Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа
с. Преображенка Катангского района Иркутской области
«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Заместитель директора по УВР Директор
МКОУ СОШ с. Преображенка МКОУ СОШ с. Преображенка
_______________Б. В. Егоров Приказ № 29 от «31» августа 2017 г.
«31» августа 2017 г.
Рабочая программа учителя
МОУ СОШ с. Преображенка
Огородникова Людмила Валентиновна
по смысловому чтению в 6 классе
на 2017 – 2018 учебный год
17 часов (0, 5 часов в неделю)
2017 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по смысловому чтению составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12. 2010 № 1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
в соответствии с
Учебным планом МКОУ СОШ с.Преображенка на 2017-2018 учебный год;
Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.Преображенка;
Уставом МКОУ СОШ с.Преображенка;
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий: 1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразо-вательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014; 2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс.- М.: Просвещение, 2016.
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение «объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы» и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашѐл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
-Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
-Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-Обеспечение соответствия программы по русскому языку за курс 6 класса требованиям образовательного учреждения.
Место предмета в учебном плане.
Предложенная система уроков рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).
Общая характеристика учебного предмета
Установленные новым ФГОС требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Преподаватель сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата.
Под смысловым чтением понимается «осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации».
Развитие способностей смыслового чтения помогут овладеть искусством аналитического, интерпретирующего и критического чтения. Владение навыками смыслового чтения позволят продуктивно учиться по книгам всегда.
Цель смыслового чтения максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста. Когда человек действительно вдумчиво читает, то у него обязательно работает воображение. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.
По степени глубины восприятия можно выделить следующие виды чтения: а)просмотровое; б) ознакомительное, подвидами которого являются поисковое (выборочное) и реферативное чтение (со сжатием информации); в) смысловое (критическое, изучающее) чтение – если требуется полное и точное понимание содержащейся в тексте информации.
Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Каждый читатель возьмет из текста ровно столько, сколько он способен взять на данный момент, в зависимости от его потребностей и способностей. Оттого и разница в восприятии.
Смысловое чтение позволяет освоить как научные, так и художественные тексты. При этом надо не забывать главную отличительную особенность этих текстов. Суть чтения научной литературы состоит в том, чтобы понять мир, в котором мы живем. Поэтому мы не спорим с природой, мы соглашаемся. Понимание научного текста в отличие от художественного должно быть однозначным. Если книга предназначена для передачи знаний, цель автора в том, чтобы дать читателю возможность чему-либо научиться. При чтении художественных текстов допускается собственная позиция читателя, которая может не совпадать с авторской. В концепции универсальных учебных действий (Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.), наряду с многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение отличается от любого другого чтения тем, что при смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом.
При работе с текстом понимание начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном. С точки зрения лингвистики (теория лингвиста И.Р. Гальперина) понимание текста - это вычитывание разных видов текстовой информации: фактуальной, подтекстовой, концептуальной.
Фактуальную информацию составляет описание событий, героев, места и времени действия и т.д.
Подтекстовая информация напрямую не выражена в словах. Она содержится в текстовых "скважинах" (пропусках, которые читатель заполняет, опираясь на имеющиеся знания, опыт), в словах-образах (художественных средствах) и т.д.
Под концептуальной информацией понимается система взглядов, мыслей и чувств автора, которые он отражает в тек-сте, рассчитывая на ее восприятие читателем. Конечно, текст - это единое целое, и виды текстовой информации раз-граничиваются условно: в науке - в исследовательских, а на практике - в учебных целях.
С точки зрения психологов, в процессе, направленном на понимание текста, сливаются внимание и память, воображе-ние и мышление, эмоции и воля, интересы и установки читателя. Поэтому одна из основных психологических задач обучения смысловому чтению – активизация психических процессов ученика при работе с текстом. Продуктивность учебной деятельности зависит от умения ориентироваться в информационных потоках, искать и использовать недостающие знания или другие ресурсы для достижения поставленных целей.
Важно развитие у учащихся умений читать тексты с разным уровнем понимания содержащейся в них информации:
с пониманием основного содержания (просмотровое чтение);
с полным пониманием содержания (изучающее (аналитическое) чтение);
с извлечением необходимо значимой информации (поисковое);
критическое понимание информации.
Существуют различные способы чтения. Рассмотрим основные из них:
1. Аналитический или структурный. В этом случае читатель идет от целого к частному. Цель такого чтения – понять отношение автора к предмету или явлению и выявить факторы, повлиявшие на это отношение. Для того, чтобы про-анализировать текст, читателю нужно определить:
· какую книгу он читает, то есть понять ее основной предмет;
· в чем основной смысл книги;
· на какие смысловые или структурные части она подразделяется;
· какие основные проблемы автор стремиться решить.
2. Синтетический или интерпретационный. Здесь читатель движется от частного к целому. Цель этого способа – вы-явить, какие задачи поставил автор в этом тексте и каким образом и насколько решил их. Для этого необходимо:
· обнаружить и интерпретировать самые важные слова в тексте;
· обнаружить и интерпретировать самые важные предложения;
· обнаружить и интерпретировать самые важные абзацы;
· определить, какие задачи автор решил, а с какими не справился.
При этом чтении читатель должен основное внимание уделить терминам и суждениям автора. Результат – понимание и запоминание прочитанного, создание на основе прочитанного новых (вторичных) текстов (пересказ, план, конспект, тезисы, аннотация, отзыв, рецензия и т.д.
3. Критический или оценочный. Цель его – оценить авторский текст и решить, согласен ли читатель с ним.
Чтение книг в зависимости от того, являются ли они художественными или научными, осуществляется с использова-нием как общих правил, так и особенных, связанных с типом книг. 3
Поэтому, первое, с чего необходимо начать работу с книгой, - определить тип книги и предмет книги, ориентируясь по названию и титульному листу.
Затем нужно научиться определять основную мысль текста. Эффективным в данном случае является задание на передачу целостной сути текста в одном предложении или максимум в нескольких (в рамках краткого абзаца). Такое умение является показателем способности человека целостно воспринимать информацию. Но так как любая целостность представляет собой закономерную (логическую) взаимосвязь частей, необходимо предложить ученикам освоить следующее действие, являющееся естественным продолжением предыдущего: перечислите основные части книги (текста), покажите, как они организованы в одно целое, в каком порядке расположены относительно друг друга. Хорошие тексты, как правило, имеют четкую и очевидную структуру.
Смысловое чтение предполагает владение читателем ключевыми понятиями, каковыми, прежде всего, являются термины. Необходимо научиться находить ключевые слова, а затем - определять их точное значение именно в данном тексте. Поскольку ключевые слова, как правило, многозначны, нужно понять, в каком значении его употребляет автор. Как находить в тексте ключевые слова? Это те слова, которые важны и для автора и для читателя и которые автор использует особым способом. Обычное обыденное их использование автору не подходит, поэтому он уделяет этим словам много места в тексте, описывая их, уточняя, сопоставляя с другими авторами, поясняя особенности их использования в разных ситуациях. Обычно, встречая ключевое слово, читатель испытывает затруднение в его понимании из-за его неоднозначности и важности. Эти слова требуют изучения, ради них собственно и пишется текст. У автора существует много способов выделения ключевых слов. Надо их знать и уметь использовать при чтении. Значение и смысл может рассматриваться прямо в тексте. Автор может выделить это слово через подчеркивание или шрифт, дав ему собственное конкретное определение. В этом случае полезно, особенно в старших классах, обратиться к интерпретации понятий другими авторами. Для этого также можно использовать словари, энциклопедии, справочную литературу.
Одна из ошибок чтения – невнимание к словам. Зачастую читатели не обращают внимания на слова, не разделяют их на понятные и непонятные. Многие свято убеждены, что понимают значение всех слов, особенно если ключевые слова из книги совпадают со словами из разговорной речи. Поэтому преподавателю необходимо организовывать работу не только над значением слов, но и над поиском ключевых слов, значение которых нужно выяснить. Можно предлагать обучающимся задания на выделение (устно или письменно) ключевых слов в прочитанных дома или на уроках текстов, объяснение их значений, сопоставление значений данных учеником, савторским пониманием, а также с пониманием слова и другими авторами. Основным для работы с ключевым понятием при этом является изучаемый текст (научный или художественный).
Границы чтения любого текста могут быть расширены за счет других книг. Чтобы понять автора, очень важно читать книги о самом авторе: биографию, критику, комментарии, справочники, первоисточники. Особенно это касается художественной и исторической литературы. Критическое (оценочное) отношение у читателя вырабатывается при сопоставлении двух или нескольких книг разных авторов на одну тему, написанные с разных точек зрения. Задания на обоснование точки зрения помогут глубоко вникнуть в смысл высказываний авторов, выработать собственную позицию. В отличие от науки история и литература допускают существование двух или более книг об одних и тех же событиях, концепции которых могут резко противоречить друг другу, но при этом будут одинаково убедительны и правдоподобны.
Планируемые результаты освоения предмета «Смысловое чтение»
Личностные, метапредметные и предметные результаты
Обучающийся научится:
— ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:
— определять главную тему, общую цель или назначение текста;
— выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
— формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
— предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
— объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
— сопоставлять основные текстовые и внетекстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей,
сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
—находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопостав-лять формы выражения
информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую
единицу информации в тексте);
—решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания тек-ста:
— определять назначение разных видов текстов;
— ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
— различать темы и подтемы специального текста;
— выделять не только главную, но и избыточную информацию;
— прогнозировать последовательность изложения идей текста;
— сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
— выполнять смысловое свѐртывание выделенных фактов и мыслей;
—формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определѐнной позиции;
— понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Обучающийся получит возможность научиться:
— анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки полученной информации и еѐ
осмысления.
Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации
Обучающийся научится:
—структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавление; проводить проверку правописания; использовать в
тексте таблицы, изображения;
• интерпретировать текст:
— сравнивать и противопоставлять заключѐнную в тексте информацию разного характера;
— обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
— делать выводы из сформулированных посылок;
— выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Обучающийся получит возможность научиться:
• выявлять имплицитную информацию текста на основе сопоставления иллюстративного материала с информацией текста, анализа подтекста (использованных языковых средств и структуры текста).
Работа с текстом: оценка информации
Обучающийся научится:
• откликаться на содержание текста:
— связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;
— оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
— находить доводы в защиту своей точки зрения;
• откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять содержащуюся в них противоречивую, конфликтную информацию;
• использовать полученный опыт восприятия информационных объектов для обогащения чувственного опыта, высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о полученном сообщении (прочитанном тексте).
Обучающийся получит возможность научиться:
• критически относиться к рекламной информации;
• находить способы проверки противоречивой информации;
•определять достоверную информацию в случае наличия противоречивой или конфликтной ситуации.
При формировании речевых умений учащихся используются различные виды упражнений и заданий: написание творческих работ, подготовка докладов, тезисов, составление вопросов для работы с текстом, создание проектов.
Содержание курса «Смысловое чтение» 6 класс.
Вводный урок ( 1 час)
«Что» и «зачем» я буду изучать. Как мы читаем?
Методы чтения ( 1 час)
Основные методы чтения. Пять способов чтения.
Практическая работа (1 час) Читаем текст разными способами.
Внимание к слову (1)
Знакомство с заголовком. Что такое эпиграф.
Практическая работа.
О тексте (1 час)
Что значит прочитать текст? Погружение в текст.
Подготовка мини-проектов ( 2 часа).
Создание алгоритмов чтения.
Работа с текстом
Ключевые слова и смысловые ряды.
.
Определение основной мысли текста. Процесс перекодировки текста.
Практическая работа. Определение темы и идеи текста.
Диалог с автором. Работа с вопросами.
Составление вопросов к разным видам текста.
Как читать учебную литературу?
Принципы работы с учебной литературой
Анализ текстов заданий в учебниках разных дисциплин. Работа с вопросами.
Тематическое планирование курса «Смысловое чтение» 6 класс
№ урока | Тема урока | Решаемые проблемы | Виды деятельности (элементы содержания, контроль) | Планируемые результаты (УУД) | Основные методы и приемы |
Метапредметные | Личностные |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Определение целей и задач курса. «Что» и «зачем» я буду изучать. Как мы читаем? | Что такое «смысловое чтение»? Каковы особенности данного курса? Чем данные занятия отличаются от обычных уроков? | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм | Коммуникативные: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; понимать смысл текста в целом, истолковывать текст при помощи творческого пересказа. Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций; сопоставлять характеристики объектов по одному или нескольким признакам, выявлять сходства и различия. | Формирование устойчивой мотивации к изучению нового | вопросно-ответные упражнения |
2 | Особенности традиционных методов чтения. Пять способов чтения | Определение начальной скорости чтения текста и понимания его содержания после первого прочтения. | Работа с текстом, публичная защита, саморефлексия и самокоррекция | Коммуникативные: воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Познавательные: уметь осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям. | Формирование навыка анализа, коллективного проектирования | составление списка, конспектирование/составление кратких записей |
3 | Практическая работа. Читаем текст разными способами | Изучение объема читаемого текста и бюджета времени, коэффициента понимания. 1) углубленное; 2) быстрое; 3) панорамное быстрое; 4) выборочное; 5) чтение-просмотр и чтение-сканирование | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм | Коммуникативные: учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнение работы. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов; сравнивать и группировать факты и явления. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | восстановление / заполнение пропусков , «мозаика» |
4 | Внимание к слову, слова в контексте, знакомство с заголовком, что такое эпиграф. | Виды заголовков. | Работа с текстом, публичная защита, саморефлексия и самокоррекция | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий; проверять и оценивать результаты работы. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. | Формирование устойчивой мотивации к творческому самовыражению. | называние – приём работы, основанный на присвоении имени анализируемому материалу |
5 | Практическая работа. На пороге текста. | Практическая работа по подбору эпиграфа к тексту. | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм. | Коммуникативные: определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы; проверять и оценивать результаты работы. Познавательные: выявлять особенности (качества, признаки) разных объектов в процессе их рассматривания. | Формирование навыков анализа, творческой инициативности и активности. | предвосхищение/прогнозирование |
6 | Что значит прочитать текст? Погружение в текст. | Способы запоминания информации о тексте | Групповая работа: с текстом, сбор информации из научных и художественных источников, публичная защита, саморефлексия и самокоррекция. | Коммуникативные: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою; объяснять смысл слова или словосочетания. Регулятивные: осознавать учащимся уровень и качество усвоения результата; проверять и оценивать результаты работы. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи. | Формирование навыков коллективной исследовательской деятельности. | перекодирование информации |
7-8 | Подготовка мини-проектов. Создание алгоритмов чтения | Основные способы чтения текстов, зависящие от поставленной задачи: варианты задач: ознакомление с конкретным изданием; ознакомление с конкретным автором (с помощью предисловия, послесловия, комментариев в книге); начальное знакомство с темой, проблемой; поиски ответа на конкретный вопрос. | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм, создание различных алгоритмов чтения. | Коммуникативные: извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций; учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнение работы. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности, проявление креативных способностей. | множественный выбор |
9 | Ключевые слова и смысловые ряды. | Техника быстрого чтения Анедреева и Хромова. Дифференциальный алгоритм чтения | Групповая работа: с текстом, сбор информации из научных и художественных источников публичная защита, саморефлексия и самокоррекция. | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения; объяснять смысл слова или словосочетания. Регулятивные: составлять план последовательности действий, формировать способность к волевому усилию в преодолении препятствий. Познавательные: сравнивать различные объекты: выделять из множества один или несколько объектов, имеющих общие свойства. | Развитие творческих способностей через активные формы деятельности. | логическая перегруппировка/восстановление последовательности |
10 | Процесс перекодировки текста. Определение основной мысли текста. | Практическая работа по перекодировки текста в план, кластерный план, схему, график. | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм, отсроченная загадка | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование познавательного интереса. | Перекодировка информации |
11 | Практическая работа. Определение темы и идеи текста. | Содержательно-языковой анализ исходного текста и его информационная переработка, направленная на выявление и интерпретацию содержащейся в исходном тексте информации логического, оценочного и собственно-языкового характера | Групповая работа: с текстом, сбор информации из научных и художественных источников публичная защита, саморефлексия и самокоррекция. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями; вычитывать информацию, данную в неявном виде. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: определять, какая информация нужна для решения задачи, и отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. | Формирование навыков коллективной исследовательской деятельности. | упражнение на дополнение |
12 | Диалог с автором. Работа с вопросами. | Идейный смысл текста всегда четко соотносится с его основной проблематикой (основной проблемой). | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм. Исследование процесса возникновения диалога с автором. | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия). Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов и представлять информацию в виде таблиц, схем, диаграмм. | Формирование к творческой деятельности на основе составленного плана. | викторина |
13 | Практическая работа. Составление вопросов к разным видам текста. | Концепция составления вопросов к разным видам текста определяет интонацию и систему аргументов. | Групповая работа: с текстом, сбор информации из научных и художественных источников, составление таблицы, публичная защита, саморефлексия и самокоррекция. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; понимать смысл текста в целом, истолковывать текст при помощи творческого пересказа. Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи; определять, какая информация нужна для решения задачи, и отбирать источники информации, необходимые для решения задачи. | Формирование навыков коллективной исследовательской деятельности. | заполнение таблицы |
14 | Как читать учебную литературу? | Виды учебной литературы. | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм | Коммуникативные: уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения; воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для решения. Регулятивные: определять последовательность промежуточных действий с учетом конечного результата, составлять план. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач. | Формирование навыка анализа, коллективного проектирования | деление текста на абзацы, составление плана |
15-16 | Подготовка мини-проектов. Принципы работы с учебной литературой | Составление различных памяток, алгоритмов: «Как работать с книгой», « Как работать с параграфом учебника», «Как читать учебную статью» | Групповая работа: с текстом, сбор информации из научных и художественных источников, публичная защита, саморефлексия и самокоррекция. | Коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точность выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями. Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения. Познавательные: уметь строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связи. | Формирование навыка самоанализа и самоконтроля | исправление – определение и корректировка языковых или содержательных нарушений в тексте |
17 | Практическая работа. Анализ текстов заданий в учебниках разных дисциплин. Работа с вопросами. | Функции учебной книги. Разновидности текстов заданий в учебниках (за курс 6 класса) | Фронтальная работа с классом, групповая работа, мозговой штурм | Коммуникативные: управлять своим поведением (контроль, самокоррекция, оценка своего действия); извлекать информацию из текстов, таблиц, схем, иллюстраций. Регулятивные: обнаруживать и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Познавательные: уметь выделять существенную информацию из текстов разных видов. | Формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения | сопоставление / нахождение сходств и различий |
Аннотация к рабочей программе по смысловому чтению 6 класс
Рабочая программа по смысловому чтению составлена на основе
Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 31.12. 2014, с изм. от 02.05. 2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 31. 03. 2015);
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17.12. 2010 № 1897;
Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12. 2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897»;
Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15);
в соответствии с
Учебным планом МКОУ СОШ с.Преображенка на 2017-2018 учебный год;
Основной образовательной программой МКОУ СОШ с.Преображенка;
Уставом МКОУ СОШ с.Преображенка;
На уроках используется различный дидактический материал: тексты, которые взяты из произведений русской литературы и публицистики из учебных пособий: 1) О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку к учебнику для общеобразо-вательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов и др. Русский язык. 6 класс. - М.: Экзамен, 2014; 2) Е.Л.Ерохина. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь к учебнику для общеобразовательных учреждений: Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 6 класс.- М.: Просвещение, 2016.
Главным источником развития является способность читать информацию, предоставленную нам окружающим миром. В широком смысле слово «читать» понимается как умение «объяснять, истолковывать мир: читать по звездам, читать по лицу, читать и истолковывать явления природы» и т.д. Нас интересует чтение в узком смысле. Чтение как процесс интерпретации и понимания текста, как качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Такой подход нашѐл отражение в нормативных документах, которые отражают государственный заказ образованию и определяют его содержание. Не случайно Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования включают в метапредметные результаты в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров».
Целями курса является овладение навыками комплексного анализа текста, совершенствование и систематизация знаний по русскому языку, а также социализация и воспитание обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС. Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Данные цели обусловливают решение следующих задач:
-Развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-Формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
-Формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков, овладение нормами русского литературного языка и обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
-Обеспечение соответствия программы по русскому языку за курс 6 класса требованиям образовательного учреждения.
Место предмета в учебном плане.
Предложенная система уроков рассчитана на 17 часов в год (0,5 часа в неделю).