СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленый мир"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленый мир" предназначена для организации деятельности по биологии в 6 классе. Соответствует целям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленый мир"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 23 с углубленным изучением отдельных предметов»

СОГЛАСОВАНО

Руководитель естественнонаучного ШМК

_______________

_______________ 2018г.

УТВЕРЖДЕНО

Приказ МБОУ "СШ № 23 с УИОП" № 538

от _________2018г.



Г. Дзержинск Нижегородской области













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЗЕЛЕНЫЙ МИР» ДЛЯ 6 КЛАССА

Срок реализации – 1 год


Рассмотрено на заседании

ШМО МБОУ «СШ № 23 с УИОП»

Протокол № ___ от ___.09.2018г.


Разработана

А.Л. Валегжаниной

учителем биологии








2018/ 2019 учебный год


Пояснительная записка


Рабочая программа внеурочной деятельности по биологии для 6 классов составлена на основании Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образо­вательной программы основного общего образования, соответствует целям ФГОС и является продолжением внеурочной деятельности обучающихся в пятом классе. Особенность курса заключается в том, что он дает возможность расширить знания о микроскопическом строении растений, а также с разнообразием растительного мира, что всегда вызывает живой интерес учащихся и, как правило, именно эти темы представлены небольшим количеством часов в школьной программе. Одним из важнейших требований к биологическому образованию в современных условиях является овладение обучающимися практической деятельностью. Предлагаемый курс направлен на формирование у обучающихся интереса к биологии, развитие любознательности, расширение знаний о растительном организме, их разнообразии, развитие практических умений, постановку опытов, проведение исследований, закладывает основы жизненно важных компетенций.

Курс носит развивающую и деятельностную направленность. Основными формами занятий является экскурсии, исследования, лабораторные занятия, творческие мастерские, рефераты, защита проектов.


Срок реализации - 1 год.




Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Первый уровень результатов:

- овладение обучающимся умениями определять проблему, выдвигать гипотезы, проводить эксперименты, наблюдать, доказывать;

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-знание правил работы с лабораторным оборудованием;

Второй уровень результатов:

-умение сравнивать биологические объекты и процессы; овладение методами изучения живой природы: наблюдения, измерения, эксперимента;

- выделение отличительных признаков живых организмов;

- сформированность экологически грамотного отношения к живой природе;

- знание правил поведения в природе;

- умение работать с различными источниками информации;

- развитие интеллектуальных способностей (умения сравнивать, анализировать, рассуждать, делать выводы и т.п.);

- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.


Содержание внеурочной деятельности


1. Введение. Ботаника-раздел биологии. Что такое флора. Самые необычные растения.

2. Микроскопическое строение растений: тайны клеток

Лабораторные и практические работы: Изучение клеток кожицы лепестка фуксии. Обнаружение антоциана в листьях и изучение его свойств. Строение клеток листа элодеи. Обнаружение бесцветных пластид в клетках листа традесканции. Изучение клеток мякоти арбуза и томата. Запасные вещества клетки картофеля. Рафиды (кристаллы солей в клеточном соке).

3. Растения вокруг нас.

Интересное о цветах. Легенды о цветах. Комнатные растения. Цветы на моей клумбе.

Деревья - жизненная форма растений. Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам. Составление картотеки охраняемых растений.

История появления культурных растений. Родина культурных растений. Золотая осень: праздник урожая. Выставка плодов.

Природные символы. Памятники природы Нижегородской области.

Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point. Правила поиска информации в интернете, знакомство с поисковыми системами.

Красная книга. По страницам Красной книги Нижегородской области. Оформление листовок на тему «Наши первоцветы». Оформление уголка «Зеленый мир». Оформление газеты «Их надо беречь!». Викторина «Узнай меня».

Игры, ребусы, конкурсы и викторины, праздники

Экологический турнир «В союзе с природой». Познавательно — интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?». Выставка творческих работ: рисунков, сочинений, листовок. Викторина «Час цветов».

Проектная работа

Структура исследовательских проектов (знакомство с работами прошлых лет). Размножение растений вегетативными способами и семенами. Проект «Школьная клумба». Выпуск листовок, школьной газеты «Сохраним первоцветы».

Оформление стенда «Тайны мира цветов». Защита исследовательских проектов.

Экскурсии

"Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы ", «Дендрарий и его значение для города», "Фенологические экскурсии в природу", "Первоцветы Дзержинска".

Лабораторные и практические работы: Определение деревьев и кустарников территории школы по зимующим побегам.






Тематическое планирование 6 класс




Тема раздела

Количество

часов

1

Введение. Ботаника-раздел биологии.

2

2

Микроскопическое строение растений: тайны клеток.

8

3

Растения вокруг нас.

9

4

Игры, ребусы, конкурсы и викторины, праздники

7

5

Проектная работа

4

6

Экскурсии

4


Итого:

34



Календарно - тематическое планирование 6 класс


Дата

Тема занятия

Форма занятия

Наглядные пособия и технические средства

По плану

По факту

1



Вводное занятие. Биология – наука о живой природе. Что такое флора?

беседа

Презентация


2



Самые необычные растения. Оформление уголка кружка «Занимательная ботаника»

Демонстрация видеофильма.

Коллективная работа

Фильм «Самые необычные растения», ватман



3

4

5

6

7

8

9



Микроскопическое строение растений: тайны клеток.

Лабораторные работы с микроскопом.

  1. Изучение клеток кожицы лепестка фуксии.

  2. Обнаружение антоциана в листьях и изучение его свойств.

  3. Строение клеток листа элодеи.

  4. Обнаружение бесцветных пластид в клетках листа традесканции.

  5. Изучение клеток мякоти арбуза и томата.

  6. Запасные вещества клетки картофеля.

  7. Рафиды (кристаллы солей в клеточном соке).


Микроскопы, наборы для приготовления микропрепаратов, объекты.

10



Час ребусов. Что ты знаешь о клетке?

Коллективная работа

Карточки с ребусами

11



Компьютер. Правила работы с компьютером. ТБ. Программы: Word, Power Point.

Познавательное занятие.

Компьютер, мультимедийный проектор

12



Правила поиска информации в интернете, знакомство с поисковыми системами. Структура исследовательских проектов (знакомство с работами прошлых лет)

Познавательное занятие.

Компьютер, мультимедийный проектор

13



Золотая осень: праздник урожая.

Выставка плодов. Рассказ о выращивании

Презентация, жетоны

14




Родина культурных растений.

Игра – путешествие с культурными растениями.

Игровые поля, бочонки для лото

15



Интересное о цветах. Легенды о цветах

Познавательное занятие.

Индивидуальные проекты

Презентация с изображением, сообщения

16



Комнатные растения. Цветы на моей клумбе.

Индивидуальные проекты. Материалы проекта «Школьная клумба»,

«Школьное окно»


Комнатные растения в горшках. Пакетики с семенами. Доклад учащихся

17




По страницам Красной книги Нижегородской области.

Устный журнал

Викторина

Иллюстративный материал, презентации.

18



Деревья - жизненная форма растений. Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

Знакомство с методикой определения деревьев и кустарников по зимующим побегам.

Карточки-определители

19

20



Природные символы. Памятники природы Нижегородской области.


Познавательное занятие.

Индивидуальные проекты

Презентация

21




Оформление газеты «В союзе с природой»

Коллективная творческая работа

Ватман

22



Викторина «Узнай меня»

Игра

Презентация с разбивкой по группам

23



Познавательно — интеллектуальная игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?».

Игра

Волчок, вопросы

24



Экскурсии

"Изучение видового состава деревьев и кустарников в окрестностях школы "

Лабораторная работа.

Определение деревьев и кустарников территории школы по зимующим побегам.

Карточки-определители

25



Викторина «Час цветов»

Викторина

Иллюстративный материал

26



Оформление стенда «Тайны мира цветов»

Творческая мастерская

Фотографии, рисунки

27



Экскурсия в дендрарий

Экскурсия, выполнение проектов

Темы проектов

28



Размножение растений вегетативными способами и семенами. Проект «Школьная клумба

Выполнение проектов.

Темы проектов.

29



Биологическая викторина.

Командная игра

Презентация с разбивкой по группам

30



Защита исследовательских проектов.

Выступления

Презентации

31



Экскурсия "Первоцветы Дзержинска".

Экскурсия.

Фотоаппарат

32



Оформление газеты «Их надо беречь!».

Творческая мастерская.

Ватман, фотографии

33



Экскурсия в природу. Фенологические изменения

Экскурсия

Фотоаппарат


34




Познавательно — интеллектуальная игра «Знатоки растительного мира»

Познавательно — интеллектуальная игра

Жетоны, презентация с названиями конкурсов, картинками, медали



Используемая литература.

1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя.- М.: Просвещение. 2010.

2. Пугал Н.А., Козлова Т.А. Лабораторные и практические занятия по биологии: Растения. Бактерии. Лишайники. Грибы: 6 кл.-М.:Владос.2003.

3. Красная книга Нижегородской области / [Г. А. Ануфриев и др.; науч. редакторы: Г. А. Ануфриев, С. В. Бакка, Н. Ю. Киселева]. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2014

4. Министерство экологии и природных ресурсов Нижегородской области. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области.- Нижний Новгород, 2008.






© 2019 565 5