Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОП 06. Охрана труда»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ШАРАНГСКИЙ ФИЛИАЛ
ГБПОУ «ШАХУНСКИЙ КОЛЛЕДЖ АГРАРНОЙ ИНДУСТРИИ»
УТВЕРЖДАЮ
Директор ГБПОУ ШКАИ
_______________/Т. В. Ельчанинова/
«________» _________________2024 г
Номер регистрации___________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.06 Охрана труда
для обучающихся по профессии
43.01.09 «Повар, кондитер»
р.п. Шаранга, 2024 г.
| РАССМОТРЕНО: Методической комиссией Педагогических работников по профессиональной подготовке Протокол № _ от «_» ____ 2024 г. Председатель МК Царегородцева Н.П. _________ ФИО подпись | СОСТАВЛЕНА В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии: 43.01.09 «Повар, кондитер» Зав. филиалом Лоскутова Л.А._________________ |
| подпись «_____» ____________________2024 г |
| |
Рабочая программа дисциплины ОП.06 Охрана труда разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 43.01.09 «Повар, кондитер», утвержденного Приказом Министерства просвещения России от 12 декабря 2022г. № 1100, с учетом примерной рабочей программы общепрофессионального цикла «Повар, кондитер» от 29 сентября 2022 года ФГБОУ ДПО «Институт развития профессионального образования»
Организация-разработчик: Шарангский филиал Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения «Шахунский колледж аграрной индустрии».
Разработчик:
Царегородцева Н.П. | | | | мастер п/о |
ФИО | | Подпись | | Должность |
РЕЦЕНЗЕНТ
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКАРАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательнойпрограммы: дисциплина относится к общепрофессиональному циклу, связана сосвоением профессиональных компетенций по всем профессиональным модулям, входящим в образовательную программу, с дисциплинами ОП 03. Техническое оснащение и организация рабочего места, ОП.06 Безопасность жизнедеятельности
Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
КодПК, ОК | Умения | Знания |
ПК1.1-1.4, | -выявлять опасные и вредные | -законыииныенормативныеправовые |
ПК2.1-2.8, | производственные факторы и | акты, содержащие государственные |
ПК3.1-3.6, | соответствующие им риски, | нормативныетребованияохранытруда, |
ПК4.1-4.5, | связанные с прошлыми, | распространяющиесяна деятельность |
ПК5.1-5.5 | настоящими или планируемыми | организации; |
| видами профессиональной | -обязанности работников в области |
| деятельности; | охранытруда; |
| -использовать средства | -фактические или потенциальные |
| коллективной и индивидуальной | последствиясобственнойдеятельности |
| защитывсоответствиисхарактером | (илибездействия) и их влияние на |
| выполняемой профессиональной | уровеньбезопасноститруда; |
| деятельности; | -возможныепоследствиянесоблюдения |
| -участвоватьваттестациирабочих | технологических процессов и |
| местпоусловиямтруда,вт.ч. | производственных инструкций |
| оцениватьусловиятрудаиуровень | подчиненными работниками |
| травмобезопасности; | (персоналом); -порядок и периодичность инструктажей по охране труда и технике безопасности; -порядок хранения и использования средств коллективной и индивидуальной |
| -проводить вводный инструктаж |
| помощника повара (кондитера), |
| инструктироватьихповопросамтехникибезопасностинарабочемместесучетомспецифики выполняемыхработ; |
| -вырабатывать и контролировать | |
| навыки, необходимые для | |
| достижения требуемого уровня | |
| безопасноститруда. | |
ОК 01 | Распознавать задачу и/или проблемув профессиональном и/илисоциальномконтексте. Анализировать задачу и/илипроблему и выделять её составныечасти. Правильно выявлять и эффективноискать информацию, необходимуюдля решения задачи и/илипроблемы. Составить план действия.Определять необходимые ресурсы.Владеть актуальными методамиработы в профессиональной исмежныхсферах. Реализовать составленный план.Оценивать результат и последствиясвоихдействий(самостоятельноили спомощьюнаставника). | Актуальный профессиональный исоциальный контекст, в которомприходитсяработать ижить. Основные источники информации иресурсы для решения задач и проблем впрофессиональном и/или социальномконтексте. Алгоритмы выполнения работ впрофессиональной и смежных областях.Методы работы в профессиональной исмежныхсферах. Структура плана для решения задач.Порядок оценки результатов решениязадачпрофессиональнойдеятельности |
ОК 02 | Определять задачи поискаинформации Определять необходимыеисточники информацииПланировать процесс поискаСтруктурировать получаемуюинформацию Выделять наиболее значимое вперечне информацииОценивать практическуюзначимостьрезультатовпоиска Оформлятьрезультатыпоиска | Номенклатура информационныхисточников применяемых впрофессиональной деятельностиПриемы структурирования информацииФормат оформления результатов поискаинформации |
ОК 03 | Определять актуальностьнормативно-правовой документациив профессиональной деятельностиВыстраивать траекториипрофессионального и личностногоразвития | Содержание актуальной нормативно-правовойдокументацииСовременная научная ипрофессиональная терминологияВозможные траекториипрофессиональногоразвитияи самообразования |
ОК 04 | Организовывать работу коллективаикоманды Взаимодействоватьс коллегами,руководством,клиентами. | Психология коллективаПсихологияличности Основыпроектнойдеятельности |
ОК 05 | Излагать свои мысли нагосударственном языкеОформлятьдокументы | Особенности социального икультурногоконтекста Правилаоформлениядокументов. |
ОК 06 | Описывать значимость своейпрофессии Презентовать структурупрофессиональнойдеятельностипо профессии | Сущность гражданско-патриотическойпозиции Общечеловеческиеценности Правила поведения в ходе выполненияпрофессиональнойдеятельности |
ОК 07 | Соблюдатьнормыэкологической безопасностиОпределятьнаправления ресурсосбереженияврамках профессиональной деятельности попрофессии | Правилаэкологическойбезопасности при ведении профессиональнойдеятельности Основные ресурсы задействованные впрофессиональнойдеятельности Путиобеспеченияресурсосбережения. |
ОК 09 | Применять средстваинформационных технологий длярешения профессиональных задачИспользоватьсовременное программноеобеспечение | Современныесредстваиустройстваинформатизации Порядок их применения и программноеобеспечение в профессиональ-нойдеятельности |
ОК 10 | Пониматьобщийсмыслчеткопроизнесенныхвысказыванийнаизвестные темы (профессиональныеибытовые), понимать тексты на базовыепрофессиональныетемыучаствоватьвдиалогахназнакомыеобщие и профессиональные темыстроитьпростыевысказыванияосебеиосвоейпрофессиональнойдеятельности краткообосновыватьиобъяснитьсвоидействия(текущиеипланируемые) писать простые связные сообщенияназнакомыеилиинтересующиепрофессиональныетемы | правила построения простых и сложныхпредложенийнапрофессиональныетемы основные общеупотребительныеглаголы(бытоваяипрофессиональнаялексика) лексическийминимум,относящийсякописаниюпредметов,средствипроцессов профессиональнойдеятельности особенностипроизношения правила чтения текстовпрофессиональнойнаправленности |
Личностныерезультаты реализациипрограммывоспитания,определенныеотраслевымитребованиямикделовымкачествам личности |
Выполняющий профессиональные навыки в сфереобщественногопитания | ЛР 13 |
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объемучебнойдисциплиныивидыучебнойработы
Вид учебнойработы | Объем часов |
Объемобразовательной программы | 86 |
втомчисле: |
теоретическоеобучение | 72 |
практическиезанятия | 10 |
самостоятельнаяработа | 4 |
Промежуточнаяаттестациявформедифференцированногозачёта |
ТематическийпланисодержаниеучебнойдисциплиныОП.06Охранатруда
Наименованиеразделовитем | Содержание учебного материала и формы организации деятельностиобучающихся | Объем часов | Осваиваемыеэлементыкомпетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Введение | Содержаниеучебногоматериала | 2 | ОК1-7, ОК 9,10 |
Основные понятия в области охраны труда. Предмет, цели и задачидисциплины. Межпредметные связи с другими дисциплинами. Роль знаний поохранетрудавпрофессиональнойдеятельности.Состояниеохранытрудав отрасли | |
Раздел1 | Нормативно-правоваябазаохранытруда | 30 |
Тема 1.1Законодательствов области охранытруда | Содержаниеучебногоматериала | 14 | ОК1-7, ОК9,10 ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Нормативно-правовая база охраны труда: понятие, назначение. Федеральныезаконы в области охраны труда: Конституция Российской Федерации, «Обосновах охраны труда в Российской Федерации», Трудовой кодекс РоссийскойФедерации(гл.33-36).Основныенормы,регламентирующиеэтимизаконами, сферамиих применения | 2 41 2 2 2 |
Основные направления государственной политики в области охраны труда.ПолномочияоргановгосударственнойвластиРоссииисубъектовРФ,атакже местного самоуправления в области охраны труда. Государственныенормативныетребованияохранытруда(ТрудовойкодексРФ,ст.211). | 4 |
Системастандартовпотехникебезопасности:назначение,объекты. Межотраслевые правила по охране труда, назначение, содержание, порядокдействия | 4 |
Положениеосистеме сертификацииработпоохранетрудаворганизациях: назначение,содержание | 2 |
Практическоезанятие№1 | 2 |
Оформлениенормативно-техническихдокументов,всоответствии действующимиФедеральнымиЗаконамивобластиохранытруда | |
Тема 1.2Обеспечениеохраны труда | Содержаниеучебногоматериала | 6 | ОК1-7, ОК9,10 ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 |
Обеспечениеохранытруда:понятие,назначение.Государственное управление охранойтруда | 2 |
Государственныйнадзориконтрользасоблюдениемзаконодательстваобохране труда.Органынадзораи контролязаохранойтруда.Федеральныеинспекции | |
| труда:назначение,задачи,функции.Правагосударственныхинспекторовтруда. Государственные технические инспекции (Госгортехнадзор, Госэнергонадзор,Госсанинспекция, Государственная пожарная инспекция и др.), их назначение ифункции | 2 | ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Административный,общественный,личныйконтрользаохранойтруда. Правообязанности профсоюзов по вопросам охраны труда. Правовые акты,регулирующие взаимные обязательства сторон по условиям и охране труда(Коллективный договор, соглашение по охране труда). Ответственность занарушение требований охраны труда: административная, дисциплинарная,уголовная | 2 |
Самостоятельнаяработаобучающихся Работанадучебнымматериалом,ответынаконтрольныевопросы;изучениенормативных материалов. Систематизация учебного материала присоставлении таблицповидамответственности заправонарушения | 2 |
Тема 1.3.Организацияохраны труда ворганизациях,на предприятиях | Содержаниеучебногоматериала | 10 | ОК1-7, ОК 9,10 ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Службаохранытруданапредприятии:назначение,основныезадачи,права, функциональные обязанности. Основание для заключения договоров соспециалистамиилиорганизациями,оказывающимиуслугупоохранетруда.Комитеты(комиссии)поохранетруда: состав,назначение | 2 |
Обязанностиработодателяпообеспечениюбезопасныхусловийиохранытруда. Соответствие производственных процессов и продукции требования охранытруда.Обязанностиработникапособлюдениюнормиправилпоохранетруда.Санитарно-бытовые и лечебно-профилактическое обслуживание работников.Обеспечение прав работников на охрану труда. Дополнительные гарантии поохранетрудаотдельныхкатегорий работников | 4 |
Обеспечениеипрофессиональнаяподготовкавобластиохранытруда. Инструктажи по охране и технике безопасности (вводный, первичный,повторный, внеплановый, текущий), характеристика, оформлениедокументации | 2 |
Финансированиемероприятийпо улучшениюусловийиохранытруда | 2 |
Самостоятельнаяработаобучающихся Работа над учебным материалом, ответы на контрольные вопросы; изучениенормативных материалов. Оформление документации по инструктажам поохранетрудаитехникебезопасности. | 2 |
Раздел2 | Условиятруданапредприятияхобщественногопитания | 22 | ОК1-7, ОК9,10 |
Тема2.1 Основы понятияусловия труда.Опасные и вредныепроизводственныефакторы | Содержаниеучебногоматериала | 12 | |
Основныепонятия:условиятруда,ихвиды.Основныеметеорологические параметры (производственный микроклимат) и их влияние на организмчеловека. Санитарные нормы условий труда. Мероприятия по поддерживаниюустановленныхнорм | 2 |
Вредныепроизводственныефакторы:понятие,классификация.Краткая характеристика отдельных видов вредных производственных факторов (шум,вибрация, тепловое излучение, электромагнитные поля и т.д.), их воздействиеначеловека | 4 |
Допустимыепараметрыопасныхивредныхпроизводственныхфакторов, свойственных производственным процессам в общественном питании. Понятиео ПДК (предельно-допустимых концентрациях) вредных факторов. Способы исредствазащитыотвредныхпроизводственныхфакторов | 4 |
Практическоезанятие№2 | 2 |
Исследованиеметеорологических характеристик помещений, проверка их соответствияустановленнымнормам | |
Тема 2.2Производственный травматизм ипрофессиональныезаболевания | Содержаниеучебногоматериала | 10 | ОК1-7, ОК9,10 |
Производственныйтравматизмипрофессиональныезаболевания:понятия, причины и их анализ. Травмоопасные производственные факторы впредприятиях общественного питания. Изучение травматизма: методы,документальное оформление, отчетность. Первая помощь при механическихтравмах (переломах, вывихах, ушибах и д.т.), при поражениях холодильнымиагентами и др. основные мероприятия по предупреждению травматизма ипрофессиональныхзаболеваний | 2 |
Несчастныеслучаи:понятия,классификация.Порядокрасследованияи документального оформления и учета несчастных случаев в организациях.Порядок возмещения работодателями вреда, причиненного здоровьюработников в связи с несчастными случаями. Доврачебная помощьпострадавшимот несчастногослучая | 4 |
Практическоезанятие№3 | 2 |
Анализпричинпроизводственноготравматизманапредприятии.Определение коэффициентовтравматизма:общего,частоты,тяжести,оформлениеактов | |
Раздел3 | Электробезопасностьипожарнаябезопасность | 26 | |
Тема3.1Электробезопасность | Содержаниеучебногоматериала | 8 | ОК1-7, ОК9,10 |
Электробезопасность:понятие,последствияпоражениячеловекаэлектрическим | 2 |
| током.Условиявозникновенияэлектротравм,их классификация.Факторы, влияющие на тяжесть электротравм (параметры тока, время воздействия,особенности состоянияорганизма) | | ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Классификацияусловийработыпостепениэлектробезопасности.Опасныеузлы и зоны машин. Требования электробезопасности, предъявляемые к конструкциитехнологическогооборудования | 2 |
Защитаотпораженияэлектрическимтоком.Техническиеспособызащиты (защитное заземление и зануление, защитное отключение, изоляция иограждение токоведущих частей), понятие, назначение. Порядок и срокипроверкизаземляющихустройств,исопротивлениеизоляции.Индивидуальныесредства защиты от поражения электрическим током, их виды, назначение,сроки проверки,правилаэксплуатацииихранения | 2 |
Статистическоеэлектричество:понятие,способызащитыотеговоздействия Техническиеиорганизационныемероприятияпообеспечению электробезопасностинапредприятияхобщественногопитания | 2 |
Тема 3.2 Пожарная безопасность | Содержаниеучебногоматериала | 14 | ОК1-7, ОК9,10 ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Пожарнаябезопасность:понятие,последствияеенесоблюдения.Правоваябаза: ФЗ «О пожарной безопасности», стандарты ССБТ, правила и инструкции попожарнойбезопасности.Организацияпожарной охранывпредприятиях. Пожарная безопасность зданий и сооружений (СниП 21-01-97). Правилапожарной безопасности в РФ (ППБ 01-99). Обязанности и ответственностьдолжностных лиц за обеспечением пожарной безопасности в предприятиях.Государственная служба пожарной безопасности: назначение, структура,областькомпетенции | 2 |
Противопожарныйинструктаж:понятие,назначение,виды,порядок,сроки проведения и документальное оформление. Противопожарный режимсодержания территории предприятия, его помещений и оборудования.Действия администрации и работников предприятия при возникновениипожаров.Эвакуациялюдей изпомещений,охваченныхпожаров | 2 |
Факторыпожарнойопасностиотраслевыхобъектов.Основныепричины возникновения пожаров в предприятиях, способы предупреждения и тушенияпожаров. Огнетушители: назначение, типы, устройство, принцип действия,правилахранения иприменения | 2 |
| Пожарныйинвентарь.Противопожарноеводоснабжение,еговиды,особенности устройстваи применения.Средствапожарнойсигнализациии связь,их типы, назначение. Организацияэвакуациилюдейприпожаренапредприятии общественного питания | 4 | |
Практическоезанятие№4 | 4 |
Изучение устройстваиовладенияприемамиэксплуатациисредствтушения пожаров, пожарной сигнализации и связи. Составление плана эвакуации людейпри пожаревпредприятииобщественногопитания | |
Тема 3.3Требованиябезопасностик производственномуоборудованию | Содержаниеучебногоматериала | 4 | ОК1-7, ОК 9,10 ПК1.1-1.5 ПК2.1-2.8 ПК3.1-3.6 ПК4.1-4.5 ПК5.1-5.5 |
Нормативнаябаза: стандарты ССБТ, правила и инструкции по технике безопасности.Общиетребованиябезопасности,предъявляемыекторговотехнологическому оборудованию (к материалам, конструкции, эксплуатации,элементамзащиты,монтажуит.д.).Опасныезонытехнологическогооборудования | 2 |
Специальныетребования безопасности при эксплуатации различных типов торгово-технологического оборудования: механического, торгового, измерительного, холодильного, подъемно-транспортногоидр. | 2 |
Промежуточнаяаттестациявформе дифференцированногозачёта | 2 |
Всего | 86 |
УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИПРОГРАММЫУЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Дляреализациипрограммыучебнойдисциплины должныбытьпредусмотреныследующиеспециальныепомещения:
Кабинет «Безопасности жизнедеятельности. Охранатруда»
Рабочее место преподавателя, рабочие места студентов, доска; мультимедийный проектор, компьютер, шкаф для хранения дидактического и раздаточного материала.
Информационноеобеспечениереализации программы
Нормативные документы:
КонституцияРоссийскойФедерации[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://www.constitution.ru/
ГражданскийкодексРоссийскойФедерации.[Электронныйресурс]/Режимдоступа:http://base.garant.ru/10164072/
Трудовой кодекс Российской федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа:http://ivo.garant.ru/#/document/12125268/paragraph/6963504:14.Кодекс РоссийскойФедерации об административных правонарушениях [Электронный ресурс] / Режимдоступа: 5.Уголовный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режимдоступа:http://base.garant.ru/10108000/
Основная литература:
Охрана труда в организациях питания: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования/ В.М.Калинина.-М.: Издательский центр «Академия», 2020.-320с.
Охрана труда в общественном питании и торговле: Учебное пособие / Гайворонский К.Я. -М.:ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 128 с.: 60x90 1/16. - (Профессиональное образование)(Обложка) ISBN 978-5-8199-0624-8 [Электронный ресурс; Режим доступа http://www.znanium.com].
Дополнительная литература:
Бурашников,Ю.М. Производственная безопасность на предприятиях пищевых
производств[Электронныйресурс]: Учебник /Ю.М.Бурашников, А.С.Максимов, В.Н.Сысоев.
-М.: ДашковиК, 2012.-520с.-ISBN978-5-394-00966-2. Режимдоступа: http://znanium.com/
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерииоценки | Формы иметодыоценки |
Знание: -законыи иные нормативные правовые акты, содержащие государственные нормативные требованияохранытруда,распространяющиесяна деятельностьорганизации; -обязанностиработниковвобластиохранытруда; -фактические или потенциальные последствия собственнойдеятельности(илибездействия)иих влияниенауровеньбезопасноститруда; -возможные последствия несоблюдения технологическихпроцессовипроизводственных инструкций подчиненными работниками (персоналом); -порядокипериодичностьинструктажейпоохране трудаитехникебезопасности; -порядок хранения и использования средств коллективнойи индивидуальнойзащиты | Полнота ответов, точность формулировок, неменее75% правильных ответов. Неменее75% правильных ответов. Актуальность темы, адекватность результатов поставленным целям, полнотаответов, точность формулировок, адекватность применения профессиональн ой терминологии | Текущий контроль при проведении: - письменного/ устного опроса; -тестирования; -оценки результатов внеаудиторной (самостоятель ной) работы (докладов, рефератов, теоретической части проектов, учебных исследований и т.д.) Промежуточн ая аттестация в форме дифференциро ванного зачета |
Умения: -выявлять опасные и вредные производственные Факторы и соответствующие им риски, связанные с прошлыми, настоящими или планируемыми видами профессиональной деятельности; -использовать средства коллективной и индивидуальной защиты в соответствии с характером выполняемой профессиональной деятельности; -участвовать в аттестации рабочих мест по Условиям труда, в т.ч. оценивать условия труда и Уровень травмобезопасности; -проводить вводный инструктаж помощника повара (кондитера), инструктировать их по вопросам техники безопасности на рабочем месте с учетом специфики выполняемых работ; -вырабатывать и контролировать навыки, Необходимые для достижения требуемого уровня Безопасности труда | Правильность, | Текущий |
полнота | контроль: |
выполнения | -защита |
заданий, | отчетовпо |
точность | практическим/ |
формулировок, | лабораторным |
точность | занятиям; |
расчетов, | -оценка |
соответствие | заданий для |
требованиям | -экспертная оценка демонстрируе мых умений, выполняемых действий в процессе практических/ лабораторных занятий Промежуточн ая аттестация: -экспертная оценка выполнения практических заданий на дифференциро ванном зачете |
-Адекватность, оптимальность выбора способов действий, методов, техник, последовательно стей действий и т.д. -Точность оценки -Соответствие требованиям инструкций, регламентов -Рациональность действий и т.д. |