СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по туризму

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору

дальнейшего профиля обучения. Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков.

 

Поэтому необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.

 

Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта – скажем, гимнастика, борьба, бокс и.т.д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по туризму»


Муниципальное казённое образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы

«Утверждаю»

Директор МКОУ ДОДЦВР

БорисоваЕ.В.___

На методическом совете

Протокол №________

От «_____» _________ 2017 г.




Программа объединения

«Туризм»

1 года обучения

Программа дополнительного образования детей 10-17 лет









Автор: педагог дополнительного образования Антон Леонидович Завозин









с. Голуметь

2017 год.



Режим организации занятий

продолжительность

занятий

периодичность

в неделю

количество часов

в неделю

общее

количество

часов в год

4 часа

2 раз

4 часа

152 часа




Список учащихся:

ФИО

Класс


ФИО

Класс

1

Семенов Виталий

11

1

Белобородова Олеся

7

2

Лунева Ольга

10

2

Петрашова Юлия

7

3

Медведева Ирина

10

3

Шаповалова Лиза

7

4

Нефедьев Роман

9

4

Овечкина Юлия

7

5

Терехов Михаил

9

5

Воронов Кирилл

5

6

Цымбалов Денис

9

6

Максимов Андрей

7

7

Шестаков Сергей

9

7

Костылев Даниил

6

8

Терентьева Вика

9

8

Завозин Даниил

2

9

Фардеева Вика

9

9

Юринский Иван

2

10

Петухов Роман

9

10

ПЕрлова Ульяна

2






I. Пояснительная записка


Модернизация образования ставит задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся. Один из путей раскрытие воздействия некоторых видов спорта на систему формирования здоровья тела и духа. С помощью привлекательных занятий создать мотивацию к обучению физической культуры и выбору

дальнейшего профиля обучения. Ситуация с состоянием здоровья детей и подростков приобрела за последние годы настолько трагический характер, что о ней заговорили не только врачи и педагоги, проблема эта стала волновать представителей широкой общественности и политиков.


Поэтому необходимо предпринимать энергичные меры для изменения сложившегося положения. Одним из реальных, давно опробованных путей, не требующих крупных вложений средств, является туризм.


Туризм - прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта – скажем, гимнастика, борьба, бокс и.т.д. Но зато здоровью туриста могут позавидовать многие.


Поскольку школьный туризм неотделим от краеведческой работы, то есть углубленного изучения во время походов истории, природы и культуры родного края - своей малой родины, о нем можно говорить не только как об уникальном оздоровительном комплексе, но и как важнейшем средстве культурно-патриотического воспитания.


Кроме того, в наше непростое время, когда многократно возросла опасность природных и техногенных катастроф, террористических актов, необходимо использовать возможности туризма для подготовки занимающихся к действиям в условиях экстремальных ситуаций.


Растущая отчужденность между людьми вызывает необходимость использовать возможности туризма для формирования коллективизма, взаимовыручки и других социальных умений.


Этот курс предлагается для учащихся 4-11ых классов.

Продолжительность курса 152 часа в год, по 4 часа в неделю.

Занятия проводятся в вторник четверг с 16:00 до 18:00


Программа включает в себя следующие разделы:

1. Теоретические занятия по устройству туристического оборудования, правила проведения туристических походов и туристических соревнований.

2. Практические занятия, направленные на получение первичных навыков и умений использования туристического оборудования, туристические походы, соревнования

Цель:

Обучение основным туристическим навыкам и умениям.


Задачи:

1. Обучить обращаться с туристическим оборудованием и туристическим инвентарём;

2. Дать представление о подготовке и правилам туристических походов;

3. Подготовить команду к туристическим соревнованиям;

4. Повысить интерес обучающихся к туризму, как к здоровому образу жизни.


Формы, методы организации:

групповая форма, индивидуальная форма.


Технология обучения: личностно-ориентированный подход в обучении, интегрированное обучение.


Методы и приемы обучения: словесные и наглядные, практические, организация самостоятельной работы.


Формы контроля: Опрос, практические задания, соревнования



II. Содержание курса


Организация и комплектование группы. Введение в образовательную программу. История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта. Организация похода. Питание в походе. Составление рациона. Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи. Снаряжение. Личное снаряжение. Групповое снаряжение. Специальное снаряжение. Режим движения и отдыха в походе. Выбор места для бивака. Устройство бивака. Работа с полаткой. Свёртывание лагеря Водообеспечение в походе. Способы поиска и очистки. Простейшие фильтры, способы изготовления. Соблюдение водно-солевого режима в походе. Туристический быт. Гигиенические правила туриста Костёр, его виды. Разведение и поддержание костра. Костровое хозяйство. Меры предосторожности. Туристический рюкзак. Виды рюкзаков. Укладка рюкзака. Ремонтный набор туриста. Топографические карты. Спортивные карты. Компас. Строение и работа с ним. Приёмы ориентирования карты по компасу. Определение расстояний и работа с компасом. Ориентирования по небесным светилам и особенности местных предметов. Условные знаки. Условные знаки спортивных карт. Изготовление условных знаков. Сигналы бедствия. Условные знаки. Условные знаки спортивных карт. Рельеф местности. Изображение рельефа местности на спортивных картах. Закрепление навыка чтения условных знаков. Закрепление практического навыка чтения рельефа. Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты. Приёмы ориентирования карты. Способы определения точки стояния. Способы определения расстояний на местности. Движение по азимуту. Отклонение при движении по азимуту. Выход по азимуту на КП. Укрытия. Виды простейших укрытий и способы их постройки. Первая мед. помощь при травмах, (вывихи, переломы, растяжения). Первая помощь при переохлаждении, обморожении, пищевом отравлении и поражении молнией. Первая помощь при тепловом ударе, ОРЗ, зубной боли, сердечно – сосудистой недостаточности, укусе змеи, Укус клеща. Туристические узлы: петли (проводник, булинь, восьмёрка). Туристические узлы для  связывания двух верёвок. Туристические узлы: страховочные (стремя, схватывающий). Туристические узлы для связывания верёвок различного диаметра (академический, прямой, брамшкотовый). Подготовка снаряжения и велосипедов к велотуриаде. Подведение итогов велотуриады. Туристическая полоса препятствий. Виды препятствий и способы их преодоления. Туристическая переправа Виды переправ. Способы их организации и преодоления.Меры безопасности. Ориентирование по компасу. Определение азимута. Ориентирование карты по сторонам света. Определение расстояния по карте. Определение азимута на ориентир. Движение по азимуту. Движение по карте. Измерение расстояний в походе. Техника пешеходного туризма. Подгонка снаряжения. Работа карабинов, работа с «восьмёркой». Туристические узлы. Подготовка снаряжения к туристическому слёту











III Календарно-тематический план

№ занятия

Дата проведения

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения

1

3.10

Организация и комплектование группы. Введение в образовательную программу.

2

Лекция

2

3.10

История туризма и спортивного ориентирования как вида спорта.

2

Лекция

3

5.10

История развития туризма в школе.

2

Лекция

4

5.10

Организация похода. Питание в походе. Составление рациона.

2

Лекция,

практическое занятие

5

10.10

Упаковка и хранение продуктов. Приготовление пищи.

2

практическое занятие

6

10.10

Снаряжение.

2

Лекция,

практическое занятие

7

12.10

Личное снаряжение.

2

Лекция,

практическое занятие

8

12.10

Групповое снаряжение. Специальное снаряжение

2

Лекция,

практическое занятие

9

17.10

Специальное снаряжение

2

Лекция,

практическое занятие

10

17.10

Режим движения и отдыха в походе.

2

Лекция,

11

19.10

Выбор места для бивака. Устройство бивака.

2

практическое занятие

12

19.10

Работа с палаткой. Свёртывание лагеря

2

практическое занятие

13

31.10

Водообеспечение в походе. Способы поиска и очистки.

2

Лекция,

14

31.10

Простейшие фильтры, способы изготовления..

2

практическое занятие

15

30.10

Соблюдение водно-солевого режима в походе

2

Лекция,

16

2.11

Туристический быт.

2

Лекция

17

2.11

Гигиенические правила туриста

2

Лекция

18

7.11

Туристический быт.

2

Лекция

19

7.11

Костёр, его виды.

2

Лекция,


20

9.11

Костровое хозяйство. Меры предосторожности.

2

практическое занятие

21

9.11

Разведение и поддержание костра.

2

практическое занятие

22

14.11

Туристический рюкзак. Виды рюкзаков.

2

Лекция

23

14.11

Укладка рюкзака.


2

практическое занятие

24

16.11

Ремонтный набор туриста.

2

практическое занятие

25

16.11

Топографические карты.

2

Лекция,

практическое занятие

26

21.11-23.11

Спортивные карты.

4

Лекция,

практическое занятие

27

23.11

Компас. Строение и работа с ним.

1

практическое занятие

28

23.12

Приёмы ориентирования карты по компасу.

1

Лекция,

практическое занятие

29

28.12

Определение расстояний и работа с компасом.

2

Лекция,

практическое занятие

30

28.12

Ориентирования по небесным светилам и особенности местных предметов.

2

Лекция,

практическое занятие

31

30.12

Условные знаки. Условные знаки спортивных карт.

4

Лекция,

практическое занятие

32

5.12

Изготовление условных знаков.

2

Лекция,

практическое занятие

33

5.12

Сигналы бедствия.

2

Лекция,

практическое занятие

34

7.12

Условные знаки. Условные знаки спортивных карт.

2

Лекция,

практическое занятие

35

7.12

Рельеф местности.

2

Лекция,

практическое занятие

36

12.12-14.12

Изображение рельефа местности на спортивных картах.

4

Лекция,

практическое занятие

37

19.12-21.12

Закрепление навыка чтения условных знаков.

4

Лекция,

практическое занятие

38

1.12

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

2

Лекция,

практическое занятие

39

14.12

Закрепление практического навыка чтения рельефа.

2

Лекция,

практическое занятие

40

19.12-21.12

Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

4

Лекция,

практическое занятие

41

26.012-28.12

Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

4

Лекция,

практическое занятие

42

2.01

Чтение карты. Выработка навыка беглого чтения карты. Комплексное чтение карты.

2

Лекция,

практическое занятие

43

4.01

Приёмы ориентирования карты.

2

Лекция,

практическое занятие

44

9.01

Способы определения точки стояния.

2

практическое занятие

45

11.01

Способы определения расстояний на местности.

2

практическое занятие

46

16.01

Движение по азимуту. Отклонение при движении по азимуту.

2

практическое занятие

47

18.01

Движение по азимуту. Отклонение при движении по азимуту.

2

Лекция,

практическое занятие

48

23.01

Выход по азимуту на КП.

1

практическое занятие

49

23.01

Укрытия. Виды простейших укрытий и способы их постройки

1

Лекция,

практическое занятие

50

25.01

Виды простейших укрытий и способы их постройки

1

практическое занятие

51

25.01

Виды простейших укрытий и способы их постройки

1

практическое занятие

52

30.01

Первая мед. помощь при травмах, (вывихи, переломы, растяжения).

1

Лекция,

практическое занятие

53

30.01

Первая мед. помощь при травмах, (вывихи, переломы, растяжения).

1

практическое занятие

54

31.01

Первая мед. помощь при травмах, (вывихи, переломы, растяжения).

1

практическое занятие

55

1.02

Первая помощь при переохлаждении, обморожении, пищевом отравлении и поражении молнией.

2

Лекция,

практическое занятие

56

6.02

Первая помощь при тепловом ударе, ОРЗ, зубной боли, сердечно – сосудистой недостаточности, укусе змеи, Укус клеща

2

практическое занятие

57

8.02

Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию на лыжах

2

Лекция

58

13.02-15.02

Первая помощь при переохлаждении, обморожении.

4

Лекция

59

20.02

Подготовка к соревнованиям по спортивному ориентированию на лыжах

1

практическое занятие

60

20.02

Подготовка снаряжения к соревнованиям по спортивному ориентированию на лыжах

1

практическое занятие

61

22.02

Подведение итогов соревнования по спортивному ориентированию на лыжах

1

Лекция

62

22.02

Туристические узлы: петли (проводник, булинь, восьмёрка)

1

практическое занятие

63

27.02

Туристические узлы для  связывания двух верёвок

1

Практическое занятие

64

27.02

Туристические узлы для  связывания двух верёвок

1

практическое занятие

65

27.02

Туристические узлы: страховочные (стремя, схватывающий)

1

Практическое занятие

66

27.02

Туристические узлы: страховочные (стремя, схватывающий)

1

практическое занятие

67

1.03

Туристические узлы для связывания верёвок различного диаметра (академический, прямой, брамшкотовый).

2

Лекция,

практическое занятие

68

6.03

Туристические узлы для связывания верёвок различного диаметра (академический, прямой, брамшкотовый).

2

практическое занятие

69

8.03

Туристические узлы для связывания верёвок различного диаметра (академический, прямой, брамшкотовый).

2

практическое занятие

70

13.03

Туристические узлы . Страховочные и для связывания верёвок различного диаметра

2

Лекция,

практическое занятие

71

15.03

Туристические узлы . Страховочные и для связывания верёвок различного диаметра

2

практическое занятие

72

20.03

Туристические узлы . Страховочные и для связывания верёвок различного диаметра

2

практическое занятие

73

22.03

Работа с карабинами, работа с «восьмёркой». Туристические узлы.

2

Лекция,

практическое занятие

74

27.03

Работа с карабинами, работа с «восьмёркой». Туристические узлы.

2

Лекция,

практическое занятие

75

27.03

Туристические узлы.

1

Лекция,

практическое занятие

76

27.03

Техника пешеходного туризма. Движение на маршруте, выбор места для бивака, разведениеогня, приготовление пищи.

1

Лекция,

практическое занятие

77

29.03

Техника пешеходного туризма. Движение на маршруте, выбор места для бивака, разведениеогня, приготовление пищи.

1

практическое занятие

78

29.03

Техника пешеходного туризма. Движение на маршруте, выбор места для бивака, разведениеогня, приготовление пищи.

1

практическое занятие

79

3.04.

Туристическая полоса препятствий.


1

Лекция,

практическое занятие

80

3.04.

Виды препятствий и способы их

преодоления.

1

практическое занятие

81

5.04.

Работа с карабинами.

2

практическое занятие

82

10.04

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения

1

Лекция,

практическое занятие

83

10.04

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения

1

практическое занятие

84

12.04

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения

1

практическое занятие

85

12.04

Велопоход. Осбенности велопоходов. ТБ. Ремонтный набор. Элементы фигурного вождения

1

Лекция,

практическое занятие

86

17.04

Отработка элементов фигурного вождения

1

практическое занятие

87

17.04

Отработка элементов фигурного вождения

1

практическое занятие

88

19.04

Подготовка к велотуриаде. Туристические узлы. Расшифровка топологических знаков. Фигурное вождение

1

Лекция,

практическое занятие

89

19.04

Расшифровка топологических знаков. Фигурное вождение

1

практическое занятие

90

24.04

Фигурное вождение

1

практическое занятие

91

24.04

Подготовка к велотуриаде. Туристические узлы. Фигурное вождение

1

практическое занятие

92

26.04

Подготовка к велотуриаде. Расшифровка топологических знаков. Фигурное вождение

1

практическое занятие

93

26.04

Подготовка к велотуриаде. Фигурное вождение

1

практическое занятие

94

1.05

Подготовка снаряжения и велосипедов к велотуриаде

2

Лекция,

практическое занятие

95

3.05

Подготовка снаряжения и велосипедов к велотуриаде

2

практическое занятие

96

8.05

Подготовка к велотуриаде. Туристические узлы. Расшифровка топологических знаков. Фигурное вождение

2

практическое занятие

97

10.05

Подведение итогов велотуриады. Туристические узлы.

2

Лекция,

практическое занятие

98

15.05

Туристические узлы.

2

практическое занятие

99

17.05

Расшифровка топологических знаков.

2

практическое занятие

100

22.05

Туристическая полоса препятствий:. Работа с карабинами.

2

практическое занятие

101

24.05

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения. Работа с карабинами.

2

практическое занятие

102

29.05

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения. Работа с карабинами.

1

практическое занятие

103

29.05

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения. Работа с карабинами.

1

практическое занятие

104

31.05

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения. Работа с карабинами.

1

практическое занятие

105

30.05

Туристическая полоса препятствий: навесная переправа, переправа по бревну с сопровождением и без сопровождения. Работа с карабинами.

1

практическое занятие

106

5.06

Ориентирование по компасу.

2

практическое занятие

107

7.06

Определение азимута на местности.

1

практическое занятие

108

7.06

Определение расстояния и азимута на карте.

1

практическое занятие

109

12.06

Подготовка снаряжения к туристическому слёту. Инструктаж по ТБ

1

Лекция

110

12.06

Подготовка снаряжения к туристическому слёту. Подгонка снаряжения

1

практическое занятие

111

14.06

Подготовка снаряжения к туристическому слёту. Подгонка снаряжения. Туристические узлы.

2

Практическое занятие

112

19.06

Подведение итогов туристического слёта.

2

Лекция,

113

21.06

Разбор и подготовка снаряжения к хранению.

2

практическое занятие

114

26.06

Подведение итогов работы туристического кружка за год

2

Лекция,








IV. Планируемые результаты


1. Умение обращаться с туристическим оборудованием и инвентарём на уровне туриста любителя.

2. Повышение интереса к туризму, как одному из видов активного отдыха.

В результате прохождения программного материала учащиеся должны

Знать:

- что такое туризм, понятие "карта" (физико-географическая, топографическая, туристская), условные знаки плана. Виды туризма и особенности проведения походов


Уметь:

- подбирать личное туристское снаряжение в зависимости от сезона года и погодных условий, выполнять правила хождения по равнинным участкам в лесу (хвойным, смешанным), по лугу и болоту, правильно оборудовать кострище, работать с планом и топографической картой,

- определять типичные виды растений и животных края по внешнему виду, определять стороны горизонта, сос тояние погоды с помощью растений и местных признаков.

- соблюдать правила личной гигиены, правила оказания первой медицинской помощи при ранениях, кровотечениях и ожогах в полевых условиях (в походе, на отдыхе в лесу и т.д.);

- правильно выбирать и собирать топливо для костра в разное время года, правильно брать питьевую воду и очищать ее в полевых условиях, в походе (во время экскурсии)

Уметь утилизировать разные типы бытовых отходов, собирать и использовать лекарственные, плодово-ягодные растения, объяснять целесообразность своего поведения в конкретном природном окружении.


Личностные результаты:

• усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях природной среды;

• формирование понимания ценности здорового образа жизни;

• усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;

• формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

• формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

• освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;

• формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в пр оцессе образовательной, общественно полезной, учебно- сследовательской, творческой и других видов деятельности;

• формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;


Метапредметные результаты:

• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий по ситуации в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся

ситуацией;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время проведения туристических походов.


Предметные результаты:

• формирование убеждения в необходимости здорового образа жизни;

• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

• знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях природной среды;

• умение оказать первую помощь пострадавшим в походных условиях;

• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из природных источников;

• умение принимать обоснованные решения в конкретной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей



V. Показатели эффективности достижения планируемых

результатов


Результаты работы на каждом этапе определяются степенью освоения практических умений на основе полученных знаний. Критерий успешности определяется результатом показанным при тестировании по пройденным темам (ориентированию, технике туризма, быту и др. вопросам содержания программы), показателями участия в спортивном ориентировании на лыжах, велотуриаде, туристическом слёте школьников Черемховского района.











VI. Список литературы


  1. Методические рекомендации в помощь руководителям туристских кружков и секций: г.Киров, 1985.

  2. Инструкция по организации и проведению экскурсий с учащимися общеобразовательных школ

  3. Топографическая карта Кировской области: г. Москва, 1989.

  4. № Питание в туристическом путешествии. Москва: «Профиздат», 1986.

  5. А.А. Коструб. Медицинский справочник туриста. М. «Профиздат», 1986 .

  6. А.М.Куприн. С картой и компасом. Москва,1981г. (В ДДТ)

  7. А.Н.Иванов Ориентирование и следопытство «Армпресс» Москва 2002г. (В ДДТ)

  8. В.А.Шкенев.Спортивно-прикладной туризм «Учитель» Волгоград2009г.

  9. М.И.Гоголева Основы медицинских знаний «Просвещение» Москва 1991г. (В ДДТ)

  10. В.А. Уваров. В поход пешком. Москва, 1989 г.