Приложение к ООП НОО
Рабочая программа
по физической культуре
для обучающихся 1 класса
Планируемые результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях по физической культуре направлено на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов
Учитывая эти особенности, предлагаемая программа по физической культуре для учащихся начальной школы ориентируется на решение следующих целей и задач:
Цель программы - формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности.
Реализация данной цели связана с решением следующих образовательных задач:
совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности.
Общая характеристика предмета.
результатом образования в области физической культуры в начальной школе является освоение учащимися основ физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью. Освоение предмета данной деятельности способствует не только активному развитию физической природы занимающихся, но и формированию у них психических и социальных качеств личности, которые во многом обусловливают становление и последующее формирование универсальных способностей (компетенций) человека. Универсальность компетенций определяется в первую очередь широкой их востребованностью каждым человеком, объективной необходимостью для выполнения различных видов деятельности, выходящих за рамки физкультурной деятельности.
В число универсальных компетенций, формирующихся в начальной школе в процессе освоения учащимися предмета физкультурной деятельности с общеразвивающей направленностью, входят:
— умение организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умение активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умение доносить информацию в доступной, эмоционально яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Место учебного предмета в учебном плане.
На занятия физической культурой отводится 3 часа в неделю всего 77 часов в 1 классах (т.е. в 1 четверти 1 час физической культуры организован во внеурочной форме), из них 21 часа на внутрипредметный модуль «Подвижные игры народов России». При планировании учебного материала программы в соответствии с СаНПиН (температурный режим), тема «Лыжные гонки» заменена на углубленное освоение содержания темы «Легкая атлетика».
Ценностные ориентиры.
Содержание учебного предмета «Физическая культура» направленно на воспитание высоконравственных, творческих, компетентных и успешных граждан России, способных к активной самореализации в общественной и профессиональной деятельности, умело использующих ценности физической культуры для укрепления и дли тельного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности и организации здорового образа жизни.
По окончании изучения курса «Физическая культура» в начальной школе должны быть достигнуты определённые результаты.
Личностные результаты включают готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки и отражают:
— формирование чувства гордости за свою Родину, формирование ценностей многонационального российского общества}
— формирование уважительного отношения к иному мнению;
— развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
— развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
— формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
— развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
— развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
— формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты включают освоенные школьниками универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, межпредметные понятия и отражают:
— овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
— формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
— формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
— определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
— готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
— овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты включают освоенный школьниками в процессе изучения данного предмета опыт деятельности по получению нового знания, его преобразованию, применению и отражают:
— формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
— овладение умениями организовать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);
— формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (длины и массы тела и др.), показателями основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
— взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
— выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне;
— выполнение технических действий из базовых видов спорта; применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Содержание учебного предмета, курса.
Знания о физической культуре.
Ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, плавание как жизненно важные способы передвижения человека. Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Утренняя зарядка, ее последовательность проведения. Из истории физической культуры: история зарождения олимпийских игр. Физические упражнения. Физические упражнения, их влияние на физическое развитие и развитие физических качеств. Характеристика основных физических качеств: силы, выносливости, гибкости, координации. Физическая нагрузка и её влияние на повышение частоты сердечных сокращений.
Способы физкультурной деятельности
Самостоятельные занятия. Составление режима дня. Составление комплекса утренней зарядки. Выполнение простейших закаливающих процедур, комплексов упражнений для формирования правильной осанки и развития мышц туловища, развития основных физических качеств; проведение оздоровительных занятий в режиме дня (утренняя зарядка, физкультминутки). Самостоятельные наблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью. Измерение частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений. Самостоятельные игры и развлечения. Организация и проведение подвижных игр (на спортивных площадках и в спортивных залах).
Гимнастика с элементами акробатики.
Комплексы физических упражнений для утренней зарядки, физкультминуток, занятий по профилактике и коррекции нарушений осанки. Организующие команды и приёмы. Строевые действия в шеренге и колонне; выполнение строевых команд. Акробатические упражнения: упоры; седы; упражнения в группировке; перекаты; стойка на лопатках; кувырки вперёд и назад; гимнастический мост. Акробатические комбинации. Например: 1) мост из положения лёжа на спине, опуститься в исходное положение, переворот в положение лёжа на животе, прыжок с опорой на руки в упор присев. Опорный прыжок с разбега через гимнастического козла. Гимнастические упражнения прикладного характера. Прыжки со скакалкой. Передвижение по гимнастической стенке. Преодоление полосы препятствий с элементами лазанья и перелезания, переползания, передвижение по наклонной гимнастической скамейке.
Лёгкая атлетика.
Беговые упражнения: с высоким подниманием бедра, прыжками и с ускорением, с изменяющимся направлением движения, из разных исходных положений; челночный бег; высокий старт с последующим ускорением. Прыжковые упражнения: на одной ноге и на двух ногах на месте и с продвижением; в длину и высоту; спрыгивание и запрыгивание.
Броски: большого мяча (1 кг) на дальность разными способами. Метание: малого мяча в неподвижную мишень и на дальность.
Подвижные игры.
На материале гимнастики с основами акробатики: игровые задания с использованием строевых упражнений, упражнений на внимание, силу, ловкость и координацию движений.
На материале лёгкой атлетики: игры, включающие прыжки, бег, метания и броски; упражнения на координацию движений, выносливость и быстроту.
На материале баскетбола: Игра «Гонка мячей по кругу», «Мяч – капитану ,игра «Не давай мяч водящему», «Мяч ловцу», ««Кто дальше бросит»».
На материале волейбола: «Мяч в воздухе», «Передачи по вызову» «Снайперы», «Принял – садись», «Перестрелка», «У кого меньше мячей»,спортивные игры.
Баскетбол: специальные передвижения без мяча; ведение мяча; ловля и передача мяча; броски мяча в корзину; подвижные игры на материале баскетбола.
Пионербол: подбрасывание мяча; подача мяча; приём и передача мяча; работа с мячом через сетку ,подвижные игры на материале пионербола.
Внутрипредметный модуль « Подвижные игры народов России»:
Русские народные игры: Гуси-лебеди, у медведя во бору ,филин и пташки палочка- выручалочка, блуждающий мяч, ловишка в кругу, пчелки и ласточки, к своим флажкам
Игра народов Сибири и Дальнего Востока: Льдинки, ветер и мороз» ,Мордовские народные игры :«Котел», «круговой» ,Северо-осетинская игра «Борьба за флажки», Якутские народные игры «Сокол и лиса», «Пятнашки».
По окончании курса «Физическая культура» проводится аттестация учащихся, содержание которой включает в себя учебные задания, разрабатываемые в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования и настоящей примерной программой.
В начале и в конце учебного года учащиеся сдают контрольные упражнения (нормативы) для определения развития уровня физической подготовленности в зависимости от возраста и пола.
Формы контроля: зачет по контрольным нормативам, демонстрация степени освоения двигательных действий.
Средством контроля являются изучаемые физические упражнения.
В результате освоения предметного содержания дисциплины «Физическая культура» у учащихся повышается уровень физического развития, улучшается состояние здоровья, формируются общие и специфические учебные умения, способы познавательной и предметной деятельности. Помимо этого учащиеся четвертого класса должны:
Знать и иметь представления:
О роли и значение занятий физическими упражнениями в подготовке солдат в русской армии.
О физической подготовке и ее связи с развитием физических качеств, систем дыхания и кровообращения.
О физической нагрузке и способах ее регулирования (дозирования).
О причинах возникновения травм во время занятий физическими упражнениями, профилактики травматизма.
Уметь:
Выполнять простейшие акробатические и гимнастические комбинации;
Определять величину нагрузки в соответствии со стандартными режимами ее выполнения (по частоте сердечных сокращений).
Выполнять технические действия игры в баскетбол и пионербол по упрощенным правилам;
Демонстрировать уровни двигательной подготовленности:
№ | Физические способности | Контроль-ные упражнения (тесты) | Уровень |
Мальчики | Девочки |
Низкий | Средний | Высокий | Низкий | Средний | Высокий |
1 | Скоростные | Бег 30 м, сек | 7,5 и выше | 7,3-6,2 | 5,6 и ниже | 7,6 и выше | 7,5-6,4 | 5,8 и ниже |
2 | Силовые | Подтягива-ние из виса (м), из виса лёжа (д), кол-во раз | 1 и ниже | 2-3 | 4 и выше | 2 и ниже | 4-8 | 12 и выше |
3 | Скоростно-силовые | Прыжок в длину с места, см | 100 и ниже | 115-135 | 155 и выше | 85 и ниже | 110-130 | 150 и выше |
4 | Координа-ционные | Челночный бег 3х10 м, сек | 11,2 и выше | 10,8-10,3 | 9,9 и ниже | 11,7 и выше | 11,3-10,6 | 10,2 и ниже |
Метание мяча в цель с 6 м из 5 попыток, кол-во попаданий | 1 и ниже | 2 | 3 и выше | 1 и ниже | 2 | 3 и выше |
5 | Гибкость | Наклон вперёд сидя на полу, см | 1 и ниже | 3-5 | 9 и выше | 2 и ниже | 6-9 | 12 и выше |
6 | Выносли-вость | 6-минутный бег, м | 700 и ниже | 750-900 | 1100 и выше | 500 и ниже | 550-800 | 900 и выше |
Прыжки через скакалку за 1 мин, кол-во раз | 50 и ниже | 55-70 | 75 и выше | 70 и ниже | 75-90 | 95 и выше |
Уровень физической подготовленности в 1класса
В программе используются следующие сокращения:
ОРУ – общеразвивающие упражнения
СБУ – специальные беговые упражнения
П/И – подвижные игры
Тематическое планирование
Количество часов в неделю: 3 часа
Количество часов в год: 77 часов, из них внутрипредметный модуль : «Подвижные игры народов России» 21 час.
Наименование разделов | Всего часов | Из них, | | Формы контроля |
Теоретических занятий | Практических занятий |
Легкая атлетика | 18 | 2 | 16 | Контрольные нормативы, тестирование знаний |
Гимнастика | 14 | 1 | 13 | Тестирование знаний, тестирование степени освоения двигательных действий |
Спортивные игры: «Баскетбол» | 6 | В процессе урока | 6 | Тестирование степени освоение двигательных действий, тестирование знаний, контрольные нормативы |
Спортивные игры: «Пионербол» | 7 | 1 | 6 | Тестирование степени освоение двигательных действий, тестирование знаний |
Легкая атлетика (углубленное изучение) | 11 | 1 | 10 | Тестирование уровня развития физической подготовленности (итоговая), тестирование знаний. |
Итого | 56 | 5 | 51 | |
Внутрипредметный модуль «Подвижные игры народов России» | 21 | | | Текущий |
Итого | 21 | | | |
Планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение
Раздел «Легкая атлетика» – 18 часов. Знания о физической культуре 2 часа. 1.Личностные УУД: формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. 2. Регулятивные УУД: умение правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с максимальной скоростью 30 м. Умение правильно выполнять движения в прыжках, правильно приземляться. Умение метать из различных положений на дальность и в цель. 3.ПознавательныеУУД: приобретение знаний о жизненно важных двигательных навыках и умениях, необходимых для правильной организации здорового образа жизни. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. 4.Коммуникативная УУД: умение взаимодействовать с партнером. | |
№ | Тема урока |
1 | Понятие о физической культуре. ТБ на уроке по л/а. |
2 | Основные способы передвижения человека. |
3 | Комплекс ОРУ без предмета. |
4 | Основная стойка. Построение в колонну по одному и в шеренгу. |
5 | Перестроение по звеньям. Повороты направо, налево. |
6 | Размыкание на вытянутые в стороны руки |
7 | Команды «Класс, шагом марш!», «Класс, стой!». |
8 | Входной контроль .Ходьба и бег. Бег с ускорением |
9 | Высокий старт. Бег до 30 м. Челночный бег. |
10 | Равномерный, медленный бег до 2 мин. |
11 | Тестирование бега на 30м. |
12 | Прыжок в длину с места. Прыжки со скакалкой |
13 | Прыжок в длину с места отталкивание и приземление на две ноги. |
14 | Тестирование прыжка в длину с места. |
15 | Прыжок в длину с разбега с отталкиванием одной и приземлением на две ноги |
16 | Метание малого мяча в вертикальную цель |
17 | Метание малого мяча с места на дальность |
18 | Тестирование броска мяча (1кг) на дальность |
Раздел «Гимнастика с элементами акробатики» - 14 часов. Знания о физической культуре – 1 час. 1.Личностные УУД: проявление особого интереса к новому, собственно школьному содержанию занятий; проявление учебных мотивов; 2.Познавательные УУД: находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию, понимать и принимать цели, сформулированные учителем включаться в творческую деятельность под руководством учителя; 3.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять контроль по образцу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; 4.КоммуникативныеУУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, задавать вопросы | |
№ | Тема урока |
19 | Инструктаж по ТБ на занятиях по гимнастике. |
20 | Группировка. Упор присев - упор лежа - упор присев |
21 | Перекаты в группировке,. |
22 | Перекаты в группировке из упора стоя на коленях. |
23 | Упоры, седы, упражнения в группировке |
24 | Стойка на лопатках. Упражнения на гибкость. |
25 | «Мостик из положения лежа, полушпагат. |
26 | Ходьба по гимнастической скамейке. Перешагивание через мячи. |
27 | Опорный прыжок с места в упор на колени и приземление на две ноги. |
28 | Опорный прыжок с разбега через козла в упор присев. |
29 | Висы и упоры на низкой перекладине |
30 | Подтягивание в висе на низкой перекладине. Вис согнув ноги, вис углом |
31 | Лазание по наклонной скамейке на коленях |
32 | Подтягивание в висе на высокой и низкой перекладине. |
Раздел «Спортивные игры: Баскетбол» - 6 часов. Знания о физической культуре – 1 час. 1.Личностные УУД: проявление особого интереса к новому содержанию занятий; проявление учебных мотивов; проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью. 2.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность; технически правильно выполнять двигательные упражнения, использовать их в соревновательной деятельности. 3.Познавательные УУД: уметь использовать наглядные модели; Находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; понимать и принимать цели, сформулированные учителем, Выполнять технически приемы в баскетболе на достаточном техническом уровне, характеризовать признаки технического исполнения. 4.Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, формулировать собственное мнение; задавать вопросы. Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. |
№ | Тема урока |
33 | ТБ на занятиях по баскетболу. Стойки в баскетболе: высокая ,средняя, низкая |
34 | Стойки и перемещения баскетболиста. |
35 | Бросок мяча снизу на месте Передача мяча снизу на месте.. |
36 | Игра «Гонка мячей по кругу», «Мяч – капитану |
37 | Ловля и броски мяча на месте. |
38 | Ведение мяча правой и левой рукой в движении. |
Раздел «Спортивных игр: Пионербол» - 7 часов. Знания о физической культуре – 1 час. 1.Личностные УУД: Оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы; проявление особого интереса к новому содержанию занятий; проявление учебных мотивов; проявлять положительное отношение к занятиям физкультурной деятельностью. 2.Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по образцу; Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; уметь организовывать места занятий и обеспечивать их безопасность. 3.Познавательные УУД: уметь использовать наглядные модели; Находить ответы на вопросы, используя свой собственный опыт и различную информацию; понимать и принимать цели, сформулированные учителем; включаться в творческую деятельность под руководством учителя. Выполнять технически приемы в волейболе на достаточном техническом уровне, характеризовать признаки технического исполнения. Выполнять правила при участии в подвижной игре, игре в пионербол. 4.Коммуникативные УУД: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формулировать собственное мнение; задавать вопросы; Излагать правила и условия проведения подвижных игр. Взаимодействовать в парах и группах при выполнении технических действий в подвижных играх. |
№ | Тема урока |
39 | ТБ на уроке по волейболу. П/И: «Мяч в воздухе», «Передачи по вызову» |
40 | Обучение ловли и передачам мяча в парах. П/И «Снайперы», «Принял – садись». |
41 | Расстановка игроков на площадке. Переходы во время игры |
42 | Передача и ловля мяча через сетку. |
43 | Передача мяча после трех шагов. П/И «Перестрелка», «У кого меньше мячей». |
44 | Обучение подаче мяча через сетку одной рукой. |
45 | Действия игрока на площадке. Подвижная игра «Пионербол». |
| |
Раздел «Легкая атлетика» – 11 часов. Знания о физической культуре – 1 час. 1.Личностные УУД: формирование основ общекультурной и российской гражданской идентичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте; освоение правил здорового и безопасного образа жизни. 2. Регулятивные УУД: Планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения. Характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта. Находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления. 3.ПознавательныеУУД: приобретение знаний о жизненно важных двигательных навыках и умениях, необходимых для правильной организации здорового образа жизни. Умение сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников. Умение правильно выполнять основные движения в ходьбе и беге, бегать с максимальной скоростью 30 и 60 м. Умение правильно выполнять технику отталкивания, приземления при прыжке в длину. Умение метать из различных положений на дальность и в цель. 4.Коммуникативная УУД: умение взаимодействовать с партнером. Активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности. | |
№ | Тема урока |
46 | ТБ на уроках по л/а. Виды травм и оказание первой помощи". |
47 | Беговые упражнения. Чередование бега и ходьбы. |
48 | Бег на результат 30 метров. |
49 | Бег на результат 60 м. Челночный бег. |
50 | Прыжок в длину. Отталкивание и приземление |
51 | Прыжок в длину на результат. |
52 | Метание теннисного мяча на дальность. |
53 | Метание теннисного мяча в цель и на заданное расстояние |
54 | Бросок набивного мяча (1 кг) на дальность. |
55 | Подтягивание на высокой перекладине (м) ,низкой (д) |
56 | Итоговый зачет по нормативам |
Внутрипредметный модуль « Подвижные игры народов России»
№ п/п | Тема занятия |
1 | Русская народная игра: Гуси-лебеди |
2 | Русская народная игра:У медведя во бору |
3 | Русская народная игра: Филин и пташки |
4 | Русская народная игра: Палочка- выручалочка |
5 | Русская народная игра: Блуждающий мяч |
6 | Игры народов Коми «Невод»,»Стой, олень!»Подвижная игра: |
7 | Русская народная игра: Ловишка в кругу |
8 | Русская народная игра: Пчелки и ласточки |
9 | Русская народная игра: К своим флажкам |
10 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока «Льдинки, ветер и мороз» |
11 | Игра народов Сибири и Дальнего Востока: «Северный и южный ветер» |
12 | Русская народная игра: «Соревнования скороходов» |
13 | Мордовские народные игры :«Котел», «Круговой» |
14 | Подвижная игра: «Аисты» |
15 | Русская народная игра: «Пчелы и медведи» |
16 | Русская народная игра: «Хитрая лиса» |
17 | Русская народная игра: «Ловишки с приседаниями» |
18 | Русская народная игра: «Переправа с досками» |
19 | Русская народная игра: «Туннель» |
20 | Русская народная игра: «Собери урожай» |
21 | Русская народная игра: «Успей перебежать» |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Литература для учителя:
Матвеев А. П. Физическая культура: Начальные классы. Программы общеобразовательных учреждений
Матвеев А. П. Физическая культура: Учеб. для 1 кл. – М., 2015
Матвеев А. П. Методика преподавания физической культуры в 1 классе. – М., 2015
Литература для учащихся:
Учебник по физической культуре 1 класс, под ред. А.П. Матвеев 2015г.
Интернет ресурсы:
http://spo.1september.ru - Газета «Спорт в школе»
http://pedsovet.org - Всероссийский интернет-педсовет
http://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/nachalnaja-shkola/fizicheskoe-vospitanie/57835-rabochaja-programma-po-fizicheskoj-kulture-ap.html