | 2. | Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». | | |
126. | 3. | Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». | 10.05-12.05 | |
127. | 4. | Чтение и инсценирование сказки Д. С. Самойлова «Слонёнок пошёл учиться». | | |
128. | 5. | Чтение произведений по «Хрестоматии».Г.А. Скребицкий «Лесное эхо». | | |
129. | 6. | Чтение произведений по «Хрестоматии». В.В. Бианки «Приключения Муравьишки». | 15.05-19.05 | |
130. | 7. | Чтение произведений по «Хрестоматии». К.Г. Паустовский «Квакша». | | |
131. | 8. | Чтение произведений по «Хрестоматии». Стихи В.Н. Орлова | | |
132. | 9. | Урок-концерт«Любимые страницы учебника». | | |
Обобщение (4 часа) |
133. | 10. | Урок-концерт«Любимые страницы учебника». | 22.05-25.05 | |
134. | 11. | Урок-презентация «Мое любимое стихотворение». | | |
135. | 12. | Урок-викторина «Произведение и его автор». | | |
136. | 13. | Летнее чтение. | | |
Итого | часов | В том числе: |
уроков повторения | творческих работ | практических (лабораторных) работ | Уроков развития речи |
По прог рамме | 136 | - | | - | - |
Выполне но | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Микрюкова И.Н. /
«_____» августа 2016 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол №____ от «___» августа 2016г.
Руководитель ШМО
__________/_Бардадимова Н.В./