СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины "Информатика и ИКТ"»

Министерство образования и науки РСО-Алания

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Технологический колледж полиграфии и дизайна»




УТВЕРЖДАЮ:

Директор ГБПОУ ТКПД

________________Сасиев Л. Х.

«____» _____________ 2020 г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО – КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

























г. Владикавказ 2020 г.

Программа учебной дисциплины «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по профессии среднего профессионального образования (далее – СПО) 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.



Организация - разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Технологический колледж полиграфии и дизайна».



Разработчик:

Гоконаева Л.А.- преподаватель учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» ГБПОУ ТКПД.

























СОДЕРЖАНИЕ






стр.


1. Паспорт программы учебной дисциплины------------------------------------

4

2. Структураи содержание учебной дисциплины ------------------------------


6

3. Условия реализации учебной дисциплины ------------------------------------


17

4.  Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины --------

19



1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИНФОРМАТИКА И ИНФОРМАЦИОННО –КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Информатика и информационно – коммуникационные технологии» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии 09.01.03 Мастер по обработке цифровой информации, входящей в состав укрупненной группы профессий 09.00.00 Информатика и вычислительная техника.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании, повышении квалификации и профессиональной подготовке.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина «Информатика и ИКТ» относится к профильным дисциплинам.


1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Изучение информатики и информационно – коммуникационных технологий направлено на достижение следующих целей:

  • освоение и систематизация знаний, относящимся к математическим объектам информатики; построению описаний объектов и процессов, позволяющих осуществлять их компьютерное моделирование; средствам моделирования; информационным процессам в биологических, технологических и социальных системах

  • овладение умениями строить математические объекты информатики, в том числе логические формулы и программы на формальном языке, удовлетворяющие заданному описанию; создавать программы на языке программирования по их описанию; использовать общие пользовательские инструменты и настраивать их для нужд пользователя

  • развитие алгоритмического мышления, способностей к формализации, элементов системного мышления

  • воспитание чувства ответственности за результаты своего труда; формирование установки на позитивную социальную деятельность в информационном обществе, на недопустимости действий, нарушающих правовые, этические нормы работы с информацией

  • приобретение опыта проектной деятельности, создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи информационных объектов различного типа с помощью современных программных средств; построения компьютерных моделей, коллективной реализации информационных проектов, информационной деятельности в различных сферах, востребованных на рынке труда.





В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен уметь:

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике

  • перечислять основные характерные черты информационного общества

  • переводить числа из одной системы счисления в другую

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений

  • применять электронные таблицы для решения задач, строить диаграммы

  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных; перечислять и описывать различные типы баз данных

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск); вводить и выводить данные

  • работать с носителями информации; пользоваться антивирусными программами

  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.

В результате освоения учебной дисциплины «Информатика и ИКТ» обучающийся должен знать:

  • функции языка как способа представления информации

  • способы хранения и основные виды хранилищ информации

  • основные единицы измерения количества информации

  • правила выполнения арифметических операций в двоичной системе счисления

  • основные логические операции, их свойства и обозначения

  • общую функциональную схему компьютера

  • назначение и основные характеристики устройств компьютера

  • назначение и основные функции операционной системы

  • назначение и возможности электронных таблиц

  • назначение и основные возможности баз данных

  • основные объекты баз данных и допустимые операции над ними

  • этапы информационной технологии решения задач с использованием компьютера.



1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося-162 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося – 108 часов;

самостоятельной работы обучающегося– 54 часа.

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

162

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

108

В том числе:


лекции

35

лабораторные работы и практические занятия

73

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

54

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

1

2.2.Тематический план и содержание учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»

Наименование разделов и
тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем

часов

Уровень
усвоения

1

2

3

4

Раздел 1. Основы информатики


5









Тема 1.1. Информация и информационные процессы.

Содержание учебного материала:

5


1.

Введение в дисциплину, предмет и содержание курса. История развития вычислительной техники. Поколения ЭВМ.

4



2

2.

Этапы информационного развития общества. Информационные ресурсы общества.

3.

Понятие информации. Информация и ее свойства. Единицы измерения информации.

4.

Информация и управление. Информация и моделирование.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

1


1.

Тестирование по теме «Информация и информационные процессы».



Самостоятельная работа

5


1.

Подготовка доклада «История развития информатики»






2.

Подготовка рефератов «Машина Бэббиджа», «Портреты великих информатиков», «Ада Лавлейс – первая женщина программист».

3.

Подготовка рефератов «Роль информации в развитии общества», «Появление письменности – как толчок развития науки и культуры», «Книгопечатание – этап массовых коммуникаций в развитии общества».

Раздел 2. Архитектура

компьютера.


14





Тема 2.1. Состав персонального компьютера

Содержание учебного материала

3


1.

Архитектура персонального компьютера. Основные функции ПК. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации.

3

2

2.

Память персонального компьютера. Виды памяти.

3.

Внешняя память. Носители внешней памяти.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия не предусмотрены



Самостоятельная работа

5


1.

Подготовка доклада на тему: «Профилактика вирусов ПК»



2.

Подготовка схем на темы: «Архитектура ПК», «Магистрально-модульный принцип построения компьютера», «Программное управление»

3.

Оргтехника и профессия.



Тема 2.2. Магистрально-модульный принцип построения компьютера

Содержание учебного материала

3


1.

Значение магистрально-модульного принципа построения компьютера. Понятие «магистраль». Магистрально-модульное устройство компьютера. Шины данных, адреса, управления. Системная плата. Логическая схема системной платы.

3

2

2.

Процессор. Логическая схема процессора. Производительность.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия не предусмотрены






Самостоятельная работа

5


1.

Подготовить схемы магистрально-модульного устройства компьютера исистемной платы.




2.

Подготовить сообщения: «Оперативная память», «Модули оперативной памяти».



Тема 2.3. Файл и файловые системы.

Содержание учебного материала:

5


1.

Понятие файла. Имя файла. Понятие файловой системы. Иерархическая файловая система.

3


2

2.

Иерархическая система папок Windows. Путь к файлу. Операции над файлами и папками.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

2


1.

Копирование, перемещение, удаление, переименование файлов.



2.

Создание папок и файлов и маршрутов к заданным файлам.

Самостоятельная работа

3


1.

Файл. Типы файлов и расширения.




2.

Определение типа файловой системы. Каталог. Восстановление файлов и файловой системы.

3.

Атрибуты файлов.



Тема 2.4. Программное обеспечение компьютера.

Содержание учебного материала:

3


1.

Прикладное программное обеспечение.

2


2

2.

Системное программное обеспечение. Операционная система: назначение и основные функции. Графический интерфейс.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

1


1.

Создание архива файлов.



Самостоятельная работа

2


1.

Подготовка рефератов по темам: «Вредоносные программы и антивирусные программы», «Признаки заражения компьютера. Действия при наличии признаков заражения компьютера».



2.

Подготовка сообщений по темам: «Компьютерные вирусы и защита от них», «Спам и защита от него», «Защита от хакерских атак».

Раздел 3. Кодирование информации. Системы счисления.


12




Тема 3.1. Системы счисления.

Содержание учебного материала

8


1.

Понятие системы счисления. История развития систем счисления. Позиционные и непозиционные системы счисления. Модель перевода чисел из одной системы счисления в другую.

3


2

2.

Кодирование информации.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

5


1.

Перевод чисел из одной системы счисления в другую х102816.



2.

Кодирование информации.

Самостоятельная работа

4


1.

Подготовка реферата: «Системы счисления Древнего мира».



2.

Выполнить проект «Двоичное кодирование и компьютер»



Тема 3.2. Основы логики.

Содержание учебного материала:

4


1.

Логические функции и схемы ПК.

2

2

2.

Логические выражения и таблицы истинности.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

2


1.

Логические выражения и операции.



2.

Логические законы и правила.

Самостоятельная работа

4


1.

Подготовить проект: «В гостиницах, аэропортах двери, которые открываются сами при приближении человека». Описать логическую схему для реализации логической функции «человека нет – дверь закрыта, человек есть – дверь открыта».



Раздел 4. Алгоритмизация и программирование.


25




Тема 4.1. Моделирование и формализация

Содержание учебного материала

5


1.

Моделирование как метод познания.

2

2

2.

Основные этапы разработки и исследования моделей.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

3


1.

Системный подход в моделировании.



2.

Формы представления моделей. Формализация.

3.

Исследование интерактивных компьютерных моделей.

Самостоятельная работа

4


1.

Подготовка сообщений по вопросу «Примеры создания моделей в процессе изучения физики, химии, биологии, математики и других предметов».



2.

Построение формальной модели движения тела, брошенного под углом к горизонту. Компьютерная модель движения тела в ЭТ.



Тема 4.2. Алгоритм и кодирование основных алгоритмических структур

Содержание учебного материала

20


1.

Понятие алгоритма. Свойства алгоритмов. Способы задания алгоритмов.

2

2

2.

Виды алгоритмических конструкций. Системы и технологии программирования.

Лабораторные работы

18


1.

Основные операторы языка Паскаль



2.

Переменные и константы. Комментарии ввода и вывода.

3.

Среда программирования. Алфавит языка.

4.

Условные операторы

5.

Операторы цикла

6.

Цикл с параметром

7.

Процедуры и функции

8.

Массивы. Описание массивов

9.

Алгоритмы обработки массивов

10.

Двумерные массивы

Практические занятияне предусмотрены



Самостоятельная работа

4


1.

Подготовка докладов «Известные алгоритмы в истории математики», «Робот – манипулятор – исполнительный алгоритм?», «Автомат продажи газет - исполнительный алгоритм?»



2.

Выполнить проект: построить структурную схему алгоритма поиска среднего роста студентов в группе, а также максимального и минимального значений роста.



Раздел 5. Технологии работы с информационными структурами


46









Тема 5.1. Текстовые редакторы

Содержание учебного материала

18


1.

Текстовый процессор Microsoft Word

2


2

2.

Технологии обработки текстовой информации

Лабораторные работы

8


1.

Создание, редактирование текстового документа



2.

Другие элементы панелей форматирования и командного меню (колонки, нумерация и т.д.). Объект WordArt

3.

Создание, редактирование, форматирование таблиц в текстовом редакторе. Действия команды «Таблица».

4.

Вычисления в таблицах по формулам. Объект Equation 3.0.

Практические занятия

8


1.

Вставка объекта (рисунка, текста и т.д.) в текстовый документ.



2.

Создание рекламного листа о своей профессии.

3.

Вычисление по формулам в таблицах Word.

4.

Тестирование по теме «Текстовые редакторы».

Самостоятельная работа

4


1.

Выполнить проекты: «Генеалогическое дерево», «Газетная статья», «Статья для конференции».



2.

Создание презентации по профориентации.


Тема 5.2. Электронные таблицы

Содержание учебного материала

15


1.

Электронные таблицы, их назначение, режим работы.

3


2

2.

Данные в ячейках электронной таблицы, типы данных, адресация.

3.

Представление данных в виде диаграмм. Виды диаграмм.

Лабораторные работы

6


1.

Работа в программе MSExcel



2.

Вычисление значений с использованием ссылок. Решение прикладных (по профессии) задач.

3.

Построение графиков функций с помощью электронной таблицы.

Практические занятия

6


1.

Работа в программе MSExcel. Ввод текста, создание ЭТ с текстовыми данными.



2.

Вычисление значений величин по формулам.

3.

Построение графиков математических функций.

Самостоятельная работа

2


1.

Построить и заполнить электронную таблицу «Сводная ведомость группы».






Тема 5.3. Базы данных

Содержание учебного материала

13


1.

База данных как модель информационной структуры. Компьютерная база данных – система организации, хранения, доступа, обработки и поиска информации.

2


Лабораторные работы

7


1.

Создание базы данных в программе MSAccess.



2.

Составление базы данных. Ввод и редактирование записей.

3.

Составление и заполнение формы. Режимы представления формы.

4.

Составление списка группы, поиск записей по фамилии, имени и т.д.

Практические занятия

4


1.

Отбор данных с помощью фильтров из реляционной базы данных. Отбор данных с помощью запросов из реляционной базы данных.



2.

Сортировка данных в реляционной СУБД. Подготовка отчетов.

3.

Создание экранных форм и отчетов в программе MSAccess.

4.

Тестирование по темам «Электронные таблицы» и «Базы данных».

Самостоятельная работа

4


1.

Выполнить проект БД, состоящей из двух связанных таблиц «Личные данные группы» и «Успеваемость группы».



Раздел 6. Телекоммуникационные технологии


5




Тема 6.1. Компьютерные сети

Содержание учебного материала

2


1.

Компьютерная сеть как средство массовой коммуникации.

2

2

2.

Виды компьютерных сетей.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия не предусмотрены

Самостоятельная работа

4


1.

Подготовка презентаций «Виды компьютерных сетей», «Топология шина», «Топология кольцо», «Звездообразная топология», «Гибридная топология».



2.

Составление сводных таблиц «Архитектуры компьютерных сетей», «История Интернет».

3.

Использование тестирующих учебных программ по локальной сети учебного учреждения.



Тема 6.2. Интернет

Содержание учебного материала

3


1.

Интернет-страница и редакторы для ее создания.

2

2

2.

Личные сетевые сервисы в Интернет.

Лабораторные работы не предусмотрены



Практические занятия

1


1.

Тестирование по теме «Телекоммуникационные технологии»


3

Самостоятельная работа

4


1.

Проект «Web-сайт на HTML «Моя профессия»



2.

Телекоммуникации: конференции, репортажи. Резюме: «Ищу работу». Звуковая запись. Музыкальная открытка. Использование онлайн -переводчиков с иностранного языка.


Дифференцированный зачет

1



Итого:

162 час






3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально – техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «Информатика и ИКТ»требует наличия учебного кабинета «Информатика и ИКТ».

Оборудование учебного кабинета: комплект учебно-методической документации, наглядные пособия, раздаточный материал к лабораторным и практическим занятиям, информационные стенды, материал для внеаудиторной работы по дисциплине.

Посадочные места, рабочее место преподавателя, доска, программное обеспечение.

Технические средства обучения: персональные компьютеры с выходом в сеть Интернет, мультимедийный проектор, интерактивная доска, микрофон, web–камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

Основные источники:

  1. Астафьева Н.Е., Цветкова М.С. Информатика и ИКТ. Практикум. – М.: ИЦ Академия, 2018.

  2. Залогова Л.А. под ред. Семакина И.Г., Хеннера Е.К. Информатика и ИКТ. Задачник - практикум: в 2 т. (т.1 и т.2); 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2018.

  3. Могилев А.В. Практикум по информатике. – М.: ИЦ Академия, 2017.

  4. Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика и ИКТ. Базовый уровень: учебник для 10–11 классов –5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017.

  5. Семакин И.Г., Шеина Т.Ю., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10 (11) класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016.

  6. Фалина И.Н. Алгоритмизация и программирование. – М.: КУДИЦ-ПРЕСС, 2018.


Дополнительные источники:

  1. Колдаев В.Д. Сборник задач и упражнений по информатике. – М.: ИД Форум -Инфра - М, 2017.

  2. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 10 класс. Базовый уровень. СПб.: Питер, 2016.

  3. Макарова Н.В. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень. СПб.: Питер, 2016.

  4. Михеева Е.В. Практикум по информатике: учебное пособие для студентов СПО. - 10-е издание – М.: ИЦ Академия, 2017.

  5. Научно – практический журнал «Информатика и образование».



Интернет – ресурсы:

  1. Единое окно доступа к образовательным ресурсам.

  2. Официальный информационный портал Единого государственного экзамена.

  3. Портал дополнительного профессионального образования.

  4. Российский общеобразовательный портал.

  5. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» http://schoolcollection.edu.ru

  6. Федеральный образовательный портал «Информационно – коммуникационные технологии в образовании».

  7. Федеральный портал «Российское образование».

  8. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР).














































4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:

  • приводить примеры получения, передачи и обработки информации в деятельности человека, живой природе, обществе и технике;

  • переводить числа из одной системы счисления в другую;

  • строить логические схемы из основных логических элементов по формулам логических выражений;

  • применять текстовый редактор для редактирования и форматирования текстов;

  • применять графический редактор для создания и редактирования изображений;

  • применять электронные таблицы для решения задач, строить диаграммы;

  • создавать простейшие базы данных; осуществлять сортировку и поиск информации в базе данных, перечислять и описывать различные типы баз данных;

  • работать с файлами (создавать, копировать, переименовывать, осуществлять поиск); вводить и выводить данные;

  • работать с носителями информации;

  • пользоваться антивирусными программами;

  • записывать на языке программирования алгоритмы решения учебных задач и отлаживать их.

Знать:

  • различные подходы к определению понятия «информация»;

  • методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный;

  • единицы измерения информации;

  • назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей);

  • назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;

  • использование алгоритма как способа автоматизации деятельности;

  • назначение и функции операционных систем.





Текущий контроль в форме:

  • фронтального опроса;

  • лабораторных работ;

  • практических занятий;

  • тестирования;

  • сообщений;

  • рефератов;

  • докладов;

  • презентаций;

  • самостоятельных работ.









Итоговый контроль в форме

дифференцированного зачета.