Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа написана на основании следующих нормативных документов:
Математика. Сборник рабочих программ. 5-6 классы [Текст]: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / сост. Т.А. Бурмистрова. – М.: Просвещение, 2012. — 80 с.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобнауки
России) от 27 декабря 2011 г. № 2885 г. Москва «Об утверждении
федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к
использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год»
Примерные программы по учебным предметам. Математика. 5-9 классы [Текст]. — 3-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2011. – 64 с. – (Стандарты второго поколения).
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Математика. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. [СМ. Никольский, М.К.Потапов, Н.Н.Решетников, А.В. Шевкин]. — 11-е изд, дораб. — М.: Просвещение, 2014. — 272 с. — (МГУ — школе).
Математика. Дидактические материалы. 5 класс /М.К. Потапов, Л.II III
кин. — 8-е изд. — М.: Просвещение, 2014. — 64 с. — (МГУ — школе).
Количество часов на прохождение программы – 170 (5 часов в неделю).
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
личностные:
у обучающихся будут сформированы:
ответственное отношение к учению;
готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;
экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;
формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
у обучающихся могут быть сформированы:
первоначальные представления о математической науке как сфере человеческой деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;
коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при решении арифметических задач.
метапредметные:
регулятивные
обучающиеся научатся:
формулировать и удерживать учебную задачу;
выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;
планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
составлять план и последовательность действий;
осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
обучающиеся получат возможность научиться:
определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач;
осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия;
выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения;
концентрировать волю для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
познавательные
обучающиеся научатся:
самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
использовать общие приёмы решения задач;
применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
осуществлять смысловое чтение;
создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения задач;
самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решении учебных математических проблем;
понимать сущность алгоритмических предписаний и уметь действовать и соответствии с предложенным алгоритмом;
понимать и использовать математические средства наглядности (рисунки, чертежи, схемы и др.) для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; принимать решит, в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
обучающиеся получат возможность научиться:
устанавливать причинно-следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и выводы;
формировать учебную и общепользовательскую компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ - компетентности);
видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимать необходимость их проверки;
планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
выбирать наиболее рациональные и эффективные способы решения задач;
интерпретировать информации (структурировать, переводить сплошной текст
в таблицу, презентовать полученную информацию, в том числе с помощью ИКТ);
оценивать информацию (критическая оценка, оценка достоверности);
устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения;
коммуникативные
обучающиеся научатся:
организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;
взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.
предметные:
обучающиеся научатся:
работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосновывать суждения, проводить классификацию;
владеть базовым понятийным аппаратом: иметь представление о числе, дроби, об основных геометрических объектах (точка, прямая, ломаная, угол, многоугольник, многогранник, круг, окружность);
выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;
пользоваться изученными математическими формулами;
самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера;
пользоваться предметным указателем энциклопедий и справочником дни
' нахождения информации;
знать основные способы представления и анализа статистических данных,
уметь решать задачи с помощью перебора возможных вариантов;
обучающиеся получат возможность научиться:
выполнять арифметические преобразования выражений, применять их для
решения учебных математических задач и задач, возникающих в смежных учебных
предметах;
применять изученные понятия, результаты и методы при решении задач различных разделов курса, в том числе задач, не сводящихся к непосредственному применению известных алгоритмов;
самостоятельно действовать в ситуации неопределённости при решении актуальных для них проблем, а также самостоятельно интерпретировать результаты решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Глава 1. Натуральные числа и нуль (44).
Ряд натуральных чисел. Десятичная система записи натуральных чисел. Сравнение натуральных чисел. Сложение. Законы сложения. Вычитание. Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. Умножение. Законы умножения. Распределительный закон. Сложение и вычитание чисел столбиком. Умножение чисел столбиком.
Степень с натуральным показателем. Деление нацело. Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. Задачи «на части». Деление с остатком. Числовые выражения. Нахождение двух чисел по их сумме и разности.
Контрольных работ – 3
Глава 2. Изменение величин (32).
Прямая. Луч. Отрезок. Измерение отрезков. Метрические единицы длины.
Представление натуральных чисел на координатном луче. Окружность и круг. Сфера и шар. Углы. Измерение углов. Треугольники.
Четырёхугольники. Площадь прямоугольника. Единицы площади. Прямоугольный параллелепипед. Объём прямоугольного параллелепипеда. Единицы объёма. Единицы массы. Единицы времени. Задачи на движение.
Контрольных работ – 2
Глава 3. Делимость натуральных чисел (23).
Свойства делимости. Признаки делимости. Простые и составные числа. Делители натурального числа. Наибольший общий делитель. Наименьшее общее кратное.
Контрольная работа – 1
Глава 4. Обыкновенные дроби (62).
Понятие дроби. Равенство дробей. Задачи на дроби. Приведение дробей к общему знаменателю. Сравнение дробей. Сложение дробей. Законы сложения. Вычитание дробей. Умножение дробей. Законы умножения. Деление дробей. Нахождение части целого и целого по его части.
Задачи на совместную работу. Понятие смешанной дроби. Сложение смешанных дробей. Вычитание смешанных дробей. Умножение и деление смешанных дробей.
Представление дробей на координатном луче. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда.
Контрольных работ – 3
Повторение (9).
Контрольная работа – 1
№п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
всего | Контрольные работы | Практические работы |
1 | Натуральные числа и нуль | 44 | 3 | 0 |
2 | Изменение величин | 32 | 2 | 0 |
3 | Делимость натуральных чисел | 23 | 1 | 0 |
4 | Обыкновенные дроби | 62 | 3 | 0 |
5 | Повторение | 9 | 1 | 0 |
| Итого | 170 | 10 | 0 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Календарные сроки |
План | Факт |
| Натуральные числа и нуль (44) |
| Ряд натуральных чисел. ИТК (п) | 1 | 2.09 | |
| Десятичная система счисления. ИТК (п) | 1 | 3.09 | |
| Десятичная система записи натуральных чисел. | 1 | 3.09 | |
| Сравнение натуральных чисел. | 1 | 4.09 | |
| Чтение и запись числовых неравенств. | 1 | 5.09 | |
| Сложение. Законы сложения. ИТК (п) | 1 | 9.09 | |
| Применение переместительного закона сложения. | 1 | 10.09 | |
| Применение сочетательного закона сложения. ИТК (т) | 1 | 10.09 | |
| Входная контрольная работа по тексту администрации. | 1 | 11.09 | |
| Вычитание. | 1 | 12.09 | |
| Нахождение разности чисел. | 1 | 16.09 | |
| Решение примеров на вычитание по «цепочке». ИТК (п) | 1 | 17.09 | |
| Текстовые задачи на сложение и вычитание. | 1 | 17.09 | |
| Решение текстовых задач с помощью сложения и вычитания. | 1 | 18.09 | |
| Умножение. ИТК (п) | 1 | 19.09 | |
| Законы умножения. | 1 | 23.09 | |
| Применение законов умножения | 1 | 24.09 | |
| Распределительный закон. | 1 | 24.09 | |
| Применение распределительного закона. | 1 | 25.09 | |
| Сложение чисел столбиком. | 1 | 26.09 | |
| Вычитание чисел столбиком. ИТК (т) | 1 | 30.09 | |
| Сложение и вычитание чисел столбиком. | 1 | 01.10 | |
| Контрольная работа № 1 «Сложение и вычитание натуральных чисел». | 1 | 01.10 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 02.10 | |
| Умножение чисел столбиком. | 1 | 03.10 | |
| Нахождение произведения чисел столбиком. ИТК (п) | 1 | 07.10 | |
| Решение задач с применением умножения чисел столбиком. | 1 | 08.10 | |
| Степень с натуральным показателем. | 1 | 08.10 | |
| Нахождение степени с натуральным показателем. ИТК (п) | 1 | 09.10 | |
| Деление нацело. | 1 | 10.10 | |
| Свойство частного. ИТК (п) | 1 | 14.10 | |
| Нахождение частного чисел. | 1 | 15.10 | |
| Решение текстовых задач с помощью умножения и деления. ИТК (п) | 1 | 15.10 | |
| Задачи на « части». | 1 | 16.10 | |
| Алгоритм решения задач на части. | 1 | 17.10 | |
| Решение задач на части. | 1 | 21.10 | |
| Деление с остатком. | 1 | 22.10 | |
| Нахождения неполного частного | 1 | 22.10 | |
| Применение деления с остатком при решении задач. ИТК (п) | 1 | 23.10 | |
| Числовые выражения. | 1 | 24.10 | |
| Чтение и запись числовых выражений ИТК (т) | 1 | 05.11 | |
| Контрольная работа № 2 «Умножение и деление натуральных чисел». | 1 | 05.11 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 06.11 | |
| Решение задач на нахождение двух чисел по их сумме и разности. | 1 | 07.11 | |
| Измерение величин (32) |
| Прямая. Луч. Отрезок. ИТК (п) | 1 | 11.11 | |
| Прямая. Луч. Отрезок. Решение задач. | 1 | 12.11 | |
| Измерение отрезков. Расстояние между точками. | 1 | 12.11 | |
| Прикидка и оценка результатов вычислений длины отрезка | 1 | 13.11 | |
| Метрические единицы длины. ИТК (п) | 1 | 14.11 | |
| Сравнение метрических единиц длины. ИТК (п) | 1 | 18.11 | |
| Представление натуральных чисел на координатном луче. ИТК (п) | 1 | 19.11 | |
| Сравнение натуральных чисел с помощью координатного луча. | 1 | 19.11 | |
| Контрольная работа № 3 «Прямая. Луч. Отрезок» | 1 | 20.11 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 21.11 | |
| Окружность и круг. Сфера и шар. ИТК (п) | 1 | 25.11 | |
| Углы. Измерение углов. | 1 | 26.11 | |
| Углы. Виды углов ИТК (п) | 1 | 26.11 | |
| Вертикальные и смежные углы. ИТК (п) | 1 | 27.11 | |
| Треугольники. | 1 | 28.11 | |
| Виды треугольников. ИТК (п) | 1 | 02.12 | |
| Четырехугольники. | 1 | 03.12 | |
| Прямоугольник. | 1 | 03.12 | |
| Квадрат. | 1 | 04.12 | |
| Площадь прямоугольника. Единицы площади. | 1 | 05.12 | |
| Решение задач на нахождение площади прямоугольника. | 1 | 09.12 | |
| Прямоугольный параллелепипед. | 1 | 10.12 | |
| Задачи на развертку прямоугольного параллелепипеда. ИТК (п) | 1 | 10.12 | |
| Объем прямоугольного параллелепипеда. Единицы объема. | 1 | 11.12 | |
| Единицы массы. | 1 | 12.12 | |
| Единицы времени. | 1 | 16.12 | |
| Задачи на движение. | 1 | 17.12 | |
| Решение задач на движение по реке. ИТК (т) | 1 | 17.12 | |
| Решение задач на движение. | 1 | 18.12 | |
| Административная контрольная работа. | 1 | 19.12 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 23.12 | |
| Многоугольники. | 1 | 24.12 | |
| Делимость натуральных чисел (23) |
| Делимость натуральных чисел. ИТК (п) | 1 | 24.12 | |
| Свойства делимости. | 1 | 25.12 | |
| Применение свойств делимости. | 1 | 26.12 | |
| Признаки делимости на 2,5,10. | 1 | 30.12 | |
| Признаки делимости на 3и 9. | 1 | 13.01 | |
| Признаки делимости. | 1 | 14.01 | |
| Применение признаков делимости | 1 | 14.01 | |
| Простые и составные числа. ИТК (п) | 1 | 15.01 | |
| Применение определений простых и составных чисел. | 1 | 16.01 | |
| Делители натурального числа. | 1 | 20.01 | |
| Нахождение делителей натуральных чисел | 1 | 21.01 | |
| Разложение составного числа на простые множители. | 1 | 21.01 | |
| Наибольший общий делитель. ИТК (п) | 1 | 22.01 | |
| Нахождение наибольшего общего делителя. | 1 | 23.01 | |
| Взаимно простые числа. | 1 | 27.01 | |
| Применение правила нахождения наибольшего общего делителя. | 1 | 28.01 | |
| Наименьшее общее кратное. ИТК (п) | 1 | 28.01 | |
| Нахождение наименьшего общего кратного. | 1 | 29.01 | |
| Применение правила нахождения наименьшего общего кратного. | 1 | 30.01 | |
| Решение задач на нахождение наименьшего общего кратного. ИТК (т) | 1 | 03.02 | |
| Контрольная работа № 5 «Делимость натуральных чисел». | 1 | 04.02 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 04.02 | |
| Использование чётности и нечётности при решении задач. ИТК (п) | 1 | 05.02 | |
| Обыкновенные дроби (62) |
| Понятие обыкновенной дроби. | 1 | 06.02 | |
| Равенство дробей. | 1 | 10.02 | |
| Основное свойство дроби. ИТК (п) | 1 | 11.02 | |
| Применение основного свойства дроби | 1 | 11.02 | |
| Задачи на дроби. ИТК (п) | 1 | 12.02 | |
| Решение задачи на нахождение числа по его дроби. ИТК (п) | 1 | 13.02 | |
| Решение задач на дроби | 1 | 17.02 | |
| Алгоритм приведения дробей к общему знаменателю | 1 | 18.02 | |
| Приведение дробей к общему знаменателю. | 1 | 18.02 | |
| Приведение дробей к наименьшему общему знаменателю. | 1 | 19.02 | |
| Приведение дробей к общему знаменателю. Решение задач | 1 | 20.02 | |
| Сравнение дробей. ИТК (п) | 1 | 25.02 | |
| Сравнение дробей. Правильная и неправильная дроби. | 1 | 25.02 | |
| Сравнение дробей с разными знаменателями. | 1 | 26.02 | |
| Сложение дробей. ИТК (п) | 1 | 27.02 | |
| Сложение дробей с одинаковыми знаменателями. | 1 | 02.03 | |
| Сложение дробей с разными знаменателями. | 1 | 03.03 | |
| Законы сложения. | 1 | 03.03 | |
| Применение законов сложения. | 1 | 04.03 | |
| Применение законов сложения для обыкновенных дробей | 1 | 05.03 | |
| Решение задач на сложение дробей. | 1 | 10.03 | |
| Вычитание дробей. ИТК (п) | 1 | 10.03 | |
| Вычитание дробей с разными знаменателями. | 1 | 11.03 | |
| Задачи на вычитание дробей. | 1 | 12.03 | |
| Решение задач на вычитание дробей. ИТК (т) | 1 | 16.03 | |
| Контрольная работа № 6 «Сложение и вычитание обыкновенных дробей». | 1 | 17.03 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 17.03 | |
| Умножение дробей. ИТК (п) | 1 | 18.03 | |
| Нахождение произведения обыкновенных дробей. | 1 | 19.03 | |
| Умножение дроби на натуральное число. | 1 | 01.04 | |
| Решение задач на применение умножения дробей. | 1 | 02.04 | |
| Законы умножения. | 1 | 06.04 | |
| Распределительный закон умножения. | 1 | 07.04 | |
| Деление дробей. ИТК (п) | 1 | 07.04 | |
| Алгоритм деления обыкновенных дробей. | 1 | 08.04 | |
| Деление дроби на натуральное число. | 1 | 09.04 | |
| Решение задач на деление дробей. | 1 | 13.04 | |
| Нахождение части целого. | 1 | 14.04 | |
| Нахождение целого по его части. ИТК (т) | 1 | 14.04 | |
| Контрольная работа № 7 «Умножение и деление обыкновенных дробей». | 1 | 15.04 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 16.04 | |
| Задачи на совместную работу. ИТК (п) | 1 | 20.04 | |
| Алгоритм решения задачи на совместную работу. | 1 | 21.04 | |
| Понятие смешанной дроби. ИТК (п) | 1 | 21.04 | |
| Запись неправильной дроби в виде смешанной дроби. | 1 | 22.04 | |
| Запись смешанной дроби в виде неправильной. | 1 | 23.04 | |
| Сложение смешанных дробей. | 1 | 27.04 | |
| Алгоритм сложения смешанных дробей. | 1 | 28.04 | |
| Нахождение суммы смешанных дробей. | 1 | 28.04 | |
| Вычитание смешанных дробей. | 1 | 29.04 | |
| Алгоритм вычитания смешанных дробей. | 1 | 30.04 | |
| Нахождение разности смешанных дробей. | 1 | 06.05 | |
| Умножение смешанных дробей. | 1 | 07.07 | |
| Деление смешанных дробей. | 1 | 12.05 | |
| Умножение и деление смешанных дробей. | 1 | 12.05 | |
| Решение примеров на умножение и деление смешанных дробей. ИТК (т) | 1 | |
| Смешанные дроби. Решение задач. | 1 | 13.05 | |
| Контрольная работа № 8 «Смешанные дроби и действия над ними». | 1 | 14.05 | |
| Анализ контрольной работы. | 1 | 18.05 | |
| Представление дробей на координатном луче. ИТК (п) | 1 | 19.05 | |
| Координаты середины отрезка. | 1 | |
| Среднее арифметическое чисел. ИТК (п) | 1 | 19.05 | |
| Повторение (9) |
| Натуральные числа и действия над ними. | 1 | 20.05 | |
| Свойства и признаки делимости натуральных чисел | 1 | |
| НОД и НОК натуральных чисел | 1 | 21.05 | |
| Промежуточная контрольная работа. | 1 | 25.05 | |
| Анализ итоговой контрольной работы. | 1 | 26.05 | |
| Обыкновенные и смешанные дроби и действия над ними. | 1 | 26.05 | |
| Измерение величин. Площадь прямоугольника. Объём прямоугольного параллелепипеда | 1 | 27.05 | |
| Решение задач на «части», движение, совместную работу. | 1 | 28.05 | |
| Занимательные задачи. Задачи на смекалку | 1 | |