Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Красновосходская средняя общеобразовательная школа» Кизлярского района Республики Дагестан
Рекомендовано методическим объединением учителей химии ,биологии Руководитель МО ________Вердиханова Э.Х. «___» _______ 2019г. | Согласовано Заместитель директора по УВР _________Аскеров Ш.А. «___» _______ 2019г. | Утверждаю Директор школы _______Завзанов С.З. «___» _______ 2019г. |
Рабочая программа
по химии для 11 класса
УМК О.С. Габриелян , Г.Г. Лысовой
В неделю 3 часа, в году – 102 часа
Составила:
учитель химии
Вердиханова Э.Х.
с. Красный Восход 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 11 класса составлена в соответствии с:
Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральным компонентом государственного стандарта образования;
Основной образовательной программой среднего общего образования МКОУ «Красновосходская СОШ» на 2019-2020 учебный год;
Примерной программой среднего общего образования для общеобразовательных школ по химии ;
Авторской программой по химии для общеобразовательных учреждений под редакцией О.С. Габриелян ;
Предметной линией учебников УМК О.С. Габриелян ., Г.Г. Лысовой .
Курс химии в 11 классе направлен на достижение следующих целей:
освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях;
овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных;
воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде, применение полученных знаний при сдаче ЕГЭ по химии.
В соответствии с целями преподавания химии основные задачи курса химии в старших классах по данной программе сводятся к следующему:
Материальное единство веществ природы, их генетическая связь;
Причинно-следственные связи между составом, строением, свойствами и применением веществ;
Познаваемость веществ и закономерностей протекания химических реакций;
Объясняющая и прогнозирующая роль теоретических знаний для фактического материала химии элементов;
Конкретное химическое соединение представляет собой звено в непрерывной цепи превращений веществ, оно участвует в круговороте химических элементов и в химической эволюции;
Законы природы объективны и познаваемы, знание законов дает возможность управлять химическими превращениями веществ, находить экологически безопасные способы производства и охраны окружающей среды о загрязнений.
Наука и практика взаимосвязаны: требования практики – движущая сила науки, успехи практики обусловлены достижениями науки;
Развитие химической науки и химизации народного хозяйства служат интересам человека, имеют гуманистический характер и призваны способствовать решению глобальных проблем современности.
Планируемые результаты усвоения учебного курса
В результате изучения химии на профильном уровне ученик должен
знать/понимать:
- роль химии в естествознании, ее связь с другими естественными науками, значение в жизни современного общества;
важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, масса атомов и молекул, ион, радикал, аллотропия, нуклиды и изотопы, атомные s-, p-, d-орбитали, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, гибридизация орбиталей, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, комплексные соединения, дисперсные системы, истинные растворы, электролитическая диссоциация, кислотно-основные реакции в водных растворах, гидролиз, окисление и восстановление, электролиз, скорость химической реакции, механизм реакции, катализ, тепловой эффект реакции, энтальпия, теплота образования, энтропия, химическое равновесие, константа равновесия, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, индуктивный и мезомерный эффекты, электрофил, нуклеофил, основные типы реакций в неорганической и органической химии;
- основные законы химии: закон сохранения массы веществ, периодический закон, закон постоянства состава, закон Авогадро, закон Гесса, закон действующих масс в кинетике и термодинамике;
- основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений (включая стереохимию), химическую кинетику и химическую термодинамику;
- классификацию и номенклатуру неорганических и органических соединений;
- природные источники углеводородов и способы их переработки;
- вещества и материалы, широко используемые в практике: основные металлы и сплавы, графит, кварц, стекло, цемент, минеральные удобрения, минеральные и органические кислоты, щелочи, аммиак, углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла и моющие средства;
уметь:
- называть изученные вещества по «тривиальной» и международной номенклатурам;
- определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, характер среды в водных растворах, окислитель и восстановитель, направление смещения равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам органических соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в неорганической и органической химии;
- характеризовать: s-, р- и d-элементы по их положению в периодической системе Д. И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических соединений; строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов);
- объяснять: зависимость свойств химического элемента и образованных им веществ от положения в периодической системе Д. И. Менделеева; зависимость свойств неорганических веществ от их состава и строения; природу и способы образования химической связи; зависимость скорости химической реакции от различных факторов, реакционной способности органических соединений от строения их молекул;
- выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;
- проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям реакций;
- осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
Основное содержание учебного курса «Химия » в 11 классе
Раздел 1. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1ч.)
Научные методы исследования химических веществ и превращений. Роль химического эксперимента в познании природы. Моделирование химических явлений. Взаимосвязь химии, физики, математики и биологии. Естественнонаучная картина мира.
Раздел 2. ОСНОВЫ ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ХИМИИ ( 53ч.)
Атом. Модели строения атома. Ядро и нуклоны. Нуклиды и изотопы. Электрон. Дуализм электрона. Квантовые числа. Атомная орбиталь. Распределение электронов по орбиталям. Электронная конфигурация атома. Валентные электроны. Основное и возбужденные состояния атомов.
Современная формулировка периодического закона и современное состояние периодической системы химических элементов Д.И.Менделеева. Электронные конфигурации атомов переходных элементов.
Молекулы и химическая связь. Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Характеристики ковалентной связи. Комплексные соединения. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность. Гибридизация атомных орбиталей. Пространственное строение молекул. Полярность молекул. Ионная связь. Металлическая связь. Водородная связь. Межмолекулярные взаимодействия. Единая природа химических связей.
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Современные представления о строении твердых, жидких и газообразных веществ.
Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотопия.
Классификация и номенклатура неорганических и органических веществ.
Чистые вещества и смеси. Дисперсные системы. Коллоидные системы. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Тепловые явления при растворении. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества, молярная и моляльная концентрации.
Химические реакции, их классификация в неорганической и органической химии.
Закономерности протекания химических реакций. Тепловые эффекты реакций. Термохимические уравнения. Понятие об энтальпии и энтропии. Энергия Гиббса. Закон Гесса и следствия из него.
Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Закон действующих масс. Элементарные и сложные реакции. Механизм реакции. Энергия активации. Катализ и катализаторы.
Обратимость реакций. Химическое равновесие. Константа равновесия. Смещение равновесия под действием различных факторов. Принцип Ле Шателье.
Электролитическая диссоциация. Сильные и слабые электролиты. Константа диссоциации. Реакции ионного обмена. Произведение растворимости. Кислотно-основные взаимодействия в растворах. Амфотерность. Ионное произведение воды. Водородный показатель (рН) раствора. Гидролиз органических и неорганических соединений.
Окислительно-восстановительные реакции. Методы электронного и электронно-ионного баланса. Ряд стандартных электродных потенциалов. Коррозия металлов и способы защиты от нее. Химические источники тока. Электролиз растворов и расплавов.
Раздел 3. НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ ( 34ч. )
Характерные химические свойства металлов, неметаллов и основных классов неорганических соединений.
Водород. Изотопы водорода. Соединения водорода с металлами и неметаллами. Вода. Пероксид водорода.
Галогены. Галогеноводороды. Галогениды. Кислородсодержащие соединения хлора.
Кислород. Оксиды и пероксиды. Озон.
Сера. Сероводород и сульфиды. Оксиды серы. Сернистая и серная кислоты и их соли.
Азот. Аммиак, соли аммония. Оксиды азота. Азотистая и азотная кислоты и их соли.
Фосфор. Фосфин. Оксиды фосфора. Фосфорные кислоты. Ортофосфаты.
Углерод. Метан. Карбиды кальция, алюминия и железа. Угарный и углекислый газы. Угольная кислота и ее соли.
Кремний. Силан. Оксид кремния (IV). Кремниевые кислоты, силикаты.
Благородные газы.
Щелочные и щелочно-земельные металлы и их соединения.
Алюминий и его соединения.
Переходные элементы (медь, серебро, цинк, ртуть, хром, марганец, железо) и их соединения.
Комплексные соединения переходных элементов.
Общие способы получения металлов. Понятие о металлургии. Сплавы (черные и цветные).
Раздел 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ХИМИИ (5 ч.)
Правила работы в лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами.
Физические методы разделения смесей и очистки веществ. Кристаллизация, экстракция, дистилляция.
Синтез неорганических газообразных веществ.
Синтез твердых и жидких веществ. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы. Идентификация органических соединений, обнаружение функциональных групп. Измерение физических свойств веществ (масса, объем, плотность). Современные физико-химические методы установления структуры веществ. Химические методы разделения смесей.
Раздел 5. ХИМИЯ И ЖИЗНЬ( 9 ч.)
Химические процессы в живых организмах. Биологически активные вещества. Химия и здоровье. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.
Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии.
Общие принципы химической технологии.
Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в современной жизни. Токсичные, горючие и взрывоопасные вещества.
Источники химической информации: учебные, научные и научно-популярные издания, компьютерные базы данных, ресурсы Интернета.
Календарно-тематическое планирование 11 класс
№ | Тема | Домашнее задание | Дата проведения урока |
план | факт |
1 | Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. | Конспект . | 1 неделя сентября | |
2 | Строение органических веществ. | 10кл. упр.в тетради Схема превращений | | |
3 | Классификация органических соединений. | | |
4 | Генетическая связь между классами органических соединений. | 2неделя сентября | |
5 | Решение задач на вывод формул органических соединений. | Задачи | | |
6 | Входная контрольная работа | Повторить | | |
7 | Атом - сложная частица. Изотопы. | П.1 в.1-4 | 3неделя сентября | |
8 | Электронные конфигурации атомов. Состояние электронов в атоме. Электронная классификация элементов(s-,р-элементы). | .П.2 упр.в тетр. | | |
9 | Состояние электронов в атоме. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. | П.2-3, упр. 4 | | |
10 | Валентные возможности атомов. | П.4 упр.1-5 | 4неделя сентября | |
11 | Периодический закон и периодическая система химических элементов в свете учения о строении атомов. | П.5упр. 4-6 | | |
12 | Периодический закон и строение атомов. | П.6.упр.7 | | |
13 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение атома». | П.1-6 | 1неделя октября | |
14 | Контрольная работа №2 «Строение атома и ПЗ». | повторить | | |
15 | Ионная химическая связь. | П.6 упр.3-7 В тетради . | | |
16 | Ковалентная химическая .связь. | 2неделя октября | |
17 | Водородная связь . | | |
18-19 | Типы кристаллических решеток | Конспект, задание | 2-3 неделя октября | |
21 | Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул | | | |
23 | Теория химического строения органических соединений | П.9,упр.в тетради | | |
24 | Полимеры органические и неорганические. | П.10,упр. сообщения | 2 неделя ноября | |
25 | Полимеры органические и неорганические | | |
26 | Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия, изотоп. | П.9 задание | | |
27 | Дисперсные системы и растворы | П.8, задачи | 3 неделя ноября | |
28 | Истинные растворы. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворённого вещества. | | |
29 | Решение задач на вывод формул органических и неорганических соединений . | Задачи | | |
30 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Строение вещества». | Подготовиться | 4 неделя ноября | |
31 | Контрольная работа №3 «Строение вещества» | повторить | | |
32 | Анализ к/раб. Классификация химических реакций . | П.11, упр 1-6,7 Задачи | | |
33 | Классификация химических реакций. Тепловой эффект хим. реакции. | 1 неделя декабря | |
34 | Решение задач на тепловой эффект химической реакции | | |
35 | Окислительно-восстановительные реакции. | | |
36 | Скорость химической реакции | П.12-13 , упр.1-4 | 2 неделя декабря | |
37 | Катализ. Гомогенный и гетерогенный катализ. | | |
38 | Химическое равновесие | П.-14.1-11 выбор | | |
40 | Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель. Восстановитель | П.11, задания ЕГЭ | 3 неделя декабря | |
41 | Окислительно-восстановительные реакции | П.11 задания | | |
42 | Окислительно-восстановительные реакции в неорган. и органич. химии | | |
43 | Выполнение упражнений на окислительно-восстановительные реакции. | П.11инд.задания | 4 неделя декабря | |
44 | Электролитическая диссоциация | П.15 упр.1-11 | | |
45-46 | Реакции ионного обмена в водных растворах. | | |
47 | Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (рН) раствора. | 2 неделя января | |
48 | Гидролиз неорганических веществ. | П.16упр.1-6 | | |
49 | Гидролиз органических веществ. | | | |
50 | Решение заданий ЕГЭ по теме : « Гидролиз» | тесты | 3 неделя января | |
51- 52 | Решение задач по химическим уравнениям. | задачи | | |
53 | Обобщение и систематизация знаний по теме : «Химические реакции» | Подгот.к к/работе | 4 неделя января | |
54 | Контрольная работа №4 «Химические реакции» | повторить | | |
55 | Анализ к/р.Классификация неорганических веществ | П.17,упр.1-8 | | |
56 | Классификация неорганических и органических веществ | 1неделя февраля | |
57 | Металлы. Электрохимический ряд напряжения металлов. Свойства металлов. | П.18 упр.1-3 П.18 упр.23-26 Упр.13 | | |
58 | Коррозия металлов | | |
59 | Общие способы получения металлов | 2неделя февраля | |
60 | Электролиз расплавов. | | |
61 | Электролиз растворов. Выполнение упражнений. | | |
62 | Металлы главных подгрупп (I группа) | 3 неделя февраля | |
63 | Металлы главных подгрупп (II группа) | | |
64 | Металлы главных подгрупп (Al) | П.18 сообщения Упр.31-37 выбор | | |
65 | Металлы побочных подгрупп (железо, хром) | 4 неделя февраля | |
66 | Металлы побочных подгрупп (марганец) | | |
67 | Металлы побочных подгрупп (медь, цинк, серебро) | | |
68 | Решение задач и упражнений по теме: «Металлы». | П.18 задачи | 1неделя марта | |
69 | Неметаллы | П.19 упр.1-8 | | |
70 | Изменение кислотных свойств водородных соединений. | конспект | | |
71 | Изменение кислотных свойств высших оксидов и гидроксидов неметаллов | конспект | 2неделя марта | |
72 | Галогены | П.17-18, 9кл | | |
73 | Халькогены | П.20 | | |
74 | Подгруппа азота | П.23-26 | 3 неделя марта | |
75 | Аммиак | | |
76 | Решение задач и упражнений по теме : «Неметаллы» | задания | | |
77 | Кислоты | П.20упр.1-6 | | |
78 | Особенности свойств серной кислоты | 1 неделя апреля | |
79 | Особенности свойств азотной кислоты | П.24 ,9кл. | | |
80 | Особенности свойств муравьиной кислоты | П.20, 10 кл. | | |
81 | Основания неорганические и органические | П.21, упр.1-7 | 2 неделя апреля | |
82- 83 | Амфотерные соединения и их свойства. | П.22. | | |
84 | Генетическая связь между классами неорганических соединений. | П.23 упр.1-2 | 3 неделя апреля | |
85 | Генетическая связь между классами органических соединений. | | |
86 | Проверочная работа : Генетическая связь между классами неорган.и орг.в | Повторить | | |
87 | Обобщение и систематизация знаний по теме «Вещества и их свойства» . | | 4 неделя апреля | |
88 | Итоговая контрольная работа. | Повторить | | |
89-90 | Работа над ошибками. Практическая работа №1 Получение газов и изучение их свойств | Практикум Стр.351-359 | 4 неделя апреля и 1неделя мая | |
|
|
91 92 | Подготовка к ЕГЭ | Тесты ЕГЭ | | |
93 | Промежуточная аттестация | повторить | 2 неделя мая | |
94 95 | Химия и производство. Серная кислота | П.24 | | |
96 | Химия и сельское хозяйство | П.25 | | |
97 | Химия и проблемы окружающей среды | П.26 | 3 неделя мая | |
98 | Химия и повседневная жизнь. Л.О №3 Знакомство образцами лекарственных веществ. | П.27 | | |
99 100 | Решение задач на массовую долю растворенного вещества и избыток и недостаток Решение задач по химии. | задачи | | |
101 | Повторение обобщение курса общей химии. | повторить | 4 неделя мая | |
102 | Итоговый урок по курсу «Общая химия» | | | |