Пояснительная записка
Рабочая программа внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) обеспечивает достижение планируемых результатов освоения АООП.
Рабочая программа «Комнатное цветоводство» составлена в соответствии со следующими документами:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) Приказ от 19 декабря2014 года № 1599 Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
3. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
4. Учебный план ГОКУ «Специальной (коррекционной) школы №3 г. Иркутска» на 2016-2017 г.
5. СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
Цель программы: создание условий для развития и применения творческого потенциала в области комнатного цветоводства
Задачи:
- освоить первоначальные знания о строении растений, способах выращивания и ухода за ними, правилах использования инвентаря; пробудить познавательный интерес к творческой деятельности;
- овладеть умениями выращивать комнатные растения, ухаживать за ними;
- воспитывать эмоционально-ценностное отношение к природе, результатам своего и чужого труда, чувства сопричастности к созданию и сохранению уникальных объектов природы; стремление создавать прекрасное
2. Общая характеристика предмета
Курс программы «Комнатное цветоводство» рассчитан на подготовку учащихся с легкой умственной отсталостью. Особенность изучаемого курса состоит в тесном общении с природой, что является благодатной почвой для воспитания любви, доброты к окружающему миру, человеку; развития творческого потенциала. Каждый ребёнок готов творить. Направить его интересы в нужное русло, помочь проявить фантазию, понять важные законы творчества, помочь проникнуть в тайны природы Содержание этого курса ориентирует учащихся на формирование знаний и умений по выращиванию комнатных растений, подборе цветов в связи с их особенностями, предусматривает ряд практических занятий, способствующих закреплению теоретического материала.
Для организации обучения школа должна располагать территорией, достаточной для разведения комнатных растений. В самой школе под занятия необходимо отвести просторный светлый класс с приспособлениями для черенкования растений, следует предусмотреть место для большого количества комнатных растений. Работа по предложенным темам благотворно сказывается на сообразительности и мелкой моторики умственно отсталых подростков (например, все операции, связанные с цветочными семенами).
Время на освоение новых тем и повторение пройденного материала учитель определяет, оценивая уровень подготовленности своих учеников. Неизменной остается задача ознакомить школьников с многообразием многолетних комнатных растений, используемых в цветоводстве, научить приемам их выращивания, тем самым способствуя социальной адаптации ребят.
Работая с комнатными растениями, учащиеся усваивают важнейшие приемы и трудовые навыки по уходу за ними, по их размножению и пересадке. Комнатные растения в школе используются для оформления интерьера, что играет не маловажную роль в эстетическом воспитании учащихся.
Методы обучения: практические занятия по овладению навыками выращивания и ухода за цветущими растениями, теоретические занятия (беседы) по изучению науки о цветах, правильно благоустроить территорию клумбами, выполнение компьютерной презентации о цветах, произрастающих в школе.
Условия проведения занятия:
1. Для проведения занятий необходимо иметь раздаточный материал с фотографиями комнатных цветов, книги о цветах; посадочный материал, семена, луковицы цветов, ящики для рассады.
2. При подготовке таких занятий учитель должен действовать по принципу сотрудничества;
-ориентации на то, что личность ребёнка является субъектом, а не объектом в педагогическом процессе;
-предъявление особого стиля отношений учителя и учеников: не командовать, а организовывать; не управлять, а соуправлять; не запрещать, а направлять, не ограничивать, а предлагать свободу выбора;
-ставка на самостоятельность детей,
-создание ситуации успеха, одобрения, поддержки, доброжелательности.
3. Место предмета в учебном плане
На изучение курса по внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» в 1 классе отводится 33 часа (1 час в неделю, 33 учебные недели).
4. Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета
В результате изучения курса внеурочной деятельности «Комнатное цветоводство» будут заложены основы ценностное отношение к природе; бережное отношение к живым организмам, способность сочувствовать природе и её обитателям;
Личностные результаты обучения:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее охраны;
ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
элементарные представления об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;
интерес к изучаемому материалу, осознание своих возможностей;
знание основных норм поведения;
навык самостоятельной работы и работы в группе при выполнении практических работ;
основы социально ценных личностных и нравственных качеств;
возможность реализовать потенциал в собственной деятельности, осуществлять самореализацию и самоопределение личности.
Предметные результаты обучения:
Знать/понимать:
- правила ухода за комнатными и садовыми растениями;
- строение цветкового растения;
- несколько видов комнатных растений;
- способы ухода за комнатными растениями;
- роль комнатных растений в жизни человека.
Уметь:
- выполнять правильный полив, очистку листьев;
- выполнять правильную посадку и пересадку комнатных растений
Формы подведение итогов:
– организация выставки растений.
- групповые занятия, практическое выполнение работ;
5. Содержание программы учебного курса
Курс «Комнатное цветоводство»
(33 часа, 1 час в неделю)
Раздел 1. Цветы-краски природы
Что мы знаем о цветах (рисование любимого цветка).Цветы в нашей жизни (просмотр слайдов, загадки). Аппликация «Мой любимый цветок». Коллективное панно «Цветочная поляна». Цветочные узоры.
Экскурсия: Цветы вокруг нас.
Раздел 2. Строение цветущего растения
Строение цветущего растения. Живи, цветок (что необходимо для жизни растений). Практическое определение части растения (корень, стебель, листья, цветок.
Раздел 3. Уход за растениями
Комплексный уход за растениями. Правильный полив. Рыхление. Подкормки. Уход за листьями.
Раздел 4. Эти удивительные растения
Эти удивительные растения (просмотр слайдов, иллюстраций).. Игра – практикум «Что мы знаем о цветах.
Раздел 5. Растения в доме и в саду
Комнатные растения (просмотр слайдов). Какие цветы в нашем доме? Условия выращивания. Цветы на празднике. Игровая программа «Угадай цветок»
Раздел 6. Школа цветовода
Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение). Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть. Правильный посев. Цветочное местечко (определение места посева семян цветов). Уход за ростками. Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту».
6. Календарно-тематическое планирование
Наименование разделов и тем
Количество часов
всего
теория
практика
экскурсии
Раздел 1 «Цветы – краски природы» (6 часов)
1.1.Что мы знаем о цветах.
Рисование любимого цветка.
1.2. Цветы в нашей жизни. (просмотр слайдов, загадки)
1.3. Экскурсия «Цветы вокруг нас»
3
2
1
6
5
0
1
Раздел 2 «Строение цветущего растения» (6 часов)
2.1. Строение цветущего растения
2.2.Живи цветок (что необходимо для жизни растений).
2.3. Строение цветущего растения.
2.4.Части растения (корень, стебель, листья). Практическое определение
2
1
2
1
6
5
1
0
Раздел 3 «Уход за растениями» (6 часа)
3.1.Уход за растениями
3.2. Правильный полив.
3.3. Рыхление. Подкормки.
3.4. Уход за листьями.
1
2
2
1
6
1
5
0
Раздел 4 «Эти удивительные растения» (5 часа) |
4.1. Эти удивительные растения 4.2. Эти удивительные растения (слайды). 4.3. Игра- практикум «Что мы знаем о цветах» | | 2 2 | 1 | |
| 5 | 4 | 1 | 0 |
Раздел 5 «Растения в доме» (5 часов) |
5.1. Комнатные растения (просмотр слайдов) 5.2. Какие цветы в нашем доме. 5.3. Условия выращивания. 5.4. Игровая программа «Угадай цветок». 5.5. Выставка комнатных растений | | 1 1 1 | 1 1 | |
| 5 | 3 | 2 | 0 |
Раздел 6 «Школа цветовода» (5 часов) |
6.1. Практикум «Комнатные цветы» (наблюдение) 6.2. Подготовка почвы к посадке. Отбор семян. Проверка семян на всхожесть, посев. 6.3. Цветочное местечко. Уход за ростками. 6.4 Коллективный коллаж из разных материалов «Цените красоту» | | | 1 2 | 1 1 |
| 5 | 0 | 3 | 2 |
Всего: | 33 | 18 | 12 | 3 |
7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения курса внеурочной
деятельности
Материалы:
1. Земля (почва)
2. Комнатные растения
Инструменты:
1. Лопаточка
2. Грабли
3. Лейка
Оборудование:
1. Стенд для выставки
2. Компьютер
3. Проектор
Литература:
1000+1 совет по уходу за комнатными растениями./ Авт. – сост. Е. Манжос. – М, 1999. – 432 с.
Вакуленко В.В., Лайцева Е.Н., Клевенская Т.М и др. Справочник цветовода. М. Колос, 1996.
Д-р Д.Т. Хессайон. Всё о комнатных растениях Expert Books 1998.
Капранова Н.Н. Комнатные растения в интерьере. – М.: Изд – во МГУ, 1989. – 190 с.
Клинковская Н.И.; Пасечник В.В. Комнатные растения в школе. – М. Просвещение, 1986. – 143 с.
Комнатные растения – Сост. Е.Сербина.-М.: “РИПОЛ-КЛАССИК”, 1999.-192 с.
Комнатные растения. Сост. Галкина Е.Г. : Изд – во “Феникс”, 1997. – 384 с.
Культиасов И.М. Экология растений. – М.: Изд – во Моск. Ун-та, 1982. – 384 с.
М.С. Двораковский. Экология растений. – М.: Высшая школа , 1983.
Н. Верзилин. Путешествие с домашними растениями. – Л, 1951
Цветы круглый год. - СПб.: Дельта - С.П.: 1999.-192с., ил.
Чуб В.В., Лезина К.Д. Комнатные растения. – М, 1999 – 336 с.
Программы специальной (коррекционной) образовательной школы IIVвида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой.- М.: Гуманит. Изд.центр ВЛАДОС, 2001.-Сб. 2. – 240 с.