Пояснительная записка
Предлагаемая программа по предмету математические представления, предназначена для учащихся с ОВЗ. Если в результате обучения учащиеся (обычно с умеренной умственной отсталостью незначительной степени выраженности) овладевают «житейскими» математическими представлениями и конструктивными навыками и умениями, то они включаются в дальнейшее обучение:
- простейшим учебным математическим и конструктивным навыкам на наглядной основе;
-средствам коммуникации и простейшим видам труда, в ходе выполнения которых требуются элементарные научные представления из области математики и конструирования;
- элементарной учебной математической, конструктивной и трудовой деятельности на основе простейших математических и конструктивных навыков;
- умению общаться на основе элементарных математических знаний и понятий о конструировании из объемного и плоскостного материала.
Таким образом, содержание математического развития и формирования конструктивных навыков и умений учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью направлено на создание условий для усвоения ими элементарных математических представлений. В то же время необходимо отметить, что формирование элементарных научных знаний не является самоцелью. Это лишь желаемый результат обучения, который может быть достигнут только если, интеллектуальные возможности ребенка, состояние его здоровья позволяют сделать это. Количественные, пространственные, временные и другие математические представления формируются у учащихся, исходя из их индивидуально-типологических особенностей. Возможный предел, например, счетных навыков определяется учителем в ходе уроковзанятий с учащимися с умеренной умственной отсталостью. Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии. Дети с тяжёлыми множественными нарушениями развития, получают образование, итоговые достижения которого определяются их индивидуальными возможностями. При значительном ограничении и утилитарности содержания «академического» компонента образования требуется максимальное углубление в область развития жизненной компетенции.
Цель: формирование элементарных математических представлений и умений и применение их в повседневной жизни.
Задачи предмета:
-учить различать и сравнивать предметы по форме, величине;
-учить ориентироваться в схеме тела, в пространстве и на плоскости;
-учить различать, сравнивать и прообразовывать множества один - много;
-дать представления о части суток, соотносить действие с временными промежуткам, составлять и прослеживать последовательность событий;
-овладеть манипулятивными действиями предметами, значимыми для математической и конструктивной деятельности и для элементарных навыков жизнеобеспечения;
-формировать навыки предметно-практической деятельности с объемными и плоскостными объектами и элементарных коммуникативных навыков;
-развивать навыки общения по содержанию предмета «Математические представления» на наглядной основе, овладение предметно-игровой деятельностью и элементами бытовой деятельности с математическим содержанием и конструктивными материалами
Методы обучения:
-словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с дополнительной литературой)
-наглядные (наблюдения, демонстрация образцов, показ презентаций) -практические ( практические занятия, экскурсии)
-игровые (ролевые, деловые игры)
Общая характеристика учебного предмета
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Обучение математике должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовить учащихся к овладению профессионально-трудовыми знаниями и навыками, учить использованию математических знаний в нестандартных ситуациях. Понятия числа, величины, геометрической фигуры, которые формируются у обучающихся в процессе обучения математике, являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединения множеств, удаление части множества и другие предметно-практические действия, позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множествами предметов, но и с числами, поэтому уроки математики необходимо оснастить как демонстрационными пособиями, так и раздаточным материалом для каждого ученика. Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков и отвлечения от несущественных, использовании приемов классификации и дифференциации, установлении причинно-следственных связей между понятиями. Не менее важный прием — материализация, т. е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Наряду с вышеназванными ведущими методами обучения используются и другие: демонстрация, наблюдение, упражнения, беседа, работа с учебником, экскурсия, самостоятельная работа и др. Основной формой организации процесса обучения математике является урок. Ведущей формой работы учителя с учащимися на уроке является фронтальная работа при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Каждый урок математики оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения. Устный счет как этап урока является неотъемлемой частью почти каждого урока математики.У детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития грубо недоразвита познавательная деятельность с её процессами анализа и синтеза, что особенно ярко обнаруживается при обучении их счету. У таких учащихся не возникает подлинного понятия о числе и о составе числа, они лишь механически заучивают порядковый счет. Обучение счету организуется на практической основе. Уроки необходимо обеспечить соответствующей системой наглядных пособий для фронтальной и индивидуальной работы учителя в классе, а также раздаточным дидактическим материалом для самостоятельных работ учащихся.
Предмет «Математические представления» входит в обязательную часть учебного плана, изучается в рамках предметной области «Математика».
Темы для повторения и закрепления материала даётся для самостоятельного изучения.
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Дата проведения | Кол–во часов |
1. | Свойства предметов: цвет, форма, размер. | 16.09 | 1 |
2. | Круг, квадрат, треугольник | 08.10 | 1 |
3. | Большой — маленький. | 14.10 | 1 |
4. | Одинаковые, равные по величине. | 12.11 | 1 |
5. | Слева — справа. В середине, между. Вверху – внизу. | 18.11 | 1 |
6. | Число и цифра 1. | 10.12 | 1 |
7. | Число и цифра 2. Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2 Письмо цифр 1 и 2 по трафарету и по точкам | 16.12 | 1 |
8. | Точка. Прямая. Порядковые числительные «первый», «второй» | 21.01 | 1 |
9. | Контрольная работа | 27.01 | 1 |
10. | Число и цифра 3. | 18.02 | 1 |
11. | Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные. Показ на пальцах: 1, 2, 3. | 24.02 | 1 |
12. | Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам. | 18.03 | |
13. | Число и цифра 4. | 31.03 | |
14. | Число и цифра 5. | 22.04 | |
15. | Меры стоимости: монета 5 руб. | 28.04 | 1 |
16. | Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа | 20.05 | 1 |
17. | Контрольная работа | 21.05 | 1 |
Содержание учебного предмета
Свойства предметов: цвет, форма, размер (1 час) - Различение цветов и оттенков. Дидактическая игра «Что бывает такого цвета» Подбор оттенков к основным цветам. Дидактическая игра «Подбери предмет такого же цвета».
Круг, квадрат, треугольник (1 час) – Уметь различать фигуры
3.Большой — маленький(1 час)-. Предметы большой и маленькой формы. Обведение по шаблону
4. Одинаковые, равные по величине.(1 час)- Признаки сходства и различия сравниваемых предметов.
5. Слева — справа. В середине, между.Вверху – внизу (1 час) -Пространственная ориентировка Определение , что находится между.
Определение , что находится вверху/внизу сравнение предметов.
6. Число и цифра 1(1 час) Брать монеты по одной, опускать в копилку
7. Число и цифра 2.
Сравнение предметных множеств. Числовой ряд 1,2.Письмо цифр1 и 2 по трафарету и по точкам(1 час) -Находить в окружающей обстановке мяч, прокатывает мяч по столу.
8. Точка. Прямая.
Порядковые числительные «первый», «второй»(1 час) -Находить в окружающей обстановке кубик, два кубика
9. Контрольная работа (1 час)- Находить разницу между предметами
10. Число и цифра 3 (1 час)- Находить желтый круг, дорисовывать лучики (солнце)
11. Числовой ряд 1, 2, 3. Порядковые числительные.
Показ на пальцах: 1, 2, 3 (1 час)- Нанизывать разноцветные кольца на стержень пирамидки
12. Письмо цифр 1, 2, 3 по трафарету и по точкам (1 час)- Удерживать карандаш, проводить линии
13. Число и цифра 4 (1 час) -Складывать на место сборно-разборные игрушки, настольный и напольный конструктор
14. Число и цифра 5 (1 час) -Вынимать из коробки один предмет, ставить его на стол. Соотносить предмет с показом одного пальчика. Играть с бусами разной величины.
15. Меры стоимости: монета 5 руб (1 час)- Показывать на пальцах один, два… Выполнять последовательно организованные движения.
16. Сравнение чисел и действий над ними. Нахождение большего и меньшего числа (1 час)- Определять один и много. Находить предметы контрастного размера.
17. Контрольная работа(1 час)
Планируемые результаты
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных (возможных) результатов. В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика, как субъекта учебно-познавательной деятельности: проявлять познавательный интерес; проявлять и выражать свои эмоции; обозначать свое понимание или непонимание вопроса; участвовать в совместной, проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене; проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым. Предметные результаты. В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Предполагается то, что учащиеся будут знать: цвет, величину, размер, форму предметов; положение предметов в пространстве и на плоскости относительно себя и друг друга и слова, их обозначающие; число и цифру 1, 2, 3, 4, 5; понятия «утро», «день», «вечер», «ночь». Предполагается (ожидается), что учащиеся будут уметь: сравнивать предметы по величине, размеру; определять положение предметов в пространстве относительно себя, а также помещать предметы в указанное положение; устанавливать (называть) порядок следования предметов; узнавать (называть), классифицировать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник); определять форму знакомых предметов; сравнивать количество предметов, определяя, где больше/меньше совместно с учителем; писать цифры 1, 2, 3, 4, 5 (по обводке); соотносить число, количество и цифры в пределах 5; находить нужную картинку к соответствующим частям суток; конструировать простейшие плоскостные фигуры (их счётных палочек, палочек Кюизенера, блоков Деньеша) методом наложения на образец; выполнять пространственные постройки ( «Лего») по образцу совместно с учителе.
В 3 классе безотметочное обучение. Оно призвано способствовать гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности учащихся. Уровень обученности определяется в процессе выполнения диагностических работ (мониторинг за уровнем развития). Актуальный уровень выполнения деятельности ребенком отражается учителем в выводах при направлениях на школьный психолого-медико - педагогический консилиум, на ПМПК, при составлении индивидуальной программы для ребенка, а так же для написания итоговой характеристики. Для оценки степени дифференцированности отдельных действий и операций внутри целостной деятельности рекомендуется пользоваться следующей градацией и условными обозначениями.
Действие выполняется взрослым (ребенок пассивен, позволяет что-либо делать с ним). | 1 |
Действие выполняется ребенком с частичной помощью взрослого. | 2 |
Действие выполняется ребенком полностью самостоятельно. | 3 |
Методическая литература
№п/п | Методическое обеспечение | Год издания |
1 | Учебник: Т.В. Алышева Математика. Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида в 2 частях., Москва «Просвещение» | 2011 |
2 | Рабочая тетрадь: С.Ю.Трошина «Занимательная математика» 3 класс | 2013 |
3 | Электронные образовательные ресурсы: http://viki.rdf.ru/cat/prazdniki/ Детские электронные презентации. Сайт «ПочемуЧка. | |