СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
рабочая программа по Сонину (Анатомия человека) 9 класс
Усть-Донецкий район, станица Нижнекундрюченская
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Нижнекундрюченская средняя общеобразовательная школа
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по БИОЛОГИИ
Основное общее образование
9 класс
Количество часов___68
Учитель _Спицына Елена Николаевна
Программа разработана на основе программы основного общего образования по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т.Захаровой
1) Пояснительная записка биология 9 класс биология
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
Письмом Минобрнауки России от 03.03.2016г. № 08-334;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897”;
-Приказом Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования,утвержденный приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2012 г. № 412»;
-Письмом Рособрнадзора от 03.11.2015г.№02-501
-Уставом МБОУ НКСОШ
-Программы основного общего образования по биологии для9 класса « Общая биология » автора Н.И. Сонина
Изучение биологии на базовом уровне основного, общего образования направлено на достижение следующих
целей и задач:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики: заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;
гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;
установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;
подготовка школьников к практической деятельности в области сельского и лесного хозяйства, медицины, здравоохранения;
формирование уважительного отношения к себе, своему образу, стремление сохранить внутренние силы, умение реально оценивать результаты своей деятельности в соответствии с уровнем и состоянием психофизического и интеллектуального развития;
способствовать формированию таких нравственных качеств личности, как терпение, милосердие, трудолюбие, любовь к родному краю.
3) Место учебного предмета в учебном плане
2)Планируемые результаты (в рамках ФГОС общего образования – личностные, метапредметные и предметные) освоения конкретного учебного предмета, курса, дисциплины (модуля)
Личностными результатами изучения предмета «Биология» являются:
Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Постепенно выстраивать собственное целостное мировоззрение.
Осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.
Оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья.
Оценивать экологический риск взаимоотношений человека и природы.
Формировать экологическое мышление: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметными результатами изучения курса «Биология» является (УУД).
Регулятивные УУД:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).
Вычитывать все уровни текстовой информации.
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.) В результате изучения биологии ученик должен знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения; уметь
объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
3) Содержание учебного предмета Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9 класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю - всего 68 часов.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, предусмотренные Примерной программой. Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки - зачеты.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной работе.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу:
Авторская программа построена из расчета 68часов.С учетом уровня обученности учащихся, сложностью изучаемых тем, лучшего усвоения материала мною изменено количество тематических часов относительно программы
-«Теория Ч.Дарвина» вместо5-3 часа
-«Хим.организация клетки» вместо 2-4 часа:
-«Закономерности наследственности» вместо 20-13 часов
-«Биосфера» вместо5-11 часов
Определение места и роли учебного предмета Согласно действующему Базисному учебному плану, в 9 классе предусматривается изучение биологии.
Количество часов: 68, проверочных работ4 , лабораторных работ4 ,1 практическая работа1
.
Виды деятельности учащихся на уроке
Повторение, обобщение, систематизация, сравнение, анализ, рассказ учителя, пересказ, самостоятельная работа с учебником, раздаточным материалом, работа в парах, работа в группах, исследовательская деятельность и оценивание устных высказываний/текстов биологических законов, уместности, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
-взаиморецензирование;- информационная переработка устного и письменного текста: составление плана текста; пересказ текста по плану;
доклад; рецензирование; участие в дискуссии; работа с различными информационными источниками: учебно-научными текстами, справочной литературой, средствами массовой информации (в том числе представленных в электронном виде), конспектирование.
Формы организации учебного процесса
Комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок- исследование, урок-лекция, урок-практикум, изучения нового материала. урок -экскурсия, внеклассные мероприятия.
Содержание рабочей программы
Тема | Количество часов | Лабораторные работы | Проверочные работы |
Введение | 1 |
|
|
ЭВОЛЮЦИЯ ЖИВОГО МИРА НА ЗЕМЛЕ | 19 | 2 | 1 |
СТРУКТУРНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 15 | 1 | 1 |
РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ | 5 |
|
|
НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ ОРГАНИЗМОВ | 13 | 1+1 | 1 |
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ | 11 |
| 1 |
ОБОБЩЕНИЕ | 4 |
|
|
4) "Календарно-тематическое планирование" (Р.К.Э- темы по экологии и регионального компонент)
№ | Тема урока
| Дата | Элементы содержания | Целевые установки. Требования к уровню подготовки учащихся | Основные виды учебной деятельности и виды контроля | МТО |
| ||||||||||||||||||||||
план | факт |
| |||||||||||||||||||||||||||
1. | Введение Биология как наука о живой природе.
| 1.09 Дата план | Дата факт | Процессы: Становление биологии как науки. Интеграция и дифференциация. Роль биологии в практической деятельности людей. Вводный урок. | Давать определение основным понятиям. Приводить примеры: Практического применения достижений современной биологии, дифференциации и интеграции биологических наук. . | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле. – 19 ч Тема 1.1.Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. -2 ч |
| Тема 2. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека -1ч | |||||||||||||||||||||||||||
2. | Признаки живых организмов. Принцип организации жизни на Земле.
| 6.09 | сентября | Основные понятия: Жизнь Открытая система Наследственность Изменчивость Факты: Отличительные особенности живых организмов от неживых тел, единый принцип организации, обмен веществ, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитании.
| Давать определение понятию жизнь. Называть свойства живого. Описывать проявление свойств живого. Различать процессы обмена у живых организмов и в неживой природе. Выделять особенности развития живых организмов. | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 11.
| Таблица: Уровни организации жизни на Земле.
|
| |||||||||||||||||||||
3. | Естественная классификация живых организмов. Видовое разнообразие.
| 8.09 | Сентября | Основные понятия: Таксон, система, иерархия Факты: Уровни организации живой природы. Краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Царства живой природы. Видовое разнообразие.
| Давать определение термину таксон. Называть: Уровни организации живого и элементы, образующие уровень, Основные царства живой природы | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Уровни организации жизни на Земле.
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 1.2. Развитие биологии в додарвинский период -1 ч |
| 13.09 | |
| |||||||||||||||||||||||||
4. | Предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина.
| 13/09 | | Основные понятия: эволюция. Представления Ж.Б.Ламарка Факты: Предпосылки учения Ч.Дарвина: достижения в области естественных наук. Путешествие Ч.Дарвина на корабле «Бигль». Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе Процессы: | Давать определение понятию эволюция. Выявлять и описывать предпосылки учения Ч.Дарвина. Приводить примеры научных фактов, которые были собраны Ч.Дарвином.
| Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 1.3. Учение Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора. – 3 ч |
| 20.09 | |
| |||||||||||||||||||||||||
5. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе.
| 915.09 | | Основные понятия: Наследственная изменчивость Борьба за существование Факты: Ч.Дарвин – основоположник учения об эволюции. Наследственная изменчивость и борьба за существование – движущие силы эволюции. Формы борьбы за существование: внутривидовая, межвидовая и борьба с неблагоприятными условиями среды. Процессы: Проявление в природе борьбы за существование | Давать определение понятиям: наследственная изменчивость, борьба за существование. Называть: Основные положения учения Ч.Дарвина о естественном отборе, Движущие силы эволюции,
| Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
6. | Учение Ч.Дарвина о естественном отборе. (продолжение)
| 20.0 | | Основные понятия: Естественный отбор Факты: Естественный отбор – движущая сила эволюции. Процессы: Проявление в природе естественного отбора. Закономерности: Положения учения Ч.Дарвина. | Давать определение понятию: естественный отбор. Называть:
естественном отборе,
| Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 11.
|
|
| |||||||||||||||||||||
7. | Формы естественного отбора.
.
| 22.09 | | Основные понятия: естественный отбор Факты: Формы естественного отбора: стабилизирующий и движущий. Условия проявления.
Процессы: Естественный отбор. | Давать определение основным понятиям. Называть факторы внешней среды, приводящие к отбору. Приводить примеры разных форм отбора. Характеризовать формы естественного отбора.
| Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: естественный отбор
|
| |||||||||||||||||||||
8 | Ч.Дарвин об искусственном отборе. Лабораторная работа № 1» Изучение изменчивости на сортах культурных растений»
| 27.09 | | Лабораторная работа № 1» Изучение изменчивости на сортах культурных растений» | Объяснять причины многообразия домашних животных. |
| Таблица: искусственный отбор |
| |||||||||||||||||||||
|
| 4.10 | |
| |||||||||||||||||||||||||
9. | Приспособленность организмов к среде обитания.
| 29.09 | | Основные понятия: Приспособленность вида Мимикрия Маскировка Предупреждающая окраска Физиологические адаптации Закономерности: приспособленность организмов к среде обитания – результат действия естественного отбора. | Раскрывать сущность понятия Результат эволюции- приспособленность организмов к среде обитания. Называть основные типы приспособлений организмов к внешней среде.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
10РКЭ. | Экскурсия в парк «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
| 4.10 | | Изучение приспособленности организмов живущих в Нижнекундрюченском парке к среде обитания |
|
|
|
| |||||||||||||||||||||
11 | Лабораторная работа № 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
| 6.10 | | Основные понятия: Адаптация (приспособленность вида к среде обитания) Факты: Приспособительные особенности растений и животных. Закономерности: приспособленность организмов к среде обитания – результат действия естественного отбора. | Выявлять и описывать приспособительные особенности растений и животных к среде обитания. Выявлять относительный характер приспособительных признаков организмов. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 1.5. Микроэволюция – 3 ч. |
| 18.10 | |
| |||||||||||||||||||||||||
12. | Вид, его критерии и структура.
| 11.10 | | Основные понятия: Вид Виды – двойники Ареал Критерии вида: морфологический, генетический, физиологический, экологический, географический. Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида. | Приводить примеры видов растений и животных. Перечислять критерии вида. Анализировать содержание определения «вид».
| Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 55.
|
|
| |||||||||||||||||||||
13. | Популяция.
| 13.10 | | Основные понятия: Вид Факты: Совокупность критериев – условие обеспечения целостности и единства вида.
| Выявлять и описывать морфологические особенности культурных растений разных видов. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. |
|
| |||||||||||||||||||||
14. | Видообразование.
| 18.10 | | Основные понятия: Микроэволюция. Факты: Географическое и экологическое видообразование. Изолирующие механизмы: географические барьеры, пространственная разобщенность, поведение, молекулярные изменения белков, разные сроки размножения. | Приводить примеры различных видов изоляции. Описывать сущность и этапы географического и экологического видообразования. Анализировать содержание определения «микроэволюция». | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 1.6. Макроэволюция – 3 ч. |
| 8. 11 | |
| |||||||||||||||||||||||||
15 | Главные направления эволюции.
| 20.10 | | Основные понятия: Макроэволюция Ароморфоз Идиоадаптация дегенерация Факты: Главные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Процессы:
| Давать определение основным понятиям. Называть главные направления эволюции. Описывать проявления основных направлений эволюции. Приводить примеры ароморфозов, идиоадаптаций, дегенераций. . | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы |
|
| |||||||||||||||||||||
16. | Биологические последствия адаптаций. Закономерности биологической эволюции.
| 25.10 | | Основные понятия: Параллелизм Конвергенция Дивергенция необратимость Факты: Конвергенция – приобретение сходных признаков у разных организмов. Дивергенция- приобретение разных признаков у родственных организмов. Эволюция необратима. Закономерности: Необратимость эволюции. | Давать определение основным понятиям. Называть общие закономерности биологической эволюции. Описывать проявления конвергенции и дивергенции. Отличать примеры конвергенции и дивергенции. Доказывать необратимость эволюции. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 11.
|
|
| |||||||||||||||||||||
17. | Самостоятельная работа №1 «Учение об эволюции органического мира»
| 27.10 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Индивидуальные задания. |
| |||||||||||||||||||||||
Тема 1.7. Возникновение жизни на Земле – 2 ч. |
| 17. 11 | |
| |||||||||||||||||||||||||
18. | Современные представления о возникновении жизни.
| 18. 11 | | Основные понятия: Гипотеза Коацерваты пробионты Факты: Гипотеза происхождения жизни на Земле А.И.Опарина. Химический, предбиологический, биологический и социальный этапы развития живой материи. Проблема доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Процессы: | Давать определение термину: гипотеза. Называть этапы развития жизни. Характеризовать основные направления о возникновении жизни. Объяснять роль биологии в формировании современной картины мира.
| Урок изучения и первичного закрепления знаний. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 73. |
|
| |||||||||||||||||||||
19. | Начальные этапы развития жизни. Биологические этапы.
| 110. 1 | | Основные понятия: Автотрофы Гетеротрофы Палеонтология Прокариоты эукариоты Факты: Этапы развития жизни на Земле: химическая, предбиологическая, биологическая эволюция. Начальные этапы биологической эволюции.
| Давать определение основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывать начальные этапы развития жизни. Называть и *описывать сущность гипотез происхождения эукариотической клетки. | Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Эволюция живой материи |
| |||||||||||||||||||||
Тема 1.8. Развитие жизни на Земле – 4 ч. |
| 29. 11 | |
| |||||||||||||||||||||||||
20 | Развитие жизни на Земле в архейскую , протерозойскую и палеозойскую эры.
| 15. 1 | | Основные понятия: ароморфоз Факты: Растения и животные архея и протерозоя. Ароморфозы архея: появление фотосинтезирующих организмов, первых эукариот, многоклеточности. Ароморфозы | Приводить примеры растений и животных в архее и протерозоеи палеозое., ароморфозы у растений и животных этих эр.
| Урок комплексного применения ЗУН Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |||||||||||||||||||||
21. | Жизнь в мезозойскую и кайнозойскую эры.
| 17.11 | | Основные понятия: Ароморфоз Идиоадаптации. Факты: Растения и животные в мезозое и кайнозое. Появление теплокровных животных в триасе. Господство голосеменных растений и рептилий в мезозое. Причины вымирания динозавров в конце мезозоя.
| Приводить примеры растений и животных в мезозое и кайнозое, ароморфозы у растений и животных этих эр. *Объяснять причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания.
| Урок комплексного применения ЗУН Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
22. | Место и роль человека в системе органического мира. | 22.11 | | Основные понятия: Антропология Антропогенез Движущие силы антропогенеза Факты: Происхождение человека. Место человека в живой природе. Стадии развития человека. Человеческие расы, единство происхождения рас. | Давать определение основным понятиям: антропология, антропогенез. Называть признаки биологического объекта – человека. . | Урок комплексного применения ЗУН Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Антинаучная сущность расизма. |
| |||||||||||||||||||||
Раздел 2. Структурная организация живых организмов – 15ч Тема 2.1. Химическая организация клетки -4ч |
| | |||||||||||||||||||||||||||
23. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества клетки.
. | 24.11 | | Основные понятия: Микро- и макроэлементы Буферность. Осмос и осмотическое давление. Факты: Особенности химического состава живых организмов. Микро- и макроэлементы И их значение. Неорганические вещества, их роль в организме: вода и минеральные соли.
| Давать определение основным понятиям: микро- и макроэлементы. Приводить примеры микро- и макроэлементов. Называть неорганические вещества клетки. Выявить взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать биологическое значение микро- и макроэлементов, воды и минеральных солей. | Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 107.
| Объекты: вода и минеральные соли. |
| |||||||||||||||||||||
24. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды.
| 29.11 | | Основные понятия: Углеводы, липиды, гормоны. Факты: Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная. | Приводить примеры веществ, относящихся к углеводам и липидам. Называть органические вещества клетки. Характеризовать биологическую роль углеводов и липидов. *Классифицировать углеводы по группам. Объекты: Углеводы и липиды. | Урок изучения и первичного закрепления знаний. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
25. | Органические вещества клетки. Белки. Нуклеиновые кислоты.
| 1.12 | . | Основные понятия: Белки *Глобула Гормоны ферменты Факты: Белки – биологические полимеры. Уровни структурной организации: первичная, вторичная, третичная и четвертичная. Нуклеиновые кислоты – биополимеры. ДНК, РНК. Пространственная структура Нахождение ДНК в клетке Виды РНК и нахождение: Функции нуклеиновых | Давать определение основным понятиям. Называть функции белков, продукты, богатые белками, вещество – мономер белка. Характеризовать проявление функций белков, уровни структурной организации белков. Объяснять причины многообразия функций белков,. *Описывать процесс денатурации белка. * | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 112.
| Таблица: Структура белковой молекулы |
| |||||||||||||||||||||
Тема 2.2. Обмен веществ и энергии.-3ч. |
| | |||||||||||||||||||||||||||
26 | Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Фотосинтез. | 612 | | Основные понятия: Хлоропласты, граны, световая и темновая фазы. | Знать основные отличия фаз фотосинтеза. Называть вещества – источники энергии, продукты реакций этапов обмена | Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. | Таблица: Фотосинтез |
| |||||||||||||||||||||
27. | Пластический обмен. Биосинтез белков. . | 8.12 | | Основные понятия: Ассимиляция Диссимиляция Пластический обмен Ген Триплет Генетический код Транскрипция Трансляция антикодон
| Давать определение терминам: Ассимиляция, диссимиляция, ген, триплет, генетический код, транскрипция, трансляция. Называть свойства генетического кода, роль и-РНК, т-РНК в биосинтезе белка. Анализировать содержание определений: ген, триплет, генетический код, транскрипция, трансляция. |
Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Биосинтез белка. |
| |||||||||||||||||||||
28. | Энергетический обмен.
| 13.12 | | Основные понятия: Гликолиз Брожение дыхание Факты: Дыхание. Обеспечение клетки энергией. Биологическое окисление. | Анализировать содержание определений терминов: гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы энергетического обмена.
| Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Энергетический обмен. , |
| |||||||||||||||||||||
Тема 2.3. Общие принципы клеточной организации.-7ч. |
| 10. 01 | |
| |||||||||||||||||||||||||
29. | Строение функции прокариотической клетки.
| 15.12 | | Основные понятия: прокариоты Факты: Строение прокариот: плазматическая мембрана, складчатая фотосинтезирующая мембрана, складчатые мембраны, кольцевая ДНК, мелкие рибосомы, органоиды движения. Отсутствие органоидов: ЭПС, митохондрий и пластид. Значение спор у бактерий. Условия гибели спор. Процессы: Спорообразование у бактерий. | Давать определение термину прокариоты. Узнавать и различать по немому рисунку клетки прокариот и эукариот. Распознавать и описывать структурные компоненты прокариотической клетки. Описывать механизм спорообразования. *Объяснять значение спор в жизни бактерий. *Доказывать примитивность строения бактерий. *Использовать практическую работу для доказательства выдвигаемых предположений о родстве и единстве живой природы. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 124.
| Таблица: Строение прокариотической клетки.
|
| |||||||||||||||||||||
30. | Эукариотическая клетка. Клеточные органоиды
| 20.12 | | Основные понятия: Органоиды цитоплазма Фагоцитоз и пиноцитоз Факты: Строение и функции клеточной мембраны. Цитоплазма эукариотической клетки. Органоиды Цитоплазмы, их структура и функции, цитоскелет. Включения, их значение в метаболизме клетки.
| Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды эукариотической клетки. Называть способы проникновения веществ в клетку, органоиды цитоплазмы и их функции. Приводить примеры клеточных включений. Отличать по строению шероховатую ЭПС от гладкой. Характеризовать органоиды клетки по строению и выполняемым функциям. | Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Описывать механизм пино- и фагоцитоза.
| Таблица: Эукариотическая клетка Электронный микроскоп, микропрепараты |
| |||||||||||||||||||||
31. | Эукариотическая клетка. Ядро.
| 22.12 | | Основные понятия: Хромосомы Кариотип Соматические клетки Гаплоидный и диплоидный набор хромосом Факты: Функции ядра: деление клетки, регуляция обмена веществ, хранение и передача наследственной информации. | Узнавать по немому рисунку структурные компоненты ядра. Называть и описывать по таблице строение ядра. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения ядра и его функциями. *Объяснять механизм образования хромосом. *Определять набор хромосом в гаметах и соматических клетках. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 136.
| Таблица: Эукариотическая клетка Электронный микроскоп, микропрепараты |
| |||||||||||||||||||||
32. | Лабораторная работа №3 «Изучение животной и растительной клеток под микроскопом».
| 27.12 | | Факты: Особенности строения растительной и животной клеток. Объекты: Эукариотические клетки растений и животных.
| Распознавать и описывать основные части и органоиды клеток растений и животных. Работать с микроскопом, изготовлять простейшие препараты для микроскопического исследования. Сравнивать строение клеток растений и животных, клеток прокариот и эукариот и делать выводы на основе сравнения. | Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. | Таблица: Эукариотическая клетка, «Растительная и животная клетка» Электронный микроскоп, микропрепараты |
| |||||||||||||||||||||
33. | Деление клетки.
. | 29.12 | | Основные понятия: Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация хроматиды Факты: Деление клетки эукариот. Биологический смысл и значение митоза Процессы: Деление клетки | Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки, фазы митоза. Описывать процессы, протекающие в различных фазах митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Анализировать содержание определений терминов. | Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 142.
| Таблица: Митоз Электронный микроскоп, микропрепараты |
| |||||||||||||||||||||
34. | Клеточная теория строения организмов.
| 10 01 | | Основные понятия: цитология Факты: Клетка – основная структурная и функциональная единица организмов. Клетка как биосистема. Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Теория Основные положения клеточной теории Т.Шванна и М.Шлейдена. | Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клеток, признаки клеток различных и систематических групп, положения клеточной теории. Узнавать клетки различных организмов. Объяснять общность происхождения растений и животных. Доказывать, что клетка – живая структура. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 143.
|
|
| |||||||||||||||||||||
35. | Самостоятельная работа №2 по теме «Клетка»
| 12 01 | | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания. |
| |||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов.-5ч. Тема 3.1. Формы размножения организмов.-2ч. |
| | |||||||||||||||||||||||||||
36. | Размножение. Бесполое размножение растений и животных.
.
| 17 01 | | Факты: Размножение. Бесполое размножение и половое размножение. Бесполое размножение – древнейший способ размножения. Формы бесполого размножения: деление клетки, митоз, почкование, деление тела, спорообразование. Вегетативное размножение, его виды. | Давать определение понятию «размножение». Называть основные формы размножения, виды бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами размножения. Характеризовать сущность бесполого размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. | Урок изучения и первичного закрепления знаний Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 149.
| Таблица: Бесполое размножение растений |
| |||||||||||||||||||||
37. | Половое размножение растений и животных.
| 1901 | | Основные понятия: Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Конъюгация Перекрест хромосом Факты: Половое размножение растений и животных, его биологическое значение. Оплодотворение, его биологическое значение.
| Узнавать и описывать по рисунку строение половых клеток. Выделять различия мужских и женских половых клеток. Выделять особенности полового и бесполого размножения. Объяснять биологическое значение полового размножения, оплодотворения, причины наследственности и изменчивости. *Объяснять эволюционное преимущество полового размножения. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 3.2. Индивидуальное развитие организмов.-3ч. |
| . 702 | |
| |||||||||||||||||||||||||
38. | Индивидуальное развитие -. Эмбриональный период развития.
| 24.01 | | Основные понятия: Онтогенез эмбриогенез Факты: Рост и развитие организмов. Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Процессы: Дробление, гаструляция, органогенез. | Давать определение понятий: онтогенез, эмбриогенез. Характеризовать сущность эмбрионального периода развития организмов. Анализировать и оценивать воздействие факторов среды на эмбриональное развитие организмов. Использовать приобретенные знания для профилактики вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания). | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 161.
| Таблица: онтогенез хордовых. |
| |||||||||||||||||||||
39. | Постэмбриональный период развития.
| 126.01 | | Основные понятия: Постэмбриональный период Факты: Постэмбриональный период развития. Формы: прямое и непрямое развитие. Полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом.
| Давать определение понятию: постэмбриональный период развития. Приводить примеры животных с прямым и непрямым постэмбриональным развитием. Характеризовать сущность постэмбрионального периода развития организмов.
| Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Постэмбриональный период развития. |
| |||||||||||||||||||||
40. | Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
| 31.01 | | Закономерности: Закон зародышевого сходства (закон К.Бэра) Биогенетический закон (Э.Геккель, К.Мюллер)
| Выделять общие закономерности развития живых организмов. Характеризовать сущность биогенетического закона. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. | тест.
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость. – 13ч. Тема 4.1.Закономерности наследования признаков.- 6 ч. |
| | |||||||||||||||||||||||||||
41. | Основные понятия генетики.
| 2 .02 | | Основные понятия: Аллельные гены Генетика Генотип Фенотип Чистые линии Факты: Наследственность и изменчивость – основные свойства живого. | Давать определение основным понятиям темы. Характеризовать сущность биологических процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности людей. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
42. | Законы Менделя (1и 2 законы).
| 7 .02 | | Основные понятия: Гомозигота Гетерозигота Доминантный признак Рецессивный признак Моногибридное скрещивание Факты: Моногибридное скрещивание. Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. Цитологические основы закономерностей.
| Давать определение основным понятиям темы. Приводить примеры рецессивных и доминантных признаков. Воспроизводить формулировки 1-го и 2-го законов Г.Менделя. Описывать механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания, неполного доминирования. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять схему скрещивания, | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 185.
| Таблица: 1и 2 законы Менделя |
| |||||||||||||||||||||
43. | . 3-й закон Менделя –
| 9 .02 | | Основные понятия: Дигибридное и полигибридное скрещивание Факты: Условия проявления закона независимого наследования. Соотношение генотипов и фенотипов – 9:3:3:1 Процессы:
Закономерности:
| Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия проявления закона независимого наследования. Анализировать содержание схемы наследования при дигибридном скрещивании. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по генотипу фенотип и наоборот, вероятность проявления признака в потомстве. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 186.
| Таблица: Таблица: 3 закон Менделя |
| |||||||||||||||||||||
44. | Генетика пола. . . | 14.02 | | Основные понятия: Гетерогаметный пол Гомогаметный пол Половые хромосомы аутосомы Сцепленное наследование генов. Факты: Наследственность – свойство организмов. Соотношение 1:1 полов в группах животных. Наследственные заболевания, сцепленных с полом. Процессы: Наследование признаков, сцепленных с полом.
| Давать определение основным понятиям темы. Называть типы хромосом в генотипе, число аутосом и половых хромосом. Приводить примеры наследственных заболеваний, сцепленных с полом. Объяснять причину соотношения полов 1:1, Причины проявления наследственных заболеваний. Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признаков в потомстве. |
Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 192
|
|
| |||||||||||||||||||||
45. | Генотип как система взаимодействующих генов.
| 16.02 | Февраля | Основные понятия: доминирование Факты: Генотип – система взаимодействующих генов (целостная система). Качественные и количественные признаки. Характер взаимодействия: дополнение, подавление, суммарное действие. Влияние количества генов на проявление признаков. | Давать определение терминам. Приводить примеры взаимодействия генов, неаллельного взаимодействия генов. Называть характер неаллельного взаимодействия генов. Описывать проявление множественного действия генов. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 195.
|
|
| |||||||||||||||||||||
46. | Лабораторная работа № 4 «Решение генетических задач. «
| 21.02 | | Закономерности: Закономерности наследования признаков при моно- и дигибридном скрещивании; анализирующем скрещивании; при неполном доминировании; наследовании, сцепленным с полом. | Объяснять механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение; возникновение отличий от родительских форм у потомков. Решать простейшие генетические задачи. | Урок комплексного применения ЗУН Простейшие генетические задачи. |
|
| |||||||||||||||||||||
Тема 4.2. Закономерности изменчивости. - 4ч. |
| 1603 | |
| |||||||||||||||||||||||||
47. | Наследственная.(генотипическая)изменчивость.
. | 28.02 | | Основные понятия: Геном Изменчивость Мутации Мутаген полиплоидия Факты: Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные. | Давать определение основным понятиям. Называть основные формы изменчивости. Различать наследственную и ненаследственную изменчивость. Приводить примеры генных, хромосомных и геномных мутаций. Называть виды наследственной изменчивости, уровни изменения генотипа, виды и свойства мутаций. Объяснять причины мутаций. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 200
| Таблица: Наследственная изменчивость. |
| |||||||||||||||||||||
48. | Фенотипическая (модификационная) изменчивость
. | 2.03 | | Основные понятия: *Вариационная кривая Модификация Норма изменчивости Факты: Зависимость проявления действия генов от условий внешней среды. Ненаследственная изменчивость. модификационная изменчивость | Давать определение основным терминам. Приводить примеры ненаследственной изменчивости, нормы реакции признаков, зависимости проявления нормы реакции от условий окружающей среды. Характеризовать модификационную изменчивость.
| Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 203
| Таблица: Модификационная изменчивость. |
| |||||||||||||||||||||
49.РЭК | Практичесая работа №1 «Изучение изменчивости.Построение вариационного ряда и вариационной кривой».
| 7 03 | Марта | Факты: Проявление наследственной и ненаследственной изменчивости. | Выявлять и описывать разные формы изменчивости.
| Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. |
|
| |||||||||||||||||||||
50. | Самостоятельная работа №3 «Наследственность и изменчивость»
| 1403 | Марта | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. |
Индивидуальные задания. |
| |||||||||||||||||||||||
Тема 4.3. Селекция растений, животных и микроорганизмов. – 3ч. |
| | |||||||||||||||||||||||||||
51. | Селекция. Центры многообразия и происхождения живых организмов.
| 16.03 | Марта | Основные понятия: Селекция. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости. Факты: Причины появления культурных растений. Предсказание существования диких растений с признаками, ценными для селекции
| Называть практическое значение генетики. Приводить примеры сортов растений и пород животных. Характеризовать роль учения Н.И.Вавилова для развития селекции. Объяснять причину совпадения центров многообразия культурных растений с местами расположения древних цивилизаций, значение для селекционной работы | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 206
| Таблица: Центры происхождения культурных растений |
| |||||||||||||||||||||
52. | Методы селекции растений и животных.
| 21.03 | Марта | Основные понятия: *Гетерозис Гибридизация Мутагенез Порода сорт Факты: Основные методы селекции растений и животных: гибридизация и отбор. | Давать определения основным понятиям. Называть методы селекции растений и животных. Приводить примеры сортов растений и пород животных. Характеризовать методы селекции растений и животных.
| Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
|
| |||||||||||||||||||||
53. | Селекция микроорганизмов.
| 23.03 | | Основные понятия: Биотехнология штамм Факты: Основные направления селекции микроорганизмов. Значение селекции микроорганизмов для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и | Давать определения основным понятиям. Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Анализировать и оценивать роль генетики для развития сельского хозяйства, медицины, микробиологии и т.д. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника |
|
| |||||||||||||||||||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии. – 11ч. Тема 5.1. Биосфера, ее структура и функции.- 7ч. |
| 18.04 |
| ||||||||||||||||||||||||||
54. | Структура биосферы.
| 4.04 | | Основные понятия: биосфера Факты: Биосфера – глобальная экосистема. Границы биосферы. Компоненты и свойства биосферы. Распространение и роль живого вещества в биосфере.
| Давать определение понятию биосфера. Называть признаки и свойства, структурные компоненты, границы биосферы. Характеризовать живое, биокосное, биогенное и косное вещество биосферы. Объяснять роль биологического разнообразия в сохранении биосферы. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Структура биосферы |
| |||||||||||||||||||||
55. | Круговорот веществ в природе.
| 6.04 | | Основные понятия: Биогеохимические циклы Биогенные элементы микроэлементы Факты: Круговорот веществ и превращение энергии в природе. Многократное использование биогенных элементов. .. | Называть вещества, используемые организмами в процессе жизнедеятельности. Описывать биохимические циклы воды, азота, углерода, фосфора. Объяснять значение круговорота веществ в природе. Характеризовать сущность круговорота веществ в природе, роль живых организмов в жизни планеты и обеспечения устойчивости биосферы. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
| Таблица: Круговорот веществ в природе |
| |||||||||||||||||||||
56 | Экологические факторы.
| 11.04 | Апреля | Основные понятия: Абиотические факторы Биотические факторы Ограничивающий фактор Трофический уровень Пищевая сеть Пищевая цепь
| Давать определение основным понятиям. Приводить примеры разных экологических факторов и их влияние на организмы. Выявлять приспособленность организмов к действию экологических факторов. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. |
|
| |||||||||||||||||||||
57. РКЭ | Биогеоценозы. Биоценозы. Видовое разнообразие.
| 13.04 | Апреля | Основные понятия: Популяция Биоценоз экосистема Факты: Экосистемная организация живой природы. Естественные и искусственные экосистемы. Пространственная и морфологическая структура экосистемы. Популяция – элемент экосистемы. | Давать определение понятиям. Называть компоненты биогеоценоза, признаки и свойства экосистемы. Приводить примеры естественных и искусственных экосистем. Изучать процессы, происходящие в популяции. Объяснять причины устойчивости экосистемы.
| Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 230
| Таблицы: Биогеоценоз дубравы и водоёма |
| |||||||||||||||||||||
58 | Пищевые связи в экосистемах.
| 18.04 | Апреля | Факты: Среда – источник веществ, энергии и информации. Абиотические факторы. Биотические факторы. Взаимодействие факторов среды. Пищевые связи в экосистемах. редуценты. | Составлять схемы пищевых цепей. Объяснять направления потока вещества в пищевой сети. Характеризовать роль организмов в потоке веществ и энергии. | Комбинированный урок | Таблица: Пищевые связи в экосистемах. |
| |||||||||||||||||||||
59. | Биотические факторы взаимоотношения между организмами.
| 20 04 | Апреля | Основные понятия: Конкуренция Хищничество Симбиоз паразитизм Факты: Формы взаимоотношений между организмами разных видов: конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм. | Давать определение основным понятиям. Приводить примеры разных типов взаимоотношений между организмами. Определять формы взаимоотношений. Характеризовать разные типы взаимоотношений. Анализировать содержание рисунков учебника. | Комбинированный урок. Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 268 |
|
| |||||||||||||||||||||
60 РКЭ | Изучение и описание экосистем своей местности.
| 25.04 | Апреля | Факты: Состояние экосистемы своей местности. Выявление типов взаимодействия разных видов в экосистеме» Объекты: Любая экосистема своей местности.
| Изучать процессы, происходящие в экосистемах. Характеризовать экосистемы своей местности. Определять отдельные формы взаимоотношений между организмами в конкретной экосистеме. Анализировать состояние экосистемы. | Урок комплексного использования ЗУН. Выполнение лабораторной работы и выводы к ней. | Экскурсия в парк |
| |||||||||||||||||||||
Тема 5.2. Биосфера и человек – 4ч. |
| 18 05 |
| ||||||||||||||||||||||||||
61. РКЭ | Природные ресурсы и их использование.
| 27 04 | мая | Основные понятия: Агроэкосистема Природные ресурсы Факты: Классификация природных ресурсов: неисчерпаемые, исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые). Агроэкосистемы. Проблемы рационального природопользования в Усть-Донецком районе. | Давать определение терминам. Приводить примеры неисчерпаемых и исчерпаемых природных ресурсов. Называть признаки агроэкосистемы. Сравнивать агроэкосистемы и экосистемы и делать выводы на основе их сравнения. Анализировать информацию и делать вывод о значении природных ресурсов в жизни человека. | Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 273
|
|
| |||||||||||||||||||||
62 РКЭ. | Роль человека в биосфере. Антропогенные факторы. | 4 05 | | Основные понятия: Антропогенные факторы Факты: Влияние человека на биосферу. Антропогенные факторы воздействия на биоценозы. Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды: загрязнение воздуха в городах, промышленных зонах; загрязнение пресных вод, Основные предприятия загрязнители Ростовской области | Называть антропогенные факторы воздействия на биосферу. Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. *Прогнозировать последствия экологических проблем вследствие их неразрешения. *Предлагать пути решения экологических проблем. Сохранение биологического разнообразия | Комбинированный урок.Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом. Вопросы учебника с. 281 Сообщения учащихся. |
|
| |||||||||||||||||||||
63РКЭ | Последствия деятельности человека в экосистемах. Охрана природы.
.
| 11.05 | | Основные понятия: Безотходные технологии Очистные сооружения Заповедники Красная книга интродукция Факты: Охрана природы и рациональное природопользование. | Объяснять необходимость защиты окружающей среды. Использовать приобретенные знания в повседневной жизни для соблюдения правил поведения в окружающей среде. Охрана природы в Ростовской области | Комбинированный урок Задания учителя со свободным кратким и развернутым ответом.
|
Таблица: Охрана природы и рациональное природопользование. |
| |||||||||||||||||||||
64. | Самостоятельная работа №4 «Основы экологии»
| 16.051 | Мая | Урок контроля, оценки и коррекции знаний. Тестовая контрольная работа в нескольких вариантах из заданий разного вида, соответствующих требованиям к уровню подготовки обучающихся. | Индивидуальные задания. |
| |||||||||||||||||||||||
|
| | Обобщение.(4 часа) |
|
| ||||||||||||||||||||||||
65 | Становление современной теории эволюции. | 18мая | Мая | Отличительные особенности живых организмов от неживых тел, единый принцип организации, обмен веществ, открытые системы, реакция на изменения окружающей среды, размножение, развитие, наследственность и изменчивость, приспособление к определенной среде обитании. Особенности развития: упорядоченность, постепенность, последовательность, реализация наследственной информации. |
|
| |||||||||||||||||||||||
66 | Клетка- структурная и функциональная единица живого. | 23мая | Мая | Органические вещества клетки, их роль в организме. Биологическая роль углеводов: энергетическая, строительная, информационная. Биологическая роль липидов: энергетическая, строительная, источник воды, защитная, регуляторная. Свойства липидов: образование воды и энергии при окислении, низкая теплопроводность, плотность меньше воды, нерастворимость в воде.
| Таблица: Клетка Электронный микроскоп, микропрепараты |
| |||||||||||||||||||||||
67 | Закономерности наследственности, изменчивости. | 25мая | Мая | Изменчивость – свойство живого. Основные формы изменчивости. Виды мутаций по степени изменения генотипа: генные, хромосомные, геномные.
| Таблица: Таблица: 1, 2 и 3 законы Менделя |
| |||||||||||||||||||||||
68 | Экология. Взаимодействие организма и среды обитания | 30 мая | Мая |
|
|
|
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методического совета
МБОУ НКСОШ
от 31.08.2017г. №1
Руководитель МС
______________ / /
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
по учебной работе
______________ /Калашникова О.И. /
31.08.2017г