Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 9»
УТВЕРЖДЕНО
приказом №74/1 от 30 августа 2018 г.
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение»
(базовый уровень)
для 4специального (коррекционного) класса VII вида
Составитель
Фатеева Ирина Николаевна,
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2018 год
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение» для 4 специального (коррекционного) класса VII вида составлена в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»;
Базисный учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII вида, утвержденный приказом Министерства образования от 10.04.2002 г. №29/2065-П;
Адаптированной образовательной программы начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития в соответствии с ФК ГОС.
Авторская программа для общеобразовательных учреждений «Литературное чтение» 1-4 классы (УМК «Школа России»), под ред.Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В., Издательство «Просвещение», Москва.
Для реализации программного содержания используется учебник по предмету «Литературное чтение» 4 кл. в 2 частях Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В., Москва «Просвещение».
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ № 9» на изучение учебного предмета «Литературное чтение»» в 4 классе отводится 132 ч в год (4 ч в неделю, 33 учебные недели).
В связи с особенностями обучающихся с ЗПР в базисном учебном плане 2002 года для специальных (коррекционных) классов VII вида предусмотрена дополнительная каникулярная неделя, поэтому в рабочую программу были внесены необходимые корректировки.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Учащиеся должны знать:
не менее 3 – 4 сказок (уметь их пересказывать);
2 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации их следует применять).
наизусть не менее15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6-7 народных сказок (уметь их пересказать),
знать более 10 пословиц.
Учащиеся должны уметь:
правильно, сознательно, достаточно бегло и выразительно читать целыми словами;
соотносить интонацию с содержанием читаемого текста;
темп чтения должен составлять 85 - 95 слов в минуту;
подробно и выборочно пересказывать прочитанный текст с использованием приемов устного рисования и иллюстрирования;
устанавливать последовательность действий в произведении и осмысливать взаимосвязи описываемых событий;
самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
определять с помощью учителя тему и смысл всего произведения в целом;
составлять план прочитанного и кратко пересказывать содержание с помощью учителя;
словесно рисовать картины к художественным текстам;
сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивы их поведения, чувств, мыслей действующих лиц; оценивать их поступки;
понимать образные выражения, используемые в тексте;
постепенно переходить от чтения вслух к чтению про себя;
уметь читать по ролям;
ориентироваться по книге: самостоятельно находить произведение по его названию в содержании, отыскивать в книге произведения, близкие по тематике;
размышлять над содержанием произведений, уметь выразить отношение к прослушанному;
придумывать свой вариант развития сюжета сказки и известных рассказов;
узнавать и различать разные жанры литературных произведений;
устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
составлять план к прочитанному – полный, краткий, картинный;
вводить в пересказы элементы описания, рассуждения и цитирования;
составлять пересказ (краткий, полный, выборочный, творческий) прочитанного текста (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей),
придумать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
осознанно или полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиеся должны использовать в своей практической деятельности:
Таблица расхождений количества часов
№ п/п | Тема | Кол- во часов по программе | Кол- во часов по рабочей программе | Причина расхождения |
1 | Летописи. Былины. Жития | 6 | 10 | Увеличение количества часов по учебному плану. |
2 | Из русской классической литературы | 17 | 20 |
3 | Поэтическая тетрадь | 9 | 9 |
4 | Сказки русских писателей | 15 | 17 |
5 | Делу время – потехе час | 9 | 8 |
6 | Страна далёкого детства | 8 | 8 |
7 | Поэтическая тетрадь | 5 | 6 |
8 | Природа и мы | 10 | 12 |
9 | Поэтическая тетрадь | 5 | 7 |
10 | Родина | 5 | 7 |
11 | Страна Фантазия | 6 | 8 |
12 | Зарубежная литература | 7 | 18 |
13 | Резерв времени | - | 2 |
| Итого: | 102 | 132 |
Содержание учебного предмета
Летописи. Былины. Жития - 10 ч.
Знакомство с учебником. Система условных обозначений. Содержание. Словарь.
Из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» Основные события Древней Руси
Из летописи «И вспомнил Олег коня своего» Сравнение текста летописи с текстом А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Поэтический текст былины «Ильины три поездочки»
Сказочный характер былины «Ильины три поездочки»
Герой былины – защитник государства Российского «Три поездки Ильи Муромца»
«Житие Сергия Радонежского» Детство и юность Варфоломея.
«Житие Сергия Радонежского» Детство и юность Варфоломея.
Рассказ о битве на Куликовом поле на основе опорных слов и репродукций известных картин
Сравнение главных героев былин и летописей. Картина В. Васнецова «Богатыри»
Из русской классической литературы - 20 ч.
П. П. Ершов «Конек - горбунок» Сравнение литературной и народной сказок
П. П. Ершов «Конек - горбунок» Мотивы народной сказки в литературной
П. П. Ершов «Конек - горбунок» Герои сказки
П. П. Ершов «Конек - горбунок» Характеристика главных героев
А. С. Пушкин «Няне» Авторское отношение
А. С. Пушкин «Туча» Сравнение произведений словесного и изобразительного искусства
А. С. Пушкин «Унылая пора! Очей очарованье!» Интонация стихотворения. Заучивание наизусть
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Мотивы народной сказки в литературной
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Характеристика героев сказки, отношение к ним
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Деление сказки на части. Составление плана
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» Пересказ по плану основных эпизодов сказки
М. Ю. Лермонтов «Дары Терека» Картины природы в стихотворении. Выразительное чтение
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб » Сравнение мотивов русской и турецкой сказки.
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб » Главные герои сказки
М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб » Характеристика героев, отношение к ним.
Л. Н. Толстой «Детство» Характер главного героя рассказа
Л. Н. Толстой «Как мужик убрал камень» Особенности басни. Главная мысль
А. П. Чехов «Мальчики» Смысл названия рассказа
А. П. Чехов «Мальчики» Главные герои рассказа, их характер
Обобщающий урок по разделу: «Чудесный мир классики».
Поэтическая тетрадь - 9 ч.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко» Средства художественной выразительности
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка» Ритм стихотворения. Интонация
Е. А. Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!», «Где сладкий шепот» Тон, паузы, темп. Настроение стихотворения
А. Н. Плещеев « Дети и птичка» Ритм стихотворения
И. С. Никитин «В синем небе…» Изменение картин природы
Н. А. Некрасов «Школьник» Выразительное чтение
Н. А. Некрасов «В зимние сумерки…» Выразительное чтение
И. А. Бунин «Листопад» Картина осени в стихах. Сравнения, эпитеты
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь»
Сказки русских писателей - 17 ч.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Заглавие и главные герои сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Деление текста на части. Составление плана сказки
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке» Подробный пересказ по плану
М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Сказка или рассказ
М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Текст-описание в содержании художественного произведения
М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Герои литературного текста
М. Гаршин «Сказка о жабе и розе» Главная мысль произведения
П. П. Бажов «Серебряное копытце» Мотивы народных сказок
П. П. Бажов «Серебряное копытце» Заглавие
П. П. Бажов «Серебряное копытце» Герои произведения
П. П. Бажов «Серебряное копытце» Составление плана.
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Герои художественного текста
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Деление текста на части. Составление плана
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Выборочный пересказ сказки
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Словесное иллюстрирование
С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» Пересказ
Обобщающий урок по разделу: «Литературные сказки»
Делу время – потехе час - 8 ч.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Нравственный смысл произведения
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени» Жанр произведения
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени». Составление плана.
В. Ю. Драгунский «Главные реки» Авторское отношение к изображаемому
В. Ю. Драгунский «Главные реки». Составление плана.
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка». Пересказ текста.
В. В. Голявкин «Никакой я горчицы не ел». Смысл заголовка. Герои произведения.
Обобщение по разделу: «Делу время – потехе час»
Страна далёкого детства - 8 ч.
Б.С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Особенности развития сюжета
Б. С. Житков «Как я ловил человечков» Герой произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Герои произведения
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Особенности развития событий
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками» Музыкальное сопровождение произведения
М. Зощенко «Елка» Составление плана.
М. Зощенко «Елка». Пересказ
Поэтическая тетрадь - 6 ч.
В. Я. Брюсов «Опять сон» Тема стихотворений
В. Я. Брюсов «Детская» Развитие чувства в лирическом стихотворении
С. А. Есенин «Бабушкины сказки» Тема стихотворения
М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка» Тема детства в произведениях
М. И. Цветаева «Наши царства» Выразительное чтение
Обобщение по разделу: «Поэтическая тетрадь»
Природа и мы - 12 ч.
Отношения человека и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Анализ заголовка.
Д. Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш». Подготовка выборочного пересказа
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Герои произведения о животных
А. И. Куприн «Барбос и Жулька». Характеристика героев
М. М. Пришвин «Выскочка». Анализ заголовка.
Е. И. Чарушин «Кабан» Герои произведения, характеристика
Е. И. Чарушин «Кабан» Пересказ
Тема природы в рассказе В.П. Астафьева «Стрижонок Скрип»
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Герои рассказа
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Деление текста на части
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип» Составление плана
Поэтическая тетрадь - 7 ч.
Б. Л. Пастернак «Золотая осень». Картины осени в стихотворении.
С. А. Клычков «Весна в лесу». Картины весны в стихотворении.
Д. Б. Кедрин «Бабье лето». Картины лета в стихотворении
Н. М. Рубцов «Сентябрь». Средства художественной выразительности
С. А. Есенин «Лебедушка». Мотивы народного творчества.
С. А. Есенин «Лебедушка». Выразительное чтение.
Обобщающий урок по разделу: «Поэтическая тетрадь»
Родина - 7 ч.
И. С. Никитин «Русь». Ритм стихотворения.
И. С. Никитин «Русь». Выразительное чтение.
С. Д. Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому
С. Д. Дрожжин «Родине». Тема стихотворения
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Тема стихотворения
А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске». Авторское отношение к изображаемому.
Обобщение по разделу: «Родина»
Страна Фантазия - 8 ч.
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Особенности фантастического жанра
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Необычные герои фантастического рассказа
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Составление плана
Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» Краткий пересказ
Кир Булычев «Путешествие Алисы» Главные герои рассказа
Кир Булычев «Путешествие Алисы» Сравнение главных героев
Кир Булычев «Путешествие Алисы» Составление плана
Обобщение по разделу: «Страна фантазия»
Зарубежная литература – 18 ч.
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Особое развитие сюжета
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Герои приключенческой литературы
Дж. Свифт «Путешествие Гулливера» Характеры главных героев
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Авторская сказка
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Чтение по ролям
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Деление текста на части
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Составление плана
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Краткий пересказ по плану
Г. Х. Андерсен «Русалочка» Словесное иллюстрирование
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Герои приключенческой литературы
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Сравнение героев, их поступков
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Пересказ
М. Твен «Приключения Тома Сойера» Особенности повествования
С. Лагерлеф «Святая ночь» Составление плана
С. Лагерлеф «Святая ночь» Пересказ
С. Лагерлеф «В Назарете» Чтение по ролям
С. Лагерлеф «В Назарете» Словесное иллюстрирование
Обобщение по разделу: «Зарубежная литература».
Резерв времени – 2 ч.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________ /Мажирина М.В./
«28» августа 2018г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО. Рекомендовано к утверждению
протокол № 1 от «29» августа 2018 г.
Руководитель ШМО
_____________ /Щербакова С.А./