Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Благодатенская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании МО учителей начальных классов Протокол № 1 от « » августа 2019 г. | Согласовано и.о.заместителя директора школы по УВР ________Е.В. Башкирёва от « » августа 2019 г. | «Утверждаю» Директор МКОУ «Благодатенская СОШ» _________В.Н.Провольнева Приказ № __ от « » ___________ 2019г. |
Рабочая программа
по окружающему миру
3 класс
2019-2020 учебный год
Составитель: Мельникова Галина Николаевна
учитель начальных классов
п.Белогорье
2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» 3 класс создана на основе:
Федерального государственного стандарта начального общего образования .
«Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А.Тишков. М.
Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в ОУ.
Примерной Программы начального общего образования.
Программы курса «Окружающий мир» под редакцией А.А.Плешакова, М. Ю. Новицкой.
Учебного плана МКОУ «Благодатенская средняя общеобразовательная школа» на 2019-2020 учебный год.
УМК «Перспектива».
Согласно учебному плану МКОУ «Благодатенская СОШ» на изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю).
Основными средствами организации деятельности обучающихся являются:
Учебник в двух частях «Окружающий мир». Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Москва, «Просвещение»,2015 год.
Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Авторы: А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Москва, «Просвещение», 2015 год.
Электронное приложение к учебнику А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая «Окружающий мир».
Дополнительная литература:
Атлас-определитель «От земли до неба». Автор: А.А.Плешаков.
«Великан на поляне». Авторы: А.А.Плешаков, А.А.Румянцев.
Планируемые результаты
Предметные результаты
характеризовать методы исследования (наблюдение, опыт, определение природных объектов, измерение, моделирование);
определять тип справочной и научно-познавательной литературы;
работать с планом местности и его видами, с масштабом;
ориентироваться относительно сторон света;
показывать на глобусе и карте материки и океаны, узнавать материки и части света по силуэтам;
перечислять отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой;
перечислять правила ответственного туризма;
перечислять правила пользования личным и общественным транспортом;
определять номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
приводить примеры веществ, узнавать вещества по описанию, устно описывать знакомые вещества;
характеризовать строение Солнечной системы и названия планет;
характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере;
показывать на карте водные объекты;
характеризовать свойства воды и круговорот воды в природе;
характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека;
характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы, находить в атласе-определителе животных, живущих в почве;
приводить примеры растений каждой группы: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные и цветковые растения;
перечислять группы животных: черви, моллюски, иглокожие, ракообразные, паукообразные, земноводные и пресмыкающиеся животные и их виды, условия, необходимые для их жизни, способы размножения животных разных групп, роль животных в жизни человека;
различать группы животных по особенностям питания (растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные), цепям питания, способам защиты животных;
характеризовать природные сообщества на примере леса;
характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого;
характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, природное сообщество водорослей, береговых растений, червей, моллюсков, ракообразных, земноводных, насекомых, птиц и зверей;
определять взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах;
перечислять правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми;
определять роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов, красного угла в старинном доме (с учетом разных культурных традиций);
перечислять традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях;
определять терминологию родства в применении к членам своей семьи;
определять значение своего имени;
характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов;
характеризовать основные правила гигиены;
характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире;
оказывать себе и другим людям первую помощь;
перечислять народные правила и традиции здорового образа жизни, народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье;
определять потребности развития своего внутреннего мира и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности;
толковать смысл эмблемы Всемирного наследия;
узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца,
определять местонахождение озера Байкал, показывать его на карте России;
определять местоположение Египта, Греции, Иерусалима, Китая на одном из материков, показывать на карте названные город и страны, так же как и их столицы;
характеризовать природные особенности и культурные достопримечательности перечисленных зарубежных города и стран, узнавать их на фотографиях;
составлять список Всемирных духовных сокровищ как общечеловеческих ценностей, свободно разделяемых людьми разных национальностей и конфессий.
Метапредметные результаты
понимать учебную задачу, сформулированную самостоятельно и уточненную учителем;
сохранять учебную задачу урока (самостоятельно воспроизводить её в ходе выполнения работы на различных этапах урока);
выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы, приводить примеры);
планировать свои действия в течение урока;
фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, разработанных совместно с учителем); объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и критерии, заданные учителем;
соотносить выполнение работы с алгоритмом и результатом;
контролировать и корректировать свое поведение с учетом установленных правил;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи.
Личностные результаты
овладение основами гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, знающего и любящего ее природу и культуру;
проявление чувства гордости за свою Родину, в том числе через знакомство с отечественным наследием, входящим в Список ЮНЕСКО;
представление о ценностях многонационального общества на основе сопоставления материальной и духовной культуры традиционного Дома;
доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме Списка Всемирных духовных сокровищ;
целостный взгляд на мир в единстве природы, народов и культур через последовательное рассмотрение двух взаимно связанных метафорических образов: Мир как дом; Дом как мир;
представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России и народов мира, выступающей в разнообразных культурных формах семейных традиций;
представление о навыках адаптации в мире через осознание преемственности от старшего поколения к младшему (традиции в семье);
внутренняя позиция школьника на уровне осознания и принятия образца прилежного ученика;
мотивы учебной деятельности (учебно-познавательные, социальные);
интерес к новому учебному материалу, способам решения задач и пр.;
готовность к бережному и уважительному отношению к живой и неживой природе, окружающим людям*;
личностная ответственность за свои поступки, сохранность объектов природы, необходимых для будущего России*;
эстетические чувства, впечатления через восприятие природы в символических образах народного творчества, знакомство с Всемирным наследием, Всемирными духовными сокровищами;
понимание и сопереживание чувствам других людей на основе знакомства с основами семейной жизни*;
представление об этических нормах через формулирование правил экологической и семейной этики;
представление об этических нормах через формулирование правил нравственного общения людей друг с другом в ходе знакомства со Всемирным природным и культурным наследием;
потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях;
соблюдение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, стремление прислушиваться к мнению одноклассников в ходе проектной и внеурочной деятельности;
установка на здоровый образ жизни через формулирование правил оказания первой помощи, соблюдение личной гигиены, в том числе - использование лучших семейных традиций здорового образа жизни народов своего края.
Содержание учебного предмета:
Учебник «Окружающий мир» для третьего класса включает четыре раздела:
Радость познания (13ч)
Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личныйтранспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Мир как дом (22 ч)
Разнообразие веществ в окружающем мире.
Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Растения, их разнообразие. Животные, их разнообразие.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы.
Дом как мир (21 ч)
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.
Ценность здоровья и здорового образа жизни. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
В поисках Всемирного наследия (12 ч)
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.).
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле.
Экскурсии:
научно –просветительские учреждения села
путешествие по родному селу
Практические работы:
Измерение массы
Измерение длины
Туристические планы
Вода – растворитель
Исследование свойств воздуха
Исследование свойств воды
Состав гранита
Исследование свойств почвы
Измерение пульса
Уход за зубами
Измерение температуры тела
Календарно — тематический план
№ | Тема урока | Кол-во часов | Домашнее задание | Дата по плану | Дата по факту |
Радость познания (13 часов) | |
1 | Свет знания. | 1 | С.4-7, р.т.,№1,2 | | |
2 | Как изучают окружающий мир. | 1 | Р.т.№2 | | |
3 | Как изучают окружающий мир (Практическая работа.) | 1 | Р.т.№4,с.9 | | |
4 | Книга - источник знаний. | 1 | С.12-15, Р.т.№15, с.12-13 | | |
5 | Отправимся на экскурсию. | 1 | | | |
6 | О чем расскажет план. | 1 | С.20-23 | | |
7 | Планета на листе бумаги | 1 | С.24-27, Р.т.№16, с.22-23 | | |
8 | Страны и народы на политической карте мира. | 1 | С.28-31, Р.т.№3,с.25 | | |
9 | Путешествуя, познаем мир. | 1 | С.32-35 | | |
10 | Транспорт . | 1 | С.36-39, Р.т№3,с.29-31 | | |
11 | Средства информации и связи. | 1 | С.40-43,р.т.№3 | | |
12 | Праздник «Книга – источник знаний». | 1 | Без задания | | |
13 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | Без задания | | |
Мир как дом (22 час) | |
14 | Мир природы в народном творчестве. | 1 | С.46-49, «Проверь себя» | | |
15 | Из чего состоит всё. | 1 | | | |
16 | Из чего состоит все (Практическая работа) | 1 | С.50-53,р.т.№1-4,с.36-37 | | |
17 | Мир небесных тел. | 1 | С.54-57.р.т.№2,5, с.40-41 | | |
18 | Невидимое сокровище. | 1 | С.58-61, «Проверь себя» | | |
19 | Самое главное вещество. | 1 | С.62-65, «Проверь себя» | | |
20 | Природные стихии в народном творчестве. | 1 | «Проверь себя» | | |
21 | Кладовые земли. | 1 | С.70-73, Р.т.№1,4,с.49 | | |
22 | Чудо под ногами. | 1 | С.74-77, «Проверь себя» | | |
23 | Мир растений. | 1 | С.78-81,Р.т.№2-4,с.52-53 | | |
24 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. | 1 | С.78-85 | | |
25 | Мир животных. | 1 | С.86-89, «Проверь себя» | | |
26 | Образы животных в народном творчестве. | 1 | «Проверь себя»,выполнить эскиз по теме | | |
27 | Невидимые нити в живой природе. | 1 | С.94-97, Р.т.№1,2,с.67 | | |
28 | Лес - волшебный дворец. | 1 | С.98-103, ответ. на вопр. | | |
29 | Луг – царство цветов и насекомых. | 1 | С.104-109, Р.т.№2,с.70-71 | | |
30 | Водоем – дом из воды. | 1 | С.110-115, «Проверь себя» | | |
31 | Как сохранить богатства природы. | 1 | С.116-119, «Подумаем!» | | |
32 | Охрана природы в культуре народов России и мира. | 1 | | | |
33 | Экскурсия по родному селу. | 1 | Без задания | | |
34 | Оформление стенгазеты «Бережём родную землю!». | 1 | Без задания | | |
35 | Обобщающий урок. Проверочная работа. | 1 | Без задания | | |
Дом как мир (21 час) | |
36 | Родной дом – уголок Отчизны. | 1 | С.4-7, Р.т.№1,2,с.5 | | |
37 | Свой дом – свой простор | 1 | С.8-11, «Проверим себя» | | |
38 | В красном углу сесть – великая честь. | 1 | Р.т.№2,4,с.9 | | |
39 | Побываем в гостях. | 1 | С.16-21 | | |
40 | На свет появился – с людьми породнился. | 1 | С.28-31. Р.т.№1,2,с.16-17 | | |
41 | Родословное древо. | 1 | Составить своё родословное древо. | | |
42 | Муж и жена – одна душа | 1 | С.32-35 | | |
43 | Святость отцовства и материнства. | 1 | С.36-39, рассказ о родителях | | |
44 | Добрые дети – дому венец. | 1 | С.40-43, «Проверим себя» | | |
45 | Детские игры – школа здоровья. | 1 | С.44-47,р.т.№1-6,с.24-25 | | |
46 | Строение тела человека. | 1 | С.48-51, отв. на вопросы | | |
47 | Как работает наш организм. | 1 | С.52-55, Р.т. №1-5,с.30-31 | | |
48 | Что такое гигиена. | 1 | С.56-59, ответить на вопр. | | |
49 | Наши органы чувств. | 1 | С.60-63; Р.т.№3,4,с.39 | | |
50 | Школа первой помощи. | 1 | С.64-67, «Проверим себя» | | |
51 | Здоровью цены нет. | 1 | Проект «Здоровье моей семьи» | | |
52 | Дом не велик, а стоять не велит. | 1 | С.72-75, «Проверим себя» | | |
53 | Семейный бюджет. | 1 | Спланировать бюджет семьи | | |
54 | Мудрость старости. | 1 | Подобрать пословицы и поговорки о мудрости | | |
55 | Путешествие к А. С. Пушкину. | 1 | с.84-87 | | |
56 | Мой уголок для игры в родном доме. | 1 | Рассказ по теме | | |
В поисках Всемирного наследия (12 часов) | |
57 | Всемирное наследие. | 1 | С.90-93, Р.т.№4,5,с.59 | | |
58 | Московский Кремль. | 1 | Задание на листах | | |
59 | Комплексная работа. | 1 | Без задания | | |
60 | Озеро Байкал. | 1 | Подготовить сообщение по теме урока. | | |
61 | Путешествие в Египет. | 1 | С.104-107 | | |
62 | Путешествие в Грецию. | 1 | С.108-111 | | |
63 | Путешествие в Иерусалим. | 1 | С.112-115 | | |
64 | Путешествие в Китай. | 1 | С.116-119 | | |
65 | Всемирные духовные сокровища. | 1 | Проект «Наш земляк-Г.В.Свиридов» | | |
66 | Что мы узнали. «Знаменитые люди Курского края» | 1 | Повторить пройденный материал. | | |
67 | Закрепление изученного. КВН. | 1 | Без задания | | |
68 | Резервный урок. | 1 | Без задания | | |
Учебно-методическое обеспечение
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Учебник в двух частях «Окружающий мир», Москва, «Просвещение», 2013 год.
А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая. Рабочая тетрадь «Окружающий мир» в двух частях, Москва, «Просвещение», 2013 год.
«Перспектива»: Программы для начальной школы. — М.: Просвещение, 2011 год.
М. Ю. Новицкая, Н. М. Белянкова, Е. В. Мартинкова, Ю. В. Саркисян. Уроки по окружающему миру. 2 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. Москва, «Просвещение», 2011 год.
Н.А.Шевердина. Олимпиады для начальной школы. Ростов-на-Дону, ООО «Феникс», 2007 год
Атлас-определитель «От земли до неба» А.А. Плешаков
Сайт «Начальная школа»http://1-4.prosv.ru
Дидактический материал:
Глобус.;
Физическая карта России;
Наглядный и раздаточный материал. Дикие и домашние животные;
Гербарий для начальной школы.
8