СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Эрудит" 2 класс»

Общеобразовательное учреждение «Карповская школа»

Таврического района Омской области

Рассмотрено на заседании педагогического совета

Протокол №8 от28.08. 2019г

Согласовано:

Заместитель директора _________Е.И.Кормакова

«____» ________ 2019г


Утверждаю:

Директор школы

_________М.А.Абрамова

Приказ № __________2019 г







Программа

Внеурочной деятельности

«ЭРУДИТ»







Составитель - Прудникова Ольга Райнгольдовна,

Учитель начальных классов



Срок реализации программы – 4 года

Данная рабочая программа рассчитана на 135 часов по 1 занятию в неделю.

1 класс – 33 часа,

2 – 4 классы по 34 часа.









2019-2020 учебный год


Введение

В современном российском обществе возрастает потребность в людях неординарно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цели. Одно из направлений решения этой задачи связано с проведением кружковых занятий в соответствии с ФГОС начального общего образования. В начальной школе закладываются предпосылки самостоятельной ориентации не только в учебе, но и в жизни. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного, теоретического мышления.

Актуальность программы

Данный курс способствует целенаправленному комплексному развитию способностей ребенка. Он позволяет реализовать актуальный в настоящее время деятельностный метод обучения, включающий детей в самостоятельный поиск, помогающий обеспечить высокий уровень знаний, сформировать общеучебные и общекультурные умения и способности, необходимые для успешного обучения в начальной и средней школе, а затем в жизни. Курс связан со школьными дисциплинами, включая такие предметы, как русский язык, литературное чтение, математика.


Цели программы

Цель программы: создание условий для формирования потребности детей в развитии познавательных способностей, вовлечение учащихся в самостоятельную поисковую деятельность.

Данная цель достигается через решение следующих задач:

  • создание условий для интеллектуального, нравственного и творческого самовыражения личности младшего школьника;

  • развитие логического мышления, умения анализировать и решать задачи повышенной трудности;

  • развитие интереса к изучаемым предметам, умения самостоятельно и творчески работать с дополнительной литературой, умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование);

  • развитие универсальных учебных действий, необходимых для организации проектной и исследовательской деятельности;

  • воспитание инициативности, активной жизненной позиции;

создание условий для применения полученных знаний в нестандартных ситуациях.


Отличительные особенности данной программы

Программа предназначена для работы с детьми 2 класса. Программа кружка «Эрудит» состоит из двух разделов:

I раздел. Математический.

II раздел. Гуманитарный.

Занятия кружка «Эрудит» проводятся для учащихся 2 классов по 1 часу в неделю, 34 часа. Занятия носят обучающий и развивающий характер. Объем материала постепенно увеличивается, задания усложняются сообразно возрасту и уровню развития учащихся. Программа предполагает возможность индивидуального пути саморазвития ученика в собственном темпе за счёт выбора заданий, соответствующих уровню подготовки и познавательной мотивации детей. Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная. Основные виды деятельности учащихся: знакомство с научно-популярной литературой, решение занимательных задач, участие в олимпиадах, проектная деятельность, творческие работы.

Количество детей в группе 28 человек.




Планируемые результаты освоения программы

Личностные универсальные учебные действия:

– осознавать основы гражданской идентичности личности (чувство сопричастности к своей Родине, осознание своей этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России);

– воспринимать картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека (мир профессий, их социальная значимость и содержание);

– сформировать «Я-концепцию» и самооценку личности (адекватную позитивную самооценку, самоуважение и самопринятие).

– ставить цели и определять мотивы для её достижения

– знать основные моральные нормы;

– выполнять моральные нормы;

– оценивать свои поступки.

Целеполагание:

– формулировать и удерживать учебную задачу;

– преобразовывать практическую задачу в познавательную;

– ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем.

Планирование:

– применять установленные правила в планировании способа решения;

– выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

– определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учётом конечного результата;

– составлять план и последовательность действий;

– адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельно­сти.

Прогнозирование:

– предвосхищать результат;

– предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик.

Контроль и самоконтроль:

– различать способ и результат действия;

– осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.

Коррекция:

– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки;

– вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия.

Оценка:

– выделять и формулировать то, что усвоено, что нужно усвоить; определять качество и уровень усвоения;

– устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели;

– соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.

Саморегуляция:

– конкретизация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

– стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач;

– активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта.


Познавательные универсальные учебные действия

Общеучебные:

– самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

– использовать общие приёмы решения задач;

– применять правила, пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

– осуществлять рефлексию способов и условий действий;

– контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;

– ставить, формулировать и решать проблемы;

– самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера;

– осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

– использовать энаково-символические средства, в том числе модели и схемы в ходе выполнения проектов;

– моделировать, то есть выделять и обобщённо фиксировать существенные признаки объектов с целью решения конкретных задач;

– поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах;

– сбор информации;

– запись, фиксация информации, в том числе с помощью ИКТ;

– анализ информации;

– передача информации устным, письменным, цифровым способами;

– интеграция информации (структурирование; презентация полученной информации, в том числе с помощью ИКТ);

– применение и представление информации.

Логические:

– подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков;

– анализ, синтез, сравнение;

– классификация по заданным критериям, установление аналогий;

– установление причинно-следственных связей;

– построение рассуждения, обобщение.


Коммуникативные универсальные учебные действия

Планирование учебного сотрудничества:

– определять общую цель и пути её достижения;

– задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.

Постановка вопросов:

– формировать собственное мнение и позицию, ставить вопросы, обращаться за помощью, формировать свои затруднения;

– предлагать помощь и сотрудничество;

– проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

Разрешение конфликтов:

– прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

– разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;

– координировать и принимать различные позиции во взаимодействии;

– оказывать в сотрудничестве взаимопомощь.

Управление поведением партнёра точностью выражать свои мысли:

– строить понятные для партнёра высказывания;

– аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– осуществлять взаимный контроль;

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Содержание программы

Математический раздел (17 часов)

1. Математические высказывания

«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно». Составные части математических высказываний. Верные и неверные высказывания. Необходимые и достаточные условия. Затруднительные положения. «Расшифруйте».

2. Геометрия на плоскости

Геометрия на плоскости. Построения с препятствиями и ограничениями.

Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Симметрия вокруг нас». Защита проекта.

3. Занимательная математика

Любопытные особенности некоторых чисел и действий с ними. Игры со спичками. Числовые лабиринты. Ребусы. Кроссворды. Арифметическая викторина.

4. Решение задач

Занимательные задачи со сказочным сюжетом. Задачи с изменением вопроса. Задачи с многовариантными решениями. Старинные задачи. Задачи на нахождение закономерностей. Решение логических задач. Решение олимпиадных задач. Арифметическая смесь.

5. Алгоритм 

Операция. Обратная операция. Программа действий. Алгоритм. Программы с вопросами. Виды алгоритмов. Составление линейного алгоритма. Работа над проектом по теме « Газета любознательных». Выпуск математической газеты.

6. Закрепление

Интеллектуальный марафон.

Гуманитарный раздел (17 часов)

1. Фонетика, произношение

Гласные и согласные. Слог. Перенос. Добрый «волшебник» - ударение. Звуки и буквы. Транскрипция.

2. Орфография

Тайны фонемы. Опасные гласные. Опасные согласные. «Опасные соседи». Буква - подсказчица. Буква – помощница. Секрет безошибочного письма.

3. Занимательная грамматика

«Спрятавшиеся» слова. «Перевёртыши». Кроссворды, чайнворды. Ребусы. Занимательные головоломки. Вопросы-шутки.

4. Работа со словарями

Копилки слов. Как найти слово в словаре? Работа с толковыми и этимологическими словарями. Работа с орфоэпическими и орфографическими словарями. 

5. Фразеология

Многозначность фразеологизмов. Фразеологизмы-омонимы. Фразеологизмы-синонимы. Фразеологизмы-антонимы.

6. Развитие речи

Оружие смеха. Словесная живопись. Составление крылатых выражений из отдельных слов. Замена выражений синонимами.

7. История письма

Как обходились без письма? Древние письмена. Как возникла наша письменность?

Знакомство с темой «Застывшие звуки». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей). Работа над проектом по теме «Придумай свой алфавит». Защита проекта.

8. Закрепление

Турнир знатоков.



Календарно-тематическое планирование кружка «Эрудит»


п/п

Тема занятия

Кол-во

часов

План

Факт

1

«Учитесь правильно рассуждать «не», «и», «или», «следует», «равносильно».

1



2

Составные части математических высказываний.

1



3

Верные и неверные высказывания.

1



4

«Расшифруйте».

1



5

Геометрия на плоскости.

1



6

Знакомство с темой «Симметрия вокруг нас». Подготовка к сбору информации по теме (определение источников, постановка задач, распределение ролей).

1



7

Числовые лабиринты.

1



8

Арифметическая викторина.

1



9

Задачи с изменением вопроса.

1



10

Задачи с многовариантными решениями.

1



11

Задачи на нахождение закономерностей.

1



12

Решение логических задач.

1



13

Решение олимпиадных задач.

1



14

Операция.

1



15

Виды алгоритмов.

1



16

Работа над проектом по теме «Газета любознательных».

1



17

Интеллектуальный марафон.

1




18

Гласные и согласные.

1



19

Слог. Перенос.

1



20

Звуки и буквы. Транскрипция.

1



21

Опасные гласные.

1



22

Опасные согласные.

1



23

Секрет безошибочного письма.

1



24

«Спрятавшиеся» слова.

1



25

«Перевёртыши».

1



26

Кроссворды, чайнворды.

1



27

Ребусы. Занимательные головоломки.

1



28

Копилки слов.

1



29

Работа с толковыми и этимологическими словарями. 

1



30

Многозначность фразеологизмов.

1



31

Составление крылатых выражений из отдельных слов.

1



32

Замена выражений синонимами.

1



33

Защита проекта «Придумай свой алфавит».

1



34

Турнир знатоков.

1