Результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Удивительный мир слов»
Важными ориентирами содержания данного курса являются:
развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;
формирование представлений о языке как универсальной ценности;
изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;
развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);
формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;
развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;
включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.
Личностные, метапредметные и предметные результаты.
В процессе изучения данного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углубленного изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки.
Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.
Личностные результаты
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;
чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
интерес к изучению языка;
осознание ответственности за произнесенное и написанное слово.
Метапредметные результаты.
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать тему и цели урока;
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
пользоваться словарями, справочниками;
осуществлять анализ и синтез;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения;
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
высказывать и обосновывать свою точку зрения;
слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы.
Содержание курса внеурочной деятельности
Поиграем со звуками, словами и предложениями(7ч.)
Фонетические и графические правила и закономерности. Слово, его значение и лексические нормы. Морфемный и словообразовательный анализ слова, работа со словообразовательными моделями.
Пора действовать(14ч.)
Глагол в языке и речи. Особенности текста – повествования и текста – описания. Видовые пары глаголов, их значение. Глаголы в личной форме.Повествование от первого и третьего лица.Использование временных форм глагола в речи. Замена форм времени глагола.Правильное ударение в формах настоящего и прошедшего времени.О чём может рассказать личная форма глагола.Употребление глаголов, не образующих форму 1-го лица единственного числа.Форма условного наклонения глагола.Повелительные формы глагола в просьбах, советах приказах: правила вежливости.Образование форм повелительного наклонения, исправление речевых ошибок.Использование глаголов в прямом и переносном значении.Художественное олицетворение.Глаголы - синонимы и глаголы – антонимы.Глаголы в пословицах и загадках.Решение орфографических задачек и головоломок: орфограммы глагола.
Числа и слова(4ч.)
Как используются числительные в речи.Обозначение дат и времени с помощью числительных.Числительные во фразеологизмах и пословицах.Нормы употребления имён числительных .Исправление речевых ошибок.
Прочные связи(7ч.)
Как связаны слова в словосочетании.Словосочетания свободные и связанные. Словосочетания с типом связи согласование.Слова каких частей речи могут согласовываться.Особенности согласования существительных и прилагательных, существительных и числительных.Сочетаемость слов.Словосочетания с типом связи управление.Слова каких частей речи имеют «способность управлять».Трудности в выборе формы слова при управлении.Выбор предлогов и падежных форм в словосочетаниях с управлением. Словосочетания с типом связи примыкание.
Любимые игры со словами(2ч.)
Игры со словами.
Внеурочная деятельность «Удивительный мир слов»
Тематическое планирование
№ п\п | Наименованиеразделов,тем | Количес тво часов | Дата | Примеч. |
план | факт |
| Поиграем со звуками, словами и предложениями(7ч.) | | | | |
1 | Смотрю,говорю,слушаю | 1 | | | |
2 | Смотрю,говорю,слушаю | 1 | | | |
3 | Лексические загадки | 1 | | | |
4 | Лексические загадки | 1 | | | |
5 | Словесный конструктор | 1 | | | |
6 | Занимательная грамматика | 1 | | | |
7 | Занимательная грамматика | 1 | | | |
| Пора действовать!(14ч.) | | | | |
8 | Для чего нужны глаголы? | 1 | | | |
9 | Для чего нужны глаголы? | 1 | | | |
10 | Делать и сделать –не одно и то же | 1 | | | |
11 | Меняемся ролями | 1 | | | |
12 | Вчера,сегодня,завтра | 1 | | | |
13 | Одно вместо другого | 1 | | | |
14 | Она меня поняла и приняла | 1 | | | |
15 | Кто говорит,кто действует? | 1 | | | |
16 | Сумею победить! | 1 | | | |
17 | Мечтаем и фантазируем | 1 | | | |
18 | Дай-подай и… поезжай! | 1 | | | |
19 | Дай-подай и… поезжай! | 1 | | | |
20 | Живые образы | 1 | | | |
21 | Орфографический поединок | 1 | | | |
| Числа и слова(4ч.) | | | | |
22 | Для чего нужны числительные? | 1 | | | |
23 | Важные даты истории нашей страны (города, края) | 1 | | | |
24 | Рекорды в цифрах. | 1 | | | |
25 | За семью печатями | 1 | | | |
| Прочные связи(7ч.) | | | | |
26 | Треугольный шарик. | 1 | | | |
27 | Как водить машину за нос? | 1 | | | |
28 | Послушный «подчинённый». | 1 | | | |
29 | О «земляной» или «земной» красоте. | 1 | | | |
30 | Строгий «управляющий». | 1 | | | |
31 | В Сибири и на Урале. | 1 | | | |
32 | Связаны смыслом. | 1 | | | |
| Любимые игры со словами(2ч.) | | | | |
33 | Игры со словами | 1 | | | |
34 | Игры со словами | 1 | | | |