СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 специального (коррекционного) класса VII вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа составлена на основе  государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов

VII вида, учебно – методического комплекта «Школа России», авторской программы

В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Э.И. Кубышкиной,  С.П. Ломова,

С.Е. Игнатьева. Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2013 г.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 4 специального (коррекционного) класса VII вида.»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 9»




УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «СОШ № 9»

_______________ / Гафурова Л.Н./


« 30 » августа 2014 г.











Рабочая программа

учебного предмета «Изобразительное искусство»

(базовый уровень)


для 4 класса



















Составитель

Фатеева И.Н, учитель начальных классов

первой квалификационной категории











г. Воскресенск

2014 год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе государственного образовательного стандарта 2004 года, базисного учебного плана 2002 г для специальных (коррекционных) классов

VII вида, учебно – методического комплекта «Школа России», авторской программы

В.С. Кузина, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикаловой, Э.И. Кубышкиной, С.П. Ломова,

С.Е. Игнатьева. Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2013 г.

Содержание программы предусматривает как эстетическое восприятие предметов действительности и произведений изобразительного искусства, так и непосредственно художественную деятельность.

Основными задачами преподавания изобразительного искусства являются:

— овладение знаниями элементарных основ реалистического рисунка, формирование навыков рисования с натуры, по памяти, по представлению, ознакомление с особенностями работы в области декоративно-прикладного и народного искусства, лепки и аппликации;

— развитие у детей изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного, воспитание интереса и любви к искусству.

Для выполнения поставленных учебно-воспитательных задач программой предусмотрены следующие основные виды занятий: рисование с натуры (рисунок, живопись), рисование на темы и иллюстрирование (композиция), декоративная работа, лепка, аппликация с элементами дизайна, беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

Основные виды занятий должны быть тесно связаны, должны дополнять друг друга и проводиться в течение всего учебного года с учетом особенностей времен года и интересов учащихся.

В основу программы положены:

— тематический принцип планирования учебного материала, что отвечает задачам нравственного, трудового и эстетического воспитания школьников, учитывает интересы детей, их возрастные особенности;

— единство воспитания и образования, обучения и творческой деятельности учащихся; сочетание практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения искусства, прекрасное и безобразное в окружающей действительности и в искусстве;

— яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается, прежде всего, введением самостоятельного раздела «Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас» за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности;

— система учебно-творческих заданий по изобразительному искусству как важное средство нравственного, трудового и эстетического воспитания;

— система межпредметных связей (чтение, русский язык, история, музыка, труд, природоведение), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;

— соблюдение преемственности в изобразительном творчестве младших школьников и дошкольников;

— направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

Рисование с натуры (рисунок и живопись) включает в себя рисование по памяти и по представлению объектов действительности карандашом, пером, тушью, а также акварельными, гуашевыми красками кистью.

Предметы для рисования с натуры в I — II классах ставятся во фронтальном или профильном положении. Основное внимание учащихся направляется на определение и передачу пространственного положения, пропорций, конструкций, а также цвета изображаемых объектов.

Рисование на темы — это создание композиции на темы окружающей жизни, иллюстрирование сюжетов литературных произведений, которое ведется по памяти, на основе предварительных целенаправленных наблюдений, по воображению и сопровождается выполнением набросков и зарисовок с натуры. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета предметов. Важное значение приобретает выработка у учащихся умения выразительно выполнять рисунки.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения учащимися творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ (возможно выполнение упражнений на основе образца). Учащиеся знакомятся с произведениями народного декоративно-прикладного искусства.

Работы выполняются на основе декоративной переработки формы и цвета реальных объектов — листьев, цветов, бабочек, жуков и т. д. Дети рисуют кистью, самостоятельно применяя простейшие приемы народной росписи.

В общей системе обучения изобразительному искусству важное место занимает раздел «Лепка». Этот вид художественного творчества развивает наблюдательность, воображение, эстетическое отношение к предметам и явлениям действительности. На занятиях лепкой у школьников формируется объемное видение предметов, осмысливаются пластические особенности формы, развивается чувство цельности композиции.

Основным содержанием этого раздела в начальных классах является лепка из пластилина (а по возможности из глины) листьев деревьев, фруктов, овощей, предметов быта, птиц и животных с натуры, по памяти и по представлению, а также лепка фигурок человека по памяти и на темы сюжетов быта и труда человека.

Аппликация — это составление изображения на основе склеивания его элементов из разнообразных кусочков бумаги, ткани, засушенных листьев деревьев, соломки,

фольги и т. п.

В содержание этого раздела входит составление цветных аппликаций с натуры, изображающих овощи, фрукты, цветы, животных, фигуру человека, а также составление сюжетных композиций и декоративные работы.

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас основаны на показе произведений искусства. Беседы воспитывают у детей интерес к искусству, любовь к нему, расширяют представления об окружающем мире.

Рисование по памяти или по представлению домашних животных; проведение летних каникул; иллюстрации композиций по сюжетам русской народной сказки «Сказка о царе Салтане…», стихотворения «Дедушка Мазай и зайцы», стихотворения «Всемирный хоровод».


Место учебного предмета «Изобразительное искусство» в учебном плане.

Количество часов по программе – 34 ч

Количество часов по учебному плану – 34 ч

Основное содержание программы.

Учитывая данную особенность учебного плана, а также психические и физические особенности детей, обучающихся в классе КРО, количество часов на изучаемые темы в рабочей программе, было изменено.

Таблица расхождений количества часов.

п/п

Тема

Кол- во часов по программе

Кол- во часов по рабочей программе

Причина расхождения

1

Рисование с натуры.

12 ч

7 ч


Уроки лепки и аппликации заменены уроками по памяти и представлению, так как этим видам учебной деятельности отведены часы в курсе «Трудовое обучение».


2

Рисование на темы.

7 ч

7 ч

3

Декоративное рисование.


7 ч

10 ч

4

Лепка.

2 ч

0 ч

5

Аппликация.

2 ч

0 ч

6

Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас.

4 ч

2 ч

7

Рисование по памяти и представлению.

0 ч

8 ч


ИТОГО

34 ч

34 ч




Рисование с натуры - 7 ч в течение учебного года

Рисование с натуры листьев сложной формы (клен, каштан).

Рисование с натуры натюрморта из фруктов и овощей.

Рисование с натуры натюрморта «Кувшин и яблоко».

Рисование с натуры коробки.

Рисование с натуры шара.

Изучаем азбуку изобразительного искусства. Рисование с натуры коробки прямоугольной формы.


Рисование на темы - 7 ч в течение учебного года

Рисование на тему: «Летний пейзаж».

Тематическое рисование на тему: «Закат солнца».

Иллюстрация к сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».Тематическое рисование

Иллюстрация к русской народной сказке «По щучьему велению».Тематическое рисование

Иллюстрирование басни И. Крылова «Ворона и лисица». Тематическое рисование.


Декоративное рисование10 ч в течение учебного года

Декоративное рисование. Роспись разделочной кухонной доски.

Декоративное рисование. Поздравительная открытка ко Дню Защитника Отечества.

Декоративное рисование. Эскиз открытки к празднику 8 Марта.

Выполнение эскиза лепного пряника и роспись готового изделия.Декоративное рисование.

Декоративное рисование. Узор в круге из растительных, природных форм.


Беседы об изобразительном искусстве и красоте вокруг нас - 2 ч

в течение учебного года

Беседа: «Сказка в изобразительном искусстве».

Беседа на тему: «Скоро, скоро лето!». Рисование по изучаемой теме.


Рисование по памяти и представлению - 8 ч в течение учебного года

Рисование по памяти «Моя улица» или «Мой двор».

Рисование с натуры и по представлению фигуры человека.

Рисование по памяти и представлению животного (заяц, кошка, белка, собака)

Рисованиепо памяти и представлению птиц (голубь, сорока, утка)

Рисованиепо памяти и представлению современных машин.

Рисованиепо памяти и представлению животных и птиц в произведениях изобразительного искусства «Мы снова рисуем животных и птиц».

Рисование по памяти и представлению бидона.




Требования к уровню подготовки учащихся.

К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны иметь представление о:

- композиции, цвете, рисунке, приемах декоративного изображения растительных форм и форм животного мира;

К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны усвоить:

- понятия «набросок», «теплый цвет», «холодный цвет», «живопись», «графика», «архитектура»;

- простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;

- начальные сведения о средствах выразительности и эмоционального воздействия рисунка (линия, композиция, контраст света и тени, сочетание контрастных и родственных оттенков цвета, колорит и т.п.);

- термины «эмблема», «символ», «декоративный силуэт»;

- начальные сведения о народной художественной резьбе по дереву и об украшении домов и предметов быта;

- начальные сведения о видах современного декоративно – прикладного искусства;

- основные средства композиции: высота горизонта, точка зрения, контрасты света и тени, цветовые отношения, выделение главного центра;

- простейшие сведения о наглядной перспективе, линии горизонта, точке схода и т.д.;

- начальные сведения о светотени (свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающая тень), о зависимости освещения предмета от силы и удаленности источника освещения;

- деление цветового круга на группу теплых цветов (желтый, оранжевый, красный) и группу холодных цветов (синий, зеленый, фиолетовый);

- изменение цвета в зависимости от расположения предмета в пространстве (для отдельных предметов – смягчение очертаний, ослабление яркости и светлоты цвета).


К концу обучения в четвертом классе обучающиеся должны уметь:

- рассматривать и проводить простейший анализ произведения искусства (содержания, художественной формы), определять его принадлежность к тому или иному виду или жанру искусства;

- чувствовать и передавать красоту линий, формы, цветовых оттенков объектов в действительности и в изображении;

- выполнять изображения отдельных предметов (шар, куб и т.д.) с использованием фронтальной и угловой перспективы;

- передавать в рисунках свет, тень, полутень, блик, рефлекс, падающую тень;

- использовать различную штриховку для выявления объема, формы изображаемых объектов;

- анализировать изображаемые предметы, выделяя при этом особенности конструкции, формы, пространственного положения, особенности цвета, распределение светотени на поверхности предмета;

- использовать цветовой контраст и гармонию цветовых оттенков, творчески и разнообразно применять приёмы народной кистевой росписи;

- использовать закономерности линейной и воздушной перспективы, светотени, цветоведения как выразительные средства в аппликации и коллективных мозаичных панно;

- передавать в лепных изделиях объёмную форму, конструктивно – анатомическое строение животных, фигуры человека;

- выражать свое отношение к рассматриваемому произведению искусства (понравилась картина или нет, какие чувства вызвала картина);

-чувствовать гармоничное сочетание цветов в окраске предметов, изящество их форм, очертаний;

- сравнивать свой рисунок с изображаемым предметом, использовать линию симметрии в рисунках с натуры и узорах;


- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции, цвет;

- выделять интересное, наиболее впечатляющее в сюжете, подчеркивать размером, цветом главное в предмете;

- соблюдать последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- чувствовать и определять холодные и теплые цвета;

- выполнять эскизы оформления предметов на основе декоративного обобщения форм растительного и животного мира;

- использовать особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- творчески применять простейшие приемы народной росписи;

- использовать силуэт и светлотный контраст для передачи «радостных» цветов в декоративной композиции;

- расписывать готовые изделия согласно эскизу;

- применять навыки декоративного оформления в аппликациях, плетении, вышивке, при изготовлении игрушек на уроках труда.


Требования к оценке знаний учащихся.

Оценка «5» ставится учащемуся, если:

- работа выполнена полностью, аккуратно, творчески;

- сдана педагогу в срок.


Оценка «4» ставится учащемуся, если

- работа выполнена полностью, но имеются некоторые недочеты в оформлении (неаккуратность, есть незначительные отклонения в передаче форм и цвета предложенного произведения искусства);

- нарушен ритм предметов в круге, прямоугольнике, полосе;

- работа сдана педагогу в срок.


Оценка «3» ставится ученику, если:

- нет творческого подхода в создании и оформлении композиции;

- не соблюдена последовательное выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм);

- нет гармоничного сочетания цветов в окраске предметов, изящества их форм, очертаний;

- не использованы особенности силуэта, ритма элементов в полосе, прямоугольнике, круге;

- готовые изделия не расписаны согласно эскизу;

- не соблюдены простейшие правила смешения основных красок для получения более теплого или более холодного оттенков;

- работа сдана педагогу в срок.


Оценка «2» ставится ученику, если:

- работа не сдана педагогу в срок;

- работа сдана, но:

Не аккуратна, нет творческого развития сюжетной линии художественного произведения; не соблюдаются простейшие правила оформления художественной работы; отсутствует схожесть с образцом; нет симметрии, очертаний и форм предполагаемого предмета, не соблюдена основная последовательность выполнения рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).






Перечень учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

Авторы программы В.С. Кузин, Е.В. Шорохова, Т.Я. Шпикалова,

Э.И. Кубышкина, С.П. Ломова, С.Е. Игнатьева

Издательство: «Дрофа», г. Москва, 2006 г.

Рабочая тетрадь: В.С. Кузин

Издательство: «Просвещение», 2014 г.


Перечень материально – технического обеспечения образовательного процесса.

Компьютер.

Настенная доска с приспособлением для крепления картинок.

Экспозиционный экран.


СОГЛАСОВАНО

Зам. директора по УВР

__________/Андреева М.М./


«25» августа 2014 г.


СОГЛАСОВАНО

на заседании ШМО

протокол № 1 от «27» августа 2014 г.

Руководитель ШМО

_____________ /Щербакова С.А./