«Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы» (Просвещение, 2011)
А.А. Вигасин, Г.И. Годер
(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
с. Ольша
2018 г.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.
Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.
- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2012.
- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.
— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а также их места в истории мировой цивилизации.
Содержание ключевых задач отражает направления формирования качеств личности и в совокупности определяет результат общего образования.
Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уважении других людей, народов и культур.
Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общими понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответственная задача, которую должен решить учитель в процессе учебного сотрудничества с учащимися 5 класса.
Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).
- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;
· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества;
· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.
• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);
• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;
• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;
• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;
• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;
• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;
• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | Основные элементы содержания. |
1 | Введение | 1 | Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки. |
2 | Древнейшие люди | 1 | Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем. |
3 | Первобытные охотники и собиратели. | 1 | Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины. |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей. |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем. |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати. |
7 | ПОУ по теме «Первобытное общество» | 1 | Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности. |
8 | Чет лет в истории. | 1 | Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени. |
9 | Местоположение и природные условия Древнего Египта. | 1 | Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной. |
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 1 | Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги. |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож. |
12 | Военные походы фараонов | 1 | Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска. |
13 | Религия древних египтян | 1 | Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых». |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет. |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов. |
16 | ПОУ по теме: « Древний Египет». Страна большого Хапи. | 1 | Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего). |
17 | Древнее Двуречье | 1 | Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек. |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках. |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах. |
20 | Древние евреи. | 1 | Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу. |
21 | Древнееврейское царство и его правители. | 1 | Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях. |
22 | Ассирийская держава | 1 | Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы. |
23 | Образование Персидской державы. | 1 | Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя. |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ. |
25 | Индийские касты | 1 | Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийс-кая мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока. |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. |
28 | ПОУ по разделу: « Древний Восток». | 1 | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. |
29 | Греки и критяне | 1 | Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар. |
30 | Микены и Троя | 1 | В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия. |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы. |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы. |
33 | Религия древних греков | 1 | Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса. |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах. |
36 | Древняя Спарта | 1 | Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона. |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга. |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков. |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли. |
42 | В городе богини Афины | 1 | Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета. |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию. |
44 | В театре Диониса | 1 | Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений. |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ. |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции. |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. |
48 | В Александрии Египетской | 1 | Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека. |
49 | ПОУ по разделу: «Древняя Греция». | 1 | Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии. |
50 | Древнейший Рим | 1 | Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев. |
52 | Устройство Римской республики | 1 | Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме. |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье. |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима. |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах. |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая. |
57 | Восстание Спартака | 1 | Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. |
59 | Установление империи | 1 | Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида». |
60 | Соседи Римской империи | 1 | Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи. |
61 | Рим при императоре Нероне | | Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона. |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан. |
63 | Расцвет Римской империи во II в. Вечный город и его жители | 1 | Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи. Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме. |
64 | Промежуточная аттестация | 1 | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток. |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи. Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности. |
67-68 | Резервные уроки. | 2 | Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении гос-вом. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от гос-в Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру. |
№ п/п | Тема, раздел | Количество часов | Характеристика основных видов деятельности учеников | Формы организаций учебных занятий |
1 | Введение | 1 | Раскрывают значение терминов история, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Основными формами организации учебных занятий являются: - познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки |
2 | Древнейшие люди | 1 | Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивают первобытного и современного человека. | На занятиях можно использовать следующие формы и методы работы: - Работа с картой («Чтение карты»), схемой - Чтение и обобщение фактов из литературного источника. - Составление вопросов к тексту, ответы на них - Комментированное чтение текста - Составление простого и сложного плана - Составление сравнительных, хронологических таблиц - Составление кластера - Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу - Составление логической схемы, цепочки Анализ исторического источника Работа с историческими источниками: • читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов; • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.); • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие. Описание (реконструкция): • рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний; • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи; • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. Анализ, объяснение: • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка); • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений; • раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений; • сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия; • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий. Работа с версиями, оценками: • давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий; • оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.
|
3 | Первобытные охотники и собиратели. | 1 | Исследуют на ист.карте географию расселения первобытных людей. Составляют сравнительную таблицу «Родовая и соседская община». |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | Схематически изображают и управление родовой общиной и племенем. |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | Определяют понятия ремесло, выявляют причины возникновения неравенства и последствия данного процесса. |
7 | ПОУ по теме «Первобытное общество» | 1 | Решают проблемные и развивающие задачи. |
8 | Чет лет в истории. | 1 | Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счет времени. Работа с лентой времени. |
9 | Местоположение и природные условия Древнего Египта. | 1 | Работа с картой. |
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 1 | Иллюстрируют быт египтян. |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | Работа в малых группах по определенному заданию. |
12 | Военные походы фараонов | 1 | Заполнение таблицы военных походов египетских фараонов. |
13 | Религия древних египтян | 1 | Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа. |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | Готовят презентации по выбранной теме. |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | Работа с учебником. |
16 | ПОУ по теме: « Древний Египет». | 1 | Разгадывают шарады, кроссворды (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте). |
17 | Древнее Двуречье | 1 | Исследуют на ист.карте географию расселения жителей междуречья |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | Чтение и обобщение фактов из исторического источника. |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | Составляют путь, по которому плавали финикийские купцы (работа с картой). |
20 | Древние евреи. | 1 | Чтение и обобщение фактов исторического источника. |
21 | Древнееврейское царство и его правители. | 1 | Решают развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов. |
22 | Ассирийская держава | 1 | Работа с картой. |
23 | Образование Персидской державы. | 1 | Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей. |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | Исследуют на ист.карте географию расселения и природные условия. |
25 | Индийские касты | 1 | Составляют простой план пунктов параграфа по выбору. |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая. |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | Составление кроссворда по тематике урока. |
28 | ПОУ по разделу: « Древний Восток». | 1 | Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала, словарный диктант. |
29 | Греки и критяне | 1 | Работа с картой. |
30 | Микены и Троя | 1 | Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну. | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | Работа с учебником. |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Чтение текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет. |
33 | Религия древних греков | 1 | Сравнивают пантеон богов египтян и греков, работа с источниками. |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия ее населения. |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | Составляют хронологию проведения реформ Солона, работа с источниками. |
36 | Древняя Спарта | 1 | Составляют кодекс моральных норм для спартанского юноши. Находят новые слова в тексте и составляют к ним вопросы. |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | Работа по карте. Работа с иллюстрациями (комментируют наряд грека). |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | Составляют развернутый план одной части параграфа. |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | Используя информацию видеофильма, презентации, составляют собственный рассказ о Марафонской битве. |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | Заполняют таблицу Греко-персидских войны. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве. |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | Сравнивают военную и торговые гавани. Составление кластера. |
42 | В городе богини Афины | 1 | Составление кроссворда. |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | Выполнение практической работы с текстом по дифференцированным заданиям. |
44 | В театре Диониса | 1 | Работа с иллюстрациями. |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | Составляют схему управления Афинами при Перикле. |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | Заполнение таблицы. |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | Работа с картой. |
48 | В Александрии Египетской | 1 | Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы. |
49 | ПОУ по разделу: «Древняя Греция». | 1 | Выполняют тестовые задания. |
50 | Древнейший Рим | 1 | Анализ карты (географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима. |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | Работа с текстом учебника, работа с картой. |
52 | Устройство Римской республики | 1 | Составление схемы управления Римской республикой. |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | Составление таблицы, работа с картой. |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | Работа с картой. Описание по рисунку триумфа. |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | Сост. рассказа от имени рабов, выполнявших разные виды работ. |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | Работа с текстом учебника. |
57 | Восстание Спартака | 1 | Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | Определяют понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели. |
59 | Установление империи | 1 | Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа. |
60 | Соседи Римской империи | 1 | Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника. |
61 | Рим при императоре Нероне | | Сост. задания, вопросы, обмениваться ими. |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | Работа с текстом и дополнительными источниками. |
63 | Расцвет Римской империи во II в. Вечный город и его жители | 1 | Составляют предложения с новыми словами. Инсценируют виртуальную экскурсию (презентация) и составляют рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме. |
64 | Промежуточная аттестация | 1 | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрции. |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | Работа с текстом учебника. |
67-68 | Резерв | 2 | |
3.2. Календарно-тематическое планирование «Всеобщая история» 5 класс (68ч.)
№ п/п | Тема | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Введение | 1 | | |
2 | Древнейшие люди | 1 |
| .
|
3 | Первобытные охотники и собиратели. | 1 | | |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований. | 1 | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства. | 1 | | |
6 | Появление неравенства и знати. | 1 | | |
7 | ПОУ по теме «Первобытное общество» | 1 | | |
8 | Чет лет в истории. | 1 | | |
9 | Местоположение и природные условия Древнего Египта. | 1 | | |
10 | Быт земледельцев и ремесленников. | 1 | | |
11 | Жизнь египетского вельможи | 1 | | |
12 | Военные походы фараонов | 1 | | |
13 | Религия древних египтян | 1 | | |
14 | Искусство Древнего Египта | 1 | | |
15 | Письменность и знания древних египтян | 1 | | |
16 | ПОУ по теме: « Древний Египет». Страна большого Хапи. | 1 | | |
17 | Древнее Двуречье | 1 | | |
18 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | | |
19 | Финикийские мореплаватели | 1 | | |
20 | Древние евреи. | 1 | | |
21 | Древнееврейское царство и его правители. | 1 | | |
22 | Ассирийская держава | 1 | | |
23 | Образование Персидской державы. | 1 | | |
24 | Природа и люди Древней Индии | 1 | | |
25 | Индийские касты | 1 | | |
26 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | | |
27 | Первый властелин единого Китая | 1 | | |
28 | ПОУ по разделу: « Древний Восток». | 1 | | |
29 | Греки и критяне | 1 | | |
30 | Микены и Троя | 1 | | |
31 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | | |
32 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | | |
33 | Религия древних греков | 1 | | |
34 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | | |
35 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | | |
36 | Древняя Спарта | 1 | | |
37 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | | |
38 | Олимпийские игры в древности | 1 | | |
39 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | | |
40 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | | |
41 | В гаванях афинского порта Пирей. | 1 | | |
42 | В городе богини Афины | 1 | | |
43 | В афинских школах и гимнасиях. | 1 | | |
44 | В театре Диониса | 1 | | |
45 | Афинская демократия при Перикле | 1 | | |
46 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | | |
47 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | | |
48 | В Александрии Египетской | 1 | | |
49 | ПОУ по разделу: «Древняя Греция». | 1 | | |
50 | Древнейший Рим | 1 | | |
51 | Завоевание Римом Италии | 1 | | |
52 | Устройство Римской республики | 1 | | |
53 | Карфаген – преграда на пути к Сицилии. | 1 | | |
54 | Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье | 1 | | |
55 | Рабство в Древнем Риме | 1 | | |
56 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | | |
57 | Восстание Спартака | 1 | | |
58 | Единовластие Цезаря | 1 | | |
59 | Установление империи | 1 | | |
60 | Соседи Римской империи | 1 | | |
61 | Рим при императоре Нероне | | | |
62 | Первые христиане и их учение | 1 | | |
63 | Расцвет Римской империи во II в. Вечный город и его жители | 1 | | |
64 | Промежуточная аттестация | | | |
65 | Римская империя при Константине | 1 | | |
66 | Взятие Рима варварами | 1 | | |
67-68 | Резерв | 2 | | |