Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»
Таврического района Омской области
Рассмотрено на заседании педагогического совета Протокол №8 от28.08. 2019г | Согласовано: Заместитель директора _________Е.И.Кормакова «____» ________ 2019г | Утверждаю: Директор школы _________М.А.Абрамова Приказ № __________2019 г |
Программа
Внеурочной деятельности
«ЭРУДИТ»
Составитель - Прудникова Ольга Райнгольдовна,
Учитель начальных классов
Срок реализации программы – 4 года
Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.
1 класс – 33 часа,
2 – 4 классы по 34 часа.
2019-2020 учебный год
Введение
В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий в соответствии с ФГОС начального общего образования. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.
Актуальность программы
Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика.
Цели программы
Цель программы: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.
Данная цель достигается через решение следующих задач:
создание условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;
развитие логического мышления, умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;
развитие интереса к изучаемым предметам, умения самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);
развитие универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности;
воспитание инициативности, активной жизненной позиции;
создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Отличительные особенности данной программы
Программа предназначена для работы с детьми 2 класса. Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:
I раздел. Математический.
II раздел. Гуманитарный.
Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 2 классов по 1 часу в неделю, 34 часа. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, проектная деятельность, творческие работы.
Количество детей в группе 28 человек.
Планируемые результаты освоения программы
Личностные универсальные учебные действия:
– осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);
– воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание);
– сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие).
– ставить цели и определять мотивы для её достижения
– знать основные моральные нормы;
– выполнять моральные нормы;
– оценивать свои поступки.
Целеполагание:
– формулировать и удерживать учебную задачу;
– преобразовывать практическую задачу в познавательную;
– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.
Планирование:
– применять установленные правила в планировании способа решения;
– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;
– составлять план и последовательность действий;
– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Прогнозирование:
– предвосхищать результат;
– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.
Контроль и самоконтроль:
– различать способ и результат действия;
– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
Коррекция:
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;
– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.
Оценка:
– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;
– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;
– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
Саморегуляция:
– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;
– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.
Познавательные универсальные учебные действия
Общеучебные:
– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
– использовать общие приёмы решения задач;
– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
– осуществлять рефлексию способов и условий действий;
– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
– ставить, формулировать и решать проблемы;
– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;
– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
– использовать энаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;
– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;
– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;
– сбор информации;
– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;
– анализ информации;
– передача информации устным, письменным, цифровым способами;
– интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);
– применение и представление информации.
Логические:
– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;
– анализ, синтез, сравнение;
– классификация по заданным критериям, установление аналогий;
– установление причинно-следственных связей;
– построение рассуждения, обобщение.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Планирование учебного сотрудничества:
– определять общую цель и пути её достижения;
– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Постановка вопросов:
– формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;
– предлагать помощь и сотрудничество;
– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Разрешение конфликтов:
– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;
– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;
– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;
– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.
Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли:
– строить понятные для партнёра высказывания;
– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– осуществлять взаимный контроль;
– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Содержание программы
Математический раздел (17 часов)
1. Математические высказывания
«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Составные части математических высказываний. Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. «Расшифруйте».
2. Геометрия на плоскости
Геометрия на плоскости. Построения с препятствиями и ограничениями.
Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Симметрия вокруг нас». Защита проекта.
3. Занимательная математика
Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Игры со спичками. Числовые лабиринты. Ребусы. Кроссворды. Арифметическая викторина.
4. Решение задач
Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Старинные задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Арифметическая смесь.
5. Алгоритм
Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Составление линейного алгоритма. Работа над проектом по теме « Газета любознательных». Выпуск математической газеты.
6. Закрепление
Интеллектуальный марафон.
Гуманитарный раздел (17 часов)
1. Фонетика, произношение
Гласные и согласные. Слог. Перенос. Добрый «волшебник» - ударение. Звуки и буквы. Транскрипция.
2. Орфография
Тайны фонемы. Опасные гласные. Опасные согласные. «Опасные соседи». Буква - подсказчица. Буква – помощница. Секрет безошибочного письма.
3. Занимательная грамматика
«Спрятавшиеся» слова. «Перевёртыши». Кроссворды, чайнворды. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки.
4. Работа со словарями
Копилки слов. Как найти слово в словаре? Работа с толковыми и этимологическими словарями. Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями.
5. Фразеология
Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы.
6. Развитие речи
Оружие смеха. Словесная живопись. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами.
7. История письма
Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность?
Знакомство с темой «Застывшие звуки». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Придумай свой алфавит». Защита проекта.
8. Закрепление
Турнир знатоков.
Календарно-тематическое планирование кружка «Эрудит»
№ п/п | Тема занятия | Кол-во часов | План | Факт |
1 | «Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». | 1 | | |
2 | Составные части математических высказываний. | 1 | | |
3 | Верные и неверные высказывания. | 1 | | |
4 | «Расшифруйте». | 1 | | |
5 | Геометрия на плоскости. | 1 | | |
6 | Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). | 1 | | |
7 | Числовые лабиринты. | 1 | | |
8 | Арифметическая викторина. | 1 | | |
9 | Задачи с изменением вопроса. | 1 | | |
10 | Задачи с многовариантными решениями. | 1 | | |
11 | Задачи на нахождение закономерностей. | 1 | | |
12 | Решение логических задач. | 1 | | |
13 | Решение олимпиадных задач. | 1 | | |
14 | Операция. | 1 | | |
15 | Виды алгоритмов. | 1 | | |
16 | Работа над проектом по теме «Газета любознательных». | 1 | | |
17 | Интеллектуальный марафон. | 1 | | |
18 | Гласные и согласные. | 1 | | |
19 | Слог. Перенос. | 1 | | |
20 | Звуки и буквы. Транскрипция. | 1 | | |
21 | Опасные гласные. | 1 | | |
22 | Опасные согласные. | 1 | | |
23 | Секрет безошибочного письма. | 1 | | |
24 | «Спрятавшиеся» слова. | 1 | | |
25 | «Перевёртыши». | 1 | | |
26 | Кроссворды, чайнворды. | 1 | | |
27 | Ребусы. Занимательные головоломки. | 1 | | |
28 | Копилки слов. | 1 | | |
29 | Работа с толковыми и этимологическими словарями. | 1 | | |
30 | Многозначность фразеологизмов. | 1 | | |
31 | Составление крылатых выражений из отдельных слов. | 1 | | |
32 | Замена выражений синонимами. | 1 | | |
33 | Защита проекта «Придумай свой алфавит». | 1 | | |
34 | Турнир знатоков. | 1 | | |