СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова по УМК «Школа России») в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы «Литературное чтение. 1-4 классы» (Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова по УМК «Школа России») в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования.
Цели:
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;
• овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
• воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Задачи:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы
Согласно учебному плану школы на изучение предмета «Литературное чтение» со 2 – 4 класс отводится 357 ч.
Во 2 – 3 классах по 136 ч (4 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе). В 4-м классе - 85 ч . Учебный план школы предполагает изучение предмета «Родная литература» в 4 классе (1 час в две недели, 17 часов в год). В связи с этим произведено перераспределение часов предмета «Литературное чтение» в 4 классе: из 102 часов предмета «Литературное чтение» 17 часов передано на изучение предмета «Родная литература».
В период чрезвычайных ситуаций, погодных условий, введения карантинных мероприятий по заболеваемости гриппом, ОРВИ и другими инфекционными заболеваниями, образовательный процесс по данному учебному предмету осуществляется с использованием дистанционных технологий, «электронных дневников», социальных сетей и других форм.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
2класс
Личностные | |
У обучающегося будут сформированы: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к уроку литературного чтения и к процессу чтения, ориентация на содержательные моменты школьной действительности; -мотивация обращения к художественной книге как источнику эстетического наслаждения; -первоначальные представления о нравственных понятиях (добро, доброжелательность, терпение, уважение, дружба, друг, товарищ, приятель); -умение отвечать на вопросы: «Кого можно назвать другом?», «Что такое настоящая дружба?», «Как найти друзей?», «Что значит поступать по совести?»; -умение хранить традиции своей семьи, своей Родины; -умение видеть красоту родного края благодаря произведениям литературы и живописи известных писателей и художников; гордиться своей страной; -умение понимать ценность книги; -умение оценивать поступки героев произведения и свои собственные (под руководством учителя) с точки зрения моральных ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; -способность выражать свои эмоции посредством выразительного чтения; -стремление к успешной учебной деятельности. | Обучающийся получит возможность для формирования: -определять конкретный смысл нравственных понятий: поступок, честность, верность слову; -понимать, что значит поступать по совести, жить по совести, с чистой совестью; -понимать мотивы поступков героев произведения; соотносить поступки героев с реальными жизненными ситуациями; делать свой нравственный выбор.
|
Метапредметные | |
Регулятивные: | |
Учащиеся научатся: -ориентироваться в учебнике; находить нужную главу в содержании; знать и применять систему условных обозначений при выполнении заданий; -предполагать на основе чтения названия раздела, какие произведения будут в нём представлены; -понимать, принимать и сохранять учебную задачу; проговаривать вслух возможный план решения задачи; -определять систему вопросов, на которые предстоит ответить; -принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с самостоятельно поставленной на основе вопросов учебной задачей; -проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | Учащиеся получат возможность научиться: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; -составлять план действий (совместно с учителем); -уметь работать в соответствии с заявленным планом; - корректировать свою деятельность в соответствии с допущенными ошибками; вырабатывать критерии оценки в диалоге с учителем и определять степень успешности выполнения задания.
|
Познавательные | |
Учащиеся научатся: -самостоятельно работать с учебником как источником информации; -находить заданное произведение разными способами; выделять в тексте основные части; -создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы; -группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям); -сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям); -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий, используя алфавитный каталог, справочную литературу для детей. | Учащиеся получат возможность научиться: -находить необходимые слова в тексте; -на основе опорных слов составлять своё высказывание; -самостоятельно составлять план к прочитанному или прослушанному произведению; - на основе плана самостоятельно представлять героев, событие.
|
Коммуникативные | |
Учащиеся научатся: -задавать вопросы по прочитанному произведению и отвечать на них; -участвовать в коллективной творческой деятельности (в группе и паре); проявлять интерес к общению; -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, возможно не совпадающих с собственным мнением.
| Учащиеся получат возможность научиться: -составлять высказывание под руководством учителя в устной и письменной форме; -владеть монологической и диалогической формами речи; высказывать и обосновывать свою точку зрения; -слушать и слышать других, понимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Предметные | |
Виды речевой и читательской деятельности | |
Учащиеся научатся: -осознавать цель чтения в соответствии с содержанием шмуцтитула и собственным интересом к чтению; -пользоваться в читательской практике приёмами вдумчивого чтения под руководством учителя (комментированное чтение, чтение в диалоге автор – читатель); -читать целыми словами со скоростью чтения, позволяющей понимать художественный текст; при чтении отражать настроение автора читаемого текста; -ориентироваться в информационном аппарате учебной книги, её элементах, опираться на них при выборе книги; находить сходные элементы в книге художественной; -просматривать и выбирать книги для самостоятельного чтения и поиска нужной информации (справочная литература) по совету взрослых; фиксировать свои читательские успехи в «Рабочей тетради по литературному чтению»; -осмыслять нравственное содержание пословиц, поговорок, мудрых изречений русского народа, соотносить их нравственный смысл с изучаемыми произведениями и реалиями жизни; -распределять загадки на тематические группы, составлять собственные загадки на основе предложенного в учебнике алгоритма; -соотносить заголовок текста с его содержанием, осознавать взаимосвязь содержание текста с его заголовком (почему так называется); -задавать самостоятельно и под руководством учителя вопросы по прочитанному или прослушанному произведению; -пересказывать текст на основе картинного плана, простого плана, составленного под руководством учителя; -характеризовать героя произведения под руководством учителя (кто он, какой он); -делить текст на части под руководством учителя | Учащиеся получат возможность научиться: -сознавать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы; - составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях,; -употреблять пословицы и поговорки в учебных диалогах и высказываниях на заданную тему. -читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -понимать и осознавать, почему поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает, как это характеризует самого поэта; -рассуждать о категориях «добро» и «зло», «красиво» и «безобразно», употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; -пользоваться элементарными приёмами анализа текста по вопросам учителя (учебника). -осуществлять переход с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; -понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте. -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; - находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать, опираясь на составленный под руководством учителя план. |
Творческая деятельность | |
Учащиеся научатся: -читать текст, соблюдая при чтении орфоэпические и интонационные нормы чтения; отражая настроение автора; -пересказывать текст подробно на основе коллективно составленного плана или опорных слов под руководством учителя; -придумывать самостоятельно тексты по аналогии с прочитанными или прослушанными произведениями; -читать стихотворение, передавая настроение с помощью различных выразительных средств. | Учащиеся получат возможность научиться: -сочинять свои произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой. -пересказывать содержание произведения выборочно и сжато. -выразительно читать, выявляя авторское отношение к изображаемому, передавать настроение при чтении. |
Литературоведческая пропедевтика | |
Учащиеся научатся: - различать потешки, небылицы, песенки, считалки, народные сказки, осознавать их культурную ценность для русского народа; -находить отличия между научно-познавательным и художественным текстом; приводить факты из текста, указывающие на его принадлежность к научно-познавательному или художественному; составлять таблицу различий. -использовать знания о рифме, особенностях жанров (стихотворения, сказки, загадки, небылицы, песенки, потешки), особенностях юмористического произведения в своей литературно-творческой деятельности. | Учащиеся получат возможность научиться: -понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм. -определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами. -находить в произведении средства художественной выразительности (сравнение).
|
Круг детского чтения | |
Обучающийся научится: -характеризовать представленную на выставке книгу; -организовывать выставку книг в классе по заданным учителем параметрам и под руководством учителя; -находить книгу по заданным параметрам в домашней библиотеке.
| Обучающийся получит возможность научиться: -сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; -определять их отличительные особенности; -выявлять особенности героя художественного рассказа; -выявлять особенности юмористического произведения; -находить сравнения, олицетворения, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
Знать: наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;
5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;
имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.
3 класс
Личностные | |
У обучающегося продолжится формирование: -осознание значимости чтения для своего дальнейшего развития; потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и самого себя; -понимать, что высказывание своей точки зрения и уважение мнения собеседника. понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье, находить подтверждение этому в читаемых текстах, в том числе пословицах и поговорках; -с гордостью и уважением относиться к творчеству писателей и поэтов, рассказывающих в своих произведениях о Родине, составлять рассказы о них, передавать в этих рассказах восхищение и уважение к ним; -самостоятельно находить произведения о своей Родине, с интересом читать, создавать собственные высказывания и произведения о Родине. | Обучающийся получит возможность для формирования: -понимать, что отношение к Родине начинается с отношений к семье и к малой родине, находить примеры самоотверженной любви к малой родине среди героев прочитанных произведений; -собирать материал для проведения заочных экскурсий по любимым местам своей Родины, доносить эту информацию до слушателей, используя художественные формы изложения (литературный журнал, уроки-концерты, уроки-праздники, уроки-конкурсы и пр.).
|
Метапредметные | |
Регулятивные | |
Учащиеся научатся: -формулировать учебную задачу урока в мини-группе (паре), принимать её, -сохранять на протяжении всего урока, периодически сверяя свои учебные действия с заданной задачей; -читать в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно, по ролям, выразительно наизусть и пр.); - предлагать совместно с группой (парой) план изучения темы урока; -оценивать свои достижения и результаты сверстников в группе (паре) по выработанным критериям и выбранным формам оценивания; -определять границы коллективного знания и незнания по теме самостоятельно (Что мы уже знаем по данной теме? Что мы уже умеем?), связывать с целевой установкой урока. | Учащиеся получат возможность научиться: -формулировать свои задачи урока в соответствии с темой урока и индивидуальными учебными потребностями и интересами; -осмысливать коллективно составленный план; -принимать замечания, конструктивно обсуждать недостатки предложенного плана.
|
Познавательные | |
Учащиеся научатся: -определять информацию на основе различных художественных объектов, например, литературного произведения, иллюстрации, репродукции картины, музыкального текста, таблицы, схемы и тд.; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения; -сравнивать мотивы поступков героев из одного литературного произведения, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; понимать смысл русских народных и литературных сказок, рассказов и стихов великих классиков литературы (Пушкина, Лермонтова, Чехова, Толстого, Крылова и др.); понимать значение этих произведения для русской и мировой литературы; -сравнивать сказку бытовую и волшебную, сказку бытовую и басню, басню и рассказ; -создавать высказывание (или доказательство своей точки зрения) по теме урока из 7—8 предложений; сравнивать сказку бытовую и волшебную. | Учащиеся получат возможность научиться: -находить необходимую информацию; -анализировать литературный текст с опорой на систему вопросов учителя (учебника), выявлять основную мысль произведения, обсуждать её в парной и групповой работе; -находить в литературных текстах сравнения и эпитеты, олицетворения, использовать их в своих творческих работах; -сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом; -находить пословицы и поговорки с целью озаглавливания темы раздела, темы урока или давать название выставке книг; сравнивать мотивы героев поступков из разных литературных произведений, выявлять особенности их поведения в зависимости от мотива; -определять основную идею произведений разнообразных жанров ( сказки, рассказа, фантастического рассказа, лирического стихотворения); сравнивать литературное произведение со сценарием театральной постановки, кинофильмом, диафильмом или мультфильмом. |
Коммуникативные | |
Учащиеся научатся: -высказывать свою точку зрения (7—8 предложений) на прочитанное или прослушанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; -понимать цель своего высказывания; проявлять терпимость к другому мнению, не допускать агрессивного поведения, предлагать компромиссы, способы примирения в случае несогласия с точкой зрения другого; - находить нужную информацию через беседу со взрослыми, через учебные книги, словари, справочники, энциклопедии для детей, через Интернет, периодику (детские журналы и газеты);
| Учащиеся получат возможность научиться: -формулировать цель своего высказывания вслух, используя речевые клише: «Мне хотелось бы сказать...», «Мне хотелось бы уточнить...», «Мне хотелось бы объяснить, привести пример...» и пр.; -пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; участвовать в полилоге, самостоятельно -формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению; -создавать 5—10 слайдов к проекту, письменно фиксируя основные положения устного высказывания; способствовать созданию бесконфликтного взаимодействия между участниками диалога ; -использовать найденный текстовый материал в своих устных и письменных высказываниях и рассуждениях; -отвечать письменно на вопросы, в том числе и проблемного характера, по прочитанному произведению. |
Предметные | |
«Виды речевой и читательской деятельности» дети научатся: | |
Учащиеся научатся: -сознавать значимость чтения для дальнейшего обучения. Понимать цель обучения (удовлетворение читательского интереса и приобретение опыта чтения, поиск фактов и суждений, аргументаций, иной информации); осознанно воспринимать содержание различных видов текстов, выявлять их специфику (художественный, научно-популярный, учебный, справочный), -определять главную мысль и героев произведения, отвечать на вопросы по содержанию произведения, определять последовательность событий, задавать вопросы по услышанному или прочитанному учебному, научно-популярному и художественному тексту; -оформлять свою мысль в монологическое речевое высказывание небольшого объема (повествование, описание, рассуждение) с опорой на авторский текст, по предложенной теме или отвечая на вопрос; -работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначностью), целенаправленно пополнять свой активный словарный запас; -читать осознанно и выразительно доступные по объему произведения; -ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев, самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами; -передавать содержание текста в виде пересказа (полного или выборочного); коллективно обсуждать прочитанное, доказывать собственное мнение, опираясь на текст или собственный опыт. | Учащиеся получат возможность научиться: -воспринимать художественную литературу как вид искусства; -осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение; -высказывать свое отношение к герою и его поступкам; -доказывать и подтверждать фактами (из текста) собственное суждение; - писать отзыв о прочитанной книге.
|
«Творческая деятельность» | |
Учащиеся научатся: -читать по ролям литературное произведение; -использовать различные способы работы с деформированным текстом (устанавливать причинно-следственные связи, последовательность событий; дать характеристику героя; составлять текст на основе плана); -создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта. | Учащиеся получат возможность научиться: -творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст; создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения; -работать в группе, создавая инсценировки по произведению, сценарии, проекты; -способам написания изложения
|
«Литературоведческая пропедевтика» | |
Учащиеся научатся: -сравнивать, сопоставлять делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака; -отличать прозаический текст от поэтического; -распознавать особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы)
| Учащиеся получат возможность научиться: -сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); -определять позиции героев и автора художественного текста; -создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста). |
Круг детского чтения | |
Учащиеся научатся: - самостоятельно и целенаправленно осуществлять выбор книги в библиотеке по заданной тематике, по собственному желанию; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на литературное произведение по заданному образцу; самостоятельно пользоваться алфавитным каталогом, соответствующими возрасту словарями и справочной литературой | Учащиеся получат возможность научиться: -работать с тематическим каталогом; -работать с детской периодикой.
|
Знать: наизусть 15 стихотворений русских и зарубежных классиков;
6-7 сказок
-10-15 русских народных пословиц и поговорок на разные темы
-названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.
4 класс
Личностные | |
У выпускника будут сформированы: -Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). -Слушать и понимать речь других. Читать текст. -Находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде. -Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им. | Выпускник получит возможность для формирования: -внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний; -осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им. |
Метапредметные | |
Регулятивные | |
Выпускник научится: - принимать и сохранять учебную задачу; - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; - учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; - адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей. | Выпускник получит возможность научиться: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; преобразовывать практическую задачу в познавательную; – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; - самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. |
Познавательные | |
Выпускник научится: – осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет; -осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач; - проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве; - строить сообщения в устной и письменной форме; -основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов); – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; - осуществлять синтез как составление целого из частей; -проводить сравнение и классификацию по заданным критериям; - устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; - строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях; - обобщать, устанавливать аналогии. | Выпускник получит возможность научиться: -осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет; - записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; -произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
|
Коммуникативные | |
Выпускник научится: – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения; - допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; -строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; -использовать речь для регуляции своего действия. | Выпускник получит возможность научиться: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы; -аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; - с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия; -задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером; – осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
|
Предметные | |
«Виды речевой и читательской деятельности» | |
Выпускник научится: -читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно, передавая своё отношение к прочитанному, выделяя при чтении важные по смыслу слова, соблюдая паузы между предложениями и частями текста; -осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, выборочное, изучающее, поисковое) в зависимости от цели чтения; понимать смысл традиций и праздников русского народа, сохранять традиции семьи и школы, осмысленно готовиться к национальным праздникам; -составлять высказывания о самых ярких и впечатляющих событиях, происходящих в дни семейных праздников, делиться впечатлениями о праздниках с друзьями и товарищами по классу; -употреблять пословицы и поговорки в диалогах и высказываниях на заданную тему; -определять в группе или паре критерии оценивания выполнения того или иного задания (упражнения); оценивать достижения участников групповой или парной работы по высказываниям на заданную тему; -наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает; рассуждать о категориях добро и зло, красиво и некрасиво, употреблять данные понятия и их смысловые оттенки в своих оценочных высказываниях; -пользоваться элементарными приёмами анализа текста; составлять краткую аннотацию (автор, название, тема книги, рекомендации к чтению) на художественное произведение по образцу; -самостоятельно читать произведение, понимать главную мысль; соотносить главную мысль произведения с пословицей или поговоркой; -понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить этому доказательства в тексте; -задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; находить эпизод из прочитанного произведения для ответа на вопрос или подтверждения собственного мнения; делить текст на части; озаглавливать части, подробно пересказывать. | Выпускник получит возможность научиться: -понимать значимость произведений великих русских писателей и поэтов (Пушкина, Толстого, Чехова, Тютчева, Фета, Некрасова и др.) для русской культуры; -выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы, особенности жанра (сказка сказывается, стихотворение читается с чувством, басня читается с сатирическими нотками и пр.); -читать вслух бегло, осознанно, без искажений, интонационно объединять слова в предложении и предложения в тексте, выражая своё отношение к содержанию и героям произведения; -пользоваться элементарными приёмами анализа текста с целью его изучения и осмысления; осознавать через произведения великих мастеров слова их нравственные и эстетические ценности (добра, мира, терпения, справедливости, трудолюбия); -участвовать в дискуссиях на нравственные темы; подбирать примеры из прочитанных произведений, доказывая свою точку зрения; -делить текст на части, подбирать заголовки к ним, составлять самостоятельно план пересказа, продумывать связки для соединения частей; -находить в произведениях средства художественной выразительности; готовить проекты о книгах и библиотеке; -пересказывать содержание произведения подробно, выборочно и кратко, опираясь на самостоятельно составленный план; соблюдать при пересказе логическую последовательность и точность изложения событий. |
«Творческая деятельность» | |
Выпускник научится: -сочинять самостоятельно произведения малых жанров устного народного творчества в соответствии с жанровыми особенностями и индивидуальной задумкой; -писать небольшие по объёму сочинения и изложения о значимости чтения в жизни человека по пословице, по аналогии с прочитанным текстом — повествованием; -пересказывать содержание произведения от автора, от лица героя; -рассказывать русские народные сказки, находить в них непреходящие нравственные ценности, осознавать русские национальные традиции и праздники, описываемые в народных сказках.
| Выпускник получит возможность научиться: -составлять рассказы об особенностях национальных праздников и традиций на основе прочитанных произведений (фольклора, летописей, былин, житийных рассказов); -подбирать материалы для проекта, записывать пословицы, поговорки, мудрые мысли известных писателей, учёных по данной теме, делать подборку наиболее понравившихся, осмысливать их, возводить в принципы жизни; готовить проекты на тему праздника («Русские национальные праздники» и др.); -участвовать в литературных викторинах, конкурсах чтецов, литературных праздниках, посвящённых великим русским поэтам. писать отзыв на прочитанную книгу. |
«Литературоведческая пропедевтика» | |
Выпускник научится: -понимать особенности стихотворения: расположение строк, рифму, ритм; -определять героев басни, характеризовать их, понимать мораль и разъяснять её своими словами; соотносить с пословицами и поговорками; понимать, позицию какого героя произведения поддерживает автор, находить доказательства этому в тексте; осмысливать специфику народной и литературной сказки, рассказа и басни, лирического стихотворения; различать народную и литературную сказки, находить в тексте доказательства сходства и различия; находить в произведении средства художественной выразительности.
| Выпускник получит возможность научиться: сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор) и средств художественной выразительности (сравнение, олицетворение, метафора); определять позиции героев и позицию автора художественного текста; создавать прозаический или поэтический текст по аналогии на основе авторского текста, используя средства художественной выразительности.
|
Круг детского чтения | |
Выпускник научится: -осуществлять выбор книги в библиотеке (или в контролируемом Интернете) по заданной тематике или по собственному желанию; – вести список прочитанных книг с целью использования его в учебной и внеучебной деятельности, в том числе для планирования своего круга чтения; – составлять аннотацию и краткий отзыв на прочитанное произведение по заданному образцу. | Выпускник получит возможность научиться: – работать с тематическим каталогом; – работать с детской периодикой; – самостоятельно писать отзыв о прочитанной книге (в свободной форме).
|
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
№ п/п | Разделы, темы. | Количество часов | ||
2 кл. | 3 кл. | 4 кл. | ||
1 | И в шутку и всерьёз. | 14 | - | - |
2 | Я и мои друзья. | 11 | - | - |
3 | О братьях наших меньших. | 14 | - | - |
4 | Самое великое чудо на свете. | 4 | | - |
5 | Устное народное творчество. | 14 | 16 | - |
6 | Люблю природу русскую. Осень. | 8 | - | - |
7 | Великие русские писатели. | 15 | 26 | - |
8 | Люблю природу русскую. Зима. | 12 | - | - |
9 | Писатели детям. | 21 | - | - |
10 | Люблю природу русскую. Весна. | 12 | - | - |
11 | Литература зарубежных стран | 11 | - | - |
12 | Были – небылицы. | - | 16 | - |
13 | Люби живое. | - | 16 | - |
14 | Собирай по ягодке – наберешь кузовок. | - | 16 | - |
15 | Введение | - | 1 | 1 |
16 | Литературные сказки. | | 11 | 12 |
17 | Поэтическая тетрадь. | | 28 | 13 |
18 | Зарубежная литература. | - | 6 | 10 |
19 | Летописи, былины, жития. | - | - | 7 |
20 | Чудесный мир классики. | - | - | 15 |
21 | Делу время – потехе час. | - | - | 6 |
22 | Страна детства. | - | - | 6 |
23 | Природа и мы. | - | - | 9 |
24 | Родина. | - | - | 3 |
25 | Страна Фантазия. | - | - | 3 |
| Итого: | 136 ч | 136 ч | 85 ч |
Содержание строится на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого, коммуникативно-речевого.
В рабочей программе по литературному чтению представлено 5 основных содержательных линий.
Круг чтения и опыт читательской деятельности | дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе. |
Техника чтения | – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность и др.) |
Первоначальное литературное образование | – раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения в начальной школе |
Формирование умений читательской деятельности | –характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения. |
Виды речевой деятельности | –обеспечивает развитие аудирования, говорения, чтения и письма в их единстве и взаимодействии Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения. Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации. Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде .Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания языковых особенностей и структуры текста. |
2 класс
№ | Разделы/темы | Колич. часов | Краткое содержание раздела/ темы |
1 | Самое великое чудо на свете | 4 | Выставка книг по теме. Книги, прочитанные летом. Любимые книги. Герои любимых книг. |
2 | Устное народное творчество | 14 | Русские народные песни, потешки и прибаутки, считалки, небылицы и перевертыши, загадки, пословицы и поговорки |
3 | Люблю природу русскую. Осень | 8 | Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной...», К. Бальмонт. «Поспевает брусника», А. Плещеев. «Осень наступила...», А. Фет. «Ласточки пропали...», А. Толстой. «Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...», С. Есенин. «Закружилась листва золотая...», В. Брюсов. «Сухие листья», И. Токмакова. «Опустел скворечник...», В. Берестов. «Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии), М. Пришвин. «Осеннее утро». |
4 | Русские писатели | 15 | А. Пушкин «Вот север тучи нагоняя», «Зима!.. Крестьянин, торжествуя...», «Сказка о рыбаке и рыбке». И. Крылов. «Лебедь, Щука и Рак», «Стрекоза и Муравей». Л. Толстой. |
5 | О братьях наших меньших | 14 | Б. Заходер. «Плачет киска в коридоре...», И. Пивоварова. «Жила-была собака...», В. Берестов. «Кошкин дом», М. Пришвин. «Ребята и утята», Е. Чарушин. «Страшный рассказ», Б. Житков. «Храбрый утенок». |
7 | Люблю природу русскую. Зима | 12 | И. Бунин. «Зимним холодом...», К. Бальмонт. «Светло-пушистая...», Я. Аким. «Утром кот...», Ф. Тютчев. «Чародейкою Зимою...», С. Есенин. «Поет зима – аукает...», «Береза». |
8 | Писатели- детям | 21 | Произведения о детях, о природе, написанные К. И. Чуковским («Путаница», «Радость»), А. Л. Барто Стихи, Н. Н. Носовым («Затейники», «Живая шляпа»). |
9 | Я и мои друзья | 11 | В. Берестов. «За игрой», Э. Мошковская. «Я ушел в свою обиду...», В. Берестов. «Гляжу с высоты...», В. Лунин. «Я и Вовка», Ю. Ермолаев. «Два пирожных», В. Осеева. «Хорошее». |
10 | Люблю природу русскую. Весна | 12 | Лирические стихотворения Ф. Тютчева, А. Плещеева, А. Блока, И. Бунина, С. Маршака, Е. Благининой, Э. Мошковской. |
11 | И в шутку и в серьёз | 14 | Б. Заходер. «Товарищам детям», «Что красивей всего?», «Песенки Винни Пуха»; Э. Успенский. «Чебурашка», «Если был бы я девчонкой...», «Над нашей квартирой», «Память»; .В. Берестов. «Знакомый», «Путешественники», «Кисточка»; И. Токмакова «Плим», «В чудной стране» |
12 | Литература зарубежных стран | 11 | Детский фольклор стран Западной Европы и Америки, произведения зарубежных классиков). Сказки Ш. Перро, Г. X. Андерсена, |
| Итого | 136 |
|
3класс
№ | Разделы/темы | Колич. часов | Краткое содержание раздела/ темы |
1 | Вводный урок | 1 |
|
2 | Устное народное творчество | 16 | Русские народные песни. Докучные сказки. |
3 | Поэтическая тетрадь | 28 | И.С.Никитин «Полно, степь моя…». И.З.Суриков «Детство», «Зима» Н.А.Некрасов. («Славная осень! Здоровый, ядреный…», «Не ветер бушует над бором…», И.А.Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зеленый ельник у дороги»). Чёрный «Что ты тискаешь утёнка…»А.А. Блок «Сны», «Ворона»,С.Есенин ,С.Я.Маршак («Гроза днем», «В лесу над росистой поляной»). А.Л. Барто («Разлука», «В театре»). С.В. Михалков («Если»). Е.А. Благинина («Кукушка», «Котенок»). |
4 | Великие русские писатели | 26 | А.С.Пушкин. («За весной красой природы…», «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…» И.А.Крылов. («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»). М.Ю.Лермонтов. («Горные вершины…», «На севере диком…», «Утес», «Осень». Л.Н.Толстой. («Детство Л.Н.Толстого», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»). |
5 | Литературные сказки | 11 | Д.Н. Мамин-Сибиряк («Аленушкины сказки», «Сказка про храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»). В.М. Гаршин («Лягушка-путешественница»). В.Ф. Одоевский («Мороз Иванович»). |
6 | Были-небылицы | 16 | М.Горький «Случай с Евсейкой», К.Г. Паустовский «Растрепанный воробей», А.И. Куприн «Слон». А.А. Блок («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»). С.А.Есенин («Черемуха»). |
7 | Люби живое | 16 | М.М. Пришвин «Моя Родина», И.С. Соколов-Микитов «Листопадничек», В.И. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку», Б.С.Житков «Про обезьянку», В.П.Астафьев «Капалуха», В.Ю. Драгунский «Он живой и светится». |
8 | Собирай по ягодке – наберёшь кузовок | 16 | Б.В. Шергин «Собирай по ягодке-наберешь кузовок»). А.П. Платонов («Цветок на земле», «Еще мама»). М.М. Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»). Н.Н. Носов («Федина задача»). В.Ю. Драгунский («Друг детства»). |
9 | Зарубежная литература | 6 | Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок») |
| Итого | 136 |
|
4 класс
№ | Разделы/темы | Колич. часов | Краткое содержание раздела/ темы |
1 | Вводный урок | 1 |
|
2 | Летописи. Былины. Жития | 7 | О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда...»; «И вспомнил Олег коня своего...»; «Житие Сергия Радонежского». |
3 | Чудесный мир классики | 15 | П. П. Ершов. «Конек-горбунок» (отрывок); А. С. Пушкин. «Няне», «Туча», «Унылая пора!..», «Птичка Божия не знает...», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; М.Ю Лермонтов. «Дары Терека» (отрывок), «Ашик-Кериб»; А. П. Чехов. «Мальчики». |
4 | Поэтическая тетрадь | 13 | Ф. И. Тютчев. «Еще земли печален вид...», «Как не ожиданно и ярко...»; А. А. Фет. «Весенний дождь», «Бабочка»; Е. А. Баратынский. «Весна, весна! Как воздух чист...», «Где сладкий шепот...»; А. II. Плещеев. «Дети и птичка»; И. С. Никитин. «В синем небе плывут надноля ми...»; Н. А. Некрасов. «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...»; И. А. Бунин. «Листопад». В. Я. Брюсов «Опять сон»; В. Я. Брюсов «Детская»; С. А. Есенин «Бабушкины сказки»; М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…»; М. И. Цветаева «Наши царства». Б. Л. Пастернак. «Золотая осень»; С. А. Клычков. «Весна в лесу»; Д. Б. Кедрин. «Бабье лето»; Н. М. Рубцов. «Сентябрь»; С. А. Есенин. «Лебедушка». |
5 | Литературные сказки | 12 | В. Ф. Одоевский. «Городок в табакерке»; П. П. Бажов. «Серебряное копытце»; С. Т. Аксаков. «Аленький цветочек»; В. М. Гаршин. «Сказка о жабе и розе». |
6 | Делу время потехе час
| 6 | Е. Д. Шварц. «Сказка о потерянном времени»; В. Ю. Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка»; Паустовский «Корзина с еловыми шишками»; М. М. Зощенко. «Ёлка». |
7 | Страна детства | 6 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков», К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками», М.М. Зощенко «Ёлка». |
8 | Природа и мы
| 9 | Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Приемыш»; А. И. Куприн. «Барбос и Жулька»; М. Пришвин. «Выскочка»; Е. И. Чарушин. «Кабан»; В. П. Астафьев. «Стрижонок Скрип». |
9 | Родина | 3 | И. С. Никитин «Русь»; С. Д. Дрожжин. «Родине»; Л. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске...». |
10 | Страна Фантазия | 3 | Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника». К. Булычев. «Путешествие Алисы». |
11 | Зарубежная литература
| 10 | Дж. Свифт. «Путешествие Гулливера»; Г. X. Андерсен. «Русалочка»; М. Твен. «Приключения Тома Сойера»;С. Лагерлёф. «Святая ночь» |
| Итого | 85 |
|
| Всего 2-4 | 357 |
|
УМК
Климанова Л. Ф., Горецкий В. Г., Голованова М, В. Литературное чтение. Рабочие программы. 1-4 классы.
Учебники:
Литературное чтение. 2 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2019
Литературное чтение. 3 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2020
Литературное чтение. 4 класс. Учебник для общеобразоват. организаций. В 2 ч.-М.: Просвещение, 2016
Рабочие тетради:
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 2 класс.- М.: «Просвещение», 2020
Климанова Л.Ф. Чтение. Рабочая тетрадь. 3 класс.- М.: «Просвещение», 2020
Аудиоприложение к учебнику «Литературное чтение», 2 класс (Диск CD-ROM), авторы И.В. Рябушкина, Н.А. Стефаненко
Тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение», 2 класс.
(4 ч в неделю, 136 ч)
№ | тема урока |
Самое великое чудо на свете (4 часа) | |
1 | Самое великое чудо на свете |
2 | История книги |
3 | Библиотека |
4 | Обобщение по теме «Самое великое чудо на свете» Проект «Интересная книга» |
Устное народное творчество (14 часов) | |
5 | В мире книг. Разноцветные страницы. |
6 | Пословицы и поговорки. |
7 | Русские народные песни, потешки и прибаутки |
8 | Считалки, небылицы. |
9 | Загадки |
10 | Народные сказки. Ю. Коваль «Сказки» «Петушок и бобовое зернышко |
11 | Русская народная сказка «У страха глаза велики». |
12 | Русская народная сказка «Лиса и тетерев». |
13 | Русская народная сказка «Каша из топора». |
14 | Поговорим о самом главном Русская народная сказка «Лиса и журавль». |
15 16 | Русская народная сказка «Гуси-лебеди». |
17 | Обобщение по теме «Устное народное творчество» |
18 | Л.Н.Толстой «Собака на сене», «Знает кошка, чьё мясо съела» |
Люблю природу русскую! Осень (8 часов) | |
19 | В мире книг. Разноцветные страницы. |
20 | Ф. Тютчев «Есть в осени первоначальной …» К. Бальмонт «Поспевает брусника…» |
21 | А. Плещеев «Осень наступила …» |
22 | А. Фет «Ласточки пропали…» |
23 | А. Толстой «Осень». С. Есенин «Закружилась листва золотая». В. Брюсов «Сухие листья». И. Токмакова «Опустел скворечник». |
24 | В.Д. Берестов «Хитрые грибы». Грибы (из энциклопедии) |
25 | Поговорим о самом главном. «В каждом зёрнышке пшеницы…» «Блокадный хлеб» по В. Орлову |
26 | М. М. Пришвин «Осеннее утро». Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! |
Русские писатели ( 15 часов) | |
27 | В мире книг. Разноцветные страницы. |
28 | А.С. Пушкин Знакомство с писателем |
29 | А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зелёный …» |
30,31 32,33 | А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». |
34 | И.А. Крылов. Знакомство с писателем. |
35 | И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак ». |
36 | И.А. Крылов «Стрекоза и муравей». |
37 | Л.Н. Толстой. Знакомство с писателем |
38 | Л.Н. Толстой «Котёнок». «Правда всего дороже» |
39 40 | Л.Н. Толстой «Филипок». |
41 | Обобщающий урок по теме «Русские писатели». |
О братьях наших меньших (14 часов) | |
42 | В мире книг. «Разноцветные страницы» |
43 | И. Пивоварова «Жила-была собака…» |
44 | В. Берестов «Кошкин щенок». |
45 46 | М.М. Пришвин «Ребята и утята». |
47 48 | Е.И. Чарушин «Страшный рассказ». |
49 | Б.С. Житков «Храбрый утёнок». |
50 | В.В. Бианки «Музыкант». |
51 52 | В.В. Бианки «Сова». |
53 | Поговорим о самом главном. Е.Благинина «Мороз» |
54 | Обобщающий урок по теме «О братьях наших меньших». |
55 | Проект. Пишем статью о природе в школьную газету. |
Люблю природу русскую! Зима (12 часов) | |
56 | В мире книг. Разноцветные страницы. |
57 | И.А. Бунин «Первый снег» К.Д. Бальмонт «Светло-пушистая…» |
58 | Я.Л. Аким «Утром кот принёс на лапах…» |
59 | Ф.И. Тютчев «Чародейкою Зимою…» |
60 | С.А. Есенин «Поёт зима, аукает …», «Берёза» |
61 | С.А. Есенин «Берёза» |
62 | А.С.Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..» |
63 | А.С. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя..» |
64 | Русская народная сказка «Два Мороза». |
65 66 | С.В. Михалков «Новогодняя быль». |
67 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Зима». |
Писатели – детям (21 час) | |
68 | В мире книг. Разноцветные страницы. |
69 | К.И. Чуковский. Знакомство с писателем. |
70 | К.И. Чуковский «Путаница». |
71 | К.И. Чуковский «Радость». |
72 73 74 | К.И. Чуковский «Федорино горе». |
75 | С.В. Михалков Знакомство с писателем |
76 | С.В. Михалков «Сила воли». |
77 | С.В. Михалков «Мой щенок». |
78 | А.Л. Барто Знакомство с писателем |
79 | А.Л. Барто «Верёвочка» |
80 | А.Л. Барто «Мы не заметили жука», «Вовка – добрая душа». |
81 | Н.Н. Носов Знакомство с писателем |
82 | Н. Н. Носов «Затейники». |
83 84 | Н.Н. Носов «Живая шляпа». |
85 86 | Н.Н. Носов «На горке». |
87 | Поговорим о самом главном В. Осеева «Синие листья» |
88 | Обобщающий урок по теме «Писатели – детям». |
Я и мои друзья (11 часов) | |
89 | В мире книг. Разноцветные страницы |
90 | Ю.И. Ермолаев «Два пирожных». |
91,92 93 | В.А. Осеева «Волшебное слово». |
94 | В.А. Осеева «Хорошее» |
95 | В.Лунин «Я и Вовка» |
96,97, 98 | В.А. Осеева «Почему»
|
99 | Поговорим о самом главном» Стихи Э. Мошковской, В. Берестова, Обобщающий урок по теме «Я и мои друзья». |
Люблю природу русскую! Весна (12 часов) | |
100 | В мире книг Разноцветные страницы. |
101 | Ф.И. Тютчев «Зима недаром злится …», |
102 | Ф.И. Тютчев «Весенние воды». |
103 | А.Н. Плещеев «Весна», |
104 | С. Дрожжин «Весеннее царство», А. Блок «На лугу» |
105 | А.Н. Плещеев «В бурю», |
106 | И.А. Бунин «Матери». |
107 | Е.А. Благинина «Посидим в тишине». |
108 | Э.Э. Мошковская «Я маму мою обидел». |
109 | Поговорим о самом главном С. Васильев «Белая берёза» |
110 | Проект: Газета к 9 маю |
111 | Обобщающий урок по теме «Люблю природу русскую! Весна» |
И в шутку, и всерьёз (14 часов) | |
112 | В мире книг. Разноцветные страницы |
113 | А. Введенский «Учёный Петя» |
114 | Д.Хармс «Вы знаете?..» |
115 | И.Токмакова «Плим», «В чудной стране» |
116 | Б.В. Заходер. Песенки Винни-Пуха. |
117 | Э.Н. Успенский Знакомство с писателем |
118 | Э.Н. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память». |
119 120 | Э.Н. Успенский «Чебурашка». |
121 122 | В.Ю. Драгунский «Тайное становится явным». |
123 | Г.Б. Остер «Будем знакомы». |
124 | Обобщающий урок по теме «И в шутку, и всерьёз» |
125 | Промежуточная аттестация. Контрольный тест |
Литература зарубежных стран (11 часов) | |
126 | В мире книг Разноцветные страницы |
127 | Английские народные песенки «Перчатки», «Храбрецы». |
128,129, 130,131 | Ш. Перро «Кот в сапогах». |
132 | Ш. Перро «Красная Шапочка». |
133 | Г.Х. Андерсен «Огниво» |
134 | Г.Х. Андерсен «Огниво» |
135 | Поговорим о самом главном «Сюзон и мотылёк» Французская народная песенка «Знают мамы, знают дети» Немецкая народная песенка |
136 | Обобщающий урок по теме «Литература зарубежных стран» |
| Итого 136 |
Тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение», 3 класс
№ | Тема урока |
Введение (1 час) | |
1 | Введение. Знакомство с учебником |
Устное народное творчество ( 16 часов) | |
2 | Знакомство с названием раздела |
3 | Русские народные песни |
4 | Докучные сказки. Сочинение докучных сказок. |
5 | Народные промысли. Хохлома и дымковские игрушки |
6,7 | Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». |
8,9, 10,11 | Русская народная сказка «Иван – царевич и серый волк». |
12,13 14,15 | Русская народная сказка «Сивка – бурка». |
16 | Обобщающий урок по разделу «Устное народное творчество |
17 | Проект «Сочиняем волшебную сказку». |
Поэтическая тетрадь 1 ( 9 часов) | |
18 | Знакомство с названием раздела. |
19 | Ф.Тютчев «Листья». |
20 | А.Фет «Мама! Глянь – ка из окошка…». |
21 | А.Фет «Зреет рожь под жаркой нивой…» |
22 | И.Никитин «Встреча зимы». |
23 | И.Суриков «Детство». |
24 | И.Суриков «Зима». |
25 | Н.Некрасов «Не ветер бушует над бором…» |
26 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 1» |
Великие русские писатели ( 26 часов) | |
27 | Знакомство с названием раздела. |
28 | А. Пушкин. Подготовка сообщения «Что интересного я узнал о жизни А.С.Пушкина» |
29 | А.Пушкин. «Уж небо осенью дышало…» |
30 | А.Пушкин «В тот год осенняя погода…», «Опрятней модного паркета…» |
31 | А.Пушкин «Зимнее утро» |
32 | А.Пушкин «Зимний вечер» |
33,34,35 36,37 | А.Пушкин «Сказка о царе Салтане». |
38 | И.А.Крылов. Подготовка сообщения о И.А.Крылове на основе статьи учебника. |
39 | И.Крылов «Мартышка и очки». |
40 | И.Крылов «Ворона и лисица». |
41 | М.Лермонтов. Статья В.Воскобойникова. Подготовка сообщения на основе статьи. |
42 | М.Лермонтов «Утес», |
43 | М.Лермонтов «Горные вершины». М.Лермонтов « На севере диком стоит одиноко»… |
44,45 | Детство Л.Н.Толстого (из воспоминаний писателя). Подготовка сообщения. |
46,47 | Л.Толстой «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текстов |
48,49 | Л.Толстой «Акула». |
50,51 | Л.Толстой «Прыжок». |
52 | Обобщение по теме «Великие русские писатели» |
Литературные сказки ( 11 часов). | |
53 | Знакомство с названием раздела. |
54 | Д.Мамин – Сибиряк «Сказка про храброго зайца- длинные уши, косые глаза и короткий хвост…» |
55,56,57 58 | В.Одоевский «Мороз Иванович». |
59,60 61,62 | В.Гаршин «Лягушка – путешественница». |
63 | Обобщение по теме |
Были-небылицы ( 16 часов). | |
64 | Знакомство с названием раздела. |
65,66,67 | М.Горький «Случай с Евсейкой». |
68,79,70 71,72 | К.Паустовский «Растрепанный воробей». |
73 | Притча «Что побеждает?» |
74,75,76, 77,78 | А.Куприн «Слон». |
79 | Обобщающий урок по разделу «Были-небылицы» |
Поэтическая тетрадь 1 (8 часов). | |
80 | Знакомство с названием раздела. |
81,82 | С.Черный «Воробей», «Что ты тискаешь утёнка?» «Слон». |
83,84 | А.Блок .«Сны», «Ворона». |
85 | М.Пришвин «Моя Родина». |
86 | С.Есенин «Черемуха». |
87 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь 1». |
Люби всё живое (16 часов) | |
88 | Знакомство с названием раздела. |
89,90 91 | И.Соколов-Микитов «Листопадничек». |
92,93 | В.Белов «Малька провинилась». |
94,95 | В. Белов «Еще про Мальку». |
96,97 | В. Драгунский «Он живой и светится..» |
98 | В.Астафьев «Капалуха» |
99,100, 101,102 | Б.Житков « Про обезьяну» |
103 | Обобщающий урок по разделу «Люби живое» |
Поэтическая тетрадь 2 ( 11 часов). | |
104 | Знакомство с названием раздела. |
105 | С.Маршак «Гроза днем» |
106 | С.Маршак «В лесу над росистой поляной». |
107 | А.Барто «Разлука». |
108 | А.Барто «В театре». |
109 | С.Михалков «Если». |
110 | М.Дружинина «Мамочка-мамуля» |
111 | Т.Бокова «Родина слово большое, большое…» |
112 | Е. Благинина «Кукушка», «Котенок». |
113 | Наши проекты «В мире детской поэзии» |
114 | Обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2». |
Собирай по ягодке – наберёшь кузовок ( 16 часов) | |
115 | Знакомство с названием раздела. |
116,117 | Б.Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» |
118,119 | М.Зощенко «Золотые слова». |
120,121, 122 | М.Зощенко «Великие путешественники». |
123 | Н.Носов «Федина задача» |
124,125, 126,127 | А.Платонов «Цветок на земле» «
|
128 | Н.Носов «Телефон». |
129 | Обобщение «Собирай по ягодке-наберешь кузовок». |
130 | Промежуточная аттестация |
Зарубежная литература ( 6 часов) | |
131 | Знакомство с названием раздела. |
132,133, 134,135 | Г,Х,Андерсен «Гадкий утёнок» |
136 | Обобщение по теме «Зарубежная литература». |
| Итого 136 часов |
Тематическое планирование
по предмету «Литературное чтение», 4 класс
№ | Тема урока |
Вводный урок по курсу литературного чтения (1 час) | |
1 | Знакомство с учебником по литературному чтению |
Летописи, былины, жития (7 часов) | |
2 | Летописи. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда». «И вспомнил Олег коня своего» |
3 | Былина – жанр устного народного творчества. «Ильины три поездочки» |
4 | «Три поездки Ильи Муромца» |
5-6 | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древнерусской литературы |
7 | Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития».
|
8 | Проект по теме «Летописи, былины, жития». |
Чудесный мир классики (15 часов) | |
9 | Знакомство с писателем |
10 11 | П.П. Ершов «Конёк- Горбунок» |
12 | Знакомство с писателем |
13 | А.С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» |
14 15 16 | А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» |
17 18 19 | М.Ю. Лермонтов «Дары Терека» М.Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» |
20 | Л.Н. Толстой «Детство» Вн чт. Рассказы Толстого Л.Н. Л.Н.Толстой «Как мужик камень убрал» |
21 22 | А.П. Чехов «Мальчики».
|
23 | Обобщение по разделу «Чудесный мир классики». |
Поэтическая тетрадь (6 часов) | |
24 | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...», «Как неожиданно и ярко…» |
25 | А.А. Фет. «Весенний дождь» «Бабочка» |
26 | Е.А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..» «Где сладкий шепот...» |
27 | А.Н. Плещеев «Дети и птичка» И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями... |
28 | Н.А. Некрасов «Школьник» Н.А. Некрасов «В зимние сумерки нянины сказки...» |
29 | И.А. Бунин «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Литературные сказки (12 часов) | |
30 31 32 | В.Ф. Одоевский «Городок в табакерке» |
33 34 | В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» |
35 36 37 | П.П. Бажов «Серебряное копытце»
|
38 39 40 | С.Т. Аксаков «Аленький цветочек» |
41 | Обобщение по разделу «Литературные сказки» |
Делу время потехе час (6 часов) | |
42 43 | Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» |
44 | В.Ю. Драгунский «Главные реки» |
45 | В.Ю. Драгунский «Что любит Мишка» |
46 | В.В. Галявкин «Никакой я горчицы не ел» |
47 | Обобщение по разделу «Делу время – потехе час». |
Страна детства (6 часов) | |
48 49 | Б.С. Житков «Как я ловил человечков» |
50 51 | К.Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» |
52 | М.М. Зощенко «Елка». |
53 | Обобщение по разделу «Страна детства». |
Поэтическая тетрадь (3 часа) | |
54 | В.Я. Брюсов «Опять сон», «Детская» |
55 | М.И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» М.И. Цветаева «Наши царства».
|
56 | С.А. Есенин «Бабушкины сказки» Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». |
Природа и мы (9часов) | |
57 58 | Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приёмыш» |
59 60 | А.И. Куприн «Барбос и Жулька» |
61 | М.М. Пришвин «Выскочка» |
62 | Е.И. Чарушин «Кабан» |
63 64 | В.П. Астафьев «Стрижонок Скрип» |
65 | Проект «Природа и мы» Обобщение по разделу «Природа и мы». |
Поэтическая тетрадь (4 часа) | |
66 | Б.Л. Пастернак «Золотая осень» С.А. Клычков «Весна в лесу» |
67 | Д.Б. Кедрин «Бабье лето» Н.М. Рубцов «Сентябрь» |
68 | С.А. Есенин «Лебедушка» |
69 | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». Путешествие в мир поэзии |
Родина(3 часа) | |
70 | И.С. Никитин «Русь» |
71 | С.Д. Дрожжин «Родине» А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» |
72 | Обобщение по разделу «Родина». Проект: «Они защищали Родину» |
Страна Фантазия (3 часа) | |
73 | Е.С. Велтистов «Приключения Электроника» |
74 | Кир Булычёв «Путешествие Алисы» |
75 | Обобщение по разделу «Страна Фантазия». |
Зарубежная литература (10 часов) | |
76 | Промежуточная аттестация. Контрольный тест |
77 | Д. Свифт «Путешествие Гулливера» |
78 79 80 | Г.Х. Андерсен «Русалочка»
|
81 | М. Твен «Приключения Тома Сойера» |
82 83 | С. Лагерлеф «Святая ночь» |
84 85 | С. Лагерлеф «В Назарете» Обобщение по разделу «Зарубежная литература» |
| Итого:85 часов |