Общеразвивающая образовательная программа
детского объединения
«Металлообработка на металлорежущих станках»
Срок реализации -4 г.
Возраст обучающихся – 12-17 лет
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Никитин Владимир Анатольевич
Самара 2017г
Оглавление
Паспорт программы Ошибка! Закладка не определена.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 3
1.1. Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность 3
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ 3
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность, новизна и педагогическая целесообразность
В настоящее время в обществе существуют такие проблемы как организация свободного времени молодежи, их предпрофессиональная ориентация. Очень важно повысить уровень мотивированности обучающихся на получение профессионального образования в формировании предпрофессиональных компетенций:
- понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
- организовать собственную деятельность, исходя из целей и способов ее достижения;
- работать в команде.
Для решения этих проблем в условиях дополнительного образования сформировано объединение обучающихся, которое поможет молодым людям раскрыть их творческие способности, получая информацию о металле и его обработки на металлорежущих станках.
Новизна и педагогическая целесообразность программы заключается в ее содержании:
военно-патриотическое воспитание (при работе с металлообрабатывающим оборудованием, ребята изучают историю отечественного станкостроения, подвиги советских токарей, фрезеровщиков, станочников, слесарей в военное и мирное время);
- экологическое воспитание (раскрывается важность применения экологически чистых материалов и технологий, применяемых при работе на металлообрабатывающих станках).
- Цель и задачи
Основными целями программы «Металлообработка на металлорежущих станках» являются: формирование социальной личности, ориентированной на развитие и углубление интереса к рабочим профессиям.
Задачи
предметные:
научиться работать и изготавливать детали на металлорежущих станках, используя современные IT-технологии, соблюдая дисциплину, технику безопасности;
работать на металлорежущем оборудовании с применением режущих и мерительных инструментов;
изготавливать детали на металлорежущих станках, согласно чертежу;
уметь использовать полученные умения и навыки в быту;
2. развивающие:
- развить способность к самостоятельному решению возникающих проблем и постоянному самообразованию;
3. воспитательные:
воспитать взаимоуважение и внимание к учащимся группы, умение работать в команде;
воспитать аккуратность, настойчивость, самодисциплину, трудолюбие, изобретательность.
Особенности программы
В результате освоения учебного курса, учащиеся приобретут следующие знания:
- техника безопасности и основы гигиены труда при работе;
- физические и химические свойства материалов специфика их применения, подготовка материалов к работе;
понятия о шаблонах, чертежах, масштабах увеличения и уменьшения чертежей, овладение техникой работы с шаблонами;
применение режущих и мерительных инструментов.
Условия реализации программы
Выбор технической направленности обучения учащихся не должен проводиться по гендерному признаку. В группе могут обучаться как мальчики, так и девочки.
Комплекс оборудования, необходимого для реализации программы, ограничен в связи с требованиями СанПИН. В связи с этим группа комплектуется из учащихся возраста 12-17 лет, проявивших интерес к предмету, относящихся к работе творчески.
Содержание программы рассчитано на 4 года обучения:
1 г.о. – 144 час (4 час в неделю)
2 г.о.- 4 г.о.– по 216 час в год (6 час в неделю)
Занятия групповые с использованием индивидуального подхода. Количество учащихся:
1 г.о. - 12 человек;
2-4 г.о –10 человек.
- Прогнозируемые результаты образовательного процесса
Личностные результаты:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; овладение элементами организации умственного и физического труда;
развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учетом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива;
проявление технико-технологического и экономического мышления при организации своей деятельности;
формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам.
Метапредментные результаты:
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;
организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими еѐ участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решение общих задач коллектива;
соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства;
Предметные результаты: 1 г.о. Учащийся знает:
историю развития станкостроения;
название, назначение и способы работ режущих инструментов (резцы, сверла, фрезы, плашки, метчики);
название, назначение и способы работ мерительных инструментов (штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы шероховатости);
виды и свойства черных и цветных металлов;
основные правила снятия простых размеров с детали (заготовки);
решение простых конструкторских и технологических задач;
правила организации рабочего места;
правила техники безопасности.
умеет:
работать с режущими инструментами (резцы, сверла, фрезы, плашки, метчики);
работать с мерительными инструментами (штангенциркуль, микрометр, калибры, образцы шероховатости);
снимать показания с простых деталей (заготовок);
решать простые конструкторские и технологические задачи;
выполнять правила техники безопасности в процессе работ.
владеет:
навыком работы с мерительными инструментами.
навыком работы с режущими инструментами.
навыком работы с заточными станками.
- г.о.
Учащийся знает:
составление чертежей в программе Компас 3D.
правила техники безопасности при работе на металлорежущих станках.
правила техники пожарной безопасности с оборудованием и в помещении.
охрану труда.
правила гигиены (личная, оборудования, помещений).
составление технологического процесса при изготовлении детали.
правила эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
умеет:
изучать, читать и составлять чертежи в программе Компас 3D.
составлять технологический процесс при изготовлении детали.
выполнять наладку и подналадку металлорежущего оборудования.
устранять неисправности, возникающие во время эксплуатации.
работать с простыми чертежами и масштабами.
владеет
навыком снимать показания с простых деталей (заготовок).
навыком работы на сверлильном станке.
навыком работы на заточном круге.
навыком работы на токарном станке.
навыком работы метчиком.
навыком работы плашкой.
навыком работы на фрезерном станке.
- г.о.
Учащийся знает:
классификацию станков и металлорежущего оборудования. Правила проведения соревнований.
технику безопасности эксплуатации станков и оборудования.
технологию при изготовлении деталей.
свойства черных и цветных металлов.
технологию изготовления металлического уголка.
технологию изготовления навесов (петли).
технологию изготовления штуцера.
технологию изготовления болта.
технологию изготовления гайки.
умеет:
- подбирать необходимый мерительный и режущий инструмент.
- эксплуатировать металлорежущее оборудование.
- изготавливать металлический уголок.
- изготавливать навес (петли).
- изготавливать штуцер.
- изготавливать болт.
владеет:
- г.о.
Учащийся знает:
технику безопасности эксплуатации металлорежущих станков и оборудования.
технологию при изготовлении деталей.
процесс составления, создания и кодирование управляющих программ для ЧПУ оборудования.
процесс загрузки программ в ЧПУ станок.
принцип установки-снятия заготовки в ЧПУ станка.
дополнительное оборудование (приспособления) для работ на ЧПУ станках.
умеет:
выполнять наладку станка для обработки деталей.
выполнять подналадку станка (в т.ч. в процессе работы) для обработки деталей.
устанавливать-снимать дополнительное оборудование для ЧПУ станка.
создавать, загружать и редактировать программу для ЧПУ станка.
устанавливать-снимать деталь (заготовку) в ЧПУ станок.
руководить действиями своих помощников при эксплуатации оборудования.
владеет:
навыком чтения и составления чертежей в программе Компас 3D.
навыком составлять технологический процесс при изготовлении детали.
навыком работы со стойкой станка ЧПУ.
навыком работы с ЧПУ станком.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
№№ |
Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность |
Всего | Теор. | Прак. |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 2 | 4 | Формирование групп. Анкетирование |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
3. | Техника безопасности в процессе работ. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
4. | История развития отечественного станкостроения. | 2 | 2 | - | Опрос, викторина |
5. | Виды и свойства черных и цветных металлов. | 6 | 2 | 4 | Опрос |
6. | Виды режущих инструментов для обработки металла. | 6 | 2 | 4 | Опрос |
7. | Штангенциркуль: назначение, устройство и способы измерения. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
8. | Микрометр: назначение, устройство и способы измерения. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
9. | Метчик: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | 8 | 1 | 7 | Опрос |
10. | Защита проектов | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
11. | Плашка: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | 8 | 1 | 7 | Опрос |
12. | Снятие простых размеров (длина, ширина, высота, глубина, толщина, ширина, шаг резьбы, наружные и внутренние диаметры) с детали (заготовки). | 10 | 2 | 8 | Проведение игр, соревнований |
13. | Заточной круг (станок), устройство, принцип работы и назначение. | 4 | 1 | 3 | Опрос |
14. | Виды токарных резцов, виды выполняемых операций. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
15. | Углы заточки резцов, способы установки в суппорт. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
16. | Виды сверл, основные операции, углы заточки. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
17. | Виды фрез, устройство, назначение и применение. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
18. | Способы установки фрез, принцип работы. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
19. | Виды калибров, устройство, способы применения и работ. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
20 | Образцы шероховатости: принцип устройства и назначения, правила пользования. | 6 | 1 | 5 | Опрос |
21 | Правила организации рабочего места. | 4 | 1 | 3 | Проведение соревнований |
22 | Решение простых конструкторских и технологических задач. | 6 | 2 | 4 | Проведение соревнований |
23 | Заключительное занятие Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод |
24 | Разработка учебных проектов Требования к разработке проектов. Их оформление. Защита проектов | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
Итого | 144 | 38 | 106 | - |
Второй год обучения
№№ |
Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность |
Всего | Теор. | Прак. |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 2 | 1 | 1 | Опрос |
3. | Техника безопасности и техника пожарной безопасности при работе на металлорежущих станках в помещениях. | 4 | 2 | 2 | Проведение игр, соревнований |
4. | Охрана труда и её роль. Гигиена (личная, оборудования, помещений). | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина |
5. | Работа с чертежами: чтение чертежей, основные обозначения (символы). | 10 | 4 | 6 | Проведение игр, соревнований |
6. | Работа с чертежами: масштабы, виды линий, основная надпись. | 6 | 2 | 4 | Опрос, викторина |
7. | Изучение программы Компас-3D. С чего начинаем работу... | 6 | 2 | 4 | Опрос |
8. | Работа с чертежами: создание чертежей в программе Компас-3D. | 10 | 2 | 8 | Проведение игр, соревнований |
9. | Работа с чертежами: сохранение чертежей в программе Компас-3D, создание своих авторских прав, выбор качества изображения. | 4 | 1 | 3 | Опрос, викторина |
10. | Сверлильный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований |
11. | Сверлильный станок: установка режущего инструмента, установка детали, сверление сквозного и глухого отверстий. | 8 | 2 | 6 | Опрос, викторина |
12. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
13. | Заточной станок (круг): основные элементы, принцип работы и назначение. | 2 | 1 | 1 | Проведение игр, соревнований |
14. | Токарный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 4 | 2 | 2 | Проведение игр, соревнований |
15. | Токарный станок: установка резцов, сверл. Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | 8 | 2 | 6 | Опрос |
16. | Токарный станок: выполнение фасок, канавок, отрезание заготовок на необходимую длину. | 12 | 4 | 8 | Опрос |
17. | Скорость резания, подача, винтовая линия, выбор оборотов шпинделя (формулы). | 6 | 2 | 4 | Проведение игр, соревнований |
18. | Нарезание резьбы плашкой. | 12 | 2 | 10 | Опрос |
19. | Нарезание резьбы метчиком. | 12 | 2 | 10 | Опрос |
20. | Возможные неисправности и меры их устранения. | 10 | 4 | 6 | Проведение игр, соревнований |
21. | Наладка и подналадка токарного станка (в процессе работ). | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина |
22. | Фрезерный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | 12 | 2 | 10 | Проведение игр, соревнований |
23. | Фрезерный станок: установка режущего инструмента (фрезы). | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина |
24. | Фрезерование верхней и нижней плоскости детали. | 6 | 2 | 4 | Опрос |
25. | Фрезерный станок: фрезерование торцов, канавок. | 6 | 2 | 4 | Опрос |
26. | Возможные неисправности и меры их устранения. Наладка и подналадка фрезерного станка (в процессе работ). | 10 | 4 | 6 | Опрос, викторина |
27. | Составление технологического процесса при изготовлении детали. | 12 | 2 | 10 | Тестирование Анкетирование |
28. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод |
29. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
Итого | 216 | 57 | 159 | |
Третий год обучения
№№ |
Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность |
Всего | Теор. | Прак. |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
4. | Свойства черных и цветных металлов. | 4 | 1 | 3 | Опрос, викторина |
5. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований |
6. | Эксплуатация металлорежущего оборудования. | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина |
7. | Эксплуатация мерительного и режущего инструмента. | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторинам |
8. | Обслуживание металлорежущих станков. | 12 | 2 | 10 | Проведение соревнований |
9. | Технология изготовления детали(ей). | 6 | 2 | 4 | Опрос |
10. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
11. | Правила проведения соревнований World Skills, конкурсов профессионального мастерства. | 8 | 2 | 6 | Опрос, викторина |
12. | Виды и классификация станков различных групп и типов. | 8 | 2 | 6 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод |
13. | Изготовление детали типа "металлический уголок". | 12 | 2 | 10 | Проведение соревнований |
14. | Компрессор: устройство и принцип работы. | 4 | 2 | 2 | |
15. | Изготовление детали типа "болт". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований |
16. | Изготовление детали типа "гайка". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований |
17. | Изготовление детали типа "навес". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований |
18. | Изготовление детали типа "штуцер". | 24 | 4 | 20 | Проведение соревнований |
19. | Конкурс профессионального мастерства. | 10 | - | 10 | Проведение конкурса профессионального мастерства |
20. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | 2 | 1 | 1 | Выставки |
21. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
Итого | 216 | 42 | 174 | |
Четвертый год обучения
№№ |
Тема занятий | Кол-во часов | Контрольно- оценочная деятельность |
Всего | Теор. | Прак. |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | 6 | 1 | 5 | Опрос, викторина |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
4. | Работа со стойкой станка ЧПУ: включение, обнуление (HOME). | 6 | 2 | 4 | Опрос, викторина |
5. | Установка режущего инструмента в станок, привязка инструмента (корректор). | 24 | 4 | 20 | Опрос, викторина |
6. | Работа со стойкой станка ЧПУ: запуск программы с жесткого диска и съемного носителя. | 4 | - | 4 | Опрос, викторина |
7. | Работа со стойкой станка ЧПУ: редактирование программы, сохранение и удаление программы. | 12 | 2 | 10 | Опрос |
8. | Изучение программы для ЧПУ станка. Алгоритм написания. | 20 | 6 | 14 | Опрос, викторина |
9. | Написание программы для ЧПУ станка (G, M, K, F, T, X, Z коды). | 12 | 2 | 10 | Опрос, викторина |
10. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
11. | Написание программы со стоики станка ЧПУ (G, M, K, F, T, X, Z коды). | 24 | 4 | 20 | Опрос |
12. | Привязка режущего инструмента к программе. | 12 | 2 | 10 | Опрос |
13. | Привязка и ввод корректоров. | 12 | 2 | 10 | Опрос |
14. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | 4 | 1 | 3 | Проведение игр, соревнований |
15. | Способы установки и закрепление заготовки в зону резания станка. | 6 | 1 | 5 | Опрос |
16. | Правильное обслуживание ЧПУ станка, основные правила и требования. | 4 | 2 | 2 | Опрос |
17. | Возможные дефекты в процессе работ, пути решения. | 4 | 1 | 3 | Проведение соревнований |
18. | Установка - снятие дополнительного оборудования для ЧПУ станка. | 6 | 1 | 5 | Опрос |
19. | Изготовление детали типа "молоток". | 24 | 2 | 22 | Проведение соревнований |
20. | Изготовление детали типа "полка". | 8 | 2 | 6 | |
21. | Конкурс профессионального мастерства | 6 | 1 | 5 | Проведение конкурса профессионального мастерства |
22. | Заключительное занятие Подведение итогов | 2 | 1 | 1 | Экскурсия на металлообрабатывающий завод |
23. | Защита проектов. | 6 | 1 | 5 | Защита проектов |
Итого | 216 | 43 | 173 | |
- СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА
Первый год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность группы. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности в процессе работ. | Соблюдение дисциплины, гигиены, возможные причины несчастных случаев и меры их предотвращения. | Наглядная эксплуатация оборудования, верстака, инструмента. | Соблюдение техники безопасности. |
4. | История развития отечественного станкостроения. | История развития станкостроения, герои России. | | Знать историю развития станкостроения. |
5. | Виды и свойства черных и цветных металлов. | Фильм: металлы и сплавах, их свойства. | Демонстрация черных и цветных металлов, их свойства. | Иметь представление о видах и свойствах металлов. |
6. | Виды режущих инструментов для обработки металла. | Видеоролик: виды режущих инструментов для обработки металла. | Демонстрация работ: токарные резцы, фрезы, сверла, зенкер. | Принцип устройства и работ. |
7. | Штангенциркуль: назначение, устройство и способы измерения. | Принцип работы и устройство штангенциркуля. | Правила использования, снятие простых размеров. | Умение пользоваться штангенциркулем. |
8. | Микрометр: назначение, устройство и способы измерения. | Принцип работы и устройство микрометра. | Правила использования, снятие простых размеров. | Умение пользоваться микрометром. |
9. | Метчик: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | Принцип работы и устройство метчика. | Нарезание резьбы метчиком. | Умение нарезать резьбу. |
10. | Защита проектов | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Плашка: устройство, принцип работы, способы нарезания резьбы. | Принцип работы и устройство плашки. | Нарезание резьбы плашкой. | Умение нарезать резьбу. |
12. | Снятие простых размеров (длина, ширина, высота, глубина, толщина, ширина, шаг резьбы, наружные и внутренние диаметры) с детали (заготовки). | Правила снятия размеров с деталей. | Снятие размеров с деталей, отклонения от нормы. | Умение снимать и записывать размеры с заготовки. |
13. | Заточной круг (станок), устройство, принцип работы и назначение. | Эксплуатация, устройство и требования. | Заточка сверл, резцов. | Уметь пользоваться заточным кругом. |
14. | Виды токарных резцов, виды выполняемых операций. | Токарный резец: виды, выполняемые операции, заточка. | Точение заготовки, торцевание, фаска, отрезание, расточка. | Умение работать резцами. |
15. | Углы заточки резцов, способы установки в суппорт. | Правильная заточка резцов, установка в суппорт. | Заточка резцов, установка в суппорт. | Умение эксплуатировать. |
16. | Виды сверл, основные операции, углы заточки. | Виды сверл и их заточка. | Заточка сверл, установка в патрон и в станок. | Знание углов заточки, умение затачивать сверла. |
17. | Виды фрез, устройство, назначение и применение. | Устройство и принцип работ. | Установка и фрезерование плоской поверхности. | Умение работать фрезами. |
18. | Способы установки фрез, принцип работы. | Правила использования, требования | Установка и фрезерование торцевых поверхностей. | Умение эксплуатировать. |
19. | Виды калибров, устройство, способы применения и работ. | Описание и правила использования. | Снятие размеров: проходной, непроходной. | Уметь калибровать. |
20. | Образцы шероховатости: принцип устройства и назначения, правила пользования. | Описание и правила использования. | Снятие параметров шероховатости поверхности. | Умение определять шероховатость. |
21. | Правила организации рабочего места. | Правила и требование к рабочему месту. | Уборка рабочего места, установка и снятие оборудования. | Парильное использование рабочего места. |
22. | Решение простых конструкторских и технологических задач. | Описание: конструкторские и технологические задачи. Требования. | Разработка технологического процесса, согласно конструкторской документации. | Умение разрабатывать и составлять технологический процесс |
23. | Заключительное занятие Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
24. | Защита проектов | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Второй год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности и техника пожарной безопасности при работе на металлорежущих станках в помещениях. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования. | Соблюдение техники безопасности, навыки действий при пожаре. |
4. | Охрана труда и её роль. Гигиена (личная, оборудования, помещений). | Роль охраны труда. Роль гигиены. | Уборка и очистка станков и инструментов. | Знание роли охраны труда, постоянное соблюдение гигиены. |
5. | Работа с чертежами: чтение чертежей, основные обозначения (символы). | Линии чертежа. Обозначения. | Выполнить чертеж (болт, гайка, вал) со всеми размерами. | Умение изготавливать простые чертежи. |
6. | Работа с чертежами: масштабы, виды линий, основная надпись. | Масштабы. Основная надпись. | Выполнить чертеж в разных масштабах. | Принцип масштабирования. |
7. | Изучение программы Компас-3D. С чего начинаем работу... | Рамка чертежа, основная надпись, обозначения. | Параллельные и перпендикулярные линии, копирование-вставка. | Умение пользоваться программой Компас 3D. |
8. | Работа с чертежами: создание чертежей в программе Компас-3D. | Правила создания и чтения чертежей. | Чтение чертежей, создание чертежей. | Умение читать и составлять чертежи. |
9. | Работа с чертежами: сохранение чертежей в программе Компас-3D, создание своих авторских прав, выбор качества изображения. | Принцип и основы сохранения чертежей. | Создание авторских прав, сохранение в формате jpg. | Умение сохранять и редактировать чертежи. |
10. | Сверлильный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Основные составные части, принцип работы. | Сверление сквозных и глухих отверстий. | Умение работать на сверлильном станке. |
11. | Сверлильный станок: установка режущего инструмента, установка детали, сверление сквозного и глухого отверстий. | Правила установки сверл и заготовок. | Сверление сквозных и глухих отверстий. | Умение работать на сверлильном станке. |
12. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
13. | Заточной станок (круг): основные элементы, принцип работы и назначение. | Основные составные части, принцип работы. | Заточка резцов, сверл. | Уметь пользоваться заточным кругом. |
14. | Токарный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Принцип работы и устройства токарного станка | Вкл./выкл. токарного станка, смена скоростей, оборотов, подач. | Умение эксплуатировать токарный станок. |
15. | Токарный станок: установка резцов, сверл. Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | Требования к резцам, сверлам при установки в станок. | Точение наружного диаметра, торцевание заготовки, сверление. | Изготовление колец. |
16. | Токарный станок: выполнение фасок, канавок, отрезание заготовок на необходимую длину. | Фасонные и отрезные резцы, принцип работы. | Изготовление фасок (канавок), отрезание заготовки. | Изготовление крючка для вешалки. |
17. | Скорость резания, подача, винтовая линия, выбор оборотов шпинделя (формулы). | Формулы: скорость резания, подача, обороты. | Наладка токарного станка на необходимый режим резания, скорость, подачу, обороты. | Подбор необходимых режимов (резания, скорость, подачу, обороты) при продольном точении. |
18. | Нарезание резьбы плашкой. | Плашка- устройство, описание, принцип работы. | Нарезание резьбы М8, М10. | Изготовление болта М8, М10. |
19. | Нарезание резьбы метчиком. | Метчик- устройство, описание, принцип работы. | Нарезание резьбы М8, М10. | Изготовление гайки М8, М10. |
20. | Возможные неисправности и меры их устранения. | Основные причины поломок, меры их устранения. | Смазка направляющих суппортов, станины; Чистка шпинделя от мусора. | Обслуживание токарного станка. |
21. | Наладка и подналадка токарного станка (в процессе работ). | Роль наладки и подналадки токарного станка. | Установка и снятие задней бабки, кулачков, замена ремней главного ременного привода. | Замена ременных приводов, шпинделя, кулачков. |
22. | Фрезерный станок: основные составные узлы (название), принцип работы. | Принцип работы и устройства фрезерного станка | Вкл./выкл. фрезерного станка, смена скоростей, оборотов, подач. | Умение эксплуатировать фрезерный станок. |
23. | Фрезерный станок: установка режущего инструмента (фрезы). | Требования к фрезам, сверлам при установки в станок. | Фрезерование призматической поверхности, торцевание заготовки, сверление. | Молоток 100 гр. |
24. | Фрезерование верхней и нижней плоскости детали. | Основные правила при перестановки заготовка (смена поверхности фрезерования). | Фрезерование торцов, верхних и нижних плоскостей, паза. | Молоток 200-250 гр. |
25. | Фрезерный станок: фрезерование торцов, канавок. | Торцы, канавки, способы фрезерования. | Фрезерование цилиндрической поверхности. | Изготовления 4-х гранника. |
26. | Возможные неисправности и меры их устранения. Наладка и подналадка фрезерного станка (в процессе работ). | Роль наладки и подналадки фрезерного станка. | Установка и снятие заготовки, тисков, фрез, направляющих. | Замена фрез, тисков, вала, заготовка. |
27. | Составление технологического процесса при изготовлении детали. | Роль технологического процесса, правила требования. | Составление технологического процесса изготовления детали типа: 4х-6 гранник, молоток, лопасть. | Изготовление 4х-6 гранника, молотка, лопасти. |
28. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
29. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Третий год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования. | Соблюдение техники безопасности, навыки действий при пожаре. |
4. | Свойства черных и цветных металлов. | Фильм: металлы и сплавах, их свойства. | Демонстрация черных и цветных металлов, их свойства. | Виды и свойства металлов. |
5. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | Просмотр фильма (микрометр, штангенциркуль, глубиномер). | Выбор и установка режущих инструментов в станок. | Выбор необходимого оборудования для изготовления детали. |
6. | Эксплуатация металлорежущего оборудования. | Просмотр фильма «Эксплуатация оборудования» | Уборка, чистка станка. | Соблюдение гигиены оборудования, места, личной. |
7. | Эксплуатация мерительного и режущего инструмента. | Правила хранения оборудования. | Изучение инструкций по применению. | Уметь пользоваться оборудованием. |
8. | Обслуживание металлорежущих станков. | Просмотр фильма «Обслуживание металлорежущих станков». | Чистка направляющих станка, чистка ходовых механизмов. | Уметь обслуживать оборудование. |
9. | Технология изготовления детали(ей). | Виды и правила технологий по изготовлению деталей. | Составление технологий и изготовление детали. | Изготовление детали типа Кольцо металлическое. |
10. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Правила проведения соревнований World Skills, конкурсов профессионального мастерства. | Правила проведения соревнований World Skills. | Проведение конкурса профессионального мастерства с элементами World Skills. | Изготовление детали, согласно требованиям World Skills. |
12. | Виды и классификация станков различных групп и типов. | Просмотр фильма «Виды токарных, фрезерных, сверлильных, шлифовальных станков». | Работа на токарных, фрезерных, сверлильных станках. | Изготовление детали типа навес 16. |
13. | Изготовление детали типа "металлический уголок". | Технологическая карта, порядок изготовления. | Изготовление детали с использованием ручных и станочных инструментов. | Деталь типа "металлический уголок". |
14. | Компрессор: устройство и принцип работы. | Принцип работы и устройства компрессора. | Продувка и очистка станков с помощью компрессора. | Умение работать с компрессором. |
15. | Изготовление детали типа "болт". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "болт". | Точение заготовки на токарном станке; нарезание резьбы плашкой. | Деталь типа "болт". |
16. | Изготовление детали типа "гайка". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "гайка". | Точение заготовки на токарном станке, сверление, нарезание резьбы метчиком. | Деталь типа "гайка". |
17. | Изготовление детали типа "навес". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "навес". | Точение и изготовление заготовки на токарном станке. | Деталь типа "навес". |
18. | Изготовление детали типа "штуцер". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "штуцер". | Точение и изготовление заготовки на токарном станке. | Деталь типа "штуцер". |
19. | Конкурс профессионального мастерства. | | Изготовление детали типа «Втулка» согласно чертежу. | Деталь типа "втулка". |
20. | Заключительное занятие. Подведение итогов. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
21. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
Четвертый год обучения
№ п.п. | Тема | Теория | Практика | Результаты конечного продукта |
1. | Организация образовательного процесса. Вводное занятие. Техника безопасности | Формирование групп, беседа о предстоящих видах работ и требованиях. Техника безопасности | Формирование групп, экскурсия по мастерской, демонстрация оборудования. | Сформированность групп. |
2. | Разработка и выбор тем проектов. | Обсуждение и выбор тем проектов. | Разработка проектов: с чего начать работу, требования к проекту. | Выбор тем проектов. |
3. | Техника безопасности при работе с металлорежущим оборудованием и металлорежущими станками. | Режущая зона металлорежущих станков, техника безопасности. | Действия при возникновении пожара, использование оборудования, гигиена. | Соблюдение техники безопасности, действия при пожаре, соблюдение гигиены |
4. | Работа со стойкой станка ЧПУ: включение, обнуление (HOME). | Общие понятия о стойки станка, основные клавиши. | Правильное включение и выключение станка ЧПУ, работа с режимами обнуления. | Умение использовать стойку станка, обнулять станок. |
5. | Установка режущего инструмента в станок, привязка инструмента (корректор). | Правила установки инструмента в станок, понятие о корректорах и их роли. | Установка инструмента, обнуление станка, ввод корректоров (привязка). | Умение устанавливать режущий инструмент в ЧПУ станок, вводить корректор, обнулять. |
6. | Работа со стойкой станка ЧПУ: запуск программы с жесткого диска и съемного носителя. | | Загрузка программы с флешки, с жесткого диска, редактирование и сохранение программы. | Умение использовать стойку станка с программой. |
7. | Работа со стойкой станка ЧПУ: редактирование программы, сохранение и удаление программы. | Принцип редактирования программ, удаление программы. | Загрузка программы в стойку станка, сохранение, редактирование, удаление, переброс данных. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
8. | Изучение программы для ЧПУ станка. Алгоритм написания. | Правила написания программ, G- коды, их роль в программе. | Написание программы со стойки станка, сохранение. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
9. | Написание программы для ЧПУ станка (G, M, K, F, T, X, Z коды). | Написание программы с использованием всех кодов. | Написание программы со стойки станка, сохранение. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
10. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
11. | Написание программы со стоики станка ЧПУ (G, M, K, F, T, X, Z коды). | Правила написания программы со стойки станка, основное меню. | Создание файла в памяти станка, ручной набор G- кодов. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
12. | Привязка режущего инструмента к программе. | Правила привязки инструмента. | Установка инструмента в станок, ввод корректора. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
13. | Привязка и ввод корректоров. | Привязка и ввод корректоров, основы программирования. | Ввод корректоров в стойку станка. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
14. | Выбор оборудования, режущего и мерительного инструмента для выполнения изготовления детали. | Выбор необходимых мерительных и режущих инструментов. | Выбор резцов, сверл, фрез, микрометров, штангенциркулей, для выполнения работ. | Уметь выбирать согласно технологическому процессу инструменты. |
15. | Способы установки и закрепление заготовки в зону резания станка. | Правила и способы установки заготовок. | Установки заготовок в токарный, фрезерный, сверлильные станки, согласно выверенным плоскостям. | Изготовление простой детали, согласно программе станка ЧПУ. |
16. | Правильное обслуживание ЧПУ станка, основные правила и требования. | Правила и требования обслуживания ЧПУ станка. | Долив СОЖ, смазка направляющих станин, уборка стружки. | Уметь обслуживать станок. |
17. | Возможные дефекты в процессе работ, пути решения. | Обсуждение возможных дефектов, пути решения. | Выпрямление прутков металлических, устранение брака детали. | Уметь решать различные проблемы в сфере машиностроения. |
18. | Установка - снятие дополнительного оборудования для ЧПУ станка. | Основные понятия о дополнительном оборудовании. | Установка/снятие задней бабки, люнет, тисков, кулачков, прижимов. | Уметь снимать/устанавливать дополнительное оборудование на ЧПУ станки. |
19. | Изготовление детали типа "молоток". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "молоток". | Фрезерование и изготовление детали на фрезерном станке. | Деталь типа "молоток". |
20. | Изготовление детали типа "полка". | Составление чертежа и технологического процесса изготовление детали типа "полка ". | Изготовление детали с помощью ручных и станочных приспособлений. | Деталь типа "полка". |
21. | Конкурс профессионального мастерства | Правила проведения конкурса, требования. | Изготовление детали типа «валик» согласно чертежу. | Деталь типа "валик". |
22. | Заключительное занятие Подведение итогов | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Подведение итогов, подготовка к защите проекта. | Готовность к защите проекта. |
23. | Защита проектов. | Положение о проведении защиты проектов. | Защита и обсуждение проектов. | Значимость проекта. |
.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Особенности тематического построения программы
Необходимым условием организации образовательного процесса является внедрение различных приспособлений, разработка новой продукции (молоток, навес, гайка, болт, штуцер, металлический уголок, полка), участие в конкурсах технического творчества, профессионального мастерства.
Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся.
При организации творческой или проектной деятельности учащихся акцентируется внимание учащихся на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи.
На первом году обучения программа предполагает: знакомство с основами мерительных и режущих инструментов; историей развития отечественного станкостроения; снятие простых размеров с деталей (заготовок); принцип и правила организации рабочего места; решают простейшие конструкторские и технологические задачи.
На первом году обучения особое внимание уделяется техники безопасности, пожарной безопасности, охране труда, личной гигиене, гигиене оборудования и помещения (мастерских).
На втором году обучения учащиеся получат:
учения и навыки в составлении (в программе Компас - 3D) и чтении чертежей, символов;
знания и начальные умения в составлении технологического процесса, необходимого при изготовлении детали;
На третьем году обучения акцентируется внимание обучающихся на область трудовой деятельности с использованием полученных программных знаний умений и навыков для дальнейшей их профессиональной ориентации в рабочих профессиях. Обучающиеся становятся конкурентоспособными на рынке труда.
Четвертый год обучения предполагает развитие у обучающихся потребности в творческий деятельности. Учебно-исследовательская деятельность направлена на изучение ЧПУ станков (написание программ, программирование станка со стойки и съёмного носителя, обслуживание и эксплуатация оборудования).
При организации учебно-воспитательного процесса учитывается: высокая утомляемость, смена настроения, эмоциональный спад. Для решения данных проблем используются перерывы (5-10 мин.), где ребята могут отдохнуть, попить чай, побеседовать. …… (проектная деятельность)
Большая часть учебного времени отведена на практические занятия. В процессе работы, учащиеся овладевают приемами, техникой выполнения и навыками изготовления деталей, которые могут быть применены учащимися в быту. Изделия выполняются в короткий срок (2-22 учебных часа), что позволяет ученикам достаточно быстро видеть результаты своего труда.
Воспитательная работа
Учащиеся, занимающиеся техническим творчеством, лучше справляются с учебной нагрузкой, легче адаптируются к условиям школьной жизни. Занимаясь любимым делом, учащиеся приобретают такие качества, как: усидчивость, аккуратность, целеустремленность, любознательность, жизненный опыт в дальнейшей профессиональной деятельности и быту, что способствует лучшему усвоению школьной программы.
Работа с учащимися в течение года складывается из работы на металлорежущих станках, рабочих мерительных и режущих инструментах.
Ведется воспитательная работа, направленная на предпрофессиональную ориентацию, создание и развитие детского коллектива и творческого сотрудничества с другими коллективами.
Предпрофессиональная ориентация помогает учащимся понять, как важен рабочий труд, сущность и социальная значимость своей будущей профессии.
В воспитательной работе играет главную роль - посещение выставок, тематические экскурсий, конкурсы. Эта работа способствует созданию психологического комфорта ребенка, желание видеть и общаться с друзьями, заниматься любимым делом. Это достигается с использованием средств и приемов методики коллективной, творческой, организаторской деятельности.
4.2. Материально-техническое оборудование
В работе объединения используются различные инструменты, оборудования, наглядные пособия.
Наглядные пособия и технические средства обучения (ТСО), требуемые для организации образовательного процесса:
- мультимедиа проектор;
- интерактивная доска;
- локальная сеть (аппаратные средства);
- ПК - рабочее место педагога;
- ПК - рабочее место учащегося;
- принтер лазерный;
- источник бесперебойного питания;
- комплект сетевого оборудования;
- устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами;
- клавиатура и мышь;
- сканер;
- устройства ввода/вывода звуковой информации;
- микрофон, колонки и наушники;
- заготовки деталей;
- режущие и мерительные инструменты.
Программные средства:
- операционная система Windows;
- пакет офисных приложений Microsoft Office;
- растровые и векторные графические редакторы;
- архиватор 7zip.
V. ЛИТЕРАТУРА
Технология: программы начального и основного общего образования / [В.Д.Симоненко, П.С.Самородский, Н.В.Синица и др.]; под ред. В.Д.Симоненко. – М.: Вентана-Граф, 2011.
Технология. Технический труд: 5 класс: методические рекомендации к проведению уроков / А.Т.Тищенко. – М. :Вентана-Граф, 2011.
Технология. Индустриальные технологии : 5 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Т. Тищенко, В.Д. Симоненко. – М. :Вентана-Граф, 2012.
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные технологии», учебник для обучающихся 5 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
Тищенко А. Т. «Технология. Индустриальные технологии», учебник для обучающихся 6 класса, М.: «Вентана-Граф», 2012год.
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 6 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд. ,дораб. –М.: Вента-Граф, 2014.
Тищенко А. Т. Технология. Индустриальные технологии: 5 класс: методическое пособие / А. Т. Тищенко. – 2-е изд.,дораб. –М.: Вента-Граф, 2014.
Электронное сопровождение:
- http://schol-collection.edu.ru - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
- http://fcior.edu.ru - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
- http://www.ict.edu.ru - портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании».
- http://school-club.ru - «Школьный клуб», электронные уроки, энциклопедии, игры учебники, тренинги для детей и взрослых, видеофильмы, сетевые профессиональные сообщества.
0