МБОУ СОШ № 18 села Синегорск
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по русскому языку
ученика 5 класса
Завадского Владислава
Задание 1. Рассмотрите таблицу, выявите основные признаки описания, повествования и рассуждения.
Задание 2. Прочитайте внимательно три отрывка.
Какова тема текстов (о чем?)
Какова главная мысль каждого текста?
К какому типу речи они относятся? Как вы это определили?
1.«Итак, пройдет ночь, и отшумит дождь, отгремит гром. И что дальше? Опять – изнуряющий зной душного лета? Опять – раскаленный асфальт? Опять – задыхающийся в пыли город? Или погода смилуется над уставшими городскими жителями и подарит хотя бы неделю прохлады? Поскольку предсказания синоптиков размыты и туманны, нам остается только ждать и наблюдать.» __________
2.«Ночью поднялся сильный ветер и пошел дождь. Он тихо барабанил по крыше и стекал по стеклу, превращая мир за окном в размытое пятно. Потоки воды смывали пыль с деревьев и тротуаров, журчали в водостоках, остужали раскаленный от летней жары город. И те, кто не спал, открывали окна, вдыхали влажную прохладу и подставляли лица ледяным каплям. _______
3. «Дождь шел третий день. Серый, мелкий и вредный. Непредсказуемый, как низкое седое небо. Нескончаемый. Бесконечный. Он неприкаянно стучался в окна и тихо шуршал по крыше. Угрюмый и беспечный. Раздражающий. Надоевший.» _______
Задание 3.
Задание 1.Выполни синтаксический разбор предложения.
На опушке леса ребята собирали грибы и ягоды.
Задание 2. Определи количество букв и звуков в словах.
КОТ ЯМА МОРЕ СОЛЬ ПИЦЦА
Задание 3. Определи тип текста
Петя часто болел. Его товарищи играли во дворе, а Петя только смотрел в окно. Надоело мальчику болеть. Стал он делать зарядку, обливаться холодной водой. Скоро Петя окреп и перестал болеть.
По виду рысь на кошку похожа, только крупная. Она плоская с боков, в груди узкая, только лапы толстые, сильные. Мех густой с пятнами.
На полях белой скатертью лежит снег. А почему он не тает? Почему его ветром не сдувает? Зимой температура понижается, вот снег и не тает, накапливается. Поэтому и ветер не может его сдуть, так много снега лежит.
Мы пришли в парк, сели на лавочку. К нам подбежала кошка. Она испуганно взглянула на нас, зашипела и убежала прочь. Она побежала по зеленой траве, перепрыгнула лужу и запрыгнула на высокое дерево.
Кошка была почти вся черная, лишь кое-где виднелись белые пятнышки. Большое светлое пятно было на спине, а маленькое - на кончике хвоста. У нее были большие зеленые глаза, почти изумрудные. На ушках были кисточки, на лапках выпущенные коготки.
Кошки - таинственные животные. Они приносят удачу и оберегают дом от всего плохого. Кошка в доме - это к удаче и благополучию. Говорят, что они отгоняют злых духов.
9.02 | Правописание приставок, оканчивающихся на З и С |
Задание 1. Произведите морфемный разбор слов ( приставка, корень, суффикс, окончание, основа):
РАСКРАСКА ПОДБЕРЁЗОВИК ПРОЧИТАЛА ПЕРЕВОЗЯТ ЛЕСНОЙ ГУСИНЫЙ
Задание 2. Лингвистическое наблюдение:
БЕСШУМНЫЙ | БЕЗГОЛОСЫЙ |
ВСПОМНИТЬ | ВЗБИТЬ |
ВОСПИТАТЬ | ВОЗНЕСТИ |
ИСТОПИТЬ | ИЗВЕДАТЬ |
НИСПАДАТЬ | НИЗВЕРГАТЬ |
РАСПИСАТЬ | РАЗРИСОВАТЬ |
РОСПИСЬ | РОЗЛИВ |
ЧЕРЕСЧУР | ЧЕРЕЗМЕРНЫЙ (чрез) |
Что будет, если приставка заканчивается на С и последующий согласный С, или на З и последующий согласный З ? Приведите примеры.
Задание 4.Проверьте свои выводы с информацией в учебнике (стр. 30)
Выполните упражнение 437:
Бе..болезненный, бе..платный, бе..корыстный, во..наградить, во..петь (подвиг), в..махнуть, в..крикнуть, и..гибаться, и..портить.
Домашнее задание: упр. 440, словарные слова (стр. 30-31)
20.02 | Правописание гласных в корнях -ЛАГ-/ -ЛОЖ-, -РАСТ- (-РАЩ-)/ - РОС-. |
Словарная работа:
бе..печный бе..временный бе..конечный бе..различие бе..честный | ра..свет бе..злобный ра..ставить бе..заботный бе..ответный | ..гибать ..делать ..жать ра..считать ра..чет |
Образец рассуждения:
изл..жение - корень ЛОЖ (пишу О), изл..гать - корень ЛАГ (пишу А);
р..стение - сочетание СТ - РАСТ (пишу А);
выр..сли - нет СТ - РОС (пишу О);
р..сток - сочетание СТ, НО ИСКЛЮЧЕНИЕ (пишу О)
Задание 1. Упражнение: 447. Составьте словосочетания, вставьте пропущенные буквы.
Задание 2. Упражнение 450 (устно).
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы, объясните условия выбора:
Густая р..стительность ра..пол..галась вдоль берега реки. 2) В саду выр..сли ч..дес..ные розы и ромашки. 3) П..тиклассники завтра пишут изл..жение. 4) Я предпол..гаю, что север находит..ся в той стороне. 5) Ра..считать стоимость горшков для выр..щивания ра..сады.
Домашнее задание: выучить правило!!! упр. 455
21.02 | Буквы О-Ё после шипящих в корне. Буквы И-Ы после Ц. |
Задание 1. Вставьте пропущенные буквы и разберите слово по составу:
ВЫР..СЛИ ПРИЛ..ГАТЬ ИЗЛ..ЖЕНИЕ Р..СТОК
Задание 2. Повторим правило по таблице. Сформулируйте правило.
жЁлтый (О) чЁрный (О) жЁлудь (О) | искл.: крыжОвник, шОмпол, шОрох, шОв, капюшОн |
Задание 3. Вставьте пропущенные буквы:
Он приш..л, ч..рный вечер, ш..лестел на ветру, ж..лтый лист, поспел ж..лудь, ровный ш..в, надеть капюш..н, реш..тка на окнах, горький ш..к..лад.
Задание 4. Повторим правило правописания И-Ы после Ц
Определить, в какой части слова (корень или суффикс/ окончание)
если в корне - ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ - И (цирк, циновка, цитрус), кроме слов искл.: цыган на цыпочках цыкнул на цыпленка.
если в суффиксе или окончании - ПОСЛЕ Ц ПИШЕТСЯ - Ы (синицыно гнездо, спицы )
ЦИ | ЦЫ |
в корне слова ЦИТАТА ЦИРК ЦИФРА | в суффиксах и окончаниях СТРАНИЦЫ СЕСТРИЦЫНА (книга) |
в словах на - ЦИЯ РЕВОЛЮЦИЯ АКАЦИЯ | в сл. - искл.: ЦЫГАН ЦЫПЛЕНОК ЦЫПОЧКИ ЦЫКНУТЬ (ЦЫЦ) |
Упражнение 462.
22.02 | Подготовка к контрольной работе по теме “Морфемика”. |
Задание 1. Повторение по вопросам:
Как определить окончание у слова? Чем является ТЬ и СЯ или СЬ у глаголов? Какой суффикс указывает на глагол в прошедшем времени?
УМЫВАТЬСЯ РАСПЛЕСКАЛ_СЯ ПРИЧЕСАЛАСЬ
Какие из слов будут однокоренными, а какие - формами одного и того же слова
ГОРОД ГОРОДОК ГОРОДКА ГОРОДСКОЙ ПРИГОРОДНЫЙ ГОРОДКАМИ
ВЫРОС ЗАРОСЛИ РОСА РОСПИСЬ
ПАРОВОЗ СНЕГОХОД КАШЕВАР
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте орфограммы, расставьте знаки препинания.
Р..стительность в нашей мес..ности очень богата. ..десь пр..изр..стают лиственные и хвойные д..ревья кустарники с яг..дами пр..красные цв..ты и травы. У реки Дон ра..пол..гаются пойменные леса, в которых ж..вут кабаны лисы волки зайцы. В степях гнездятся дрофы и куропатки. Из-за ра..витя сельского хозяйства эти птицы находятся на грани вымирания. Бе..численные насекомые являются кормом для перелетных птиц.
26.02 | Анализ контрольной работы по теме “Морфемика”. |
Задание 1. Анализ контрольной работы.
Задание 2. Повторительно-обобщающая таблица: Вставьте пропущенные буквы, определите, какое правило вы применили к слову, распределите слова по таблице. Добавьте к каждому правилу свой пример.
Слова для справок: Делегац..ия, изл..гать, ровный ш..в, подр..стал, изл..жение, ц..нга, крыж..вник, лисиц..н (хвост), прил..гательное, ц..пленок, прш..л, ц..фра, реш..тка, прил..жение,
| |
| |
-РАСТ- (ращ) | |
| |
буква Ё в корне под ударением | буква О в корне под ударением (искл.) |
| |
ЦИ | ЦЫ |
| |
Задание 3. Упражнение 466 ( устно)
Домашнее задание: повторить словарные слова
Квартал диван кабинет балкон телевизор телефон | фиолетовый лиловый маршрут правильный велосипед велогонки | пианино гитара костюм корзина конфета паркет | грамотный рассчитать расчет шофер шоссе шоколад |