Европа в конце ХV— начале XVII в. | применение основных хронологических понятий, терминов (век, его четверть, треть); • локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; • использовать историческую карту как источник информации, анализировать карту «Мир на заре нового времени», об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; систематизировать информацию и наносить ее на контурную карту • анализировать информацию различных источников всеобщей истории Нового времени; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп , рассказывать о значительных событиях и личностях данного периода, • систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по истории Европы в конце ХV— начале XVII в. Определять причины, предпосылки и последствия географических открытий, характеризовать деятельность конкистадоров. Объяснять значение абсолютизма для развития общества . Объяснять процесс модернизации в Европе в XVI-XVII вв. Определять причины и последствия Реформации; составлять исторический портрет личности, высказывать суждения о значении его идей • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов (социальных движений, реформ) • сравнивать исторические ситуации и события; • давать оценку событиям и личностям | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств Европы в конце ХV— начале XVII в. • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие стран Европы в конце ХV— начале XVII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. | Регулятивные УУД 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в учебе и познавательной деятельности 2. Умение планировать пути достижения целей (при помощи учителя) 3. Соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата 4. Владение основами самоконтроля, самооценки Познавательные УУД Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии (при помощи учителя) Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач Смысловое чтение. Коммуникативные УУД Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе, договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей; организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т. д.); владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью, соблюдать нормы публичной речи, регламент в монологе и дискуссии в соответствии с коммуникативной задачей; высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнера в рамках диалога; принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником; создавать письменные «клишированные» и оригинальные тексты с использованием необходимых речевых средств; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание докладов, рефератов, создание презентаций и др.; использовать информацию с учетом этических и правовых норм; соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности. | Российская гражданская идентичность (патриотизм, уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувство ответственности и долга перед Родиной, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение личностной сопричастности судьбе российского народа). Осознание этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; первичная социальная и культурная идентичность на основе усвоения системы исторических понятий и представлений о прошлом Отечества (период до XVII в.), эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; понимание гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. 2. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования в мире профессий и профессиональных предпочтений, 3. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного отношения к собственным поступкам (способность к нравственному самосовершенствованию; веротерпимость, уважительное отношение к религиозным чувствам, взглядам людей или их отсутствию; знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, формирование представлений об основах светской этики, культуры традиционных религий, их роли в развитии культуры и истории России и человечества, понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека, семьи и общества). Сформированность ответственного отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. 4. Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего многообразие современного мира. 5. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. следование этическим нормам и правилам ведения диалога в соответствии с возрастными возможностями; обсуждение и оценивание своих достижений и достижений других обучающихся под руководством педагога; 6. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах. Участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций, готовность участвовать в жизнедеятельности подросткового общественного объединения, расширение опыта конструктивного взаимодействия в школьном и социальном общении. 7. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни; освоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах. 8. Формирование эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера (способность понимать художественные произведения, уважение к истории культуры своего Отечества, потребность в общении с художественными произведениями) 9. Сформированность основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления |
Страны Европы и Северной Америки в середине XVII в. | • использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • анализировать информацию различных источников по истории Нового времени; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Стран Европы и Северной Америки в середине XVII в. (английской революции XVII в., войны североамериканских колоний за независимость, образования Соединенных Штатов Америки; становление абсолютизма, Реформации и Контрреформации); • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития стран в Новое время, причины и значение «революции цен» для развития экономики, грарной революции; б) эволюции политического строя в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) раскрывать смысл понятий капитализм, мануфактура, меркантелизм, протекционизм; е) художественной культуры Нового времени; | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие государств стран Европы и Северной Америки в середине XVII • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие стран Европы и Северной Америки в середине XVII в., объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; |
Россия в XVI веке. | соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.; • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVI веке (реформ, взаимодействий между народами и др.); • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; • использование приёмов исторического анализа (сопоставление и обобщение фактов, раскрытие причинно-следственных связей, целей и результатов деятельности персоналий и др.); определение и использование исторических понятий и терминов: Местничество. Избранная рада. Реформы. Челобитная. Самодержавие. Государев двор. Сословно-представительная монархия. Земские соборы. Приказы. Опричнина.; описывать территориальные границы России в динамике, разбираться в истоках опричного террора в России, составлять схемы и давать сравнительное описание органов системы управления Россией, составлять обобщающие таблицы, объяснять изученные положения на конкретных примерах, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации; раскрывать цели, итоги внешней политики России в XVI веке | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVI в. • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |
Смута в России | соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Смутного времени в России • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • определение и аргументация собственного отношения к дискуссионным проблемам прошлого; составление и анализ генеалогических схем и таблиц; определение и использование исторических понятий и терминов: «Заповедные лета», «урочные лета», выделять этапы закрепощения крестьян, составлять схемы, давать развернутую характеристику исторической личности с привлечением дополнительной информации (Михаил Романов, Кузьма Минин, Дмитрий Пожарский);обобщать сведения в форме таблицы, дать оценку событий Смутного времени, выразить свое отношение к роли национально- освободительного движения в истории Смутного времени, определять историческое значение окончания Смуты и восстановление российской государственности, давать сравнительную характеристику Первого и Второго ополчения | • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических памятников своего города, края и т. д. |
Россия в XVII веке | соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, • объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории России в XVII веке (социальных движений, реформ, взаимодействий между народами и др.); • раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России в XVII веке; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); определение и использование исторических понятий и терминов: Крепостное право. Соборное уложение. Казачество, гетман. Засечная черта. Самозванство.Посад. Слобода. Мануфактура. Ярмарка. Старообрядчество. Раскол. Парсуна. Полки нового (иноземного) строя. Стрельцы. Ясак. характеризовать политику первых Романовых, описывать территориальные границы России в динамике, выделять особенности формирования сословий, их прав и обязанностей; описывать различные сословия в XVII в., выделять новые черты в экономическом развитии России XVII в., раскрывать на примерах уровень развития хозяйства и торговли, в том числе и с опорой на карту; • установление синхронистических связей истории России и стран Европы и Азии в XVII вв.; • сопоставление (с помощью учителя) различных версий и оценок исторических событий и личностей; • сравнение (под руководством учителя) свидетельств различных исторических источников, выявление в них общих черт и особенностей; • описание условий существования, основных занятий, образа жизни народов России, исторических событий и процессов; • сопоставление развития Руси и других стран в период Средневековья, выявление общих черт и особенностей (в связи с понятиями «централизованное государство», «всероссийский рынок» и др.); понимание взаимосвязи между социальными явлениями и процессами, их влияния на жизнь народов России; • использование знаний о месте и роли России во все- мирно-историческом процессе в изучаемый период; • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; | • используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России в XVII в. • сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |
Культурное пространство | соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время; • составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России, памятников материальной и художественной культуры; давать сравнительную характеристику дворцового и народного быта, рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной истории Нового времени; составление с привлечением дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, рассуждение об их художественных достоинствах и значении; • высказывание суждений о значении и месте исторического и культурного наследия предков; • поиск информации в источниках различного типа и вида (в материальных памятниках, фрагментах летописей, правовых документов, публицистических произведений и др.); • систематизация информации в ходе проектной деятельности, представление её результатов как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; | • применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д. • сравнивать культурное развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности; • использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.); |