Приложение к АООП НОО (ФГОС НОО)
МАОУ г. Иркутска СОШ №69
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение города
Иркутска
средняя общеобразовательная школа №69
Рабочая программа учебного предмета КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ (ВАРИАНТ 5.1) срок реализации программы: 4 года |
г. Иркутск, 2020 год
Пояснительная записка
Рабочая программа коррекционно-развивающих занятий составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1598) в действующей редакции и с учётом Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
Рабочая программа предназначена для организации и проведения коррекционно-развивающих логопедических занятий с обучающимися 1-4-ых классов с тяжелыми нарушениями речи (далее ТНР): фонетико-фонематическим или фонетическим недоразвитием речи (дислалия; легкая степень выраженности дизартрии, ринолалия), общим недоразвитием речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.); для обучающихся с нарушениями чтения и письма.
Данная программа учитывает особенности психофизического и речевого развития детей с ТНР, их индивидуальные возможности и обеспечивает коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию обучающихся.
Цель реализации рабочей программы: создание системы сопровождения обучающихся 1-4-ых классов с ТНР в освоении основной образовательной программы начального общего образования, социальную адаптацию личности ребенка через профилактику и коррекцию нарушений устной и письменной речи.
Задачи рабочей программы:
обеспечение своевременного выявления обучающихся с трудностями адаптации, обусловленными речевым недоразвитием;
определение особенностей организации образовательного процесса для рассматриваемой категории школьников в соответствии с индивидуальными особенностями каждого обучающегося, структурой речевого нарушения и степенью его выраженности;
разработка и реализация коррекционно-развивающих логопедических программ, организация фронтальных, индивидуальных и групповых занятий с обучающимися с ТНР;
формирование универсальных учебных действий в рамках реализации ФГОС НОО; развитие жизненной компетенции ребенка с ТНР;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) школьников, учителям, воспитателям.
Принципами рабочей программы, служащими главным ориентиром по конструированию процесса логопедической работы и критериальному отбору, определяющему содержание речевого материала, в совокупности обеспечивающие достижение цели являются:
- этиопатогенетический принцип позволяет учитывать совокупность этиологических факторов, обусловливающих возникновение речевых нарушений и их механизмы;
- принцип системного подхода и учета структуры речевого нарушения предполагает определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов;
- принцип комплексности определяет значимость воздействия на все компоненты речи при устранении речевых расстройств;
- принцип дифференцированного подхода осуществляется на основе учета этиологии, механизмов, симптоматики нарушения, структуры речевого дефекта, возрастных особенностей ребенка. В процессе коррекции нарушений речи учитываются общие и специфические закономерности развития аномальных детей.
- учет личностных особенностей в процессе логопедического воздействия затрагивает уровень развития речи, познавательной деятельности, особенности сенсорной сферы и моторики ребенка;
- онтогенетический принцип учитывает закономерность и последовательность формирования различных форм и функций речи.
Общая характеристика коррекционно-развивающих занятий
Формами организации коррекционно-развивающего процесса с обучающимися 1-4-ых классов с ТНР являются фронтальные, групповые и индивидуальные логопедические занятия.
В группы подбираются дети с однородной структурой речевого дефекта. Из выявленных обучающихся с первичной речевой патологией комплектуются следующие группы или группы с меньшей наполняемостью (количество детей в группах с меньшей наполняемостью определяется в 2 - 3 человека для основного контингента обучающихся с ОНР и ФФНР); зачисляются также в эти группы дети с более выраженным дефектом:
с общим недоразвитием речи (4-5 чел., 3-4 чел.);
с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи (5-6 чел., 4-5 чел.)
с недостатками произношения (6-7, 4-5).
с нарушениями письма и чтения, обусловленными ОНР (4-5 чел., 3-4 чел.);
с нарушениями письма и чтения, обусловленными с фонетико-фонематическим или фонематическим недоразвитием речи (5-6 чел., 4-5 чел.)
Индивидуальные занятия проводятся с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи: ОНР (2 уровня речевого развития); нарушения строения и подвижности артикуляционного аппарата (ринолалия, дизартрия). По мере формирования произносительных навыков у этих детей, они включаются в состав соответствующих групп.
Периодичность групповых и индивидуальных занятий определяется тяжестью нарушения речевого развития. Коррекционно-развивающая логопедическая работа с группой детей, имеющих общее недоразвитие речи и нарушения чтения и письма, обусловленные общим недоразвитием речи, проводятся не менее 3 раз в неделю; с группой детей, имеющих ФФНР и ФНР и нарушения чтения и письма, обусловленные ФФНР И ФНР, 2-3 раза в неделю; с группой детей, имеющих фонетический дефект, 1-2 раза в неделю; индивидуальные занятия с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, проводятся не менее 3 раз в неделю.
Продолжительность фронтального и группового логопедического занятия - 40 мин.; с группой с меньшей наполняемостью - 25-30 мин.; продолжительность индивидуальных занятий с каждым ребенком - 20 минут.
Предметом оценки достижения обучающимися с ТНР планируемых результатов освоения рабочей программы коррекционной работы является достижение уровня речевого развития, оптимального для обучающегося при реализации вариативных форм логопедического воздействия (фронтальные, подгрупповые, индивидуальные логопедические занятия).
Формой контроля результативности освоения рабочей программы является:
промежуточный мониторинг состояния устной и письменной речи детей, посещающих занятия, с целью выявления специфических ошибок и дальнейшей корректировки коррекционной работы;
итоговый мониторинг речевых процессов детей, занимающихся в течение года на логопункте, с целью отслеживания результативности коррекционной работы.
3. Описание места коррекционного курса в учебном плане
Коррекционный курс входит в коррекционно-развивающую область учебного плана (фронтальные, индивидуально-групповые занятия) и рассчитан на 1-3 часа внеурочных занятий в неделю.
4. Ценностные ориентиры содержания коррекционно-развивающих занятий
Одним из результатов обучения по рабочей программе является решение задач воспитания – осмысление младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни и человека - осознание ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
Ценность общения - понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность добра и истины - осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий (например: поступай так, как ты хотел чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д.).
Ценность семьи - понимание важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества - признание труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
Ценность социальной солидарности – обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданства и патриотизма - осознание себя как члена общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурными ценностями предшествующих поколений.
Результаты освоения курса коррекционно-развивающих занятий
Личностные результаты на момент завершения начального общего образования
- компетентность в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
- адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности;
- внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;
- выраженная устойчивая учебно-познавательная мотивация учения;
- устойчивый учебно-познавательный интерес к новым общим способам решения задач;
- положительная адекватная дифференцированная самооценка на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;
- способность к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнёров в общении, ориентация на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;
- установка на здоровый образ жизни и реализация ее в реальном поведении и поступках;
- эмпатия как осознанное понимание чувств других людей и сопереживание им, выражающиеся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.
Метапредметные результаты на момент завершения начального общего образования
Регулятивные УУД
Обучающийся научится:
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
- осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
- вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные УУД
Обучающийся научится:
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач;
- осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета.
Коммуникативные УУД
Обучающийся научится:
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач;
- учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной;
- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
- понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
- аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
- продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
- с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
- адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты на момент завершения начального общего образования
Обучающийся научится:
- воспроизводить интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений предложения и тексты;
- демонстрировать сформированные произносительные навыки (четкое произношение, адекватную интонацию, соблюдение ритма) на материале стихотворений и связных текстов;
- различать на слух слова с близкими по артикуляционным и акустическим признакам фонемами;
- дифференцировать твердые/мягкие, звонкие/глухие, свистящие/шипящие согласные;
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 3 слогов;
- определять последовательность, количество, место звука в словах сложной звукослоговой структуры;
- осуществлять перенос ударения с одного слога на другой при образовании грамматических форм;
- составлять схему четырехсложного слова со стечением согласных;
- синтезировать слова из 5-6 слогов, 6-7 звуков;
- произносить свистящие, шипящие, аффрикаты, сонорные звуки в прямых, обратных, закрытых слогах и слогах со стечением согласных;
- воспроизводить слоговые ряды (из 4-5 слогов) с меняющимся ударением с оппозиционными звуками;
- воспроизводить серии слогов со стечением согласных и оппозиционными звуками (шос-шус-шас, рал-лар-рал);
- четко и правильно произносить звуки в многосложных словах с закрытыми слогами, стечением согласных и наличием оппозиционных звуков (кораблекрушение, мороженщица, подтверждение);
- научится воспроизводить сложный ритмический рисунок (// - // - / - ///) и составлять простой, выделяя сильную долю (используя знакомое стихотворение);
- использовать паузу для интонационной организации речи;
- воспроизводить предложения и тексты плавно, эмоционально выразительно; интонационно верно, с соблюдением пауз и логических ударений воспроизводить предложения и тексты;
- научится подбирать проверочные слова;
- грамотно строить предложения, согласовывая слова в нем, устанавливая причинно-следственные связи;
- последовательно и логично составлять предложения, используя необходимые лексические средства;
- грамотно излагать свои мысли на свободную тему, отвечать на поставленные вопросы, уметь рассуждать и делать выводы;
- обозначать мягкость согласных звуков с помощью Ь, букв и, е, ё, ю, я;
- сравнивать звуковой и буквенный состав слова;
- не смешивать фонемы, буквы на письме;
- самостоятельно находить и исправлять ошибки, не допускать на письме ошибок языкового и акустического характера.
Обучающийся получит возможность научиться:
- регулировать плавный продолжительный выдох при произнесении предложений и текстов;
- регулировать оптимальную силу голоса;
- называть основные органы артикуляционного аппарата;
- четко и правильно выполнять артикуляционные движения в соответствии с речевой инструкцией, удерживать артикуляционную позу и переключаться на другую;
- воспроизводить несложный ритм;
- различать на слух слова, схожие по звучанию;
- повторять воспринятый на слух слоговой ряд из 2 слогов;
- выделять и сравнивать языковые единицы (звук, буква, слово);
- давать характеристику звукам русского языка: дифференцировать гласные и согласные звуки, ударные и безударные гласные, твердые/мягкие, звонкие/глухие согласные;
- определять последовательность, количество, место звука в словах простой звукослоговой структуры;
- выделять ударные слоги и ударные гласные в словах из 4-5 слогов, сравнивать две формы одного и того же слова с различным ударением;
- составлять схему дву- и трехсложного слова;
- синтезировать слова из 3-4 слогов, 3-5 звуков;
- правильно произносить гласные и «простые» согласные (заднеязычные, переднеязычные, губные) звуки;
- воспроизводить слоговые ряды (из 3 слогов) с меняющимся ударением;
- воспроизводить серии слогов со стечением согласных (шва-ста-зва);- самостоятельному употреблению слов сложной звукослоговой структуры (сковородка, скворечники, представление);
- воспроизводить простой стихотворный текст в заданном темпе;
- воспроизводить простые ритмы ( // - // ) ( / - ///);
- использовать паузу для ритмической организации речи;
- различать на слух типы предложений (вопросительные, побудительные, повествовательные);
- знать родовые и видовые понятия;
- ориентироваться в словаре по лексическим темам (овощи, фрукты, птицы, животные, посуда, продукты, инструменты, насекомые, транспорт, мебель, бытовые приборы, обувь, птицы);
- уметь пользоваться способами словообразования и словоизменения;
- уметь подбирать антонимы, синонимы;
- уметь строить предложения, понимать причинно-следственные связи;
- составлять рассказы по последовательным картинкам;
- различать зрительные образы букв и графически правильно воспроизводить их;
- дифференцировать графически сходные рукописные буквы: строчные и-ш, ш-т, в-д, у-д-з, г-р, х-с, э-е, э-с и др.; заглавные Г-П-Т, В-Д, И-Ш, Л-М, Е-З и др.
- делить слова на слоги для переноса;
- исправлять ошибки на письме указанные учителем.
Рабочая программа предусматривает развитие жизненной компетенции обучающихся с ТНР через реализацию группы специальных требований. Коррекционные занятия помогут сформировать у младшего школьника с ТНР:
умение адекватно выбрать взрослого и обратиться к нему за помощью, точно описать возникшую проблему, иметь достаточный запас фраз и определений;
умение решать актуальные житейские задачи, используя коммуникацию как средство достижения цели;
умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои намерения, просьбу, пожелание, опасения, завершить разговор;
умение корректно выразить отказ и недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
умение получать и уточнять информацию от собеседника.
Эти требования конкретизируются в соответствии с особыми образовательными потребностями обучающихся.
Особенность логопедической работы в новых условиях ФГОС состоит в том, что она направлена на оказание помощи школьникам, испытывающим трудности в достижении предметных результатов. Тем самым своевременная и действенная логокоррекционная работа предупреждает или минимизирует трудности достижения универсальных учебных действий.
Содержание коррекционно-развивающих занятий
Содержание коррекционно-развивающей работы для каждого обучающегося определяется особыми образовательными потребностями на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии.
1 класс. Общее недоразвитие речи (III-IV уровня речевого развития)
Рабочая программа направлена на решение задач коррекционной работы с первоклассниками с ОНР (III-IV уровня речевого развития):
1.Нормализация звуковой стороны речи:
формирование фонематических процессов;
формирование представлений о звуковом составе слова;
развитие навыков анализа и синтеза, звуко-слогового состава слова;
исправление дефектов звукопроизношения.
2. Активизация, уточнение и обогащение словарного запаса
3. Формирование лексико-грамматического строя речи
4. Формирование связной речи
5. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к обучению:
устойчивость внимания;
способность к запоминанию, переключению внимания, самоконтролю;
коррекция познавательной активности;
6.Развитие коммуникативной способности к обучению:
умение слушать и слышать;
понять учебную задачу, осмыслить ее;
- умение целенаправленно и последовательно выполнять учебную деятельность.
Для обучающихся, у которых выражено общее недоразвитие речи, характерны несформированность лексико-грамматического строя языка и фонетико-фонематической стороны речи. Это выражается в бедности словарного запаса, в неумении правильно построить предложение, грамматически правильно оформить его, последовательно пересказать содержание рассказа, в затруднении анализа и синтеза слов. Первоклассники с ОНР(IV уровня речевого развития) характеризуются теми же проявлениями, что и при ОНР (III уровня речевого развития), но более в легкой форме.
Для того чтобы наиболее полно и точно выразить свою мысль, ребенок должен иметь достаточный лексический запас, поэтому логопедическая работа над устной речью начинается с расширения и совершенствования словаря. При этом слово рассматривается не только как лексическая единица языка, но и как грамматическая и синтаксическая единица предложения. Знакомя детей со словами, обозначающими предмет, действие и признак предмета, мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Работу над словом необходимо сочетать с развитием образного мышления, зрительного и слухового восприятия, внимания и памяти.
После усвоения этой темы переходим к работе над предложением. Учим детей правильно строить предложение, правильно грамматически и интонационно оформлять его. Работа над предложением начинается с простого нераспространенного предложения. На этом этапе работы дети учатся чувствовать синтаксическую основу предложения, т. е. подлежащее и сказуемое. Таким образом, здесь закладывается основа для успешного овладения детьми навыком синтаксического разбора предложения на более поздних этапах обучения. На этом этапе работы широко используются графические схемы предложений для того, чтобы сформировать у детей абстрактно-зрительное представление о слове как единице предложения. Дальнейшая работа направлена на распространение и грамматическое оформление предложения.
Следует учесть, что часто обучающиеся с ТНР пропускают предлоги в, на, к и др., предлог из заменяют предлогом с ("пришел со школы", "вернулась с магазина", "приехал с Киева" и т. п.). Сложные предлоги из-за, из-под заменяются предлогом из ("выскочила из пола" вместо "выскочила из-под пола", "выбежал из куста" вместо выбежал из-под куста и т. п.). Логопеду следует учесть, что при работе с каждым предлогом вначале отрабатывается понимание пространственного значения предлогов, а затем другие их значения. По мере того как дети учатся понимать значение изучаемых предлогов и правильно употреблять их, в задания постепенно включают другой предлог, ранее не изучавшийся. Параллельно с работой над правильным употреблением предлогов в занятия включаются задания, подводящие обучающихся к практическому усвоению правила о раздельном написании предлогов со словами.
Дальнейшая работа направлена на развитие фонематического восприятия. Уточняется представление детей о том, что слово состоит из звуков, звуки сливаются в слоги. Затем ученики усваивают слоговую структуру слова, сначала с опорой на ритмический рисунок слова, потом на слогообразующую роль гласных. На данном этапе основное внимание логопед уделяет выделению гласных звуков (букв) из слова. С этой целью проводятся структурные диктанты (логопед называет слово, например, рыба, ученики изображают это слово графически и над соответствующим слогом пишут гласный, например, ы, а), послоговое письмо с соотнесением количества гласных и количеством слогов в слове. Такие методические приемы способствуют устранению некоторых дисграфических ошибок: пропуск гласных, пропуск или добавление слогов в слове. Опираясь на гласные второго ряда, логопед подводит обучающихся к пониманию и практическому усвоению одного из способов смягчения согласных.
Следующий этап работы — формирование связной речи. Обучающиеся с ОНР (III-IV уровня речевого развития) затрудняются в построении связной монологической речи. При пересказах не умеют последовательно и достаточно полно излагать свои мысли. Особенно ярко это проявляется при написании обучающимися изложений и сочинений. Несформированность связной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Сначала дети учатся разным видам пересказа (подробному, описательного характера, выборочному, краткому и творческому), затем составляют рассказы по серии картинок, по одной сюжетной картинке, по опорным словам, по предложенному плану. Работу по формированию умения четко излагать свои мысли начинаем с пересказа услышанного с опорой на вопросы, предметные картинки, действия, данные в последовательности услышанного рассказа. Позднее учим детей определять части в рассказе, составлять его план и пересказывать, опираясь на этот план. После того как обучающиеся научились последовательно передавать содержание услышанного, учим их составлять выборочный пересказ. Этот вид работы требует умения обобщать и выбирать самое главное из всего текста. Наиболее сложным для обучающихся является краткий пересказ. В дальнейшем учим детей творческому рассказу. Развивая у детей фантазию, творческое мышление, включаем пересказы по отдельным фрагментам (началу, середине и концу) рассказа. После этого переходим к обучению составления самостоятельных рассказов по аналогии, по серии сюжетных картинок, по собственным наблюдениям и впечатлениям. Любому виду пересказа или рассказа должна предшествовать словарная работа, анализ текста, важная четкая целевая установка для всех обучающихся, присутствующих на занятии.
Учитывая то, что у детей с ТНР остаются несформированными некоторые неречевые процессы (мышление, слуховое и зрительное внимание и память), на протяжении всего первого года коррекционной работы в занятия включаются задания, направленные на их развитие. Работа по развитию мелкой моторики ведется в нескольких направлениях: самомассаж ладоней и пальцев рук, гимнастика рук, ориентирование на листе бумаги, отработка элементарных графических навыков.
Слушание с нагрузкой, применение синхронных и асинхронных движений рук и ног в физкультминутках, работа с глазодвигательными мышцами и другие методы нейропсихологической коррекции существенно повышают эффективность логопедической работы.
Коррекционно-логопедическое воздействие носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
1 класс. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи/Фонематическое недоразвитие речи.
У обучающихся, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие речи/фонематическое недоразвитие речи (далее ФФНР/ФНР), наблюдается несформированность всей звуковой стороны речи – произношение, фонематические процессы. Типичным для произношения обучающихся этой группы являются замены и смешения фонем, сходных по звучанию или артикуляции (шипящих-свистящих; звонких-глухих; Р-Л; твердых-мягких). Обучающиеся с данным речевым дефектом испытывают затруднения (порой значительные) в восприятии на слух близких звуков, определении их акустического и артикуляционного сходства и различия, не учитывают смысло-различительного значения этих звуков в словах. Все это осложняет формирование устойчивых представлений о звуковом составе слова. Такой уровень недоразвития звуковой стороны речи препятствует овладению навыками анализа и синтеза звукового состава слова и нередко служит причиной появления вторичного дефекта, проявляющегося в специфических нарушениях чтения и письма.
Главной задачей коррекционно-развивающего обучения детей с ФФНР является нормализация звуковой стороны речи. Это значит, что необходимо:
формировать фонематические процессы;
формировать представления о звуковом составе слова;
развивать навыки анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;
исправить дефекты звукопроизношения.
Большое внимание в коррекционно-развивающей работе с обучающимися с ФФНР/ФНР уделяется гласным звукам, т.к. правильное произношение гласных играет большую роль при анализе звукового состава слова. Работа начинается с уточнения артикуляции звуков а, у, и, о, ы. Эти же звуки используются для наиболее легкой формы анализа – выделения первого гласного звука из начала слов. Детям дается первое представление о том, что звуки могут быть расположены в определенной последовательности.
Далее осуществляется анализ и синтез обратного слога типа ап, ут. Обучающиеся учатся выделять последний согласный из конца слова (кот, мак).
Затем они приступают к выделению начальных согласных и ударных гласных из положения после согласных (дом). Далее основной единицей изучения становится не отдельный звук в составе слова, а целое слово. Дети учатся делить слова на слоги. В качестве зрительной опоры используется схема. Проводятся разнообразные упражнения для закрепления навыка деления слов на слоги.
Затем обучающиеся овладевают полным звуко-слоговым анализом односложных трезвуковых и двухсложных слов.
Дальнейшее усложнение материала предусматривает анализ слов со стечением согласных в составе слога (стол), двухсложных с одним закрытым слогом (кошка), некоторых трехсложных (канава), произношение которых не расходится с написанием.
За это же время практически усваиваются термины: слог, предложение, согласные звуки, звонкие, глухие, твердые, мягкие звуки.
Основным приемом при овладении чтением слова является чтение по следам анализа. При этом слог или слово после предварительного анализа складывается из букв разрезной азбуки, а затем, следует обратный процесс – соединение звуков в слоги и чтение слов по слогам. Обучение чтению тесно связано с обучением письму. Обучающиеся пишут после устного анализа, затем читают написанное.
Большое внимание уделяется всевозможным преобразованиям слов. Внимание детей обращается на то, что изменение только одного звука в слове достаточно для образования нового слова.
Навыки звуко-буквенного анализа, сравнение, сопоставление сходных и различных признаков звуков и букв, упражнения по анализу, синтезу, способствуют закреплению навыков произношения и усвоению сознательного чтения и письма.
1-4 класс. Нарушение звукопроизношения.
На логопедических занятиях формируется правильное восприятие и произношение звуков, осуществляется усвоение звуковой структуры слова и развитие первоначального навыка звукового анализа, создается основа для овладения грамотой, грамматикой, правописанием и чтением, профилактика дисграфии, дислексии, дизорфографии.
Учитывая системное недоразвитие речи обучающихся, на каждом занятии ставятся комплексные задачи, направленные не только на коррекцию фонетического дефекта, но и на коррекцию всех компонентов речевой функциональной системы (фонематического, лексического, грамматического, семантического).
В процессе коррекции нарушений звуковой стороны речи рабочей программой предусмотрены следующие направления работы:
- развитие ручной и артикуляторной моторики;
- развитие дыхания и голосообразования;
- формирование правильной артикуляции и автоматизация звуков;
- дифференциация акустически и артикуляторно сходных звуков;
- формирование всех уровней языкового анализа и синтеза;
- коррекция нарушений звукослоговой структуры слова;
- формирование просодических компонентов (ритма и темпа речи, паузации, интонации, логического и словесно-фразового ударения).
Формирование правильной артикуляции звуков осуществляется на индивидуальных логопедических занятиях, автоматизация и дифференциация - как на групповых, так и на индивидуальных логопедических занятиях.
Тематика и последовательность формирования правильного произношения и развития фонематических процессов связана, прежде всего, с программой по обучению грамоте, но имеет опережающий характер. К моменту усвоения той или иной буквы по мере возможности обучающиеся должны научиться произносить соответствующий звук и уметь выделять его из речи.
В результате обучения обучающиеся овладевают не только определенным объемом знаний и навыков в области звуковой стороны речи, но и в значительной мере расширяется и уточняется их лексикон, происходит совершенствование употребления правильных грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
2-4 классы. Нарушение чтения и письма по типу дисграфии.
Рабочей программой предусматривается коррекция письменной речи по определенному плану, который учитывает механизм речевых нарушений и их соответствие какой-либо форме дисграфии:
- артикуляторно-акустической;
- дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания:
- дисграфии на основе нарушения языкового анализа и синтеза:
- аграмматической:
- оптической.
Коррекционное обучение ведется по единой для всех возрастных категорий системе. Разница заключается в подборе лексического материала, который должен соответствовать всем программным требованиям по русскому языку, предъявляемым к массовой школе.
Процесс коррекции дисграфии тесно связан с обучением ребенка русскому языку. Взаимосвязь коррекционного и обучающего процессов способствует успешному усвоению обучающимися правил грамматики. Курс коррекционного обучения содержит дополнительные сведения по всем разделам русского языка (фонетике, лексике, грамматике, развитию речи). Дети, наряду с «логопедическими» темами, изучаемыми на коррекционных занятиях, закрепляют знания, полученные в классе: графическое оформление предложений, правописание имен собственных, правописание гласных в корне слова и после шипящих, правописание ЧК, ЧН, употребление Ь. Дети изучают различные по цели высказывания предложения; знакомятся со строением и основными признаками текста; изучают морфологическое строение слова; строят словосочетания и предложения и т.д.
Логопедическая работа с детьми, имеющими ТНР, учитывает их психологические особенности и проводится по следующим направлениям:
- развитие мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения;
- формирование пространственных представлений;
- развитие слухового восприятия, внимания, памяти;
- коррекция нарушений звукопроизношения, искажений звуко-слоговой структуры слова;
- развитие лексики (обогащение словаря, уточнение значения слова, формирование лексической системности, структуры значения слова, закрепление связей между словами);
- формирование морфологической и синтаксической системы языка;
- развитие фонематического анализа, синтеза, представлений;
- формирование анализа структуры предложений;
- развитие коммуникативной, познавательной и регулирующей функции речи.
Один из путей повышения эффективности логопедической работы с детьми с ЗПР – это применение нейропсихологических знаний в логопедической практике.
Слушание с нагрузкой, применение синхронных и асинхронных движений рук и ног в физкультминутках, работа с глазодвигательными мышцами и другие методы нейропсихологической коррекции существенно повышают эффективность логопедической работы.
Коррекционно-логопедическое воздействие при ТНР носит комплексный и в то же время дифференцированный характер. Дифференциация коррекционно-логопедического воздействия осуществляется с учетом клинической характеристики, индивидуально-психологических особенностей ребенка, особенностей его психической деятельности, работоспособности, уровня недоразвития и механизмов нарушений речи.
4 класс. Нарушение чтения и письма по типу дизорфографии.
Рабочей программой предусматривается работа по преодолению дизорфографических нарушений обучающихся 4-ых классов. Она проводится на фонетическом, лексическом и синтаксическом уровнях по направлениям, соответствующим основным видам ошибок. Коррекция дизорфографии предполагает при необходимости параллельную работу, направленную на устранение нарушений звукопроизношения, чтения и письма.
На первоначальных этапах коррекционной работы широко практикуется выполнение орфографических действий с помощью логопеда, их материализация. Широко используется наглядный материал, карточки с гласными и согласными буквами, их условными обозначениями. Особое внимание уделяется предварительному и текущему видам самоконтроля. Это вызвано тем, что дети с дизорфографией не умеют прогнозировать и определять "ошибкоопасные" места слов до их написания и во время письма. Поэтому важно научить ребенка "видеть" орфограмму в слове до ее написания, учить ее прогнозировать. Большое внимание уделяется совершенствованию таких мыслительных операций, как анализ, синтез, сравнение, сопоставление. Развиваются моторные компоненты письма, навыки каллиграфии.
Далее идет закрепление орфографических знаний с использованием разнообразных схем, графических и условных обозначений букв и их сочетаний, таблиц. Достаточный объем грамматических знаний, умений и навыков является предпосылкой и необходимым условием для обоснования того или иного написания в слове. Для большинства слов морфологического и традиционного принципов написания важно своевременно определять морфологический состав слов (например, при написании гласных в приставках).
На следующем этапе выполнение орфографических действий сопровождается громким комментарием в виде рассуждений и выводов.
В дальнейшем полученные знания, умения и навыки переводятся в умственный план. На данном этапе обучающиеся выполняют орфографические и грамматические упражнения письменно, "в уме" и выделяют условными обозначениями встретившиеся в словах орфограммы.
Тематическое планирование коррекционно-развивающих занятий
1-4 класс. Нарушение звукопроизношения
Последовательность работы над нарушенными звуками определяется последовательностью появления звуков речи в онтогенезе, их артикуляторной сложностью, а также характером нарушения звукопроизношения у каждого отдельного обучающегося и объемом нарушенных звуков. Общая последовательность работы над нарушенными в произношении звуками может быть представлена следующим образом: [c], [c’], дифференциация [с]-[с’]; [з], [з’], дифференциация [з]-[з’]; [л], [л’], дифференциация [л]-[л’]; [ш], [ж], дифференциация [ш]-[ж], [с]-[ш], [з]-[ж]; [р], [р’], дифференциация [р]-[р’], [р]-[л]; [ч], дифференциация [ч]-[т’], [ч]-[щ]; [ц], дифференциация [c]-[ц], [т]-[ц]; [щ], дифференциация [щ]-[с’], [щ]-[ч]. Автоматизация щелевых звуков начинается в структуре открытого (СГ) слога, а смычных и аффрикат – закрытого слога (ГС). Затем звук автоматизируется в сложной структуре слога (со стечением согласных).
2 класс. Нарушение формирования письма и чтения обусловленное ОНР III уровня (3н/ч)
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
1 | Речь. Предложение. Слово. Слог. | 1 |
2 | Органы речи. Образование звуков. Звуки гласные и согласные. Звуки и буквы (различение понятий). | 1 |
I этап. Звуки согласные твердые и мягкие (14 час.) |
3 | Звуки согласные твердые и мягкие (1-ый способ смягчения: гласные II ряда). Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. | 10 |
4 | Звуки согласные твердые и мягкие (2-ой способ смягчения: буква Ь). Буква ь как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. | 4 |
II этап. Дифференциация согласных по артикуляторно – акустическому сходству (34 час.) |
5 | Звонкие и глухие согласные. | 1 |
6 | Дифференциация согласных по артикуляторно – акустическому сходству (з-с, ж-ш, в-ф, б-п, д-т, г-к, с-ш, з-ж, c-ц, с-щ, с-ч, ц-ч, ч-ш, ч-щ). | 33 |
III этап. Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству (10 час.) |
7 | Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству: и-у, а-о, т-п, б-д, ш-щ | 10 |
IV этап. Слово (16час.) |
8 | Ударение. Безударные гласные. | 4 |
9 | Морфемный состав слова. Родственные слова. Корень. Окончание. Образование слов при помощи приставок. Образование слов при помощи суффиксов. Сложные слова. | 7 |
10 | Предлоги и приставки. | 5 |
V этап. Словосочетание и предложение (4 час.) |
11 | Предложение (повествовательное, вопросительное, побудительное, связь слов в предложении). | 4 |
Итого: | 83 |
3 класс. Нарушение письма и чтения обусловленное ОНР III уровня (2 н/ч*)
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I этап. Дифференциация твердых и мягких согласных (14 час.) |
1 | Звуки гласные и согласные. Звуки и буквы (различение понятий). | 1 |
2 | Дифференциация гласных а-я, о-ё, у-ю, ы-и, ё-ю. | 10 |
3 | Буква ь как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. | 3 |
II этап. Дифференциация согласных по артикуляторно – акустическому сходству (12час.) |
4 | Дифференциация согласных по артикуляторно-акустическому сходству (з-с, ж-ш, в-ф, б-п, д-т, г-к) | 12 |
III этап. Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству (10 час.) |
5 | Дифференциация букв по оптическому и кинетическому сходству (по выбору: и-у, а-о, т-п, б-д, ш-щ) | 10 |
IV этап. Слово (6час.) |
6 | Ударение. Безударные гласные проверяемые и непроверяемые ударением. Антонимы, Синонимы. | 6 |
V этап. Части речи (3час.) |
7 | Общее понятие о частях речи. Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. | 3 |
VI этап. Предложение. Текст. (9 час.) |
8 | Предложение повествовательное, вопросительное, побудительное. Связь слов в предложении. Главные и второстепенные члены предложения. | 4 |
9 | Текст. Составление связного текста из предложений. Деление сплошного текста на предложения. Восстановление предложений, текста. Типы текстов: текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение. | 5 |
* Количество часов по разделам может варьировать в зависимости от состава группы.
4 класс Нарушение письма и чтения по типу смешанной дисграфии. (2 н/ч.)
№ | Тема занятий | Кол-во часов |
I этап. Формирование фонематических процессов (16 час.) |
1 | Речь. Предложение. Слово. Слог. Звуки речи. Выделение гласных и согласных звуков из слов. Определение количества и последовательности звуков в слове. | 5 |
2 | Дифференциация твердых и мягких согласных. Звуковой анализ и синтез слов. | 3 |
3 | Буква ь как показатель мягкости согласных. Разделительный мягкий знак. Фонетический разбор слов. | 3 |
4 | Звонкие и глухие согласные. Дифференциация согласных по артикуляторно-акустическому сходству (з-с, ж-ш, в-ф, б-п, д-т, г-к, с-ш, з-ж, c-ц, с-щ, с-ч, ц-ч, ч-ш, ч-щ). Проверка сомнительных согласных в корне слова. | 5 |
II этап. Формирование орфографической зоркости (18 час.) |
5 | Ударение. Безударные гласные, проверяемые и непроверяемые ударением. | 6 |
6 | Морфемный состав слова. Родственные слова. Корень. Окончание. Образование слов при помощи приставок и суффиксов. Выделение орфограмм в частях слова. Сложные слова. | 6 |
7 | Предлоги и приставки. Дифференциация предлогов и приставок. | 5 |
III этап. Формирование связной речи ( 23 час.) |
8 | Словосочетания и предложения. Фразеологизмы. Составление предложений из слов. Составление связного текста из предложений. Восстановление деформированных предложений. Изложение-повествование, изложение-рассуждение (по плану, опорным словам). Коллективное сочинение. Письма. | 23 |
* Количество часов по разделам может варьировать в зависимости от состава группы.
8. Материально-техническое обеспечение коррекционно-развивающего процесса
Материально-техническая база реализации рабочей программы для обучающихся 1-4-ых классов с ТНР соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных учреждениям, предъявляемым:
к кабинету учителя-логопеда (площадь, освещенность, расположение и размеры рабочих, игровых зон и зон для индивидуальных занятий);
Материально-техническое и информационное оснащение образовательного процесса обеспечивает возможность:
создания и использования информации (в том числе, выступления с аудио-, видео сопровождением и графическим сопровождением, общение в сети Интернет и др.);
планирования учебного процесса, фиксирования его реализации в целом и отдельных этапов;
размещения своих материалов и работ в информационной среде образовательной организации;
проведения массовых мероприятий, собраний, представлений;
В логопедическом кабинете создан и пополняется информационно-методический фонд, состоящий из методических пособий и рекомендаций по всем направлениям и видам деятельности учителя-логопеда, наглядных пособий, мультимедийных, аудио и видеоматериалов. Информационное обеспечение включает необходимую нормативно-правовую базу образования обучающихся с ТНР и характеристики предполагаемых информационных связей участников образовательного процесса.
Нормативно-правовое обеспечение адаптированной рабочей программы
Конституция Российской Федерации (с поправками от 21.07.2014г.)
Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.06.2013г. №ИР-535/07 "О коррекционном и инклюзивном образовании детей"
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Приказ Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013г. №1015 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями в действующей редакции).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014г. №1598 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития (Федеральное учебно-методическое объединение по общему образованию. Протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)
Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями в действующей редакции).
Методическое обеспечение рабочей программы
В процессе реализации данной рабочей программы используется диагностический и коррекционно-развивающий инструментарий, рекомендуемый министерством образования и науки РФ для осуществления профессиональной деятельности учителя-логопеда общеобразовательной школы.
Для диагностики основных речевых компонентов представляется целесообразным использование стандартизированных методик, предложенных Фотековой Т.А., Корневым А.Н., Ишимовой О.А., Иншаковой О.Б., Грибовой О.Е., Коноваленко В.В., Коноваленко С.В., Смирновой И.А.
Дидактическим материалом являются альбомы Грибовой О.Е., Бессоновой Т.П., Иншаковой О.Б., Смирновой И.А.
Коррекционно-развивающая работа построена в соответствии с методическими рекомендациями Ястребовой А.В., Бессоновой Т.П., Мазановой Е.В., Ефименковой Л.Н., Мисаренко Т.Т.. При планировании занятий со школьниками с нарушениями письма и чтения используются методические материалы, предложенные в пособиях Ефименковой Л.Н., Козыревой Л.М., Мазановой Е.В., Садовниковой И.Н., Андреевой Н.Г..
В ходе реализации рабочей программы учитываются рекомендации министерства образования и науки РФ по развитию личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий, направленных на формирование у детей умения учиться.
Интернет-ресурсы
http://academy.edu.by/sites/logoped/index.htm - сайт Логопедия по пятницам
http://logoburg.com - Логобург Клуб логопедов
http://logoped.name – Электронная библиотека
http://logopediya.com - Сайт Логопед
http://standart.edu.ru – Материалы по ФГОС
http://www.ikprao.ru - Альманах Института коррекционной педагогики РАО
http://www.lepestok7.ru/index.php - Журнал "Школьный логопед"
http://www.logolife.ru - Логопедия для всех
http://www.logopedmaster.ru - Учебный центр "Логопед-мастер"
http://www.logoped-sfera.ru/ - Журнал "Логопед"
http://www.logopunkt.ru - Логопункт.ru
http://www.schoolpress.ru/jornal/issues/razvitie/index.php - Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями развития"
www.logomag.ru - сайт Логопед-Волшебник
www.logopedmaster.ru - Большая электронная библиотека
19