СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Рабочая программа по воспитанию на 2022-2023 учебный год составлена на основании изменений, внесенных в соответствии с новым ФГОС
РАССМОТРЕНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании педагогического Директор МБОУ СОШ № 47 г.Белгорода
совета
_______________Н.Маховицкая
протокол № ___от «___» августа 2022г. приказ № ____ от «___» _________2022г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ
«НАУЧИ СВОЁ СЕРДЦЕ ДОБРУ»
муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа № 47» г.Белгорода
г.Белгород, 2022г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | с.3 |
Раздел 1. Целевой. |
|
Цель и задачи воспитания обучающихся Целевые ориентиры результатов воспитания |
|
Раздел 2. Содержательный. |
|
Уклад общеобразовательной организации Виды, формы и содержание воспитательной деятельности Инвариантные модули Модуль «Классное руководство» Модуль «Школьный урок» Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования» Модуль «Работа с родителями» Вариативные модули Модуль «Ключевые общешкольные дела» Модуль «Детские общественные объединения» Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» Модуль «Школьные медиа» Модуль «Организация предметно-эстетической среды» |
|
Раздел 3. Организационный. |
|
Кадровое обеспечение Нормативно-методическое обеспечение Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями Система поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции обучающихся Анализ воспитательного процесса |
|
Примерный календарный план воспитательной работы |
|
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа воспитания муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 47» г. Белгорода разработана с учетом Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-р) и Плана мероприятий по её реализации в 2021-2025 годах. (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 12.11.2020 № 2945-р), Стратегии национальной безопасности Российской Федерации (Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400), федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) начального общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286), основного общего образования (Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 287), среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413).
Программа предназначена для планирования и организации системной воспитательной деятельности; реализуется в единстве урочной и внеурочной деятельности, осуществляемой совместно с семьёй и другими участниками образовательных отношений, социальными институтами воспитания; предусматривает приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей; историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся.
Данная программа воспитания показывает систему работы с детьми в школе.
С 2019 года МБОУ СОШ № 47 г.Белгорода участвует в реализации Стратегии «Доброжелательная школа», которая призвана изменить формат отношений между учителями, учениками и родителями.
Раздел 1. Целевой
Участниками образовательных отношений являются педагогические работники школы, обучающиеся, их родители (законные представители), представители иных организаций, участвующие в реализации образовательного процесса в соответствии с законодательством Российской Федерации, локальными актами МБОУ СОШ № 47 г. Белгорода. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на воспитание своих детей. Содержание воспитания обучающихся в школе определяется содержанием российских базовых (гражданских, национальных) норм и ценностей, которые закреплены в Конституции Российской Федерации. Эти ценности и нормы определяют содержание воспитания обучающихся.
Воспитательная деятельность в школе планируется и осуществляется в соответствии с приоритетами государственной политики в сфере воспитания, установленными в Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 995-р). Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Цель и задачи воспитания обучающихся.
Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
Исходя из этого воспитательного идеала, а также основываясь на базовых для нашего общества ценностях (таких как семья, труд, отечество, природа, мир, знания, культура, здоровье, человек) формулируется общая цель.
Цель воспитания в общеобразовательном учреждении – личностное развитие обучающихся, проявляющееся:
-
НОО (1 -4 кл.)
в усвоении ими знаний основных норм, к оторые общество выработало на основе
этих ценностей (то есть, в усвоении
и
ООО (5 -9 кл.)
ми социально значимых знаний);-в развитии их позитивных отношений
к этим общественным ценностям (то есть
в развитии их социально значимых отношений);
-
СОО (10-11кл.)
в приобретении ими соответствующего этимценностям опыта поведения, опыта применения
с формированных знаний и отношений
на практике (то есть в приобретении ими
опыта осуществления социально значимых дел).
Данная цель ориентирует педагогов не на обеспечение соответствия личности ребенка единому стандарту, а на обеспечение позитивной динамики развития его личности. В связи с этим важно сочетание усилий педагога по развитию личности ребенка и усилий самого ребенка по своему саморазвитию. Их сотрудничество, партнерские отношения являются важным фактором успеха в достижении цели.
Целевые ориентиры результатов воспитания.
Конкретизация общей цели воспитания применительно к возрастным особенностям школьников позволяет выделить в ней следующие целевые ориентиры, соответствующие трем уровням общего образования:
Целевым ориентиром в воспитании обучающихся младшего школьного возраста (уровень начального общего образования) является создание благоприятных условий для усвоения обучающимися социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут, а именно:
-быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим;
-быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
-знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, село, свою страну;
-беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
-проявлять миролюбие – не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
-стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
-быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
-соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
-уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
-быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть
в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.
Целевым ориентиром в воспитании обучающихся подросткового возраста (уровень основного общего образования) является создание благоприятных условий для развития социально значимых отношений обучающихся, и, прежде всего, ценностных отношений:
-к семье как главной опоре в жизни человека и источнику его счастья;
-к труду как основному способу достижения жизненного благополучия человека, залогу его успешного профессионального самоопределения и ощущения уверенности в завтрашнем дне;
-к своему отечеству, своей малой и большой Родине как месту, в котором человек вырос и познал первые радости и неудачи, которая завещана ему предками и которую нужно оберегать;
-к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека;
-к миру как главному принципу человеческого общежития, условию крепкой дружбы, налаживания отношений с коллегами по работе в будущем и создания благоприятного микроклимата в своей собственной семье;
-к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда;
-к культуре как духовному богатству общества и важному условию ощущения человеком полноты проживаемой жизни, которое дают ему чтение, музыка, искусство, театр, творческое самовыражение;
-к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир;
-к окружающим людям как безусловной и абсолютной ценности,
как равноправным социальным партнерам, с которыми необходимо выстраивать доброжелательные и взаимоподдерживающие отношения, дающие человеку радость общения и позволяющие избегать чувства одиночества;
-к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся
и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.
Целевым ориентиром в воспитании обучающихся юношеского возраста (уровень среднего общего образования) является создание благоприятных условий для приобретения обучающимися опыта осуществления социально значимых дел, а именно:
-опыт дел, направленных на заботу о своей семье, родных и близких;
-трудовой опыт, опыт участия в производственной практике;
-опыт дел, направленных на пользу своему родному городу или селу, стране в целом, опыт деятельного выражения собственной гражданской позиции;
-опыт природоохранных дел;
-опыт разрешения возникающих конфликтных ситуаций в школе, дома
или на улице;
-опыт самостоятельного приобретения новых знаний, проведения научных исследований, опыт проектной деятельности;
-опыт изучения, защиты и восстановления культурного наследия человечества, опыт создания собственных произведений культуры, опыт творческого самовыражения;
-опыт ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей;
-опыт оказания помощи окружающим, заботы о малышах или пожилых людях, волонтерский опыт;
-опыт самопознания и самоанализа, опыт социально приемлемого самовыражения и самореализации.
Достижению поставленной цели воспитания обучающихся будет способствовать решение следующих основных задач:
-реализовывать воспитательные возможности общешкольных ключевых дел, поддерживать традиции их коллективного планирования, организации, проведения и анализа в школьном сообществе;
-реализовывать потенциал классного руководства в воспитании обучающихся, поддерживать активное участие классных сообществ в жизни школы;
-вовлекать обучающихся в кружки, секции, клубы, студии и иные объединения, работающие по школьным программам внеурочной деятельности, реализовывать их воспитательные возможности;
-использовать в воспитании обучающихся возможности школьного урока, поддерживать использование на уроках интерактивных форм занятий
с обучающимися;
-инициировать и поддерживать ученическое самоуправление – как на уровне школы, так и на уровне классных сообществ;
-поддерживать деятельность функционирующих на базе школьных детских общественных объединений и организаций;
-организовывать для обучающихся экскурсии, экспедиции, походы
и реализовывать их воспитательный потенциал;
-организовывать профориентационную работу с обучающимися;
-организовать работу школьных медиа, реализовывать их воспитательный потенциал;
-развивать предметно-эстетическую среду общеобразовательного учреждения и реализовывать ее воспитательные возможности;
-организовать работу с семьями обучающихся, их родителями или законными представителями, направленную на совместное решение проблем личностного развития обучающихся.
Планомерная реализация поставленных задач позволит организовать в школе интересную и событийно насыщенную жизнь детей и педагогов, что станет эффективным способом профилактики антисоциального поведения школьников.
Раздел 2. Содержательный
Содержательный.
Процесс воспитания в образовательной организации основывается
на следующих принципах взаимодействия педагогов и обучающихся:
-неукоснительное соблюдение законности и прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при нахождении в образовательной организации;
-ориентир на создание в образовательной организации психологически комфортной среды для каждого обучающегося и взрослого, без которой невозможно конструктивное взаимодействие обучающихся и педагогических работников;
-реализация процесса воспитания главным образом через создание в школе детско-взрослых общностей, которые бы объединяли обучающихся
и педагогических работников яркими и содержательными событиями, общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг к другу;
-организация основных совместных дел обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы и взрослых, и обучающихся;
-системность, целесообразность и нешаблонность воспитания как условия его эффективности.
Основными традициями воспитания в общеобразовательном учреждении являются следующие:
-стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются ключевые общешкольные дела, через которые осуществляется интеграция воспитательных усилий педагогических работников;
-важной чертой каждого ключевого дела и большинства используемых для воспитания других совместных дел педагогов и обучающихся является коллективная разработка, коллективное планирование, коллективное проведение и коллективный анализ их результатов;
-в общеобразовательном учреждении создаются такие условия, при которых по мере взросления обучающегося увеличивается и его роль в совместных делах (от пассивного наблюдателя до организатора);
-в проведении общешкольных дел отсутствует соревновательность между классами, поощряется конструктивное межклассное и межвозрастное взаимодействие обучающихся, а также их социальная активность;
-педагогические работники школы ориентированы на формирование коллективов в рамках школьных классов, кружков, студий, секций и иных детских объединений, на установление в них доброжелательных и товарищеских взаимоотношений;
-ключевой фигурой воспитания в школе является классный руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную, личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении конфликтов) функции.
Воспитательная деятельность школы не может осуществляться продуктивно без сотрудничества со своими социальными партнерами. Социокультурное пространство общеобразовательного учреждения является благоприятной средой для развития активности, самодеятельности и самостоятельности личности.
Виды, формы и содержание воспитательной деятельности.
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Каждое из них представлено в соответствующем модуле.
Модуль «Классное руководство»
Осуществляя работу с классом, педагоги (классный руководитель, воспитатель, куратор, наставник, тьютор и т.п.) организует работу
с коллективом класса; индивидуальную работу с обучающимися вверенного ему класса; работу с учителями-предметниками в данном классе; работу с родителями обучающихся или их законными представителями
Работа с классным коллективом:
Содержание деятельности |
-инициирование и поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах, оказание необходимой помощи обучающимся в их подготовке, проведении и анализе; -организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося, совместных дел с обучающимися вверенного ему класса (познавательной, трудовой, спортивно-оздоровительной, духовно-нравственной, творческой, профориентационной направленности), позволяющие с одной стороны; - вовлечь в них обучающихся с самыми разными потребностями и тем самым дать им возможность самореализоваться в них, а с другой, – установить и упрочить доверительные отношения с обучающимися класса, стать для них значимым взрослым, задающим образцы поведения в обществе; -проведение классных часов как часов плодотворного и доверительного общения педагогического работника и обучающихся, основанных на принципах уважительного отношения к личности обучающегося, поддержки активной позиции каждого обучающегося в беседе, предоставления обучающимся возможности обсуждения и принятия решений по обсуждаемой проблеме, создания благоприятной среды для общения; -сплочение коллектива класса через: игры и тренинги на сплочение -выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих обучающимся освоить нормы и правила общения, которым они должны следовать в общеобразовательном учреждении. |
Ключевые дела |
Классные часы: -тематические (согласно плану классного руководителя, посвященные юбилейным датами, Дням воинской славы, событию в классе, в городе, стране), способствующие расширению кругозора детей, формированию эстетического вкуса, позволяющие лучше узнать и полюбить свою Родину; -игровые, способствующие сплочению коллектива, поднятию настроения, предупреждающие стрессовые ситуации; -проблемные, направленные на устранение конфликтных ситуаций в классе, школы, позволяющие решать спорные вопросы; - организационные, связанные к подготовкой класса к общему делу; -здоровьесберегающие, получить опыт безопасного поведения в социуме, ведения здорового образа жизни и заботы о здоровье других людей. Организация интересных и полезных для личностного развития обучающегося через направления воспитания: «Я гражданин России», «Я -нравственное и духовное», «Я и здоровье», «Я и прекрасное»; «Я и безопасность», «Я и труд», «Я и знания», «Я-эколог», «Я –лидер» Реализация технологии саморазвития личности Г.К. Селевко («Начало этики», «Самовоспитание», «Самореализация»). |
Индивидуальная работа с обучающимися:
Содержание деятельности |
-изучение особенностей личностного развития обучающихся класса через наблюдение за поведением обучающихся в их повседневной жизни, в специально создаваемых педагогических ситуациях, в играх, погружающих обучающегося в мир человеческих отношений, в организуемых педагогическим работником беседах -поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных проблем (налаживание взаимоотношений с одноклассниками или педагогическими работниками, выбор профессии, организации высшего образования и дальнейшего трудоустройства, успеваемость и т.п.), когда каждая проблема трансформируется классным руководителем в задачу для обучающегося, которую они совместно стараются решить; -индивидуальная работа с обучающимися класса, направленная на заполнение ими личных портфолио, в которых обучающиеся не просто фиксируют свои учебные, творческие, спортивные, личностные достижения, но и в ходе индивидуальных неформальных бесед с классным руководителем в начале каждого года планируют их, а в конце года – вместе анализируют свои успехи и неудачи; -коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, |
Ключевые дела |
Проективный тест личностных отношений, социальных эмоций и ценностных ориентаций «Домики» - 1-е классы; «Методика изучения социализированности личности учащихся» (автор – М. И. Рожков).2-4 классы; Диагностика личностного роста учащихся 5-11 классов (Д.В.Григорьев, И.В.Степанова, П.В.Степанов; Методика «Социально-психологическая самоаттестация коллектива» (разработана Р. С. Немовым).
|
Работа с учителями-предметниками в классе:
Содержание деятельности |
-регулярные консультации классного руководителя с учителями-предметниками, направленные на формирование единства мнений и требований педагогических работников по ключевым вопросам воспитания, -проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных проблем класса и интеграцию воспитательных влияний на обучающихся; -привлечение учителей-предметников к участию во внутриклассных делах, дающих педагогическим работникам возможность лучше узнавать и понимать своих обучающихся, увидев их в иной, отличной от учебной, обстановке; -привлечение учителей-предметников к участию в родительских собраниях класса для объединения усилий в деле обучения и воспитания обучающихся; - работа ШМО классных руководителей – по плану; - работа по циклограмме на учебный год: совещание при директоре, работа методических объединений педагогов, работа совета по профилактике, индивидуальные консультации; -организация предметных недель; - подготовка к предметным конкурсам и олимпиадам; - сценические постановки. |
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
Содержание деятельности |
-регулярное информирование родителей о школьных успехах -помощь родителям обучающихся или их законным представителям -организация родительских собраний, происходящих в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; -создание и организация работы классных советов родителей, участвующих в организации учебно-воспитательного процесса школы и решении вопросов воспитания и обучения их обучающихся; -привлечение членов семей обучающихся к организации и проведению дел класса; -организация на базе класса семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение семьи и школы. |
Ключевые дела |
Примерная тематика классных родительских собраний с 1-11 класс; План родительского лектория; Выпуск информационного стенда «Родительский калейдоскоп»; Лекции для родителей; Родительские тренинги; Родительский дорожный патруль; Родительские вечера; Родительские чтения; Посещение семьи ученика; Переписка с родителями; Практикумы для родителей; Совет родителей класса; Участие в общешкольном совете родителей; Забота о многодетных и социально незащищенных семьях; Встречи с администрацией общеобразовательного учреждения. |
Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала урока предполагает следующее:
Содержание деятельности |
-установление доверительных отношений между педагогическим работником -побуждение обучающихся соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (педагогическими работниками) -привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых -использование воспитательных возможностей содержания учебного предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения, проблемных ситуаций -применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися: интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию обучающихся; дидактического театра, где полученные на уроке знания обыгрываются -включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока; -организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся -инициирование и поддержка исследовательской деятельности обучающихся |
Ключевые дела |
Проведение школьных олимпиад школьников; участие во всероссийских, региональных муниципальных олимпиадах; Проведение предметных декад; организация работы НОУ; Проведение ежегодной научно-практических конференций; Организация исследовательской и проектной деятельности; Праздник чествования победителей и призёров школьного интеллектуального марафона. |
Модуль «Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования»
Воспитание на занятиях школьных курсов внеурочной деятельности и дополнительного образования осуществляется преимущественно через:
-вовлечение обучающихся в интересную и полезную для них деятельность, которая предоставит им возможность самореализоваться в ней, приобрести социально значимые знания, развить в себе важные для своего личностного развития социально значимые отношения, получить опыт участия в социально значимых делах;
-формирование в кружках, секциях, клубах, студиях и т.п. детско-взрослых общностей, которые могли бы объединять обучающихся и педагогических работников общими позитивными эмоциями и доверительными отношениями друг
к другу;
-создание в детских объединениях традиций, задающих их членам определенные социально значимые формы поведения;
-поддержку в детских объединениях обучающихся с ярко выраженной лидерской позицией и установкой на сохранение и поддержание накопленных социально значимых традиций;
-поощрение педагогическими работниками детских инициатив и детского самоуправления.
Реализация воспитательного потенциала курсов внеурочной деятельности и программ дополнительного образования происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее видов:
Познавательная деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на передачу обучающимся социально значимых знаний, развивающие их любознательность, позволяющие привлечь их внимание к экономическим, политическим, экологическим, гуманитарным проблемам нашего общества, формирующие их гуманистическое мировоззрение и научную картину мира.
Художественное творчество. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования создающие благоприятные условия для просоциальной самореализации обучающихся, направленные на раскрытие их творческих способностей, формирование чувства вкуса и умения ценить прекрасное, на воспитание ценностного отношения обучающихся к культуре и их общее духовно-нравственное развитие.
Проблемно-ценностное общение. Курсы внеурочной деятельности, направленные на развитие коммуникативных компетенций обучающихся, воспитание у них культуры общения, развитие умений слушать и слышать других, уважать чужое мнение и отстаивать свое собственное, терпимо относиться к разнообразию взглядов людей.
Туристско-краеведческая деятельность. Курсы внеурочной деятельности и дополнительного образования, направленные на воспитание у обучающихся любви к своему краю, его истории, культуре, природе, на развитие самостоятельности и ответственности обучающихся, формирование у них навыков самообслуживающего труда.
Спортивно-оздоровительная деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные на физическое развитие обучающихся, развитие их ценностного отношения к своему здоровью, побуждение к здоровому образу жизни, воспитание силы воли, ответственности, формирование установок на защиту слабых.
Трудовая деятельность. Курсы внеурочной деятельности, направленные
на развитие творческих способностей обучающихся, воспитание у них трудолюбия и уважительного отношения к физическому труду.
Модуль «Работа с родителями»
Содержание деятельности |
Работа с родителями или законными представителями обучающихся осуществляется для более эффективного достижения цели воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и общеобразовательного учреждения в данном вопросе. Работа На групповом уровне: Управляющий совет, участвующий в управлении образовательной организацией и решении вопросов воспитания и социализации их обучающихся; родительские дни, во время которых родители могут посещать школьные уроки и внеурочные занятия для получения представления о ходе учебно-воспитательного процесса в школе; общешкольные родительские собрания, происходящие в режиме обсуждения наиболее острых проблем обучения и воспитания обучающихся; семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные рекомендации и советы от профессиональных психологов, врачей, социальных работников и обмениваться собственным творческим опытом и находками в деле воспитания обучающихся; родительские форумы при школьной интернет-странице, на которых обсуждаются интересующие родителей вопросы, а также осуществляются виртуальные консультации психологов и педагогических работников. На индивидуальном уровне: работа специалистов по запросу родителей для решения острых конфликтных ситуаций; участие родителей в педагогических консилиумах, собираемых в случае возникновения острых проблем, связанных с обучением и воспитанием конкретного обучающегося; помощь со стороны родителей в подготовке и проведении общешкольных индивидуальное консультирование c целью координации воспитательных усилий педагогических работников и родителей.
|
Ключевые дела |
Заседания Управляющего совета; Общешкольные родительские собрания; Родительский дорожный патруль; Родительский лекторий; Выпуск информационного стенда «Родительский калейдоскоп»; Индивидуальные консультации «Спрашиваем-отвечаем»; Проведение рейдов; Общешкольный совет родителей; Обследование жилищно-бытовых условий; Родительские тренинги; Дни открытых дверей; Забота о многодетных и социально незащищенных семьях; Служба медиации; Профилактическая работа с родителями. |
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
В общеобразовательном учреждении сформирован календарь традиционных, творческих дел, основанный на принципах, идеях, взглядах воспитательной системы школы.
На внешкольном уровне: |
Социальные проекты: «Аллея памяти»; Спортивные мероприятия: Лыжня России, туристический слет, «Зарница», месячник гражданско-патриотического воспитания и оборонно-массовой работы. Акции: «Дети вместо цветов», «Бессмертный полк», «Белая ромашка», «соберем ребенка в школу», «Дети- детям»; Праздники и мероприятия: День памяти и скорби, «Масленица»; церемония награждения победителей олимпиад и конкурсов, пасхальный фестиваль «Радость души моей», месячник «Знать, чтобы жить!» и др. |
На уровне школы: |
Сентябрь. 1.День знаний. 2.Акция «Свечи Беслана», посвященная Дню солидарности в борьбе с терроризмом. 3. Месячник «Внимание дети!». Октябрь. 1.День пожилых людей «День добра и уважения» 2.КТД «Волшебное слово – Учитель!». 3. Прием в детскую общественную организацию «Юность России РДШ». 5. Деловая игра «Выборы». Ноябрь. 1. КТД «Прекрасной осени пора» 2. КТД «Мама слово такое нежное». Декабрь. 1. КТД «Новый год у ворот». Январь. 1. «Рождественские встречи» Февраль. 1. Акция милосердия «Чудо ручки – чудо штучки!». 2. КТД «Святое дело Родине служить». 3. Неделя «Музей и дети» 4. Всероссийский день молодого избирателя. 5.«Вечер встречи выпускников» Март. 1.КТД «Крылья весны». Апрель. 1. Экологический месячник. 2. «Парад звёзд». 3. КТД «Этот загадочный мир космоса» Май. 1. КТД «Великая Победа!». 2. Праздник «Последний звонок». Июнь. 1.Выпускной вечер «Мы поздравляем вас, Выпускники!». 2. Пушкинский день России. |
На уровне классов: |
-выбор и делегирование представителей классов в общешкольные советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел; -участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых дел; -проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела. |
На уровне обучающихся: |
-вовлечение по возможности каждого обучающегося в ключевые дела школы -индивидуальная помощь обучающемуся (при необходимости) в освоении навыков подготовки, проведения и анализа ключевых дел; -наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки, проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками, старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и другими взрослыми; -при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими обучающимися, которые могли бы стать хорошим примером для обучающегося, через предложение взять в следующем ключевом деле на себя роль ответственного за тот или иной фрагмент общей работы. |
Модуль «Детские общественные объединения»
Действующее на базе общеобразовательного учреждения детское общественное движение «Юность России РДШ». РДШ – это добровольное детско-юношеское объединение обучающихся МБОУ СОШ № 47 г.Белгорода, созданное по инициативе детей и взрослых, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей.
Воспитание в детском общественном объединении осуществляется через:
-утверждение и последовательную реализацию в детском общественном объединении демократических процедур (выборы руководящих органов объединения, подотчетность выборных органов общему сбору объединения; ротация состава выборных органов и т.п.), дающих обучающемуся возможность получить социально значимый опыт гражданского поведения;
-организацию общественно полезных дел, дающих обучающимся возможность получить важный для их личностного развития опыт деятельности, направленной на помощь другим людям, гимназии, обществу в целом; развить в себе такие качества как забота, уважение, умение сопереживать, умение общаться, слушать и слышать других;
-клубные встречи – формальные и неформальные встречи членов детского общественного объединения для обсуждения вопросов управления объединением, планирования дел;
-лагерные сборы детского объединения, проводимые в каникулярное время
на базе загородного лагеря;
-рекрутинговые мероприятия в начальной школе, реализующие идею популяризации деятельности детского общественного объединения, привлечения
в него новых участников (проводятся в форме игр, квестов, театрализаций и т.п.);
-поддержку и развитие в детском объединении его традиций и ритуалов, формирующих у обучающегося чувство общности с другими его членами, чувство причастности к тому, что происходит в объединении (реализуется посредством введения особой символики детского объединения, проведения ежегодной церемонии посвящения в члены детского объединения, создания и поддержки интернет-странички детского объединения в социальных сетях, организации деятельности пресс-центра детского объединения, проведения традиционных огоньков – формы коллективного анализа проводимых детским объединением дел);
-участие членов детского общественного объединения в волонтерских акциях, деятельности на благо конкретных людей и социального окружения в целом.
Это может быть как участием обучающихся в проведении разовых акций, которые часто носят масштабный характер, так и постоянной деятельностью обучающихся.
Обучающиеся общеобразовательного учреждения участвуют в деятельности и других всероссийских общественных объединений.
Цели движения:
1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций;
5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
«Экскурсии, экспедиции, походы»
Экскурсии, экспедиции, походы помогают школьнику расширить свой кругозор, получить новые знания об окружающей его социальной, культурной, природной среде, научиться уважительно и бережно относиться к ней, приобрести важный опыт социально одобряемого поведения в различных внешкольных ситуациях. На экскурсиях, в экспедициях, в походах создаются благоприятные условия для воспитания у подростков самостоятельности и ответственности, формирования у них навыков самообслуживающего труда, преодоления их инфантильных и эгоистических наклонностей, обучения рациональному использованию своего времени, сил, имущества. Эти воспитательные возможности реализуются в рамках следующих видов и форм деятельности.
Экскурсионная деятельность в школе осуществляется по направлениям:
«Культурно-эстетическое наследие», «Летопись родного края», «Военная история Белгородчины», «Земляки», «Родословие», «Природное наследие», «Мир профессий и ремёсел», «Спортивно-развлекательные экскурсии».
1.Культурно -эстетическое наследие (Изучение культурного наследия Белгородской области и России) | |||
Содержание | Тематика | ||
- Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный музей народной культуры | -«История крестьянского быта»; -«О прошлом память возвращая…» - «Колокола России»; -«Здесь живет твоя история»; -«Мифология жилища»; - «Музейная азбука»; -«Как жили люди в древности»; -«Картины знаменитых художников»; - «Музыкальные лектории» и т.д.;
| ||
- Виртуальные экскурсии в известные музеи мира | |||
- Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный историко-краеведческий музей | |||
- Экскурсия в музей народных ремёсел «Купино» | |||
- Экскурсия по парку регионального значения «Ключи», осмотр этнографической деревни «Кастрома», посещение мастер-классов | |||
- Экскурсии в литературные и художественные музеи Белгородской области | |||
- Экскурсии в Белгородский государственный академический театр им. М.С. Щепкина | |||
-Экскурсия в Белгородскую государственную филармонию | |||
- Экскурсии по городам России | |||
- Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
2.Летопись родного края. (Изучение истории Белгородчины от древних времен до настоящего времени) | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный историко-краеведческий музей | -«Геральдическая символика Белгородской области»; -«Археологическое прошлое нашего края»; -«История Белгородского казачества»; - «Их именами названы улицы города Белгорода»; - Обзорные экскурсии по Белгороду; «Белгородские крепости»; -Грайворон («Круглое здание»); -«Город-крепость Яблонов»; - «Моя малая родина – поселок Майский» и др. | ||
-Экскурсии по достопримечательностям Белгородской области» | |||
-Экскурсии по достопримечательностям Белгородского района | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный музей народной культуры | |||
- Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
3.Военная история Белгородчины. (Изучение военной истории на местном материала) | |||
- Экскурсия (в т.ч. виртуальная) в музей-диораму «Курская битва. Белгородское направление» | -«Белгород, опаленный войной»; -« Великие битвы ВОВ»; -« Женские судьбы на войне»; -«Третье ратное поле»; -«Курская битва»; - «Наша Память и признательность односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны1941 – 1945 г.г.» и др. | ||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный историко-краеведческий музей | |||
-Экскурсия в музей-заповедник Прохоровское поле» | |||
-Экскурсия в музей «Третье Ратное Поле России» Прохоровка.) | |||
- Экскурсии в музеи Белгородского района | |||
- Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
4.Земляки. (Наши замечательные земляки и их вклад в историю развития Белгородчины) | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный историко-краеведческий музей | -«Герои России – Белгородцы»; -«Знамениты архитектор В.Г. Шухов»; -«Наши замечательные земляки»; -« Святой, прославивший Белгород в веках»; и др.
| ||
-Виртуальная экскурсия по музею им. В.Г.Шухова | |||
- Экскурсия в музей М.С.Щепкина | |||
- Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
5.Родословие. (История семьи в истории страны и малой родины) | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный музей народной культуры | -«Кто в доме хозяин. Семейное обустройство»; -«Семья в народной культуре»; -«Виртуальный обзор семейных историй из поисковых работ учащихся гимназии» | ||
- Экскурсия в школьный краеведческий музей | |||
6. Природное наследие. (Изучение и охраняя природного наследия) | |||
-Экскурсия в заповедник «Белогорье» с посещением музея | -«Растения, которые кормят»; -«Заповедная дубрава»; -«Природа Белгородского края»; «Многообразие видов растений края»; -«Многообразие видов животных Белгородской области»; -«Редкие и исчезающие виды растений и животных» и др.
| ||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный музей народной культуры | |||
-Экскурсия в Белгородский аграрный университет | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный историко-краеведческий музей | |||
7.«Мир профессий и ремёсел» (Знакомство с различными видами трудовой деятельности, различными условиями труда, формирование представления о главных отраслях народного хозяйства, подготовка учащихся к обдуманному выбору профессии и соответствующего учебного заведения для продолжения образования) | |||
-Экскурсии в учебные заведения | -«Дни открытых дверей в учебных заведения г. Белгорода»; -Экскурсия на Белгородский хладокомбинат»; - Экскурсия на Борисовску керамическую фабрику; -Экскурсия в «Сырный дом»; - Мужские ремёсла; -Кузнец – всем ремеслам отец; -Женские ремесла; - «Посещение мастерских «Мастерславля» | ||
- Экскурсии на предприятия г.Белгорода и Белгородской области | |||
-Экскурсии в «Мастерславль» | |||
-Экскурсии (в т.ч. виртуальные) в Белгородский государственный музей народной культуры | |||
-Виртуальные экскурсии по школьным военно-историческим музеям Белгородской области |
| ||
-Виртуальные экскурсии по школьным историческим музеям Белгородской области | |||
-Виртуальные экскурсии по школьным музеям истории объекта (истории школы) Белгородской области | |||
8. «Спортивно-развлекательные экскурсии» (организация досуга обучающихся и родителей) | |||
-Посещение ледовой арены «Оранжевый лед» | -Катание на коньках; - Просмотр тематических фильмов; -Участие в календарных праздниках: Рождество, масленица, проводы русской зимы; -Квесты; Туристический слет и др. | ||
-Посещение кинотеатров. | |||
- Выездные календарно-тематические мероприятия |
Модуль «Школьные медиа»
Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:
Издание школьной газеты, на страницах которой размещаются интересные материалы о жизни общеобразовательного учреждения с обсуждением значимых учебных, социальных, нравственных проблем; освещаются наиболее важные и заметные события школы за прошедший период;
Школьная интернет-группа, интернет-сайт школы – разновозрастное сообщество школьников и педагогов, созданные с целью освещения деятельности школы в информационном пространстве, привлечения внимания общественности к школе в целом, информационного продвижения ценностей школы и организации виртуальной диалоговой площадки, на которой детьми, учителями и родителями могли бы открыто обсуждаться значимые для школы вопросы.
Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Окружающая ребенка предметно-эстетическая среда МБОУ СОШ № 47 г.Белгорода, при условии ее грамотной организации, обогащает внутренний мир ученика, способствует формированию у него чувства вкуса и стиля, создает атмосферу психологического комфорта, поднимает настроение, предупреждает стрессовые ситуации, способствует позитивному восприятию ребенком школы. Воспитывающее влияние на ребенка осуществляется через такие формы работы с предметно-эстетической средой школы как:
Содержание деятельности | Ключевые дела |
-Оформление интерьера школьных помещений (вестибюля, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов и т.п.) и их периодическая переориентация, которая может служить хорошим средством разрушения негативных установок обучающихся на учебные и внеучебные занятия | -Оформление школы к традиционным мероприятиям (День Знаний, Новый год, День Победы), -Лагерь дневного пребывания, -Мотивационные плакаты, -Уголок безопасности; -Интерактивные зоны |
-Размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ обучающихся, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, | -Конкурс рисунков к знаменательным датам календаря, -Выставка фоторабот обучающихся, - Стендовая презентация, -Подготовка к ГИА и ЕГЭ, -Отличники учебы, -Правовой уголок, -Информационные стенды «Для вас родители», «Отличники физической подготовки», «Сдаем ГТО», -Уголок Здоровья и др.
|
-Озеленение пришкольной территории, разбивка клумб, тенистых аллей, оборудование во дворе школы беседок, спортивных и игровых площадок, доступных и приспособленных для обучающихся разных возрастных категорий, оздоровительно-рекреационных зон, позволяющих разделить свободное пространство школы на зоны активного и тихого отдыха | - Реализация программы благоустройства «Школа- наш общий дом; -Акции «Аллея памяти» и др. |
-Создание и поддержание в рабочем состоянии в рекреациях школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие обучающиеся, родители и педагогические работники могут выставлять для общего пользования свои книги, а также брать с них для чтения любые другие |
|
-Благоустройство классных кабинетов, осуществляемое классными руководителями вместе с обучающимся своих классов, позволяющее обучающимся проявить свои фантазию и творческие способности, создающее повод для длительного общения классного руководителя со своими обучающимися; | -Оформление классных уголков; - |
-Событийный дизайн – оформление пространства проведения конкретных школьных событий (праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.) | -Создание фотозоны к традиционным школьным праздникам; -Оформление календарных листов -Оформление школы к традиционным мероприятиям |
Отбор содержания воспитания осуществляется на основе ценностных ориентаций, которые определяют качества личности, заложенные в идеальную модель выпускника школы.
Модель выпускника начальной школы
Выпускник начальной школы — это человек:
умеющий учиться, способный организовать свою деятельность, умеющий пользоваться информационными источниками;
владеющий опытом мотивированного участия в конкурсах и проектах регионального и международных уровней;
обладающий основами коммуникативной культурой (умеет слушать и слышать собеседника, высказывать свое мнение);
любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
любящий свой край и свою Родину;
уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой;
доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, умеющий высказать свое мнение;
выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.
Модель выпускника основной школы
Выпускник, освоивший общеобразовательные программы с углубленным изучением отдельных предметов;
Выпускник воспринимает и понимает такие ценности, как: человек, личность, индивидуальность, труд, общение, коллектив, доверие, выбор. Знает и соблюдает традиции школы.
Выпускник осознает свои достоинства и недостатки, ориентирован на социально ценные формы и способы реализации и самоутверждения.
Выпускник всегда станет на защиту товарища, готов отвечать за свои поступки и действия.
Выпускник активен, способен проявлять сильные стороны своей личности в школе и в жизненных ситуациях. Умеет планировать, готовить и проводить коллективное творческое дело, беседу, игру и т.д.
Выпускник умеет управлять и развивать познавательные процессы, способен адекватно действовать в ситуации выбора.
Выпускник умеет высказывать и отстаивать свою точку зрения, владеет навыками грамотного, тактичного общения. Способен строить общение с разными людьми, умеет поддерживать разговор.
Выпускник способен видеть и понимать гармонию и красоту окружающего, знает выдающихся деятелей, произведения искусства и культуры, смело апробирует свои возможности в различных областях культуры: музыке, искусстве, литературе.
Выпускник физически развит: быстр, ловок, гибок, вынослив, владеет простейшими туристическими навыками, знает и соблюдает режим дня. Способен разработать и реализовать собственную программу физического совершенствования.
Выпускник школы – это
личность, уважающая себя, осознающая свою ценность и признающая ценность другой личности, способная сделать нравственный выбор и нести ответственность перед собой и обществом;
гражданин общества, страны, мира, обладающий высокой политической и демократической культурой; патриот своей Родины, признающий общечеловеческие ценности, уважающий людей других национальностей, стремящийся к установлению с ним отношений сотрудничества;
человек, имеющий уровень образования, адекватный современным мировым требованиям, позволяющий ему воспринимать и правильно оценивать достижения мировой культуры, способствующий свободному выбору области деятельности;
семьянин, являющийся умным, любящим и уважительным супругом, родителем, сыном или дочерью;
человек, свободный в выборе мнения, религии, образа жизни, признающий при этом моральные и юридические законы страны, общества, человечества, уважающий свободу выбора и права других людей;
личность, общая культура которой предполагает потребность в здоровом образе жизни;
житель планеты Земля, осознающий себя частью ее природы и стремящийся к сохранению флоры и фауны планеты как части Вселенной.
Раздел 3. Организационный.
Кадровое обеспечение.
Для кадрового потенциала школы характерна стабильность состава. Все педагоги – специалисты с большим опытом педагогической деятельности. Профессионализм педагогических и управленческих кадров имеет решающую роль в достижении главного результата – качественного и результативного воспитания.
В школе запланированы и проводятся мероприятия, направленные на повышение квалификации педагогов в сфере воспитания, организацию научно-методической поддержки и сопровождения педагогов с учетом планируемых потребностей образовательной системы школы и имеющихся у самих педагогов интересов. Классные руководители регулярно проходят курсы повышения квалификации (дистанционно), участвуют в семинарах, вебинарах, круглых столах и конференциях как на школьном, так и на региональном уровне (в дистанционном формате).
Педагоги регулярно повышают педагогическое мастерство через изучение научно-методической литературы, знакомство с передовыми научными разработками и российским опытом.
Ведется работа школьного методического объединения классных руководителей.
Кадровый состав школы: директор школы, заместитель директора по воспитательной работе, заместитель директора по учебно-воспитательной работе (4 человека), советник директора по воспитательной работе, классные руководители (40 человек), педагоги-предметники (50 человек).
Нормативно- методическое обеспечение
Школьные нормативные акты по вопросам воспитательной деятельности: school47@belou31.ru
Устав школы.
Локальные акты:
- Положение о Совете обучающихся.
- Положение о методическом объединении классных руководителей.
- Положение о содействии деятельности общественных объединений обучающихся, родителей (законных представителей несовершеннолетних обучающихся), осуществляемой в МБОУ СОШ 47 и незапрещенной законодательством РФ.
- Положение о Совете родителей
- Положение о внеурочной деятельности.
- Положение о спортивном клубе.
- Положение о классном руководстве.
- Положение об ученическом самоуправлении.
- Положение о предупреждении правонарушений среди обучающихся.
- Положение о Совете по профилактике правонарушений среди обучающихся.
- Положение о правилах поведения обучающихся.
- Положение о работе с одаренными детьми.
- Положение о порядке посещения обучающимися мероприятий, не предусмотренных учебным планом.
- Положение по использованию и включению в процесс обучения и воспитания государственных символов РФ.
-Положение о РДШ.
Требования к условиям работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями.
Особыми задачами воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями являются:
- налаживание эмоционально-положительного взаимодействия с окружающими для их успешной эмоциональной адаптации и интеграции в общеобразовательной организации;
- формирование доброжелательного отношения к обучающимся и их семьям со стороны всех участников образовательных отношений;
- построение воспитательной деятельности с учётом индивидуальных особенностей и возможностей каждого обучающегося;
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семей обучающихся, содействие повышению уровня их педагогической, психологической, медико-социальной компетентности.
При организации воспитания обучающихся с особыми образовательными потребностями необходимо ориентироваться на:
- формирование личности ребенка с особыми образовательными потребностями с использованием адекватных возрасту и физическому и (или) психическому состоянию методов воспитания;
- создание оптимальных условий совместного воспитания и обучения обучающихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников, с использованием адекватных вспомогательных средств и педагогических приемов, организацией совместных форм работы воспитателей, педагогов-психологов, учителей-логопедов, учителей-дефектологов;
- личностно-ориентированный подход в организации всех видов деятельности обучающихся с особыми образовательными потребностями.
Система поощрения социальной успешности и проявления активной жизненной позиции обучающихся.
Система поощрения проявлений активной жизненной позиции и социальной успешности обучающихся призвана способствовать формированию у обучающихся ориентации на активную жизненную позицию, инициативность; максимально вовлекать их в совместную деятельность в воспитательных целях. Поощрения выносятся за достижения в области творческой, интеллектуальной, общественной и спортивной деятельности.
Система проявлений активной жизненной позиции и поощрения социальной успешности обучающихся строится на принципах:
- публичности, открытости поощрений (информирование всех обучающихся о награждении через социальные сети и сайт школы), проведение награждений на еженедельной общешкольной линейке;
- соответствия процедур награждения укладу жизни школы, специфической символике, выработанной и существующей в укладе школы (вручение благодарностей, грамот, дипломов, поощрительных подарков производится в торжественной обстановке, на праздничных мероприятиях, возможно в присутствии родительской общественности, педагогов-наставников награждаемых);
- прозрачности правил поощрения, соблюдение справедливости при выдвижении кандидатур;
- сочетании индивидуального и коллективного поощрения (использование индивидуальных и коллективных наград дает возможность стимулировать как индивидуальную, так и коллективную активность обучающихся, преодолевать межличностные противоречия между обучающимися, получившими награду и не получившими ее);
- привлечении к участию в системе поощрений на всех стадиях родителей (законных представителей) обучающихся, представителей родительского сообщества, самих обучающихся, их представителей (с учетом наличия ученического самоуправления), сторонних организаций, их статусных представителей;
- дифференцированности поощрений (наличие уровней и типов наград позволяет продлить стимулирующее действие системы поощрения).
В школе применяются следующие формы поощрения:
- похвальный лист «За отличные успехи в учении»;
- похвальная грамота «За особые успехи в изучении отдельных предметов»;
- награждение благодарностями за активное участие;
- награждение грамотами за победу или призовое место с указанием уровня достижений обучающихся в конкурсах, соревнованиях, олимпиадах и т.д.;
- награждение родителей (законных представителей) обучающихся благодарственными письмами за хорошее воспитание детей и оказанную поддержку в проведении школьных дел.
Использование всех форм поощрений соответствует укладу школы, цели, задачам, традициям воспитания, могут согласовываться с представителями родительского сообщества во избежание деструктивного воздействия на воспитывающую среду, взаимоотношения в школе.
Всеми обучающимися школы ведется портфолио. Обучающиеся собирают (накапливают) документы, фиксирующие и символизирующие их достижения личностные или достижения в группе, участие в деятельности (грамоты, поощрительные письма, фотографии призов, фото изделий, работ, участвовавших в конкурсах и т.д.).
Анализ воспитательного процесса.
Анализ воспитательного процесса и результатов воспитания осуществляется в соответствии с планируемыми результатами воспитания, личностными результатами обучающихся на уровнях начального общего, основного общего, среднего общего образования, установленных соответствующими ФГОС.
Основным методом анализа воспитательного процесса в школе является ежегодный самоанализ воспитательной работы с целью выявления основных проблем и последующего их решения, с привлечением (при необходимости) внешних экспертов, специалистов.
Планирование анализа воспитательного процесса включается в календарный план воспитательной работы.
Основные принципы самоанализа воспитательной работы:
- взаимное уважение всех участников образовательных отношений;
- приоритет анализа сущностных сторон воспитания ориентирует на изучение прежде всего не количественных, а качественных показателей, таких как сохранение уклада общеобразовательной организации, качество воспитывающей среды, содержание и разнообразие деятельности, стиль общения, отношений между педагогами, обучающимися и родителями;
- развивающий характер осуществляемого анализа ориентирует на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников (знания и сохранения в работе цели и задач воспитания, умелого планирования воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания совместной деятельности с обучающимися, коллегами, социальными партнерами);
- распределенная ответственность за результаты личностного развития обучающихся ориентирует на понимание того, что личностное развитие – это результат как организованного социального воспитания, в котором общеобразовательная организация участвует наряду с другими социальными институтами, так и стихийной социализации, и саморазвития.
Анализ организуемой в школе воспитательной работы осуществляется по выбранным самой школой направлениям и проводится с целью выявления основных проблем школьного воспитания и последующего их решения.
Основные направления анализа воспитательного процесса:
Анализ осуществляется ежегодно силами заместителя директора по воспитательной работе (советником директора по воспитанию), классными руководителями с привлечением актива родителей (законных представителей) обучающихся, совета обучающихся.
Основными принципами, на основе которых осуществляется анализ воспитательного процесса в образовательной организации, являются:
-принцип гуманистической направленности осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на уважительное отношение как к воспитанникам,
так и к педагогическим работникам, реализующим воспитательный процесс;
-принцип приоритета анализа сущностных сторон воспитания, ориентирующий экспертов на изучение не количественных его показателей, а качественных – таких как содержание и разнообразие деятельности, характер общения и отношений между обучающимися и педагогическими работниками;
-принцип развивающего характера осуществляемого анализа, ориентирующий экспертов на использование его результатов для совершенствования воспитательной деятельности педагогических работников: грамотной постановки ими цели и задач воспитания, умелого планирования своей воспитательной работы, адекватного подбора видов, форм и содержания их совместной с обучающимися деятельности;
- принцип разделенной ответственности за результаты личностного развития обучающихся, ориентирующий экспертов на понимание того, что личностное развитие обучающихся – это результат как социального воспитания (в котором школа участвует наряду с другими социальными институтами), так и стихийной социализации и саморазвития обучающихся.
Для оценки результативности организуемого в школе воспитательного процесса определены критерии, ее показатели и способы изучения эффективности.
Первый критерий – удовлетворенность детей, педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе.
Второй критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребенка, на формирование его индивидуальности.
Третий критерий – сформированность духовно-нравственного потенциала личности.
Четвертый критерий - конкурентоспособность школы. С помощью этого критерия можно анализировать результаты учебно-воспитательного процесса не только на основе изменений, происходящих в гимназии, но и сравнивать их с достижениями других учреждений образования города Белгорода.
Критерии эффективности | Показатели | Способы изучения |
1. Удовлетворенность учащихся, родителей жизнедеятельностью в школе и результатами воспитательного процесса
Сформированность благоприятного климата в школьном коллективе | Удовлетворенность учащихся различными сторонами жизни Благоприятная психологическая атмосфера в коллективе | Методика изучения удовлетворенности учащихся школьной жизнью (А.А. Андреев) Методика «Наши отношения» (Фридман Л.М. и др.) Методика «Психологическая атмосфера в коллективе» (Жедунова Л.Г.) Социометрия |
Удовлетворенность родителей | Комплексная методика изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью школы (А.А. Андреев) | |
Удовлетворенность педагогов жизнедеятельностью в школе | Методики Е.Н. Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в школе | |
2.Самоактуализированность личности | Наличие положительной самооценки | Методика Ю.И. Киселева «Самооценка личности» |
Низкий уровень тревожности | Опросник школьной тревожности Филлипса | |
Креативность личности, высокие достижения в разных видах деятельности | Тест П.Торренса | |
3.Сформированность духовно-нравственного потенциала личности | Социальная (общественная) активность | Методика определения общественной активности учащихся (сост. Е.Н. Степанов) |
Сформированность основных нравственных качеств | «Духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся. Мониторинг результатов» А.А. Логинова, А.Я. Данилюк; Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» для младших школьников (составлен Н.Е. Щурковой, адаптирован В.М. Ивановой, Т.В. Павловой, Е.Н. Степановым | |
4.Конкурентоспособность школы | Репутация школы | Учет и фиксация фактических данных |
Поступление выпускников в ВУЗы | ||
Участие детей и педагогов в конкурсах, смотрах, конференциях, соревнованиях |
Итогом самоанализа является перечень выявленных проблем, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу и проект, направленных на это, управленческих решений. Итоги самоанализа оформляются в виде отчета, составляемого заместителем директора по воспитательной работе в конце учебного года, рассматриваются и утверждаются педагогическим советом.