СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочие программы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прграмма на 2018 год по Всеобщей истории 5 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочие программы.»

МБОУ Ольшанская ОШ





Рассмотрено

на заседании педсовета

школы

Протокол №____ от «____»_____20__г

Согласовано

Зам директора по УВР

____________ Капырина Ю.М.

«___»__________20____ г


Утверждаю

Директор школы

_________ Акулина Г.В.

«___»__________20____ г








Рабочая учебная программа

Всеобщая история 5 класс

(наименование учебного предмета)

Базовый, основное общее образование

(уровень, ступень образования)

2018/2019 учебный год

(срок реализации учебной программы)

«Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы» (Просвещение, 2011)

(наименование программы)

А.А. Вигасин, Г.И. Годер

(автор программы)

Капырина Юлия Михайловна

учитель первой квалификационной категории

(Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)











с. Ольша

2018 г.

Аннотация

Рабочая программа по Всеобщей истории 5 класса разработана с учетом:

  • ФГОС ООО (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897);

  • Образовательная программа общеобразовательного учреждения;

  • Учебный план ОУ;

  • «Всеобщая история. Рабочие программы к предметной линии учебников А.А. Вигасина – А.О. Сороко-Цюпы. 5-9 классы» (Просвещение, 2016).


Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам курса с учетом ФГОС, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Рабочая программа способствует реализации единой концепции исторического образования.

Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном обществе. Рабочая программа ориентирована на овладение обучающимися универсальными учебными действиями по истории Древнего мира.


Данная программа реализуется на основе УМК по предмету:

- История Древнего мира: учебник для 5 класса. А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. – М.: Просвещение,2012.

- Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Часть 1-2. – М.: Просвещение, 2012.


Рабочая программа предполагает использование цивилизационно - гуманитарного подхода, предполагающего выделение отдельной культурной общности и особенности её общественно-культурных достижений на основе идей гуманизации, прогресса и развития, цивилизационного, многофакторного, позволяющего показать всю сложность и многомерность истории какой-либо страны. Наиболее актуальными и значимыми для выполнения задач ФГОС являются системно-деятельностный, компетентностный, дифференцированный, личностно ориентированный и проблемный подходы.


Цель изучения предмета «История Древнего мира»:

— освоение значимости периода древности, Античности в истории народов Европы, Азии, и России в частности, а так­же их места в истории мировой цивилизации.

Содержание ключевых задач отражает направления форми­рования качеств личности и в совокупности определяет ре­зультат общего образования.


Задачи изучения предмета «История Древнего мира»:

  • формирование у пятиклассников ценностных ориенти­ров для этнонациональной, культурной самоидентификации в обществе на основе освоенных знаний о народах, персона­лиях Античности;

  • овладение знаниями о своеобразии эпохи Древнего мира в социальной, экономической, политической, духовной и нрав­ственной сферах и раскрытие особенностей с помощью ключе­вых понятий предмета «История Древнего мира»;

  • воспитание толерантности, уважения к культурному на­следию, религии различных народов с использованием педа­гогического и культурного потенциала греко-римской мифо­логии, легенд и мифов других народов;

  • формирование способности к самовыражению, само­реализации, на примерах поступков и деятельности наиболее ярких личностей Древнего мира;

  • развитие у учащихся интеллектуальных способностей и умений самостоятельно овладевать историческими знаниями и применять их в разных ситуациях;

  • формирование у школьников способности применять знания о культуре, политическом устройстве обществ Древней Греции, Древнего Рима, других стран для понимания сути со­временных общественных явлений, в общении с другими людь­ми в условиях современного поликультурного общества.

Эти знания, умения и ценности создают предпосылки для личностного развития учащихся, выражающегося в осознании ими культурного многообразия мира, в понимании и уваже­нии других людей, народов и культур.

Школьный предмет «История Древнего мира» должен ввести обучающегося основной школы в науку, т. е. познакомить его с общи­ми понятиями, историческими и социологическими, объяснить ему элементы исторической жизни. Это сложная и ответствен­ная задача, которую должен решить учитель в процессе учебно­го сотрудничества с учащимися 5 класса.

Реализация рабочей программы рассчитана на 68 часов (из расчета два учебных часа в неделю).







Программа (рабочая программа) учебного предмета «Обществознание».

  1. Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета:

Требования к предметным результатам:

- формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; 

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; 

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демо- кратических ценностей современного общества; 

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; 

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе. 

Выпускник научится:

• определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

• использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

• проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

• описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

• раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

• объяснять,в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

• давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

Выпускник получит возможность научиться:

• давать характеристику общественного строя древних государств;

• сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

• видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

• высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.



  1. Содержание учебного предмета с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности



    1. Содержание учебного предмета. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс (68 ч.)

№ п/п

Тема,

раздел

Количество часов

Основные элементы содержания.

1

Введение

1

Что изучает история. Измерение времени в истории. Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

2

Древнейшие люди

1

Древнейшие люди - наши далекие предки. Прародина человека. Археологические свидетельства первобытного состояния др. человека. Собирательство и охота. Овладение огнем.

3

Первобытные охотники и собиратели.

1

Расселение древнейших людей. Строительство жилища. Охота как основной способ добычи пищи др. человека. Новые орудия труда. Человек разумный. Родовые общины.

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Пещерная живопись. Загадки древнейших рисунков. Зарождение веры в душу. Представление о религиозных верованиях первобытных охотников и собирателей.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Первые орудия труда земледельцев. Приручение животных. Скотоводство и изменения в жизни людей. Освоение ремесел. Племя: изменение отношений. Управление племенем.

6

Появление неравенства и знати.

1

Развитие ремесел. Выделение ремесленников в общине. Изобретение плуга. От родовой общины – к соседской. Возникновение неравенства и знати. Выделение знати.

7

ПОУ по теме «Первобытное общество»

1

Какой опыт, наследие дала человечеству эпоха первобытности.

8

Чет лет в истории.

1

Как в древности считали года? Счет лет, которым мы пользуемся. Летоисчисление от Рождества Христова. Наша эра. Лента времени как схема ориентировки в историческом времени.

9

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

1

Страна Египет. Местоположение государства. Разливы Нила и природные условия. Земледельцы в Древнем Египте. Система орошения земель под урожай. Путь к объединению Древнего Египта. Возникновение единого государства в Египте. Управление страной.

10

Быт земледельцев и ремесленников.

1

Жители Египта: от фараона до простого земледельца. Труд земледельцев. Система каналов. В гостях у египтянина. Ремесла и обмен. Писцы собирают налоги.

11

Жизнь египетского вельможи

1

О чем могут рассказать гробницы вельмож. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Отношение фараона и его вельмож.

12

Военные походы фараонов

1

Отряды пеших воинов. Вооружение пехотинцев. Боевые колесницы египтян. Направления военных походов и завоевания фараонов. Завоевательные походы Тутмоса III. Военные трофеи и триумф фараонов. Главные города Древнего Египта - Мемфис, Фивы. Появление наемного войска.

13

Религия древних египтян

1

Боги и жрецы. Храмы – жилища богов. Могущество жрецов. Священные животные и боги. Представление древних египтян о «царстве мертвых». Фараон – сын Солнца. Безграничность власти фараона. «Книга мертвых».

14

Искусство Древнего Египта

1

Первое из чудес света. Возведение каменных пирамид. Большой Сфинкс. Пирамида фараона Хеопса. Храм – жилище богов. Археологические открытия в гробницах. Искусство древнеегипетской скульптуры: статуя, скульптурный портрет.

15

Письменность и знания древних египтян

1

Загадочные письмена и их разгадка. Особенности древнеегипетской письменности. Иероглифическое письмо. Изобретение материала и инструмента для письма. Школа подготовки писцов и жрецов.

16

ПОУ по теме:

« Древний Египет».

Страна большого Хапи.

1

Достижения древних египтян. Неограниченная власть фараонов. Представления о загробном воздаянии (суд Осириса и клятва умершего).

17

Древнее Двуречье

1

Страна двух рек. Местоположение, природа и ландшафт Южного Двуречья. Ирригационное земледелие. Схожесть хронологии возникновения государственности в Междуречье и Нильской долине. Шумерские города Ур и Урук. Культовые сооружения шумеров: ступенчатые башни. Боги шумеров. Жрецы-ученые. Клинопись. Писцовые школы. Научные знания. Мифы и сказания с глиняных табличек.

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Город Вавилон становится главным в Двуречье. Власть царя Хаммурапи – власть от бога Шамаша. Представления о законах Хаммурапи как о законах богов. Узаконенная традиция суда над преступниками. Законы о рабах. Законы о богачах и бедняках. Закон о новых отношениях, о новых социальных группах: ростовщиках.

19

Финикийские мореплаватели

1

География, природа и занятия населения Финикии. Средиземное море и финикийцы. Виноградарство и оливководство. Ремесла: стеклоделие, изготовление пурпурных тканей. Морская торговля и пиратство. Колонии финикийцев. Древнейший финикийский алфавит. Легенды о финикийцах.

20

Древние евреи.

1

Ветхий Завет. Расселение древнееврейских племен. Организация жизни, занятия и быт древнееврейских общин. Библия как история и предания еврейских племен. Переход к единобожию. Моисей выводит евреев из Египта: библейские мифы и сказания как исторический и нравственный опыт еврейского народа. Бог дает законы народу.

21

Древнееврейское царство и его правители.

1

Библейские сказания о войнах евреев в Палестине. Борьба с филистимлянами. Древнееврейское царство и предания о его первых правителях: Сауле, Давиде, Соломоне. Правление Соломона. Иерусалим как столица царства. Храм Бога Яхве. Библейские сказания о героях.

22

Ассирийская держава

1

Начало обработки железа и последствия использования железных орудий труда. Ассирийское войско и конница. Приспособления для победы над противником. Завоевания ассирийских царей. Библиотека глиняных книг Ашшурбанапала. Археологические свидетельства ассирийского искусства. Гибель Ассирийской державы.

23

Образование Персидской державы.

1

Три великих царства в Западной Азии. Завоевания персов. Персидский царь Кир Великий: его победы, военные хитрости, легенды о нем. Образование Персидской державы (завоевания Лидии, Мидии, Вавилонии, Египта). Царь Дарий Первый. «Царская дорога» и «царская почта». Войско персидского царя.

24

Природа и люди Древней Индии

1

Страна между Гималаями и океаном. Реки Инд и Ганг. Гималайские горы. Джунгли на берегах Ганга. Деревни среди джунглей. Освоение земель и развитие оросительного земледелия. Основные занятия индийцев. Жизнь среди природы: животные и боги индийцев. Сказание о Раме. Древнейшие города. Вера в переселение душ.

25

Индийские касты

1

Миф о происхождении четырех каст. Обряд жертвоприношения богам. Периоды жизни брахмана. Кастовое общество неравных: варны и касты знатных воинов, земледельцев и слуг. «Неприкасаемые».Индийс-кая мудрость, знания и книги. Возникновение буддизма. Объединение Индии царем Ашока.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости.

27

Первый властелин единого Китая

1

Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Возмущение народа. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас.

28

ПОУ по разделу: « Древний Восток».

1

Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру.

29

Греки и критяне

1

Древнейшие города: Микены, Тиринф, Пилос, Афины. Критское царство в разрезе археологических находок и открытий. Кносский дворец: архитектура, скульптура и фресковая роспись. Гибель Критского царства. Мифы критского цикла: Тесей и Минотавр, Дедал и Икар.

30

Микены и Троя

1

В крепостных Микенах. Местонахождение. Каменные Львиные ворота. Облик города – крепости: археологические находки и исследования. Древнейшее греческое письмо. Заселение островов Эгейского моря. Троянская война. Мифы о начале Троянской войны. Вторжение в Грецию с севера воинственных племен и его последствия.

31

Поэма Гомера «Илиада»

1

Миф о Троянской войне и поэмы «Илиада» и «Одиссея». Гнев Ахиллеса. Поединок Ахиллеса с Гектором. Похороны Гектора. Мифы и сказания об Одиссее, Ахиллесе, троянском коне. Мораль поэмы.

32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

География странствий царя с острова Итака – Одиссея. Одиссей находит приют у царя Алкиноя. На острове циклопов. Встреча с сиренами. Возвращение на Итаку. Расправа с женихами. Мораль поэмы.

33

Религия древних греков

1

Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Персефоне и Деметре. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Реография, природа и ландшафт Аттики. Дефицит земли. Перенаселенность Аттики. Основные занятия населения Аттики: садоводство, выращивание оливковых деревьев и винограда. Знать и демос в Афинском полисе. Законы Драконта. Долговое рабство. Нарастание недовольства демоса.

35

Зарождение демократии в Афинах

1

Демос восстает против знати. Демократические законы Солона. Отмена долгового рабства. Перемены в управлении Афинами. Народное собрание и граждане Афин. Создание выборного суда. Солон о своих законах.

36

Древняя Спарта

1

Реография, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь . образ жизни и правила поведения спартиатов. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Греческая колонизация побережья Средиземного и Черного морей. Причины колонизации. Выбор места для колонии. Развитие межполисной торговли. Отношения колонистов с местным населением. Единство мира и культуры эллинов. Эллада – колыбель греческой культуры. Как царь Дарий пытался завоевать земли на юге нынешней России. Древний город в дельте реки Дона.

38

Олимпийские игры в древности

1

Праздник, объединявший эллинов. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Легенды о знаменитых атлетах. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Над греками нависла угроза порабощения. Предсказание бога Аполлона. Марафонская битва. Победа афинян в марафонской битве. Тактика и героизм стратега Мильтиада. Греческая фаланга.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Подготовка эллинов к новой войне. Клятва афинских юношей при вступлении на военную службу. Идея Фемистокла о создании военного флота. Вторжение персов в Элладу. Патриотический подъем эллинов. Защита Фермопил. Подвиг трехсот спартанцев и царя Леонида. Морское Саламинское сражение. Роль Фемистокла и афинского флота в победе греков. Эсхил о победе греков на море. Разгром сухопутной армии персов при Платеях. Причины победы греков.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

В военных и торговых гаванях Пирея. Военный и торговый флот. Гражданское и негражданское население Афинского полиса. Пошлины. Рабство и рабский труд. Афины – крупнейший центр ремесла и торговли.

42

В городе богини Афины

1

Город Афины и его районы. Миф о рождении богини Афины. Посуда с краснофигурным и чернофигурным рисунками. Керамик и его жители. Агора – главная площадь Афин. Быт афинян. Храмы Акрополя. Особенности архитектуры храмов. Фидий и его Афина. Атлеты Мирона и Поликлета.

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Воспитание детей педагогами. Рабы-педагоги. Занятия в школе. Палестра. Афинские гимнасии. Греческие ученые о природе человека. Скульптуры Мирона и Поликлета и спортивные достижения учащихся палестры. Обучение красноречию.

44

В театре Диониса

1

Возникновение театра в Древней Греции. Устройство. Театральные актеры. Театральные представления: трагедии и комедии. Воспитательная роль театральных представлений.

45

Афинская демократия при Перикле

1

Сущность афинской демократии в V в. До н.э. выборы на общественные должности в Афинах. Полномочия и роль Народного собрания. Совет пятисот. Перикл и наивысший расцвет Афин и демократии. Оплата работы на выборных должностях. Друзья и соратники Перикла: Аспасия, Геродот, Анаксагор, Софокл, Фидий. Афинский мудрец Сократ.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Возвышение Македонии при царе Филиппе. Влияние эллинской культуры. Македонская фаланга. Конница. Осадные башни. Плутарх о Демосфене. Потеря Грецией независимости. Битва при Херонее: горечь поражения и начало отсчета новой истории. Гибель Филиппа. Александр – царь Македонии и Греции.

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Быстрая победа над войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском.

48

В Александрии Египетской

1

Распад державы Александра после его смерти. Складывание пространства эллинистического мира на территории державы Александра. Фаросский маяк – одно из чудес света. Музей. Александрийская библиотека.

49

ПОУ по разделу: «Древняя Греция».

1

Вклад древних эллинов в мировую культуру. Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и Афинском полисе. Особенности афинской демократии.

50

Древнейший Рим

1

Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти.

51

Завоевание Римом Италии

1

Возникновение республики. Консулы – ежегодно выбираемые правители Рима. Борьба плебеев за свои права. Народный трибун и право вето. Нашествие галлов. Военные победы римлян. Битвы с Пирром. Пиррова победа. Установление господства Рима над Италией. Решение земельного вопроса для плебеев.

52

Устройство Римской республики

1

Плебеи – равноправные граждане Рима. Отмена долгового рабства. Выборы двух консулов. Принятие законов. Роль Сената в Риме. Римское войско и римские легионы. Тит Ливий о легионах. Одежда римлян. Гадания в Риме.

53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

1

Карфаген – стратегический узел в Западном Средиземноморье. Первые победы Рима над Карфагеном. Создание военного флота. Захват Сицилии. Вторая война с Карфагеном. Вторжение войск Ганнибала в Италию. Разгром римлян при Каннах. Изменение стратегии римлян в войне с Ганнибалом. Первая морская победа римлян. Окончание войны. Победа Сципиона над Ганнибалом при Заме. Установление господства Рима Западном Средиземноморье.

54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье

1

Рост Римского государства. Политика Рима «разделяй и властвуй». Подчинение Греции Риму. Поражение Сирии и Македонии. Разрушение Коринфа. Сенатор Катон – автор сценария гибели Карфагена. Смерть Ганнибала. Средиземноморье – провинция Рима.

55

Рабство в Древнем Риме

1

Завоевательные походы Рима – главный источник рабства. Политика Рима в провинциях. Наместники. Раб – «говорящее орудие». Гладиаторские игры – любимое зрелище римлян. Амфитеатры. Римские ученые о рабах.

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Дальние заморские походы и разорение земледельцев Италии. Потеря имущества бедняками. Обнищание населения. Заступник бедняков Тиберий Гракх. Принятие земельного закона Тиберия Гракха. Гибель Тиберия. Дальнейшее разорение земледельцев Италии. Гай Гракх—продолжатель дела брата. Гибель Гая.

57

Восстание Спартака

1

Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие к свободе. Обеспокоенность римского Сената небывалым размахом восстания. Разгром армии рабов римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших.

58

Единовластие Цезаря

1

Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны — опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате.

59

Установление империи

1

Поражение сторонников республики. Бегство заговорщиков из Рима. Борьба Антония и Октавиана за единовластие. Роль Клеопатры в судьбе Антония. Победа флота Октавиана у мыса Акций. Окончание гражданских войн в Италии и провинциях. Власть и правление Октавиана Августа. Превращение Римского государства в империю. Меценат и поэт Гораций. Гибель Цицерон – римского философа. Поэма Вергилия «Энеида».

60

Соседи Римской империи

1

Установление мира с Парфией. Разгром римских легионов германцами. Главные враги Римской империи. Образ жизни и верования германцев. Предки славянских народов: римские писатели о славянах, их занятия, образ жизни и верования. Дороги Римской империи.

61

Рим при императоре Нероне


Складывание культа императоров. Актер на императорском троне. Тацит о Нероне. Падение нравственности: расцвет доносительства. Нерон и Сенека. Пожар в Риме. Преследования христиан. Массовое восстание и гибель Нерона.

62

Первые христиане и их учение

1

Проповедник Иисус из Палестины. Предательство Иуды. Распространение христианства. Моральные нормы Нагорной проповеди. Идея равенства всех людей перед Богом. Христиане – почитатели Иисуса, Божьего избранника. Преследования римскими властями христиан.

63


Расцвет Римской империи во II в.

Вечный город и его жители

1


Неэффективность рабского труда. Возникновение и развитие колоната. Правление Траяна – «лучшего из императоров». Тацит о Траяне. Военные успехи Траяна – последние завоевания римлян. Масштабное строительство в Риме и провинциях на века. Новое в строительном ремесле. Обустройство в провинциях империи.

Все дороги ведут в Рим. Архитектурный облик Рима. Колизей. Пантеон. Римский скульптурный портрет. Особняки на городских холмах. Многоэтажные дома в низинах между холмами. Обустройство повседневности римлян. Термы в жизни и культуре римлянина. «Хлеб и зрелища» для бедноты. Большой цирк в Риме.

64

Промежуточная аттестация

1


65

Римская империя при Константине

1

Рим и варвары. Правление Константина. Увеличение численности армии. Прикрепление колонов к земле. Признание христианства. Усиление влияния римского епископа (папы). Основание Константинополя и перенесение столицы на Восток.

66

Взятие Рима варварами

1

Разделение Римской империи на два самостоятельных государства. Наемники в римской армии. Взятие Рима готами. Падение Западной Римской империи.

Византия как преемница Римской империи. Конец эпохи античности.

67-68

Резервные уроки.

2

Признаки цивилизации Рима и Греции. Народовластие в Греции и Риме. Роль граждан в управлении гос-вом. Нравы. Любовь к Отечеству. Отличие греческого полиса и Римской республики от гос-в Др. Востока. Вклад народов древности в мировую культуру.



3.1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся, форм организации учебных занятий.

№ п/п

Тема,

раздел

Количество часов

Характеристика основных видов деятельности учеников

Формы организаций учебных занятий

1

Введение

1

Раскрывают значение терминов история, исторический источник. Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю

 Основными формами организации учебных занятий являются:

- познавательные уроки; викторины; урок-экскурсия в прошлое; комбинированные уроки

2

Древнейшие люди

1

Комментируют и формулируют понятия: первобытные люди, орудие труда, собирательство. Сравнивают первобытного и современного человека.

На занятиях можно использовать следующие формы и методы работы:

 

- Работа с картой («Чтение карты»), схемой

 

- Чтение и обобщение фактов из литературного источника.


- Составление вопросов к тексту, ответы на них

 

- Комментированное чтение текста

 

- Составление простого и сложного плана

 

- Составление сравнительных, хронологических таблиц

 

- Составление кластера

 

- Подбор фактов, подтверждающих или опровергающих гипотезу

 

- Составление логической схемы, цепочки

 

 Анализ исторического источника


Работа с историческими источниками:

• читать историческую карту с опорой на легенду, определять и показывать местоположение историко-географических объектов;

• проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);

• сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различие.

Описание (реконструкция):

• рассказывать (в связной монологической форме) или письменно об исторических событиях, их участниках или исторических деятелях на основе 2-3 источников исторических знаний;

• характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;

• на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы и т.д. составлять описание важнейших памятников культуры народов Древнего Востока, Греции, Рима, выражать свое отношение к ним; характеризовать вклад древних народов в мировую культуру. 
Анализ, объяснение:

• различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);

• называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

• раскрывать смысл, значение исторических терминов, понятий, крылатых выражений;

• сравнивать природные условия, факты, события, личности, а также исторические явления в странах Древнего Востока, Греции, Рима, выделяя сходство и различия;

• излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

• давать оценку историческим явлениям, событиям и личностям, высказывая при этом собственные суждения с использованием в своей речи основных исторических терминов и понятий;

• оценивать исторический вклад народов древности в мировую историю.




3

Первобытные охотники и собиратели.

1

Исследуют на ист.карте географию расселения первобытных людей. Составляют сравнительную таблицу «Родовая и соседская община».

4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1

Работа с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах.

5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1

Схематически изображают и управление родовой общиной и племенем.

6

Появление неравенства и знати.

1

Определяют понятия ремесло, выявляют причины возникновения неравенства и последствия данного процесса.

7

ПОУ по теме «Первобытное общество»

1

Решают проблемные и развивающие задачи.

8

Чет лет в истории.

1

Решение исторических задач и проблемных ситуаций на счет времени. Работа с лентой времени.

9

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

1

Работа с картой.

10

Быт земледельцев и ремесленников.

1

Иллюстрируют быт египтян.

11

Жизнь египетского вельможи

1

Работа в малых группах по определенному заданию.

12

Военные походы фараонов

1

Заполнение таблицы военных походов египетских фараонов.


13

Религия древних египтян

1

Творчески разрабатывают сюжеты для инсценирования на уроке по теме параграфа.

14

Искусство Древнего Египта

1

Готовят презентации по выбранной теме.


15

Письменность и знания древних египтян

1

Работа с учебником.

16

ПОУ по теме:

« Древний Египет».

1

Разгадывают шарады, кроссворды (индивидуально и в сотрудничестве с соседом по парте).

17

Древнее Двуречье

1

Исследуют на ист.карте географию расселения жителей междуречья

18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

Чтение и обобщение фактов из исторического источника.

19

Финикийские мореплаватели

1

Составляют путь, по которому плавали финикийские купцы (работа с картой).

20

Древние евреи.

1

Чтение и обобщение фактов исторического источника.

21

Древнееврейское царство и его правители.

1

Решают развивающие и проблемные задачи с использованием видеоресурсов.

22

Ассирийская держава

1

Работа с картой.

23

Образование Персидской державы.

1

Работа в группах: пересказ легенд о персидских царях от лица разных персонажей.

24

Природа и люди Древней Индии

1

Исследуют на ист.карте географию расселения и природные условия.

25

Индийские касты

1

Составляют простой план пунктов параграфа по выбору.

26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

Ведут поиск по карте и комментируют местоположение Китая.


27

Первый властелин единого Китая

1

Составление кроссворда по тематике урока.

28

ПОУ по разделу: « Древний Восток».

1

Выполнять задания на понимание, осмысление изученного материала, словарный диктант.


29

Греки и критяне

1

Работа с картой.

30

Микены и Троя

1

Работать в малых группах по дифференцированным заданиям. Работа с лентой времени: обозначать падение Вавилона, объединение Цинь Шихуаном Китая, Троянскую войну.


31

Поэма Гомера «Илиада»

1

Работа с учебником.


32

Поэма Гомера «Одиссея»

1

В группах соотносят с картой путь Одиссея домой, в Итаку. Чтение текст с пометками на полях: понятно или нет, известно или нет.

33

Религия древних греков

1

Сравнивают пантеон богов египтян и греков, работа с источниками.

34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

Находят на карте и устно комментируют положение Аттики, занятия ее населения.

35

Зарождение демократии в Афинах

1

Составляют хронологию проведения реформ Солона, работа с источниками.

36

Древняя Спарта

1

Составляют кодекс моральных норм для спартанского юноши.

Находят новые слова в тексте и составляют к ним вопросы.

37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

Работа по карте.

Работа с иллюстрациями (комментируют наряд грека).


38

Олимпийские игры в древности

1

Составляют развернутый план одной части параграфа.

39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

Используя информацию видеофильма, презентации, составляют собственный рассказ о Марафонской битве.

40

Нашествие персидских войск на Элладу

1

Заполняют таблицу Греко-персидских войны. Используя информацию видеофильма, презентации, составить собственный рассказ – о создании военного флота; - о Фермопильском сражении; - о Саламинской битве.

41

В гаванях афинского порта Пирей.

1

Сравнивают военную и торговые гавани. Составление кластера.

42

В городе богини Афины

1

Составление кроссворда.

43

В афинских школах и гимнасиях.

1

Выполнение практической работы с текстом по дифференцированным заданиям.

44

В театре Диониса

1

Работа с иллюстрациями.

45

Афинская демократия при Перикле

1

Составляют схему управления Афинами при Перикле.

46

Города Эллады подчиняются Македонии

1

Заполнение таблицы.

47

Поход Александра Македонского на Восток

1

Работа с картой.

48

В Александрии Египетской

1

Показывают на карте государства, образовавшиеся в ходе распада державы.

49

ПОУ по разделу: «Древняя Греция».

1

Выполняют тестовые задания.

50

Древнейший Рим

1

Анализ карты (географическое положение Рима, природно-климатические условия, дату основания Рима.


51

Завоевание Римом Италии

1

Работа с текстом учебника, работа с картой.

52

Устройство Римской республики

1

Составление схемы управления Римской республикой.


53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

1

Составление таблицы, работа с картой.


54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье

1

Работа с картой. Описание по рисунку триумфа.

55

Рабство в Древнем Риме

1

Сост. рассказа от имени рабов, выполнявших разные виды работ.

56

Земельный закон братьев Гракхов

1

Работа с текстом учебника.


57

Восстание Спартака

1

Составляют рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса.

58

Единовластие Цезаря

1

Определяют понятия диктатор, хронологию установления единовластия Цезаря, причины гибели.

59

Установление империи

1

Составлять кроссворд по одному из пунктов параграфа.

60

Соседи Римской империи

1

Показывают на карте территории расселения народов, попавших под власть империи. Комментируют иллюстрации на страницах учебника.

61

Рим при императоре Нероне


Сост. задания, вопросы, обмениваться ими.

62

Первые христиане и их учение

1

Работа с текстом и дополнительными источниками.

63


Расцвет Римской империи во II в.

Вечный город и его жители

1


Составляют предложения с новыми словами.

Инсценируют виртуальную экскурсию (презентация) и составляют рассказ от лица разных персонажей об одном дне в Риме.

64

Промежуточная аттестация

1


65

Римская империя при Константине

1

Составляют рассказ о Риме с опорой на иллюстрции.

66

Взятие Рима варварами

1

Работа с текстом учебника.


67-68

Резерв

2




3.2. Календарно-тематическое планирование «Всеобщая история» 5 класс (68ч.)



№ п/п

Тема

Количество часов

Дата

План

Факт

1

Введение

1



2

Древнейшие люди

1




.




3

Первобытные охотники и собиратели.

1



4

Возникновение искусства и религиозных верований.

1



5

Возникновение земледелия и скотоводства.

1



6

Появление неравенства и знати.

1



7

ПОУ по теме «Первобытное общество»

1



8

Чет лет в истории.

1



9

Местоположение и природные условия Древнего Египта.

1



10

Быт земледельцев и ремесленников.

1



11

Жизнь египетского вельможи

1



12

Военные походы фараонов

1



13

Религия древних египтян

1



14

Искусство Древнего Египта

1



15

Письменность и знания древних египтян

1



16

ПОУ по теме: « Древний Египет». Страна большого Хапи.

1



17

Древнее Двуречье

1



18

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1



19

Финикийские мореплаватели

1



20

Древние евреи.

1



21

Древнееврейское царство и его правители.

1



22

Ассирийская держава

1



23

Образование Персидской державы.

1



24

Природа и люди Древней Индии

1



25

Индийские касты

1



26

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1



27

Первый властелин единого Китая

1



28

ПОУ по разделу: « Древний Восток».

1



29

Греки и критяне

1



30

Микены и Троя

1



31

Поэма Гомера «Илиада»

1



32

Поэма Гомера «Одиссея»

1



33

Религия древних греков

1



34

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1



35

Зарождение демократии в Афинах

1



36

Древняя Спарта

1



37

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1



38

Олимпийские игры в древности

1



39

Победа греков над персами в Марафонской битве

1



40

Нашествие персидских войск на Элладу

1



41

В гаванях афинского порта Пирей.

1



42

В городе богини Афины

1



43

В афинских школах и гимнасиях.

1



44

В театре Диониса

1



45

Афинская демократия при Перикле

1



46

Города Эллады подчиняются Македонии

1



47

Поход Александра Македонского на Восток

1



48

В Александрии Египетской

1



49

ПОУ по разделу: «Древняя Греция».

1



50

Древнейший Рим

1



51

Завоевание Римом Италии

1



52

Устройство Римской республики

1



53

Карфаген – преграда на пути к Сицилии.

1



54

Установление господства Рима во всем Восточном Средиземно-морье

1



55

Рабство в Древнем Риме

1



56

Земельный закон братьев Гракхов

1



57

Восстание Спартака

1



58

Единовластие Цезаря

1



59

Установление империи

1



60

Соседи Римской империи

1



61

Рим при императоре Нероне




62

Первые христиане и их учение

1



63


Расцвет Римской империи во II в. Вечный город и его жители

1



64

Промежуточная аттестация




65

Римская империя при Константине

1



66

Взятие Рима варварами

1



67-68

Резерв

2