МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 20 Г. ХИМКИ
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
директора МБОУ СОШ №20 г. Химки
№097-о от 02.09.2020 г.
Рабочая программа
по предмету «Русский язык»
(базовый уровень)
в 10 «Б» классе
на 2020/2021 учебный год
Учитель:
Жирнова Т.А.
2020 г.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Предметные результаты
Обучающиеся научатся на базовом уровне:
взаимосвязи языка и истории, культуры русского и других народов;
смыслу понятий: речевая ситуация и её компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;
основным единицам и уровням языка, их признакам и взаимосвязи;
орфоэпическим, лексическим, грамматическим, орфографическим и пунктуационным нормам современного русского языка; нормам речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.
Обучающиеся получат возможность научиться на базовом уровне:
использовать основные приёмы информационной переработки устного и письменного текста;
осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения коммуникативных задач;
анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
извлекать необходимую информацию из различных источников;
применять на практике речевого общения основные нормы литературного русского языка;
Личностные и метапредметные результаты:
Обучающиеся научатся:
осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности;
увеличения словарного запаса; расширения кругозора; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Обучающиеся получат возможность научиться:
совершенствованию коммуникативных способностей; развитию готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
самообразования и активному участию в производственной, культурной и общественной жизни государства.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Повторение (1 час)
Повторение пройденного в 5-9 классах. Синтаксис. Пунктуация. Фонетика. Морфология.
Общие сведения о языке (3 часа)
Язык и общество. Язык и культура. Язык и история народа. Три периода в истории русского языка: период выделения восточных славян из общеславянского единства и принятие христианства; период возникновения языка великорусской народности в XV-XVII вв.; период выработки норм русского национального языка.
Русский язык в современном мире: в международном общении, в межнациональном общении. Функции русского языка как учебного предмета.
Активные процессы в русском языке на современном этапе. Проблемы экологии языка.
Русский язык как система средств разных уровней (3 часа)
Основные виды словарей (энциклопедические и лингвистические). Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней языка. Звуки речи. Морфема. Слово. Предложение.
Фонетика, орфоэпия, орфография (4 часа)
Обобщение, систематизация и углубление ранее приобретённых учащимися знаний и умений по фонетике, графике, орфоэпии, орфографии. Понятия фонемы, открытого и закрытого слога. Особенности русского словесного ударения. Логическое ударение. Роль ударения в стихотворной речи.
Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке.
Выразительные средства русской фонетики. Благозвучие речи, звукозапись как изобразительное искусство.
Написания, подчиняющиеся морфологическому, фонетическому и традиционному принципам русской орфографии.
Фонетический разбор.
Лексика и фразеология (4 часа)
Лексическая система русского языка. Многозначность слова. Омонимы, синонимы, антонимы. Русская лексика сточки зрения ее происхождения: исконно русские слова, старославянизмы, заимствованные слова. Русская лексика сточки зрения сферы его употребления: диалектизмы, специальная лексика (профессионализмы, термины), арготизмы. Межстилевая лексика, разговорно-бытовая и книжная. Активный и пассивный словарный запас; архаизмы, историзмы, неологизмы. Индивидуальные новообразования, использование их в художественной речи.
Русская фразеология. Крылатые слова, пословицы и поговорки. Нормативное
употребление слов и фразеологизмов в строгом соответствии с их значением и стилистическими свойствами. Лексическая и стилистическая синонимия.
Изобразительные возможности синонимов, антонимов, паронимов, омонимов. Контекстуальные синонимы и антонимы. Градация. Антитеза.
Лексические и фразеологические словари.
Лексико-фразеологический разбор.
Морфемика и словообразование (5 часов)
Обобщающее повторение ранее изученного.
Выразительные словообразовательные средства.
Словообразовательный разбор.
Морфология и орфография (4 часа)
Обобщающее повторение морфологии. Общее грамматическое значение, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. Нормативное употребление форм слова.
Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм.
Принципы русской орфографии. Роль лексического и грамматического разбора при написании слов различной структуры и значения.
Морфологический разбор частей речи.
Речь, функциональные стили речи (9 часов)
Текст. Признаки текста (тематическое и композиционное единство, смысловая цельность, смысловая и грамматическая связь частей, законченность). Типы речи (повествование, описание, рассуждение). Абзац. Сокращение текста. План. Тезисы. Выписки. Конспект, тематический конспект. Реферат. Аннотация. Оценка текста. Рецензия.
Понятие о функциональных разновидностях (стилях) речи. Основные функциональные стили современного русского литературного языка (научный, официально-деловой,публицистический, разговорный,
художественный)
Научный стиль. Стилевые признаки и разновидности (подстили). Лингвистический анализ научного текста. Жанровое разнообразие.
Лексика научного стиля: нейтральная (межстилевая) общенаучная, специальная (терминологическая и профессиональная). Термин и терминология. Этимология слов-терминов
Морфологические и синтаксические особенности научного стиля речи
Морфологические и синтаксические особенности официально-делового стиля речи. Морфологические и синтаксические особенности художественной литературы.
Повторение изученного (2 часа)
Морфология. Синтаксис. Самостоятельные и служебные части речи, члены предложения. Простое и сложное предложения. Орфография и пунктуация. Орфографические и пунктуационные разборы.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата првоедения урока (планируе-мая) | Дата проведения урока (фактическая) | Тема урока. |
| | | Повторение (1 час) |
| 03.09.19 | | Повторение изученного в 5-9 классах. |
| | | Общие сведения о языке (3 часа) |
| 10.09.19 | | Русский язык в РФ и в современном мире. |
| 17.09.19 | | Язык и речь. |
| 24.09.19 | | РР. Изложение лингвистического текста. |
| | | Русский язык как система средств разных уровней (3 часа) |
| 01.10.19 | | Контрольный диктант по теме «Фонетика, орфография, орфоэпия». |
| 08.10.19 | | Работа над ошибками. Словари русского языка. |
| 15.10.19 | | Единицы языка. Уровни языковой системы. |
| | | Фонетика, орфография, орфоэпия. (4 часа) |
| 22.10.19 | | Фонема. Особенности русского словесного ударения. |
| 05.11.19 | | Фонетические и орфоэпические нормы. Выразительные средства фонетики. |
| 12.11.19 | | Написания, подчиняющиеся фонетическому, традиционному принципам русской орфографии. |
| 19.11.19 | | Контрольная работа по теме «Фонетика. Орфоэпия. Орфография». |
| | | Лексика и фразеология (4 часа) |
| 26.11.19 | | Русская лексика с точки зрения ее происхождения. Изобразительные средства лексики. |
| 03.12.19 | | Активный и пассивный словарный запас. Лексические словари. |
| 10.12.19 | | Русская фразеология. |
| 17.12.19 | | Контрольный диктант по теме «Лексика и фразеология». |
| | | Морфемика и словообразование (5 часов) |
| 24.12.19 | | Работа над ошибками. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. |
| 14.01.20 | | Работа над ошибками. Способы словообразования. Словообразовательный разбор. |
| 21.01.20 | | Выразительные словообразовательные средства. |
| 28.01.20 | | Выразительные словообразовательные средства. | |
| 04.02.20 | | Практическая работа по теме «Морфемика и словообразование». |
| | | Морфология и орфография (4 часа) |
| 11.02.20 | | Части речи. |
| 18.02.20 | | Морфологический разбор знаменательных и служебных частей речи, их словообразование и правописание. |
| 25.02.20 | | Трудные вопросы правописания окончаний и суффиксов различных частей речи. |
| 04.03.20 | | Контрольный диктант по теме «Морфемика и словообразование». |
| | | Речь, функциональные стили речи (9 часов) |
| 11.03.20 | | Текст, его строение, виды преобразования. Аннотация, план, тезисы. Выписки, конспект. |
| 18.03.20 | | Реферат. Речеведческий анализ художественного и научно-популярного текста. Оценка текста, Рецензия. |
| 01.04.20 | | Функциональные стили речи. |
| 08.04.20 | | Назначение, стилевые признаки, подстили научного стиля речи. |
| 15.04.20 | | Лексика научного стиля речи. |
| 29.04.20 | | Публицистический стиль. Особенности публичной речи. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. |
| 01.05.20 | | Публицистический стиль. Особенности публичной речи. Устное выступление. Доклад. Дискуссия. |
| 13.05.20 | | Язык художественной литературы. |
| | | Повторение и обобщение изученного (2 часа) |
| 20.05.20 | | Повторение и обобщение изученного. |
| 27.05.20 | | Повторение и обобщение изученного. |
ЛИСТ СОГЛАСОВАНИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания ШМО учителей русского языка и литературы от «___» ____________ 20__г. № _________ | |
| |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР ___________________/Новиков А.В./ подпись ФИО «___» ____________ 20__г. | |
ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
№ урока | Тема | Количество часов | Причина корректировки | Способ корректировки | Дата проведения урока |
запланировано по плану | дано фактически |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
5