Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МОУ «СОШ № 9»
_______________ / Гафурова Л.Н./
« 30 » августа 2014 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство»
(базовый уровень)
для 4 класса
Составитель
Фатеева И.Н, учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2014 год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов
VII вида, учебно – методического комплекта «Школа России», авторской программы
В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова,
С.Е. Игнатьева. Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2013 г.
Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.
Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:
— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;
— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.
Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.
Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.
В основу программы положены:
— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;
— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;
— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;
— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;
— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.
Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.
Предметы для рисования с натуры в I — II классах ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.
Рисование на темы — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.
Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.
Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.
В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.
Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.
Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки,
фольги и т. п.
В содержание этого раздела входит составление цветных аппликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, животных, фигуру человека, а также составление сюжетных композиций и декоративные работы.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.
Рисование по памяти или по представлению домашних животных; проведение летних каникул; иллюстрации композиций по сюжетам русской народной сказки «Сказка о царе Салтане…», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», стихотворения «Всемирный хоровод».
Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.
Количество часов по программе – 34 ч
Количество часов по учебному плану – 34 ч
Основное содержание программы.
Учитывая данную особенность учебного плана, а также психические и физические особенности детей, обучающихся в классе КРО, количество часов на изучаемые темы в рабочей программе, было изменено.
Таблица расхождений количества часов.
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Рисование с натуры. | 12 ч | 7 ч | Уроки лепки и аппликации заменены уроками по памяти и представлению, так как этим видам учебной деятельности отведены часы в курсе «Трудовое обучение». |
2 | Рисование на темы. | 7 ч | 7 ч |
3 | Декоративное рисование. | 7 ч | 10 ч |
4 | Лепка. | 2 ч | 0 ч |
5 | Аппликация. | 2 ч | 0 ч |
6 | Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас. | 4 ч | 2 ч |
7 | Рисование по памяти и представлению. | 0 ч | 8 ч |
| ИТОГО | 34 ч | 34 ч | |
Рисование с натуры - 7 ч в течение учебного года
Рисование с натуры листьев сложной формы (клен, каштан).
Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.
Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».
Рисование с натуры коробки.
Рисование с натуры шара.
Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки прямоугольной формы.
Рисование на темы - 7 ч в течение учебного года
Рисование на тему: «Летний пейзаж».
Тематическое рисование на тему: «Закат солнца».
Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Тематическое рисование
Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему велению».Тематическое рисование
Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица». Тематическое рисование.
Декоративное рисование – 10 ч в течение учебного года
Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски.
Декоративное рисование. Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества.
Декоративное рисование. Эскиз открытки к празднику 8 Марта.
Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.Декоративное рисование.
Декоративное рисование. Узор в круге из растительных, природных форм.
Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 2 ч
в течение учебного года
Беседа: «Сказка в изобразительном искусстве».
Беседа на тему: «Скоро, скоро лето!». Рисование по изучаемой теме.
Рисование по памяти и представлению - 8 ч в течение учебного года
Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».
Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.
Рисование по памяти и представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)
Рисованиепо памяти и представлению птиц (голубь, сорока, утка)
Рисованиепо памяти и представлению современных машин.
Рисованиепо памяти и представлению животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц».
Рисование по памяти и представлению бидона.
Требования к уровню подготовки учащихся.
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны иметь представление о:
- композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны усвоить:
- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура»;
- простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;
- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.п.);
- термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;
- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;
- начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства;
- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;
- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;
- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;
- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);
- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).
К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны уметь:
- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;
- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;
- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;
- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;
- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;
- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета;
- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи;
- использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации и коллективных мозаичных панно;
- передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение животных, фигуры человека;
- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, какие чувства вызвала картина);
-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;
- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет;
- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в предмете;
- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;
- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;
- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- творчески применять простейшие приемы народной росписи;
- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;
- расписывать готовые изделия согласно эскизу;
- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.
Требования к оценке знаний учащихся.
Оценка «5» ставится учащемуся, если:
- работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;
- сдана педагогу в срок.
Оценка «4» ставится учащемуся, если
- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты в оформлении (неаккуратность, есть незначительные отклонения в передаче форм и цвета предложенного произведения искусства);
- нарушен ритм предметов в круге, прямоугольнике, полосе;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «3» ставится ученику, если:
- нет творческого подхода в создании и оформлении композиции;
- не соблюдена последовательное выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);
- нет гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящества их форм, очертаний;
- не использованы особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;
- готовые изделия не расписаны согласно эскизу;
- не соблюдены простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;
- работа сдана педагогу в срок.
Оценка «2» ставится ученику, если:
- работа не сдана педагогу в срок;
- работа сдана, но:
Не аккуратна, нет творческого развития сюжетной линии художественного произведения; не соблюдаются простейшие правила оформления художественной работы; отсутствует схожесть с образцом; нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета, не соблюдена основная последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).
Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.
Авторы программы В.С. Кузин, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикалова,
Э.И. Кубышкина, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева
Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2006 г.
Рабочая тетрадь: В.С. Кузин
Издательство: «Просвещение», 2014 г.
Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса.
Компьютер.
Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.
Экспозиционный экран.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/Андреева М.М./
«25» августа 2014 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО
протокол № 1 от «27» августа 2014 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./