Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«СТАРОКУПАВИНСКИЙ ЛИЦЕЙ»
Утверждаю
Директор лицея
Г.А.Чармусова
Приказ № от ___.___.20 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет изобразительное искусство
Класс 2 «А»
Учитель: Врагова Елена Викторовна
Категория высшая
Стаж работы 38 лет
Педагогический стаж 38 лет
Всего часов на учебный год 34
Количество часов в неделю 1
Составлена в соответствии с рабочей программой для общеобразовательных организаций по изобразительному искусству под редакцией Б.М.Неменского 1 - 4 классы. УМК «Школа России». Москва «Просвещение».
Учебник ; Изобразительное искусство Л.А.Неменская. Москва «Просвещение» 2015 г.
г. Старая Купавна 2020г.
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 2 «А» класса составлена в соответствии -с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012; -на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10. 2009г №373 с изменениями и дополнениями), -в соответствии с ООП НОО годовым календарным планом-графиком лицея на 2020-2021 учебный год; -с основной образовательной программой начального общего образования ( НОО) МБОУ «Старокупавинский лицей», и её содержание реализуется с помощью учебника Изобразительное искусство. 2 класс, автор Коротеева Е.И под редакцией Б.Неменского (М.:«Просвещение»)
( Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 28.12.2018г. №345 «О федеральном перечне учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющихся государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» с изменениями и дополнениями).
Место предмета в учебном плане.
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа, 1 час в неделю.
Цели и задачи общего образования с учетом специфики учебного предмета
Целями изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе являются:
Воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство.
Развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества.
Овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Планируемые результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство и художественный труд»:
• чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
• уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
• понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
• сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
• сформированность эстетических потребностей: в общении с искусством, природой; творческом отношении к окружающему миру; самостоятельной практической творческой деятельности;
• овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
• умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
• умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств их выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
• овладение умением творческого видения с позиций художника, то есть умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
• овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
• использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала; выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т. д.;
• умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
• умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность; организовывать место занятий;
• осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
• знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
• знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
• понимание образной природы искусства;
• эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
• применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
• способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать великие произведения русского и мирового искусства;
• умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
• усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
• умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
• способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
• способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
• умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
• освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, графической грамоты;
• овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, изображения средствами аппликации и коллажа;
• умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
• умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
• изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
• умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
• способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
• умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
• выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
• умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Содержание учебного предмета
ИСКУССТВО И ТЫ - 34 ч. |
Чем и как работают художники (9 ч) | Реальность и фантазия (7 ч) | О чём говорит искусство (10 ч) | Как говорит искусство ( 8 ч ) |
Три основные краски –красная, синяя, желтая. Пять красок — все богатство цвета и тона. Белая и черная краски. Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. Выразительные возможности аппликации. Выразительные возможности графических материалов. Выразительность материалов для работы в объеме. Выразительные возможности бумаги. Неожиданные материалы (обобщение темы). | Изображение и реальность. Изображение и фантазия. Украшение и реальность. Украшение и фантазия. Постройка и реальность. Постройка и фантазия. Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы). | Выражение характера изображаемых животных. Выражение характера человека в изображении: мужской образ. Выражение характера человека в изображении: женский образ. Образ человека и его характер, выраженный в объеме. Изображение природы в различных состояниях. Выражение характера человека через украшение. Выражение намерений через украшение. В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | Цвет как средство выражения. Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. Цвет как средство выражения: тихие (глухие) и звонкие цвета. Линия как средство выражения: ритм линий. Линия как средство выражения: характер линий. Ритм пятен как средство выражения. Пропорции выражают характер. Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. Обобщающий урок года. |
Учебно-тематическое планирование по изобразительному искусству
во 2 классе
№п/п | Наименование разделов | Всего часов на раздел |
1 | Как и чем работает художник? | 9 |
2 | Реальность и фантазия | 7 |
3 | О чём говорит искусство? | 10 |
4 | Как говорит искусство ? | 8 |
Требования к уровню подготовки учащихся по предмету «Изобразительное искусство».
В результате изучения изобразительного искусства второклассник научится:
- понимать, что такое деятельность художника (что может изобразить художник – предметы, людей, события; с помощью каких материалов изображает художник – бумага, холст, картон, карандаш, кисть, краски и пр.);
- узнавать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Городец, Дымково);
- узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
- использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага);
- применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи и скульптуре (с натуры, по памяти и воображению); в декоративных работах – иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
- пользоваться простейшими приёмами лепки (пластилин, глина);
- выполнять простейшие композиции из бумаги и бросового материала.
Второклассник получит возможность научиться:
- воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;
- высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях;
- пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности;
- моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного; создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства;
- выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint;
- видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
- изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное от
Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству 2 класса
1 час в неделю.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата по плану | Дата по факту |
Как и кем работает художник (9 часов) |
| Три основных цвета — желтый, красный, синий | 0109–04.09 | |
| Белая и черная краски | 07.09–111.09 | |
| Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности | 14.09 -18.09 | |
| Выразительные возможности аппликации | 21.09 -25. 09 | |
| Выразительные возможности графических материалов | 28.09 -02.10 | |
| Выразительность материалов для работы в объеме | 12.10 -16.10 | |
| Выразительные возможности бумаги | 19.10-23.10 | |
| Выразительные возможности бумаги | 26.10-30.10 | |
| Неожиданные материалы (обобщение темы) | 0211-06.11 | |
Реальность и фантазия (7 часов) |
| Изображение и реальность | 09.11-13.11 | |
| Изображение и фантазия | 23.11-27.11 | |
| Украшение и реальность | 30.11-04.12 | |
| Украшение и фантазия | 07.12-11.12 | |
| Постройка и реальность | 14.12-18.12 | |
| Постройка и фантазия | 21.12-25.12 | |
| Братья-Мастера Изображения, Украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | 28.12-31.12 | |
О чём говорит искусство (10 часов) |
| Изображение природы в различных состояниях. | 11.01-15.01 | |
| Изображения характера животных | 18.01-22.01 | |
| Изображение характера человека: женский образ | 25.01-29.01 | |
| Изображение характера человека: женский образ | 01.02-05.02 | |
| Изображение характера человека: мужской образ | 08.02-12.02 | |
| Изображение характера человека: мужской образ | 15.02-20.02 | |
| Образ человека в скульптуре | 01.03-05.03 | |
| Человек и его украшения | 08.03-12.03 | |
| О чем говорят украшения | 15.03-19.03 | |
| В изображении, украшении и постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы) | 22.03-26.03 | |
Как говорит искусство (8 ч) |
| Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного | 29.03-02.04 | |
| Тихие и звонкие цвета | 05.04-09.04 | |
| Тихие и звонкие цвета | 19.04-23.04 | |
| Что такое ритм линий? | 26.04-30.04 | |
| Ритм пятен | 03.05-07.05 | |
| Пропорции выражают характер | 10.05-14.05 | |
| Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности | 17.05-21.05 | |
| Обобщающий урок | 24.05-28.05 | |
Итого: 34 часа |
Итого | часов | В том числе: |
| | уроков повторения | контрольных работ | практических (лабораторных) работ | Самостоятельных работ |
По программе | 34 | 0 | 0 | 34 | 0 |
Выполнено**** | | | | | |
Система оценивания образовательных достижений обучающихся.
(См. Положение о системе оценивания учебных достижений обучающихся в МБОУ « Старокупавинский лицей» от 31.09.2018 г)
Учебно-методическое обеспечение
Изобразительное искусство. Искусство и ты» для 2 класса, автор Коротеева Е.И под редакцией Б.Неменского. Москва «Просвещение» 2015 г.
Л.А Неменская. Изобразительное искусство. Твоя мастерская. 2 класс. Рабочая тетрадь. - М.: Просвещение
Лист коррекции
По предмету: изобразительное искусство
Уроки, которые требуют коррекции | Уроки, содержащие коррекцию | Утверждено курирующим зам. директора |
Дата, класс | № урока по КТП | Тема урока | Причина коррекции | Дата | Форма коррекции Варианты: Объединение тем ( указать с какой, № урока); домашнее изучение с последующей контрольной работой; организация он-лайн урока; другое | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
| | | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР __________/ И.В. Косаревская /
«______» ______________ 2020г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № ___ от «___» ________ 2020г.
Руководитель ШМО _____________ / Е.Н. Концелидзе /
подпись расшифровка подписи
8