Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
| УТВЕРЖДАЮ: Директор ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» ________________ А.М. Гончаров «_____» _______________ 2021г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД. 11 ФИЗИКА
Липецк-2021 г.
ОДОБРЕНО: | СОГЛАСОВАНО: |
на заседании МО ЦК ЕНД ______________ Г,И. Дымова Протокол № _________ «_____» _____________ 2021г. | Зам. директора по УР _________________ Ю.А. Гуськова «_____» __________________ 2021г. |
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины разработана для специальностей среднего профессионального образования универсального профиля в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарты среднего общего образования ( приказ Минобрнауки от 17.05.2012г №413, с изм. и доп. от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г), с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования, одобренной решением Федерального учебно- методического объединения (протокол от 28.06.2016г. №2-16-з).
Организация-разработчик: Государственное областное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Липецкий машиностроительный колледж»
Разработчик: Дымова Г.И., преподаватель ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физики» (ОУД Физика) предназначена для изучения математики в ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» (Колледж), реализующем программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования (ОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Рабочая программа образовательной учебной дисциплины «Физика» разработана на основе требований Федерального государственного образовательного стандарты (ФГОС) среднего общего образования ( приказ Минобрнауки от 17.05.2012г №413, с изм. и доп. от 29.12.2014г., 31.12.2015г., 29.06.2017г), предъявляемых к структуре , содержанию и результатами освоения учебной дисциплины «Физика» с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования , одобренной решением Федерального учебно- методического объединения (протокол от 28.06.2016г. №2-16-з).
Содержание ОУД «Физика» направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;
овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практически использовать физические знания; оценивать достоверность естественно-научной информации;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с использованием различных источников информации и современных информационных технологий;
воспитание убежденности в возможности познания законов природы, использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественно-научного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;
использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды и возможность применения знаний при решении задач, возникающих в последующей профессиональной деятельности.
В рабочую программу включено содержание, направленное на формирование у студентов компетенций, необходимых для качественного освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования; программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих, программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ).
Рабочая программа учебного предмета «Физика» направлена на формирование у обучающихся функциональной грамотности и метапредметных умений через выполнение исследовательской и практической деятельности.
В основе учебной дисциплины «Физика» лежит установка на формирование у
обучаемых системы базовых понятий физики и представлений о современной физической картине мира, а также выработка умений применять физические знания как в профессиональной деятельности, так и для решения жизненных задач.
Многие положения, развиваемые физикой, рассматриваются как основа создания и использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) — одного из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации.
Физика дает ключ к пониманию многочисленных явлений и процессов окружающего мира (в естественно-научных областях, социологии, экономике, языке, литературе и др.). В физике формируются многие виды деятельности, которые имеют метапредметный характер. К ним в первую очередь относятся: моделирование объектов и процессов, применение основных методов познания, системно-информационный анализ, формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, управление объектами и процессами. Именно эта дисциплина позволяет познакомить обучающихся с научными методами познания, научить их отличать гипотезу от теории, теорию от эксперимента.
Физика имеет очень большое и всевозрастающее число междисциплинарных связей, причем на уровне как понятийного аппарата, так и инструментария. Сказанное позволяет рассматривать физику как метадисциплину, которая предоставляет междисциплинарный язык для описания научной картины мира.
Физика является системообразующим фактором для естественно-научных учебных предметов, поскольку физические законы лежат воснове содержания химии, биологии, географии, астрономии и специальных дисциплин (техническая механика, электротехника, электроника и др.). Учебная дисциплина «Физика» создает универсальную базу для изучения общепрофессиональных и специальных дисциплин, закладывая фундамент для последующего обучения обучающихся.
Обладая логической стройностью и опираясь на экспериментальные факты, учебная дисциплина «Физика» формирует у студентов подлинно научное мировоззрение. Физика является основой учения о материальном мире и решает проблемы этого мира.
Изучение физики в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, имеет свои особенности в зависимости от профиля профессионального образования. Это выражается в содержании обучения, количестве часов, выделяемых на изучение отдельных тем программы, глубине их освоения студентами, объеме и характере практических занятий, видах внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В системе естественно-научного образования физика как учебный предмет занимает важное место в формировании научного мировоззрения и ознакомления обучающихся с методами научного познания окружающего мира, а также с физическими основами современного производства и бытового технического окружения человека; в формировании собственной позиции по отношению к физической информации, полученной из разных источников.
Успешность изучения предмета связана с овладением основами учебно-исследовательской деятельности, применением полученных знаний при решении практических и теоретических задач.
Изучение физики на углубленном уровне включает расширение предметных результатов и содержание, ориентированное на подготовку к последующему профессиональному образованию.
Изучение предмета на углубленном уровне позволяет сформировать у обучающихся физическое мышление, умение систематизировать и обобщать полученные знания, самостоятельно применять полученные знания для решения практических и учебно-исследовательских задач; умение анализировать, прогнозировать и оценивать с позиции экологической безопасности последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с использованием источников энергии.
В основу изучения предмета «Физика» на углубленном уровне в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов познания, а также практического применения научных знаний заложены межпредметные связи в области естественных, математических и гуманитарных наук.
В содержании учебной дисциплины по физике при подготовке обучающихся по профессиям и специальностям универсального профиля профессионального образования профильной составляющей является раздел «Электродинамика», так как большинство профессий и специальностей, относящихся к этому профилю, связаны с электротехникой и электроникой.
Теоретические сведения по физике дополняются демонстрациями и лабораторными работами.
В процессе изучения физики важно формировать информационную компетентностьобучающихся. Поэтому подготовка к урокам акцентируется внимание обучающихся на поиске информации в средствах массмедиа, Интернете, учебной и специальной литературес соответствующим оформлением и представлением результатов.
В разделе программы «Содержание учебной дисциплины» курсивом выделены элементы, относящиеся к результатам, которым обучающиеся «получат возможность научиться» и не подлежат обязательному контролю.
ОУД «Физика» является учебным предметом по выбору из обязательной предметной области «Естественные науки» ФГОС среднего общего образования.
В Колледже, реализующем образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОП СПО на базе основного общего образовании, учебная дисциплина «Физика» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОП СПО-ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего образования.
В учебных планах ОП СПО-ППССЗ место учебной дисциплины «Физика»- в составе общеобразовательных учебных дисциплин по выбору, формируемых их обязательных предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей универсального профиля профессионального образования.
В соответствии с учебным планом специальностей СПО универсального профиля профессионально образования учебная дисциплина «Физика» предусмотрена для обучающихся 1 курса и рассчитана на 218 час (максимальная нагрузка)
- обязательная (аудиторная) нагрузка- 208 час;
- консультация – 2часа;
-экзамен- 8 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНВ «ФИЗИКА»
Освоение содержания учебной дисциплины «Физика» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
Личностными результатами обучения физике являются:
Л1.1 Ориентация обучающихся на достижение личного счастья, реализацию позитивных жизненных перспектив, инициативность, креативность, готовность и способность личностному самоопределению, способность ставить цели и строить жизненные планы;
Л1.5 Принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, бережное, ответственное и компетентное отношение к собственному физическому и психологическому здоровью;
Л4.2 Принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению;
Л4.5 Формирование компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
Л5.1 Мировоззрение, соответствующее современному уровню развитиянауки, значимость науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и
отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и
общества;
Л5.2 Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как
условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
Л5.3 Экологическая культура, бережное отношение к родной земле, природным богатствам России и мира, понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды, ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии; приобретение опыта эколого-направленной деятельности;
Л7.2 Осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов;
Л7.5 Готовность к самообслуживанию, включая обучение и выполнениедомашних обязанностей;
Л8.1 Физическое, эмоционально-психологическое, социальное благополучие обучающихся в жизни образовательной организации, ощущение детьми безопасности и психологического комфорта, информационной безопасности.
Метапредметными результатами обучения физике являются:
Регулятивные универсальные учебные действия:
Р1.1 Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;
Р1.2 Оценивать ресурсы, в том числе время и другие нематериальные ресурсы, необходимые для достижения поставленной ранее цели;
Р1.3 Сопоставлять имеющиеся возможности и необходимые для достижения цели ресурсы;
Р1.4 Организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленой цели;
Р1.5 Определять несколько путей достижения поставленной цели.
Р1.6 Выбирать оптимальный путь достижения цели с учетом эффективности расходования ресурсов и основываясь на соображениях этики и морали;
Р1.7 Задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;
Р1.8 Сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью;
Р1.9 Оценивать последствия достижения поставленной цели в деятельности, собственной жизни и жизни окружающих людей.
Познавательные универсальные учебные действия
П2.4 Осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи
П2.5 Искать и находить обобщенные способы решения задач;
П2.8 Выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможности широкого переноса средств и способов действия;
П2.10 Менять и удерживать разные позиции в познавательной деятельности (быть учеником и учителем; формулировать образовательный запрос и выполнять консультативные функции самостоятельно; ставить проблему и работать над ее решением; управлять совместной познавательной деятельностью и подчиняться).
Коммуникативные универсальные учебные действия:
К1.1 Осуществлять деловую коммуникацию, как со сверстниками, так и со взрослыми
(как внутри образовательной организации, так и за ее пределами);
К1.2 При осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом проектной команды в разных ролях (генератором идей, критиком, исполнителем, презентующим и т.д.)
К1.3 Развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;
К1.7 Представлять публично результаты индивидуальной и групповой деятельности, как перед знакомой, так и перед незнакомой аудиторией;
К1.8 Подбирать партнеров для деловой коммуникации, исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;
К1.9 Воспринимать критические замечания как ресурс собственного развития.
Требования к предметным результатам освоения углубленного курса физики:
сформированность системы знаний об общих физических закономерностях, законах, теориях, представлений о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях;
сформированность умения исследовать и анализировать разнообразные физические явления и свойства объектов, объяснять принципы работы и характеристики приборов и устройств, объяснять связь основных космических объектов с геофизическими явлениями;
владение умениями выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физических закономерностей и законов, проверять их экспериментальными средствами, формулируя цель исследования;
владение методами самостоятельного планирования и проведения физических экспериментов, описания и анализа полученной измерительной информации, определения достоверности полученного результата;
сформированность умений прогнозировать, анализировать и оценивать последствия бытовой и производственной деятельности человека, связанной с физическими процессами, с позиций экологической безопасности.
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:
-овладение основными доступными методами познания;
для слепых и слабовидящих обучающихся:
- овладение правилами записи математических формул с использованием рельефно-точечной системы Л. Брайля.
В соответствии с ФГОС среднего полного образования, с учетом Примерной основной образовательной программы среднего общего образования , одобренной решением Федерального учебно- методического объединения по общему образованию (протокол от 28.06.02016г. №2/16-з), на уровне среднего общего образования представлены результаты: «Выпускник научится -углубленный уровень», «Выпускник получит возможность научиться- углубленный уровень».
Группа результатов «Выпускник научится» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается преподавателем в отношении всех обучающихся углубленного уровня.
Группа результатов «Выпускник получит возможность научиться» представляет собой результаты, достижение которых обеспечивается преподавателем в отношении наиболее мотивированных испособных обучающихся углубленного уровня в рамках внеаудиторной работы, в том числе при выполнении индивидуальных проектов
В результате изучения учебного предмета «Физика» на уровне среднего общего образования:
Выпускник на углубленном уровне научится:
– объяснять и анализировать роль и место физики в формированиисовременной научной картины мира, в развитии современной техники итехнологий, в практической деятельности людей;
– характеризовать взаимосвязь между физикой и другими естественныминауками;
– характеризовать системную связь между основополагающими научнымипонятиями: пространство, время, материя (вещество, поле), движение, сила,энергия;
– понимать и объяснять целостность физической теории, различатьграницы ее применимости и место в ряду других физических теорий;
– владеть приемами построения теоретических доказательств, а также прогнозирования особенностей протекания физических явлений и процессов на
основе полученных теоретических выводов и доказательств;
– самостоятельно конструировать экспериментальные установки дляпроверки выдвинутых гипотез, рассчитывать абсолютную и относительнуюпогрешности;
– самостоятельно планировать и проводить физические эксперименты;
– решать практико-ориентированные качественные и расчетные физические задачи с опорой как на известные физические законы,закономерности и модели, так и на тексты с избыточной информацией;
– объяснять границы применения изученных физических моделей прирешении физических и межпредметных задач;
– выдвигать гипотезы на основе знания основополагающих физическихзакономерностей и законов;
– характеризовать глобальные проблемы, стоящие перед человечеством:
энергетические, сырьевые, экологические, и роль физики в решении этихпроблем;
– объяснять принципы работы и характеристики изученных машин,
приборов и технических устройств;
– объяснять условия применения физических моделей при решениифизических задач, находить адекватную предложенной задаче физическуюмодель, разрешать проблему как на основе имеющихся знаний, так и припомощи методов оценки.
Выпускник на углубленном уровне получит возможность научиться:
– проверять экспериментальными средствами выдвинутые гипотезы,формулируя цель исследования, на основе знания основополагающих физическихзакономерностей и законов;
– описывать и анализировать полученную в результате проведенныхфизических экспериментов информацию, определять ее достоверность;
– понимать и объяснять системную связь между основополагающиминаучными понятиями: пространство, время, материя (вещество, поле),движение, сила, энергия;
– решать экспериментальные, качественные и количественные задачиолимпиадного уровня сложности, используя физические законы, а такжеуравнения, связывающие физические величины;
– анализировать границы применимости физических законов, пониматьвсеобщий характер фундаментальных законов и ограниченностьиспользования частных законов;
– формулировать и решать новые задачи, возникающие в ходе учебно- исследовательской и проектной деятельности;
– усовершенствовать приборы и методы исследования в соответствии споставленной задачей;
– использовать методы математического моделирования, в том числепростейшие статистические методы для обработки результатовэксперимента
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Раздел 1. Введение.
Физика и естественно-научный метод познания природы. Физика – фундаментальная наука о природе. Научный метод познания мира. Взаимосвязь между физикой и другими естественными науками. Методы научного исследования физических явлений. Погрешности измерений физических величин. Моделирование явлений и процессов природы.
Закономерность и случайность. Границы применимости физического закона.
Физические теории и принцип соответствия. Роль и место физики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей. Физика и культура.
Раздел 2. Механика
Тема 2.1. Кинематика.
Предмет и задачи классической механики. Кинематические характеристики механического движения. Модели тел и движений. Равноускоренное прямолинейное движение, свободное падение. движение тела, брошенного под углом к горизонту. Движение точки по окружности. Поступательное и вращательное движение твердого тела.
Лабораторная работа №1. Исследование равноускоренного движения с использованием секундомера или компьютера с датчиками |
Лабораторная работа №2. Исследование движения тела, брошенного горизонтально |
Практическая работа №1 Определение ускорения и мгновенной скорости |
Тема 2.2. Динамика.
Взаимодействие тел. Принцип суперпозиции сил. Инерциальная система отсчета. Законы механики Ньютона. Законы Всемирного тяготения, Гука, сухого трения. Движение небесных тел и их искусственных спутников. Явления, наблюдаемые в неинерциальных системах отсчета.
Импульс силы. Закон изменения и сохранения импульса. Работа силы. Закон изменения и сохранения энергии. Равновесие материальной точки и твердого тела. Условия равновесия
твердого тела в инерциальной системе отсчета. Момент силы. Равновесие жидкости и газа. Движение жидкостей и газов. Закон сохранения энергии в динамике жидкости и газа.
Лабораторная работа №3. Исследование центрального удара |
Лабораторная работа №4. Исследование качения цилиндра по наклонной плоскости |
Лабораторная работа №5. Проверка гипотезы при движении бруска по наклонной скорость пропорциональна пути |
Практическая работа №2. Измерение сил в механике |
Тема2.3. Механические колебания и волны.
Механические колебания и волны. Амплитуда, период, частота, фаза колебаний. Превращения энергии при колебаниях. Вынужденные колебания, резонанс. Поперечные и продольные волны. Энергия волны. Интерференция и дифракция волн. Звуковые волны.
Лабораторная работа №6. Определение ускорения свободного падения |
Практическая работа №3. Проверка гипотезы: при затухании колебаний амплитуда пропорциональна времени |
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика
Тема 3.1. основы молекулярно-кинетической теории (МКТ)
Предмет и задачи молекулярно-кинетической теории (МКТ) и термодинамики.
Экспериментальные доказательства МКТ. Абсолютная температура как мера средней кинетической энергии теплового движения частиц вещества. Модель идеального газа. Давление газа. Связь между давлением и средней кинетической энергией поступательного теплового движения молекул идеального газа.Модель идеального газа в термодинамике: уравнение Менделеева–Клапейрона, выражение для внутренней энергии. Закон Дальтона. Газовые законы.
Лабораторная работа №7. Исследование броуновского движения частиц ( по трекам Перрена) |
Лабораторная работа №8. Исследование изопроцессов |
Практическая работа №4. Основы МКТ. Газовые законы |
Тема 3.2. Агрегатные состояния вещества.
Фазовые переходы. Преобразование энергии в фазовых переходах. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха. Модель строения жидкостей. Поверхностное натяжение. Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел.
Лабораторная работа №9. Исследование остывания воды |
Лабораторная работа №10. Оценка сил взаимодействия молекул методом отрыва капель |
Лабораторная работа №11. Измерение удельной теплоты плавления льда |
Тема 3.3. Термодинамика.
Внутренняя энергия. Работа и теплопередача как способы изменения внутренней энергии. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Второй закон термодинамики.Преобразования энергии в тепловых машинах. КПД тепловой машины. Цикл Карно. Экологические проблемы теплоэнергетики.
Практическая работа №5. Основы термодинамики
Раздел 4. Электродинамика
Тема 4.1. Электростатика.
Предмет и задачи электродинамики. Электрическое взаимодействие. Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Напряженность и потенциал электростатического поля. Принцип суперпозиции электрических полей. Разность потенциалов. Проводники и диэлектрики в электростатическом поле. Электрическая емкость. Конденсатор. Энергия электрического поля.
Практическая работа №6. Закон Кулона. Конденсатор. Энергия электрического поля
Тема 4.2. Постоянный ток.
Постоянный электрический ток. Электродвижущая сила (ЭДС). Закон Ома для полной электрической цепи. Электрический ток в металлах, электролитах, полупроводниках, газах и вакууме. Плазма. Электролиз. Полупроводниковые приборы. Сверхпроводимость.
Лабораторная работа №12. Исследование зависимости напряжения источника от силы тока в цепи |
Лабораторная работа №13. Измерение ЭДС источника тока |
Практическая работа №7. Законы постоянного тока |
Тема 4.3. Магнитное поле.
Вектор магнитной индукции. Принцип суперпозиции магнитных полей. Магнитное поле проводника с током. Действие магнитного поля на проводник с током и движущуюся заряженную частицу. Сила Ампера и сила Лоренца.
Поток вектора магнитной индукции. Явление электромагнитной индукции. Закон электромагнитной индукции. ЭДС индукции в движущихся проводниках. Правило Ленца. Явление самоиндукции. Индуктивность. Энергия электромагнитного поля. Магнитные свойства вещества.
Лабораторная работа №14. Наблюдение явления электромагнитной индукции |
Практическая работа №8. Магнитное поле. Электромагнитная индукция |
Тема 4.4.Электромагнитные колебания и волны
Электромагнитные колебания. Колебательный контур. Свободные электромагнитные колебания. Вынужденные электромагнитные колебания. Резонанс. Переменный ток. Конденсатор и катушка в цепи переменного тока. Производство, передача и потребление электрической энергии. Элементарная теория трансформатора. Электромагнитное поле. Вихревое электрическое поле.
Электромагнитные волны. Свойства электромагнитных волн. Диапазоны Электромагнитных излучений и их практическое применение. Принципы радиосвязи и телевидения.
Лабораторная работа №15. Конструирование электродвигателя |
Практическая работа №9. Электромагнитные колебания и волны. Переменный ток |
Раздел 5. Оптика
Тема 5.1. Геометрическая оптика. Прямолинейное распространение света в однородной среде. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение. Оптические приборы.
Лабораторная работа №16. Исследование зависимости угла преломления от угла падения |
Лабораторная работа №17. Измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз |
Практическая работа №10. Законы отражения и преломление света. Линзы |
Тема 5.2. Волновая оптика
Волновые свойства света. Скорость света. Интерференция света. Когерентность. Дифракция света. Поляризация света. Дисперсия света. Практическое применение электромагнитных излучений.
Лабораторная работа №18. Наблюдение волновых свойств света: интерференции, дифракции, поляризации |
Лабораторная работа №19. Определение длины световой волны |
Лабораторная работа №20. Наблюдение спектров |
Раздел 6. Основы специальной теории относительности
Тема 6.1. Основы специальной теории относительности
Инвариантность модуля скорости света в вакууме. Принцип относительности Эйнштейна. Пространство и время в специальной теории относительности. Энергия и импульс свободной частицы. Связь массы и энергии свободной частицы. Энергия покоя.
Раздел 7. Квантовая физика.
Предмет и задачи квантовой физики.Тепловое излучение. Распределение энергии в спектре абсолютно черного тела. Гипотеза М. Планка о квантах.
Фотоэффект.Опыты А.Г. Столетова, законы фотоэффекта. Уравнение А. Эйнштейна для фотоэффекта.
Фотон. Опыты П.Н. Лебедева и С.И. Вавилова. Гипотеза Л. де Бройля о волновых свойствах частиц.
Корпускулярно-волновой дуализм.Дифракция электронов. Давление света. Соотношение неопределенностей Гейзенберга.
Практическая работа №11. Законы фотоэффекта
Раздел 8. Физика атома и атомного ядра
Модели строения атома. Объяснение линейчатого спектра водорода на основе квантовых постулатов Н. Бора. Спонтанное и вынужденное излучение света.
Состав и строение атомного ядра Изотопы. Ядерные силы. Дефект массы и энергия связи ядра.Закон радиоактивного распада. Ядерные реакции, реакции деления и синтеза. Цепная реакция деления ядер. Ядерная энергетика. Термоядерный синтез.
Элементарные частицы. Фундаментальные взаимодействия. Ускорители элементарных частиц.
Лабораторная работа №21. Определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном поле (по фотографиям) |
|
Практическая работа №12. Состав и строение атомного ядра. Ядерные реакции |
Раздел 9. Строение Вселенной
Применимость законов физики для объяснения природы космических объектов. Солнечная система. Звезды и источники их энергии. Классификация звезд. Эволюция Солнца и звезд.
Галактика. Другие галактики. Пространственно-временные масштабы наблюдаемой Вселенной. Представление об эволюции Вселенной. Темная материя и темная энергия.
Лабораторная работа
Примерный перечень практических и лабораторных работ (на выбор учителя)
Прямые измерения:
– измерение мгновенной скорости с использованием секундомера или
компьютера с датчиками;
– сравнение масс (по взаимодействию);
– измерение сил в механике;
– измерение температуры жидкостными и цифровыми термометрами;
– оценка сил взаимодействия молекул (методом отрыва капель);
– измерение термодинамических параметров газа;
– измерение ЭДС источника тока;
– измерение силы взаимодействия катушки с током и магнита помощью
электронных весов;
– определение периода обращения двойных звезд (печатные материалы).
Косвенные измерения:
– измерение ускорения;
– измерение ускорения свободного падения;
– определение энергии и импульса по тормозному пути;
– измерение удельной теплоты плавления льда;
– измерение напряженности вихревого электрического поля (при
наблюдении электромагнитной индукции);
– измерение внутреннего сопротивления источника тока;
– определение показателя преломления среды;
– измерение фокусного расстояния собирающей и рассеивающей линз;
– определение длины световой волны;
– определение импульса и энергии частицы при движении в магнитном
поле (по фотографиям).
Наблюдение явлений:
– наблюдение механических явлений в инерциальных и неинерциальных
системах отсчета;
– наблюдение вынужденных колебаний и резонанса;
– наблюдение диффузии;
– наблюдение явления электромагнитной индукции;
– наблюдение волновых свойств света: дифракция, интерференция,
поляризация;
– наблюдение спектров;
– вечерние наблюдения звезд, Луны и планет в телескоп или бинокль.
Исследования:
– исследование равноускоренного движения с использованием электронного секундомера или компьютера с датчиками;
– исследование движения тела, брошенного горизонтально;
– исследование центрального удара;
– исследование качения цилиндра по наклонной плоскости;
– исследование движения броуновской частицы (по трекам Перрена);
– исследование изопроцессов;
– исследование изохорного процесса и оценка абсолютного нуля;
– исследование остывания воды;
– исследование зависимости напряжения на полюсах источника тока от силы тока в цепи;
– исследование зависимости силы тока через лампочку от напряжения на ней;
– исследование нагревания воды нагревателем небольшой мощности;
– исследование явления электромагнитной индукции;
– исследование зависимости угла преломления от угла падения;396
– исследование зависимости расстояния от линзы до изображения от расстояния от линзы до предмета;
– исследование спектра водорода;
– исследование движения двойных звезд (по печатным материалам).
Проверка гипотез (в том числе имеются неверные):
– при движении бруска по наклонной плоскости время перемещения на определенное расстояния тем больше, чем больше масса бруска;
– при движении бруска по наклонной плоскости скорость прямопропорциональна пути;
– при затухании колебаний амплитуда обратно пропорциональна времени;
– квадрат среднего перемещения броуновской частицы прямо пропорционален времени наблюдения (по трекам Перрена);
– скорость остывания воды линейно зависит от времени остывания;
– напряжение при последовательном включении лампочки и резистора не
равно сумме напряжений на лампочке и резисторе;
– угол преломления прямо пропорционален углу падения;
– при плотном сложении двух линз оптические силы складываются;
Конструирование технических устройств:
– конструирование наклонной плоскости с заданным КПД;
– конструирование рычажных весов;
– конструирование наклонной плоскости, по которой брусок движется с заданным ускорением;
– конструирование электродвигателя;
– конструирование трансформатора;
– конструирование модели телескопа или микроскопа.
Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов
Александр Григорьевич Столетов — русский физик.
• Александр Степанович Попов — русский ученый, изобретатель радио.
• Альтернативная энергетика.
• Акустические свойства полупроводников.
• Андре Мари Ампер — основоположник электродинамики.
• Асинхронный двигатель.
• Астероиды.
• Астрономия наших дней.
• Атомная физика. Изотопы. Применение радиоактивных изотопов.
• Бесконтактные методы контроля температуры.
• Биполярные транзисторы.
• Борис Семенович Якоби — физик и изобретатель.
• Величайшие открытия физики.
• Виды электрических разрядов. Электрические разряды на службе человека.
• Влияние дефектов на физические свойства кристаллов.
• Вселенная и темная материя.
• Галилео Галилей — основатель точного естествознания.
• Голография и ее применение.
• Движение тела переменной массы.
• Дифракция в нашей жизни.
• Жидкие кристаллы.
• Законы Кирхгофа для электрической цепи.
• Законы сохранения в механике.
• Значение открытий Галилея.
• Игорь Васильевич Курчатов — физик, организатор атомной науки и техники.
• Исаак Ньютон — создатель классической физики.
• Использование электроэнергии в транспорте.
• Классификация и характеристики элементарных частиц.
• Конструкционная прочность материала и ее связь со структурой.
• Конструкция и виды лазеров.
• Криоэлектроника (микроэлектроника и холод).
• Лазерные технологии и их использование.
• Леонардо да Винчи — ученый и изобретатель.
• Магнитные измерения (принципы построения приборов, способы измерения
магнитного потока, магнитной индукции).
• Майкл Фарадей — создатель учения об электромагнитном поле.
• Макс Планк.
• Метод меченых атомов.
• Методы наблюдения и регистрации радиоактивных излучений и частиц.
• Методы определения плотности.
• Михаил Васильевич Ломоносов — ученый энциклопедист.
• Модели атома. Опыт Резерфорда.
• Молекулярно-кинетическая теория идеальных газов.
• Молния — газовый разряд в природных условиях.
• Нанотехнология — междисциплинарная область фундаментальной и приклад-
ной науки и техники.
• Никола Тесла: жизнь и необычайные открытия.
• Николай Коперник — создатель гелиоцентрической системы мира.
• Нильс Бор — один из создателей современной физики.
• Нуклеосинтез во Вселенной.
• Объяснение фотосинтеза с точки зрения физики.
• Оптические явления в природе.
• Открытие и применение высокотемпературной сверхпроводимости.
• Переменный электрический ток и его применение.
• Плазма — четвертое состояние вещества.
• Планеты Солнечной системы.
• Полупроводниковые датчики температуры.
• Применение жидких кристаллов в промышленности.
• Применение ядерных реакторов.
• Природа ферромагнетизма.
• Проблемы экологии, связанные с использованием тепловых машин.
• Производство, передача и использование электроэнергии.
• Происхождение Солнечной системы.
• Пьезоэлектрический эффект его применение.
• Развитие средств связи и радио.
• Реактивные двигатели и основы работы тепловой машины.
• Реликтовое излучение.
• Рентгеновские лучи. История открытия. Применение.
• Рождение и эволюция звезд.
• Роль К.Э.Циолковского в развитии космонавтики.
• Свет — электромагнитная волна.
• Сергей Павлович Королев — конструктор и организатор производства ракетно-
космической техники.
• Силы трения.
• Современная спутниковая связь.
• Современная физическая картина мира.
• Современные средства связи.
• Солнце — источник жизни на Земле.
• Трансформаторы.
• Ультразвук (получение, свойства, применение).
• Управляемый термоядерный синтез.
• Ускорители заряженных частиц.
• Физика и музыка.
• Физические свойства атмосферы.
• Фотоэлементы.
• Фотоэффект. Применение явления фотоэффекта.
• Ханс Кристиан Эрстед — основоположник электромагнетизма.
• Черные дыры.
• Шкала электромагнитных волн.
• Экологические проблемы и возможные пути их решения.
• Электронная проводимость металлов. Сверхпроводимость.
• Эмилий Христианович Ленц — русский физик.
СТРУКТУРА И ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная нагрузка | 218 |
Самостоятельная работа | - |
Обязательная учебная нагрузка | 208 |
в том числе: | |
теоретическое обучение | 140 |
лабораторные и практические занятия (если предусмотрено) | 68 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | - |
Консультация к промежуточной аттестации | 2 |
Промежуточная аттестация по учебной дисциплине (экзамен) | 8 |
| |
3.2 . ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ФИЗИКА»
При реализации содержания общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением СОО максимальная учебная нагрузка обучающихся составляет:
- по специальностям СПО универсального профиля профессионального образования- 218 часов, из них работа обучающихся по взаимодействию с преподавателем, включая практические занятия -208 часов, консультации – 2часа, экзамен- 8часов.
Наименование тем и разделов | Всего по УД | Работа обучающихся по взаимодействию с преподавателем |
теоретического обучения | лабораторных и практических занятий |
Раздел 1. Введение | 4 | 4 | - |
Тема 1.1. Введение | 4 | 4 | - |
Раздел 2. Механика | 48 | 30 | 18 |
Тема 2.1. Кинематика | 16 | 10 | 6 |
Тема 2.2. Динамика | 22 | 14 | 8 |
Тема 2.3. Механические колебания и волны | 10 | 6 | 4 |
Раздел 3. Молекулярная физика и термодинамика | 44 | 32 | 12 |
Тема 3.1. Основы молекулярно-кинетической теории | 22 | 16 | 6 |
Тема 3.2. Агрегатные состояния вещества | 12 | 8 | 4 |
Тема3.3. Термодинамика | 10 | 8 | 2 |
Раздел 4. Электродинамика | 52 | 36 | 16 |
Тема4.1. Электростатика | 10 | 8 | 2 |
Тема 4.2. Постоянный ток | 14 | 8 | 6 |
Тема 4.3. Магнетизм | 12 | 8 | 4 |
Тема 4.4. Электромагнитные колебания и волны | 16 | 12 | 4 |
Раздел 5.Оптика | 20 | 8 | 12 |
Тема 5.1. Геометрическая оптика | 10 | 4 | 6 |
Тема 5.2. Волновая оптика | 10 | 4 | 6 |
Раздел 6. Основы специальной теории относительности | 4 | 4 | - |
Тема 6.1. Основы специальной теории относительности | 4 | 4 | - |
Раздел 7. Квантовая физика | 12 | 10 | 2 |
Тема 7.1. Квантовая физика | 12 | 10 | 2 |
Раздел 8. Строение атома и атомного ядра | 16 | 10 | 6 |
Раздел 9. Строение Вселенной | 8 | 6 | 2 |
Консультация | 2 | | |
Промежуточная аттестация | 8 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «МАТЕМАТИКА»
Освоение программы учебной дисциплины «Физика» предполагает наличие в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) на базе основного общего образования, учебного кабинета, в котором имеется возможность обеспечить свободный доступ в Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
В состав кабинета физики должна входить лаборатория с лаборантской комнатой. Помещение кабинета физики должно удовлетворять требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и быть оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся. (Письмо Министерства образования и науки РФ от 24.11.2011 № МД-1552/03 «Об оснащении общеобразовательных учреждений учебным и учебно-лабораторным оборудованием»).
В кабинете должно быть мультимедийное оборудование, посредством которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по физике, создавать презентации, видеоматериалы и т. п.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Физика», входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты: «Физические величины и фундаментальные константы», «Международная система единиц СИ», «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева», портреты выдающихся ученых-физиков и астрономов);
• информационно-коммуникативные средства;
• экранно-звуковые пособия;
• комплект электроснабжения кабинета физики;
• технические средства обучения;
• демонстрационное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• лабораторное оборудование (общего назначения и тематические наборы);
• статические, динамические, демонстрационные и раздаточные модели;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Физика», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.
Библиотечный фонд дополнен физическими энциклопедиями, атласами, словарями и хрестоматией по физике, справочниками по физике и технике, научной и научно-популярной литературой естественнонаучного содержания. В процессе освоения программы учебной дисциплины «Физика» обучающиеся должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам по физике, имеющимся в свободном доступе в сети Интернет (электронным книгам, практикумам, тестам, материалам ЕГЭ и др.).
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
Основные источники
Физика (углубленный уровень). 10 кл./Кабардин О.Ф. [др.]; под ред. Пинского А.А.- Москва: Просвещение, 2020
Физика (углубленный уровень). 11 кл./Кабардин О.Ф. [др.]; под ред. Пинского А.А.- Москва: Просвещение, 2020
Дополнительные источники
Фирсов, А.В. Физика: для профессий и специальностей тех. и естеств.- науч. Профилей: учеб. для учреждений СПО/ А.В. Фирсов; под ред. Т.И. Трофимова. – 2-е изд., стер.- Москва: Академия, 2017.-349с.
Дмитриева В.Ф. Физика для профессий и специальностей технического профиля: учебник для образовательных учреждений сред. проф. образования. — Москва: Академия, 2017- 446с.
Тарасов, О.М Физика: лабораторные работы с вопросами и заданиями: учеб. пообие/ О.М. Тарасов.- 2-е изд., испр. и доп.- Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2020.-97с.
Пинский, А.А. Физика: учебник/А.А. Пинский, Г.Ю. Граковский; под общ. ред.Ю.И. Дика, Н.С. Пурышевой.- 4-е изд., испр.-Москва: ФОРУМ, 2019-560с.
Для преподавателей
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 ( в ред. федеральных законов от »7.05.2013г №99-ФЗ, от 07.06. 2013г. №120-ФЗ, от 02.07.2013г. № 170-ФЗ, от 23.07.2013г №203-ФЗ, от 25.11.2013г №317-ФЗ, от 03.02.2014г № 11-ФЗ, от 03.02.2014г № 15-ФЗ, от 05.05.2014г №84-ФЗ, от 27.05.2014г №135-ФЗ, от 04.06.2014г №148-ФЗ, с изм., внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 №145-ФЗ, в ред. от 03.07.2016, с изм. от 19.122016).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.05.2012 №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 №24480).
Приказ Министерства образования и науки РФ от 29.12.2014 №1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования».
Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 декабря 2015г. №1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарта среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012г. №413 ».
Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 28 июня 2016г. №2/16-з).
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Министерства образования и науки РФ от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных
Интернет- ресурсы
www. fcior. edu. ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов).
wwww. dic. academic. ru (Академик. Словари и энциклопедии).
www.booksgid.com(Воокs Gid. Электронная библиотека).
www.globalteka.ru(Глобалтека. Глобальная библиотека научных ресурсов).
www.window.edu.ru(Единое окно доступа к образовательным ресурсам).
www.st-books.ru(Лучшая учебная литература).
www.school.edu.ru (Российский образовательный портал. Доступность, качество, эффек-тивность).
www.ru/book(Электронная библиотечная система).
www.alleng.ru/edu/phys.htm(Образовательные ресурсы Интернета — Физика).
www.school-collection.edu.ru(Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов).
https//fiz.1september.ru(учебно-методическая газета «Физика»).
www.n-t.ru/nl/fz(Нобелевские лауреаты по физике).
www.nuclphys.sinp.msu.ru(Ядерная физика в Интернете).
www.college.ru/fizika(Подготовка к ЕГЭ).
www.kvant.mccme.ru(научно-популярный физико-математический журнал «Квант»).
www.yos.ru/natural-sciences/html (естественно-научный журнал для молодежи «Путь в науку»)