МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Администрация мр Калтасинский район РБ
МОБУ Амзибашевская СОШ МР Калтасинский район РБ
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
ШМО начальных классов | Заместитель директора по УР | Директор |
______________Изиляева О.А | __________Арсланова Л.В | ______________Васильев С.Г |
Протокол №_____ | | Приказ №____ |
от "30" 08. 2023 г. | от "31" 08. 2023 г. | от "31"08. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмет «Родной язык (русский)»
для обучающихся 1-4 классов
д. Амзибаш. 2023
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по родному языку (русскому) для обучающихся 3 класса на уровне начального общего образования подготовлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Приказ Министерства просвещения Российской
Федерации от 31.05.2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования», зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 05.07.2021 г. № 64100), Концепции преподавания русского языка и литературы в Российской Федерации (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 апреля 2016 г. № 637-р), а также ориентирована на целевые приоритеты,
сформулированные в Примерной программе воспитания.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Содержание программы направлено на достижение результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования в части требований, заданных Федеральным
государственным образовательным стандартом начального общего образования к предметной области«Родной язык и литературное чтение на родном языке». Программа ориентирована на сопровождение и поддержку курса русского языка, входящего в предметную область «Русский язык и литературное чтение».
Содержание предмета «Родной язык (русский)» направлено на удовлетворение потребности обучающихся в изучении родного языка как инструмента познания национальной культуры и самореализации в ней. Учебный предмет «Родной язык (русский)» не ущемляет права тех
обучающихся, которые изучают иные (не русский) родные языки, поэтому учебное время, отведённое на изучение данной дисциплины, не может рассматриваться как время для углублённого изучения основного курса.
В содержании предмета «Родной язык (русский)» предусматривается расширение сведений, имеющих отношение не к внутреннему системному устройству языка, а к вопросам реализации языковой системы в речи‚ внешней стороне существования языка: к многообразным связям русского языка с цивилизацией и культурой, государством и обществом Программа учебного предмета отражает социокультурный контекст существования русского языка, в частности те языковые аспекты, которые обнаруживают прямую, непосредственную культурно-историческую
обусловленность.
Содержание курса направлено на формирование представлений о языке как живом, развивающемся явлении, о диалектическом противоречии подвижности и стабильности как одной из основных характеристик литературного языка. Как курс, имеющий частный характер, школьный курс русского родного языка опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области«Русский язык и литературное чтение», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в начальной школе, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
Задачами данного курса являются: совершенствование у младших школьников как носителей языка способности ориентироваться в пространстве языка и речи, развитие языковой интуиции; изучение исторических фактов развития языка;
расширение представлений о различных методах познания языка (учебное лингвистическое мини-исследование, проект, наблюдение, анализ и т. п.); включение учащихся в практическую речевую деятельность.
В соответствии с этим в программе выделяются три блока. Первый блок — «Русский язык: прошлое
и настоящее» —включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о
национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.
Второй блок — «Язык в действии» — включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.
Третий блок — «Секреты речи и текста» — связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)»
Целями изучения русского родного языка являются:
осознание русского языка как одной из главных духовно-нравственных ценностей русского народа; понимание значения родного языка для освоения и укрепления культуры и традиций своего народа, осознание национального своеобразия русского языка; формирование познавательного интереса к родному языку и желания его изучать, любви, уважительного отношения к русскому языку, а через него — к родной культуре;
овладение первоначальными представлениями о единстве и многообразии языкового и культурного пространства Российской Федерации, о месте русского языка среди других языков народов России; воспитание уважительного отношения к культурам и языкам народов России; овладение культурой межнационального общения;
овладение первоначальными представлениями о национальной специфике языковых единиц русского языка (прежде всего лексических и фразеологических единиц с национально-культурной семантикой), об основных нормах русского литературного языка и русском речевом этикете; овладение выразительными средствами, свойственными русскому языку;
совершенствование умений наблюдать за функционированием языковых единиц, анализировать и классифицировать их, оценивать их с точки зрения особенностей картины мира, отраженной в языке; совершенствование умений работать с текстом, осуществлять элементарный информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
совершенствование коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи; развитие потребности к речевому самосовершенствованию;
приобретение практического опыта исследовательской работы по русскому языку, воспитание самостоятельности в приобретении знаний.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «РОДНОЙ ЯЗЫК (РУССКИЙ)» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования учебный предмет «Родной язык (русский)» входит в предметную область «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и является обязательным для изучения.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
| 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Количество учебных недель | 33 | 34 | 34 | 34 |
Количество часов в неделю | 1 | 1 | 1 | 1 |
Количество часов в год | 33 | 34 | 34 | 34 |
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
РАЗДЕЛ 1. РУССКИЙ ЯЗЫК: ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, связанные с особенностями мировосприятия и отношений между людьми (например, правда — ложь, друг — недруг, брат —братство — побратим).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие природные явления и растения (например, образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Лексические единицы с национально-культурной семантикой, называющие музыкальные инструменты (например, балалайка, гусли, гармонь).
Русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения (например, Снегурочка, дубрава, сокол, соловей, зорька, солнце и т. п.): уточнение значений, наблюдение за использованием в произведениях фольклора и художественной литературы.
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания. Откуда в русском языке эта фамилия? История моих имени и фамилии (Приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
РАЗДЕЛ 2. ЯЗЫК В ДЕЙСТВИИ
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как специфика русского языка (например, книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических категорий русского языка (например, категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имён существительных (например, форм родительного падежа множественного числа). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
РАЗДЕЛ 3. СЕКРЕТЫ РЕЧИ И ТЕКСТА
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований о путешествии по городам, об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами. Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного). Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.). Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение родного языка (русского) направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного предмета.
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты при реализации основных направлений
воспитательной деятельности:
гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России, в том числе через изучение родного русского языка, отражающего историю и культуру страны;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, в том числе через обсуждение ситуаций при работе с художественными произведениями;
уважение к своему и другим народам, формируемое в том числе на основе примеров из
художественных произведений;
первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах
межличностных отношений, в том числе отражённых в художественных произведениях;
духовно-нравственного воспитания:
признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и
читательский опыт;
проявление сопереживания, уважения и доброжелательности, в том числе с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;
неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (в том числе связанного с использованием недопустимых средств языка);
эстетического воспитания:
уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;
стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в том числе в искусстве слова; осознание важности русского языка как средства общения и самовыражения;
физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде (в том числе информационной) при поиске дополнительной информации в процессе языкового образования;
бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе
приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;
трудового воспитания:
осознание ценности труда в жизни человека и общества (в том числе благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям,
возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;
экологического воспитания:
бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами; неприятие действий, приносящих ей вред;
ценности научного познания:
первоначальные представления о научной картине мира (в том числе первоначальные представления о системе языка как одной из составляющих целостной научной картины мира); познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, в том числе познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате изучения предмета «Родной язык (русский)» в начальной школе у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
сравнивать различные языковые единицы, устанавливать основания для сравнения языковых единиц, устанавливать аналогии языковых единиц;
объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
определять существенный признак для классификации языковых единиц; классифицировать языковые единицы;
находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе
предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.
Базовые исследовательские действия:
с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на основе предложенных критериев); проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование, выполнять по предложенному плану проектное задание;
формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.
Работа с информацией:
выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой информации, для уточнения;
согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в предложенном источнике: в словарях, справочниках;
распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
соблюдать с помощью взрослых (педагогических работников, родителей, законных представителей) правила информационной безопасности при поиске информации в Интернете (информации о написании и произношении слова, о значении слова, о происхождении слова, о синонимах слова); анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия.
Общение:
воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и условиями общения в знакомой среде; проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
признавать возможность существования разных точек зрения;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; строить речевое высказывание в соответствии с поставленной
задачей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования, проектного задания;
подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.
Совместная деятельность:
формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты;
ответственно выполнять свою часть работы; оценивать свой вклад в общий результат;
выполнять совместные проектные задания с опорой на предложенные образцы.
К концу обучения в начальной школе у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.
Самоорганизация:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата; выстраивать последовательность выбранных действий.
Самоконтроль:
устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности; корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению, характеристике, использованию языковых единиц;
находить ошибку, допущенную при работе с языковым мате- риалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать
их по предложенным критериям.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Изучение учебного предмета «Родной язык (русский)» в течение четырёх лет обучения должно обеспечить воспитание ценностного отношения к родному языку как отражению культуры, включение учащихся в культурно-языковое пространство русского народа, осмысление красоты и величия русского языка; приобщение к литературному наследию русского народа; обогащение активного и пассивного словарного запаса, развитие у обучающихся культуры владения родным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами речевого этикета; расширение знаний о родном языке как системе и как развивающемся явлении, формирование аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
К концу обучения обучающийся научится:
— осознавать национальное своеобразие, богатство, выразительность русского языка;
— распознавать слова с национально-культурным компонентом значения (лексика, связанная с особенностями мировосприятия и отношений между людьми; слова, называющие природные явления и растения; слова, называющие занятия людей; слова, называющие музыкальные инструменты);
— распознавать русские традиционные сказочные образы, эпитеты и сравнения; наблюдать особенности их употребления в произведениях устного народного творчества и произведениях детской художественной литературы;
— использовать словарные статьи учебного пособия для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, крылатых выражений, связанных с изученными темами; правильно употреблять их в современных ситуациях речевого общения;
— понимать значение фразеологических оборотов, отражающих русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта (в рамках изученных тем); осознавать уместность их употребления в современных ситуациях речевого общения;
— соблюдать на письме и в устной речи нормы современного русского литературного языка (в рамках изученного);
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного);
— использовать учебный орфоэпический словарь для определения нормативного произношения слова, вариантов произношения;
— выбирать из нескольких возможных слов то слово, которое наиболее точно соответствует обозначаемому предмету или явлению реальной действительности;
— проводить синонимические замены с учётом особенностей текста;
— правильно употреблять отдельные формы множественного числа имён существительных;
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже;
— пользоваться учебными толковыми словарями для определения лексического значения слова;— пользоваться орфографическим словарём для определения нормативного написания слов;— различать этикетные формы обращения в официальной и неофициальной речевой ситуации;— владеть правилами корректного речевого поведения в ходе диалога;
— использовать коммуникативные приёмы устного общения: убеждение, уговаривание, похвалу, просьбу, извинение, поздравление;
— выражать мысли и чувства на родном языке в соответствии с ситуацией общения;
— владеть различными приёмами слушания научно-познавательных и художественных текстов об истории языка и о культуре русского народа;
— анализировать информацию прочитанного и прослушанного текста: отличать главные факты от второстепенных, выделять наиболее существенные факты, устанавливать логическую связь между фактами;
— проводить смысловой анализ фольклорных и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т. п.), определять языковые особенностей текстов;
— выявлять и исправлять речевые ошибки в устной речи;
— создавать тексты-повествования об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
— редактировать письменный текст с целью исправления речевых ошибок или с целью более точной передачи смысла.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВНИАЕ
1 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
| Раздел 1. Секреты речи и текста (9 ч.) | | |
1 | Как люди общаются друг с другом | 1 | |
2 | Как люди общаются друг с другом. Жесты и мимика | 1 | |
3 | Вежливые слова. Слова прощения | 1 | |
4 | Вежливые слова. Слова благодарности | 1 | |
5 | Как люди приветствуют друг друга | 1 | |
6 | Зачем людям имена | 1 | |
7 | Спрашиваем и отвечаем | 1 | |
8 | Спрашиваем и отвечаем | 1 | |
9 | Проект «Словарь в картинках» | 1 | |
| Раздел 2. Язык в действии (9 ч.) | | |
10 | Выделяем голосом важные слова | 1 | |
11 | Выделяем голосом важные слова | 1 | |
12 | Выделяем голосом важные слова. Диалог. | 1 | |
13 | Как можно играть звуками | 1 | |
14 | Где поставить ударение. Наблюдаем за словами. | 1 | |
15 | Где поставить ударение. | 1 | |
16 | Где поставить ударение | 1 | |
17 | Где поставить ударение | 1 | |
18 | Как сочетаются слова | 1 | |
| Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) | | |
19 | Как писали в старину. Береста. | 1 | |
20 | Как писали в старину. Из истории языка. | 1 | |
21 | Как писали в старину. Кириллица. | 1 | |
22 | Как писали в старину Из истории языка. | 1 | |
23 | Дом в старину: что как называлось. Изба. | 1 | |
24 | Дом в старину: что как называлось. Палаты. | 1 | |
25 | Дом в старину: что как называлось. Терем. | 1 | |
26 | Дом в старину: что как называлось. Хоромы. | 1 | |
27 | Во что одевались в старину. Одежда простых людей. | 1 | |
28 | Во что одевались в старину. Одежда богатых людей. | 1 | |
29 | Во что одевались в старину. Сравнение одежды прошлой и настоящей. | 1 | |
30 | Во что одевались в старину. Картины художников. | 1 | |
| Секреты речи и текста (3 ч.) | | |
31 | Сравнение текстов | 1 | |
32 | Сравнение текстов | 1 | |
33 | Сравнение текстов | 1 | |
2 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
| Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (10ч.) | | |
1 | По одежке встречают. | 1 | |
2 | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 | |
3 | Если хочешь щи, так другой пищи не ищи. | 1 | |
4 | Каша – кормилица наша | 1 | |
5 | Любишь кататься – люби и саночки возить. | 1 | |
6 | Делу время, потехе час | 1 | |
7 | В решете воду не удержишь. | 1 | |
8 | Самовар кипит – уходить не велит. | 1 | |
9-10 | Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». | 2 | |
| Раздел 2. Язык в действии (14 ч.) | | |
11-12 | Помогает ли ударение различать слова? | 2 | |
13-14 | Для чего нужны синонимы? | 2 | |
15-16 | Для чего нужны антонимы? | 2 | |
17-18 | Как появляются фразеологизмы и пословицы? | 2 | |
19-20 | Как можно объяснить значение слова? | 2 | |
21-22 | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 2 | |
23-24 | Проектное задание: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением» | 2 | |
| Раздел 3. Секреты речи и текста (10 ч.) | | |
25-26 | Учимся вести диалог | 2 | |
27-28 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 2 | |
29 | Устанавливаем связь предложений в тексте | 1 | |
30-31 | Создаём тексты - инструкции и тексты - повествования | 2 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году» | 1 | |
33-34 | Представление результатов выполнения проектных заданий | 2 | |
3 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
| Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) | | |
1 | Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | |
2 | Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | |
3 | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | |
4 | Сошлись два друга – мороз да вьюга | 1 | |
5 | Ветер без крыльев летает | 1 | |
6 | Какой лес без чудес | 1 | |
7 | Дело мастера боится | 1 | |
8 | Заиграйте, мои гусли… | 1 | |
9 | Что ни город, то норов | 1 | |
10 | У земли ясно солнце, у человека – слово | 1 | |
11-12 | Представление проектных заданий и результатов миниисследований, выполненных при изучении раздела «Русский язык: прошлое и настоящее» | 2 | |
| Раздел 2. Язык в действии (7 ч.) | | |
13 | Для чего нужны суффиксы? | 1 | |
14-15 | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 2 | |
16 | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | |
17 | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | |
18 | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | |
19 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | |
| Раздел 3. Секреты речи и текста (15ч.) | | |
20-23 | Создаём тексты рассуждения | 4 | |
24-27 | Учимся редактировать тексты | 4 | |
28-31 | Создаём тексты – повествования | 4 | |
32-34 | Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты текста и речи» | 3 | |
4 класс
Номер урока | Наименование разделов и тем уроков | Количество часов | Контроль |
| Раздел 1. Русский язык: прошлое и настоящее (15 ч.) | | |
1-2 | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 2 | |
3-4 | Вся семья вместе, так и душа на месте | 2 | |
5-7 | Красна сказка складом, а песня – ладом | 3 | |
8-10 | Красное словцо не ложь | 3 | |
11-13 | Язык языку весть подаёт | 3 | |
14-15 | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 2 | |
| Раздел 2. Язык в действии (6 ч.) | | |
16-17 | Трудно ли образовывать формы глагола? | 2 | |
18-19 | Можно ли об одном и том же сказать по разному? | 2 | |
20 | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | |
21 | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | |
| Раздел 3. Секреты речи и текста (13 ч.) | | |
22 | Задаём вопросы в диалоге | 1 | |
23-24 | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 2 | |
25-26 | Учимся составлять план текста | 2 | |
27-28 | Учимся пересказывать текст | 2 | |
29-31 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 3 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | |
33-34 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 2 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Как люди общаются друг с другом | 1 | | | 05.09.2023. | |
2. | Как люди общаются друг с другом. Жесты и мимика | 1 | | | 12.09.2023. | |
3. | Вежливые слова. Слова прощения | 1 | | | 19.09.2023. | |
4. | Вежливые слова. Слова благодарности | 1 | | | 26.09.2023. | |
5. | Как люди приветствуют друг друга | 1 | | | 03.10.2023. | |
6. | Зачем людям имена | 1 | | | 10.10.2023. | |
7. | Спрашиваем и отвечаем | 1 | | | 17.10.2023. | |
8. | Спрашиваем и отвечаем | 1 | | | 24.10.2023. | |
9. | Проект «Словарь в картинках» | 1 | | | 07.11.2023. | |
10. | Раздел 2. Язык в действии (9 ч.) | 1 | | | 14.11.2023. | |
11. | Выделяем голосом важные слова | 1 | | | 21.11.2023. | |
12. | Выделяем голосом важные слова | 1 | | | 28.11.2023. | |
13. | Выделяем голосом важные слова. Диалог. | 1 | | | 05.12.2023. | |
14. | Как можно играть звуками | 1 | | | 12.12.2023. | |
15. | Где поставить ударение. Наблюдаем за словами. | 1 | | | 19.12.2023. | |
16. | Где поставить ударение. | 1 | | | 26.12.2023. | |
17. | Где поставить ударение | 1 | | | 09.01.2024. | |
18. | Где поставить ударение | 1 | | | 16.01.2024. | |
19. | Как сочетаются слова | 1 | | | 23.01.2024. | |
20. | Раздел 3. Русский язык: прошлое и настоящее (12 ч.) | 1 | | | 30.01.2024. | |
21. | Как писали в старину. Береста. | 1 | | | 06.02.2024. | |
22. | Как писали в старину. Из истории языка. | 1 | | | 20.02.2024. | |
23. | Как писали в старину. Кириллица. | 1 | | | 27.02.2024. | |
24. | Как писали в старину Из истории языка. | 1 | | | 05.03.2024. | |
25. | Дом в старину: что как называлось. Изба. | 1 | | | 12.03.2024. | |
26. | Дом в старину: что как называлось. Палаты. | 1 | | | 19.03.2024. | |
27. | Дом в старину: что как называлось. Терем. | 1 | | | 02.04.2024. | |
28 | Дом в старину: что как называлось. Хоромы. | 1 | | | 09.04.2024. | |
29 | Во что одевались в старину. Одежда простых людей. | 1 | | | 16.04.2024. | |
30 | Во что одевались в старину. Одежда богатых людей. | 1 | | | 23.04.2024. | |
31 | Во что одевались в старину. Сравнение одежды прошлой и настоящей. | 1 | | | 30.04.2024. | |
32 | Во что одевались в старину. Картины художников. | 1 | | | 07.05.2025. | |
33 | Секреты речи и текста | 1 | | | 14.05.2024. | |
2 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | По одежке встречают. | 1 | | | 01.09.23 | |
2. | Ржаной хлебушко калачу дедушка. | 1 | | | 08.09.23 | |
3. | Если хочешь щи, так другой пищи не ищи. | 1 | | | 15.09.23 | |
4. | Каша – кормилица наша | 1 | | | 22.09.23 | |
5. | Любишь кататься – люби и саночки возить. | 1 | | | 29.09.23 | |
6. | Делу время, потехе час | 1 | | | 06.10.23 | |
7. | В решете воду не удержишь. | 1 | | | 13.10.23 | |
8. | Самовар кипит – уходить не велит. | 1 | | | 20.10.23 | |
9. | Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». | 1 | | | 27.10.23 | |
10. | Проектное задание: Словарь «Почему это так называется». | 1 | | | 10.11.23 | |
11. | Помогает ли ударение различать слова? | 1 | | | 17.11.23 | |
12. | Помогает ли ударение различать слова? | 1 | | | 24.11.23 | |
13. | Для чего нужны синонимы? | 1 | | | 01.12.23 | |
14. | Для чего нужны синонимы? | 1 | | | 08.12.23 | |
15. | Для чего нужны антонимы | 1 | | | 15.12.23 | |
16. | Для чего нужны антонимы | 1 | | | 22.12.23 | |
17. | Как появляются фразеологизмы и пословицы? | 1 | | | 29.12.23 | |
18. | Как появляются фразеологизмы и пословицы? | 1 | | | 12.01.24 | |
19. | Как можно объяснить значение слова? | 1 | | | 19.01.24 | |
20. | Как можно объяснить значение слова? | 1 | | | 26.01.24 | |
21. | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1 | | | 02.02.24 | |
22. | Встречается ли в сказках и стихах необычное ударение? | 1 | | | 09.02.24 | |
23. | Проектное задание: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением | 1 | | | 16.02.24 | |
24. | Проектное задание: «Учимся читать фрагменты стихов и сказок, в которых есть слова с необычным произношением и ударением | 1 | | | 01.03.24 | |
25. | Учимся вести диалог | 1 | | | 15.03.24 | |
26. | Учимся вести диалог | 1 | | | 22.03.24 | |
27. | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 1 | | | 05.04.24 | |
28 | Составляем развёрнутое толкование значения слова | 1 | | | 12.04.24 | |
29 | Устанавливаем связь предложений в тексте | 1 | | | 19.04.24 | |
30 | Создаём тексты - инструкции и тексты - повествования | 1 | | | 26.04.24 | |
31 | Создаём тексты - инструкции и тексты - повествования | 1 | | | 03.05.24 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что мне больше всего понравилось на уроках русского родного языка в этом году» | 1 | | | 10.05.24 | |
33 | Представление результатов выполнения проектных заданий | 1 | | | 17.05.24 | |
34 | Представление результатов выполнения проектных заданий | 1 | | | 24.05.24 | |
3 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Русский язык: прошлое и настоящее Где путь прямой, там не езди по кривой | 1 | | | 01.09.23 | |
2. | Кто друг прямой, тот брат родной | 1 | | | 08.09.23 | |
3. | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | | | 15.09.23 | |
4. | Дождик вымочит, а красно солнышко высушит | 1 | | | 22.09.23 | |
5. | Сошлись два друга — мороз да вьюга | 1 | | | 29.09.23 | |
6. | Сошлись два друга — мороз да вьюга | 1 | | | 06.10.23 | |
7. | Ветер без крыльев летает | 1 | | | 13.10.23 | |
8. | Какой лес без чудес | 1 | | | 20.10.23 | |
9. | Какой лес без чудес | 1 | | | 27.10.23 | |
10. | Дело мастера боится | 1 | | | 10.11.23 | |
11. | Дело мастера боится | 1 | | | 17.11.23 | |
12. | Заиграйте, мои гусли… | 1 | | | 24.11.23 | |
13. | Заиграйте, мои гусли… | 1 | | | 01.12.23 | |
14. | Что ни город, то норов | 1 | | | 08.12.23 | |
15. | У земли ясно солнце, у человека — слово | 1 | | | 15.12.23 | |
16. | У земли ясно солнце, у человека — слово | 1 | | | 22.12.23 | |
17. | Язык в действии Для чего нужны суффиксы? | 1 | | | 29.12.23 | |
18. | Для чего нужны суффиксы? | 1 | | | 12.01.24 | |
19. | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | | | 19.01.24 | |
20. | Какие особенности рода имён существительных есть в русском языке? | 1 | | | 26.01.24 | |
21. | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | | | 02.02.24 | |
22. | Все ли имена существительные «умеют» изменяться по числам? | 1 | | | 09.02.24 | |
23. | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | | | 16.02.24 | |
24. | Как изменяются имена существительные во множественном числе? | 1 | | | 01.03.24 | |
25. | Зачем в русском языке такие разные предлоги? | 1 | | | 15.03.24 | |
26. | Зачем в русском языке такие разные предлоги | 1 | | | 22.03.24 | |
27. | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | | | 05.04.24 | |
28 | Секреты речи и текста. Создаём тексты-рассуждения | 1 | | | 12.04.24 | |
29 | Создаём тексты-рассуждения | 1 | | | 19.04.24 | |
30 | Создаём тексты-рассуждения | 1 | | | 26.04.24 | |
31 | Учимся редактировать тексты | 1 | | | 03.05.24 | |
32 | Учимся редактировать тексты | 1 | | | 10.05.24 | |
33 | Учимся редактировать тексты | 1 | | | 17.05.24 | |
34 | Создаём тексты-повествования Представление проектных заданий, выполненных при изучении раздела «Секреты речи и текста» | 1 | | | 24.05.24 | |
4 КЛАСС
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Электронные цифровые образовательные ресурсы |
всего | контрольные работы | практические работы |
1. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | | | 1.09.2023 | |
2. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться | 1 | | | 8.09.2023 | |
3. | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | | | 15.09.2023 | |
4. | Вся семья вместе, так и душа на месте | 1 | | | 22.09.2023 | |
5. | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | | | 29.09.2023 | |
6. | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | | | 06.10.2023 | |
7. | Красна сказка складом, а песня – ладом | 1 | | | 13.10.2023 | |
8. | Красное словцо не ложь | 1 | | | 20.10.2023 | |
9. | Красное словцо не ложь | 1 | | | 27.10.2023 | |
10. | Красное словцо не ложь | 1 | | | 10.11.2023 | |
11. | Язык языку весть подаёт | 1 | | | 10.17.2023 | |
12. | Язык языку весть подаёт | 1 | | | 10.24.2023 | |
13. | Язык языку весть подаёт | 1 | | | 01.12.2023 | |
14. | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 1 | | | 08.12.2023 | |
15. | Представление результатов проектных заданий, выполненных при изучении раздела | 1 | | | 15.12.2023 | |
16. | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | | | 22.12.2023 | |
17. | Трудно ли образовывать формы глагола? | 1 | | | 29.12.2023 | |
18. | Можно ли об одном и том же сказать по разному? | 1 | | | 12.01.2024 | |
19. | Можно ли об одном и том же сказать по разному? | 1 | | | 19.01.2024 | |
20. | Как и когда появились знаки препинания? | 1 | | | 26.01.2024 | |
21. | Мини-сочинение «Можно ли про одно и то же сказать по-разному?» | 1 | | | 2.02.2024 | |
22. | Задаём вопросы в диалоге | 1 | | | 9.02.2024 | |
23. | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | | | 16.02.2024 | |
24. | Учимся передавать в заголовке тему и основную мысль текста | 1 | | | 01.03.2024 | |
25. | Учимся составлять план текста | 1 | | | 15.03.2024 | |
26. | Учимся составлять план текста | 1 | | | 22.03.2024 | |
27. | Учимся пересказывать текст | 1 | | | 05.04.2024 | |
28 | Учимся пересказывать текст | 1 | | | 12.04.2024 | |
29 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | | | 19.04.2024 | |
30 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | | | 26.04.2024 | |
31 | Учимся оценивать и редактировать тексты | 1 | | | 03.05.2024 | |
32 | Творческая проверочная работа «Что нового мне удалось узнать об особенностях русского языка» | 1 | | | 17.05.2024 | |
33 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 1 | | | 24.05.2024 | |
34 | Представление результатов выполнения проектного задания «Пишем разные тексты об одном и том же» | 1 | | | 24.05.2024 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебники:
Русский родной язык
1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 1 класс.
2. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 2 класс.
3. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 3 класс.
4. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 4 класс.
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Учебники:
Русский родной язык
1. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 1 класс.
2. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 2 класс.
3. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 3 класс.
4. Александрова О. М. и др. Русский родной язык. Учебник. 4 класс.
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ:
РЭШ. ИНФОУРОК.
21