СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Курс «География мира» 10 класс.

(Базовый уровень)

Пояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основании нормативных документов:

  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по географии (базовый уровень) 2004г. (приказ Министерства образования Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования".)

2. Федерального базисного учебного плана (приказ № 1312 от 09.03.2004);.

3. Регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования (приказ Департамента образования Вологодской области № 574 от 31.03.2005. «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Вологодской области, реализующих программы общего образования»).

4. Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень)./Сборник нормативных документов. География/ Сост. Э.Д.Днепров, А.Г.Аркадьев. -М.:Дрофа, 2008.

Используемый УМК:

Учебник:

В.П.Максаковский. География.Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение.2010.

Атлас:

География мира. М.: «Дрофа» 2011г

Атласы, контурные карты входят в УМК, рекомендованный Министерством образования и науки РФ.

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса, последовательность их изучения, содержит перечень практических работ по каждому разделу.

Курс «География мира» завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий.

Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам. Изучение географии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей.

Цели:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектах глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;

  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;

  • воспитание патриотизма, толерантности, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;

  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации.

Содержание курса «География мира» дает возможность подгото­вить учащихся к правильному восприятию окружающей действитель­ности, к пониманию процессов, которые происходят в мировой политике и экономике, предполагает формиро­вание теоретических знаний, практических умений и навыков, необ­ходимых каждому культурному человеку вне зависимости от области его дальнейших интересов и от его будущей работы.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения.

В процессе изучения курса важно опираться на исторический, типологический, дифференцированный подходы, проблемное обучение и самостоятельную работу учащихся с источниками географической информации. Знания и практические умения, приобретенные учащимися при изучении курса, могут быть использованы во всех сферах будущей деятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение предмета 70 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю).

Региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит на изучение географии в 10-11 классе на базовом уровне 68 часов за два года обучения в старшей школе, т. е. в 10-м и 11-м классах (1 час в неделю или 2 часа в неделю в 10 классе.)

Срок реализации – 1 год .Учитывая продолжительность учебного года (34 недели), планирование составлено на 68 часов в год.Объем учебной нагрузки согласно учебного плана школы на 2013 – 2014 год 2 часа в неделю.

Формы, методы и технологии обучения

Реализация данной программы рассчитана на использование традиционной технологии преподавания, а также современных образовательных технологий,с использованием форм работы, таких как лекция, беседа, рассказ, работа с книгой, с источниками интернет – ресурсов. Методов: проблемного изложения материала, проектного метода, исследовательского, объяснительно – иллюстративного.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, овладение ими универсальными способами деятельности:

— умения работать с картами различной тематики и разнообразными статистическими материалами;

— определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения сопоставления, оценки и классификации объектов;

— поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, в том числе в геоинформационных системах;

— обоснование суждений, доказательств; объяснение положений, ситуаций, явлений и процессов;

— владение основными видами публичных выступлений; презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Учебно-тематический план. География (базовый уровень) на 68 часов.

Раздел

Наименование

Количество часов

1.


Современные методы географических исследований. Источники географической информации.

2

2.

Политическая карта мира

3

3.

Природа и человек в современном мире

5

4.

Население мира

5

5.

География мирового хозяйства

13

6.

Регионы и страны мира

Зарубежная Европа.

Зарубежная Азия.

Австралия.

Африка.

Северная Америка.

Латинская Америка.

30 в т.ч.

7

7

1

4

5

5

7.

Россия в современном мире

4

8.

Географические аспекты современных глобальных проблем человечества

4


Резерв на обобщение и систематизацию знаний по курсу «География мира».

2


ВСЕГО

68

Примерная программа курса «География мира» скорректирована, изменения в планировании рабочей программы сделаны с учетом федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004 года и согласно логике изложения содержания курса в учебнике Максаковского В.П.

Цели корректировки: перегруппировка и комбинирование тем, перераспределение часов на изучение отдельных тем, включение всех элементов предметного содержания.

1.Раздел «Современные методы географических исследований. Источники географической информации» сокращен до 2 часов, так как теоретическое рассмотрение данных вопросов и практическое применение статистического, картографического методов, методов сравнения объектов, явлений и процессов включены во все разделы рабочей программы.

2. В Стандарте вопрос о многообразии стран современного мира и их типах не выделен в отдельный раздел, а включен в состав раздела «Регионы и страны мира». В целях целесообразности реализации всех элементов предметного содержания в рабочей программе «Современная политическая карта мира» выделена в качестве отдельного небольшого раздела в начале курса, где рассматривается многообразие стран мира и их типология.

3.Раздел «Природа и человек в современном мире» изучается 5 часов.

4. Раздел «Население мира» изучается 5 часов.

5. В рабочую программу раздела «География мирового хозяйства» включены вопросы по теме «Научно-техническая революция и мировое хозяйство», не входящие в примерную программу по географии. Рассматриваемый учебный материал включен в содержание учебника Максаковского В.П. и позволяет понять особенности формирования современного мирового хозяйства, его отраслевую структуру, международное географическое разделение труда, что требует стандарт образования.

6.За счет резервного времени увеличено количество часов на изучение раздела «Регионы и страны мира» - до 30 часов, в связи с повышенным интересом учащихся при изучении курса к вопросам данного раздела, с реализацией деятельностного подхода в обучении и проектных методов обучения учащихся.

7. Раздел «Россия в современном мире» сокращен до 4 часов. Это связано с тем, что данные по России изучаются во всех темах общей характеристики мира, с использованием тематических карт блоков учебника и атласа, с анализом статистических данных таблиц «Приложения», которые содержат информацию по РФ. Таким образом, место России в современном мире изучается в нескольких разделах курса «География мира» и учебный географический материал о России включен в содержание следующих разделов:

«Политическая карта мира»;

«Природа и человек в современном мире»;

«Население мира»;

«География мирового хозяйства»;

«Регионы и страны мира»

«Географические аспекты современных глобальных проблем человечества».

8. Раздел «Географические аспекты современных глобальных проблем человечества» спланирован на 4 часа.

В заключении изучения курса «География мира» на обобщение, контроль, систематизацию и коррекцию знаний, умений, практических навыков запланировано 2ч.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

  • основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;

  • особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания; численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран, их этногеографическую специфику; различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграций; проблемы современной урбанизации;

  • географические аспекты отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей; географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития, специализации в системе международного географического разделения труда; географические аспекты глобальных проблем человечества;

  • особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

уметь

  • определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;

  • оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;

  • применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;

  • составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

  • сопоставлять географические карты различной тематики;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;

  • нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; правильной оценки важнейших социально-экономических событий международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;

  • понимания географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.

Календарно-тематическое планирование курса «География мира» 10 класс. 68 часов

На основе федерального компонента государственного образовательного стандарта 2004года и примерной программы по географии для среднего (полного) общего образования (Базовый уровень).



Дата

№ уро ка

Тема урока

Основное содержание урока


Базовые требованияк уровню подготовки обучающихся

Практические работы


1




Современные методы географических исследований 2ч.

1.Источники географической информации. География как наука.


Виды географической информации, ее роль и использование в жизни людей. Геоинформационные системы. Анализ географической информации.

знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;


1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.



2

2.Традиционные и новые методы географических исследований.

Основные методы исследования: сравнительный, описательный, картографический, исторический. Моделирование в географии. Источники географической информации.


знать/понимать основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований применять разнообразные источники географической информации для описания объектов, явлений.

2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.



3

Политическая карта мира 3ч. (из содержания раздела стандарта «Регионы и страны мира»).

1.Многообразие стран мира и их типы. Современная политическая карта мира.

Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям географического положения. Россия на политической карте мира.

знать/понимать классификацию стран, приводить примеры крупнейших стран по размерам территории, численности населения, особенностям географи-ческого положения..

3 Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.



4

2.Влияние международных отношений на политическую карту мира. Типы стран.

Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны новые индустриальные страны и др. группы). РФ в типологии стран.

знать типологию стран, приводить примеры стран

уметь показывать на ПКМ и обозначать на контурной карте страны мира.

4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия


5.

3.Государственный строй стран мира.

Монархии и республики как основные формы правления. Унитарное и федеративное государство как формы государственного устройства стран. Форма правления и федеративное устройство РФ.

знать различия стран по форме правления и государственного устройства стран.



6


Природа и человек в современном мире 5ч.

1.География мировых природных ресурсов. Географическая среда.


Взаимодействие человечества и природы, изменение окружающей среды в прошлом и настоящем


знать/понимать виды природных ресурсов


оценивать и объяснять, степень природных, антропогенных изменений отдельных территорий;




7.

2.Классификация природных ресурсов. Основные виды природных ресурсов, их размещение, крупнейшие месторождения и территориальные сочетания. Ресурсообеспеченность.


По картам и справочным материалам определять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира. Оценка обеспеченности человечества основными видами природных ресурсов. Ресурсообеспеченность РФ.


оценивать и объяснять, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;




8

3.Минеральные, земельные, водные, биологические, ресурсы Мирового океана. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональое природопользование.

Обеспеченность минеральным сырьем различных стран и регионов. Территориальные сочетания полезных ископаемых. Земельные ресурсы. Мировой земельный фонд, деградация почв. География лесных ресурсов на планете Земля. Два главных лесных пояса. Проблемы их использования. Ресурсообеспеченность России.

знать/понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания

5.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.



9-10

4-5.Загрязнение окружающей среды, экологические проблемы. Экологическая политика.

От региональных к мировым (глобальным) проблемам человечества. Экологические проблемы мира. Экологические проблемы России. Возможные пути решения экологических проблем.


уметь анализировать карты природопользования с целью выявления районов острых геоэкологических ситуаций.






11

Население мира. 5 ч

1.Численность и воспроизводство.1Демографическая политика.

Постоянный рост населения Земли, его причины и последствия. Типы воспроизводства населения, «демографический взрыв», его причины и последствия, депопуляция.

Демографическая политика: ее направления, эффективность и результаты в различных странах. Демографическая ситуация и в России.


знать/понимать численность и динамику населения мира, отдельных регионов и стран; демографическую ситуацию, различия в уровне и качестве жизни населения.

Оценка основных показателей уровня и качества жизни населения.

6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

.




12

2.Состав и структура населения. Состав населения: половой, возрастной, этнический.

Социальный и этнический (национальный) состав населения. Крупные народы и языковые группы. Возрастной и половой состав населения мира. Возрастно-половые пирамиды. Экономически активное население. Состав населения России.

знать/понимать этногеографическую специфику стран.

Анализ карт населения


7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.



13

3. Состав населения. География религий мира.

Мировые религии, их география. Религиозный состав населения мира: мировые, национальные и местные религии. География этнических и конфессиональных конфликтов в современном мире. Религии народов России.

знать/понимать мировые религии, их география, основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов



14

4. Географические особенности размещения населения. Плотность населения. Миграции.

Размещение и плотность населения мира и РФ. Основные направления и типы миграций в мире и России, их причины и следствия. «Утечка умов».


знать/понимать основные направления миграций;

8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира


15

5. Урбанизация: уровни и темпы. Сельское расселение.

Формы расселения, городское и сельское население мира. Урбанизация как всемирный процесс. Уровень урбанизации и ее формы. Урбанизация РФ.

знать/понимать проблемы современной урбанизации уметь оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения





16

1.География мирового хозяйства. 13 ч.

1. Научно-техническая революция (НТР), черты, части. Мировое хозяйство.

НТР, черты, части.

уметь работать с источниками информации, составлять схемы, отражающие закономерности




17

2. Мировое хозяйство, основные этапы его развития. Влияние НТР на Мировое хозяйство. Интеграция.

Мировое хозяйство и основные этапы его развития. Состав мирового хозяйства. интеграционные отраслевые и региональные союзы. Экономическая интеграция и Россия.

уметь составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;





18

3. Воздействие НТР на Мировое хозяйство. Факторы размещения производства.

Международная специализация, географическое разделение труда. Международная специализация России.

знать/понимать факторы размещения производства.




19

4. Отрасли мирового хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства мира. Топливная промышленность.

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер, регионов различной специализации. Основные промышленные центры мира и РФ.

уметь сопоставлять карты разной тематики, анализ экономических карт составлять таблицы, картосхемы

9 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа.



20

5.Топливно-энергетическая промышленность (ТЭК). Электроэнергетика.

Размещение. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России. Характеристика электроэнергетики мира и РФ.

уметь сопоставлять картосхемы, анализировать карты разной тематики, составлять таблицы, схемы, составлять характеристику отраслей промышленности.


21

6. Горнодобывающая промышленность. Металлургия.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль РФ. Основные промышленные центры.

уметь определять международную специализацию крупнейших стран и регионов мира.

10 Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции.

Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды и стали.



22

7.Машиностроение, химическая промышленность.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Основные промышленные центры. Факторы размещения на примерах отдельных стран и РФ.

уметь выявлять неравномерности хозяйственного освоения разных территорий


23

8. Лесная и легкая промышленность. Промышленность и окружающая среда.

Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Роль России.

уметь анализировать таблицы, картосхемы, диаграммы, тематические карты.



24

9 География сельского хозяйства. Растениеводство. Размещение сельскохозяйственных культур «Зеленая революция».

Сельское хозяйство, его роль в современном мире, главные тенденции развития. Основные районы земледелия в мире. АПК России.

уметь устанавливать взаимосвязи между размещением населения, хозяйства и природными условиями на конкретных территориях.

11. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира.


25

10. География сельского хозяйства. Растениеводство. Животноводство.

Животноводство. Особенности географии отдельных отраслей. Соотношение земледелия и животноводства.


уметь сопоставлять таблицы, картосхемы, диаграммы, карты.



26-27

11-12. Транспорт мира. Мировые транспортные пути. Виды транспорта, его особенности в разных странах мира.

Мировой транспорт, его роль в размещении и развитии мирового хозяйства. Виды транспорта, их географические особенности. Основные показатели развития мирового транспорта. Основные международные магистрали и транспортные узлы.

знать/понимать географические особенности видов транспорта, их особенности в разных странах мира



28

13.Международные экономические отношения. Обобщение по теме «Мировое хозяйство».

Мировая торговля и туризм. Другие формы международных экономических отношений: мировые валютно-финансовые отношения, производственные, предоставление услуг, научно-технические знания. Участие России. География мировых валютно-финансовых отношений.


сопоставлять географические карты различной тематики

.

12. Определение стран международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.










29

Регионы и страны мира. 30 ч 1 Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа 7 ч

1. Зарубежная Европа общая характеристика.

Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения Зарубежной Европы. Изучение в сравнении с РФ.

уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты территории, обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона



30

2. Зарубежная Европа. Природные ресурсы, предпосылки развития промышленности и сельского хозяйства.

Освоение природно-ресурсного потенциала. Экономические связи с РФ.

сопоставлять географические карты различной тематики



31

3. Зарубежная Европа. Население, демографическая ситуация.

Состав населения, демографическая ситуация, урбанизация и субурбанизация, миграции (центр иммиграции).

оценивать и объяснять демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения



32-33

4-5. Зарубежная Европа Размещение хозяйства. Промышленность. Сельское хозяйство. Непроизводственная сфера.

«Центральная ось развития». Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития стран Европы. Экономические связи с РФ.


уметь делать анализ политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации разных типов стран и регионов мира, их участия в международном географическом разделении труда



34

6. Страны Европы. Социально-экономическая характеристика. Франция, Германия. Италия. Великобритания.

Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Особенности культуры.Современные проблемы развития стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ.

составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

13. Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).



35

7.Страны Европы. Социально-экономическая характеристика Болгария. Испания. Монако. Андорра.

Особенности ГП. Ведущие отрасли промышленности и сельского хозяйства. Современные проблемы развития стран Европы. Достопримечательности. Туризм. Экономические связи с РФ.

уметь составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира;

13.Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (продолжение).



36-

1.Зарубежная Азия. 7 ч Зарубежная Азия общая характеристика территории

Территория, границы, политическая карта Азии, различия между странами: особенности географического положения, классификация стран. Деление на регионы. Изучение в сравнении с РФ и зарубежной Европой. Географическое положение РФ в азиатско-тихоокеанском регионе.

знать/понимать современные проблемы развития региона и стран Азии

уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты территории, обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона.




37

2 Зарубежная Азия. Общая характеристика населения

Численность, крупнейшие по численности населения страны, воспроизводство, этнический и религиозный состав, размещение, урбанизация, демографические проблемы.

уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты населения региона.



38

3 Зарубежная Азия. Природно-ресурсный потенциал.

Природные условия и ресурсы. Минеральные ресурсы региона, земельные, агроклиматические. Проблемы рационального использования ресурсов.

уметь по картам и другим источникам информации выявлять характерные черты природных условий и размещения ресурсов региона



39

4 Зарубежная Азия. Общая характеристика хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт.

Хозяйство и развитие отдельных отраслей. Возрастающая роль в мировом хозяйстве(МХ). Современные проблемы субрегионов: Юго-Западная, Южная, Юго-Восточная, Восточная, Центральная Азия. Новые индустриальные страны. Страны Азии — бывшие республики СССР.


знать/понимать развитие отдельных отраслей стран Азии уметь по картам выявлять характерные черты промышленности и сельского хозяйства региона


14.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

.



40

5. Восточная Азия. Китай. Экономико-географическая характеристика.

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Внутренние различия между Восточным и Западным Китаем. Роль в МХ.








уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

обозначать на контурной карте основные географические объекты, характеризующие особенности региона

15. Составление комплексной географической характеристики Китая и определение географической специфики страны.


41

6. Япония. Экономико-географическая характеристика.

Специфика ЭГП. Проблемы использования территории, природных и трудовых ресурсов. Размещение населения и хозяйства. Роль в МХ. Международные экономические связи.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт

составлять картосхемы


42

7. Южная Азия. Индия. Экономико-географическая характеристика.

ЭГП, природные условия и ресурсы. Население. Характеристика хозяйства. Динамика и перспектива развития. Важнейшие промышленные и сельскохозяйственные районы.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт



43-44

1. Австралия 2ч Экономико-географическая характеристика.


Общий экономико-географический обзор Австралии. Роль в мировом хозяйстве.

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт



45

Африка 4ч

1. Общая характеристика территории, природно-ресурсного потенциала, населения.

Состав, политическая карта. Природно-ресурсный потенциал. Население региона. Этнический состав. Крупнейшие города. Размещение

знать/понимать современные проблемы развития региона и стран сопоставлять географические карты различной тематики



46

2. Африка. Общая характеристика хозяйства

Общая характеристика хозяйства: отраслевая и территориальная структура. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Монокультурная специализация. Место Африки в мировом хозяйстве.

уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона, их участие в международном географическом разделении труда.



47

3. Африка. Региональные различия. Характеристика отдельных регионов.

Региональные различия. Субрегионы. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта.

применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона



48

4. ЮАР. Экономико-географическая характеристика

Общая характеристика хозяйства. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта

уметь составлять комплексную географическую характеристику страны на основе анализа карт


16.Составление комплексной географической характеристики ЮАР и определение географической специфики страны.


49

Северная Америка 5ч 1. Общая характеристика территории региона. США. Экономико-географическая характеристика.


Состав, ЭГП и ПГП США как факторы развития. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, культуры. Значение иммиграции. Структура занятости. Размещение населения, внутренние миграции. Особенности урбанизации.

знать/понимать современные проблемы развития региона и стран

применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона



50-51

2-3. США. Экономико-географическая характеристика.

Общая характеристика хозяйства. Ведущие отрасли хозяйства, их размещение. Крупнейшие промышленные, научные, сельскохозяйственные и рекреационные районы. Транспорт. Макрорегионы. Промышленные пояса.

уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона



52

4. Канада. Экономико-географическая характеристика.

Состав, ЭГП и ПГП Канады как факторы развития. Природно-ресурсный потенциал, население, хозяйство.

сопоставлять географические карты различной тематики



53

5.Канада и США. Сравнительная характеристика.

Сравнение с США.


17. Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и США, определение географической специфики стран.


54

Латинская Америка 5ч

1. Общая характеристика территории.

Принципы выделения региона, состав. Историко-географические особенности формирования региона. Политическая карта.


применять разнообразные источники географической информации



55

2. Латинская Америка. Общая характеристика населения.

Население. Этнический состав, распространенные языки и религии, воспроизводство, урбанизация, крупнейшие города, характер сельского расселения.


сопоставлять географические карты различной тематики



56

3. Латинская Америка. Общая характеристика хозяйства региона. Природно-ресурсный потенциал.

Природно-ресурсный потенциал. Основные черты географии промышленности, сельского хозяйства и транспорта. Экологические проблемы. Роль латиноамериканских государств в системе мирового хозяйства. Интеграционные объединения.


уметь анализировать данные политической карты мира и экономических карт с целью определения специализации стран региона



57-58

4-5. Латинская Америка. Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия. Экономико-географическая характеристика.

Характеристика отдельных регионов и стран. Бразилия.

сопоставлять географические карты различной тематики

18. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии.




59

Россия в современном мире. 4ч

1 Россия на политической карте мира. Современное геополитическое положение России.






Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства.

применять разнообразные источники географической информации для объяснений специфики региона.

анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.


19. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.



60

2 Россия в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Отрасли международной специализации России. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях.

уметь анализировать экономические карты с целью определения с.пециализации страны



61

3 Россия. Особенности географии экономических, политических и культурных связей России с наиболее развитыми странами мира.

Определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

Географические аспекты важнейших социально-экономических проблем России.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций; определение основных направлений внешних экономических связей России с наиболее развитыми странами мира.

20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.



62

4 Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ).

Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.


применять разнообразные источники географической информации












63

Географический аспект современных глобальных проблем человечества. 4ч

1 Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географическое содержание глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем.



Истоки глобальных проблем человечества. Систематизация глобальных проблем.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

выявления и объяснения географических аспектов различных текущих событий и ситуаций;


21 .Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.




64-65

2-3 Сырьевая, демографическая, продовольственная и геоэкологическая проблемы как приоритетные, пути их решения.

Взаимосвязи глобальных проблем. Роль географии в решении глобальных проблем человечества

оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуации, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий


.



66

4 Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Взаимосвязи глобальных проблем. Пути решения на современном этапе.

знать/понимать современные проблемы развития регионов и стран уметь составлять таблицы, схемы, отражающие географические взаимосвязи приоритетных глобальных проблем человечества


22 .Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.


67-68

Обобщение и систематизация знаний, умений, практических навыков по курсу «География мира».

Систематизация, контроль, коррекция знаний, умений, практических навыков по курсу «География мира».

Требования к уровню подготовки выпускников (согласно стандарту).


Практические работы по географии 10 класс

Практические работы

выполнение

1 Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

2 Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.

3 Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов по классификации стран.

4 Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия

5.Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

6. Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

7. Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

8. Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира

9 Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков угля, нефти, природного газа.

10 Определение стран – экспортеров основных видов промышленной продукции. Определение и объяснение по карте направлений основных грузопотоков железной руды и стали.

11. Определение стран – экспортеров основных видов сельскохозяйственной продукции, видов сырья. Определение международной специализации стран и регионов мира.

12. Определение стран международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

13. Составление комплексной географической характеристики стран Европы; определение их географической специфики (подготовка презентаций).

14.Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

15. Составление комплексной географической характеристики Китая и определение географической специфики страны.

16.Составление комплексной географической характеристики ЮАР и определение географической специфики страны.

17. Составление сравнительной комплексной географической характеристики Канады и США, определение географической специфики стран.

18. Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий на примере Бразилии.

19. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

20.Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

21. Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

22. Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.







ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ


ГЕОГРАФИЯ МИРА(70 часов)


Раздел. Современные методы географических исследований.

Источники географической информации (4 часа).

Положение географии в системе наук. Традиционные и новые методы географических исследований. Географическая карта – особый источник информации о действительности. Географическая номенклатура.

Статистический метод – один из основных в географии. Этапы статистического изучения географических явлений и процессов. Виды статистических материалов. Другие способы и формы получения географической информации: экспедиции, стационарные наблюдения, камеральная обработка, опыты, моделирование. Геоинформационные системы как средство получения, обработки и представления пространственно-координированных географических данных.

Практические работы

Анализ карт различной тематики.

Обозначение на контурной карте основных географических объектов.

Составление картосхем и простейших карт, отражающих различные географические явления и процессы, их территориальные взаимодействия.

Сопоставление географических карт различной тематики для определения тенденций и закономерностей развития географических явлений и процессов.

Использование статистической информации разной формы и содержания: обработка, анализ и представление ее в графической и картографической форме.


Раздел. Природа и человек в современном мире (6 часов)

Взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Международный характер проблемы «дестабилизация окружающей среды». Природные ресурсы Земли, их виды. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли. Основные типы природопользования. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования. Пути сохранения качества окружающей среды.

Практические работы

Оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов.

Раздел. Население мира (5 часов)

Численность, динамика и размещение населения мира, крупных регионов и стран. Воспроизводство и миграции населения. Их типы и виды. Структура населения (половая, возрастная, расовая, этническая, религиозная, по образовательному уровню). Демографическая ситуация в разных регионах и странах мира.

Характеристика трудовых ресурсов и занятости населения крупных стран и регионов мира.

Расселение населения. Специфика городских и сельских поселений. Масштабы и темпы урбанизации различных стран и регионов мира.

Практические работы

Определение степени обеспеченности крупных регионов и стран трудовыми ресурсами.

Определение демографической ситуации и особенностей демографической политики в разных странах и регионах мира.

Оценка особенностей уровня и качества жизни населения в разных странах и регионах мира.


Раздел. География мирового хозяйства (10 часов)

Мировое хозяйство, его отраслевая и территориальная структура. География важнейших отраслей. Международное географическое разделение труда.

Международная специализация и кооперирование – интеграционные зоны, крупнейшие фирмы и транснациональные корпорации (ТНК). Отрасли международной специализации стран и регионов мира; определяющие их факторы.

Внешние экономические связи – научно-технические, производственное сотрудничество, создание свободных экономических зон (СЭЗ). География мировых валютно-финансовых отношений. Крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля – основные направления и структура. Главные центры мировой торговли.

Практические работы

Определение стран – экспортеров основных видов промышленной и сельскохозяйственной продукции, видов сырья; районов международного туризма и отдыха, стран, предоставляющих банковские и другие виды международных услуг.

Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира.


Раздел. Регионы и страны мира (не менее 20 часов)

Многообразие стран на политической карте мира. Различия стран современного мира по размерам территории, численности населения, особенностям населения, особенностям географического положения. Типы стран. Экономически развитые и развивающиеся страны (главные; высокоразвитые страны Западной Европы; страны переселенческого типа; ключевые страны; страны внешнеориентированного развития; новые индустриальные страны и др. группы).

Понятие о географическом регионе. Основные варианты регионального деления мира. Особенности географического положения, истории открытия и освоения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, проблем современного социально-экономического развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, а также Австралии.

Практические работы

Объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий.

Составление комплексной географической характеристики стран разных типов и крупных регионов мира; определение их географической специфики.

Раздел. Россия в современном мире (10 часов)

Россия на политической карте мира. Изменение географического положения России во времени. Характеристика современных границ государства. Современное геополитическое положение России.

Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда; география отраслей ее международной специализации.

Характеристика современного этапа преобразований закрытой экономики прошлого в открытую экономику будущего. Россия в системе международных финансово-экономических и политических отношений.

Особенности географии и структуры международной торговли. Крупнейшие торговые партнеры России. Структура внешнеторгового баланса. Основные формы внешних экономических связей. Участие России в международных отраслевых и региональных организациях. Россия и страны Содружества независимых государств (СНГ). Участие России в Международных социально-экономических и геоэкологических проектах.

Практические работы

Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России, тенденций их возможного развития.

Определение роли России в производстве важнейших видов мировой промышленной и сельскохозяйственной продукции.

Раздел. Географические аспекты современных глобальных

проблем человечества (5 часов)

Природа и цивилизация. Понятие о глобальных проблемах, их типах и взаимосвязях. Географические аспекты глобальных проблем человечества в прошлом и настоящем. Сырьевая, демографическая, продовольственная, экологическая проблемы как особо приоритетные, пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Географические аспекты качества жизни населения. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Геоэкология – фокус глобальных проблем человечества. Общие и специфические экологические проблемы разных регионов Земли.

Практические работы

Выявление по картам регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества.

Выявление, объяснение и оценка важнейших событий международной жизни; географических аспектов различных текущих событий и ситуаций.

Резервное время – 10 часов.


Критерии оценки учебной деятельности по географии.

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

  4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

  9. Понимание основных географических взаимосвязей;

  10. Знание карты и умение ей пользоваться;

  11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

  9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

  10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

  11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

  12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

Критерии выставления оценок за проверочные тесты
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
    Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
    Время выполнения работы: 30-40 мин.
    Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Источник: А.Э. Фромберг – Практические и проверочные работы по географии: 10 класс / Кн. для учителя – М.: Просвещение, 2003.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материала, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Литература:

1.Максаковский В.П. Экономическая и социальная география мира. Учебник для 10 класса. – М. Просвещение. 2010 год.

2.Максаковский В.П. Географическая картина мира. Дополнительный материал по курсу 10 класса. Ярославль. Изд – во «Верхняя Волга»2004 год.

3.Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику для 10 класса. М. Дрофа, 2004 год.

4.Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира. 10 класс. М. Просвещение 2004 год.

5.Ануфриева О.И. Поурочные планы по учебнику Максаковского В.П. Экономическая и социальная география мира. Волгоград Учитель. 2011 год.

6.Толмачева Е.Н. Поурочные планы. География. 10 класс.1 и 2 часть по учебнику Гладкого Ю. Н. Волгоград. Учитель – Аст, 2002 год.


1 Курсивом в тексте выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.