СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры

Категория: ОРКиСЭ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа к учебнику  О.Ю. Васильевой Основы православной культуры

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»










Пояснительная записка

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов:

  1. Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями.

  3. Авторской программы «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры» Васильева О.Ю. (Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику Васильева О.Ю. «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / О.Ю. Васильева. – МА.: ООО «Русское слово – учебник», 2023).

  4. Устава МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа », утверждённого приказом директором школы ;

  5. Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «1-Засеймская средняя общеобразовательная школа»;

  6. Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочей программы по учебному предмету, курсу педагогов, реализующих Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.


Данный методический комплект вошёл в Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством просвещения Российской Федерации:

Литература для учащихся:

  1. Васильева О.Ю. Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры: учебник для 4 класса М., 2023.

Методическая литература для учителя:

  1. Васильева О.Ю. Рабочая программа к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс, 2023.

  2. Программа курса «Основы религиозных культур и светской этики: основы православной культуры». 4 класс/авт.-сост. О.Ю. Васильева, К.В. Савченко, Т.И. Тюляева, 2023 г.


Методологическая основа программы — системно-деятельностный подход.

Цель и задачи изучения учебного предмета «Основы Религиозных культур и светской этики».

Целью ОРКСЭ является формирование у обучающегося мотивации к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основными задачами ОРКСЭ являются:

    • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики по выбору родителей (законных представителей);

    • развитие представлений обучающихся о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;

    • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;

    • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации



Место курса в учебном плане



В соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области «Основы православной культуры» и изучается в 4-ом классе.

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.

Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю.


I. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Гражданско-патриотическое воспитание:

1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,

истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:

1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

7) осознание ценности человеческой жизни.

Планируемые результаты по учебным модулям.

Выпускник научится:

– раскрывать содержание основных составляющих православной христианской культуры, духовной традиции (религиозная вера, мораль, священные книги и места, сооружения, ритуалы, обычаи и обряды, религиозный календарь и праздники, нормы отношений между людьми, в семье, религиозное искусство, отношение к труду и др.);

– ориентироваться в истории возникновения православной христианской религиозной традиции, истории ее формирования в России;

– на примере православной религиозной традиции понимать значение традиционных религий, религиозных культур в жизни людей, семей, народов, российского общества, в истории России;

– излагать свое мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни людей и общества; – соотносить нравственные формы поведения с нормами православной христианской религиозной морали;

– осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий; участвовать в диспутах, слушать собеседника и излагать свое мнение; готовить сообщения по выбранным темам.

Выпускник получит возможность научиться:

–развивать нравственную рефлексию, совершенствовать моральнонравственное самосознание, регулировать собственное поведение на основе традиционных для российского общества, народов России духовно-нравственных ценностей;

– устанавливать взаимосвязь между содержанием православной культуры и поведением людей, общественными явлениями;

– выстраивать отношения с представителями разных мировоззрений и культурных традиций на основе взаимного уважения прав и законных интересов сограждан;

– акцентировать внимание на религиозных, духовно-нравственных аспектах человеческого поведения при изучении гуманитарных предметов на последующих уровнях общего образования.

II. Содержание тем учебного предмета

Тема 1. Россия — наша Родина (2 ч)

Россия — наша Родина. Россия — огромная страна. Богатство и разнообразие природы нашей страны. России принадлежит пятая часть всех лесов мира. Природа и география России. Животный и растительный мир нашей страны, заповедники и национальные парки. Песни и стихи о Родине. Пейзажи России. Воспевание красоты родной земли — излюбленная тема в русской культуре. Официальное название России — Российская Федерация. Главная сила в государстве — народ. Богатства России — заслуга народа, хранившего и приумножавшего ее достояние, ее культуру. Национальный состав России. Россия — общий дом для всех народов, ее населяющих. Необходимость для всеобщего благополучия в государстве почтительно относиться к истории страны, ее национальной культуре, традициям. Любовь к России, воспеваемая в поэзии, песенном творчестве.

Тема 2. Православная духовная традиция (2 ч)

Исторические имена России. Понятия духовности, традиции, духовной традиции, культуры, религии. Православная духовная традиция и ее роль в формировании культуры Отечества. 988 год — дата Крещения Руси. Князь Владимир Святой — креститель Руси. Понятие «государственная религия». Символическое значение креста как главного христианского символа. Государственные символы: флаг, герб, гимн. Знакомство с текстом гимна России, символическими духовными смыслами элементов и цветов герба, государственного флага России и штандарта Президента России. Образ Георгия Победоносца на гербе Москвы и России.

Тема 3. Что такое христианство (1 ч)

Новая эра и Рождество Христово. Современный отсчет времени. Иисус Христос — Спаситель мира. Святая Земля. Вифлеем — место рождения Иисуса Христа. Священное Писание и Новый Завет. Четвероевангелие: Евангелие от Матфея, Марка, Луки, Иоанна. Значение слова «Евангелие». Богочеловек — Сын Бога и Сын Человеческий. Боговоплощение от Духа Святого и Девы Марии.Иоанн Предтеча — Креститель Господа Иисуса Христа. Проповедь Царства Божия (Царства Небесного). Понятие «апостолы».

Тема 4. Особенности восточного христианства (1 ч)

Три основных направления христианства: православие, католицизм, протестантизм. Синонимы, означающие православие: Восточное христианство, Византийская, Греческая вера. Понятия инославия и иноверия. Вселенские Соборы. Символ веры как краткая формулировка вероучительных истин. Празднование Пасхи. Традиция иконопочитания. Полное название Православной (Восточной, Византийской, Греческой) Церкви — Единая Святая Соборная и Апостольская Церковь.

Тема 5. Культура и религия (1 ч)

Происхождение культуры, происхождение термина «культура». Происхождение религии. Понятие богооткровения. Связь между культурой и религией в истории человеческого общества. Связь между культурой и религией в современном обществе. Основные существенные признаки культуры: результат деятельности человека, ценность и полезность для человека и общества. Мировоззрение. Этика.

Тема 6. Добро и зло в православной традиции (1 ч)

Библия — Священное Писание. Традиционный — религиозный — взгляд на происхождение добра и зла. Сотворение мира духов. Отпадение Денницы. Сотворение первых людей и их пребывание в раю. Древо познания добра и зла. Грехопадение первых людей. Первородный грех. Ад. Спасение души.

Тема 7. Во что верят православные христиане (1 ч)

Вера как основа любой религии и синоним слова «религия». Догматы — вероучительные истины. Символ веры. Раскрытие смыслов членов Символа веры. Понятие о Святой Троице, Троице Единосущной, Ипостаси. Учение о Христе, Божественной и человеческой природе Иисуса Христа. Таинство Крещения как начало пути спасения. Главные заповеди в Евангелии.

Тема 8. Золотое правило нравственности (1 ч)

Свобода вероисповедания граждан России. Закрепление права на свободу вероисповедания, убеждений, национальную культуру, родной язык в Конституции России — Основном законе нашей страны. Золотое правило нравственности: формулировка, смысл правила, распространенность в разных культурах.

Тема 9. Любовь к ближнему (1 ч)

Повторение главных евангельских заповедей. Притча как форма проповеди. Притча о добром самарянине. Духовно-этический анализ притчи.

Тема 10. Милосердие и сострадание (1 ч)

Расширение и углубление духовно-этического смысла притчи о добром самарянине. Раскрытие понятий милосердия и сострадания. Примеры милосердия и сострадания из современной жизни и опыта школьников.

Тема 11. Отношение к труду (1 ч)

Книга Бытие о сотворении мира и человека. Сотворение мира как творческий труд Создателя. Божественный замысел сотворения человека и выполнение замысла. Труд человека в раю. Труд после грехопадения первых людей и изгнания их из рая. Духовный закон о труде, полученный через пророка Моисея.

Тема 12. Долг и ответственность (1 ч)

Долг и ответственность. Формирование чувства долга и ответственности в православной культуре. Библия об ответственности человека за мир. Всемирный потоп. Евангельская притча о талантах. Духовно-этический смысл притчи о талантах.

Тема 13. Защита отечества (1 ч)

Традиционное православное отношение к Отечеству. Понимание в православной традиции защиты Отечества как священного долга каждого гражданина. Лозунг русского воинства: «За веру, царя и Отечество». Традиционное отношение в православной культуре к России как дому Пресвятой Богородицы. Первые ордена в России и их посвящение духовным подвигам святых. Воинские награды. Орден Святого Георгия — высшая награда России. Имена великих русских полководцев. Статья Конституции РФ о защите Отечества.

Тема 14. Десять заповедей божиих (1 ч)

Понятие о заповедях Божиих. Миссия пророка Моисея. Получение заповедей Божиих на горе Синай. Скрижали. Содержание и толкование десяти заповедей Божиих. Распространение десяти заповедей Божиих по всему миру и принятие их в качестве нравственной нормы в человеческом обществе.

Тема 15. Заповеди блаженства (1 ч)

Понятие Царства Божия. Понятие о проповеди как поучающей речи. Нагорная проповедь Спасителя, ее содержание и значение. Понятие блаженства как высшей духовно-нравственной радости, высшего счастья. Заповеди блаженства. Религиозная преемственность и новизна в учении Христа.

Тема 16. Православие в России (2 ч)

Древнее предание о посещении святым апостолом Андреем Первозванным исконно русских земель. «Повесть временных лет» и «Степенная книга» как древнейшие литературные памятники русской культуры. Первые русские князья-христиане Аскольд и Дир. Княгиня Ольга. Принятие княгиней Ольгой святого крещения в Константинополе (Царьграде), столице Византии. Князь Владимир и его выбор веры. Крещение князя Владимира. Крещение Руси. Распространение православия на Руси после ее крещения и развитие православной культуры.

Тема 17. Православный храм и другие святыни (2 ч)

Традиционное понятие храма как общего дома Бога и верующих в него. Разнообразие храмовых построек, купол с водруженным крестом как главная отличительная особенность православных храмов. Внешнее и внутреннее устроение храма. Храмовые предметы. Понятие «святые мощи», их почитание в православной традиции.

Тема 18. Таинства православной церкви (1 ч)

Таинства Церкви. Назначение церковных таинств. Семь церковных таинств: Крещение, Миропомазание, Исповедь, Причащение, Соборование, Венчание, таинство Священства.

Тема 19. Древнейшие чудотворные иконы (1 ч)

Почитание икон как святынь. Понятие «чудотворные иконы». Спас Нерукотворный — первая икона. История появления иконы «Спас Нерукотворный». Первые иконы Пресвятой Богородицы. Первый иконописец — святой евангелист Лука. История Владимирской иконы Божией Матери. Древнейшие чудотворные иконы Пресвятой Богородицы.

Тема 20. Молитва (1 ч)

Понятие молитвы в православной традиции. Роль молитвы в жизни православных христиан. Молитва как жанр литературы в русской культуре, художественное произведение, поэтические переложения молитвы в русской литературе. Молитва Господня. Иисусова молитва.

Тема 21. Православные монастыри (1 ч)

Монастыри в православной культуре. Молитвенное призвание монахов, монахинь. Понятие о житиях святых. Названия знаменитых обителей России: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, Рождества Богородицы Свято-Пафнутьев Боровский монастырь, Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. Преподобный Сергий Радонежский — основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Понятие о Великой схиме как высшей степени посвящения Богу.

Тема 22. Почитание святых в православной культуре (1 ч)

Понятие святости. Местночтимые и общецерковные святые. Лики святости: святые апостолы, святые мученики и великомученики, святые равноапостольные, святые целители, бессребреники, святители, блаженные, юродивые. Наиболее почитаемые святые: апостолы от двенадцати, апостолы от семидесяти, апостол Павел, равноапостольные учители словенские Мефодий и Кирилл, великомученик и целитель Пантелеимон, Василий Блаженный, святитель Николай Чудотворец Мирликийский.

Тема 23. Символический язык православной культуры: храм (1 ч)

Символичность православной культуры. Символ — условный знак, предмет или изображение, которое используется для обозначения какого-то важного смысла. Крест — главный символ христианства. Символическое значение креста и его составляющих частей. Крестное знамение как освящение помыслов, чувств и дел. Символическое значение храма и его частей.

Тема 24. Икона, фреска, картина (1 ч)

Икона в жилом доме. Красный угол. Символический язык иконы. Ореол, нимб — символ святости, сияние духовной славы. Особенности создания иконы и символичность использования материалов для иконы. Паволока, левкас, темпера. Фреска — живопись водными красками по сырой штукатурке. Отличия иконы от картины на религиозную тему. Евангельские сюжеты в произведениях русских художников и в культуре европейских народов.

Тема 25. Колокольные звоны и церковное пение (1 ч)

Восприятие византийских традиций богослужения на Руси. Расцвет церковной музыки в России в XV–XVI веках. Понятие «стихира». Понятие о знаменном распеве. Крюки. Знамена. Понятие канона в церковном искусстве. Стоглавый собор и его решения о строгом соблюдении канона. Партесное пение. Понятие акапеллы. Церковнославянский язык. Логос. Колокола как единственный музыкальный инструмент в православной традиции. Колокольные звоны и их использование: благовест, трезвон, перебор.

Тема 26. Прикладное искусство (1 ч)

Повторение, углубление и расширение изученного материала о символичности православной культуры. Понятие прикладного искусства. Райское древо жизни — символ рая, духовного сада. Виноградная лоза как символ Самого Христа, виноградные ветви как символ святых апостолов. Символическое значение золота в храмах. Названия храмовых предметов: киот, канун, аналой, паникадило, потир.

Тема 27. Православные праздники (1 ч)

Понятие «праздничные иконы». Церковные праздники. Праздники переходящие и непереходящие. Светлое Христово Воскресение, Пасха Господня — самый главный праздник, Торжество торжеств и Праздник праздников. Понятие о двунадесятых праздниках. Двунадесятые праздники: Рождество Пресвятой Богородицы; Введение во храм Пресвятой Богородицы; Благовещение Пресвятой Богородицы; Рождество Христово; Сретение Господне; Крещение Господне; Преображение Господне; Вход Господень в Иерусалим; Вознесение Господне; День Сошествия Святого Духа (Пятидесятница, День Святой Троицы); Успение Пресвятой Богородицы; Воздвижение Креста Господня.

Тема 28. Православный календарь (1 ч)

Понятие о новом и старом календарном стиле. Юлианский календарь, организация церковной жизни по юлианскому календарю. Григорианский календарь, организация светской жизни по григорианскому календарю. Постановление Первого Вселенского Собора о времени празднования Пасхи Господней. Переходящие праздники, непереходящие праздники.

Тема 29. Христианская семья и ее ценности (1 ч)

Понятие о православной семье как малой церкви. Скрепление супружества таинством Брака (Венчания). Преподобные Петр и Феврония — образец супружества в православной традиции. Житие святых Петра и Февронии. 8 июля — День семьи, любви и верности. Русская народная мудрость о семье, семейном счастье.


Итоговое повторение и обобщение (1 ч)


III. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ, В ТОМ ЧИСЛЕ С УЧЁТОМ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ С УКАЗАНИЕМ КОЛИЧЕСТВА ЧАСОВ, ОТВОДИМЫХ НА ОСВОЕНИЕ КАЖДОЙ ТЕМЫ



4 класс

Раздел .Название темы

Количество часов

1.

Россия — наша Родина

1

2.

Культура и религия. Введение в православную духовную традицию

2

3.

Во что верят православные христиане

4

4.

Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему

4

5.

Отношение к труду. Долг и ответственность

2

6.

Милосердие и сострадание

2

7.

Православие в России

5

8.

Православный храм и другие святыни

3

9.

Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники

6

10.

Христианская семья и её ценности

3

11.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России

2