СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для студентов 1 курса колледжа

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»


ГБПОУ ЯНАО «Муравленковский многопрофильный колледж»

21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

ОУД.07 Родной язык



УТВЕРЖДАЮ:


Зам. директора по УМР


____________ В.А. Шишкина


«___»____________ 20__ г.



Рабочая программа учебной дисциплины


ОУД.07 РОДНОЙ язык


Версия 1.0

Дата введения: 01.09.2022 г.




РАССМОТРЕНО:


на заседании П(Ц)К общеобразовательных дисциплин


и рекомендовано к утверждению


Протокол №____


от «___» _________ 20__г.


Председатель П(Ц)К


___________ А.В.Лаптев


Муравленко, 2022

СОДЕРЖАНИЕ




стр.

1

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3

2

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

3

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

10

4

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

5

ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ

14

1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


    1. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена

Программа учебной дисциплины «Родной язык» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений укрупненной группы специальностей 21.00.00 Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия.


1.2 Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих компетенций:


Код

Наименование компетенций

ОК 01

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 02

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 03

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 04

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития

ОК 05

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 06

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 07

Брать на себя ответственность за работу членов команды, за результат выполнения заданий

ОК 08

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации

ОК 09

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности


В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются личностные, метапредметные и предметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования: личностные (ЛР), метапредметные (МР), предметные для базового уровня изучения (ПРб).


Коды результатов

Планируемые результаты освоения дисциплины включают:

ЛР 01

  • российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

ЛР 04

  • сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

ЛР 06

  • толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;

ЛР 07

  • навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

ЛР 09

  • готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

ЛР 13

  • осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

МР 01

  • владение всеми видами речевой деятельности: аудированием, чтением (пониманием), говорением, письмом;

МР 02

  • владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; использование приобретенных знаний и умений для анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

МР 03

  • применение навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в процессе речевого общения, образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;

МР 04

  • овладение нормами речевого поведения в различных ситуациях межличност­ного и межкультурного общения;

МР 05

  • готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, по­лучаемую из различных источников;

МР 06

  • умение извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, информационных и коммуникационных технологий для решения когнитивных, коммуникативных и организационных задач в процессе изучения русского языка;

ПРб 01

  • сформированность понятий о нормах родного языка и применение знаний о них в речевой практике;

ПРб 02

  • владение видами речевой деятельности на родном языке (аудирование, чтение, говорение и письмо), обеспечивающими эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

ПРб 03

  • сформированность навыков свободного использования коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;

ПРб 04

  • сформированность понятий и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;

ПРб 05

  • сформированность навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста на родном языке;

ПРб 06

  • обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;

ПРб 07

  • овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;

ПРб 08

  • сформированность ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность; осознание значимости чтения на родном языке и изучения родной литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребности в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

ПРб 9

  • сформированность понимания родной литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

ПРб 10

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений культуры своего народа, российской и мировой культуры;

ПРб 11

  • сформированность навыков понимания литературных художественных произведений, отражающих разные этнокультурные традиции.


1.3 Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента – 46 часов, из них:

в 1 семестре:

  • теоретических занятий – 46 часов.

2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1 Объем программы учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объем образовательной программы

46

Основное содержание

40

в том числе:


теоретическое обучение

40

практические занятия

-

лабораторные занятия

-

Профессиональное ориентированное содержание

4

в том числе:


теоретическое обучение

4

практические занятия

-

лабораторные занятия

-

индивидуальный проект

-

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачёта

2


2.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование

разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности студентов

Объем в часах

Коды общих компетенций (указанных в разделе 1.2) и личностных метапредметных, предметных результатов, формированию которых способствует элемент программы

1

2

3

4

1 семестр – 46 ч, из них: теоретическое обучение – 44 ч.

Основное содержание

Раздел 1 Язык и культура

Содержание учебного материала:

10

ПРб 01 - 11

ЛР 01, 04, 06, 07, 09, 13,

МР 02, 04,

ОК 01- 04, 06

1

Русский язык в Российской Федерации и в современном мире.

2

2

Система русского языка, его единицы и уровни. Русский язык как развивающееся явление.

2

3

Основные тенденции активных процессов в современном русском языке. «Неологический бум» русского языка в XXI веке, его причины.

2

4

Язык как феномен культуры. Взаимосвязь языка и культуры.

2

5

Русская языковая картина мира. Загадки русской души.

2

Раздел 2 Культура речи

Содержание учебного материала:

18

ПРб 01- 11

ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13,

МР 02, 04,

ОК 01- 04, 06

6

Написания, подчиняющиеся принципам русской орфографии.

2

7

Основные орфоэпические нормы современного русского языка. Типичные акцентологические ошибки в современной речи.

2

8

Основные лексические нормы современного русского литературного языка.

2

9

Русская фразеология. Роль фразеологизмов в произведениях А. Грибоедова, А. Пушкина, Н. Гоголя и других русских писателей.

2

10

Словари русского языка.

2

11

Морфологические нормы как выбор вариантов морфологической формы слова и ее сочетаемости с другими формами.

2

12

Синтаксические нормы как выбор вариантов построения словосочетаний, простых и сложных предложений.

2

13

Этика и этикет в электронной среде общения. Понятие нетикета. Интернет-дискуссии, Интернет-полемики.

2

14

Этика и этикет в деловом общении. Функции речевого этикета в деловом общении. Деловой протокол. Деловой телефонный разговор.

2

Профессионально ориентированное содержание

15

Лингвостилистический анализ текстов профессиональной направленности

2

ПРб 01- 11

ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13,

МР 02, 04,

ОК 01- 04, 06

Раздел 3 Речь. Речевая деятельность. Текст

Содержание учебного материала:

12

ПРб 01- 11

ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13,

МР 02, 04,

ОК 01- 04, 06

16

Понятие речевого (риторического) идеала, эффективности речевого общения.

2

17

Оратория: мастерство публичного выступления. Принципы подготовки к публичной речи. Техника импровизированной речи. Средства речевой выразительности.

2

18

Категория монолога и диалога как формы речевого общения.

2

19

Риторика делового общения. Спор, дискуссия, полемика. Функциональные разновидности языка.

2

20

Речевые жанры монологической речи: доклад, поздравительная речь, презентация.

2

21

Признаки текста. Способы изложения и типы текстов. Виды преобразования текста. Корректировка текста. Тезисы. Выписки. Аннотация. Конспект. Реферат.

2

Профессионально ориентированное содержание

22

Наблюдение над функционированием правил орфографии в образцах письменных текстов профессиональной направленности

2

ПРб 01- 11

ЛР 01, 04, 06,07, 09, 13,

МР 02, 04,

ОК 01- 04, 06

Дифференцированный зачет

2


Всего:

46


3 условия реализации программы УЧЕБНОЙ дисциплины


3.1 Материально-техническое обеспечение

Для реализации программы учебной дисциплины должны быть предусмотрены следующие специальные помещения:

кабинет ««Гуманитарных и социально-экономических дисциплин»»

оснащенный оборудованием:

  • посадочные места по количеству студентов;

  • рабочее место преподавателя;

техническими средствами обучения:

  • компьютер с лицензионным программным обеспечением;

  • интерактивная панель.

Помещение кабинета должно соответствовать требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178–02): оснащено типовым оборудованием, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, необходимыми для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.


3.2 Информационное обеспечение реализации программы

3.2.1 Печатные издания:

  1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи : учеб. пособие/ Л. А. Введенская, М. Н. Черкасова. – Изд. 3-е. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2018. – 380 с. – ISBN 978-5-222-29566-3.

  2. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 10 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 320 с. – ISBN 978-5-4468-9397-3.

  3. Воителева, Т.М. Русский язык : учебник для 11 класса : среднее общее образование / Т.М. Воителева. – Москва : Издательский центр «Академия», 2020. – 336 с. – ISBN 978-5-4468-9396-6.

  4. Елисеева, М. Б. Справочник по орфографии и пунктуации : практ. пособие / М. Б. Елисеева, Б. М. Шульман, Е. Г. Ковалевская. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 322 с. – ISBN 978-5-534-09003-1.

  5. Лобачева, Н. А. Русский язык. Синтаксис. Пунктуация : учебник для среднего проф. образования / Н. А. Лобачева. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Юрайт, 2019. – 127 с. – ISBN 978-5-534-07705-6.


3.2.2 Электронные издания (электронные ресурсы):

  1. Культура письменной речи : сайт. – Санкт-Петербург, 2001. – URL: http://www.gramma.ru (дата обращения: 18.05.2022).

3.2.3 Дополнительные источники:

  1. Антонова, Е. С. Русский язык и культура речи : учебник для среднего проф. образования / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – Москва : Академия, 2016. – 310 с. – ISBN 978-5-4468-0739-0.

  2. Валгина, Н. С. Активные процессы в современном русском языке: учеб. пособие / Н. С. Валгина. – Москва : Логос, 2003. – 304 с. – ISBN 5‑94010-092-9.

  3. Воробьев, В. В. Русский язык в диалоге культур : учеб. пособие : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / В. В. Воробьев, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 286 с. – ISBN 5-86218-457-0.

  4. Горшков, А. И. Русская словесность : от слова к словесности. 10–11 кл. : учебник для общеобразоват. учреждений / А. И. Горшков. – 9-е изд. – Москва : Просвещение, 2010. – 492 с. : ил. – ISBN 978-5-09-022236-5.

  5. Гусейнов, Г. Нулевые на кончике языка : Краткий путеводитель по русскому дискурсу / Г. Гусейнов. – Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2012. – 240 с. – ISBN 978-5-7749-0715-1.

  6. Костомаров В. Г. Наш язык в действии : Очерки современной русской стилистики / В. Г. Костомаров. – Москва : Гардарики, 2005. – 287 с. – ISBN 5-8297-0220-7.

  7. Муллагалиева, Л. К. Русский язык в диалоге культур : метод. руководство для учителя: Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 198 с. – ISBN 5-86218-458-9.

  8. Формановская, Н. И. Культура общения и речевого поведения / Н. И. Формановская. – 2-е изд., доп. и испр. – Москва : Изд-во ИКАР, 2010. – 237 с. – ISBN 978-5-7974-0051-6.


Словари. Справочники. Энциклопедии:

  1. Бельчиков, Ю. А. Практическая стилистика современного русского языка : Нормы употребления слов, фразеологических выражений, грамматических форм и синтаксических конструкций / Ю. А. Бельчиков. – Москва : АСТ-ПРЕСС, 2007. – 424 с. – (Словари XXI века. Настольные словари русского языка). – ISBN 978-5-462-00731-6.

  2. Бирих, А. К. Словарь русской фразеологии. Историко-этимологический словарь / А. К. Бирих, В. М. Мокиенко, Л. И. Степанова. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Астрель : АСТ : Хранитель, 2007. – 926 с. – ISBN 5-17-029253-8 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 5-271-11199-7 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 5-9762-2601-9 (ООО «Хранитель»).

  3. Большой фразеологический словарь русского языка / отв. ред. В. Н. Телия. – 4‑е изд. – Москва : АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. – 784 с. – (Фундаментальные словари). – ISBN 978-5-462-00735-4.

  4. Даль, В. И. Пословицы русского народа : сборник/ В. И. Даль. – В 2-х т. – Москва : Художественная литература, 1984. – Т. 1. – 383 с., Т. 2. – 399 с.

  5. Захаренко, Е. Н. Новый словарь иностранных слов / Е. Н. Захаренко, Л. Н. Комарова, И. В. Нечаева. – 3‑е изд., испр. и доп. – Москва : Азбуковник, 2008. – 1040 с. – ISBN 978-5-903021-08-6.

  6. Культура русской речи : Энциклопедический словарь-справочник / под ред. Л. Ю. Иванова, А. П. Сковородникова, Е. Н. Ширяева и др. – Москва : Флинта : Наука, 2003. – 840 с. – ISBN 5-89349-389-3 (Флинта). – ISBN 5-02-002766-9 (Наука).

  7. Муллагалиева, Л. К. Концепты русской культуры в межкультурной коммуникации : словарь : Элективный курс для 10–11 классов школ гуманитарного профиля / Л. К. Муллагалиева, Л. Г. Саяхова. – Москва : Ладомир, 2006. – 234 с. – ISBN 5-86218-459-7.

  8. Толковый словарь русского языка начала XXI века. Актуальная лексика / под ред. Г. Н. Скляревской. – Москва : Эксмо, 2008. – 1136 с. (Библиотека словарей). – ISBN 978-5-699-15913-0.

  9. Шагалова, Е. Н. Самый новейший толковый словарь русского языка XXI века : около 1500 слов / Е. Н. Шагалова. – Москва : АСТ : Астрель : Полиграфиздат, 2011. – 413 с. – ISBN 978-5-17-074756-6 (ООО «Издательство АСТ»). – ISBN 978-5-271-36466-2 (ООО «Издательство Астрель»). – ISBN 978-5-4215-2505-9 (ООО «Полиграфиздат»).

  10. Энциклопедический словарь-справочник. Выразительные средства русского языка и речевые ошибки и недочёты / под ред. А. П. Сковородникова. – 2‑е изд. – Москва : Флинта : Наука, 2009. – 480 с. – ISBN 978-5-89349-502-7 (Флинта). – ISBN 978-5-02-002996-5 (Наука).

  11. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. – 2-е изд., испр. / гл. ред. М. Д. Аксёнова. – Москва : Аванта+, 2001. – 704 с. – ISBN 5-89501-014-8 (т. 10). – ISBN 5-89501-001-6.

  12. Яранцев, Р. И. Русская фразеология. Словарь-справочник : около 1500 фразеологизмов / Р. И. Яранцев. – 6‑е изд., стереотип. – Москва : Русский язык – Медиа; Дрофа, 2008. – 894 с. – ISBN 978-5-9576-0447-1.

4 Контроль и оценка результатов освоения ПРОГРАММЫ учебной Дисциплины


Результаты обучения

Методы оценки

ПРб 01

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей, представления текстов в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов

ПРб 02

Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике, филологического анализа языковых единиц

ПРб 03

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей

ПРб 04

ПРб 05

Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике

ПРб 06

ПРб 07

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей

ПРб 08

Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике

ПРб 09

Оценка результатов устных ответов, аналитической работы с текстами разных стилей

ПРб 10

ПРб 11

Оценка сформированности понятий о нормах русского литературного языка и применения знаний о них в речевой практике


5 ЛИСТ РЕГИСТРАЦИИ ИЗМЕНЕНИЙ


Номер изменения

Номера листов

Основание для внесения изменений

Подпись

Расшифровка подписи

Дата

Дата

введения изменения

замененных

новых

аннулированных





































































































Версия: 1.0

Без подписи документ действителен 8 часов после распечатки. Дата и время распечатки: 25.05.2022, 09:46

Стр. 15 из 15